Понятие: религия, религиозные искания, религиозные ценности – в современном российском сознании уже не звучат так враждебно, как десять-пятнадцать лет назад, когда доминирующая и нормативная коммунистическая идеология была решительно атеистической. В новом российском обществе восторжествовала свобода совести. Те религиозные объединения (Церкви, общины), которые имели право на существование, но были весьма ограничены в своей активности и миссионерской деятельности, обрели дополнительные возможности. Движения и общины, которых в России прежде не было, а так же те, что существовали подпольно, получили возможность выступать открыто, официально; и получили права, равные с традиционными в России. Все это вполне естественно для нового общества, декларирующую новую модель развития.
Люди верующие и люди, не считающие себя таковыми, относятся к этой ситуации по-разному. Большинство верующих людей в нашей стране – православные. Так же, как представители других конфессий и других религий, они не могут не радоваться снятию ограничений на регистрацию общин и выпуск духовной литературы, не могут не приветствовать свободу проповеди и возможность пользоваться средствами массовой информации (возможность, к сожалению, скорее теоретическую, поскольку для ее осуществления необходимы немалые денежные средства). И в тоже время некоторые (а может быть, и многие) православные полагают, что сегодняшний государственный строй, общественно-политическая атмосфера очень неблагоприятны для Православия. Появляются романтические представления о возможности реставрации монархии, популяризируется мнение о том, что монархическое прошлое России гарантировало благочестивое существование Святой Руси, поколебленное лишь в 1917 г. Сегодня возрождению Православия (строго говоря, Православие в России никогда не умирало) сопутствует возрождение (как рост имеющихся прежде общин, так и появление новых деноминаций) инославия, других религий и религиозных движений и групп. Рост численности общин таких христианских исповеданий, как католичество, лютеранство, реформаторство, баптизм и др., а также мусульманских, буддийских и прочих многие связывают только с политическим плюрализмом, демократическими ценностями, объявленными новой властью, однако очевидно, что существенны именно внутренние ресурсы каждой религии, каждой христианской конфессии, которые в соответствующей атмосфере свободы имеют возможность реализоваться.
Появление новых религиозных и псевдорелигиозных групп часто воспринимается как результат "тлетворного влияния Запада". В наши дни действительно завоевали популярность пришедшие, как правило, с противоположной Востоку стороны экзотические восточные учения и практики. Но верно и то, что в России конца XIX – начала XX вв. уже были хорошо известны, а в Петербурге и Москве модны теософия, спиритизм, различные системы йоги. Теософская и оккультная литература издавалась еще в дореволюционной России. А сколько было различных сект (штундисты, духоборы, молокане, хлысты, свои российские иеговисты-ильинцы и многие другие), сколько толков в старообрядческом расколе! Как бы ни было больно православному человеку вспоминать и думать об этом, такова реальность прошлой и сегодняшней жизни, общественно-политическая реальность, которая побуждает искать мирные, хотя и допускающую интенсивную полемику, формы сосуществования.
Интересно, что уже в дореволюционную пору мы видим определенную толерантность, к нехристианским религиям, как, например, к исламу и буддизму. В Санкт-Петербурге в начале ХХ в. были построены самая большая в Европе мечеть и буддийский храм. В апреле 1905 г. принято Постановление о веротерпимости. Конечно, то, что Православная Церковь была государственной, находилась под государственным контролем, создавало для нее определенные трудности. Когда 12 декабря 1904 г. правительство пообещало внести закон о веротерпимости, Митрополит Санкт-Петербургский Антоний написал императору Николаю II записку, в которой указал, что такой закон поставит Православную Церковь в неравное положение. Он писал: "остальные религии будут пользоваться свободой, только государственная Православная Церковь останется стиснутой мелочным контролем со стороны государства". Теперь ситуация иная, и, по крайней мере, формально, внешне, Церковь свободна. Она перестала быть государственной, избавлена (хочется надеяться) от всякого контроля, и давления, имеющего место в период коммунистической диктатуры.
