О.А. Шалицкая
Район верхнего течения р. Оскол представляет собой сравнительно узкую полосу, вытянутую с севера на юг в пределах крайнего юго-востока Курской области и восточной части Белгородской области, общей площадью 9515 км2.
Поверхность бассейна верхнего течения р. Оскол - волнистая равнина, приподнятая в среднем на 150 - 200 м над уровнем моря, с убыванием высот с северо-запада на юго-восток. Значительная амплитуда рельефа (90-120м), наличие рыхлых, легко размывающихся лессовидных пород, слагающих верхние слои земной коры, бурное таяние снежного покрова весной, ливневый характер весенних и летних осадков, отсутствие лесной растительности на склонах обусловливают энергичные процессы плоскостной и линейной водной эрозии, которая способствует формированию густой овражно-балочной сети, занимающей до 10% общей земельной площади. Изрезанность территории балками и оврагами так сильна, что повышенные участки межбалочных пространств, разделяющие соседние водосборы, редко превышают в ширину 2 - 3 км (Хижняк А.А., 1984). Процесс интенсивного оврагообразования (до 1 - 2 м в год) наносит огромный вред сельскохозяйственному производству, так как разрушается драгоценный, накопленный тысячелетиями, слой плодородной почвы, сотни и тысячи кубометров которой ежегодно уносятся в результате энергичного смыва с полей в овраги и речные русла.
В верховьях Оскола небольшие островки леса из мелкорослого дуба, дикой яблони и кустарников встречаются лишь в вершинах балок. Южнее г. Старый Оскол, на правобережье, лесные массивы встречаются чаще, они более крупных размеров, со старыми насаждениями дуба и ясеня. Подобные остатки бывших дремучих лесов тянутся по правому берегу вплоть до впадения в Оскол р. Валуй. На левом берегу Оскола находятся лишь два лесных массива. Это дубрава "Мандровская дача" в бассейне р. Валуй и смешанный лес "Казённый" из сосны и клёна в бассейне р. Котёл.
Достаточно густая гидрографическая сеть большую часть года представляет собой долины стока дождевых и талых снеговых вод. Притоки р. Оскол - мелководные, имеют медленное, спокойное течение. Многие из них - Дубенка, Халань, Холок - имеют непроточную воду в виде узких, вытянутых по направлению русла, озерков и болот, иногда сплошь покрытых осокой и камышом. Обмеление и усыхание рек связано в первую очередь с истреблением лесов и резко изменившимся, в связи с этим, характером стока атмосферных осадков и режимом грунтовых вод. ших деревянных судах. С постройкой водяных мельниц отправка груза по Осколу в пределах его верхнего течения прекратилась. Большие пространства занимал "дремучий" лес, который представлял собой трудно проходимую чашу, обычно 5-ярусного строения. В начале XVII в. по правобережью Оскола шумели лиственные, в основном дубовые леса, а на левобережье преобладали массивы сосновых лесов.
Сопоставляя картосхему "Растительность и реки верхнего Приосколья в начале XVII в.", составленную с большой степенью достоверности по упомянутым выше документам (Котельников В.Л., 1950), и современную топографическую карту бассейна верхнего Оскола в пределах Курской и Белгородской областей, обнаруживаем, что лесистость данной территории сократилась в 5 раз (с 69% до 13 %), а густота речной сети - в 2 раза (с 0,21 км/км2 до 0,11 км/км2).
В основном за период около 350 лет сокращение речной сети верхнего Оскола произошло за счёт исчезновения малых речек и ручьёв - притоков II - IV порядков. Также исчезло значительное количество притоков I порядка, большей частью те, длина которых не превышала 10 км (таблица).
