Г.И. Попов, Председатель московского отделения Российской экологической академии, Президент московской межрегиональной ассоциации «Экоресурсы», доктор философских наук, профессор
Вся хозяйственная деятельность человечества рассредоточена на конкретных территориях государственных образований, и, естественно, от ее интенсивности зависит уровень экологического давления на окружающую среду.
Проблема предотвращения экологической катастрофы — это безусловно глобальная проблема, которая по своей грандиозности превосходит все остальные, встречавшиеся на пути развития человечества. И никогда еще не было такого гигантского разрыва между масштабами проблемы и возможностями ее решения.
Мирового правительства не существует, и поэтому в каждой стране могут быть свои подходы к проблемам экологии. Как известно, в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено, и, если не учитывать воздействие производственно-хозяйственной деятельности государств или крупномасштабных индустриальных регионов с высокой плотностью населения на соседей, то это может привести к непоправимым ошибкам в обеспечении экологической безопасности населения.
В сложившейся сегодня системе территориального, административного, государственного управления центр тяжести в реализации программ социально-экономического развития сместился с федерального на региональный и местный уровни. Это результат изменений, произошедших за последнее десятилетие.
В прежние времена основную ответственность за охрану природы возлагали на отраслевые министерства. Сейчас же вертикальные связи разрушены, и объективно влиять на деятельность предприятий и организаций в области охраны окружающей среды могут лишь региональные и местные власти.
Однако в бюджетах областей, краев, республик, как правило, нет даже скромной строки на экологию, а если она и есть, то речь идет о ничтожных суммах. Не секрет, что экология — отрасль затратная. Мировой и отечественный опыт показывает, что средства на решение экологических проблем изыскиваются и зарабатываются, например, за счет переработки отходов и превращения их в сырье для промышленности, сельского хозяйства и производства товаров, необходимых для населения. Если вникнуть в причины, порождающие хаотичность и неэффективность решений по вопросам экологии, то они сводятся к следующему:
— во-первых, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по оздоровлению среды обитания человека в конкретном регионе, промышленной зоне, городах-мегаполисах, сельскохозяйственных зонах, а также работоспособная законодательно-нормативная база;
— во-вторых, нет необходимой объективной информации об изменениях интенсивности воздействия на окружающую природу;
— в-третьих, разрушена система сбора, утилизации и переработки вторичного сырья.
Тем не менее в стране, и в частности в московском регионе, накоплен положительный опыт рационального природопользования. Главными источниками вредного воздействия на природу продолжают оставаться отходы человеческой деятельности. Это отчетливо видно на примере московского региона с высокой концентрацией промышленного и сельскохозяйственного производства, а также транспорта, особенно автомобильного. Негативное влияние на природу оказывает и высокая плотность населения. Положение усугубляется и тем, что огромная территория области занята полигонами для производственных и бытовых отходов Москвы, которые до сих пор практически не перерабатываются. Ежегодно на эти полигоны вывозится более 20 млн т промышленных и около 8 млн т твердых бытовых отходов. По некоторым оценкам, объем промышленных отходов московского региона сравним с объемами отходов таких стран, как ФРГ, Франция или Великобритания.
Все это потребовало неординарных решений, активных действий администраций Москвы и области.
В середине 80-х годов создается областной банк отходов, делаются экономические расчеты целесообразности переработки конкретных их видов, определяются места размещения производств, проводится инвентаризация полигонов, ужесточается режим их эксплуатации. На воскресенском предприятии «Минудобрения» создаются мощности по использованию отходов производства в дорожном строительстве и получению из них строительных материалов и изделий. На Каширском заводе ЖБИ № 3 запускается опытная линия по переработке золошлаков Ступинской ТЭЦ № 17 и получению на их основе стеновых панелей. Отгрузка переработанного лома металлургическим комбинатам к концу 80-х годов превысила 1100 тыс. т в год. Мосглавснаб и Мособлпотребсоюз увеличили заготовку традиционного вторичного сырья: макулатуры, тряпья, текстильных, кожевенных материалов, стеклобоя, пищевых отходов, полимерного сырья, изношенных шин. Возрос объем переработки и использования животноводческих отходов, утилизации отработанных нефтепродуктов. Все это дало немалый экономический и экологический эффект.
