ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступление. 2
Экологический аудит – экономический инструмент управления
природопользованием. 3
Общая модель экологического аудита 8
Общие принципы аудита систем экологического управления и менеджмента. 9
Алгоритм управления экологической аудиторской деятельностью. 10
Направления применения результатов экологического аудита. 13
Методика комплексной оценки эффективности функционирования систем
экологического. 16
Основные государственные требования к экологическим аспектам деятельности
предприятий в Российской Федерации. 18
Вступление.
Проблема совершенствования отношений по природопользованию обусловлена
экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением
природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых,
растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды,
используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери
общественного труда в результате нерационального использования сырья,
материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих,
возникает необходимость выделения значительного количества совокупного
труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на
природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий
производства.
Все это ставит на повестку дня вопрос о необходимости совершенствования
экономического механизма защиты окружающей среды.
В условиях рынка, самостоятельности народнохозяйственных объектов
различного уровня эффективность подобного механизма определяется его
способностью согласовывать цели функционирования и развития двух главных
звеньев территориально-производственного комплекса – предприятия и региона.
Каждое из них свободно в выборе методов управления на своем уровне, но при
этом должно учитывать ограничения, формируемые как другим звеном, так и
внешней средой (государством, внутренним и внешним рынками).
Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на
предприятиях-загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и
материальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-
экономического и экологического развития, связана с решением двух задач:
. Во-первых, нужно сформировать его структуру, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления,
. во-вторых, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, определяющих конкретное содержание такого механизма.
В последнее десятилетие в мировой практике наметились позитивные тенденции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экосистем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально- экономического развития регионов. Определяющим фактором в институциолизации такого подхода, помимо социально-политических преференций, сложившихся в сознании наций, является новое экологическое мышление. Его формирование особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике. В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого экономико- экологического развития для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресурсов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Одним из наиболее эффективных инструментов экономико- экологического контроля в процессе становления рыночной экономики должен стать экологический аудит.
Еще недавно был незыблем постулат о том, что рыночная экономика базируется только на материальных интересах ее участников. Однако в современных условиях обострения экологических проблем рынок побуждает к рациональному хозяйствованию и совмещению бизнеса с решением экологических проблем. По утверждению представителей крупных фирм Европы “зеленый имидж” вызван коммерческой необходимостью, способностью фирмы “смотреть далеко вперед”. Это способ защитить свой бизнес. Многие фирмы считают, что своевременная политика осуществления экологически обоснованного подхода к бизнесу является своего рода капиталовложением, ориентированным, в том числе, и на завоевание обширного рынка. Представители многих крупных фирм осознали, что обязаны работать с большей ответственностью по отношению к окружающей среде.
Экологический аудит – экономический инструмент управления природопользованием.
Экономический механизм экологического регулирования – сложная многоуровневая система отношений субъектов хозяйствования между собой и с вышестоящими органами. Связующим рычагом этих отношений должен стать экологический аудит (ЭА) – инструмент, включающий в себя организационно- экономические факторы защиты окружающей среды. Он позволяет выбрать оптимальный вариант природоохранных сооружений, организовать информационно- аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации природоохранной техники, дать экономическую оценку намечаемых технических и технологических усовершенствований.
Исходя из задач, особенностей составления программ и методики проведения, предлагаем следующее его определение: ЭА – независимое исследование всех аспектов хозяйственной деятельности промышленного предприятия любой формы собственности для установления размера прямого или косвенного воздействия на состояние окружающей среды. Его цель – приведение природоохранной деятельности в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов, оптимизация использования природных ресурсов, снижение и упорядочение энергопотребления, уменьшение отходов, предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф.
Поскольку речь идет об исследовании всех аспектов хозяйственной
деятельности предприятия, ЭА должен объединить и расширить программы и
методики уже существующих видов аудита – производственного, финансовой
деятельности, аудита на соответствие.
Заключение экоаудитора будет содержать следующую информацию:
выводы о соответствии природоохранной и производственной деятельности
законодательству и нормативным актам;
заключение о состоянии финансово-экономической отчетности, учета,
своевременности и величине текущих экологических платежей,
целенаправленности использования капитальных средств, выделенных на охрану
окружающей среды;
оценку воздействия аудируемого предприятия на состояние среды, здоровье
производственного персонала, экологию в регионе, данные о наличии и
величине выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, производство которых
ограничено или запрещено международными обязательствами государства;
результаты анализа темпов роста производства продукции и количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ, потребления энергетических и материальных ресурсов; результаты сравнительного анализа основных показателей природоохранной и производственной деятельности аудируемого предприятия и подобных предприятий в Украине и других странах; оценку потенциальной опасности аудируемого предприятия при возникновении аварийной ситуации, эффективность разработанного плана работ по ликвидации очагов аварии, наличие необходимых материально- технических средств; заключение о профессиональной компетентности работников природоохранных служб предприятия, их обеспеченности современными техническими средствами контроля за соблюдением допустимых величин загрязнения; информированность руководящего и производственного персонала о величине и характере загрязнения окружающей среды их предприятием, наличие материального и морального стимулирования за снижение уровня загрязнения и энерго- и материалоемкости выпускаемой продукции.
