Важнейшей проблемой ТЭК России является устранение кризисного положения в добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы — от подготовки сырьевой 6азы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. Регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК — нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия централизованного финансирования и наличия большого числа субъектов предпринимательской деятельности.
ТЭК Российской Федерации является основой экономики страны, обеспечивая жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов страны в единое экономическое пространство, формирование значительной части бюджетных доходов и валютных поступлений. От результатов деятельности ТЭК зависят, в конечном счете, платежный баланс страны, поддержание курса рубля и степень снижения долгового бремени России.
Бесперебойная работа ТЭК — один из ключевых факторов национальной экономической безопасности, динамичного развития внешнеэкономических связей России и интеграционных процессов в рамках Содружества независимых государств.
Правящая элита России не смогла уберечь главное достояние экономики страны — ее ТЭК — от медленного разрушения. Начавшееся еще в годы советской власти сокращение добычи нефти, угля и выработки электроэнергии стало быстро нарастать после 1991 г. В меньшей степени это сокращение распространилось и на более устойчивую газовую отрасль. Так, добыча нефти в России, достигнув максимума в 569 млн. т в 1987 г., в 1991 г. снизилась до 462 млн. т и продолжала подать, достигнув в 1998 г. 303 млн. т, сохраняя при этом тенденцию к дальнейшему падению. Добыча газа сократилась с 643 млрд. куб. м в 1991 г. до 591 млрд. куб. м в 1998 г. В целом за 1991-1998 гг. добыча нефти снизилась на 34%, нефтепереработка — на 43%, добыча угля — на 34%, производство электроэнергии — на 23% и добыча газа — на 8%.
Ухудшилось положение и с экспортом нефти, который снизился за 1991 –1998 гг. на 21%. Экспорт газа за тот же период вырос на 2,3%.
Оценивая перспективы добычи нефти в России, следует учитывать итоги 1998 г, которые показали, что объем добычи нефти в 303 млн. т достиг порога энергетической безопасности, оцениваемой Минэкономики России в 300 млн. т . Снижение добычи после этого предела будет связано либо с серьезным нарушением внутреннего потребления жидкого топлива в стране, либо со снижением экспортных возможностей России, а в более длительной перспективе может поставить Россию перед необходимостью начать импорт нефти. Оценки перспектив в добыче на 1999-2000 гг. были крайне пессимистические. Эксперты утверждали, что при сохранении цен мирового рынка на уровне 1998 г. и сложившихся налоговых, финансовых, правовых и других макроэкономических и институциональных условий добыча нефти будет сокращаться весьма быстрыми темпами. Но обнадеживающе на фоне этих пессимистических оценок звучали выводы Коллегии Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, которые, хотя и оговаривают наличие в добыче тенденции к дальнейшему снижению, тем не менее отмечают, что положение в нефтяной отрасли нельзя считать катастрофически безнадежным — добывные возможности месторождений пока превышают существующий уровень добычи нефти, все еще сохраняется значительный производственный потенциал, а отрасль располагает технологиями, что в целом создает реальные пpeдпоcылки для стабилизации ее работы.
Несколько лучше обстоят дела в газовой отрасли. Коллегия Мимтопэнерго России предполагает, что в 1999 г. из-за недостатка финансирования и ухудшающихся условий добычи более 85% газа будет получено с месторождений падающей добычей (добыча газа понизится на 2% по сравнению с 1998 г.) В 1999 г. вряд ли можно рассчитывать на какой-либо подъем производства и в угольной промышленности, и в электроэнергетике.
Одной из главных причин обозрения кризиса в ТЭК России явилась проводимая в течение длительного времени правительственная политика, игнорирующая непосредственные нужды ТЭК. Она была направлена на поддержание высокого курса рубля, что объективно способствовало ухудшению финансового положения экспортеров энергетических ресурсов. К этому нужно добавить, что увлеченность правительства пирамидами внутренних и внешних займов лишала предприятия, оперирующие в реальном секторе экономики, возможности получения каких-либо инвестиционных кредитов. Инвестиционная политика в этих условиях в значительной степени сводилась к финансовым спекуляциям. Обстановка осложнилась ростом неплатежей и задолженностей. Крах такой политики был неизбежен, что и случилось 17 августа 1998 г.
