Нефтегазовый комплекс России
Важнейшей проблемой ТЭК России является устранение кризисного
положения в добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефтегазовой
промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились
нормальные воспроизводственные процессы — от подготовки сырьевой 6азы и
строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих
объектов. Регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК
— нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия
централизованного финансирования и наличия большого числа субъектов
предпринимательской деятельности.
ТЭК Российской Федерации является основой экономики страны,
обеспечивая жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства,
консолидацию регионов страны в единое экономическое пространство,
формирование значительной части бюджетных доходов и валютных поступлений.
От результатов деятельности ТЭК зависят, в конечном счете, платежный баланс
страны, поддержание курса рубля и степень снижения долгового бремени
России.
Бесперебойная работа ТЭК — один из ключевых факторов национальной
экономической безопасности, динамичного развития внешнеэкономических связей
России и интеграционных процессов в рамках Содружества независимых
государств.
Правящая элита России не смогла уберечь главное достояние экономики
страны — ее ТЭК — от медленного разрушения. Начавшееся еще в годы советской
власти сокращение добычи нефти, угля и выработки электроэнергии стало
быстро нарастать после 1991 г. В меньшей степени это сокращение
распространилось и на более устойчивую газовую отрасль. Так, добыча нефти в
России, достигнув максимума в 569 млн. т в 1987 г., в 1991 г. снизилась до
462 млн. т и продолжала подать, достигнув в 1998 г. 303 млн. т, сохраняя
при этом тенденцию к дальнейшему падению. Добыча газа сократилась с 643
млрд. куб. м в 1991 г. до 591 млрд. куб. м в 1998 г. В целом за 1991-1998
гг. добыча нефти снизилась на 34%, нефтепереработка — на 43%, добыча угля —
на 34%, производство электроэнергии — на 23% и добыча газа — на 8%.
Ухудшилось положение и с экспортом нефти, который снизился за 1991
–1998 гг. на 21%. Экспорт газа за тот же период вырос на 2,3%.
Оценивая перспективы добычи нефти в России, следует учитывать итоги
1998 г, которые показали, что объем добычи нефти в 303 млн. т достиг порога
энергетической безопасности, оцениваемой Минэкономики России в 300 млн. т .
Снижение добычи после этого предела будет связано либо с серьезным
нарушением внутреннего потребления жидкого топлива в стране, либо со
снижением экспортных возможностей России, а в более длительной перспективе
может поставить Россию перед необходимостью начать импорт нефти. Оценки
перспектив в добыче на 1999-2000 гг. были крайне пессимистические. Эксперты
утверждали, что при сохранении цен мирового рынка на уровне 1998 г. и
сложившихся налоговых, финансовых, правовых и других макроэкономических и
институциональных условий добыча нефти будет сокращаться весьма быстрыми
темпами. Но обнадеживающе на фоне этих пессимистических оценок звучали
выводы Коллегии Министерство топлива и энергетики Российской Федерации,
которые, хотя и оговаривают наличие в добыче тенденции к дальнейшему
снижению, тем не менее отмечают, что положение в нефтяной отрасли нельзя
считать катастрофически безнадежным — добывные возможности месторождений
пока превышают существующий уровень добычи нефти, все еще сохраняется
значительный производственный потенциал, а отрасль располагает
технологиями, что в целом создает реальные пpeдпоcылки для стабилизации ее
работы.
Несколько лучше обстоят дела в газовой отрасли. Коллегия
Мимтопэнерго России предполагает, что в 1999 г. из-за недостатка
финансирования и ухудшающихся условий добычи более 85% газа будет получено
с месторождений падающей добычей (добыча газа понизится на 2% по сравнению
с 1998 г.) В 1999 г. вряд ли можно рассчитывать на какой-либо подьем
производства и в угольной промышленности, и в электроэнергетике.
Одной из главных причин обозрения кризиса в ТЭК России явилась
проводимая в течение длительного времени правительственная политика,
игнорирующая непосредственные нужды ТЭК. Она была направлена на поддержание
высокого курса рубля, что объективно способствовало ухудшению финансового
положения экспортеров энергетических ресурсов. К этому нужно добавить, что
увлеченность правительства пирамидами внутренних и внешних займов лишала
предприятия, оперирующие в реальном секторе экономики, возможности
получения каких-либо инвестиционных кредитов. Инвестиционная политика в
этих условиях в значительной степени сводилась к финансовым спекуляциям.
Обстановка осложнилась ростом неплатежей и задолженностей. Крах такой
политики был неизбежен, что и случилось 17 августа 1998 г.
