Ю.В. Рождественский
§ 1. Культура и стиль
В современном русском толковании слова «культура» есть две тенденции. Первая может быть названа «словарной». В соответствии со словарями, русскими и иностранными, словом «культура» называется «совокупность человеческих достижений». Каждое из достижений составляет факт культуры, содержащий правило или прецедент деятельности. Вторая тенденция состоит в том, чтобы считать культурой сам процесс творчества, прежде всего в области эстетики и развлечений, где проявляется творческая индивидуальность художника. В таком значении слово «культура» совпадает со словом «стиль» – форма поступка. Это противопоставление значимо. Соотношение «словарного» и «стилевого» понимания указывает на их связь и противопоставление.
Современное массовое сознание, зависящее во многом от средств массовой информации (радио, кино, телевидение, массовая пресса), склонно понимать стиль только как поведение человека. Это связано с так называемой массовой культурой, основанной на действиях «массовых кумиров». Под массовым кумиром ( mass idol ) понимается такой деятель массовых развлечений, которого, пользуясь соответствующей фразеологией, «раскручивают»: рекламируют его выступления, тиражируют его произведения на пластинках, видеокассетах, в публикациях печатной продукции, создают рынок потребления этого «массового кумира».
В прямой связи с этим массовое сознание расширяет понимание культуры до культурности занятия. Под культурностью профессионального занятия понимается образованность профессионала и мера его трудового искусства вместе с общей эрудицией. При таком понимании культура сводится к индивидуальному творчеству, к тем поновлениям, которые может внести индивидуальное творчество. По этой схеме индивидуальное творчество используется далее массой путем подражания.
Наиболее ярко это представлено, например, в создании моды на костюм: модельер как законодатель моды создает новый костюмный образ, созданный образ демонстрируется на подиуме, художественная критика его отклоняет или одобряет. После этого на общей основе идеи данного образа художник разрабатывает бытовой костюм для конфекции. Потребители покупают и носят, подчиняясь движению моды, и так до следующего сезона, наполняющего «улицу» уже новыми образами моды.
В принципе этот круг объяснений движения стиля родился в психологической философии языка, когда творец нового слова создавал прецеденты словотворчества, а народ либо признавал, либо отклонял и забывал их. В.В. Виноградов называл такое понимание динамики стиля «чоховым», т.к. видел в этом упрощение реальных процессов стилетворчества. Реальные процессы стилетворчества, по В.В. Виноградову, значительно сложнее. Они включают в себя не только разделение труда в области стилетворчества, но и социальную обусловленность стилевых поновлений, особенно культурную обусловленность.
Понимание зависимости стилетворчества от внутренних (разделение труда) и внешних (культурных и социальных предпосылок) факторов свойственно и серьезным творцам. Они вынуждены считаться с материальным окружением, умонастроением публики (в том числе с политическим со знанием), культурной традицией и еще с какими-то другими факторами, которые должны существовать на основе интуиции.
Вместе с тем все признают, что любое новообразование в любой сфере деятельности возможно только тогда, когда оно входит в определенную традицию, которую ассоциируют со сложившейся в прошлом культурой. Вхождение в традицию гарантирует успех новообразованию: прошлое как бы подкрепляет сегодняшнее и будущее, но истоки новообразования все же лежат где-то в глубинах фантазии и интуиции. Это связано с тем, что культура воспринимается как нечто целое, единое, не имеющее структуры и не содержащее противоречий. Так, рассматривая сравнительно культуры Запада и Востока, отмечают черты их сходства и различия как характерные признаки разных совокупностей. При этом не обращают внимания на то, что общество является носителем этих совокупностей, а само общество с точки зрения культуры не едино. Разные части общества по-разному соотнесены с формами культуры.
Обращаясь к словарным названиям культуры, замечаем, что они в русском языке обладают разными, с точки зрения грамматики, определениями. В одном случае определения выражены относительными прилагательными: физическая культура, духовная культура, материальная культура. Этот список закрыт. Он насчитывает только три определения. Определения, выраженные родительным падежом существительных, напротив, содержат открытый список выражений: культура профессии, культура общества, культура народа, культура личности, культура стола, культура бани, культура питья и др. подобное.
В этом втором списке ряд определений, выраженных родительным падежом, может быть трансформирован в определения, выраженные относительными прилагательными: культура личности – личная культура, культура общества – общественная культура, культура народа – народная культура. Другие же определения не допускают такой трансформации: культура стола – «столовая культура».
Трансформируемые определения различаются значениями трансформ. Так, народная культура предполагает синоним фольклорная культура, а культура народа предполагает синоним культура общества, личная культура предполагает синоним индивидуальная культура, т.е. культура, принадлежащая не целому коллективу или обществу в целом, а только отдельному человеку как особый разряд культурных явлений, тогда как культура личности – личная культура – обозначает культуру определенной личности.
Определения, выраженные родительным падежом, таким образом, по смыслу разделяются на культуру занятия (культура стола, культура труда и т.п.) и владельца культуры – культура личности, культура народа.
Таким образом, по языковым признакам различаются:
§ формы культуры (физическая, духовная, материальная);
§ культура занятий (культура стола, культура труда);
§ принадлежность культуры (культура личности, культура народа).
Каждое явление культуры несет в себе отражение всех форм культуры. Культура занятий дает представление о пользовании нормами культуры, а принадлежность культуры указывает на то, кто является владельцем культуры. Формы культуры определяют строение факта культуры.
Кроме этого, существуют сложные слова, содержащие основу «культура». Это слова «антикультура» и «контркультура». Оба эти слова обозначают не вандализм как разрушение культуры, а особую культуру, которая направлена против общепринятой культуры. Эта направленность против общепринятой культуры отражает то, что часть людей, составляющих общество, создает свою культуру занятий или занятия, которые противопоставляются другой части людей, которые пользуются общепринятой культурой того же занятия. Они связаны с отношением культуры и стиля.
Слово «антикультура» обозначает такую систему сложившихся норм, которая противопоставлена общепринятым нормам. Слово «контркультура» обозначает борьбу с культурной традицией ради утверждения нового стиля с целью сложения новых норм.
§ 2. Формы культуры
Для установления различий и противоречий между людьми, основанных на культуре, важен аспект обладания культурой. Культура занятий может быть большей или меньшей в зависимости от того, как подготовлен человек в культуре своего занятия. Это противоречие выражается в конкуренции людей в их деятельности. Большая степень культурной подготовки дает преимущества в конкуренции. В конкуренции сказывается также и характер культурной подготовки. С этой точки зрения человечество разделяется на народы более или менее культурные, обладающие большим или меньшим запасом культурных фактов, в лучшей группировке и с лучшими или худшими условиями культуропользования. Например, европейская культура оказалась к концу XX века в предпочтительном положении по отношению к культурам Китая, Индии, Индонезии и примыкающим к ним ареалам культуры.