Сегодня в нашей стране и Православие, и любая другая община, называющая себя религиозной, имеют одинаковые юридические права. Это может показаться несправедливым, но таков уж уровень демократичности самосознания нашего общества и возврата к старому, скорее всего, нет. Это не означает, что в обществе все Церкви, конфессии, религиозные группы имеют или будут иметь равный авторитет и одинаковый вес в общественном мнении. Если Православие действительно укорено в обществе, то исповедующие его граждане через соответствующие соцально-политические институты (партии, парламент, общественное мнение, СМИ и др.) будут выражать свои позиции и направленность. Если же Православие будет в обществе религиозным меньшинством, незначительным в количественном отношении, а потому и мало авторитетным, то общество не сможет руководствоваться христианскими ценностями в православном их понимании, не сможет жить православно. Православный образ жизни не предполагает утверждения христианских ценностей силой. Нравственный авторитет, предмет нравственного совершенства отдельных личностей, которые осознаются как образцы благочестия, евангельский характер служения ближнему и жертвенность могут сыграть роль более значительную, чем "костыли" законов, обеспечивающий режим максимального благоприятствования.(5)
За последние десятилетия в языке утвердилось несколько понятий того явления, которое мы, по привычке называем «культом» или «сектой». До 1978 года, до Джонстоуна секты, культы, общины, церкви, ложи, братства и многие другие воспринимались как экстравагантные религиозные движения, существующие на периферии общества. Однако после джонстоунской трагедии, когда на общество было обрушено колоссальное количество разной информации, основные термины «секта» и «культ» прочно закрепились за целым рядом движений, и все они на время были равно заклеймены позором»(5). Одни только пример: при изучении общественного мнения, проводимом в Вашингтоне, вскоре после массовой гибели членов движения Народный Храм в Джонстоуне, более половины респондентов, когда им предложили оценить несуществующую секту, дали ей негативную оценку.
Столь же проблематичным видится использование любых других слов, характеризующих деятельность Нового Религиозного Движения. Действие НРД описывается так, словно к нему уже заранее приклеен ярлык «плохой», хотя используя другие слова, его можно было бы оценить как весьма похвальное. Например, один и тот же процесс можно описать словами: «обращение», «вербование», «переобучение», «социальная переориентация», «контроль над сознанием», «лишение возможности мыслить самостоятельно», «промывка мозгов» – и каждый из этих терминов привнесет в значение свой оттенок.
Аналогично, образ жизни, который один называет послушанием и жертвенным служением, может быть подан как авторитарная эксплуатация одного человека другим. В зависимости от контекста, такие слова, как «самоотречение», «дисциплина», «покорность» и «послушание» могут нести совершенно разную смысловую нагрузку.
В настоящей работе используется термин новые религиозные движение – многие специалисты предпочитают этот термин термину «культ», потому что, хотя в науке слово «культ» не имеет уничижительного оттенка, в повседневной речи (как и слово «секта») оно приобрело отрицательный оттенок. Термин «новые религиозные движения» принято использовать применительно к самым разным организациям, большинство из которых существует в своей нынешней форме начиная с пятидесятых годов уходящего XX века. Как правило, они предлагают той или иной ответ на фундаментальные вопросы религии, философии и духовной жизни.
Некоторые из слов и выражений, употребляемых в разных источниках, очевидно, имеют различия: есть существенная разница между «приверженцем» (devotee), «учеником» (disciple), «адептом» (adept), «клиентом» (client) и «постоянным посетителем» (patron). Следует отметить, что в данная работа употребляет слова член движения или обращенный в движение для избежания ненужной путаницы и возможных субъективный оттенков(5).
Следует отметить так же, что трудности возникают не только в тех случаях, когда речь идет о человеке, вступившем в движение, но и тогда, когда говорится о покинувшем НРД. В англоязычной литературе употребляются, с различными оттенками смысла, слова: «отступник» (apostate), «ослушник» (defector) и «покидающий движение» (lever). Наиболее приемлемым видится здесь термин бывший член движения (ex-member). И хотя практическое применение данного термина может вызвать ряд проблем, теоретически же он предполагается наиболее предпочтительным как простой, не имеющий оценочных суждений и объективный.
Дети – следует особо подчеркнуть, что употребление слова «дети» в том случае, когда они совершеннолетние, является некорректным и субъективным в исследованиях о НДР. Дети остаются детьми только для своих родителей, для общества же они уже самодостаточные его члены.