Другая причина быстрого нарастания кризиса в ТЭК также была связана с оши6очной политикой правительства России, направленной на поддержание и увеличение масштабов налогового бремени в отношении предприятий ТЭК, в первую очередь нефтяных компании. Размеры налоговых платежей нефтяных компаний, в зависимости от их задолженности, составляли 47– 55% выручки, что даже в период высоких цен на нефть в 1997 г. было в 1,25 – 1,5 раза выше, чем в западных странах. Положение усугублялось широким развитием практики неплатежей и бартерных зачетов при доле реальных денег в выручке на внутреннем рынке, не превышающей 30%. Вследствие этого сумма налоговых платежей по отношению к реальной выручке нефтяных компаний при операциях на внутреннем рынке достигала 93–108 % .
Для уплаты платежей в бюджет и хотя бы минимального поддержания инвестиций компании были вынуждены закладывать значительную часть будущего экспорта нефти.
И, наконец, третьей причиной столь бедственного положения нефтяной промышленности явилось почти двукратное снижение в 1998 г. экспортных цен на нефть на внешних рынках. Значительным было сокращение цен и на природный газ.
«Результатом разработанной по отношению к российским нефтяным
компаниям экономической и особенно налоговой политики, — отмечалось в
«Обращении российских нефтяных компаний к Правительству России», — является
их низкий уровень рентабельности. Даже при прежних ценах на нефть
рентабельность нефтяных компаний в России была ниже, чем в Норвегии на 70%.
По сравнению с США рентабельность нефтяных компаний в России ниже в 2,5
раза, по сравнению с Великобританией в 3 раза».
Таким образом, положение в российском ТЭК, особенно в его нефтяной отрасли, достигло критического состояния и требует проведения чрезвычайных мер. По этой причине устранение кризиса в российском ТЭК, учитывая его ключевое значение для судеб страны, должно рассматриваться как первоочередная общенациональная задача, как условие поддержания национальной безопасности и обеспечения будущего развития России.
Успех в решении этой стратегической задачи зависит от решения многочисленных проблем общеэкономического порядка, проблем, накопившихся за последние годы в ТЭК и в смежных отраслях промышленности, транспорта, о также в финансовой, валютной, налоговой, таможенной, внешнеторговой и других сферах.
Важнейшей проблемой ТЭК является проблема устранения кризисного положения с добычей и с воспроизводством сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы – от подготовки сырьевой базы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. В связи с этим технический уровень и физическое состояние большинства предприятий ТЭК все больше перестает отвечать современному уровню и требованиям техники безопасности.
По сравнению с восьмидесятыми годами объемы бурения сократились в три- пять раз, прирост запасов нефти — в 6 раз, а газа – в 10 раз. При добыче нефти в последние годы на уровне 300 млн. т в год прирост запасов составлял лишь 180-200 млн. т в год, а восполнение запасов газа не превышало одной трети извлекаемых запасов. В 1998 г. прирост запасов нефти составил 77%, а по газу – 57% от добычи.
Из года в год сохраняется большое количество бездействующих скважин.
На 1 января 1999 г. их число превысило 35 тыс. скважин, или 26,3% от
эксплуатационного фонда. Значительная их часть не имеет перспектив быть
восстановленными, поскольку это представляется нерентабельным. Более того,
сохранение такого большого количества простаивающих скважин приводит
(согласно технологическим нормам) к безвозвратным потерям части извлекаемых
запасов, что снижает конечную нефтедобычу на 5-7%.
Резко ухудшилось за последние годы техническое состояние оборудования,
используемого в ТЭК. Так в 1997 г. степень износа основных фондов в
топливной промышленности, по данным Госкомстата, составляло 54% против 44%
в 1991 г. Коэффициент обновлений фондов в нефтедобывающей промышленности за
1990-1997 снизился с 9°/о до 1,5%, а в газовой промышленности с 7% до 5%.
Не лучше обстоят дела в нефтепереработке, где износ основных фондов составляет 80%. Загрузка нефтеперерабатывающих мощностей не превышает 55%, тогда как «порогом устойчивости» в отрасли считается 65%. С 1991 по 1997 г, практически не изменилась глубина переработки нефтяного сырья в российской нефтеперерабатывающей промышленности, которая остается по- прежнему на уровне 65%, что считается крайне низким по международным стандартам.