Поэтому на рубеже XX и XXI веков страны Востока активно подпитываются европейской культурой .
Аспект обладания культурой расчленяет общество на группы в пределах одной страны, одного общества на одной территории. В этом случае существенно различное отношение к формам культуры. Это проявляется в том, какими формами культуры располагают те или иные группы людей внутри одного и того же народа.
Общество структурируется внутри себя по отношению к формам культуры. Эту структуру удобно обнаружить применением дистрибутивного метода (см. таблицу).
Структура общества |
Материальная культура |
Духовная культура |
Физическая культура |
1 Культура страны |
+ |
+ |
+ |
2. Культура народа |
— |
+ |
+ |
3. Культура края |
+ |
+ |
— |
4. Культура профессии |
+ |
— |
+ |
5. Культура анклава |
+ |
— |
— |
6. Культура землячества |
— |
+ |
— |
7. Культура поколения |
— |
— |
+ |
8. Культура особых малых групп, антикультура |
— |
— |
— |
Приведем примеры: 1. Культура страны, например, культура Российской Федерации; 2. Культура народа, например, русская культура; 3. Культура края, например, культура Тверской области; 4. Культура профессии, с профессиональным разделением труда, характеризует людей особой профессии, например, строители, юристы, военные; 5. Культура анклава, например, культура Калининградской области; 6. Культура землячества, например, еврейская культура в Российской Федерации; 7. Культура поколений, например, лица, родившиеся в РФ в определенное время; 8. Антикультура, например, «воры в законе».
§ 3. Культурные устремления
В каждом факте культуры слиты все три формы культуры: физическая, духовная, материальная. Иное дело человек или группа людей. Им не обязательно присущи все три формы культуры в их соединении, характеризующем данного человека или группу.
Ребенок до того, как он заговорил, обладает только начальной физической культурой: гигиеной, правильным питанием, обучается прямохождению. Группировки людей различаются по тому, какие формы культуры им исключительно присущи.
Культура народа, в нашем примере русская культура, лишена своей специфичной материальной культуры, т.к. материальная культура России принадлежит всем народам России.
Культура края, в нашем примере культура Тверской области, не содержит особых признаков физической культуры именно Тверской области. Нет особой тверской системы физической культуры.
Культура профессии, в нашем примере культура строителей, юристов, военных и т.п. Она не содержит особой духовной культуры: особых форм искусства, морали, общих знаний.
Культура анклава, в нашем примере культура Калининградской области, населенной русскими с их духовной и физической культурой, но материальная культура осталась немецкой, не своей. Особой калининградской духовной и физической культуры – нет.
Культура землячества, в нашем примере еврейская культура в РФ, отличается тем, что не имеет ни своей материальной, ни своей физической культуры, но чтит иудейскую религию и потому располагает своей особой духовной культурой, но не своей материальной и физической культурой.
Культура поколения – дети и молодые люди, которые еще не образовали своей материальной и своей духовной культуры, но с рождения овладевают физической культурой.
«Антикультура» – представлена, например, «ворами в законе», которые противопоставляют себя всему обществу в культурном отношении.
Социальная структура общества, разделенная по формам культуры, может дать представление о социальной динамике общества и его частей. Динамика видна там, где нет полного комплекса всех трех форм культуры. Этим объясняется, что любой факт культуры становится неполным, если в нем не представлены все формы культуры, и потому он недостаточен для культурообладания.
§ 4. Примеры культурных устремлений
Восполнение недостающих форм культуры у той или иной группы населения назовем владельческими культурными устремлениями.
Разделение населения страны по группам владения культурой имеет типологический характер. Этот значит, во-первых, что эти классы условны, т.к. выведены по заранее созданным, хотя и реальным признакам. Во-вторых, они вневременные, т.е. в равной мере относятся к любому историческому времени существования общества.
Так, до создания государственных образований на территории современной России, в условиях фольклорного, допись менного бытования людей, эти классы были уже представлены. Например, на территории современной Московской области постоянно обитали проторусские (славяне) и протомеряне (финно-угры), каждый со своей духовной и физической культурой (культура народа). В целом существовал определенный уровень материально-культурного освоения этой местности, которому отвечали соответствующие обычаи и нравы (культура края), имелось ремесло и сельское хозяйство, а также и сословие жрецов. Каждое из этих делений требовало своего физического воспитания и своей профессиональной подготовки и соответственно оборудованных мест приложения труда: создания пахотных земель среди лесов, разработок месторождений глины, оборудования усадеб, мест поселения, источников энергии, пользования водой и т.п. Так формировалась культура профессий. Если среди этого населения появлялись поселения, принадлежащие балтам, как это показывают археологические памятники Тверской области, то среди славян и финно-угров появлялся балтский анклав.
Финно-угорские или славянские выселенцы в степь оказывались в окружении тюркских народов. Если они не формировали своего анклава, то оказывались живущими диффузно между тюрками, но сохраняли своих богов. Это делало их связи между собой землячеством.
Важнейшим моментом для всех обитателей было умножение населения и приобщение молодого поколения к культуре. Степень посвящения в культуру, в частности, формально определяемая инициацией, различала поколения по ступеням введения в физическую, духовную и материальную культуру. Так различались поколения по культурному признаку. Наконец, нарушение обычаев и традиций ставило нарушителя в положение антиобщественного существа, изгнанника.
Этот пример показывает, что с момента становления культуры и до наших дней типологическая классификация равно может быть применима к обществу. Но она касается групп внутри общества, а не отдельных людей, которые могут принадлежать постоянно или временно к разным классам одновременно.
В этом различие между культурой общества и культурой личности, культурная структура которой определяется иными способами и принципами. Это такие принципы, как семейное происхождение, характер образования, трудовые навыки, идеалы и другое подобное.
Типологическая классификация, благодаря всеобщности, может играть роль средства измерения, характеризующего культурную историю общества и различие обществ с точки зрения их культурно-классовых составов.
Культура является для каждого нового поколения наследуемым имуществом, которое каждое новое поколение получает даром. «Богатый Север» и «Бедный Юг» различаются главным образом уровнем наследуемой культуры. Более высокая культура образует более комфортную жизнь при прочих равных возможностях.