На основании заключения экоаудитора решить конкретную проблему
(например, уменьшить количество или концентрацию определенного
загрязняющего ингредиента) можно различными, часто альтернативными
методами. В зависимости от радикальности принятого решения и остроты
проблемы необходимые природоохранные мероприятия могут находиться в
диапазоне от организационных мер и повышения контроля за ведением
технологического процесса и работой средозащитного оборудования до закрытия
предприятия с его последующим перепрофилированием.
Один из важных факторов, способствующих развитию ЭА в мире,
представляет процедура реализации программы. В процессе проведения
экоаудирования установление и наказание виновных – далеко не главная цель.
Гораздо важнее для руководства компаний выявление узких мест во всех сферах
деятельности объекта, оказывающих в той или иной степени негативное влияние
на окружающую среду, и содействие в его уменьшении. Проведение объективного
исследования невозможно без тесного сотрудничества с администрацией и
производственным персоналом предприятия, т.е. без превращения его из
подконтрольного в полноправного партнера, мнение и аргументация которого
учитывается на всех этапах проведения ЭА.
ЭА предупреждает ситуацию, когда экологические проблемы волнуют лишь руководство компании, вынужденное на свой страх и риск скрывать негативные последствия производственной деятельности до предела, за которым их сокрытие станет невозможным, а устранение повлечет судебные разбирательства и санкции. С этой целью целесообразно привлечение к решению экологических проблем конкретного предприятия научного потенциала региона, сотрудников природоохранных служб, финансовых учреждений.
По данным Всемирного банка, возможное повышение стоимости проектов,
связанное с проведением оценки воздействия на среду и последующим учетом
экологических ограничений, окупается в среднем за 5-7 лет. Включение
экологических факторов в процедуру принятия решений еще на стадии
проектирования обходится в 3-4 раза дешевле последующей установки
дополнительного очистного оборудования, а затраты на ликвидацию последствий
от использования неэкологической технологии и оборудования оказываются в 30-
35 раз выше расходов, которые потребовались бы для разработки экологически
чистой технологии и применения экологически совершенного оборудования.
Объективное исследование комплексного влияния экоаудируемого предприятия на состояние окружающей среды с учетом мнений всех заинтересованных сторон поможет избежать дальнейшего усугубления эколого- экономического кризиса и определиться в методах учета экологического фактора при разработке стратегии и тактики хозяйственной деятельности. Это позволит повысить производственную безопасность предприятия, а следовательно, его инвестиционную привлекательность.
Для реализации такого подхода хозяйствующий субъект должен
осуществлять эффективные меры по планированию производства не только на
основании данных служб менеджмента и маркетинга, но и данных служб
независимого экологического аудита. Агентство по охране окружающей среды
США было ведущим по внедрению экологического аудита. Здесь изданы директивы
экополитики, которые рекомендуют, учитывая нормативные требования,
идентифицировать фактические и потенциальные проблемы охраны окружающей
среды. Международная Торговая палата также составила контрольные директивы,
которые обеспечивают саморегулирование со стороны делового сообщества в
духе экологической ответственности.
По определению Международной Торговой палаты аудита экологический
аудит как инструмент управления включает систематическую,
зарегистрированную, периодическую и объективную оценку того, как эффективно
организованное управление и оборудование выполняют функцию защиты
окружающей среды:
1. усиление управления и контроля над действиями, направленными на окружающую среду;
2. обложение налогом соответственно требованиям; оценка деятельности компании, соответственно предъявляемым нормативам и требованиям.
Экологический аудит должен быть полным и перманентным, т. е. давать
полную оценку того, как выполняются требования к состоянию окружающей
природной среды зарегистрированным лицом. Аудит проводится независимыми
экспертами.
Основные причины, по которым проводится аудит заключаются в следующем:
страхование (затраты на ликвидацию последствий загрязнения окружающей
среды);
конкуренция на рынке (товары должны быть экологически чистыми, это повышает
их спрос на потребительском рынке, специальным экоярлыком выделяются
товары, прошедшие проверку и т. п.);
приобретение (затраты на приобретение земельного участка или предприятия
могут оказаться завышенными; экспертиза состояния окружающей среды и
загрязнения земельных участков приобретаемого объекта);
законодательство (необходимость разрешений работы с загрязняющими
материалами).
Комплексный контроль должен своевременно выявлять качество экономико- экологических управленческих решений еще до возникновения потерь, так как превышение издержек производства (в том числе и из-за загрязнения окружающей среды) или выпуск экологически грязной продукции, ведут к потере рынков сбыта.
Формирование рыночных отношений, появление разных форм собственности в производстве, обмене и потреблении необходимого для общества продукта вносит существенные изменения в систему управления микроэкономикой и ее функции, в частности, финансово-хозяйственного контроля и экологического контроля.
Около 30 лет назад в странах с рыночной экономикой организационная схема хозяйственно-финансового контроля была дополнена введением экологического аудита. В международной практике экологический аудит реализован в практический механизм деятельности, основанной на законодательной и нормативно-методической базе, имеет развитую организационную инфраструктуру и оснащен квалифицированными кадрами экоаудиторов. В США, Японии, в странах Европейского Союза процедура экологического аудита направлена на повышение эффективности экологической политики компаний или промышленных предприятий.