Большие проблемы с износом основного фонда стоят перед трубопроводным транспортом. В России свыше 10% трубопроводов были проложены 35 лет тому назад, а 70% имеют более чем десятилетний стаж. Только в одной газовой отрасли подлежат реконструкции и замене около 35 тыс. км из 160 тыс. км эксплуатируемых газопроводов. В структуре газопроводов по возрасту — 85% находятся в эксплуатации от 10 до 30 пет, 14% – эксплуатируются более 30 лет.
С не менее важными проблемами сталкивается Россия и в области
поддержания экспортного потенциала ТЭК. Территориальная и функциональная
разобщенность отдельных частей ТЭК в результате распада Советского Союза
создали для России значительные трудности, особенно с транспортировкой
экспортных грузов. Контроль над магистральными экспортными трубопроводами и
терминалами начали осуществлять, помимо России, Украина, Белоруссия, Литва,
Латвия, Эстония, Грузия. В России остались только три из восьми морских
комплексов для экспорта нефти. Спустя восемь лет после распада СССР Россия
все еще остро ощущает недостаток экспортных портов, складского хозяйства,
танкерного флота, оборудованных пограничных переходов и т.д. Сохраняется
непредсказуемость транзитных поставок российской нефти и газа через
территорию Украины, Прибалтики, а также Чечни. Все это серьезно осложняет
обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и
функционирование ее экспортного потенциала.
Кризисное состояние российского ТЭК, недостаток возможностей его модернизировать и развивать являются прямым следствием кризиса инвестиционной политики, низкого уровня платежеспособного спроса предприятий на инвестиции, неблагоприятного инвестиционного климата в стране.
ТЭК всегда был наиболее капиталоемкой сферой народного хозяйства.
Накануне распада СССР комплекс поглощал до 40% всех инвестиций,
выделявшихся централизованно на промышленное развитие страны. В настоящее
время ТЭК продолжает лидировать по объему привлекаемых инвестиций. В 1998
г. на его долю пришлось 25,2% капитальных вложений в экономику России за
счет всех источников финансирования.
При переходе народного хозяйства на рельсы рыночной экономики инвестиционные потребности ТЭК отнюдь не уменьшились. Это обусловлено рядом новых требовании, предъявляемых к комплексу, в частности ростом затрат на экологическую защиту, модернизацию, социальные нужды. Резко возрастают удельные капиталовложения в связи с безальтернативным переносом центров добычи в труднодоступные, неосвоенные и неблагоприятные для здоровья регионы, в том числе в районы шельфов Крайнего Севера с исключительно высокими единовременными затратами.
В условиях кризиса российский ТЭК стал сталкиваться с острой недостаточностью инвестиционного обеспечения, причем не только для увеличения, но доже просто для сохранения существующего, весьма низкого по сравнению с прошлым, уровня производства.
По сравнению с 1991 г. объем капиталовложений в ТЭК России в целом
сократился в 1998 г. в сопоставимых ценах более чем в 3 раза. Из-за
дефицита капиталовложений нарушаются нормальные воспроизводственные
процессы – от подготовки сырьевой базы и строительства новых мощностей до
ремонта и реконструкции действующих объектов. В связи с этим технический
уровень и физическое состояние большинства предприятий ТЭК все больше
перестают отвечать современному уровню и требованиям техники безопасности.
Общее сокращение инвестиций происходит на фоне резкого падения доли
наиболее важного в прошлом источника — государственного финансирования.
Так, удельный вес государственных централизованных капитальных вложений в
отрасли комплекса, составлявший в 1988 г. 74,3% их общего объема, снизился
к 1993 г. до 15%, в 1996 г. — до 0,14% и в 1997 г. – до 0,7%. В 1998 г.
лимит государственных централизованных капитальных вложений по федеральной
целевой программе «Топливо и энергия» был установлен на уровне 154 млн.
руб. при потребности по программе 36.485 млн. руб., а по федеральной
целевой программе «Газификация России» — 20 млн. руб. при потребности в
7021 млн. ру6.
Осуществляемая экономическая реформа исходила из замены бюджетного
финансирования капитальных вложений заемными и собственными средствами
предприятий. Однако претворение этой политики в жизнь натолкнулось на
многие трудности. В результате ТЭК остается и без государственных
капиталовложений, и без достаточных инвестиций, осуществляемых за счет
предприятий. Здесь сыграли свою роль низкая рентабельность большинства
предприятий ТЭК при действующих ценах на энергоресурсы, падение
платежеспособного спроса, огромные по масштабам, как уже отмечалось,
неплатежи потребителей, высокий и все увеличивающийся уровень
налогообложения, запоздалое решение проблем амортизационных отчислений в
связи с переоценкой основных фондов, огромный рост транспортных издержек, а
также падение экспортных цен на нефтегазовую продукцию ТЭК в 1998 г.
