Между прогибами Льянос Ориноко и Амазонии северная антеклиза Южно-Американской платформы образует огромный порог Гвианского нагорья, высотой до 2700 м. Оно перехватывает влагу, приносимую в течение всего года, особенно зимой и весной, пассатами с Атлантики, а летом сюда приходят экваториальные воздушные массы. Выветривание и размыв в условиях жаркого и влажного климата разрушили мезозойский песчаниковый покров и превратили пенеплен кристаллического основания в сильно расчлененное холмистое нагорье, разбитое многочисленными сбросами и испытавшее новейшие поднятия. Реки, спроектированные с осадочного покрова, не успели глубоко врезаться в твердые породы и отличаются обилием водопадов и порогов. В древних породах нагорья имеются крупнейшие залежи железных руд (до 1,3 млрд. т, месторождение Эль-Пао в хребте Сьерра-Иматака и др. ), золота (Эль-Кальяо) и алмазов, а мощная кора выветривания содержит огромные запасы бокситов (1/3 добычи зарубежных стран дают Суринам и Британская Гвиана) и руд марганца (месторождение Серра-ду-Навиу в Бразилии является самым большим в южном полушарии, с запасами свыше 25 млн. т, по некоторым данным до 80 млн. т). Большая часть нагорья лежит в зоне субэкваториальных муссонных лесов; в распределении почвенно-растительного покрова очень велика роль экспозиции склонов и литологии. Восточная часть, расположенная между 2—5° с. ш. в непосредственной близости к Атлантическому океану, получает наибольшее количество осадков — 2000—3500 мм в год. Именно здесь почти полностью смьп осадочный покров и поверхность представлена волнистым пенепленом или сглаженными кристаллическими хребтиками, достигающими 900— 1300 м высоты, чередующимися с широкими долинами-депрессиями (например, в верховьях Риу-Бранку — Эссекибо) или тектоническими котловинами, разработанными эрозией. В режиме порожистых рек вырисовывается осенний минимум расхода и зимне-весенний максимум, связанные с особенностями годового распределения осадков Зимний дождливый сезон обусловлен влажными пассатами с Азорского антициклона. Весной осадки усиливаются за счет влаги надвигающегося экваториального воздуха, поэтому весна является самым дождливым временем года. В середине лета начинает сказываться влияние юго-восточных пассатов, достигающих наибольшей силы осенью, когда количество осадков резко падает (в Кайенне за сентябрь и октябрь выпадает 64 мм осадков, а за апрель и май— 1032 мм). Распределение осадков, почв и растительности в значительной степени зависит от экспозиции склонов. Подветренные склоны и лежащие перед ними равнины являются засушливыми.
В таких местах формируются красные песчаные или песчано-глинистые латеритные почвы, бедные гумусом, и кустарниковое редколесье с чахлыми деревцами чапарро (Curatella americana). Напротив, наветренные склоны возвышенностей покрыты оподзоленными латеритными почвами и влажными вечнозеле ными лесами, сходными по составу с амазонской гилеей. Гвианская низменность имеет аналогичные климатические условия. Амплитуда средних месячных температур (26—28°С) ничтожна, осадков — свыше 3000 мм, минимум — осенью. Контакт нагорья с береговой низменностью отмечен серией невысоких водопадов, которые образуют реки, спадая с кристаллического плоскогорья. На низменности они широко разливаются, оставляют принесенный с гор аллювий, петляют в низких берегах. Наращивается низменность и за счет наносов, приносимых Гвианским течением. Береговые валы подпруживают устья мелких рек (для крупных рек обычны эстуарии), усиливая разливы и заболоченность низменности. За береговыми валами с колоннадами кокосовых пальм лежат болотистые чащи режущих трав, у которых отвоевываются небольшие участки под посевы риса, плантации сахарного тростника и какао; плакорные пространства покрыты гилеей. Внутренний край низменности, образованный древними песчаными террасами, занят сухой саванной Центральная часть нагорья (между впадинами Эссекибо и верхней Ориноко) более удалена от океана и лежит в более высоких широтах. В ней лучше всего сохранились остатки песчаникового покрова, более четко выражены сухой и влажный периоды, резче — зависимость