В отличие от культуры общества личности, происходящие из обществ с меньшим уровнем культуры, желают оказаться в обществе с более высоким уровнем культуры. Эти личности мигрируют из местностей со сравнительно низким уровнем культуры в общества с более высоким уровнем культуры. Так, современная Западная Европа постепенно принимает выходцев из стран Ближнего Востока, Африки, с Балкан и из Восточной Европы. Этим путем формируются землячества арабов, турок, сербов, хорватов, поляков, русских, евреев в современной Германии и Франции.
Это движение из «Бедного Юга» в «Богатый Север» создает новую культурную ситуацию в странах Европы. В истории известны и другие походы «за культурой». Их движения по своим целям могли быть противоположны созданию землячеств. Люди двигались, напротив, на неокультуренные территории из окультуренных. Например, движение русских в Сибирь, на юг России, на север. Или колонизация территорий обеих Америк из Европы, колонизации Австралии и Новой Зеландии.
Смысл этих движений состоял в том, что на новых территориях формировались анклавы. Цель формирования анклавов состояла в том, чтобы, пользуясь преимуществами развитой духовной и физической культуры, построить в этих колониях высокую материальную культуру. Так же было с колонизацией Америки и Австралии.
Миграции, как видим, ведутся и велись с разными целями: захвата культуры или, напротив, создания культуры. Иногда эти цели переплетались. Так, например, в результате крестовых походов было создано Иерусалимское королевство – анклав западных пилигримов. По своим идеям оно было колониальным – принесение христианской культуры, а по своим фактическим целям – создание землячества с целью воспользоваться более высокой материальной культурой арабов того времени.
Движение германцев на Рим, в Причерноморье и в Африку имело ту же двойственность, как и движение гуннов и вообще тюрков и монголов на Запад и на Юг. Идеология этих движений состояла в установлении своей культуры на новой территории, а фактическая цель – захват итогов чужого культуросозидающего труда.
Различие колонизационной и захватнической миграций отразилось на их судьбах. Удержались только культуросозидательные движения, а движения, имеющие целью захват культуры, обращались в землячества, а их носители растворялись в коренном населении.
Другим типом культурно-классовых изменений в структуре общества является развитие сословного строя и близкого к нему цехового строя и, наконец, профессиональных организаций, фирм и др. Этот класс в своей исторической последовательности распределяется в соответствии с технологией и является результатом присообщения к технологиям людей на основе наследования профессиональных навыков либо через семью, либо через профессиональное обучение.
Этот тип культурных движений связан не с перемещением по территории, а, напротив, с развитием культуры в одной данной местности, где развивается тип профессиональной деятельности, формирующий определенную материальную культуру и связанную с ней и обеспечивающую ее физическую культуру.
Этот тип культурного движения основан на секретах дела, в которые не должны быть посвящены другие люди. Так, браминская каста хранила веды и храмовую культуру древней Индии, средневековые европейские цеха хранили свои секреты, современные фирмы имеют коммерческие тайны, равно как существуют тайны партийной политики, государственной политики и другое подобное.
Наличие тайны или секрета, возникающих вследствие разделения труда, не предполагает того, чтобы люди, хранящие тайну, были изолированы от общей духовной жизни и общей духовной культуры. Они отделяются от общей жизни в духе только в своем занятии, например, военные связаны присягой и обладают профессиональной физической подготовкой. Назовем такой класс людей профессиональной культурной группировкой.
Еще одним классом, развивающим культуру вне миграции, является разделение людей, живущих на определенной территории внутри общей территории, по роду занятий родственных народов. Изначально это фольклорная культура, основанная на единстве физической и духовной подготовки. Фольклорная культура не выделяет профессиональных культурных группировок, а только имеет их как бы в зародыше. Поэтому люди, связанные фольклорной культурой, не имеют профессиональных культурных группировок. Фольклорная культура сохраняется и тогда, когда коллектив, связанный единым фольклором, меняет место обитания.
Разрастание фольклорного коллектива до племени и народности сохраняет универсальную представленность профессиональных группировок и независимость от смены территории. Так, ханты и манси откочевали с Южного Урала на Северное Приобье, сохранив свою идентичность как культурных объединений. В историческое и доисторическое время (фиксируемое данными археологии) они перемещались по территории восточной Европы и Сибири. То же следует сказать о движениях тюрок, индоевропейцев, банту, полинезийцев и других народов. Для этих культурных группировок характерна несущественность признака материальной культуры для сохранения своей культурной идентичности. Чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы и другие народы Кавказа были вывезены насильно, но сохранили свою культурную идентичность благодаря своей духовной культуре. Основная масса таких культурных классов: фольклорных коллективов, племен, народностей – сохраняет свою идентичность благодаря особенностям народной физической культуры и своеобразию духовной культуры, закрепленной в языке и других средствах семиотики.
Особым разделением культуры на классы является культура края. Культура края может вмещать разные родовые или племенные группировки, хотя это и не обязательно. Важнейшим признаком культуры края является территория в определенных освоенных границах. Границы выделяются потому, что они составляют материально-культурный комплекс. В старых русских документах это обозначалось формулой «куда топор и коса ходили», имея в виду, что между краями существовали разделяющие их неосвоенные территории.
С развитием материальной культуры край получает административные и государственные границы, которые, как правило, оформляют единый комплекс материальной культуры. Такой единый комплекс материальной культуры обладает своей духовной культурой, обслуживающей этот комплекс. Так, во времена племенной организации Древней Руси разграничивалась территория радимичей, полян, древлян, северцев, новгородских славян и др. Для каждой был характерен свой тип орнамента, устного творчества, танца и др. В феодальной Руси сохранялось примерно то же деление, но в каждом краю складывались свои святыни, своя летопись, свой состав библиотек и другое подобное.
Создание русского государства в XVII – XVIII вв. в основном сохранило границы феодальной Руси как административные границы, соединило края общей властью московского царя, а затем императора, но не разрушило краевого деления. Это отразилось, в частности, даже в ранжировании дворянства. Так, кашинский или коломенский сын боярский мог быть по служебной претензии равен тверскому или рязанскому дворянину, не говоря уже о московском. В каждом краю различался состав населения, его занятия и соответствующие им профессиональные группы, а также своя жизнь в духовной культуре (свои монастыри, святые места, почитаемые иконы, местные святые и другое подобное).
Краевой тип культурного разделения ярко проявился в Смутное время, когда мятежный Юг и Польская Украина, прежде всего казаки, оказались противопоставленными верным Московскому престолу районам, так называемым Замосковью, Северной и Немецкой Украине. Любопытно, что в военной географии гражданской войны 1918 – 1922 гг. наблюдается та же тенденция. Эти примеры, особенно военные, показывают различия духовно-культурных объединений по краевому признаку.