Высокие проценты по привлекаемым заемным средствам сделали невыгодным
использование кредитов на уровне предприятий.
Неблагоприятное положение с инвестированием наглядно иллюстрируется
ситуацией в 1998 г., когда намеченную программу по капитальным вложениям по
основным нефтяным и газовым компаниям не выполнили «Коми-ТЭК» (на 65%),
«Спавнефть» (на 39%), «СИДАНКО» и «Татнефть» (на 27-28%). «ЛУКойл» (на
22%), «ОНАКО» (на 15%), предприятия нефтепереработки (на 33%).
Перевыполнили — предприятия газовой промышленности (на 33%), компании
«Сургутнефтегаз» (на 5%) и ТНК (на 6%).
В целом, в 1998 г. капиталовложения в российский ТЭК, осуществленные из всех источников, были ниже намеченных прогнозных показателей на 6%, в том числе по предприятиям нефтяной промышленности на 11 %. Предприятия газовой промышленности перевыполнили прогнозные наметки на 33%. В сравнении с 1997 г. (в сопоставимых ценах) капиталовложения в ТЭК снизились на 28%, в том числе предприятиями нефтяной промышленности на 27% и предприятиями газовой промышленности на 34%.
Таким образом, отсутствие правовой стабильности, агрессивная налоговая политика, рост криминогенной обстановки в ТЭК и вокруг него, введение высоких экспортных пошлин и акцизов привели к масштабному сокращению инвестиций и даже оттоку капитала из России, а инвестиционный климат сделали неблагоприятным для любых инвестиций, независимо от того, являются они отечественными или зарубежными. Непредсказуемость дальнейшего развития событий в ТЭК, особенно в нефтяном секторе, затрудняет достоверную оценку потребностей России в инвестициях на стабилизацию положения в ТЭК и его дальнейшее развитие. Тем не менее постараемся определить, хотя бы приблизительно, возможные параметры необходимых капиталовложений для реанимации главной отрасли промышленного производства страны.
Для этой цели воспользуемся главными программными документами,
определяющими российскую энергетическую политику на перспективу. К их
числу, в первую очередь, относятся «Основные направления энергетической
политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса РФ на
период до 2010 года», утвержденные Указом Президента Рф от 7 мая 1995 г. №
472, и «Энергетическая стратегия России», одобренная Постановлением
Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1006. Дополнительно к ним
Правительство РФ утвердило Постановлением от 6 марта 1996 г. № 263
федеральную целевую программу «Топливо и Энергия» и Постановлением от 24
января 1998 г. № 80 федеральную целевую программу «Энергосбережение России
на 1998-2005 годы». Энергетическая политика, разработанная в этих
основополагающих документах, учтена и отражена также в программе
«Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах»,
утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360, а
также в других программных документах, принятых в 1998- 1999 гг.
При анализе этих документов следует учитывать, что они концентрируют свое внимание не на определении параметров процесса развития ТЭК, а на установлении условий, при которых развитие ТЭК осуществлялось бы в заданном направлении. В этой связи количественные оценки, приводимые в документах, носят чисто прогнозный характер. Тем не менее представляется целесообразным рассмотреть, применительно к нефтегазовой отрасли, два содержащихся в них сценария возможного развития ТЭК, являющихся минимальным и максимальным вариантами. Оба сценария базируются на одной стратегии развития ТЭК, но отличаются друг от друга сроками, темпами развития, масштабами и очередностью ввода в эксплуатацию отдельных объектов.
Минимальный, или необходимый вариант, как это определено в
«Энергетической стратегии», предусматривает такое развитие ТЭК, которое
гарантировало бы обеспечение энергетических нужд России при пониженном
энергопотреблении, обеспеченном максимальным энергосбережением, и весьма
умеренном экспорте энергоресурсов, намного меньшим, чем современный
уровень, и меньшим, чем уровень 1990 г. Максимальный сценарий развития ТЭК
предусматривает повышение энергопотребления в связи с развитием экономики и
более высокий уровень экспорта энергоресурсов из России.
В нижеследующей таблице приводятся данные, характеризующие оба сценария развития производства первичных энергоресурсов.
