Рефетека.ру / Психология и педагогика

Авторский материал: Эгоцентризм и объективность: искусство вести себя мудро

Эгоцентризм и объективность: искусство вести себя мудро

Макс Люшер ( Max Lusher), швейцарский психотерапевт, профессор, создатель клинического цветового теста Люшера

Нормальные чувства себя — самоуважение, уверенность в себе, внутреннее удовлетворение и внутренняя свобода не осознаются тем, кто ими обладает. Он знает лишь, что у него сложились гармоничные отношения с окружающим миром, а в этом и заключается равновесие.

Нормальное чувство себя так же естественно, как и нормальное пищеварение и дыхание. Нормальная физиология протекает на бессознательном уровне. Лишь нарушения переводят физиологические функции в предмет сознания. Мы замечаем нарушения системы пищеварения, дыхания или сердца только тогда, когда они появляются. Так и нарушения чувств себя — мы осознаем их лишь при их появлении. Тогда мы создаем себе образ самочувствия: «Я чувствую себя опечаленным», «Я злюсь» и т.д. Они влекут нас в эгоцентрический заколдованный круг. Поэтому образы «Я» являются причиной нарушений чувств себя. Эгоцентричный человек одержим своими образами «Я». Через них он может даже стать беспощадным и жестоким.

Животное борется со своим врагом до тех пор, пока оно его ощущает: видит, слышит, чует. Агрессия животного — оборонительная, защитная. Эгоцентричный человек продолжает бороться до тех пор, пока чувствует себя униженным и обманутым. Даже когда враг уничтожен (т.е. врага вообще больше нет) эгоцентричный человек не отрекается от униженного образа «Я», от представления этого «Я», от эгоцентрического, бредового мышления. Поэтому и случаются «необъяснимые» трагедии, когда вырезаются целые деревни и кланы. Агрессия человека очень часто носит не только оборонительный, но и деструктивный характер.

Например тот, кто хочет прослыть «суровым мужчиной», отрицает свою мягкость и сентиментальность. Но если наблюдать внимательно, можно заметить, что отверженные качества характера чаще всего во всей полноте проявляются на бессознательном уровне. Поэтому ковбой, будучи суровым участником родео, поет у костра щемящие душу песни. Кто приспосабливается, демонстрируя внешне мягкую покорность, тот внутренне преследует свою цель с расчетливой твердостью. Твердость и мягкость, эти два противоположных полюса, удерживают равновесие с одинаковой силой.

У каждого, кто теряет гармоничное отношение к окружающему миру, присутствуют два противоположных чувства себя одновременно. Осознанному образу «Я» противостоит противоположный образ, который отрицается, и потому остается неосознанным.

Людей, которые вращаются в своем эгоцентризме, называют «невротиками». Невротик втягивает все (секс, имущество, престиж) в свой эгоцентрический заколдованный круг. При этом ему необходим кто-то еще, в качестве «сподвижника». Этот «кто-то» должен играть отводимую ему роль: олицетворять то, что невротик отрицает у себя и одновременно бессознательно проявляет. Но невротик нуждается в том, чтобы кто-то другой воплощал в себе бессознательные проявления невротика. Все что невротик отклоняет в себя, он взваливает на другого. Вместо того, чтобы признать вину за собой, он ищет ее в другом, и заведомо преувеличивает вину другого, которую он надеется найти.

Авторитарный человек отрицает свою неуверенность и подверженность чужому влиянию. Поэтому ему необходим другой, кто позволяет влиять на себя, и кто приспосабливается. Приспособленцу для удовлетворения своих потребностей в безопасности и защищенности необходим свой авторитарный человек, за которого он сможет уцепиться. Идеалист Дон Кихот дополняет себя самого реалистом Санчо Пансой.

В случае противоречий и отягощенных конфликтами отношений нам необходимо научиться понимать:

Что противоположные интересы существуют в конкретном человеке как «внутреннее противоречие».

Что эти противоположные интересы взаимно компенсируются.

Что осознаваемая сторона презирает и отрицает свой оборотный полюс, который по этой причине остается не осознаваемым.

Что неосознаваемая сторона навязывается другому человеку, который охотно или неохотно должен олицетворять собой эту роль. Поэтому каждый, кто хочет избежать признания своих ошибок, сначала ищет вину в другом человеке.

Эгоцентризм и объективность, или Искусство вести себя мудро

Очень полезно знать: противоречия перестают быть для нас проблемами и конфликтами, когда мы научимся видеть их во взаимосвязи и понимаем сами противоречия как взаимно дополняющие начала. Если мы осознаем это, нас не злят противоречивые мнения и точки зрения. Осознав природу противоречий, мы не страдаем от них.

Эгоцентричный человек так сильно захвачен тем, что он отрицает в себе, и против чего постоянно борется, что он и о состоянии другого человека думает так же, как и о своем. Эгоцентричный человек приписывает другому то, каким сам не хотел бы видеть себя ни при каких обстоятельствах.

Эгоцентрик воображает, что другой человек — точная противоположность его самого. В этом причина неспособен эгоцентрика судить о другом человеке объективно и разумно. Он упрекает другого именно в том, что сам отрицает в себе.

