Белорусский Государственный Университет
Факультет Международных Отношений
Кафедра международных
экономических отношений
курсовой проект по макроэкономике
на тему:
"Бюджет и основные направления бюджетной политики"
Выполнил: студент 2 курса
6 группы
отделения МЭ и МЭО
Ищенко М.А.
Научный руководитель: аспирантка кафедры МЭО
Коляда О.Л.
Минск, 2000
План.
Введение -------------------------------------------------------------------
---------- 3
Глава 1. Структура и функционирование государственного бюджета ------------
----------------------------------------------------------------------- 4
1. Государственный бюджет и бюджетная система ------------------------------
--- 4
2. Бюджетные расходы -------------------------------------------------------
--------------- 4
3. Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета ---- 6
4. Государственный долг ----------------------------------------------------
--------------- 7
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика ----------------------------------9
2.1 Направления бюджетно-налоговой политики и её инструменты -----------9
2.2 Бюджетный дефицит и способы его финансирования -------------------------
11
Задача ---------------------------------------------------------------------
----------14
Заключение -----------------------------------------------------------------
------ 16
Список литературы ----------------------------------------------------------
-------------17
Введение.
В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии
и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса
(бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики
(особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики
посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило,
прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный
дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое
бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов
экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С
другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет
увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора
экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во
внебюджетные социальные фонды.
Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.
Как уже упоминалось выше, множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджеты, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.
Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.
Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Глава 1. Структура и функционирование государственного бюджета.
1.1 Государственный бюджет и бюджетная система.
Государственный бюджет (госбюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функции государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю над их исполнением называется бюджетным процессом.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между
основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между
общегосударственными и частными интересами граждан по поводу
налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами — по
поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных
отраслей и фирм — в отношении государственных заказов.
Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней и
государственных внебюджетных фондов.
Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства государства,
имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти
средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов
власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых
предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть Пенсионный фонд,
Фонд социального страхования. Фонд медицинского страхования,
Государственный фонд занятости населения, Фонд социальной поддержки
населения. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и
финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. Подобные
фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику, минуя
бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет
государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения
дефицита бюджета.
Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от
государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Как и
государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые
налоги шли не в ”общий котел” госбюджета, а расходовались строго по
назначению -- на строительство и содержание дорог, геологоразведку и т.д.
Средства целевых бюджетных фондов хранятся в банках и приносят прибыль для
бюджета.
В бюджетной системе стран с федеративным устройством можно выделить три
уровня: бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты субъектов
федерации (региональные бюджеты) и бюджет органов местного самоуправления
(местные бюджеты). В остальных странах бюджетная система имеет два уровня:
бюджет центрального правительства и местные бюджеты.
1.2 Бюджетные расходы.
Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Структура бюджетных расходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом, %:
1. Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные
пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели ---------------------
-------------------------- 45-50
2. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру,
дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы
на осуществление государственных программ ----------------------------------
---------------------------------------10-20
3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики,
включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам --
----------------10-20
4. Административно-управленческие расходы: содержание правительственных
органов, полиции, юстиции и т.д. -------------------------------------------
----------------------------------5-10
5. Платежи по государственному долгу -------------------------------------
----------------------до 7-8
[4; 376]
Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи:
социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др.
Огромные государственные расходы на социальную сферу, науку и культуру,
вызваны самим характером современного общества, которое становится
постиндустриальным. Быстрый рост науки и научного обслуживания,
образования, культуры искусства, здравоохранения и физической культуры,
жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения к
индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком. Государство,
отказываясь от активной роли в поддержке материального производства,
одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслей сферы
услуг. В этом проявляется главное направление бюджетной политики —
стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-
экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить
дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному
хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее
обеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному
медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному
жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает
хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой
рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны. [4;
376]
В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии
сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и
хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть
заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства,
фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительство
иногда временно жертвует интересами отечественных производителей аграрных
товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний
рынок в ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило, поддерживает
свое фермерство.
Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, а также административно- управленческие расходы воздействуют на структуру спроса.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на покупку вооружения и военное строительство.
В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на
хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры
– сокращаются.