Сценарии производства первичных энергетических ресурсов
|Виды первичных |1991 |1998 г.|2000 г. |2010 г. |
|энергетических ресурсов |г. | | | |
| | | |мин.|макс.|мин.|макс.|
|Производство |1758 |1375 |1410|1600 |1550|1820 |
|энергетических ресурсов, | | | | | | |
|всего млн. т у. Т. | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | |
|Нефть и конденсат (млн. т|462 |303 |270 |310 |280 |350 |
|) | | | | | | |
|Природный газ (мпрд. куб.|643 |591 |660 |740 |740 |860 |
|м) | | | | | | |
|Первичная переработка |286 |164 |162 |180 |167 |223 |
|нефтяного сырья (млн. т) | | | | | | |
Источники: «Новая энергетическая политика России», пубпикации Госкомстата
России; ИнфоТЭК. Статистика, документы, факты.
Суммарный объем инвестиций, необходимых для поддержания работы ТЭК,
даже по минимальному варианту весьма велик. В сценарии минимального
развития ТЭК необходимые капиталовложения в реконструкцию и развитие
отраслей ТЭК в 1996 -2000 гг. оцениваются (в млрд. долл.) в 60-70, в том
числе в нефтедобычу — 20-22, в газовую промышленность — 15-18, в
нефтепереработку — 5-6. В период 2001 -2005 гг. необходимый приток
капиталовложений в ТЭК оценен (в млрд. долл. ) в 85-95, в том числе в
нефтедобычу — 25-28, в газовую промышленность — 21-23, в нефтепереработку —
5-6. Это означает, что ежегодный объем инвестиций в ТЭК по минимальному
варианту оценивается в 12-14 млрд. долл. в период 1996-2000 гг. и в 17-19
млрд. долл. в год в период 2001 -2005 гг.
Однако минимальный сценарий, составленный в основном в 1994 г.,
естественно, не мог учитывать реальности конца десятилетия 90-х гг. Это
прежде всего относится к тому, что прогнозные значения по добыче нефти на
2000 г. и 2010 г. были установлены намного ниже порога экономической
безопасности, определяемой в настоящее время в 300 млн. т. Практически,
сценарий игнорировал проблему растущей потребности страны в экспорте нефти
в связи с необходимостью увеличивать получение дополнительных экспортных
доходов для покрытия возрастающих нужд, связанных с развитием экономики,
структурной перестройкой и выплатой иностранных долгов. Сценарий не
принимал во внимание необходимость достаточного наращивания экспортного
потенциала в связи с потребностью замены экспорта нефти экспортом
высококачественных нефтепродуктов.
Указанные причины, на наш взгляд, вполне достаточны для того, чтобы не рассматривать в настоящее время минимальный сценарий как один из возможных для будущего развития. Этот сценарий, скорее всего, мог бы служить ориентиром для нефтяной промышленности в случае ее развития по пессимистическому прогнозу, о котором подробнее говорилось ранее. Это может стать реальностью в случае, если правительство и нефтяные компании не смогут удержать отрасль от дальнейшего падения добычи.
По этим причинам более вероятным сценарием возможного развития ТЭК является максимальный вариант прогноза, предусматривающий последовательное увеличение добычи за пределы порога безопасности и ориентированный на глубокую переработку нефти и увеличение экспортного потенциала. Согласно этому сценарию, необходимые капиталовложения в развитие ТЭК определены на период 1997-2000 гг. в 96-105 млрд. долл., т.е. на 50-60% выше, чем в минимальном. Половину инвестиций предполагают направить в нефтедобычу и нефтепереработку. В период 2001-2005 гг. объем инвестиций возрастет по сравнению с 1997-2000 гг. еще на 50%. Увеличится, в частности, по сравнению с первым периодом, удельный вес инвестиций в добычу газа.
Таким образом, ежегодный объем инвестиций в ТЭК по максимальному
сценарию оценивается приблизительно в 24-26 млрд. долл. в год за период
1996-2000 гг., в том числе 12- 13 млрд. долл. в год на нефтедобычу и
нефтепереработку и 5-5,5 млрд. долл. в год — на развитие газовой
промышленности. В 2001-2005 гг. ежегодный объем инвестиций оценивается в 29-
31 млрд. долл. (12-13 млрд. долл. на развитие нефтедобычи и
нефтепереработки и 8-9 млрд. долл. на развитие газовой промышленности). Для
сравнения следует иметь в виду, что капиталовложения в развитие ТЭК в 1994
г. составили 9,3 млрд. долл., в том числе в нефтедобычу и переработку нефти
3,8 млрд. долл., что в три раза меньше прогнозируемых ежегодных
потребностей в инвестициях в нефтяном секторе ТЭК.