История любого народа в Европе, в Индии, в Китае дает сходную картину устойчивости краевой культуры, и примеры можно основательно умножить.
§ 5. Стилевые устремления
Последней разновидностью или владельческим классом внутри общества является поколение. Известно, что каждое поколение отличается своей суммой особенностей поведения, а поскольку поведение строится на культуре, то отличается и своим отношением к культуре. Самым простым отношением нового поколения к культуре является усвоение культуры предшествующих поколений – обучение культуре и культурное воспитание. В процессе обучения новое поколение формирует свои оценки культуре предшествующих поколений. И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» описал разницу оценок наличной культуры у старшего и младшего поколений как отношение нигилизма к традиции.
Это описание отразило действительное состояние общества. Связь поколений в культуре не есть простая передача культурных навыков и знаний. Это всегда переоценка существующей культуры. Фактические примеры таких переоценок можно привести из истории любого общества. Более всего переоценка касается духовной культуры, но она распространяется также и на материальную культуру. Новое поколение всегда по-новому относится к культурной традиции. Не говоря об оценках литературы и искусства, новое поколение может иначе подойти к обработке почвы, применению сельскохозяйственных культур, изменяет отношение к породам животных, строениям, инструментам, технологиям, считая их как бы не своими и требующими реформ или замены.
Критика и переоценка традиции у нового поколения сопровождается обычно попытками изменить форму поступков, предполагая свою форму поступков, т.е. новый стиль, по меньшей мере, в поведении. Вслед за этим могут быть созданы и новые духовные произведения... и произведения новой техники, и новые технологии.
Единственное, что не подвергается переоценке, критике и пересозданию – это физическая культура. Она воспринимается, как правило, некритично. Новации в ней принадлежат старшему поколению – педагогам и тренерам. Младшее поколение, особенно дети, воспринимают обучение физической культуре с младенчества и до завершения возраста юности механически. Лень не может быть признана критикой самой физической культуры.
Физическая культура – начальный пункт и основа образования. Она навязывается старшим поколением младшему.
Образование – исходный пункт создания нового стиля, но творцами нового стиля являются представители младшего поколения. Революции совершаются молодыми, как правило, против старых. Старые представляют консерватизм поведения, стремление удержать и передать культурные нормы.
Примеры показывают, что культурная структура общества имеет типологический характер и рост культуры, ее исторические трансформации совершаются так, что границы этих классов сохраняются. Восемь классов, из которых два полных, где представлены все формы культуры, и шесть неполных, в которых представлены не все формы культуры, могут служить языком – эталоном для сравнения культуры разных обществ, для типологического изучения динамики культуры.
§ 6. Динамика культуры
С точки зрения типологии общества можно выделить три основных процесса:
1) изменение культурной структуры общества под влиянием миграций – формирование землячеств и анклавов;
2) изменение культурной структуры общества под влиянием только внутреннего развития – формирование культуры края и культуры поколений;
3) формирование культурной выделенности одной группы людей по отношению к другим группам – культура профессии и культура народа.
Таким образом, можно сформулировать три признака культурной динамики: миграция, внутреннее развитие, культурная выделенность .
Классы в реальной истории культуры постоянно изменяют свой состав. Эти изменения происходят в двух отношениях: люди присваивают себе культуру и культура ассимилирует людей. Это два разных отношения. Отношение присвоения есть прямое приобретение фактов культуры, например, вывоз музейных ценностей или архивов. Отношение ассимилирования дается через образование, когда благодаря образованию люди могут пользоваться наличными фактами культуры (правилами и прецедентами деятельности). Кроме этих двух отношений существует еще третье – основное отношение: формирование культуры путем отбора ее фактов из текущей деятельности за счет социального механизма оценки отбора для хранения и пользования, т.е. в конечном счете, создания фактов культуры.
Отношение людей к культуре по категориям выглядит следующим образом (см. таблицу).
Классы людей |
Отбор |
Присвоение |
Ассимиляция |
Культура края |
— |
+ |
— |
Культура народа |
+ |
— |
— |
Культура поколения |
— |
— |
+ |
Культура профессии |
+ |
— |
+ |
Культура землячества |
— |
+ |
+ |
Культура анклава |
+ |
+ |
— |
Люди, принадлежащие к культуре края, считают ее своей собственностью, конкретно собственностью духовной и материальной культуры. Это выражается в денежной оценке фактов культуры, начиная от земельного кадастра и кончая произведениями искусства.
Люди, принадлежащие к культуре народа и расценивающие себя в этом качестве, занимаются созданием, сбором, отбором и кодификацией фактов культуры. Они оценивают факты культуры в их конкретном содержании, а не в денежном выражении, считая культуру бесценной.
Люди, занятые ассимиляцией культуры (новое поколение), не отбирают и не присваивают фактов культуры, но обучаются им. Они заняты культуропользованием. Поэтому они предъявляют свои требования к хранению, классификации и кодификации фактов культуры.
Между этими тремя категориями людей возникают типологические противоречия. Вот они:
1. Можно ли продать факт культуры? Лица, принадлежащие к культуре края, говорят на это «Да», а лица, принадлежащие к культуре народа и культуре поколения, возражают. Это противоречие возникает вокруг собственности на произведения культуры, которые обладают движимостью или туристической ценностью.
2. Люди, принадлежащие к культуре народа, бранят людей, принадлежащих к культуре края и культуре поколения, за невежество. Две последние категории бранят сторонников культуры народа за недоступность и небрежное хранение фактов культуры.
3. Лица, представляющие культуру поколений, формулируют принципы борьбы нового со старым («отцов и детей»). Все оставшиеся категории лиц упрекают младшее поколение в невежестве.
Так формируются противоречия:
1) продажность – непродажность (культуры);
2) хранимость – нехранимость (культуры);
3) новое – старое (в культуре).
Лица, принадлежащие к профессиям, землячествам и анклавам, формируют свою серию противоречий:
1. Культура профессии противопоставляется культуре землячеств и анклава как тайное – явному, секретное – несекретному.
2. Культура землячества противополагается культуре профессии и анклава по принципу: не создают новой культуры, паразитируют, не являются культуротворцами, тогда как лица, принадлежащие к культуре профессии и анклава, заявляют о себе как о творцах культуры.
3. Культура анклава противополагается остальным категориям по линии несамостоятельности в образовании, и, напротив, анклав хочет обрести свою самостоятельность в образовании и создании своей исключительной культуры.
Так формируются противоречия:
§ общедоступное – секретное (в культуре);
§ культуротворчество – культурная бесплодность;
§ образованность и культурная исключительность – необразованность.
Культурная основа этих противоречий становится явной тогда, когда рассматриваются верхняя и нижняя части таблицы порознь.