По инициативе глав Москвы и Московской области 7 августа 1990 г. принято решение «О мерах по улучшению переработки и захоронения промышленных и твердых бытовых отходов в московском регионе» и утвержден план соответствующих мероприятий. В дальнейшем правительствами Москвы и области приняты конкретные программы строительства мусороперерабатывающих заводов и постановление «О региональной программе развития централизованной переработки и размещения промышленных отходов». Координация работ по этой программе возложена на Московскую межрегиональную ассоциацию «Экоресурсы».
В постановлении правительства Московской области особо отмечалось, что для эффективного удаления и переработки промышленных отходов необходима подготовка единой для всего московского региона схемы, предусматривающей создание на территории области специализированных полигонов для размещения отходов, максимального привлечения внебюджетных средств и полной самоокупаемости проектов.
Речь шла о выработке новой стратегии осуществления экологических проектов. В ее основе несколько принципов:
первое — минимум бюджетных средств на создание производств по переработке отходов (срок окупаемости этих производств не должен превышать 1,5 года со времени пуска предприятия — таковы условия финансирования экологических проектов международными и российскими финансовыми структурами);
второе — учет влияния промышленных отходов на загрязнение окружающей среды, т. е. приоритет принадлежит прежде всего технологиям и проектам, направленным на обезвреживание и переработку самых токсичных отходов;
третье — размещение необходимого оборудования на заводах Подмосковья, чтобы привлекаемые денежные ресурсы не уходили за пределы области;
четвертое — введение в действие главным образом крупных производств по переработке промотходов (создание базовых предприятий и последующее тиражирование аналогичных производств в области).
В выполнении данной программы участвовали Мособлпромкомитет, Комитет по экономике, Мособлкомимущество, Комитет по финансам и налоговой политике, министерства по землепользованию и экологии, строительству, внешнеэкономической деятельности.
Представлено свыше 270 экологических проектов и предложений городов и районов на сумму, эквивалентную 1 млрд долл США. Первоначально рассматривались 24 проекта.
Важным звеном в осуществлении экологических проектов стал разработанный ММА «Экоресурсы» механизм финансирования. Его составная часть — привлечение инвестиций и кредитов под залог недвижимости, экспортной продукции, ценных бумаг, собственных средств организаций, а также под правительственные гарантии для особо крупных проектов (чем ассоциация, к счастью, не воспользовалась).
Сложилась практика, когда под переработку конкретных видов отходов создаются самостоятельные предприятия, которые реализуют технологии и возвращают выделенные им ранее денежные ресурсы. Так еще в начале 90-х годов решалась проблема уборки мусора. Было создано два производства: одно по выпуску контейнеров (основной потребитель — г. Москва), второе (завод «Коммунмаш» с участием немецкой фирмы «Фаун») по сборке мусороуборочных машин, которые выпускаются до настоящего времени.
Известно, какой вред здоровью людей приносят отслужившие люминесцентные лампы, содержащие ртуть. Утилизацию этих опасных отходов начали в г. Электроугли на специально созданных мощностях по их сбору, складированию и частичной переработке. Привлеченные средства окупились за полгода. Производительность установок — 1,5 млн ламп в год. С учетом аналогичных установок в Москве впервые появилась возможность полностью перерабатывать подобные отходы. Добиться более глубокой переработки отходов, содержащих ртуть, мы рассчитываем на экспериментальном участке, созданном на Ногинском заводе топливной аппаратуры.
Нами разработана конкурентоспособная (на мировом уровне) технология переработки отработавших свинцово-кислотных аккумуляторов и созданы мощности, позволяющие получать 25–30 тыс. т свинца в год. Это позволило представить проект очистки территории области от отходов, содержащих свинец. В ассоциации образованы предприятия «Старт-Эко», «МАГЛЮГ», «Весрос», которые должны обеспечить их сбор, разделение и утилизацию. Новые аккумуляторы из полученного свинца будут производиться АО «Подольский аккумуляторный завод», так что сырье не выйдет за пределы области. Разработанная технология (низкотемпературная выплавка) позволяет значительно снизить выбросы и повысить очистку отходящих газов, сократить энергетические и материальные затраты, получить практически безотходное производство (доля отходов не превышает 0,5%). Твердый остаток утилизируется и используется на родственных металлургических предприятиях.