При этом необходимо дополнительно учитывать потребности в новых инвестициях в сопряженных отраслях. Конечно, значительная часть нового спроса ТЭК на продукцию черной металлургии, тяжелого машиностроения, промышленности стройматериалов, оцениваемой примерно в 20 млрд. долл. в год, будет покрыта за счет полной загрузки отечественных предприятий, а часть - за счет импорта или создания новых мощностей, что потребует дополнительных инвестиций.
Дополнительный спрос ТЭК на продукцию сопряженных отраслей — исключительно важный фактор общего экономического оживления и оздоровления в стране. По подсчетом американских экономистов, каждый доллар, инвестированный в нефтяной сектор ТЭК России, помимо прямого увеличения ВВП на 1 доллар, производит в сопряженных отраслях экономики еще 0,9 долл. дополнительного дохода.
Из иностранных оценок потребностей нефтяной отрасли России в инвестициях выделяются данные исследования Всемирного банка, опубликованные в 1995 г., согласно которым совокупные эксплуатационные и капитальные расходы, необходимые для поддержания нефтедобычи на нынешнем уровне, составляют 13 млрд. долл. в год, что близко к оценке потребностей в инвестициях нефтяной промышленности в период действия «Энергетической стратегии России» (максимальный сценарий).
Из других оценок общих потребностей в инвестициях для модернизации и
развития ТЭК, общая потребность в капиталовложениях в ТЭК находится на
уровне 40-45 млрд. долл. в год, те. на 30-50% выше среднегодовых прогнозных
значений максимального сценария, предусмотренного Энергетической стратегией
России. При этом до сих пор основным источником инвестиций в ТЭК остаются
собственные средства топливно-энергетических компаний. Но этих инвестиций
явно недостаточно, учитывая все возрастающие неплатежи и сохраняющуюся
нехватку средств у отечественных потребителей продукции ТЭК. Комбинация
этих факторов делает задачу инвестирования ТЭК в необходимых объемах за
счет внутрироссийских источников трудновыполнимой. Топливному комплексу
необходимы иностранные инвестиции — до 15-20% от общей потребности, т.е.
приблизительно 6-9 млрд. долл. в год.
Оценивая приведенные данные, следует учитывать, что в 1997 г, в год максимального привлечения иностранных инвестиций в Россию, отрасли ТЭК смогли привлечь лишь 1,7 млрд. долл. всех видов инвестиций, включая прямые, а общий объем всех видов инвестиций в экономику страны оценивался в 10,5 млрд. долл.
Таким образом, подытоживая прогнозы, приведенные в «Энергетической
стратегии России» и другие прогнозы, можно оценить инвестиционные
потребности нефтегазовой отрасли ТЭК России в 20-25 млрд. долл. в год, в
том числе долю иностранных инвестиций в 5 млрд. долл. В условиях обострения
экономического и финансового кризиса и снижения международного рейтинга
России достижение этих наметок явится нелегкой задачей для исполнения.
Программные документы Правительства РФ определяют важнейшим
направлением природно-ресурсной политики правительства обеспечение
рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала
страны с цепью удовлетворения текущих и перспективных потребностей отраслей
народного хозяйство и экспорта для подъема благосостояния граждан и
социально-экономического возрождения страны. В «Энергетической стратегии»
подчеркивается в этой связи, что «большие запасы высокоэффективных по
мировым нормам энергетических ресурсов при умелой ценовой и налоговой
политике могут и должны дать внутренние и внешние финансовые ресурсы для
снижения налогообложения населения, сдерживания инфляции и поддержки
российских товаропроизводителей и тем самым — роста национального дохода».
Другой целью энергетической политики является обеспечение достойной роли
энергетики как фактора роста производительности труда и средства повышения
качества жизни населения.
Успешное осуществление этой политики, обеспечение устойчивого развития нефтегазовой отрасли российского ТЭК и выход этой отрасли из затяжного кризиса в решающей степени зависят от намеченной государством инвестиционной политики в рамках структурной перестройки отраслей комплекса и всей экономики страны.
1991 год внес кардинальные изменения в инвестиционную политику.
Отказываясь от прямого финансирования нефтегазовой отрасли, государство
сосредоточило усилия на осуществлении контроля и координации действий
нефтегазовых промышленных компаний в осуществлении ими инвестиционной
деятельности. В результате, уже в 1996 г. капиталовложения в добычу нефти
осуществлялись почти на 98% за счет собственных и привлеченных средств
нефтяных компаний. Доля финансирования газовой промышленности за счет РАО
«Газпром» и отдельных нефтяных компаний была еще выше. Выросла роль в
развитии нефтяной отрасли иностранных инвестиций.