Международной организацией стандартизации принят Проект международного стандарта 150/DIS 1410, который содержит основные указания по экологическому аудиту в составе основных положений, процедуры аудит систем экологического менеджмента и квалификационные критерии экологических аудиторов. До его утверждения, в качестве аналога рекомендуется использовать Стандарт Европейского Банка Реконструкции и Развития, которым разработан Протокол экологического аудита для промышленных предприятий общего типа, Стандартный формат аудиторского отчета, Рабочее руководство для аудиторов по вопросам окружающей среды, здоровья населения и экологической безопасности. Характерной особенностью этих стандартов является их комплексная направленность на оценку состояния окружающей среды, охраны труда и здоровья работников предприятия, которые предусматриваются в инвестиционном проекте развития.
Согласно определению Европейского стандарта экоаудит является
независимым свидетельством в интересах производителя и государства уровня
экологической эффективности управления предприятием и использования
технологического оборудования с целью повышения конкурентоспособности
продукции. Цель проведения экологического аудита зависит от типа аудита
(финансовый, технический, управленческий), который завершается
формированием аудиторских выводов об экологическом состоянии проверяемого
объекта.
Основные задачи экоаудита — сбор достоверной выходной информации о производственной деятельности объекта и формировании на ее основе выводов относительно реального экологического состояния объекта (отходоемкости производства, экологоемкости, ущербоемкости, экологической оценки оборудования и технологий, качества продукции).
Помимо основного, экологический аудит может и должен решать ряд функциональных задач, таких как корректировка; оперативный контроль и стратегия развития. Задачи корректировки определяют необходимость выдачи рекомендаций, направленных на устранение выявленных в процессе экологического аудита недостатков в работе фирмы.
Оперативный контроль предусматривает осуществление постоянного, внутреннего аудита непосредственно в процессе производственной деятельности объекта для того, чтобы избежать “экологической ошибки” и издержки, а также для разработки и выбора экологически обоснованных решений. На этой основе аудитором вырабатываются рекомендации по оптимальному решению или варианты альтернативных решений.
Стратегические задачи экологического аудита лежат в сфере обоснования экологизированной стратегии развития предприятия (его политики) в соответствии с планами развития на основании данных, полученных в процессе аудита.
Экологический аудит обязан занять равноправное положение наряду с экологической экспертизой и экологической инспекцией. Главным является то, что экологический аудит позволяет без дополнительных бюджетных затрат усилить управление охраной окружающей природной среды, повысить эффективность экоменеджмента. Поэтому государство должно быть заинтересовано в развитии экологического аудита и создании соответствующих правовых и нормативных основ для его функционирования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что смешанная государственно- рыночная система экоменеджемента соответствует интересам государства, рыночным структурам и широким слоям общественности. При этом не возникает противоречия интересов, так как экоаудит “закрывает” те ниши управления, структура которых не была заполнена.
Экологический аудит должен быть основан на экологическом учёте.
Понятие экологического учета ещё не приобрело окончательного осмысления и
логической завершенности в виде комплексно сформированной системы знаний в
экономико-экологической теории и практике. Несомненно, он должен стать
частью управленческого учёта, который как автономная экономическая
категория возник около 20 лет назад. В соответствии с новым подходом учёт
должен объединять в себе процессы идентификации, измерения и коммуникации
экономико-экологической информации, которые позволили бы пользователям
принимать на её основе соответствующие управленческие решения. Таким
образом, в рамках традиционной системы учёта выделяется сравнительно
автономная подсистема информационной базы управления.
Экономико-экологическая система как организация включает в себя подсистемы: основного фундаментального процесса (производство, предоставление услуг и т.д.), процесса использования и защиты природных ресурсов (использование природных ресурсов в материальном производстве, природоохранная деятельность, размещение отходов в окружающей среде и т. п.) и подсистему управления этими процессами. Подсистему управления можно, в свою очередь подразделить на две системы низшего порядка: систему основного функционального процесса, т.е. собственно управления как процесса принятия решений и систему обслуживания управленческого процесса.
Компонентом этой подсистемы является управленческий учёт, в том числе по экологическим объектам — экологический учет, который является необходимой базой для осуществления экологического аудита.
Обобщение результатов теоретических и аналитических исследований, проводимых учёными и специалистами-практиками в области экологического аудита позволяет сделать вывод о необходимости комплексного подхода к организации аудита по экологическим вопросам. Целесообразно использовать обобщённую модель экологического аудита, которая раскрывает его структуру и основные характеристики.
Общая модель экологического аудита
Предмет — экономические, экологические, информационные, организационные и
другие системы.
Функции — проверка экономико-экологической отчётности; оценка
природоохранной деятельности предприятия; оказание аудиторских услуг, в том
числе выдача рекомендаций по повышению эффективности природоохранной
деятельности.
Стадии — постановка проблемы; сбор данных, анкетирование, оценка
информационных материалов, услуги.
Документы — информационные, организационно-функциональные, корреспонденция
аудитора, предприятия — клиента, государственных служб по охране окружающей
среды, управления статистики и др.