Во всех разнообразных вариантах эгоцентризма важно ясно понимать:

Эгоцентричный человек всегда проецирует на другого то качество, которое он считает неподходящим для себя.

Непризнаваемое качество находится в противоречии с образом «Я» эгоцентрика, поэтому он не просто отрицает это качество, но не смеет осознать его.

На основе понимания внутренней противоречивости эгоцентрика я приучил себя к одному простому правилу, которое охотно отдаю вам для размышления. Когда кто-то высказывает о ком-то другом заведомо ложное, необъективное, гипертрофированное мнение (например: «он ведь настоящий скряга» или «он большой хвастун» или «ему вообще нельзя доверять» и т.д.), то я предполагаю, что эгоцентрическое суждение описывает именно то качество, которым этот «судья» сам обладает, но у себя он его отрицает. Поэтому я дополняю все подобные высказывания тремя словами: «как и я сам». Тогда звучит полная информация.

Не только преувеличенные высказывания, но и неадекватные формы поведения объяснимы с точки зрения эгоцентризма. У многих людей есть скрытый отрицаемый противоположный полюс. Нередко мы встречаем авторитарных персон, которые ведут себя агрессивно или высокомерно и заносчиво: некоторые родители по отношению к детям, некоторые начальники по отношению к сотрудникам, некоторые супруги по отношению друг к другу. Все они с легкостью упрекают других. Что хочет побороть в себе эгоцентрик? Что он отрицает, потому что это противоречит его образу «Я».

Авторитарный человек опасается своей подверженности чужому влиянию. Вместо своей подверженности чужому влиянию и собственной зависимости он хочет утвердиться при помощи авторитарной жесткости. Поэтому, только поэтому, он ведет себя авторитарно, агрессивно, или высокомерно.

До тех пор, пока мы чувствуем себя внутренне свободными и самостоятельными, мы можем без искажений воспринимать разные побуждения. Можем свободно решать, что хотим одобрить или отвергнуть конкретное побуждение. У авторитарного эгоцентричного человека все по-другому. Для него не существует реально-объективное суждение. Над ним властвует идея защиты своего образа «Я». Поэтому он чувствует опасность, исходящую от других людей, и такую же опасность в тех ситуациях, когда события развиваются не так, как хотелось бы ему. Но подверженность чужому влиянию находится в противоречии с авторитарным образом «Я», поэтому эгоцентрик отрицает ее у себя и навязывает ее другому, который должен взять на себя роль человека, подверженного чужому влиянию и покорного. Если эгоцентрик не может защититься, он превращается в приспосабливающегося. Авторитарный человек и приспосабливающийся образуют парно-партнерские отношения. Такие отношения можно наблюдать у супружеских пар, среди братьев и сестер, среди друзей, в трудовых коллективах.

Настоящее самоуважение относится к нормальным чувствам себя. Эти чувства, как мы уже установили, не осознаются теми, кто ими обладает. Поэтому более-менее опытный взгляд легко распознает истинное положение вещей: люди, много рассуждающие о своем самоуважении, чаще всего оперируют лишь своим гордым образом «Я».

Мне вспоминается сорокалетняя представительная секретарь, которая чувствовала себя оскорбленной в своей гордости, потому что шеф явно обманул ее.

Секретарь серьезно обдумывала возможность увольнения со своего во всех отношениях привилегированного места. Я поинтересовался, в чем же заключается обман. Секретарь привела мне последний пример: «Вчера после обеда шеф сказал, что поедет домой, чтобы там, где ему никто не мешает, подготовиться к общему собранию. Он не хотел, чтобы его беспокоили даже телефонными звонками. Но я узнала, что он меня обманул. На самом деле шеф сначала пошел играть в теннис, а потом плавать». В данном случае соответствует ли действительности утверждение, что проблемы и конфликты — это такие ситуации, которые не рассматриваются нами во взаимосвязи, как дополнения друг другу? Очевидно, что авторитарный человек и приспосабливающийся дополняют друг друга. А в чем заключается «дополнение» в случае с лгущим шефом?

В нем самом. Он лжет ради себя: ему хочется уклониться от неприятной подготовки к общему собранию, поэтому он идет играть в теннис и плавать. Для него это бегство от себя. Поэтому он и лжет — сам себе.

Секретарь же приняла ложь на свой счет и поэтому чувствует себя оскорбленной. И это уже ее собственная эгоцентрическая неправильная точка зрения. В действительности шеф хочет отречься от своего постыдного бегства от себя — оно противоречит его тщеславной самодисциплине и организованности. Он лжет ради себя самого.

Если мы эгоцентрируем проблемы, то мы не решаем их, а превращаем в личный конфликт. Все, что является несоответствующим позитивному чувству себя: агрессию, унижение, лесть, обман, не следует эгоцентрично принимать на свой счет. Нам необходимо научиться изменять полюс нашей позиции в ситуациях, когда мы чувствуем себя смущенными, разгневанными, оскорбленными. Изменять полюс означает не эгоцентрировать проблему, а объективизировать ее. Осознавать, что перед нами «проблема другого человека», и понимать, как другой человек переоценивает себя и одновременно недооценивает.

