Императрица всероссийская, супруга императора Николая Александровича, дочь великого герцога Гессенского Людвига IV.
Несмотря на то что брак ее с Николаем был династическим и не предполагал взаимных чувств, Алике (так ее звали дома) была искренне влюблена в жениха. Да и Николай писал в дневнике о любви к ней, поэтому без особых страданий расстался со своей пассией, балериной Матильдой Кшесинской. Мать Николая, императрица Мария Федоровна, была не очень довольна кандидатурой будущей невестки: известно, что гессенские принцессы передавали своим наследникам гемофилию — болезнь крови, которую получают только сыновья. Мария Федоровна, датчанка по происхождению, недолюбливавшая немцев, наградила Алике ехидным прозвищем “гес-сенская муха ”. И тем не менее этот брак состоялся.
10 октября 1894 г. Алике восприяла св. миропомазание и вступила в брак 14 ноября того же года.
Вступление Александры Федоровны на путь великой княгини, а потом русской императрицы было отмечено рядом самых неприятных предзнаменований. Она была “невестой в черном” — как раз накануне свадьбы сына умер Александр III. Во время венчания, ступив на ковер в храме, невеста споткнулась, а венец, который держали над нею, все время дрожал. Одевая императрицу для коронации (май 1896 г.), одна из ее приближенных дам поранила палец о пряжку мантии, и капля крови упала на мех горностая. И это была не последняя капля крови, пролитая в тот день! На Ходынском поле, предназначенном для народных гуляний, произошла страшная давка. Погибло огромное количество народу, слово “Ходынка” навеки стало синонимом трагедии. Молодой же царь с женою, зная о случившемся, продолжал танцевать на балу. Россия навсегда осталась для Алике чужой, холодной страной!
У Александры Федоровны родились три дочери: Ольга, Мария, Анастасия — и, наконец, в 1904 г., сын Алексей, наследник престола. Он все же получил от матери гемофилию.
Под покровительством ее величества находились Императорское женское патриотическое общество и попечительство о трудовой помощи. Она состояла шефом лейб-гвардии Уланского полка, 5-го гусарского Александрийского полка, Крымского конного полка, 21-го Сибирского стрелкового полка и Прусского 2-го гвардейского драгунского полка, и не было никаких оснований считать, что Алике мечтает о власти для себя, а не для мужа или сына. Она необычайно дорожила семьей, нежными отношениями с мужем и детьми, что порою даже раздражало их окружение, поскольку казалось наигранным.
Конечно, общественное мнение, в XX веке уже не столь почтительное к самодержцам, как Сто лет назад, непрерывно судачило об императрице. Ей приписывали неприличную связь с фрейлиной Анной Вырубовой, особенную благосклонность к командиру Уланского полка генерал-майору
Александру Орлову (потомку того самого Григория Орлова!), ну а насчет отношений Алике со “старцем” Григорием Распутиным судачат до сих пор.
Императрица боготворила его прежде всего потому, что он единственный мог остановить кровь у больного Алексея. Его пророчествам она верила, как божественным откровениям. Ее можно понять: ведь правителем огромного государства, состояние которого оставляло желать лучшего, в скором времени должен был стать неизлечимо больной ребенок...
Между тем началась Первая мировая война. Александра Федоровна демонстрировала ненависть к своему кузену Вильгельму II и взрыв патриотических чувств. Она организовала в Царском Селе эвакуационный пункт, куда входило 85 лазаретов со всей округи; фрейлины ее и даже дочери прошли специальное обучение и работали сестрами милосердия, сама Алике — операционной сестрой. Тем не менее ходили в народе слухи о том, что в самом сердце России, в императорском дворце, зреет измена, что императрица — шпионка, потому что она немка. В высших кругах говорили о другом:
Алике вместе с грязным мужиком Распутиным (а он всячески оправдывал свою фамилию вызывающим поведением) спаивает царя, дабы погубить его и Россию. 16 декабря 1916 г. Распутин был убит великим князем Дмитрием Павловичем, графом Феликсом Юсуповым и членом Госдумы Пуришкевичем. Незадолго до смерти он сказал Александре Федоровне: “Покуда я жив, с вами ничего не случится. Но скоро меня убьют, и с того начнутся новые невиданные беды России. Она утонет в распрях, а всю твою семью убьют”.
В феврале 1917 г. произошла революция, в марте Николай отрекся от престола. Затем последовала ссылка в Тюмень, Тобольск, Екатеринбург. В ночь с 17 на 18 июля 1918 г. в подвале Ипатьевского дома вся семья Романовых была расстреляна. Может быть, только одна Алике знала, куда их ведут: не для перевода в другую тюрьму, а на смерть, ведь так предсказал Григорий Распутин, которому она верила беззаветно.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/