Методы — системный анализ и системный подход, экономико-экологический
анализ; сравнительный экономико-экологический анализ и оценка; логический
анализ, метод экспертных оценок и пр.
Приёмы — определение состояния объектов и его экологических подразделений;
сопоставление; оценка.
Виды — внутренний (зависимый) и внешний (независимый).
Риск — собственный; риск контроля; риск выявления.
Нормативы — национальные (внутренние, внешние); международные (внутренние и
внешние).
Элементы — цель, задачи, субъекты, объекты, организация, методика,
контрольная информация.
Экологический аудит, как и всякий вид деятельности, следует рассматривать с точки зрения системного подхода и системного процесса, в центре которого имеется независимая экоаудиторская фирма или служба. Для того, чтобы созданная организация могла эффективно функционировать, она должна опираться на законы и правила современного экологического менеджмента. На основании системного подхода к процессу управления экологической аудиторской деятельностью разработан алгоритм, согласно которому все этапы управления в зависимости от выполняемых функций разделены на основные блоки: планирование, организация, операционная функция, контроль и мотивация.
Общие принципы аудита систем экологического управления и менеджмента.
Экологическое аудирование системы экологического менеджмента в соответствии со стандартом ISO 14001 определяется как систематический и документированный процесс получения объективных доказательств для определения, соответствует ли система экологического менеджмента предприятия критериям, которые предъявляются к таким системам.
Предприятие должно развивать и поддерживать периодическое проведение аудитов систем экологического менеджмента. Во время проведения экологических аудитов определяется, соответствует или не соответствует действующая система экологического менеджмента требованиям Международного стандарта ISO 14001 (или его национального аналога), а также насколько обеспечивается и поддерживается ее функционирование.
Программа экологического аудита системы экологического менеджмента должна быть основана на настоящей экологической деятельности предприятия и результатах предыдущих аудитов.
Проведение экологического аудирования должно быть выгодным руководству предприятия, так как результаты аудитов информируют его, работает ли система экологического управления и менеджмента так, как она должна работать в соответствии с заявленной экологической политикой и целями.
Предприятие может также заказывать проведение экологического аудита с
иными целями, например, с целью сертификации системы экологического
менеджмента третьей стороной в соответствии с национальным или
международным стандартами.
Программы и процедуры экологического аудирования должны учитывать:
приоритетные экологические аспекты деятельности предприятия;
периодичность проведения аудитов;
эффективное планирование и эффективную организацию работы аудиторской
"команды";
активное использование результатов аудита;
компетенцию аудиторов;
общую методологию экологического аудирования и методику осуществления
аудитов.
Экологический аудит систем экологического менеджмента может быть внутренним и/или внешним. В случае внутреннего аудита руководство предприятия поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование аудиторской "команды", куда могут входить и специалисты со стороны. В случае внешнего аудита заключается договор со специализированной аудиторской фирмой или специалистом, имеющими лицензию на данный вид деятельности и формирующими аудиторскую "команду", в состав которой могут входить и представители предприятия. В любом случае, специалисты, осуществляющие экологический аудит, должны быть квалифицированными, беспристрастными и объективными.
Создать и обеспечить эффективное функционирование системы экологического менеджмента непросто, поэтому можно проводить экологическое аудирование с целью выявления тех направлений и аспектов деятельности, которые еще недостаточно развиты. Заключение экологического аудирования должно содержать квалифицированные рекомендации по развитию экологического менеджмента на предприятии и быть направлено на создание эффективной системы экологического менеджмента.
Аудит предприятия может проводиться для представления информации государственным органам экологического контроля и управления в целях официальной сертификации системы экологического менеджмента. Такой аудит выполняется внешними независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Также всегда является внешним экологическое аудит, который проводится для банков или инвесторов.
Алгоритм управления экологической аудиторской деятельностью.
Планирование — определение целей и задач экологического аудита, выбор
стратегий; разработка обеспечивающих планов (указания по принятию решений и
выполнению действий); определение тактики, политики правил и приёмов,
формирование бюджета.
Организация — формирование организационной структуры службы (фирмы), подбор
и подготовка кадров; создание информационно-нормативной и материально-
технической базы.
Операционная функция — охватывает процесс проведения экологического аудита,
его технику и технологию и состоит из нескольких этапов:
ознакомление с бизнес-планом предприятия;
заключение договора на проведение аудиторской проверки и определение
аудиторского риска; оценка системы учёта природопользования предприятия,
оценка природоохранных мероприятий и внутреннего контроля;
проверка внутреннего контроля; соблюдение принципов экологического учёта;
предварительный аналитический учёт использования природных ресурсов и
природоохранной деятельности на предприятии;
оставление отчёта и заключения о проверке;
оказание консультационных услуг.
Контроль — реализация определённых правил, процедур по отношению к
материальным и природным ресурсам; определение показателей
результативности; сравнение результатов со стандартными действия.