Реформирование мышления (thought reform)(11) – предполагаемая совокупность специфических методов воздействия на личность таким образом, что в дальнейшем лицо, подвергнутое реформированию мышления, попадает в полную зависимость от воли и желаний НРД и ее лидеров. Этот термин используется в настоящей работе как основной взамен терминов контроль сознания, промывка мозгов и программирование, не только более спорных уже по определению, но и более негативистского. Более того, не секрет тот факт, что как НРД, так и антисектантские движения, используют в своих пропагандистских целях лексику, которая лишь дегуманизирует как их оппонентов, так и их самих, внушает стереотипы. Так Церковь Сайентологии называет людей «источником неприятностей» и «угнетателями», мормоны и мунисты клеймят общество за пределами своих движений как «сатанинское», антисектантские движения говорят о последователях НРД, называя их «беспомощными жертвами», «зомби» или «безмозглыми куклами», которые нуждаются в «реперсонализации» и «депрограммировании». Высказывания типа: «Полезная секта – уничтоженная секта» (цитируется дословно по доске интернет-форума декабрь, декабрь, 1999, Воскресенское братство)(12) чаще – правило, чем исключение. Подобные взаимные нападки лишь создают стереотипы и приводят к скрытой вражде, что было показано в отчете американского Института изучения религий Америки.
Некоторого комментария требует специфический язык и терминологический аппарат, который вырабатывают многие религиозные группы. Открыв «Дианетику» Л.Р. Хаббарда, читаем:
«В один прекрасный день вы получите кейс, который не будет иметь закупорок нигде на траке, который больше не будет интересоваться инграммами (кейсы апатии не интересуются ими в начале; клиры в самом верху тоже ими не интересуются, и тем самым создают определенный цикл, хотя клир и очень далек от апатии). Это кейс, который будет обладать всеми риколами, будет рассчитывать точно и не будет делать ошибок».
Несомненно, язык, который создан НРД, мало понятен или не понятен вовсе человеку, не принадлежащему к данному движению. Однако, нам известно, что не только НРД, но и любая другая социальная группа не только пользуется обширным специфическим терминологическим аппаратом, но и создает его, вводя значительное количество неологизмов и давая новые трактовки уже существующим терминам. Следует подчеркнуть, что данная работа считает ненаучной и некорректной практику критики особого языка НРД, используемую многими исследователями НРД.
Очень часто в адрес НРД звучат гневные обвинения в том, что они называют себя Церковью. Если к этому термину подходить в его истинном значении, то становится понятно, что подобные утверждения несправедливы. Буквальное значение слова (ekklesia), экклесия; которое на русский язык переводится словом церковь – «собрание», поэтому подлежит сомнению запрет тем группам, которые далеки от православия называть себя «Церковью». Следовательно, когда автор утверждает, что название «Церковь» для какой-нибудь группы звучит кощунственно, это – аргумент психологический, а не догматический (5).
Несправедливыми и порочащими можно назвать многие аргументы, используемые некоторыми рьяными антисектантскими лидерами, в частности А. Л. Дворкиным. Уместно привести несколько примеров на этот счет:
«…В своих трудах Хаббард использовал множество сочиненных им самим слов. В некоторых книгах новых терминов было так много, что приходилось к ним прилагать специальный словарь. Знакомство с сайентологией начинается с овладения новым словарем. Как я уже писал выше, язык, изобретенный фантастом, удивительно напоминает оруэлловский новояз их романа «1984». По всей видимости Хаббард хорошо усвоил, что тот, кто контролирует язык человека, контролирует и его мысли»(3).
И еще:
«Приведу примеры из одного раздела: «Сайентологи шутят». Считается, что «шутки» эти должны рассмешить людей, никогда ранее о сайентологии не слышавших. Итак, вот несколько перлов: «…Уж сколько раз твердили миру: чем легче кейс – тем ближе к клиру»; «Сплю один… зато не ПИН!…»» Интересно увидеть хоть одного человека, который рассмеялся бы, прочитав подобные «шуточки»! Думаю, один из серьезных индикаторов деградации личности – это потеря человеком чувства юмора…»(3)
Этот, последний, аргумент господина Дворкина представляется весьма странным. Для примера приведу афоризм, взятый из обычной сводки, публикуемой в Интернет:
«Фидошник принимает двойню и на втором восклицает: «Милая! Так у тебя дупы пошли!»
Вполне возможно, что человек, написавший эту анекдотическую цитату, тоже серьезно деградировал и потерял чувство юмора. Однако более разумным было бы считать, что ни рядовой сайентолог, ни обыкновенный упомянутый пользователь сети компьютерной сети «фидонет» не в коей мере не потеряли чувства юмора. Их юмор может рассмешить любого, кто разделяет и понимает их взгляды и интересы и, очень возможно, вызвать вполне здоровое любопытство у тех людей, кто не знаком с этими взглядами: что это такое – дупы, ПИН, с чем их едят? Критика господина Дворкина представляется в данной работе как необоснованная и тенденциозная.
