А.М. Аль Халили
Природная среда Палестины в наибольшей степени испытывала тяжесть человеческого воздействия на протяжении многих тысячелетий. Для удовлетворения своих потребностей человек воздействовал различными способами на окружающую среду, что привело к преобразованию естественных ландшафтов и формированию так называемых “антропогенных комплексов”.
О роли деятельности человека Ф.Н. Мильков писал, что “ в наши дни антропогенный фактор стал ведущим в формировании новых и изменении существующих природных комплексов” [10]. По его мнению, антропогенными ландшафтами следует считать как заново созданные человеком ландшафты, так и все те природные комплексы, в которых коренному изменению (перестройке) под влиянием человека подвергся любой из их компонентов, в том числе и растительность с животным миром [11].
Несмотря на древность следов человека в Палестине (1,7–1,6 млн. лет назад) [5], долгое время его воздействие на окружающую среду было малозаметным. Однако человеческая деятельность начала оказывать интенсивное влияние на естественные ландшафты более 10 тыс. лет тому назад, когда он начал переходить от собирательства к земледелию. Этот вид воздействия перевел природные комплексы данной территории в новый антропогенный этап развития.
Среди разнообразных форм взаимодействия общества и природы наиболее распространенными в Северной части Западного берега р. Иордан, являются демографический процесс, урбанизация, сельскохозяйственная и техногенная деятельность.
Интенсивный рост населения Северной части Западного берега Иордана является главным действующим фактором формировании антропогенных комплексов исследуемой территории на протяжении многих лет его существования. С ростом населения увеличивалась численность и площадь населенных пунктов, расширялись площади сельскохозяйственных земель и т. д.
К 1597 г. население Северной части Западного берега Иордана насчитывало около 40 тыс. чел. с плотностью 12,3 чел/км2, которые проживали в 213 населенных пунктов. Тогда площадь изучаемой территории составляла 3262,2 км2 [4]. К 1896 г. (за 300 лет) население увеличилось примерно в 3,5 раза и насчитывало 137,5 тыс. [1]. В период с 1896 по 1980 гг. (84 года) население увеличилось в 2,6 раза, а с 1980 по 1997 гг. (16 лет) численность населения удваивается (рис.1).
Рис. 1. Динамичность роста численности и плотности населения Северной части Западного берега р. Иордан за период 1597 – 2002 (составлено автором по материалом – Barkan O. L., 1970; Statis - tical Abstract of Palestine, 1931, 1944; Statistical Abstract of Jordan, 1961; PCBS, 1994,1996; UNRWA, 1994)
Таблица 1
Основные типы селитебных ландшафтов северной части Западного берега Иордан за 1996 г. (составлено автором по материалом PCBS. 1996/1997гг.;ARIJ, 1996).
Кроме естественного прироста населения (4,5%), большую роль играют иммиграционные процессы (из-за военных действий на территории Палестины), в результате которых наблюдалось два крупных потока беженцев. Первый поток происходил в 1948 г., когда более 750 тыс. палестинцев были изгнаны из прибрежных равнин Палестины в соседние территории (в том числе и в пределы изучаемого региона). Второй поток в 1967 гг., когда около 30 тыс. жителей районов Северной части Западного берега Иордана были изгнаны в Иорданию.
С ростом населения выросли масштабы и число селитебных комплексов с 213 в 1596 г. до 386 в конце двадцатого столетия. Из этих комплексов к 2000 г. в результате военных воздействий образовалось более 117 селитебнобеллигеративных комплексов (израильские колонии и лагеря беженцев). Из них 7 лагерей беженцев в окрестности городов Наблус, Джинин и Тулькарм, и 110 израильских колоний (после 1967 г.) (таблица 1). Селитебные комплексы в настоящее время (исключая древние разрушенные селитьбы и беллигеративные комплексы) занимают около 3,1% территории данного региона.
Важно отметить, что первым селитебным комплексом на территории Западного берега р. Иордан является г. Иерихон, появившийся 9,3 – 8,3 тыс. лет назад [2].
Урбанизация Северной части Западного берега Иордана концентрируется в районе западных и северных подножий (включая прибрежные равнины), центральных возвышенностей, в основном до высоты 600 – 650 м над уровнем моря. Число городских и сельских комплексов уменьшается по направлению к востоку (восточные склоны и впадина Эль Гхор) в связи с природными условиями, но здесь число селитебно-беллигеративных комплексов постоянно растет в основном за счет пастбищных и охраняемых ландшафтов.
