И.В. Шарапаев
Современное усложнение территориальной структуры городов требует проведения большого объема работ по реконструкции природно-техногенных систем. Важным аспектом таких преобразований служит знание истории формирования, изменения и современной структуры антропогенных ландшафтов города и его окрестностей. Такое исследование было проведено в городе Брянске.
Основным центром формирования г. Брянска была долина реки Десны. Именно в конце X века на правобережье Десны возникло славянское поселение, на основе которого образовался городок Дебрянск. Как раз с этого времени начинается постепенное образование и развитие антропогенных ландшафтов.
В истории формирования антропогенных ландшафтов г. Брянска и его окрестностей можно выделить несколько этапов.
Первый, относится к X-XVII векам. Городская территория не выходила за пределы правобережья Десны и была представлена, в основном, классами селитебных (посад и детинец) и сельскохозяйственных ландшафтов. В этот период Брянск выступал как форпост южных рубежей России и неоднократно был разрушен. Помимо всего город обладал фортификационными укреплениями (преимущественно деревянными). Это даёт повод утверждать, что имело место наличие еще двух классов антропогенных ландшафтов - беллигеративных и лесохозяйственных.
Второй этап (начиная с середины XVII века) связан с утратой значения Брянска как рубежа государства, после воссоединения Украины с Россией. Этот период характеризуется начальной стадией развития промышленных ландшафтов (судостроительная верфь, кожевенный и железный заводы, "Арсенал" и др.). Появились первые карьерно-отвальные комплексы, обусловленные добычей песка, мела, болотных руц. Увеличились площади селитебных, лесохозяйственных и сельскохозяйственных ландшафтов. Это связано с увеличением численности населения (с 1800г. по 1860г. в пять раз) и расширением площади до 350 га.
Третий этап начинается с середины XIX века. В это время интенсивно формируются дорожно-линейные ландшафты, связанные со строительством Орловско-Витебского шоссе, железных дорог до Орла, Гомеля, Львова, Москвы. С 1872 года начинается интенсивное формирование промышленных ландшафтов (Брянский машиностроительный завод) и селитьбы на левобережье Десны и её притоков. Новыми центрами градостроения становятся железнодорожные магистрали. На широких террасах Десны, Болвы, Снежети формируются такие городские поселения как Бе-жица и железнодорожные станции Брянск-Льговский и Брянск-Орловский. В уже существующих антропогенных ландшафтах происходят изменения. Река утрачивает, свое прежнее значение, увеличивается количество каменных построек и мощеных улиц, нарушается компактность города.
Четвертый, нынешний, этап начался со слияния Брянска и Бежицы в один единый "Большой Брянск" (с 1956 года). Создаются сложные взаимосвязанные эколого-экономи-ческие структуры. Если первые поселения возникали лишь вне затопляемой во время паводков зоне, то впоследствии начали осваиваться все части поймы Десны и ее притоков. Это освоение сопровождается работами по реконструкции водных артерий (спрямление русла, строительство дамб, насыпей). Самыми застроенными в настоящее время оказались аккумулятивные террасы Десны и ее притоков. Рельеф поймы довольно сильно преобразован. В притеррасной части её проложены насыпи шоссейных дорог, на намывном грунте построены промышленные и жилые массивы, что нарушает ход физико-географических процессов.
В результате исторического развития города, усложнения его функциональных особенностей, в процессе взаимодействия природных и антропогенных факторов на его территории сформировались сложные природно-техноген-ные системы. Они определяют сейчас функционально-планировочную структуру Брянска. Границы антропогенных ландшафтов городской территории выглядят весьма размыто.
Какие же классы антропогенных ландшафтов составляют нынешнюю структуру Брянска и его окрестностей?
Городская зона поселений (селитебные ландшафты) занимают 20% всей исследуемой площади представлена многоэтажными и одноэтажными постройками. Около 70% состава жилищного фонда города - многоэтажная селитьба. В пределах высокого правобережья многоэтажные постройки размещены в основном на плоских участках водоразделов с абсолютными высотами от 200 до 220 м. В левобережной части города они распространены на всех уровнях, в том числе и на пойме (на намывных грунтах). Одноэтажное жилье сосредоточено на склонах коренного берега Десны, на склонах и днищах балок, а так же на надпойменных террасах низкого левобережья. Чаще всего одноэтажные жилые массивы сохранились на месте пригородных поселков, вошедших в черту города.
Промышленные ландшафты в структуре антропогенных комплексов составляют около 11% (3% из них - карьерно-отвальные). Сосредоточены они в основном на левобережье долины, террасах Десны и её притоков. При этом характерным является то, что промышленные предприятия размещались без учета экологической обстановки.
Лесные антропогенные ландшафты города представлены нескольким типами геокомплексов, в разной степени измененных под влиянием хозяйственной деятельности человека. Это остатки естественных лесов, заливные луга и кустарники поймы, парки и скверы. Общая их площадь составляет около 31,4% территории. Однако, городские леса катастрофически сокращаются, подвергаясь интенсивной хозяйственной и рекреационной нагрузкам.
Широко представлены в Брянске и особенно в его окрестностях типы сельскохозяйственных ландшафтов (34,1% территории); и прежде всего это смешанные и полевые. Расположены они в основном на правобережье.
Оставшиеся 3,5% от структуры антропогенных ландшафтов составляют линейно-дорожные, рекреационные и другие комплексы. Из них наибольшее распространение получили линейно-дорожные ландшафты. Их система в городе представлена железнодорожными и автомобильными магистралями (более 800 км автомобильных дорог, около 500 км из них - с твёрдым покрытием), линиями электропередач и связи, газо- и нефтепроводами.
Таким образом, современная структура антропогенных ландшафтов города Брянска и его окрестностей весьма сложная. Обладая при этом различной устойчивостью, эти ландшафты постоянно подвержены изменениям. И важной задачей в таких условиях является мониторинг за динамикой развития городских территорий, с целью более целесообразного планирования и развития хозяйства, разработке и проведению природоохранных мероприятий.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.vsu.ru