Неотъемлемым этапом любой деятельности является контроль её хода и оценка
полученных результатов. В процессе контроля экологической аудиторской
деятельности используются стандарты, нормативы, измерения фактически
достигнутых результатов, базовые показатели и корректировки, если
полученные результаты существенно отличаются от стандартов. Контроль
является фундаментальным элементом управления. В управлении экологической
аудиторской деятельностью целесообразно использовать три основные вида
контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Процедура контроля включает сопоставление полученных результатов со стандартами, нормативами, критериями и принятие соответствующих корректирующих действий. Затем осуществляется сравнительная оценка результатов со стандартами. Именно здесь фиксируются возможные отклонения, измеряются результаты, оценивается информация.
Эффективность контроля определяется не только поведением аудитора, который может по результатам проделанной работы выбрать одну из трёх линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение, пересмотреть стандарт. Однако для достижения целей организации необходима ориентация на результативность, стратегическую направленность, простоту и экономичность.
Мотивация как элемент управления — это процесс организации коллектива на достижение поставленных целей. Побудительными мотивами здесь должны выступать такие факторы мотивации как высокая ответственность, материальное вознаграждение, успех, реализация творческого потенциала и делового роста.
Ещё один аспект совершенствования организации экологического аудита состоит в документировании аудиторских проверок. Большинство исследователей одним из основных информационных документов о состоянии проверяемого объекта называют анкету для опроса руководителей по организации экологической аудиторской деятельности. С помощью анкеты можно составить общее представление об экологическом состоянии исследуемого предприятия, выявить особенности управления природопользованием, проблемы в экологическом учёте и информационном обеспечении. Аудиторам такая анкета поможет определить спрос на их услуги, будет способствовать формированию научного подхода к процессу управления и осуществления деятельности в области экологического аудита.
В процессе экологического аудита оценивается система экоменеджмента предприятия, технологические процессы, экологическая безопасность объекта, его производственная территория, прилегающая территория до 5 км по периметру; основные технологические и вспомогательные процессы, здания, оборудование и сооружения.
В научной литературе получили освещение вопросы организации
экологического аудита, его места и роли в структуре государственного
контроля. Определены задачи, цели, критерии, объекты и субъекты экоаудита.
Нашли отражение вопросы методологии и концепции экологического аудита.
Представлен широкий обзор зарубежного опыта проведения экологического
аудита. Особенно детально проработаны вопросы, касающиеся процедуры
осуществления экологического аудита предприятия.
В короткий срок специалисты Минэкобезопасности осуществили разработки, направленные на становление и внедрение в практику хозяйствования этого инструмента, позволяющего регулировать эколого-экономические отношения хозяйственного объекта и природной среды в условиях рынка. Однако, экологический аудит, как форма контроля в рыночных условиях, только тогда окажется эффективным, когда будет оснащён научно-обоснованной нормативной базой и методическим инструментарием.
Роль экологического аудита в реформировании экономики региона может быть выявлена в следующих направлениях управленческой деятельности: аудит вывода предприятий из эксплуатации при реструктуризации отрасли; аудиторская экологическая оценка оздоровления приватизируемых предприятий; аудиторская оценка экологических издержек; аудиторские рекомендации по ресурсосбережению; аудиторская оценка условий экологического страхования; аудиторская эколого-экономическая оценка инвестиционной привлекательности объекта; аудиторская эколого-экономическая оценка “гудвилла” фирмы; аудиторский учет экологических факторов в стоимостной оценке приватизируемого предприятия; аудиторская оценка нормативной базы природопользования предприятия; аудиторская защита корпоративных интересов; аудиторская экологическая оценка инновационных и инвестиционных проектов и др.
Таким образом, экологический аудит характеризуется своей комплексностью с выполнением исследовательских и инжиниринговых процедур. В значительной мере он важен в прединвестиционной стадии. При рассмотрении сложных инвестиционных программ и проектов экологический аудит может предвосхищать экологическую экспертизу. Это сопоставимо с финансовым аудитом, который крупные фирмы проводят перед проверкой финансовой деятельности налоговой инспекцией.
В условиях формирования рыночных отношений выявляется новое направление развития функций внутреннего и внешнего прогнозного экоаудита, как средства оптимизации и активизации предпринимательской деятельности на основе соблюдения принципов экологической безопасности. Одновременно с контрольными функциями экоаудит и хозяйственный аудит должны выполнять экономическую и экологическую экспертизу по привлечению капитала, развитию инвестиций, внедрению ноу-хау, ресурсосбережению, снижению экологических издержек и т.д.
Экспертная функция всех видов аудита является важным направлением развития финансово-хозяйственного и экологического контроля в эффективном использовании капитала в условиях свободного предпринимательства.
Рыночная экономика обусловила появление предпринимателя и предпринимательства, которые в современных условиях представляют собой совокупность экономических, нормативно-правовых, политических и экологических отношений.
В современных условиях получение прибыли возможно только при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов, в том числе, природных, их защите от загрязнения и деградации, а также экономическом риске и соблюдении условий экологической безопасности. Это побуждает предпринимателей применять все виды предварительного контроля на стадии принятия управленческих решений. Таким образом, независимый экологический аудиторский контроль в условиях рыночных преобразований приобретает функции катализатора для активизации предпринимательской деятельности на принципах экологически безопасного и устойчивого развития.
Направления применения результатов экологического аудита.
Круг организаций, заинтересованных в объективном и комплексном исследовании хозяйственной деятельности промышленных предприятий и ее влияния на окружающую среду, достаточно широк.