Другая причина быстрого нарастания кризиса в ТЭК также была связана с оши6очной политикой правительства России, направленной на поддержание и увеличение масштабов налогового бремени в отношении предприятий ТЭК, в первую очередь нефтяных компании. Размеры налоговых платежей нефтяных компаний, в зависимости от их задолженности, составляли 47– 55% выручки, что даже в период высоких цен на нефть в 1997 г. было в 1,25 – 1,5 раза выше, чем в западных странах. Положение усугублялось широким развитием практики неплатежей и бартерных зачетов при доле реальных денег в выручке на внутреннем рынке, не превышающей 30%. Вследствие этого сумма налоговых платежей по отношению к реальной выручке нефтяных компаний при операциях на внутреннем рынке достигала 93–108 % .
Для уплаты платежей в бюджет и хотя бы минимального поддержания инвестиций компании были вынуждены закладывать значительную часть будущего экспорта нефти.
И, наконец, третьей причиной столь бедственного положения нефтяной промышленности явилось почти двукратное снижение в 1998 г. экспортных цен на нефть на внешних рынках. Значительным было сокращение цен и на природный газ.
“Результатом разработанной по отношению к российским нефтяным компаниям экономической и особенно налоговой политики, — отмечалось в “Обращении российских нефтяных компаний к Правительству России”, — является их низкий уровень рентабельности. Даже при прежних ценах на нефть рентабельность нефтяных компаний в России была ниже, чем в Норвегии на 70%. По сравнению с США рентабельность нефтяных компаний в России ниже в 2,5 раза, по сравнению с Великобританией в 3 раза”.
Таким образом, положение в российском ТЭК, особенно в его нефтяной отрасли, достигло критического состояния и требует проведения чрезвычайных мер. По этой причине устранение кризиса в российском ТЭК, учитывая его ключевое значение для судеб страны, должно рассматриваться как первоочередная общенациональная задача, как условие поддержания национальной безопасности и обеспечения будущего развития России.
Успех в решении этой стратегической задачи зависит от решения многочисленных проблем общеэкономического порядка, проблем, накопившихся за последние годы в ТЭК и в смежных отраслях промышленности, транспорта, о также в финансовой, валютной, налоговой, таможенной, внешнеторговой и других сферах.
Важнейшей проблемой ТЭК является проблема устранения кризисного положения с добычей и с воспроизводством сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы – от подготовки сырьевой базы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. В связи с этим технический уровень и физическое состояние большинства предприятий ТЭК все больше перестает отвечать современному уровню и требованиям техники безопасности.
По сравнению с восьмидесятыми годами объемы бурения сократились в три-пять раз, прирост запасов нефти — в 6 раз, а газа – в 10 раз. При добыче нефти в последние годы на уровне 300 млн. т в год прирост запасов составлял лишь 180-200 млн. т в год, а восполнение запасов газа не превышало одной трети извлекаемых запасов. В 1998 г. прирост запасов нефти составил 77%, а по газу – 57% от добычи.
Из года в год сохраняется большое количество бездействующих скважин. На 1 января 1999 г. их число превысило 35 тыс. скважин, или 26,3% от эксплуатационного фонда. Значительная их часть не имеет перспектив быть восстановленными, поскольку это представляется нерентабельным. Более того, сохранение такого большого количества простаивающих скважин приводит (согласно технологическим нормам) к безвозвратным потерям части извлекаемых запасов, что снижает конечную нефтедобычу на 5-7%.
Резко ухудшилось за последние годы техническое состояние оборудования, используемого в ТЭК. Так в 1997 г. степень износа основных фондов в топливной промышленности, по данным Госкомстата, составляло 54% против 44% в 1991 г. Коэффициент обновлений фондов в нефтедобывающей промышленности за 1990-1997 снизился с 9°/о до 1,5%, а в газовой промышленности с 7% до 5%.
Не лучше обстоят дела в нефтепереработке, где износ основных фондов составляет 80%. Загрузка нефтеперерабатывающих мощностей не превышает 55%, тогда как “порогом устойчивости” в отрасли считается 65%. С 1991 по 1997 г, практически не изменилась глубина переработки нефтяного сырья в российской нефтеперерабатывающей промышленности, которая остается по-прежнему на уровне 65%, что считается крайне низким по международным стандартам.
Большие проблемы с износом основного фонда стоят перед трубопроводным транспортом. В России свыше 10% трубопроводов были проложены 35 лет тому назад, а 70% имеют более чем десятилетний стаж. Только в одной газовой отрасли подлежат реконструкции и замене около 35 тыс. км из 160 тыс. км эксплуатируемых газопроводов. В структуре газопроводов по возрасту — 85% находятся в эксплуатации от 10 до 30 пет, 14% – эксплуатируются более 30 лет.
