Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы.
Различают следующие виды бюджетных дефицитов [7, c.268]:
Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета [10, c.472]:
Монетизация бюджетного дефицита;
Внешнее долговое финансирование;
Внутреннее долговое финансирование.
В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.
В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов [10, c.473].
Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.
Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.
При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.
Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:
Удается организовать концессионное финансирование;
На внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
Торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
Первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
Первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.
Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления [10, c.474].
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.
Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции.
Таким образом, дефицит бюджета возникает, когда ежегодные расходы бюджета превышают его ежегодные доходы. Для финансирования дефицита используют три основных способа: монетизация, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Каждый из способов несет в себе определенные положительные и негативные моменты.
Задача 4. Валовой национальный продукт страны В составил в 2001 г. 500 млрд. ден. ед. Можно ли определить ВНП за 2002г. в неизменных ценах, по которым рассчитывался ВНП 2001г., на основании следующих данных:
инфляция в 2001г. составила 24%,
выросли в текущих ценах конца 2002г. (млрд. ден.ед.):
частные инвестиции - на 40;
процент на 11;
закупки правительства на 5;
косвенные налоги на бизнес - на 20;
амортизация – на 8;
прибыль корпораций на 20;
рентные платежи - на 11;
зарплата на 50.
Кроме того, экспорт упал на 5%;
импорт сократился на 5%;
доля чистого экспорта в ВНП составляла в 2001г. 10%;
ставка процента Национального банка увеличилась в 1,2 раза.
Решение.
Прежде всего, определим номинальный ВНП 2002г., который будем рассчитывать по доходам [1, c.82]:
ВНП номинальный 2002г. = ВНП 2001г. + все увеличения факторных доходов = ВНП 2001г. + процент + косвенные налоги на бизнес + амортизация + прибыль корпораций + рентные платежи + зарплата;
ВНП номинальный2002г. = 500 + 11 + 20 + 8 + 20 + 11 + 50 = 620 млрд. ден. ед.
Показатели экспорт, импорта и ставки процента Национального банка при таком способе расчета ВНП не учитываются.
ВНП в неизменных ценах является реальным. Для его определения номинальный ВНП следует скорректировать на инфляцию, то есть [7, c.172]:
Реальный ВНП = номинальный ВНП / уровень инфляции
Таким образом, ВНП 2002г. в неизменных ценах составит: 620 /1,24 = 500 млрд. ден. ед.
Задача 12. Суммарные резервы коммерческого банка составляют 400 трлн. руб. Депозиты равны 1120 трлн. руб. Обязательная норма резервирования депозитов составляет 20%. Как может измениться предложение денег, если банк решит использовать свои избыточные резервы для выдачи ссуд?
Решение.
Норма обязательных резервов банка определяется формулой [4, c.292]:
RRR = RR / Д;
где RRR – норма обязательных резервов;
RR – обязательные резервы;
Д – депозиты.
Поскольку норма обязательных резервов = 20%, следовательно, обязательные резервы банка составят:
RR = 20% * 1120 = 224 трлн. руб.
Таким образом, у банка имеются избыточные ресурсы в размере: 400 – 224 = 176 трлн. руб., которые он может дать в ссуду.
Для определения возможного роста денежной массы используется понятие денежного мультипликатора (М) [4, c.273]:
M = 1 / RRR;
Денежный мультипликатор равен:
М = 1/ 0,2 = 5.
Для определения максимального количества денежной массы (Мs) следует мультипликатор умножить на избыточные резервы, которые банк предлагает в качестве ссуды:
Мs = 176 * 5 = 880 трлн. руб.
Таким образом, если банк решит выдать избыточные резервы в ссуду, предложение денег увеличится на 880 трлн. руб.
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. –М.: Дело и Сервис, 200г. –415с.
Бункина М.К. Макроэкономика. –М.: Дело и Сервис, 2000г. –510с.
Дадаян В.С. Макроэкономика для всех. –Дубна: Феникс, 1996г. –304с.
Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Макроэкономика. –СПб.: Литера Плюс, 1996г. –402с.
Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т1. –М.: «Турин», 1996г. –402с.
Макроэкономика. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. –Мн.: БГЭУ, 2000г. –212с.
Основы экономической теории: учебное пособие / Под ред. В.Л.Клюни. –Мн.: Экоперспектива, 1996. –336с.
Статистика: национальные счета, показатели и методы анализа. –Мн.: Новое знание, 1996г. –212с.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. –М.: Дело, 1997. –864с.
Экономическая теория. / Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. –Мн.: Экоперспектива, 2001. –637с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/