Демографический процесс и урбанизация значительных площадей территории оказали существенное влияние на структуру, устойчивость и динамику ландшафтов и вызвали ряд экологических проблем. Наиболее глобальными проблемами являются истощения лесов, загрязнения окружающей среды, дефицит пресных вод, развитие процессов опустынивания и др.Сельское хозяйство и сопряженные с ним агроландшафты. Сельское хозяйство в Палестине осуществило самую тесную (прямую и косвенную) связь между обществом и природой. Деятельность человека в этом направлении начало осуществляться около 10,3 тыс. лет тому назад (в окрестностях г. Иерихона). На протяжении многих лет, в результате человеческой деятельности естественные комплексы постепенно заменялись антропогенными, что сильно влияло на видовой состав биомассы и структуру ландшафтов исследуемого региона. На рубеже 1-2 тыс. лет назад в результате расселения человека были осушены болота, вырублены леса и распаханы земли особенно на прибрежных территориях [8]. Кроме вырубки лесов на склонах и последующей распашки земель и развития садоводства, имело место террасирование склонов, где размещаются сельскохозяйственные угодья, селитебные комплексы (в то числе и подземные селитебные комплексы – искусственные пещеры).
Восточные каменистые склоны Северной части Западного берега Иордана, где природные условия не позволяют развивать сельскохозяйственное производство, испытывали меньшую антропогенную нагрузку, так как они в основном использовались для выпаса скота. До 2000 г. площади сельскохозяйственных ландшафтов Северной части Западного берега Иордана составляли более 104,9 тыс. га. из них только 7,4% орошаемые (таблица 2).
Таблица 2
Типы и площади агроландшафтов (га) Северная часть Западного берега р. Иордан на 1997/1998гг.
*с конца 2000 г. по настоящее время сократились до 91895 га.
** Значительная часть превратилась в беллигеративные ландшафты.
Только в течение последнее двух лет, в результате военных воздействие и возрождения беллигеративных ландшафтов на Северной части Западного берега р. Иордан сельскохозяйственные комплексы были сильно деградированы и их площадь сократилась на 12,4%, что создает реальную угрозу опустынивания для исследуемой территории.
Техногенная деятельность. В формировании техногенных комплексов Северной части Западного берега Иордана особое значение имеют террасирование склонов, разработка полезных ископаемых и строительных материалов, а также прокладка дорог. Нередко они вызывают мощные эрозионные процессы и дают начало обвалам, осыпям, оползням. Примером можно служит оползень Силат Иддахер, разрушивший часть главной дороги, соединяющей города Наблус и Джинин. Площадь оползня составляет 1800 м2. Другой пример – оползень в окрестностях села Дома (площадью более 1400 м2). Эти два оползня произошли зимой 1991/92 г. В этот сезон количество осадков здесь достигло 1300 мм.
Структура и классификация современных антропогенных ландшафтов Северной части Западного берега р. Иордан Антропогенные ландшафты рассматриваются как природные комплексы, созданные человеком. “Между природными и антропогенными ландшафтами нет иного различия, кроме их происхождения: возникновение и развитие первых связано с климатогенным, тектогенным и биогенными источниками развития, вторых – с деятельностью человека” [13].
Антропогенные ландшафты Северной части Западного берега р. Иордан и Палестины в целом начали свое существование еще несколько десятков тысяч лет тому назад. Несмотря на то, что человек появился здесь 1,7 млн. лет тому назад [5], его существенное воздействие проявилось лишь в последнее 10 тыс. лет в результате чего сформировались сельскохозяйственные, селитебные, а затем и беллигеративные комплексы. С тех времен масштабы и виды этих комплексов возрастают постоянно за счет естественных ландшафтов. По Милькову Ф.Н. [11] антропогенные комплексы по аналогии с природными следует разделять на зональные и азональные комплексы. К первым относятся сельскохозяйственные, лесные, водные и сельские селитебные ландшафты, ко вторым – промышленные, городские, дорожно-линейные и беллигеративные. На основе этой классификацией мы подразделяем современные антропогенные комплексы на две группы: зональные и азональные комплексы.
Зональная группа антропогенных ландшафтов:
1. Сельскохозяйственные ландшафты занимают около 104895,2 га изучаемой территории и включают несколько типов [11, 12], из них мы рассматриваем полевые и садовые комплексы, где ежегодно происходит распашка земель и внесение удобрений, что является специфической чертой полевого и садового типов.