В условиях перехода к новой инвестиционной политике, основанной на принципе самофинансирования развития нефтяной и газовой промышленности, резко возрастает значение правильного выбора приоритетных направлений инвестиционной деятельности. Этой проблеме уделяется значительное внимание во всех основополагающих документах, формирующих энергетическую политику страны —в «Энергетической стратегии России», в федеральных целевых программах «Топливо и энергия» и «Энергосбережение России на 1998-2005 гг.», программе «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах», а также в заявлениях представителей правительства России.
Обобщая и развивая положения этих документов и заявлений, можно
выделить нижеследующий перечень приоритетных направлений инвестирования
отечественных и иностранных капиталов в нефтегазовый сектор российского ТЭК
на ближайшие 12-15 пет:
• Комплексная разведка и освоение крупных месторождений газа; подготовка к
разработке и освоению нового газодобывающего региона на полуострове Ямал со
строительством газопровода Ямал-Европа на территории Белоруссии, Польши и
Германии, освоение новых месторождений в Надым-Пур-Тазовском регионе
Тюменской области, освоение газовых месторождений в новых регионах —
Ковыткинского газоконденсатного месторождения в Восточной Сибири, что может
послужить основой для строительства экспортного газопровода для поставок
газа в Монголию, Китай и Корею, Средне-Вилюйского газоконденсатного
месторождения Республики Сажа (Якутия), нефтегазовых месторождений на
Сахалинском шельфе. Ожидается также, но уже за пределами 2010 г., освоение
газовых ресурсов на шельфе арктических морей (в частности, Штокмановского),
на юге Красноярского края, в Республике Саха (Якутия), на шельфе Дальнего
Востока.
• Комплексная разведка и освоение крупных месторождений нефти: в Надым-Пур-
Тазовском регионе Тюменской области, ввод в разработку Приобского и
Тяньского месторождений, а также реконструкция Самотлорского месторождения
в Ханты-Мансийском автономном округе, подготовка к промышленному освоению
нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорского бассейна. Восточной Сибири,
Республики Саха (Якутия), на шельфах северных морей, Каспийского моря и о.
Сахалин.
• Предотвращение процесса исчерпания разведочного задела прошлых лет путем
усиления геологических исследований и геологоразведочных робот, а также
повышения темпов подготовки новых месторождений, чтобы покончить с
отставанием прироста запасов от объема добычи.
• Модернизация геологоразведочных работ, внедрение новой техники буровых,
геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям
конкретных нефтегазоносных районов России, освоение и использование
современных методов поиска, разведки и мониторинг запасав углеводородного
сырья, повышение уровня его извлечения, создание экономических
жизнеспособных нефтепромысловых комплексов, эксплуатация которых позволяет
увеличить дебит скважин и увеличить нефтеотдачу пластов.
• Вовлечение в эксплуатацию бездействующего фонда скважин и доведение его
до норматива.
• Модернизация и реконструкция системы газоснабжения в целях повышения ее
надежности, энергетической и экономической эффективности.
• Дальнейшее развитие подземных газохранилищ для повышения надежности и
маневренности газоснабжения потребителей внутреннего рынка и зарубежных
стран.
• Повышение комплексности использования добываемого углеводородного сырья,
налаживание утилизации получаемого сопутствующего газа и других
компонентов.
• Освоение малых месторождений нефти и, главным образом, газа для решения
проблем регионального энергоснабжения.
• Интенсификация добычи нефти из низкопродуктивных пластов, пополнение и
наращивание извлекаемых объемов сырья с месторождений со сложным
геологическим строением, использование возможностей продуктивного освоения
трудно извлекаемых запасов нефти.
• Разработка и внедрение высоконадежных и экологически безопасных систем
транспортировки нефти и газа, реконструкция действующей сети магистральных
нефтегазопродуктопроводов. Создание новых и реконструкция старых
нефтепроводов, перевалочных баз, железнодорожных переходов, портового
хозяйства, создание газовозного и содействие увеличению танкерного флотов.
• Строительство и реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей и
нефтехимической промышленности. Углубление степени переработки и
диверсификации номенклатуры вырабатываемых нефтепродуктов за счет
увеличения производства высокооктановых сортов бензина, дизельного топлива
с содержанием серы 0,5% (европейский стандарт), высококачественных
авиационных видов топлива, широкой гаммы смазочных масел и др.
• Освоение производства, транспортировки и потребления сжиженного
природного газа.