С не менее важными проблемами сталкивается Россия и в области поддержания экспортного потенциала ТЭК. Территориальная и функциональная разобщенность отдельных частей ТЭК в результате распада Советского Союза создали для России значительные трудности, особенно с транспортировкой экспортных грузов. Контроль над магистральными экспортными трубопроводами и терминалами начали осуществлять, помимо России, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Грузия. В России остались только три из восьми морских комплексов для экспорта нефти. Спустя восемь лет после распада СССР Россия все еще остро ощущает недостаток экспортных портов, складского хозяйства, танкерного флота, оборудованных пограничных переходов и т.д. Сохраняется непредсказуемость транзитных поставок российской нефти и газа через территорию Украины, Прибалтики, а также Чечни. Все это серьезно осложняет обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и функционирование ее экспортного потенциала.
Кризисное состояние российского ТЭК, недостаток возможностей его модернизировать и развивать являются прямым следствием кризиса инвестиционной политики, низкого уровня платежеспособного спроса предприятий на инвестиции, неблагоприятного инвестиционного климата в стране.
ТЭК всегда был наиболее капиталоемкой сферой народного хозяйства. Накануне распада СССР комплекс поглощал до 40% всех инвестиций, выделявшихся централизованно на промышленное развитие страны. В настоящее время ТЭК продолжает лидировать по объему привлекаемых инвестиций. В 1998 г. на его долю пришлось 25,2% капитальных вложений в экономику России за счет всех источников финансирования.
При переходе народного хозяйства на рельсы рыночной экономики инвестиционные потребности ТЭК отнюдь не уменьшились. Это обусловлено рядом новых требовании, предъявляемых к комплексу, в частности ростом затрат на экологическую защиту, модернизацию, социальные нужды. Резко возрастают удельные капиталовложения в связи с безальтернативным переносом центров добычи в труднодоступные, неосвоенные и неблагоприятные для здоровья регионы, в том числе в районы шельфов Крайнего Севера с исключительно высокими единовременными затратами.
В условиях кризиса российский ТЭК стал сталкиваться с острой недостаточностью инвестиционного обеспечения, причем не только для увеличения, но доже просто для сохранения существующего, весьма низкого по сравнению с прошлым, уровня производства.
По сравнению с 1991 г. объем капиталовложений в ТЭК России в целом сократился в 1998 г. в сопоставимых ценах более чем в 3 раза. Из-за дефицита капиталовложений нарушаются нормальные воспроизводственные процессы – от подготовки сырьевой базы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. В связи с этим технический уровень и физическое состояние большинства предприятий ТЭК все больше перестают отвечать современному уровню и требованиям техники безопасности. Общее сокращение инвестиций происходит на фоне резкого падения доли наиболее важного в прошлом источника — государственного финансирования. Так, удельный вес государственных централизованных капитальных вложений в отрасли комплекса, составлявший в 1988 г. 74,3% их общего объема, снизился к 1993 г. до 15%, в 1996 г. — до 0,14% и в 1997 г. – до 0,7%. В 1998 г. лимит государственных централизованных капитальных вложений по федеральной целевой программе “Топливо и энергия” был установлен на уровне 154 млн. руб. при потребности по программе 36.485 млн. руб., а по федеральной целевой программе “Газификация России” — 20 млн. руб. при потребности в 7021 млн. ру6.
Осуществляемая экономическая реформа исходила из замены бюджетного финансирования капитальных вложений заемными и собственными средствами предприятий. Однако претворение этой политики в жизнь натолкнулось на многие трудности. В результате ТЭК остается и без государственных капиталовложений, и без достаточных инвестиций, осуществляемых за счет предприятий. Здесь сыграли свою роль низкая рентабельность большинства предприятий ТЭК при действующих ценах на энергоресурсы, падение платежеспособного спроса, огромные по масштабам, как уже отмечалось, неплатежи потребителей, высокий и все увеличивающийся уровень налогообложения, запоздалое решение проблем амортизационных отчислений в связи с переоценкой основных фондов, огромный рост транспортных издержек, а также падение экспортных цен на нефтегазовую продукцию ТЭК в 1998 г. Высокие проценты по привлекаемым заемным средствам сделали невыгодным использование кредитов на уровне предприятий.
