Рефетека.ру / Москвоведение

Статья: Ходынка

В. А. Соловьев

Первое упоминание о ней встречаем в завещании князя Димитрия Донского 1389 года: "А из Московских сел даю сыну своему князю Юрью село Михалевъское, да Домантовъское, да луг Ходыньский". На этой обширной территории (между современными Ленинградским проспектом, Беговой улицей, Хорошевским шоссе, проспектом Маршала Жукова и Живописной улицей), где протекали речки Таракановка и Ходынка (Ходынь, Ходыня), в начале XVII века шли бои с отрядами Лжедмитрия II. Потом, 14 июля 1619 года, здесь москвичи торжественно встречали возвращавшегося из плена патриарха Филарета.

Ходынка

Вплоть до конца XVIII столетия на Ходынском поле пасли скот и добывали глину. Поворотным в его истории стал 1775 год, когда Россия отмечала победу в войне с Турцией. Праздник провели с необыкновенным размахом при огромном стечении народа. Как писала Екатерина II, несмотря столпотворение, "все обошлось без малейшего приключения и при всеобщем веселии и наслаждении". С этого момента Ходынска становится традиционным местом увеселений, гуляний, кулачных боев, а затем - коронационных торжеств и выставок. Одно из первых капитальных сооружений здесь - водокачка, дававшая городу 180 тысяч ведер воды ежедневно. В середине XIX века на Ходынке начали проводить войсковые учения и маневры, а позднее построили Николаевские казармы - часть их уцелела до наших дней на улице Поликарпова. Сохранился также и недавно реставрирован храм иконы Божией Матери "Отрада и Утешение", возведенный в 1907 году по проекту известного архитектора В. Д. Адамовича в память павших во время революционных событий. Славилась церковь беломраморными досками, на которых выбили имена 1850 человек из 73 российских губерний - от московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича, убитого террористами, до рядовых солдат и городовых. Утрачена деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского, заложенная в 1892 году (архитектор И. П. Херодинов) в честь чудесного избавления от смерти наследника престола Николая Александровича, во время путешествия по Японии подвергшегося нападению религиозного фанатика.

В 1882 году на Ходынском поле состоялась первая выставка - Всероссийская промышленно-художественная, которая не смогла традиционно разместиться в Манеже или в Александровском саду. К ее открытию от Брестского вокзала проложили ветку конно-железной дороги. Из многочисленных строений выставки сегодня можно видеть только бывший царский павильон (архитектор А. С. Каминский) рядом с входом на стадион Юных пионеров. Впоследствии выставочные мероприятия устраивались на Ходынке неоднократно (1885, 1891, 1914).

Коронационные торжества играли в жизни москвичей огромную роль и всегда отмечались очень пышно. Так, перед коронацией Александра II на Ходынском поле накрыли для народа 672 стола; специально высаженные деревья увешали булками и жареными курами; из фонтанов текли вино и мед. Праздник собрал полумиллионную толпу.

Имя "Ходынка" стало нарицательным после трагедии, разразившейся во время коронации Николая II в 1896 году. Тогда в страшной давке, по официальным данным, погибло и было ранено более четырех тысяч человек.

В 1910 году на Ходынском поле появился первый аэродром, с которого совершали демонстрационные полеты знаменитые авиаторы С. И. Уточкин и П. Н. Нестеров. В годы советской власти Ходынский аэродром получил статус Центрального - сначала имени Л. Д. Троцкого, а позднее - имени М. В. Фрунзе.

Долгое время он использовался как правительственный.

Сегодня Ходынка переживает большую реконструкцию. Здесь будет разбит парк Русского ландшафта, возведены спортивный комплекс с универсальным залом на 14 тысяч зрителей и крупнейший в мире музей авиации и космонавтики площадью более сорока тысяч квадратных метров, воссозданы храм Сергия Радонежского и часовня в память погибших авиаторов. На Ходынке уже стоит самый длинный в Европе жилой дом.