Постановление Верховного суда Калифорнии характеризует Хаббарда как «шизофреника и параноика», а Верховный суд Лондона назвал сайентологию «аморальной и социально тлетворной» системой(3).
Не нужно быть юристом, чтобы усомниться в правдоподобности вышеприведенных слов. Характеристика «шизофреник и параноик» не является судебной прерогативой, а лишь компетенцией служб судебной психиатрической экспертизы. Более того: ни паранойя, ни шизофрения не являются характеристиками ни человека, ни группы людей, а лишь и только медицинским диагнозом, на основании которого судебная власть обычно изменяет приговор по причине объективной социальной невменяемости и социальной опасности. Более того, контекст «шизофреник и параноик» приводится как точная цитата из судебного решения. Достаточно открыть любой справочник по психиатрии (и, в особенности, судебной), чтобы обнаружить, что не такие слова в лексиконе научной психиатрии отсутствуют вовсе. А относятся они исключительно к бытовому сленгу, кальке с психиатрического глоссария, причем всегда в негативном эмоциональном и субъективном контекстах.
Здесь мы сталкиваемся с неприятной дилеммой. Либо автор (в данном случае Д. Атак) преднамеренно исказил цитату или тенденциозно вырвал ее из контекста, после чего она потеряла свой первоначальный истинный смысл и значение, либо сам процесс над сайентологической миссией изначально был тенденциозным, если он проходил в таких выражениях. Более того, следует обратить внимание на то, что ни та, ни другая характеристики ни могут быть и не являются обвинениями в адрес НРД. Первое из них является злопыхательным утверждением, второе же – этически-нравственной оценкой, не являющееся ни судебным обвинением, ни юридическим вообще.
Использование слов, даже когда они идентичны по значению, не всегда означает, что они равнозначны по смыслу и контексту. Как уже было показано, между терминами «промывание мозгов» и «реформирующее мышление» есть существенная разница, хотя они, по сути, означают одно и то же. Слова, не относящиеся к специальным терминам, тоже могут быть очень разными. Книга Д. Атака(3), активиста антисайентологической деятельности, изобилует словами, преднамеренно усиливающими эмоционально негативный контекст. Несколько примеров:
Об отце Хаббарда, который «несколько раз пытался заняться бизнесом и всякий раз прогорал».
«С треском провалил экзамен по краткому вводному курсу…»
«Печатался в дешевых макулатурных журналах»
«На самом деле ему было однажды поручено руководить переоснащением двух маленьких суденышек в Нью-Йоркской гавани»
«…Смехотворные нападки…»
«…собирал жалкие аудитории»
«…Бороздил не на слишком пригодных к дальним плаваниям посудинах»
«Не является ли хаббардовский «тетан» шепеляво произнесенным словом «сатана»?»(3)
Еще одним редким, но интересным случаем предвзятого изложения материала является преднамеренное искажение структуры тех слов, которые употребляет НРД. В компилированном источнике по материалам “The Cult Observer”, основные сайентологические термины разорваны преднамеренным использованием дефисов, расчленяющих слова (сай–ентология, очистительный ма–рафон). Более того, некоторые оценочные суждения исключительно негативного содержания (не–легальный, не–безопасный и другие) могут рассматриваться как неявно позиционирующие и подчеркивающие исключительно одиозное содержание.(9)
Определение культа в Вебстеровском Третьем Новом Международном словаре:
Религиозная практика, богослужение.
Обычно небольшой или узкий круг людей, объединенных сильной привязанностью (преданностью) к некоей художественной или интеллектуальной программе, тенденции или фигуре (привлекающей ограниченную популярность).
По этому определению большинство групп могут считаться культами. К тому же культы могут быть благотворительными и даже позитивными по своей сущности.
Определение деструктивного культа (там же):
Деструктивный культ – любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая, которая практикует:
Обманную вербовку.
Прибегает к использованию контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине(1).
Существуют движения, требующие от своих членов соблюдения поста, иногда многодневного. Если он продолжается слишком долго, без соответствующего наблюдения, это может быть опасным. В Америке член Центра Йоги и Здоровья Крипалу уморил себя голодом, доведя учение Амрит Дезай Йоги о периодических постах до крайности, хотя один из ашрамских докторов предостерегал его от поста.