ландшафтов от экспозиции. Наиболее своеобразен южный край нагорья, где распространены уцелевшие от эрозии песчаники, горизонтально залегающие на кристаллическом основании. Они образуют вытянутые крутостенные и тоско-еершинные гряды (например, хребет Серра-Пакараима, высотой 2200— 2300 м над у. м. с отвесной южной стеной в 1500 м относительной высоты, или хребет Серра-Парима) или отдельные останцовые массивы вроде горы Рорайма — 2771 м, высшей точки нагорья и др. Различная сопротивляемость песчаников и пронизывающих их диабазов и кварцитов обусловливает причудливые формы выветривания. Отвесные красные, белые или розовые стены возвышаются над пологим кристаллическим фундаментом, одетым темной зеленью лесов. В верхнем поясе массивов растения имеют угнетенный вид в связи с низкими температурами (10— 12°С) и сильными ветрами. Они представлены искривленными, большей частью эндемичными вечнозелеными кустарничками. Вершинные плато, почти всегда окутанные облаками и туманами, заняты каменистой полупустыней с хаосами выветрелых глыб. Пористые трещиноватые песчаники, поглощающие обильную влагу, дают начало многочисленным рекам, срывающимся с уступов водопадами до 1 км высоты (водопад Анхель— 1054 м — самый высокий в мире).
Песчаниковые гряды и массивы обычно являются одновременно и водоразделами, и гидрографическими узлами. Врезаясь ниже по течению в песчаники, реки пропиливают в них ущелья до 100 м глубины, все более расчленяя и разобщая песчаниковые останцы. На кристаллических породах реки врезаны слабо и часто прерываются порогами и водопадами. Равнинные участки, находящиеся в «сухой тени» северо-восточного пассата, покрыты саванной. Открытые, слегка всхолмленные районы одеты нетронутыми влажными субэкваториальными лесами, в которых обитают многочисленные тапиры, пекари, обезьяны, муравьеды и прочие животные южноамериканских гилей. На пониженной (300—400 м) северной части пенеплена поднимаются уже не песчаниковые, а кристаллические вершины (до 1800 м), долины рек расширяются до 10—15 км, русла — до 2—3 км, но их ступенчатый, порожистый продольный профиль сохраняется вплоть до самого впадения в Ориноко. Разливы рек приходятся на лето. Зимний засушливый период в течение 3—4 месяцев обусловливает распространение на севере нагорья сезонно-влажных смешанных лесов. Западная часть нагорья, расположенная между 2° с. ш. и экватором, к западу от впадины Ориноко—Риу-Негру, находится в течение всего года под воздействием экваториальных воздушных масс (осадков до 3000 мм в год). В западных районах области и здесь уцелели участки песчаникового покрова в виде плоских плато до 900 м абсолютной высоты Они расчленены на отдельные массивы, единым фронтом обрывающиеся к востоку и образующие денудационно-сбросовую ступень. Вершинные поверхности плато почти лишены водотоков Зато с крутых склонов массивов стекают многочисленные притоки Какеты, Риу-Негру и Ориноко. Они размывают более низкую вторую ступень, вскрывая кристаллический фундамент и оставляя останцы из более плотных пород. Еще восточнее и ниже (на высоте 120—200 м) лежит третья, почти полностью кристаллическая ступень. Экваториальный тип климата и небольшие высоты обусловили наличие гилейных лесов и мощных оподзолен-ных латеритных почв даже на песчаниковых покровах. Вся эта гигантская лесистая лестница изучена и освоена еще в очень слабой степени. Западная часть иагорья спускается к впадине Ориноко—Риу-Негру, в которой лишь структуре и морфологии присущи «гвианские» черты. Над низменностью, лежащей на высоте 110—140 м, в виде «сахарных голов» встают изолированные гранитные или диабазовые вершины, достигающие 700 м абсолютной высоты. Они образуются в результате интенсивного химического выветривания и энергичного склонового смыва Молодость прогиба этой впадины подчеркивается неурегулированностью гидросети: законченные и незаконченные перехваты рек (например бифуркация Касикьяре), системы порогов среди заболоченных низин и т. п. По характеру климата, почв и растительности эту территорию уже можно относить к ландшафтам Амазонии.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rgo.ru