• Содействие максимальному замещению природным газом нефтепродуктов в
энергетическом балансе страны.
• Участие в реализации государственной целевой программы энергосбережения.
• Реализация программ, предусматривающих снижение отрицательного
воздействия нефтегазовой отрасли ТЭК на окружающую среду, разра6отка и
внедрение высокоэффективных методов восстановления окружающей среды после
аварий, а также после закрытия отслуживших свой срок месторождений.
• Содействие разработке и серийному производству высокоэффективного
оборудования и материалов для нефтегазовою сектора ТЭК, особенно на
предприятиях ВПК. Налаживание кооперации в совместном производстве
эффективного оборудования для нефтегазового комплекса с иностранными
компаниями в части использования преимуществ более дешевой opганизации
производства материало- и трудоемких элементов высокотехнологического
оборудования в России, для последующей продажи совместной продукции как на
российском рынке, так и на зарубежных рынках, особенно на рынках
развивающихся стран. Всяческое содействие специализации машиностроения
России для участия в международном разделении труда в качестве экспортера
машин и оборудования для нефтяной и газовой промышленности.
• Содействие активному внедрению на новые платежеспособные рынки
российской нефти, газа и нефтепродуктов. Создание на этих рынках
собственной сбытовой и распределительной сети, отдавая предпочтение
созданию собственных сбытовых компаний с торговой инфраструктурой, в первую
очередь по трассам газонефтепродуктопровода.
• Участие российских компаний, в том числе и через систему совместных
предприятий с российским капиталом, в товаропроводящей сети стран ближнего
и дальнего зарубежья, создание в этих регионах распределительных
газопроводов, а также нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов,
работающих на импортированном из России сырье.
• Расширение системы трансграничных магистральных трубопроводов, в первую
очередь за счет создания второго и третьего экспортных коридоров через
Польшу и Балтийское море, строительство «Балтийской трубопроводной
системы», четвертого коридора через Китай в Южную Корею, газопровода по дну
Черного моря в Турцию («Голубой поток»). Реконструкция действующих и
строительство новых газопроводов на территории Украины, Молдавии, Румынии и
Болгарии до границы с Турцией. Содействие строительству новых и
реконструкции старых систем трубопроводов для транзита нефти и газа из
Азербайджана и среднеазиатских стран СНГ, в частности нефтепроводов Баку-
Новороссийск и «Каспийскою трубопроводного консорциума» (КТК}.
• Организаций за рубежом разведки, добычи, переработки, транспортировки и
утилизации углеводородного сырья российскими компаниями, в том числе и
совместными компаниями с участием российского капитала.
• Использование невозвращаемых своевременно странами СНГ и развивающимися
странами долгов Российской Федерации для приобретения в этих странах
концессий на разведку и добычу нефти и газа, рознично-оптовой сбытовой
сети, нефтеперерабатывающих заводов, трубопроводов и т.д.
Регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК с использованием критериев приоритетности — нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия централизованного финансирования и наличия большого числа субъектов предпринимательской деятельности в отрасли. Тем не менее за период 1991-1997 гг. в нефтегазовой отрасли российского ТЭК наметились ощутимые перемены, отражающие учет отдельных приоритетных направлений при проведении инвестиционной политики.
К числу таких изменений относятся сдвиги в структуре капиталовложений
в основной капитал нефтегазовой промышленности. Приоритетность развития
газовой промышленности, например, привело к тому, что ее удельный вес в
общей структуре инвестиций в отрасль увеличился с 13% в 1991 г. до 33% в
1998 г. Предприятия нефтяной отросли в 1998 г. имели долю в общих
капиталовложениях в ТЭК 32%, а с учетом нефтепереработки — 35%. На долю
энергетики в 1998 г. приходилось 24%, предприятий угольной промышленности —
6% общего объема инвестиций из всех источников финансирования.
Началось строительство новых магистральных нефте- и газопроводов, начали реализовываться планы строительства портового хозяйства на Болтике со специализацией обслуживания потребностей ТЭК, наметились сдвиги во внедрении новых методов разведки, бурения, нефтедобычи, началась модернизация отдельных НИЗ, смелее начали выходить на иностранные рынки российские нефтяники. Начался постепенный процесс приспособления к новым условиям инвестиционной практики вновь созданными ВИНК.
Реформаторская деятельность в ТЭК должна опираться на научно разработанную концепцию управления ТЭК, предусматривающую, в частности, и разработку единого подхода к проблемам инвестирования капиталов, и соблюдение приоритетности в привлечении капиталов в ТЭК.