Эта система оценок вытекает из распределения людей по группам, культура которых не обладает полнотой форм культуры. Суммируя эту систему оценок, получаем отношения людей к культуре и понимание культурной ценности, с одной стороны, и оценку личностей по их отношению к культуре – с другой. Получается, что эти оценочные категории вызваны характером, распределения форм культуры между людьми.
Другой вывод состоит в том, что полнота форм культуры, представленная в культуре страны или антикультуре, ставит культуру вне оценок и, следовательно, делает ее незаметной и как бы несуществующей для обыденного сознания. Возникает то, что называется «забвением культуры». Оказывается, что «забвение культуры» характерно для благополучного общества (культура страны), в котором гармонично соединены все формы культуры. «Забвение культуры» – результат благополучия, который может вести к «культурному одичанию» членов общества в условиях объективно высокой культуры этого общества.
Этим объясняется то, что руководство страной финансирует культуру по «остаточному принципу», скупо. Но все культурные группы внутри общества критикуют правительство за «остаточный принцип» и пополняют культурные ресурсы путем самодеятельности, за счет спонсоров, доброхотных даяний и коллекционеров.
Рассматривая таблицу распределения людей по культурным классам: «отбор», «присвоение», «ассимиляция», убеждаемся в том, что верхняя половина таблицы представляет собой зеркальное отражение нижней. Каждая строчка верхней половины таблицы имеет аналог – одну из строчек нижней половины таблицы. Так, культура края имеет знак плюс в «присвоение», а культура профессии имеет в этом же столбце знак минус. Зато знаки плюс в столбцах «отбор» и «ассимиляция» восполняют соответствующие знаки минус в строке «Культура края».
Получаются следующие пары строк:
1. Культура края – культура профессии.
2. Культура народа – культура землячества.
3. Культура поколения – культура анклава.
Каждая пара строк в совокупности дает полноту форм культуры для этой пары и, следовательно, снимает оценки и создает ситуацию «забвения культуры». Для того чтобы сформировать такое состояние в каждой паре строк, создается как бы свой «рецепт развития культуры».
Край и его население будет считать себя достаточным, если в нем разовьется культура профессий. Рецепт состоит в следующем: «В данном крае надо стремиться развить особую, свою профессиональную деятельность».
В паре культура народа – культура землячества складывается следующий «рецепт»: «Землячество будет благополучным тогда, когда присвоит и ассимилирует культуру народа, среди которого оно обитает, и тем войдет в культуру страны».
В паре культура анклава – культура поколения складывается еще один «рецепт»: «Анклав должен пополняться все новыми поколениями культуротворцев и стилетворцев».
Эти три «рецепта»: «развитие профессий», «овладение культурой» и «пополнение поколениями», можно назвать уже не оценками, а основными культурными устремлениями общества.
Культурные оценки и культурные устремления общества характеризуют обычное состояние общества. Обычное состояние общества характеризуется тем, что культурные оценки в нем и культурные устремления вызваны характером распределения форм культуры среди населения страны.
Распределение форм культуры, таким образом, в нормальных условиях движет процесс созидания культуры.
§ 7. Вопросы социальной динамики
Политика имеет место там, где складываются конфликтные ситуации. Политики и создают, и регулируют конфликтные ситуации. Культурные устремления порождают свои сферы политической деятельности.
Соотношение культуры края и профессиональной культуры порождает экономические устремления, состоящие в том, что край ради развития профессий стремится получить инвестиции и поэтому развивает инфраструктуру.
Соотношение культуры землячества и культуры народа порождает образовательные устремления, т.к. только средствами образования возможно сгладить культурные противоречия между культурой землячества, с одной стороны, и культурой коренного народа – с другой. Эти образовательные устремления строятся на стандартах образования.
Соотношение культуры поколения и культуры анклава характеризуется миграционными устремлениями, т.к. новые поколения ищут места приложения своего труда, а анклав представляет собой такое место, которое склонно принять мигрантов.
Примеров таких устремлений и их реализаций много.
Экономические устремления проявляются в движении капиталов. Капиталы распределяются по территориям неравномерно. Гам, где культура края выше, туда устремляется капитал. С этим связан рост городов, независимо от причин становления города (укрепленное место, место сильной проявленности духовной культуры – святыни, образовательные центры, решения правительства и т.п.). Приток капиталов происходит в места развития транспортных сетей, в места с удобствами связи, в места с большим технологическим опытом, в места, где концентрируются наука и образование.
Образовательные устремления характеризуют те местности, где население многонационально. Это, на первый взгляд, кажется неочевидным. Однако цивилизационные центры всегда отличаются этнической поликультурностью. Так, становление китайской цивилизации, по суждениям этнографов, происходит как ассимиляция ханьцами окрестных варваров. Цивилизация Индии строится на сочетании ариев и дравидского населения. Древняя шумерская цивилизация связана с совместным пребыванием шумеров среди семитских народов. Греческая цивилизация основана на совместном бытии пеласгов, дорийцев и постоянно находится в контакте со всеми народами, среди которых располагались греческие полисы.
В наше время сложение образовательных центров также возникает там, где имеется многонациональное население. Примерами могут быть университетские города США и столичные города бывшего Советского Союза.
Колонизация (и имперские движения) существовали всегда по принципу миграции «на свободное место». Свободным является не только малонаселенное место или место, полностью лишенное населения, но и места, где существует недостаток в людях с определенного рода умениями. Например, заселение степей оседлым населением или заселение скотоводческим населением мест, где велось по преимуществу присваивающее хозяйство и др. подобное. Подобные передвижения осуществляются всегда. Например, в недавнее время специалисты определенных профилей приглашались на жительство и на работу из России в Австралию и ЮАР, а в советское время проходила колонизация Голодной степи в Узбекистане и разработка целины в Казахстане и в Сибири.
Экономические, образовательные и колонизационные устремления дают, с одной стороны, концентрацию разнородного по происхождению населения вокруг образовательных и культурных центров – это, так сказать, вертикальная составляющая культурной динамики. С другой стороны, эти устремления дают миграцию населения с целью окультуривания географического пространства, это, так сказать, горизонтальная составляющая культурной динамики. Обе эти составляющие зависят от экономических устремлений, которые позволяют конкретно наметить точки вертикального роста и площади горизонтального распространения.
Экономическая география показывает, что вертикальные и горизонтальные составляющие, определяемые культурными устремлениями, могут следовать друг за другом волнообразно. Так, в России бурный рост числа городов приходится на XVIII и XX века – время активной культурной политики и образовательных реформ. XVII и XIX вв. отмечены активными миграционными процессами – движениями в Сибирь, на Кавказ, Подонье и в Среднюю Азию. Но процессы роста городов и горизонтальных миграций могут идти одновременно, как, например, в России в XVI веке и на Руси в домонгольское время. В это время развитие городов сочеталось с распространением славянского народа на восток.