Экологические проблемы актуальны для банковских институтов. Финансовый риск, напрямую связанный с риском экологическим, может возникнуть в результате крупных аварий и загрязнения среды, а также в связи с неучтенными ранее экологическими требованиями. Привлечение инвестора к гражданской или уголовной ответственности, увеличение срока реализации проекта или его удорожание, возможное банкротство предприятия – все это крайне нежелательно для финансовых учреждений. Такие действия связаны с задержкой платежей, падением курса акций кредитуемой компании, увеличением срока предоставления или объема кредитуемых средств на реализацию проекта, невозвращение кредита при банкротстве, а также обесценением залога, важнейшей составляющей которого является стоимость земельного участка инвестора. При обнаружении загрязненности земля значительно обесценивается и банки-кредиторы могут лишиться гарантий кредита. К тому же при финансировании банком экологически опасных проектов страдает его репутация.
ЭА может и должен стать основой для становления и развития экологического предпринимательства, к сфере которого следует отнести следующие направления хозяйственной и социальной деятельности: разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; производство средозащитной техники и приборов для контроля и повышения качества окружающей среды; производство экологически благоприятных потребительских товаров; использование вторичных ресурсов; использование рекреационных ресурсов; оказание экологических услуг (экологические мониторинг, аудирование, страхование, воспитание, просвещение и образование).
Зарубежный опыт показывает, что при помощи экологических фирм многие предприятия решили проблемы утилизации, превратив отходы в сырье для других отраслей, нашли более эффективные методы их очистки и переработки. Ежегодно в мире такие фирмы оказывают услуги на 200-230 млрд. долл., причем этот показатель имеет устойчивую тенденцию к росту (на 4-15% ежегодно в зависимости от видов предоставляемых услуг).
Объективные результаты комплексного исследования необходимы при заключении договоров по страхованию экологического риска и ответственности производителя и потребителя, для определения экологической надежности предприятия и величины риска возникновения аварийных ситуаций.
Целью создания системы обязательного и добровольного экологического страхования потенциально опасных объектов является компенсация убытка, который несут третьи лица и сам страхователь в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды, а также стимулирование предотвращения аварий у страхователя, достигаемое за счет уменьшения издержек на проведение противоаварийных работ за счет страховщика.
Уникальную возможность улучшить экологические характеристики большого числа субъектов производственной деятельности и целых секторов экономики дает приватизация. Она позволяет, в частности, разрешить противоречия, возникающие в тех случаях, когда государство одновременно выполняет функции по экологическому регулированию и выступает в качестве владельца регулируемых предприятий. Приватизационная политика наряду с такими традиционными задачами, как получение доходов от продажи предприятий, их модернизация новым владельцем, обеспечение занятости, содействие региональному экономическому развитию, поступление налоговых платежей, должна включать также совершенствование природоохранной деятельности и рациональное природопользование. Экологические аспекты необходимо адекватно отражать в законодательных и нормативных актах по приватизации и иностранным инвестициям.
В условиях ускоренной приватизации, с одной стороны, возникает опасность игнорирования природоохранных проблем, с другой – установление чрезмерно строгих ограничений в интересах охраны окружающей среды может стать сдерживающим фактором для потенциальных инвесторов в случае приобретения экологически опасных предприятий. Эти проблемы в разных странах с переходной экономикой решаются по-разному.
Так, Закон о структуре природоохранной деятельности от 29 июня 1990 г.
предоставлял новым федеральным землям Германии возможность освобождения от
ответственности за экологический ущерб, нанесенный до 1 июля 1990 г. в
результате хозяйственной деятельности, после оценки интересов покупателя,
общественности и состояния окружающей среды. По этому поводу было подано
69 тыс. заявок.
В Польше соглашение между всеми учреждениями, участвующими в приватизационном процессе, о создании постоянной межминистерской группы по экологическим вопросам приватизации основных фондов было подписано лишь в феврале 1993 г. Причина заключалась в том, что для большого количества предприятий не нашлось покупателей из-за экологических проблем. При заключении договора о приватизации предусматривается выделение специального раздела, определяющего ответственного за состояние окружающей среды и регламентирующего соблюдение экологических требований в постприватизационный период.
В Эстонии приватизационное агентство использует подход, который можно
рассматривать как компромиссный между применяемыми в Германии и Польше.
Разработана стандартная форма договора, согласно которой приватизационное
агентство, действуя от имени Эстонской Республики, освобождает покупателя
от ответственности за экологический ущерб, нанесенный третьей стороне в
результате хозяйственной деятельности, а также от расходов, связанных с
ликвидацией такого загрязнения, если оно будет обнаружено в течение
пятилетнего периода с момента передачи собственности.
Представляется, однако, что прямое использование зарубежного опыта в
этой области без учета особенностей ее социально-экономической и
экологической ситуации может лишь усугубить эколого-экономический кризис.
Дело осложняется тем, что прямое введение в практику классических методов
экономического механизма природопользования, характерных для развитых
рыночных систем, даст недостаточный, а в некоторых случаях и обратный
эффект.