Крупнейшей проблемой остается размещение и переработка, складирование поступающих на полигоны твердых бытовых и приравниваемых к ним промышленных отходов. Функции генерального заказчика по созданию межрайонных промышленных полигонов возложены на ММА «Экоресурсы».
С учетом имеющихся трудностей со строительством перерабатывающих заводов в Московской области разработан гибкий проект «Викинг», состоящий из независимых производственных блоков. Первый и основной — сортировка поступающего мусора, далее — получение биогаза и электроэнергии, затем — переработка оставшегося мусора. На выходе — получение строительных материалов и изделий. Иными словами, предусматривается переработка не только поступающих отходов, но и старых свалок. Кстати, последний этап этой схемы с успехом может быть использован для переработки стеклобоя в облицовочную плитку. Такое экспериментальное производство уже действует.
Впервые удалось реализовать и сортировку поступающих отходов на полигоне «Кучино». Полигон стал важным учебным центром для глав администраций городов и районов, служб городского хозяйства по распространению этого полезного опыта. Здесь на практике доказано, что без привлечения больших средств можно организовать сортировку отходов, получать сырье для продажи промышленным предприятиям. Установленное на опытном производственном предприятии оборудование стоимостью 1,6 млн американских долларов окупилось за 9 месяцев. Возврат извлеченного сырья — от 40% до 60% в зависимости от структуры отходов.
В соответствии с областной программой блоки сортировки намечается создать в Егорьевском, Каширском, Луховицком, Раменском, Одинцовском, Щелковском районах, г. Серпухове и других. Сегодня на создание таких производств охотнее всего идут банки — партнеры ассоциации.
Это направление представляется перспективным не только для Московской области, но и для других регионов России.
Но есть и другой путь сокращения образования отходов — ресурсосберегающие технологии и производства.
Впервые в мировой практике при активном участии АО «Электростальтяжмаш им. Тевосяна» создан и действует в режиме опытных плавок ресурсосберегающий комплекс по переработке отходов металлургического производства методом прямого жидкофазного восстановления железа и получения на этой основе стали, ферросплавов, цемента. Это технология будущего.
Крупным событием следует считать выполненную по поручению и под руководством областной Думы и Администрации области разработку территориальной комплексной схемы охраны природы и комплексной программы рекультивации земель и переработки отходов в Воскресенском, Егорьевском, Коломенском и Орехово-Зуевском районах.
Сегодня органам управления на местах все труднее определять перспективы развития в социально-экономической и экологической сферах даже на ближайшие годы из-за отсутствия информации по экологической безопасности, природно-ресурсному потенциалу их территорий. Для такого всеобъемлющего комплексного анализа нужны немалые деньги. Предложенная ММА «Экоресурсы» система оценочных моделей намного удешевляет этот процесс, выглядит предпочтительнее по сравнению с тем, что имелось до сих пор.
Используя программно-целевые модели, можно обеспечить интегральный подход к оценке социально-экономического развития и предполагаемых экологических изменений в том или ином регионе.
Разработанная методика позволила, в частности, развеять миф о том, что Воскресенский район является зоной экологического бедствия. Отдельные объекты повышенного экологического загрязнения оцениваются теперь объективнее, чем прежними методами. А это, в свою очередь, необходимое условие для принятия рациональных управленческих решений на федеральном и региональном уровнях.
В настоящее время формируется программа «Экология Подмосковья» — областная программа переработки и размещения промышленных отходов на 1999–2004 гг. Эта более специализированная программа будет финансироваться главным образом за счет максимального привлечения внебюджетных средств, прежде всего средств тех предприятий и организаций, которые станут ее участниками.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecolife.ru/