Полевой тип сельскохозяйственных ландшафтов включает комплексы под овощами (7882,5 га) и зерновыми культурами (25897,2 га), которые размешаются на низменных территориях (пойменный, плакорный, сухо долинный типы местности).
Садовый тип сельскохозяйственных ландшафтов занимает около 71115,5 га. Он представлен в основном оливковым деревом, которое занимает около 82,1% (58370,2 га) площади садов. Садовый тип приурочен к склоновому террасированному типу местности, долинам вади и к равнинным территориям.
2. Селитебные (сельские, городские, беллигеративные – лагеря и колонии) комплексы занимают около 10974,8 га и составляют 4,8 % от общей площади изучаемой территории. Здесь мы различаем три типа селитебных комплексов: городские селитебные комплексы площадью 1367,8 га, включающие шесть городов; сельские селитебные комплексы (6524 га), включают 263 населенных пункта; беллигеративные селитебные комплексы, здесь мы имеем в виду, все селитебные комплексы, образование которых связано с военным фактором (лагеря после 1948 г. и колонии после 1967 г.). Общая их площадь составляет 3083 га (197,6 га площадь семи лагерей палестинских беженцев и 2885 га площадь 110 израильских колоний).
3. Водные антропогенные ландшафты. В настоящее время в регионе водные комплексы, такие как пруды и водохранилища, отсутствуют. Река Иордан, которая течет в центр впадины Эль Гхор, находится полностью под израильским контролем – в зоне закрытых территорий. Кроме вади Эль Фара-а, Эль Бадан и Эль Малех водные комплексы на исследуемой территории представленные в основном в виде артезианских скважин (238 единиц), мелких водоемов, источников (насчитывается более 90 водных источников с расходом, превышающим, 0,1 л/сек), каналов и оросительных систем. Эти комплексы занимают не значительные площади.
Таблица 3
Классификация современных антропогенных ландшафтов Северной части Западного берега р. Иордан
* общая площадь сельскохозяйственных земель с 28.09.2000 г. сократилась более чем на 13 тыс. гектара, в связи с военными факторами и составляет в настоящее время 91895.2 га. ** Только взорванных жилых домов (за 2002/2003 гг.) – 145 единиц (3,5 гектара). ***Сюда не входит 18,8 тыс. га, включающих охраняемые комплексы и лесные массивы.
Малое количество водных комплексов в Северной части Западного берега р. Иордан отрицательно сказывается на сельскохозяйственных (орошаемых) землях снижает продуктивность агроландшафтов и способствует активизации процессов опустынивания. Нередко под воздействием антропогенного фактора происходит понижение уровня подземных вод. Например, до 1967 в окрестностях с. Бардала к востоку от города Тубас было 8 скважин и 11 естественных источников. После открытия израильской скважины глубиной 800 м и мощностью 1600 м3/час все они пересохли. В 10 км к северу от города Иерихон, в основном районе производства бананов, в результате подобной практики вода ушла из всех скважин. Это привело к сокращению площади сельскохозяйственных земель под овощами на 60%, и на 80% – под бананами [3].
Азональная группа антропогенных ландшафтов: 1. Беллигеративные комплексы занимают третье место по площади среди антропогенных ландшафтов. По данным на 1996 г. их площадь составляла более 45059,3 га. Долгое время они занимали лишь незначительные площади и представляли собой оборонительным системы. Например, оборонительная система Руджан, в окрестностях Бета, где имеются остатки оборонительной системы (стена) высотой около 2,5 м, шириной около 130 см, ее длина достигает 750 м.
Рис. 2. Структура современных ландшафтов Северной части Западного берега р. Иордан (фрагмент – район г. Джинин)
В последние два года площадь беллигеративных комплексов резко возросла и составляют сейчас более 58059,3 га. Подобного рода рост произошел в основном за счет сокращения других антропогенных комплексов (селитебных, сельскохозяйственных, линейно-дорожных и др.).
В качестве основных видов беллигеративных комплексов мы выделяем: беллигеративные бедленды и воронки (3,2 тыс. га), селитебно-беллигеративные (3,1 тыс. га), дорожнобеллигеративные (320 га), постурбанистические и твердые беллигеративные отходы (3,5 га), военно-технические сооружения, оборонительные системы и земляные валы (в том числе военные закрытие территории) 53,6 тыс. га.
Наиболее крупной современной оборонительной системой в Северной части Западного берега р. Иордан является оборонительная стена протяженностью в 110 км и площадью 8500 га.