Так, при прямом директивном внедрении принципа "загрязнитель платит" в переходный период, когда энергетическая, нефтехимическая, металлургическая и другие загрязняющие отрасли промышленности высокомонополизированы, бремя платежей за загрязнение легко переносится на плечи потребителей. Кроме того, не только возрастет стоимость улучшения или поддержания качества окружающей среды, но и сократится производство товарной продукции, от реализации которой поступают платежи в природоохранные фонды. К тому же, по данным западных специалистов, в странах ЕС 63% расходов на борьбу с загрязнениями обеспечивает частный сектор экономики, государственный сектор тратит примерно 21%, а потребители – 16%.
Учет экологического фактора при приватизации должен разрешить противоречие, заключающееся в необходимости совершенствования природоохранной деятельности при недопущении неприемлемых для будущих владельцев расходов. Поэтому пока права собственности находятся у государства, следует выяснить причины возникновения и степень экологического кризиса на каждом конкретном предприятии и решить вопрос о мере и формах ответственности всех причастных к нему. Решение вопроса о компенсации природоохранных затрат и содействие в этом должны происходить индивидуально в зависимости от масштабов предприятий, методов приватизации, экологического состояния региона, реальной и потенциальной опасности приватизируемого предприятия на основании результатов ЭА.
Основным направлением стабильной деятельности предприятия в постприватизационный период является организация производства конкурентоспособной продукции и повышение ее рентабельности. Это достигается различными путями, которые условно можно классифицировать следующим образом: структурно-управленческое реформирование предприятия с сохранением существующих на момент приватизации видов выпускаемой продукции, рынков сырья и сбыта; обновление и расширение ассортимента продукции на основе имеющихся технологий и материалов с учетом изменения конъюнктуры рынков сбыта ("лучше не произвести, чем не продать"); выпуск традиционного ассортимента продукции, его расширение и обновление на основе применения современных технологий, материалов, оборудования; перепрофилирование предприятия на выпуск новой продукции.
В зависимости от характера постприватизационной деятельности мы предлагаем следующие конкретные механизмы учета экологического фактора в процессе приватизации: а) создание целевого фонда для решения неотложных экологических проблем, образованного путем включения их стоимости в цену приватизируемого объекта;
б) уменьшение стоимости предприятия на сумму предотвращенного ущерба
(фактического и потенциального), наносимого окружающей среде.
При реформировании крупных предприятий может иметь место одновременное сочетание различных методов – закрытие нерентабельных производств, прекращение выпуска отдельных видов продукции из-за отсутствия рынков сырья и сбыта и организация выпуска новых видов продукции путем создания совместных производств и т.д. Решение экологических вопросов должно идти в контексте с изменениями деятельности предприятия в постприватизационный период.
Как показывают расчеты по конкретным промышленным предприятиям различных регионов, реализация предложенных концептуальных подходов приведет к изменению стоимости целостного имущественного комплекса менее чем на 1%. Существенного влияния на рыночную стоимость предприятия это не окажет, а число потенциальных покупателей может расшириться за счет гарантирования решения экологических проблем и минимизации вероятности катастроф в будущем.
Применение рассмотренных способов учета экологического фактора в процессе приватизации промышленных предприятий может не только содействовать улучшению экологических параметров большого числа субъектов производственной деятельности и снижению непосильной для окружающей среды техногенной нагрузки, но и общему оздоровлению экономики. Так, реализация необходимых природоохранных мероприятий с гарантированным финансированием повлечет за собой не только загрузку соответствующих подразделений конкретного предприятия, но и привлечение услуг не востребованного сегодня научно-исследовательского потенциала, размещение заказов на конкурсной основе на других специализированных предприятиях.
Использование предложенных подходов будет способствовать сохранению и увеличению количества рабочих мест с гарантированной оплатой за произведенную продукцию как на специализированных предприятиях, производящих технику природоохранного назначения, так и во всех отраслях промышленности и научно-исследовательских центрах, преодолению кризиса неплатежей, своевременной уплате налогов в бюджет, установлению экономической и социальной стабильности.
Методика комплексной оценки эффективности функционирования систем экологического.
Для оценки эффективности систем производственного экологического управления
и менеджмента возможно использование следующей методики, разработанную с
учетом требований и рекомендаций Международного стандарта ISO 14001.
Методика включает в себя следующие этапы:
1. Оценка соответствия требованиям экологического законодательства
Российской Федерации
2. Оценка соответствия общим формальным требованиям стандарта ISO 14001
3. Качественная оценка соответствия расширенным требованиям стандарта ISO
14001
4. Оценка динамики изменения основных количественных показателей экологической деятельности предприятия
5. Качественная оценка деятельности предприятия в области экологического управления и менеджмента
Оценка эффективности производственного экологического управления и
менеджмента на первом этапе может носить формальный характер и проводиться
несколькими способами:
1. Получение подтверждений от всех государственных контролирующих организаций о том, что деятельность данного предприятия соответствует требованиям законодательства. Получение такого подтверждения может проводиться на предварительном этапе при сборе всех необходимых материалов для проведения оценки эффективности системы экологического менеджмента.