Аналогичные процессы можно наблюдать и в Западной Европе, и в Азии, и в античном мире, т.е. тогда, когда сохранились письменные свидетельства. Данные этнографии показывают, что оседлая жизнь народов в дописьменную эпоху скорее исключение, чем правило.
Культурные, экономические, образовательные и колонизационные устремления сопровождаются теми или иными политическими идеями. Для того, чтобы увидеть типологические закономерности возникновения и распространения таких идей, надо совместить разделение общества на части (классы, группы) по признакам форм культуры с таким же разделением по строительству культуры.
Выше были выделены три признака, характеризующие культурное строительство: «отбор», «присвоение», и «ассимиляция». Эти условные наименования скрывают за данными условными терминами основные процессы образования культуры.
«Отбор» предполагает, что из всей массы фактов текущей деятельности отбираются новые правила и прецеденты деятельности. Равным образом из прошлой текущей деятельности реконструируются прецеденты и правила, которые стали актуальными в данное время.
«Присвоение» означает сбор, хранение, систематизацию и кодификацию фактов культуры. В результате этой деятельности изменяется ценность отобранных и собранных фактов культуры. Они приобретают новое, в том числе и новое экономическое качество (возрастание стоимости предметов культуры, раньше имевших только утилитарную оценку).
«Ассимиляция» означает приведение людей к культуре через образование, просвещение, воспитание дома и через следование традиции.
Сопоставление классификации по формам культуры и по культурному строительству дает нам следующую таблицу:
Культурные классы людей |
Физическая культура |
Духовная культура |
Материальная культура |
Отбор |
Присвоение |
Ассимиляция |
Культура страны |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Культура народа |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
— |
Культура края |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
Культура поколения |
+ |
— |
— |
— |
— |
+ |
Культура анклава |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
Культура землячества |
— |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
Культура профессии |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
Антикультура |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Из таблицы видно, что культура страны и антикультура противостоят друг другу. Культура народа и культура края различены друг с другом и противопоставлены культуре анклава и культуре землячества, которые, в свою очередь, различены относительно друг друга. Культура профессии различена со всеми классами и не различена с культурой народа, антикультурой и культурой поколений. Культура поколений не различена ни с одной группой, но противопоставлена им всем.
Такая конфигурация позволяет провести сопоставления основных политических идей, имеющих вневременной характер, с признаками классов людей и тем установить истоки политических идей.
§ 8. Вопросы политических идеологий
Культура страны представлена всеми формами культуры и культурами народов, ее населяющих, а ее территория со всем объемом материальной культуры, расположенной на этой территории, объединяет эти народы. Регулярно осуществляется отбор правил и прецедентов деятельности, сохраняется владение этими ценностями и проводится общее обучение и воспитание. Все это вместе нуждается в сохранении и приумножении. Выпадение или ослабление одного из этих элементов уничтожит культуру страны, а вместе с тем поставит под сомнение существование самой страны. Средством борьбы за цельность культуры страны и ее культурное развитие является идея патриотизма. Любовь к Родине, составляющая основу идеи патриотизма, представляет собой постоянный интерес к ее культурному развитию подобно тому, как родители постоянно чувствуют интерес к развитию своего ребенка. В развитии ребенка и в развитии страны видится процветание в будущем. Чувство обеспечения процветающего будущего составляет суть патриотизма. Если по каким-либо причинам утрачивается эта любовь, надежда и вера в будущее, то утраченным оказывается и чувство патриотизма. Поэтому патриотизм как политическое поведение не допускает похуления страны или умаления ее достоинств, а также действий, которые могут к этому привести.
Патриотизму противопоставлен космополитизм. Под этим словом понимаем стремление части народа отказаться от родной культуры, культуры страны и приобрести духовную, материальную и физическую культуру других стран или другой страны для своих детей. Подлинный космополитизм проявляется, например, у некоторых корпораций внутри общества: «воров в законе», «контрабандистов», «террористов» или иных групп населения, желающих жить своим законом и обычаем. Для этого данные группы разрабатывают свою мораль и требуют соблюдения этой морали от членов своих групп. Отсюда деление на «людей в законе» и «фраеров», которые как бы и не люди.
Мораль такого рода поддерживается насильственными мерами. Людей, входящих в такие группы и нарушивших мораль, карают, нередко смертью, как изменников. Таковы, в частности, религиозные секты тоталитарного характера, где религиозные установки не имеют догматики, а создаются основателем секты (часто ради обогащения) террористические группировки с классовой, или националистической, или сектанско-религиозной идеологией.
Космополитизм надо отличать от стилевых группировок людей, которые в целом признают общие законы и обычаи страны, но утверждают свою исключительность, сопротивляясь некоторым традициям и обычаям страны. Например, гомосексуалисты как движение, битники, стиляги и др. подобные. Разница между ними и космополитическими группами в том, что они противополагают себя не всем институтам общества. Стилевые группировки, напротив, стараются усовершенствовать существующие традиции.
Космополитизм противополагается патриотизму. «Вор в законе» или террорист говорит, что он не имеет отечества, верен только своей группе и ведет себя в соответствии с этим.
Другие общественно-культурные группировки развивают национализм. Эти идеологии и движения относятся к культуре народа. Их объединяет то, что они возникают не в результате миграций, а являются продуктом местного развития. Национализм противостоит миграции представителей других народов на свою территорию в любой форме.
Национализм противополагается интернационализму тем, что национализм занят развитием духовной и физической культуры своего народа. Характерная черта национализма состоит в поисках и укреплении духовных корней своего народа. Поскольку духовные корни любого народа отличаются от таких же у другого народа, то национализм, обращаясь к своим корням, устанавливает исключительность своего народа или культурно-родственных народов. В науке национализму помогает сравнительно-исторический метод, особенно широко представленный в лингвистике.
Характерной чертой национализма является отсутствие интереса к материальной культуре и убежденность в том, что и без материальной культуры, только силою духа и развитием духовной культуры, возможно преодоление любых трудностей социального развития. Национализм охотно делится достижениями своей духовной культуры с другими народами, но он обычно глух к заимствованиям из культур других народов. Национализм в своих крайних формах политической практики может не только проповедовать свою культуру, но и навязывать ее силой. Такая практика получила название империализма. Империализм есть навязывание силой, нередко путем завоеваний, своей культуры другим народам.
