По книге Г.Крайг «Психология развития». СПб., 2000
Игра – ведущая деятельность детей-дошкольников, в которой происходит познавательное их развитие. К тому же игра – это важнейшее средство освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения. Благодаря игре дети разыгрывают темы, сюжеты или эпизоды, которые выражают их понимание культурных и социальных событий, происходящих в обществе, в котором они живут.
Во всех культурах дети развиваются и учатся в социальном окружении, включающем взрослых, более старших детей, передающих им культурное наследие общества. Поэтому, когда дети воображают себя в игре такими людьми, они вынуждены накладывать определенные ограничения на свое поведение вследствие выбираемых ими ролей. Например, ребенок, берущий на себя в игре роль отца, ведет себя так, как в его понимании должен вести себя отец. То же самое происходит, если ребенок берет на себя роль матери, учительницы или доктора. Изображая маму, маленькая девочка обычно заботится о ком-то и выражает свое понимание правил, исторически закрепленных обществом за ролью матери. Поскольку роль матери, как и другие главные роли и ценности, в каждой культуре имеет свои особенности, можно предположить, что в зависимости от культуры меняется и характер игры. И это, по-видимому, действительно так, даже если сама игра универсальна и присуща многим культурам.
Тяга детей к игре неоспорима. Даже у народов, которые не отводят специального времени для игр, дети зачастую сами создают игровые ситуации, совмещая повседневные дела с развлече6ниями. Например, дети из группы племен кипсигис в Кении играют в пятнашки, когда пасут коров, или лазают по деревьям, когда присматривают за младшими братьями или сестрами. Пение за работой обычно среди детей народа Ами, когда они вместе чистят картошку или лущат горох. Дети, родившиеся в странах, где идут войны или царят голод и разруха, в периоды затишья увлеченно гоняют мяч или играют в ту самую войну, которая лишила их нормального детства. Было обнаружено, что дети играют даже в похороны или изнасилования, если им приходилось видеть такие события.
По количеству и видам игр существуют огромные различия как в разных культурах, так и в границах одной культуры. В одних культурах детские игры очень просты, в других – сложны и тщательно продуманы. В некоторых культурах практически отсутствуют игры, предполагающие соревнование, соперничество отдельных участников, и преобладают игры, требующие объединения усилий играющих в одной команде. В примитивных культурах с неразвитой технологией, где двигательные навыки имеют жизненно важное значение, направленные на их совершенствование игры – единственно обнаруживаемый вид соревнований. В обществах, живущих за счет охоты и собирательства, где острый нож необходим для того, чтобы пробираться сквозь густые заросли, обычной игрой бывает игра на скорость с использованием мачете. Для племен, основным промыслов которых является охота, главные виды игр – соревнования в беге, умении выслеживать добычу и метании копья.
Даже в технологически развитых обществах дети, увлекаясь различными стратегическими играми (такими, как «Монополия», шарады, «Нинтендо»), не забывают о состязаниях, требующих ловкости и силы, командных играх. Однако в некоторых развитых культурах (в США, например), обладающими передовыми технологиями, умению участников играть в команде, действовать сообща, отстаивать общие интересы, бороться за общую победу не придается большого значения, индивидуальный успех ставится превыше всего. Такое положение дел отражает специфику общества, где человеку необходимо преодолеть конкуренцию, чтобы обеспечить экономическое выживание себя и своей семьи.
Многие дошкольники придумывают себе товарищей, чье воображаемое присутствие скрашивает их повседневную жизнь. Эти воображаемые спутники детской жизни – невидимки, хотя дети называют их по именам, упоминают их в разговорах и играют с ними подолгу в различные игры, как с реальными партнерами. Они помогают детям справляться со страхами, заменяют им друзей в периоды одиночества, поддерживают в них уверенность в правильности их мыслей и действий.
Проведенные недавно исследования показали, что в развитых странах до 65% дошкольников выдумывают себе друзей. Хотя у некоторых детей, придумывающих себе товарищей, обнаруживаются клинические проблемы в зрелом возрасте, само по себе это занятие не приносит вреда. Такие дети более общительны, менее застенчивы, имеют больше реальных друзей. Похоже, что воображаемые друзья помогают детям приобретать социальные навыки и упражняться в общении. Кроме того, подобное фантазирование может облегчить детям понимание того, что их умственные образы отличаются от объектов реальности. Стоит детям научиться проводить это различие в символических играх, - и они оказываются более подготовленными к тому, чтобы справиться с ним в других ситуациях и другой обстановке.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://malishi.ru/