2. Получение общего заключения о выполнении государственных экологических требований. Так, в Московской области приказом Комитета по охране окружающей среды от 2.09.96. утверждена форма Заключения о соблюдении норм экологической безопасности на химически опасных объектах
Московской области. Выдачу Заключения осуществляют государственные органы по охране природы на основе выполнения предприятиями определенных требований.
3. Подтверждение соответствия всем законодательным требованиям может проводиться методом от противного, т.е. путем получения соответствующих данных, характеризующих:
отсутствие сверхлимитных сбросов и выбросов, правильность хранения отходов
на промплощадке;
наличие всей необходимой документации по воздействию на окружающую среду;
наличие всех необходимых лицензий на комплексное природопользование,
наличие разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ;
наличие справок о платежах, наличие разработанной и утвержденной
документации такой как, например: Проекты нормативов предельно допустимых
выбросов и сбросов, Проекты лимитов размещения отходов и другой;
наличие порядка на промышленной площадке.
Если выполнение требований экологического законодательства подтверждено одним из выше перечисленных способов, то по первому этапу оценки эффективности системы экологического менеджмента делается положительное заключение.
На втором этапе оценивается соответствие деятельности предприятия в
области экологического менеджмента формальным требованиям стандарта ISO
14001, таким как:
наличие экологической политики, которая доведена до сведения населения и
общественности;
наличие экологических целей и задач;
наличие руководства и программы по системе экологического менеджмента;
четкое распределение обязанностей персонала, включая его обучение;
проведение предварительного аудита (обзора) для определения экологических
аспектов существующей деятельности предприятия;
ведение необходимой документации;
осуществление систематического аудита для подтверждения работоспособности
системы экологического менеджмента.
При положительных ответах на все поставленные вопросы дается итоговое положительное заключение по второму этапу оценки.
На третьем этапе проводится оценка соответствия системы экологического
управления и менеджмента на предприятии расширенным требованиям стандарта
ISO 14001 по следующим направлениям:
экологическая политика и планирование деятельности в области экологического
менеджмента;
организация деятельности в области экологического менеджмента;
оценка результатов и последовательное совершенствование деятельности в
области экологического менеджмента.
При соответствии реальной ситуации на предприятии требованиям стандарта ISO 14001 делается итоговое положительное заключение по третьему этапу оценки.
На четвертом этапе оценки используются разнообразные количественные критерии и показатели, как уже применяемые предприятием, так и дополнительно предлагаемые в рамках проводимой программы аудита. При этом важно показать динамику изменения показателей как минимум за 3 последних года.
В основу оценки при анализе динамики изменения количественных показателей закладывается принцип их последовательного улучшения за анализируемый период. Система экологического менеджмента на предприятии считается достаточно эффективной (при условии, что соблюдены все вышеперечисленные требования и критерии), если подтверждается тенденция непрерывного улучшения во всех аспектах экологической деятельности предприятия, где это практически достижимо.
На последнем пятом этапе качественно оценивается разнообразная, преимущественно инициативная деятельность предприятия в области экологического менеджмента, включая намерения к осуществлению подобной деятельности и полученные промежуточные результаты.
Основные государственные требования к экологическим аспектам деятельности предприятий в Российской Федерации.
Деятельность в области производственного экологического управления определяется Государством через органы государственного экологического контроля и управления. На практике государственное регулирование здесь осуществляется через систему природоохранительных требований, закрепленных в законодательных и нормативных документах федерального, регионального и местного уровней. Непосредственно деятельность в области производственного экологического управления регулируется ГОСТом 24525.4-80 "Управление охраной окружающей среды. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения" и является обязательной.
Деятельность экономических субъектов в области экологического менеджмента обязательной не является. Подобную деятельность невозможно ввести в рамки еще одного формально обязательного вида деятельности промышленных предприятий. Государство может только инициировать и стимулировать развитие экологического менеджмента, используя разнообразные косвенные меры и действия, например, через системы лицензирования, сертификации, налогообложения, страхования, экологической экспертизы и т.п.
Закон "Об охране окружающей природной среды" является основным
документом, определяющим и регулирующим природоохранительную деятельность в
Российской Федерации.
В соответствии со статьей 68 Закона:
1. Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
2. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды, государственного, производственного контроля."
В соответствии со статьей 71:
1. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций, учреждений и ставит своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства.
2. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утверждаемыми предприятиям, учреждениями, организациями на основе настоящего Закона."
Следует подчеркнуть то, что в соответствии с Законом устанавливается
обязательное осуществление производственного экологического контроля, в
Положение о котором предприятие может включить любые требования, не
противоречащие действующему природоохранительному законодательству.
Практически речь здесь идет о самоконтроле предприятия за своей
деятельностью в области охраны окружающей среды.
К другим основным действующим на сегодня нормативным актам,
регулирующим различные аспекты экологической деятельности предприятий
относятся:
Водный кодекс Российской Федерации;
Предельное количество токсичных промышленных отходов, допускаемое для
складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов
(нормативный документ);
Правила приема производственных сточных вод в системы канализации
населенных пунктов;
Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности";
Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха";
Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы;
Правила охраны поверхностных вод от загрязнения;
Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
ГОСТ 24525.4-80. Управление охраной окружающей среды. Управление
производственным объединением и промышленным предприятием. Основные
положения;