Беллигеративные комплексы получили распространение на территории всех типов местности. В настоящее время их площадь увеличивается.
2. Линейно дорожные комплексы. В настоящее время протяженность дорожных комплексов составляет около 922,5 км и включает несколько типов дорог: региональные, главные, сельские, беллигеративные. Общая площадь их площадью около 619 га. Дорожно-беллигеративные ландшафты созданы для военных целей. Протяженность этих дорог достигает 209 км и охватывает около 320 га. Строить их начали в 90 годы прошлого века. Они располагаются в условиях различных типов местности. Дорожно-беллигеративные комплексы включают линии шириной 150 м, в том числе асфальтированную часть. В ряде районов эти дороги врезаются в склоновые местности, образуя крутые обрывы с высотой до 10 – 15 м. Особенно это характерно для окрестностей селения Ауарта, Кабалан, Кариут и др.
3. Промышленные комплексы, среди которых наиболее широкое распространение получили горнопромышленные комплексы, приурочены к местам добычи меловых и известняковых пород. Эти комплексы сосредоточены в трех главных зонах: Тубас – Кабатия; Асира Аль Кеблия – Наблус – Дейр Шараф – Тулькарм; Уриф – Дэжаммаин – Эйнабус – Марда. Число этих комплексов достигает 120 единиц, их общая площадь составляет 280 га [7].
Горнопромышленные комплексы приводят к глубокому разрушению ландшафтов данного региона. На месте естественных ландшафтов образуются карьерно-отвальные комплексы, каменоломные бедленды, искусственные отвали холмообразные формы и т. д. В связи с распространением горнопромышленных комплексов сокращается площадь сельскохозяйственных земель. Проведенные нами полевые исследование и опросные данные свидетельствуют о том, что более 75% от общей площади земель под этими комплексами использовались ранее в сельском хозяйстве, 8% под пастбища и 17% занимали степи и пустыри. Проведеные нами исследования позволяют сделать вывод о современном состояние ландшафтов Северной части Западного берега р. Иордан. По степени насыщенности антропогенными комплексами, площадь которых превышает 75% территории, Северная часть Западный берега р. Иордан может быть отнесена к антропогенному району высокой степени антропогенизации (рис. 2).
Список литературы
1. Abu-Laghod J.L. The Demographic Transformation of Palestine / J.L. Abu-Laghod // The Transformation of Palestine. – Evanston, 1971. – P. 140.
2. Aharoni Y. The Archaeology of the land of Israel / J. Aharoni // SCM Press. – 1978. – P. 23.
3. Демашкия Гасан Воды на оккупированных Арабских Территориях / Г. Демашкия // Водный кризис и конфликт на Арабской Территории. – Дамаск, 1994. – С. 104-110. (на араб.)
4. Barkan O.L. Research on the ottman Fiscal Surveys / O.L. Barkan // Studies in the Economic History of the Middle East. London. – Oxford University Press, 1970.
5. Horowitz A. The Quaternary of Israel / A. Horowitz // New York, 1979. – P. 296.
6. Phillips J.L. Origin of Archaeology in Israel / J.L. Phillips // The Quaternary of Israel. – New York, 1979. – P. 317-319.
7. Ащщелла Исам, Алмахаджер уа сенаат альхажар фи аддаффа алгарбия: Дис. магистр. / Ащщелла Исам. – Наблус, 1998.
8. Иштайех Х. Охрана природы Палестины / Х. Иштайех. – Наблус, 1995. – С. 208.
9. Миланов Е.В. Современные Ландшафты Ливанта: Автореф. дис… канд. геогр. наук / Е.В. Миланов. – М., 1969. – 15 с.
10. Мильков Ф.Н. К проблеме развития современных ландшафтных комплексов / Ф.Н. Мильков // Изв. Всесоюз. Геогр. о-ва. – 1964. – Т. 96, вып. 1. – С. 14-22.
11. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафт / Ф.Н. Мильков. – М.: Мысль, 1973. – 224 с. 12. Мильков Ф.Н. Рукотворные ландшафты / Ф.Н. Мильков. – М.: Мысль, 1978. – 86 с. 13. Мильков Ф.Н. Антропогенная география и антропогенное ландшафтоведение, их место в системе географических наук / Ф.Н. Мильков. // Науч. зап. Воронеж. отд. Геогр. о-ва СССР. – 1972. – С. 3-7.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.vsu.ru