Говоря о Ходынском поле, нельзя не сказать о жемчужине московской архитектуры - Петровском подъездном, или путевом, дворце, построенном по проекту М. Ф. Казакова для Екатерины II в 1775-1783 годах. Формально он находится не на самом поле,  а напротив него, по другую сторону бывшего Петербургского шоссе, однако исторически и планировочно является частью этого района Москвы, более того - его архитектурным ядром, будучи напрямую связан с ходынскими "увеселительными павильонами", возведенными в ознаменование Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией (1774). Проектирование и строительство павильонов императрица поручила "своему архитектору" В. И. Баженову, видимо, пытаясь сгладить нанесенную ему обиду: незадолго перед тем прекратилась реализация его проекта Большого Кремлевского дворца.

Екатерина не любила Москву, редко здесь бывала, однако провела в первопрестольной почти весь 1775 год и неоднократно посещала Ходынское поле, о чем свидетельствуют записи в камер-фурьерском журнале. Первый раз императрица приехала сюда 15 мая "в путевом экипаже" с целью осмотра и строения для будущего торжества о мире. По прибытии <...> соизволили Ея Величество смотреть начатое строение и планы, которые показывал Его Высокопревосходительство Михаил Михайлович Измайлов (московский главнокомандующий. - В. С.)". Известный мемуарист Андрей Болотов подробно описал все эти сооружения: в центре - роскошный павильон, "могущий вместить в себя великое множество особ знаменитейших и дворянства", поблизости - большое круглое здание с колоннами и навесами, "оное назначаемо было для обеденного стола", в отдалении от главного павильона - "театр для увеселения публики театральным безденежным представлением". "Подлый народ" предполагалось развлекать во множестве ярмарочных балаганов, лавок, всевозможных аттракционов. Украшали поле также несколько судов с полной оснасткой.

Проект Петровского путевого дворца был разработан М. Ф. Казаковым по поручению императрицы летом того же 1775 года, а уже 28 ноября фактически приступили к строительству, хотя официальная закладка состоялась только в июне 1776 года. Руководитель реставрации дворца архитектор Г. Мудров отмечает, что в основу проекта положена "палладианская" схема планировки. В центре ансамбля - кубический объем, увенчанный ротондой. К равноценным по значимости фасадам примыкают два двора: подковообразный парадный (западный) и прямоугольный хозяйственный (восточный). Над воротами и оградой служебного корпуса - декоративные башни разной высоты.

Исследователи неоднократно отмечали общность стилистического решения Петровского дворца и павильонов Ходынского поля. Идея Екатерины освободить Константинополь от власти Порты и даже образовать Греческую империю, посадив на престол внука Константина, пользовалась тогда большой популярностью. Изобразительный характер архитектуры павильонов в значительной степени оказался присущ и дворцу. Искусствовед М. Нащокина подметила здесь соединение древнерусских и готических мотивов: попытка воплотить византийские формы. Россия как связующее звено между Востоком и Западом - такова доминирующая идея архитектуры Петровского дворца. Во время московского пожара 1812 года он сильно пострадал - полностью сгорел главный дом. Ремонт по проекту архитектора

И. Т. Таманского продолжался двадцать лет. Впоследствии в работах на дворце в разное время участвовали О. Монферран, А. Менелас, Н. А. Шохин и другие. После революции по постановлению ВЦИК от 10 ноября 1919 года Петровский дворец и все находившееся в нем имущество передали Отделу по делам музеев (ОДМ). К тому времени левое крыло уже заняли пулеметная команда и столовая общепита Совдепа. Мебель и предметы убранства разошлись по разным музеям.

В 1920 году на имя заведующей ОДМ Н. И. Троцкой поступила записка А. В. Луначарского: "Принимая во внимание громадное будущее, которое ждет авиацию, я считаю в высшей степени целесообразным передать в ведение воздушного флота Петровский дворец". Акт передачи датирован 24 июля 1920 года. Арендатором стал Опытный аэродром. В 1923 году помещения дворца Красной Авиации (так его назвали) заняла Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского. В 1927-1928 годах академия произвела многочисленные перестройки в интерьерах, а наружный декор был утрачен почти на 80 процентов.

В 1998 году разработана и утверждена концепция реставрации, реконструкции и приспособления памятника в качестве Дома приемов Правительства Москвы. Собственно говоря, именно такую функцию он изначально и выполнял. Заказчиком является ГУОП города Москвы, проект разработан ГУП ЦНРПМ и фирмой "МАРСС". Ведутся реставрационные работы, которые в настоящее время близки к завершению.

Рефетека ру refoteka@gmail.com