В американской культуре, где проблемам правильного и рационального питания уделяется гораздо больше внимания, чем где бы то ни было, более остро стоял вопрос, насколько хорошо и правильно члены НРД едят и не испытывают ли они по этому поводу каких-либо ограничений. Исследования показали, что очень часто образ здорового питания в НРД не соответствует тому, что рекомендуют диетологи и специалисты по питанию. Некоторые движения, в частности, имеющие корни в традиции индуизма, являются вегетарианскими. Некоторые движения несут в себе категорический запрет на те или иные продукты. Однако в целом, члены движений питаются не хуже, чем если бы они были вне НРД.
Движение может потребовать от своих членов нескольких часов работы или молитвы, и, если это происходит на фоне недосыпания, человек может дойти до полного изнурения. Особенно опасна ситуация, когда в таком состоянии человек управляет автомобилем.
Многие члены НРД свидетельствовали, что с тех пор, как они вступили в движение, их здоровье улучшилось. В литературе, издаваемой Трансцендентальной Медитацией (ТМ) утверждается, что ТМ практикуется и рекомендуется более чем шестьюстами британскими врачами, которые считают, что она способствует предотвращению и облегчению заболеваний, вызванных стрессами. По поводу методики оздоровления Аюрведы, которая предлагается на западе обществом ТМ утверждается, что после ее применения у больных СПИДом стали наблюдаться значительные улучшения.
Нечто совершенно противоположное утверждается в следующей цитате: «Небезынтересно будет узнать и об опасности для человеческой психики медитационных практик. В исследовании, проведенном по поручению Федерального министерства молодежи, семьи и здоровья ФРГ и опубликованном в 1980 г., приводятся многочисленные статистические данные об отрицательных последствиях медитативной практики, используемой в движении «Трансцендентальная медитация» («ТМ»)… Приведем лишь одну цитату о результатах медитирования среди последователей «ТМ»: Наиболее распространенными психологическими расстройствами были усталость (63%), «состояние беспокойства» (52%), депрессия (45%), нервозность (39%) и регресс (39%). У 26% медитирующих наблюдался нервный срыв, и 20% проявляли серьезные тенденции к самоубийству»(10). К сожалению, автор не указывает источник, откуда именно была взята данная статистическая информация.
Некоторые наблюдатели отмечают об ухудшении физического (или психологического) самочувствия новообращенных вследствие того, что они радикально изменили свой образ жизни согласно требованиям НРД. Здесь нет ничего странного, как нет вины у авиационной компании, которая переносит своих пассажиров за десятки тысяч километров от их привычного часового пояса. Можно предполагать, что при более длительном наблюдении обнаружится, что физическое самочувствие этих людей стабилизировалось и они полностью приспособились к новым условиям. В равной степени это относится и к тем людям, которые, после долгого пребывания, вернулись к прежнему образу жизни. Заявления Патрика Л. Райена(2), который, после своего десятилетнего участия в Трансцендентальной Медитации, покинул это движение, после чего начал испытывать психологические и соматические проблемы и вынужден был обратиться к врачу, – его заявление о том, что в этом виновато движение ТМ, мягко говоря, безосновательны в том смысле, что единственная причина, по которой это произошло – резкий отказ от многолетнего привычного образа жизни в движении.
Реальной причиной для серьезного беспокойства являются случаи, когда член НРД разделяет и принимает положение о недопустимости использования медицинских препаратов (инсулин, переливание крови), что, в случае серьезного заболевания, может привести к осложнениям и даже смертельному исходу. Хобард Фримен, проповедник-пятидесятник, основавший в 1970-х годах Союз Веры, поносил медицину как нечто производное от языческой религии и считал недопустимым обращение к каким бы то ни было медицинским службам, в результате чего некоторые из его последователей умерли, в то время, как элементарное медицинское вмешательство могло бы их спасти(5). Махикири, группа, пришедшая на запад из Японии, побуждала своих членов предельно критично относиться к современной медицине и избегать любого хирургического вмешательства(5). Отказ от медицинского наблюдения на религиозных основаниях до сих пор является предметом споров в отношении более старых движений, таких как Церковь Христа, Ученого и, если говорить о переливаниях крови, Свидетелей Иеговы.