Данные этой таблицы показывают, что к концу XX века в бассейне верхнего Оскола в результате хозяйственной деятельности человека полностью исчезли притоки IV порядка, из 4-х притоков III порядка длиной более 10 км осталось 2 - у р. Валуй и р. Герасим, а из 58 притоков длиной менее 10 км осталось лишь 10. Количество и длина притоков II порядка сократилась примерно на треть. Количество притоков I порядка, длина которых превышает 10 км, сократилось на 1: правый приток Яр Боровков, будучи длиной 10 км в нача-174ле XVII века, имеет длину 2 км в настоящее время; а среди левых притоков длина Окунёвого Яра также сократилась с 10 до 2 км, но образовался новый водоток севернее г. Новый Оскол - Грязновка длиной 11 км. Однако, несмотря на сравнительно незначительное сокращение количества притоков I порядка, их длина уменьшилась на 84 км (14%). Количество притоков I порядка, длина которых составляет менее 10 км, сократилось в 3,5 раза: из 39 осталось 11. Их суммарная длина в настоящее время составляет 35 км, что в 5 раз меньше, чем в XVII веке.
Рассматривая приведённые данные, можно сделать вывод, что при сокращении лесистости на 1% густота речной сети сокращается на 1,7 м/км2.
Помимо растительности и гидрографической сети в верхнем Приосколье подвергся изменениям рельеф. Конечно речь не идёт о коренных изменениях, т.к. основные морфологические элементы были сформированы в раннее послеледниковое время. Но при изучении летописей и писцовых книг обращает на себя внимание отсутствие упоминаний об оврагах. Вследствие сельскохозяйственной деятельности человека стало возможным образование овражных промоин, которое привело к увеличению густоты овражно-балочной сети до 0,8 км/км2.
Более заметные изменения претерпел почвенный покров территории. Непрерывная эксплуатация почвенных богатств в течение 350 лет путём переложной и трёхпольной хищнических систем ведения хозяйства не могла не сказаться отрицательно на изменении морфологических и физико-химических свойств почв. Современная почвенная карта до сих пор отражает наличие сильно видоизменившихся серых лесных почв в местах наиболее древнего местообитания лесов - в долинах рек и по правобережью р. Оскол (Атлас Белгородской области, 1982). Обрабатывая почву примитивными орудиями, захватывая только самые верхние слои (до 10 см), крестьяне довели её до предельного истощения и выноса плодородного пахотного слоя при помощи ветров и дождей.
Наряду с почвенным плодородием произошли изменения в климате региона. Не изменяясь в своих количественных показателях, он приобретает свои новые качества. Ливневые дожди в условиях облесённой местности не производили столь мощных разрушений, как в настоящее время. Снег более равномерно распределялся по территории и, задерживаясь лесом, с одной стороны предохранял почву от промерзания, с другой, медленно стаивая весной, обеспечивал достаточное количество влаги для интенсивного развития растительности. Лесная подстилка, предохраняющая почву от излишнего испарения, содействовала сохранению постоянного уровня грунтовых вод, которые образовывали многочисленные выходы в виде родников на склонах речных долин и балок. Транспирирующая деятельность лесных массивов приводила к увеличению относительной влажности воздуха, что оказывало сглаживающее влияние на высокие летние температуры, уменьшая континентальность климата.
Сокращение лесистости бассейна верхнего Оскола привело к изменениям морфоскульптурных форм рельефа, изменило почвообразование и качественные характеристики климата, гидрографической сети и, безусловно, животного мира. Следовательно, существует необходимость определения оптимальной лесистости территорий, которая бы сдерживала отрицательные последствия антропогенных нагрузок.
Атлас Белгородской области. - М.: Гл. упр. геодезии и картографии, 1982.
Котельников В.Л. Об изменении географической среды сельскохозяйственной деятельностью человека // Изв. Всесоюз. Геогр. о-ва. - 1950. - Т. 82, вып.2. - С. 138-151.
Хижняк А.А. Приосколье. - Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1984. - 96 с.
Цветков М. А. Изменение лесистости Европейской России с конца XVII столетия по 1914 год. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 214 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.vsu.ru