Греческая культура в империи Александра была распространена из Греции в Азию и Африку. Римская культура, вслед за греческой, навязывала своих богов и свои традиции всему Средиземноморью. Английская культура навязывалась Индии, русская – народам Кавказа и Средней Азии и др. Империализм надо отличать от колониализма, хотя внешне они могут быть сходны. Колониализм есть развитие культуры, а империализм – подавление чужой культуры. Но империализм как продолжение национализма всегда оставляет следы своей культуры и обогащает культуру стран, входивших или входящих в империю.
Границы между национализмом и империализмом подвижны и связаны с темпом и характером развития культуры и соотношением общественно-культурных группировок.
Загадка падения Западно-римской империи, в сравнении с продолжавшимся существованием Восточно-римской империи, должна, по-видимому, решаться не просто исходя из напора варваров с Севера и разложения нравов метрополии, но в связи с тем, что Галлия, Иберия, Британия и другие страны сами стали против метрополии, воспользовавшись благоприятной для этого обстановкой.
Интернационализм противополагается национализму (и империализму) тем, что видит в культурных заимствованиях источник развития своей национальной культуры. Интернационализм считает важным ассимилировать чужие культуры в тех пределах, когда они не противоречат моральным традициям своей культуры.
Так, навязывание феминизма, премиссионизма, сексуальной свободы исламским народам через массовую информацию американского стиля вызывает протест, доходящий до вооруженного сопротивления. Коммунистическая идеология оказалась непригодной афганцам по этим же причинам.
Сепаратизм как идеологическая доктрина и политическая практика основан не на культурном строительстве и образовании, а на владении культурой, прежде всего духовной, в анклаве. Считается, что построение своей духовной культуры и своего образования достаточно для благополучия населения анклава. Поэтому не полезно делиться с кем-либо благами своей материальной культуры. Вместе с этим сепаратизм может иметь антиимперскую направленность в области духовной культуры, прежде всего в области языка. Сепаратизм может быть окрашен в националистические цвета, но это необязательно.
Политическая доктрина сепаратизма состоит в политической суверенизации анклава, имеющей этнически преобладающий массив населения с определенными этническими особенностями, проявленными более или менее резко.
Сепаратизм в настоящее время проявляется повсеместно. Так, в Великобритании отмечена тенденция к политической суверенизации Шотландии и Уэльса, во Франции отделяется Корсика, в Бельгии к политической суверенизации стремятся фламандская и французские части, в Испании – баскская область, в Канаде – французская Канада. Подобные движения имеются на всех континентах. Даже в Китае отмечено появление литературы на диалектах.
Создание в СССР доктрины «Двух систем» было явлением сепаратизма. Это движение пошло дальше. Разошлись страны Варшавского блока, а затем республики СССР и республики Югославии. В Европе ранее разделилась Австрийская империя, в Азии разделились Индия и Пакистан, и обе страны суверенизировались от Великобритании.
На примере Австрийской империи и Коммон велф видно, что результатом сепаратистских движений было ослабление связей в области искусства, науки, религии и морали. Аналогичные процессы ослабления духовной культуры уже просматриваются на территории бывшего СССР. Это объясняется тем, что сепаратизм основан на дополнении культуры края до культуры страны.
Сепаратизм ярко проявлялся при создании США в конце XIX века, в современной Австралии, когда рвется пуповина культуры народа – источника населения края. Создаются не только свои, местные источники духовной культуры и образования, но они противополагаются культуре метрополии.
Сепаратизму противостоят объединительные тенденции в политике. Прочность англо-американского союза во многом основана на этих объединительных тенденциях. Отсюда, в плане духовной культуры, метрополия может управлять своими отделившимися анклавами. Особенно наглядно это видно в католицизме, где роль метрополии играет Ватикан.
Объединительные антисепаратистские тенденции ярко выражены в колониализме. Колониализм сейчас по преимуществу бранное слово. Однако колониализм есть массовое передвижение народа, его стремление на новые, не освоенные земли. К колониализму необходимо отнести все великие передвижения народов (арии, гунны, аланы, авары, вандалы, готы, славяне, тюрки, монголы, колонизация обеих Америк, заселение Австралии, Новой Зеландии, Океании, Аляски, Сибири и др. подобное). Без передвижения народов не было бы современного культурного и цивилизационного разнообразия, не было бы и современной мировой культуры.
Причины колониализма как идеи и как практики надо искать в культурной жизни тех народов, которые предпринимали массовые миграции. Истоком колониализма является стремление создать новую материальную культуру. Говоря о движениях конных тюрков, Л. Гумилев обратил внимание на перемены в природно-климатических условиях центральной и восточной Сибири, заставлявшие кочевников идти либо на юг в Китай, либо на запад в Восточную Европу. Причиной движения русских в Сибирь было её колониальное освоение. То же можно сказать и о колонизации Америк и колониальном движении европейцев в Африку, Азию и Океанию.
Однако кроме этих внешних причин, несомненно есть внутренние причины. Они, по-видимому, в каждом случае конкретны. Но есть нечто общее во всех этих движениях – недостаток приложения сил в экономике стран, откуда шли колонизаторские движения, некоторый экономический избыток населения, определяемый уровнем экономического развития и структуры семьи. Уровень развития материальной культуры делал эти территории трудоизбыточными.
Колониальное освоение территории сопровождалось развитием на них всех форм культуры и образования, которые включили в этот процесс и аборигенные культуры.
Другим проявлением итогов миграции населения является ксенофобия, характерная для землячеств. На основе не массовой, когда возникают анклавы, а индивидуальной миграции складывается этнически неоднородное население. Эта неоднородность проявляется в том, что этническое меньшинство живет диффузно среди этнического большинства.
При этом этническое меньшинство образует свое землячество. Единственным средством объединения людей в такое землячество является духовная культура, например, религия и традиции семей, вынесенные с исторической родины. Одновременно землячество становится приобщенным к материальной культуре этой местности и пользуется образованием, ассимилируя местную культуру при сохранении основных элементов своей духовной культуры.
На территории, где проживает землячество, складывается антагонизм между землячеством и основным населением. Этот антагонизм основан на чувстве подозрительности. Основное население предполагает, что землячество пользуется такими источниками культуры, которые недоступны основному населению, и потому землячество в чём-то сильнее и опаснее основного населения своими связями. В свою очередь, землячество, видя недоверие основного населения, принимает меры самосохранения, усиливая свою замкнутость в духовной культуре.
Антагонизм выливается в те или иные символические или физические действия с обеих сторон. Это явление называется ксенофобией. Ксенофобия имеет много разновидностей. Например, антисемитизм, гонения на цыган, индо-мусульманские беспорядки в Индии, сегрегация от черного населения и т.д.