«Сойни Ксения появилась на свет в Санкт-Петербурге 30 декабря 1996 года. Ее диагноз – лейкоз, для лечения необходимо переливание крови, родители-сектанты отказываются от процедуры. Не дожив до двух лет девочка умерла»(7)
Трудности иного рода могут возникнуть в тех движениях, где плохое здоровье рассматривается как признак греховности, духовной слабости или одержимости злыми силами. В таких случаях движение может настаивать на том, что оно одно обладает тайной исцеления и что обращение к медицине даст противоположные результаты или будет расценено как недостаток веры. Это может приводить уже к описанным случаям, когда или сам член движения, или он же под давлением его членов отказывается от медицинского вмешательства даже тогда, когда оно необходимо.
Случаи, когда член НРД сознательно и по своей воле и вере отказывается от животной пищи или, как уже было сказано, от медицинских услуг – это спорный вопрос: имеет ли он право это делать и на каком этапе в этот процесс, если он стал критическим, могут вмешаться компетентные в этих вопросах социальные структуры. Очевидно, что НРД здесь не могут до конца отстаивать свои права и положения веры ввиду слишком сильного давления обстоятельств обвинения их в так называемом реформирующем мышлении, когда члены НРД якобы плохо отдают отчет в своих действиях или не отдают его вовсе. Это спорный вопрос, и этому вопросу еще будет посвящено множество дискуссий и жарких споров. Однако, не вызывает сомнения необходимость и обязанность общества вмешиваться в процесс в тех случаях, когда родители, прививая своим детям постулаты веры их НРД, иногда добиваются этого с помощью силы, наказаний и репрессивных мер. Можно с высокой вероятностью утверждать, что если ребенок хронически голодает, недоедает или жестко наказывается родителями, общество может оспорить их право быть родителями и продолжать такое «воспитание» своих детей.
Средства массовой информации сейчас изобилуют самыми черными подробностями по поводу истязаний, мучений, пыток и даже ритуальных убийств собственных детей родителями, вовлеченными в то или иное движение. К этой информации необходимо относиться предельно критично, особенно когда информация проистекает из так называемых таблоидов. Следует также критично относиться к утверждениям антисектантских объединений, которые часто ссылаются на любые источники подобной информацией, не утруждая себя ни запросами на этот счет, ни проверкой.(13)
Взаимоотношения полов в рамках НРД могут принимать совершенно разные формы: от безбрачия, соблюдаемого обществом Брахма Кумарис, до промискуитета, поощряемого движением Бхагвана Раджниша, и «революционного секса», практиковавшихся Детьми Бога, у которых половым актам велся счет, поскольку они использовались для привлечения в движение денег и новых приверженцев. Некоторые самые чудовищные сообщения о НРД касаются вовлечения в сексуальные ритуалы детей, что имело место в группах поклонников сатаны. Любое рода сексуальное насилие над детьми, безусловно, является серьезным преступлением, об известных случаях которого следует незамедлительно оповещать правоохранительные органы.
У движений, поощряющих «свободный секс», могут быть проблемы с болезнями, передающимися половым путем. Нужно сказать, однако, что сегодня большинство из них пропагандирует широкое применение профилактических средств, особенно с тех пор, как появился СПИД. Многие движения, как например Церковь Сайентологии или буддийская Нитирэн Шошу, ничем не выделяются в своей позиции по этому вопросу. Их адепты практикуют такие же половые отношения, как и общество в целом. Совершенно очевидно, что реакция стороннего наблюдателя на сексуальную практику, принятую в том или ином НРД, будет зависеть от того, что этот наблюдатель считает «нормальным» и «приемлемым». Один обеспокоенный отец жаловался, что с его сыном что-то не в порядке, так как, вступив в НРД, он перестал «спать с кем попало».(5)
Особо следует отметить предполагаемую проблему наркотиков в Новых Религиозных Движениях. Следует подчеркнуть, что таких НРД, в которых бы поощрялось употребление запрещенных законом наркотиков, мало (5). Растафары часто курят ганджу (вид марихуаны, выращиваемой на Ямайке), превращая это в своего рода таинство – ритуал, который может быть соотнесен с «приятием чаши». Незначительное меньшинство среди неоязыческих групп отстаивает право на употребление «священного вещества» как «могущественного орудия», но лишь постольку, поскольку это требуется в сакральных целях. В 1972 году, надышавшись химического вещества толуола, – практика, достаточно случайно введенная в то время в ритуал движения, – умерли два члена движения Семья Любви. В Джонстауне, Гвиана, в немалом количестве были обнаружены наркотики, предназначенные для воздействия и контроля над поведением людей. Это усиливает подозрение, что данное движение использовалось для проведения экспериментов по модификации поведения.(5)
Некоторые движения не мешают своим членам употреблять наркотики, хотя сами и не являются сторонниками подобной практики. Многие НРД (например, Общество Сознания Кришны или Брахма Кумарис) категорически запрещают использование наркотиков. Предметом гордости некоторых движений является то, что они способствовали исцелению своих членов от наркотической зависимости. Члены многих НРД реже, чем их ровесники, курят, принимают наркотики или злоупотребляют алкоголем. Некоторые НРД (например, Церковь Объединения или Церковь Сайентологии) продвигают широкомасштабные программы по борьбе с наркоманией. У Сайентологической миссии это, в частности, программа «Нарконон» – в свое время рекомендованная Минздравом РФ и впоследствии отмененная, однако не запрещенная и свободно действующая на территории России. В США программа «Нарконон» является легальной и сертифицированной надлежащей медицинской комиссией, хотя ее полезность оспаривается до сих пор многими противниками Сайентологических практик и методов(3).