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее
воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и
региональную структуры экономики, национальную конкурентоспособность на
мировых рынках.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и
вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют
экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для
экономики страны новые зарубежные рынки; способствуют укреплению
национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых
товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных
расходов.
Действенность госрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов
зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в
ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности
использования каждой единицы расходуемых средств.
1.3 Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета.
Возникающий в результате превышения расходов над доходами бюджетный
дефицит покрывается государственными займами (внутренними и внешними); Они
осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у
внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или
пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования
бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).
Государственные займы — не единственный путь покрытия дефицита
государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода
от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт
покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.
Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических
ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии
общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы
для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цена — заработная
плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный
дефицит.
В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства
развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в
систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель:
конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального
эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти. Эмиссионный
банк не обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон
инфляционному взрыву, который мог произойти, если бы деньги печатались по
желанию правительства.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают
определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в
определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению
ценных государственных бумаг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию
деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство
даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и
физическими лицами ценных правительственных бумаг, то государственные
займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают
возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и
средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как
государственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов
способствуют удорожанию кредита — росту учетной ставки.
Однако у государственных займов есть и положительные стороны. Во-первых,
образовавшийся на их основе рынок ценных государственных бумаг может
привлекать часть инвесторов, для которых остальные секторы фондового рынка
непривлекательны. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых
государственных займов или выкупая досрочно бумаги старых займов,
государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем
рынке ссудных капиталов. Однако эти положительные стороны проявляются
преимущественно в развитых странах со стабильной экономикой. Для развитых
стран с рыночной экономикой характерно внимание не столько к величине
бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.
Существует несколько подходов к проблеме сбалансированности
государственного бюджета.
Неоклассическое и неолиберальное направления считают целесообразным для
страны иметь сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет
(обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а
не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает
инфляцию. Неолиберальный и неоклассический подход преобладают в последние
годы к США и Канаде, правительствам которых удается добиваться профицита
бюджета.
Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет
мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом
неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной
частью совокупного спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в
период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые
поступления в бюджет сокращаются. Это подталкивает государство к сокращению
расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению
налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается
еще больше (примером может служить Россия в 90-е гг.). В период же
избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налоговые
поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицита правительство
снижает налоговые ставки или/и увеличивает государственные расходы, что еще
больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию. Поэтому
неокейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государству
возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для
оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна
сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов я
увеличения налоговых ставок, И та, и другая политика ведет к
несбалансированности бюджета.
1.4 Государственный долг.
Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают: проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также
краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет)
и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные
долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими
процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с
выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются
консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е.
превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату
основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран
существуют специальные управления государственного долга при министерстве
финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и
привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное
погашение основной суммы его называется обслуживанием долга
(задолженности).
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам,
организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем,
так как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные
вещи, оказывать определённые услуги.
Внутренний долг государства – долг своему населению – приводит, прежде
всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг
обычно не происходит, но возникают определённые изменения в экономической
жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.
Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему
составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической
деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за
рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие
проценты, требуя залогов или особых поручительств. [4; 387]
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы
не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает
доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько
путей.
1. Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов.
2. Консолидация внешнего долга, которая означает превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдалённое будущее.
3. Сокращение внешнего долга путём конверсии – превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.
4. Обращение страны должника, попавшей в тяжёлое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. [4; 388]
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика.
2.1 Направления бюджетно-налоговой политики и ее инструменты.
Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.п.) Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).
В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины
«государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности
бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-
кредитная система» (сфера отношения и т.д.) или иногда просто — «финансы».
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по
изменению государственных расходов, налогообложения и состояния
государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и
производство неинфляционного ВНП.
. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.
. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.
. Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.
Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними
временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или
ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в
парламенте.
. Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода.
Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек
возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов
экономики.
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм,
позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и
выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики
правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах
обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система
государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и
система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно
смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной
политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного
вмешательства парламента.
Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от
величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют
функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.
Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного
бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых
поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне
спада (подъема) деловой активности.
В фазе циклического подъема Y2>Yo, и поэтому налоговые отчисления
автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В
результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается.
В фазе циклического спада Y1