Культура края характеризуется тем, что в крае есть своя духовная и материальная культура, но отсутствует своя школа физической культуры. Физическая культура в крае – национальная и та, которая относится к культуре страны, народа и профессии. Восполняя недостаток физической культуры, край стремится развить свои формы физической культуры, создать свои виды физической культуры и спорта.
В политической жизни это означает поддержку физической культуры со стороны правительства, состязательность с другими краями, массовый любительский спорт, отвечающий местным традициям и разделение населения на поклонников своего спорта (болельщики, «тифози» и др. подобные названия). Состязательность есть проявление конкуренции, которая перерастает в конкуренцию в инфраструктуре спорта, а через него в сферу экономической и образовательной деятельности.
Культура профессии возбуждает идеи профессиональной солидарности, а культура нового поколения возбуждает новые стилевые течения. Культура профессии основана на однородных формах физической и материальной культуры и предполагает рост этой культуры и втягивание в профессию людей. Это порождает профессиональную солидарность и кастовость.
Марксизм как идеология и политическая практика основан на обобщении профессиональных интересов и противопоставлении физического труда всем видам умственного труда. Учение марксизма о социально-экономических формациях предполагает наличие профессиональной солидарности на любой стадии развития общества: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, рабочие и капиталисты. Базис и надстройка, таким образом, всегда есть генеральное противостояние на основе профессиональной солидарности.
Развитие профсоюзного движения связано с объединением людей по профессиям, иначе – по месту в общественном разделении труда. В государствах, построенных на коммунистической идеологии, центром общественного управления было планирование профессиональной занятости и регулирование объемов и качества профессионального труда. Так строилась «тектоника Богданова», и это лежало в основе учебников политэкономии социализма (например, у Цаголова), где процветание общества зависело от баланса видов труда, эффективности производства и отвечающего этому распределения денег, а также покупательной способности населения.
Характерной чертой марксистского учения о профессиональной солидарности было утверждение о ведущей роли экономики по отношению к духовной культуре и об отсутствии исторического сложения всех видов культуры и их влияния на развитие общества. Это заменялось учением о базисе и надстройке. Надстройка не определяла базис, а влияла на него вслед за господствующими политическими и гражданскими установлениями.
Экономизм видел развитие общества как бессознательное развитие организма и тем отрицал мыслящую самоорганизацию общества, хотя, надо сказать, что уже у Маркса учение о прибавочной стоимости получило моральную оценку – основу революционных процессов.
Последней в данном разборе, но первой по важности влияния на судьбу общества является социально-культурная группировка культура поколений. Как показывает таблица, эта категория, хотя и не различается с остальными группировками, но противопоставлена им. Ее отличают только два признака: наличие физической культуры и наличие ассимиляции (т.е. образования). Следовательно, речь идет о новом (молодом) поколении, противоположенном старшему поколению. (Это поколение всегда делает революции и реформы.)
Новое поколение еще не создает культуру (не проводит отбор) и не владеет культурой. Вступая в социальную жизнь, оно должно усвоить духовную культуру и приобрести материальную, и стремится к этому. Но путь к усвоению культуры лежит через овладение духовной культурой на основе изучения духовной культуры и творчества в материальной культуре. Усвоить же духовную культуру в достаточном объеме трудно, прежде всего из-за ее величины и сложности. Поэтому нередко проще ее начать выдумывать заново. Так начинает создаваться новый стиль, т.е. некоторый комплекс философии, искусства и взглядов на позитивное знание. Новый стиль нередко сам называет себя культурой. Ярко проявил себя модернизм, отрицавший всю предшествующую культуру. Это делалось в надежде на то, что модернизм заменит собой все духовное наследие и утвердит «новую эру» в культуре.
Но так поступал не один модернизм. Все предшествующие стили вели себя сходным образом. Поэтому стиль всегда есть определенная мера культурного невежества. Обычно стиль опирается на известия о фактах изобретенной новой техники и одновременно на новости в разделении труда, прежде всего в сфере создания семиотических произведений.
Претендуя на вхождение в культуру, новый стиль создает иногда такие произведения, которые потом становятся фактами культуры. Тогда порождения определенного невежества становятся действительными фактами культуры, но не целиком, а только в очень малом составе. Поэтому характерны утверждения стилистов: «мы творим, а что останется от нас, об этом судить будущим поколениям».
Таким образом, истоки динамичности стиля лежат в физической культуре, в физическом совершенстве идеалов психофизического совершенства человека.
Греческая гимнастика выдвинула психофизический идеал молодого человека – совершенно развитого молодого атлета. Йога и Ци-гун (и вытекающие из него искусства Ушу) видели психофизический идеал человека в зрелости и даже в старости (учитель йоги и мастер, обучающий Ушу, – человек пожилой и даже старый.) Вот причина того, почему Европа отличалась нетрадиционной культурой, а Восток справедливо понимается как традиционное общество. Запад и Восток имеют свои темпы динамики стилеобразования и свои принципы работы в области образования и просвещения. Модерн на Восток идет с Запада, а уважение к традиции – с Востока. Это подтверждается судьбой типов языкового развития.
Описание видов идеологических и политических движений несколько отличается от словарных в своем содержании, но все же не расходится с ними в основных дифференцирующих признаках семантики, использованных терминов.
Связь культурных групп и политических идей выглядит так:
Группы |
Духовная культура |
Материальная культура |
Физическая культура |
Политические идеи |
Страна |
+ |
+ |
+ |
Патриотизм |
Края |
+ |
+ |
— |
Состязательность |
Народ |
+ |
— |
+ |
Национализм |
Землячество |
+ |
— |
— |
Ксенофобия |
Анклав |
— |
+ |
— |
Сепаратизм |
Поколение |
— |
— |
+ |
Стилеобразование |
Антикультура |
— |
— |
— |
Космополитизм |
1. Как только они овладеют европейской культурой, их культурный потенциал окажется выше потенциала европейских стран, т.к. они располагают еще и своей традиционной культурой. Их положение станет преимущественным. Они будут выигрывать конкурентную борьбу с европейскими странами благодаря более высокой культуре занятий, как это показывает пример Японии.
2. Культура страны и антикультура при этом не рассматриваются, т.к. развитие культуры в них чисто историко-этимологическое, т.е. культурная преемственность в типологическом подходе не рассматривается, а типологические изменения в антикультуре такие же, как и в культуре страны. Из этого происходит деление на культуры подклассов, между которыми устанавливаются отношения миграции, внутреннего развития и выделенности.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://genhis.philol.msu.ru