Невозможно узнать, сколько членов НРД покончили жизнь самоубийством. Более того, было бы неправомерно утверждать, что покончивший с собой член какого-либо движения сделал это исключительно вследствие своей причастности к движению. Нельзя также забывать и о многочисленных свидетельствах людей, которые признают, что были потенциальными самоубийцами до встречи с движением, придавшим их жизни новый смысл и направление.
Тем не менее, значение смерти для человека может радикально меняться в зависимости от его веры, и очевидно, что некоторые самоубийства являются прямым результатом вовлеченности в НРД. В истории религии небезызвестны массовые самоубийства: в 1190 году иудеи Йорка, подобно иудеям в Массаде до них, совершили массовый акт самоубийства. В последние десятилетия семнадцатого века тысячи староверов сжигали себя в России. Со времени трагедии в Гайане в 1978 году в бесчисленных сообщениях средств массовой информации и в антисектантской литературе стали появляться, как правило, бездоказательные утверждения, что массовые самоубийства являются потенциальной особенностью в других многочисленных НРД. Иногда факт показательного или ритуального самоубийства, когда член (или члены) НРД совершают самоубийство как социальный протест против несправедливости (например, Ананда Марга, самоубийство нескольких членов, протест против тюремного заключения их лидера, Германия, 1978 год). Контекст этого протеста чаще всего просто игнорируется, а само НРД описывается как не только такое, что многие ее члены не выдерживают и совершают самоубийство, но и как явно подстрекающее ее членов совершить его. В остальных случаях самоубийств, если достоверно известно, что человек, совершивший самоубийство, является членом движения, акцент общества и его внимание чаще сконцентрированы на членстве этого человека в НРД с подтекстом, что ответственность за самоубийство лежит именно на движении. Хотя, будь этот человек прихожанином Православной или Католической Церкви, его религиозная принадлежность, как правило, не упоминается. Иногда подобными предвзятыми приемами пользуются и сами НРД, как в случае, когда единственный прихожанин, будучи депрограммирован, покончил жизнь самоубийством, что было использовано общиной в пропагандистских целях.(5)
Страшные случаи массовых самоубийств все же происходят, хоть и не столь часто, как это склонны утверждать антикультово ориентированные источники. Например, в Южной Корее 29 августа 1987 года на заводском чердаке были обнаружены связанные и с кляпами во рту трупы 33 последователей Парк Сун Я («Милосердная Мать»). Рядом с грудой тел были бутылки с наркотиками, и не было никаких признаков того, что жертвы сопротивлялись удушению или отравлению. Власти считают, что имел место договор о суицидальном убийстве.(5) Известен и получил широкий общественный резонанс НРД «Белое Братство», где только с помощью вмешательства властей было приостановлено предполагаемое массовое самоубийство членов движения.(5, 10) Следует отметить также, что, в случае с НРД «Белое Братство», помимо подстрекательств к самоубийству были еще и подстрекательства к массовым беспорядкам, а НРД «Аум Синрике» совершила акт массового отравления пассажиров токийского метро, что привело к закономерному и необходимому вмешательству юридических, законодательных и даже силовых структуры.