Неблагоприятное положение с инвестированием наглядно иллюстрируется ситуацией в 1998 г., когда намеченную программу по капитальным вложениям по основным нефтяным и газовым компаниям не выполнили “Коми-ТЭК” (на 65%), “Спавнефть” (на 39%), “СИДАНКО” и “Татнефть” (на 27-28%). “ЛУКойл” (на 22%), “ОНАКО” (на 15%), предприятия нефтепереработки (на 33%). Перевыполнили — предприятия газовой промышленности (на 33%), компании “Сургутнефтегаз” (на 5%) и ТНК (на 6%).
В целом, в 1998 г. капиталовложения в российский ТЭК, осуществленные из всех источников, были ниже намеченных прогнозных показателей на 6%, в том числе по предприятиям нефтяной промышленности на 11 %. Предприятия газовой промышленности перевыполнили прогнозные наметки на 33%. В сравнении с 1997 г. (в сопоставимых ценах) капиталовложения в ТЭК снизились на 28%, в том числе предприятиями нефтяной промышленности на 27% и предприятиями газовой промышленности на 34%.
Таким образом, отсутствие правовой стабильности, агрессивная налоговая политика, рост криминогенной обстановки в ТЭК и вокруг него, введение высоких экспортных пошлин и акцизов привели к масштабному сокращению инвестиций и даже оттоку капитала из России, а инвестиционный климат сделали неблагоприятным для любых инвестиций, независимо от того, являются они отечественными или зарубежными. Непредсказуемость дальнейшего развития событий в ТЭК, особенно в нефтяном секторе, затрудняет достоверную оценку потребностей России в инвестициях на стабилизацию положения в ТЭК и его дальнейшее развитие. Тем не менее постараемся определить, хотя бы приблизительно, возможные параметры необходимых капиталовложений для реанимации главной отрасли промышленного производства страны.
Для этой цели воспользуемся главными программными документами, определяющими российскую энергетическую политику на перспективу. К их числу, в первую очередь, относятся “Основные направления энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года”, утвержденные Указом Президента Рф от 7 мая 1995 г. № 472, и “Энергетическая стратегия России”, одобренная Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1006. Дополнительно к ним Правительство РФ утвердило Постановлением от 6 марта 1996 г. № 263 федеральную целевую программу “Топливо и Энергия” и Постановлением от 24 января 1998 г. № 80 федеральную целевую программу “Энергосбережение России на 1998-2005 годы”. Энергетическая политика, разработанная в этих основополагающих документах, учтена и отражена также в программе “Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360, а также в других программных документах, принятых в 1998- 1999 гг.
При анализе этих документов следует учитывать, что они концентрируют свое внимание не на определении параметров процесса развития ТЭК, а на установлении условий, при которычисле и совместными компаниями с участием российского капитала.
• Использование невозвращаемых своевременно странами СНГ и развивающимися странами долгов Российской Федерации для приобретения в этих странах концессий на разведку и добычу нефти и газа, рознично-оптовой сбытовой сети, нефтеперерабатывающих заводов, трубопроводов и т.д.
Регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК с использованием критериев приоритетности — нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия централизованного финансирования и наличия большого числа субъектов предпринимательской деятельности в отрасли. Тем не менее за период 1991-1997 гг. в нефтегазовой отрасли российского ТЭК наметились ощутимые перемены, отражающие учет отдельных приоритетных направлений при проведении инвестиционной политики.
К числу таких изменений относятся сдвиги в структуре капиталовложений в основной капитал нефтегазовой промышленности. Приоритетность развития газовой промышленности, например, привело к тому, что ее удельный вес в общей структуре инвестиций в отрасль увеличился с 13% в 1991 г. до 33% в 1998 г. Предприятия нефтяной отросли в 1998 г. имели долю в общих капиталовложениях в ТЭК 32%, а с учетом нефтепереработки — 35%. На долю энергетики в 1998 г. приходилось 24%, предприятий угольной промышленности — 6% общего объема инвестиций из всех источников финансирования.
Началось строительство новых магистральных нефте- и газопроводов, начали реализовываться планы строительства портового хозяйства на Болтике со специализацией обслуживания потребностей ТЭК, наметились сдвиги во внедрении новых методов разведки, бурения, нефтедобычи, началась модернизация отдельных НИЗ, смелее начали выходить на иностранные рынки российские нефтяники. Начался постепенный процесс приспособления к новым условиям инвестиционной практики вновь созданными ВИНК.
Реформаторская деятельность в ТЭК должна опираться на научно разработанную концепцию управления ТЭК, предусматривающую, в частности, и разработку единого подхода к проблемам инвестирования капиталов, и соблюдение приоритетности в привлечении капиталов в ТЭК.