Противоположные чувства себя дополняют друг друга и создают эгоцентрическое равновесие. Кто может переменить полюс своей эгоцентрической позиции — объективизировать его, тот не сердится и не разочаровывается. Он видит любую ситуацию такой, какая она есть на самом деле, поэтому проблема решается. Он избавлен от конфликтов. Кто судит объективно, тот ведет себя мудро.

Мысли и выражения такого рода: «Какая подлость», «Этого я не позволю», «Этого мне не надо», «Я ему докажу», «Они у меня — еще попляшут», «Эти идиоты» — явные сигналы тревоги, которые оповещают нас о том, что мы уже вращаемся в эгоцентрическом заколдованном круге. Так происходит с нами, если мы не меняем полюс и не объективируем, а наоборот, эгоцентрируем каждую мелочь: невнимательность, дурное настроение, дождливую погоду или край стола, на который мы наткнулись. Эгоцентрирование осуществляется тогда, когда мы все оцениваем со своей колокольни: «Эта вечная дождливая погода действует мне на нервы», «Этот дурацкий край стола меня раздражает», «Действительно, его отношение ко мне — это уж слишком», «Его скверное настроение постепенно делает меня больным», или «Я осел», «Все же я тупой».

Противоположным полюсом для того, кто чувствует себя неполноценным и малозначимым, служит завышенная потребность в признании. Из-за того, что осознанный образ «Я» не может удовлетворить завышенную потребность в признании, человек ищет другого, кем он сможет восхищаться и кого он сможет идеализировать. Человек мечтает о том, прославляет того, кем сам хочет быть. Поэтому понятно, почему молодые люди, которые считают, что сами ничего из себя не представляют становятся, фанатами своих кумиров и восторгаются ими с безумным энтузиазмом.

Мы помещаем себя в «тюрьму без окон», тюрьму эгоцентризма, из которой путь в реальную жизнь, к настоящей самореализации замурован. Люди-узники чувствуют, что они так и не стали по-настоящему зрелыми, взрослыми людьми. Вместе со своими снами наяву они погружаются в мир иллюзий. Они полагают: «Правильная жизнь у меня еще впереди, все, что было до этого, не могло быть правильной жизнью». Эти слова сказала мне женщина, одна из красивейших кинозвезд Германии, в откровенном разговоре. И было ей тогда сорок два года.

Эгоцентрик ограничивает всю свою жизнь, окружающих людей, любовные отношения и партнерство, профессию и интересы, играя «в роли» с другим человеком.

Эгоцентричный человек всеми способами преследует выгодную для него цель. Это проявляется в использовании другого человека. То же повторяется и в случае, когда эгоцентрик использует другого только для того, чтобы отвлечься от внутреннего одиночества и скуки. Иногда эту роль исполняет постоянно включенный телевизор, иногда — бульварная газета. Кто заметит, насколько часто он проявляет интерес к другому человеку исключительно ради выгоды, тот может оценить, сколько времени он уже провел замурованным в «тюрьме без окон» своего эгоцентризма. Он понимает, что большую часть своей жизни принес в жертву своему образу «Я», то шагая по тропе тщеславия, то чувствуя себя стесненным. А того, кто не осознает свою эгоцентрическую ограниченность, эгоцентризм опутывает неудовлетворенностью, депрессией, страхом.

Страх может проявляться как боязнь разнообразной ограниченности: закрытых помещений, кинозалов, лифтов, туннелей. Или наоборот, как боязнь простора и потерянности на улицах и площадях, при входе в ресторан, при общении с большой группой людей, в незнакомых ситуациях, в темноте.

Страхи, вызванные эгоцентрическим заколдованным кругом, не только очень разнообразны по форме, но и переживаются по-разному: как осознанная боязнь чего-то, как слабо осознанная депрессия и т.д. Но страхи этого круга могут существовать и совсем на бессознательном уровне и проявляться как психосоматические нарушения: головные боли, боли в спине и в горле, нарушения желудочно-кишечного такта, сна и т.д. Или как тяга слишком много курить, есть, пить, употреблять наркотики.

Страхи и завышенные требования, депрессии и иллюзии, психосоматические нарушения и заместительные действия — все это бессловесные признаки эгоцентрического противоречия.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Похожие работы:

  1. • Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма ...
  2. • Особенности эгоцентризма у одаренных детей младшего ...
  3. • Эгоизм и эгоцентризм
  4. • Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ...
  5. • "Философия жизни" как концепция культуры
  6. • О психологии личности
  7. • Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка
  8. • Видение о Петре Пахаре
  9. • Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка
  10. • Профессиональная деятельность педагога-психолога
  11. • Ролевой стимул
  12. • Переложение Екклезиаста
  13. • Культура и духовно-энергетическое поле
  14. • Атта Тролль
  15. • Рефлексивность как профессионально значимое ...
  16. • Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних
  17. • Воспитательные возможности естественнонаучных предметов
  18. • Кризис среднего возраста: норма или отклонение?
  19. • Человек в истекающем кровью мире
Рефетека ру refoteka@gmail.com