Трагедия происходит и тогда, когда члены того или иного НРД были абсолютно уверенны в своей неуязвимости, защищенности от смерти, и ситуация, в которую они себя ставили, лишь постороннему наблюдателю может казаться суицидальной. В случаях, когда люди подставляют себя под пули (Движение Святого Духа, Уганда, или США, Мемфис, штат Теннесси, последователи Линдберга Сандерса), равно как и отказываются от инсулина или переливания крови – действительно, любой наблюдатель может охарактеризовать ситуацию как суицидальную. В действительности же догмат веры некоторых НРД позволяет им оставаться в абсолютной уверенности, что их вера, их лидер, их мантры защитят их от драматичного исхода. Эти немногочисленные случаи можно назвать трагичными, но не преступными и не имеющими состава преступления.
Следует отметить также существование некоторых НРД (в частности, Ассоциация «Пламя»), которые вообще декларируют физическое бессмертие, то есть представляют собой некоторую антитезу не только самоубийству, но и смерти вообще(5) .
«Реформирование мышления» (thought reform) или, более распространенный термин «контроль сознания» – одна из наиболее спорных на сегодняшний день тем, которая, в некотором смысле является основополагающей в проблематике НРД как явления вообще. Очевидно, что в обществе не существует групп, которым явно разрешается больше, чем некоторым другим. Требования закона одинаково равны как к Русской Православной Церкви, так и к «Ассоциации Пламя» или «Аум Синрике», и если Православная группа совершает преступление, она будет наказана столь же строго, как и уже упомянутое движение «Аум Синрике». Очевидно, что существует конкретный регулирующий механизм – такой как Уголовный Кодекс РФ или, разумеется, аналогичный документ любой другой страны, нарушать который нельзя. Случаи, когда НРД совершает явные преступления, (такие как «Аум Синрике», «Белое Братство» и некоторые другие) не будут рассматриваться в настоящей работе по причине, что механизм наказания подобных нарушений, по сути, неотличен от аналогичных преступлений, совершаемых группами нерелигиозной природы. В этих случаях, безусловно, существует своя специфика и особенности, но, тем не менее, закон одинаково строг для всех, и НРД не составляют исключения из этого правила.
Гораздо более интересным и спорным представляется вопрос о так называемом явлении «контроля сознания» или «реформирования мышления». Как уже было сказано в разделе об особенностях терминологического аппарата в отношении НРД, в настоящей работе используется только термин «реформирование мышления» как наиболее объективный по сути и менее тенденциозный. Следует подчеркнуть, что термин «реформирование мышления» отграничивает сферу манипулятивного социального воздействия (влияния) на людей от сферы обыденно-привычных взаимных социальных манипуляций(11). Здесь важны два вопроса: насколько эта сфера чрезмерна (избыточна) и не является ли факт этой избыточности нарушением или преступлением. Учитывая, что оба эти вопроса являются спорными и законодательно неопределенными, данная работа не находит возможности и права считать это явление преступным. Тем не менее, рассмотрение этого вопроса можно назвать ключевым, так как от него зависит дальнейшая судьба многих НРД, основная «вина» которых как раз и заключается в предполагаемом реформировании мышления с дальнейшим контролем за поступками обращенных и неограниченной возможностью направлять их действия в нужных лидерам НРД или догмату веры направлениях.
Цель обращения в НРД заключается в том, чтобы обращаемый в движение принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые движения пытаются совершить полное обращение в течение интенсивного уикэнда; другие имеют более смягченный подход в течение недель или месяцев перед тем, как позволить обращенным формально быть принятыми в группу. Некоторые индивиды так полностью до конца и не обращаются. Эти люди остаются на краях группы, считаются временными и никогда не достигают высокого статуса. Частичное или неудачное обращение может возникнуть из-за неспособности подчиниться ожиданиям группы, необычайной способности сопротивляться давлению группы, скуки или внекультовых обязательств и ответственности, которые оказались слишком привлекательными и/или настоятельными даже для высокого давления религиозных убеждений группы.
Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных, когда они становятся воплощением идеальной личности движения (соглашаются с верованиями и наставлениями НРД, чтобы они "стали как дети", "стали полностью спокойными", "были отделенными от материального мира" и тому подобное), и заменяют свой прежний жизненный стиль, словарный запас, интересы, друзей и ценности тем, что предписано движением. Этот разительный разрыв с прошлым может первоначально вызывать стрессовые ситуации у новообращенных, которые часто чувствуют разорванность своей прежней и теперешней жизни, притягиваемые противоположными привязанностями и сбитые с толку в отношении своей истинной сущности. Непрерывное следование практике и верованиям движений, однако, часто ослабляет эти стрессы, и, в конце концов, прежние убеждения, стили жизни и даже прошлый жизненный опыт выглядят отдаленными, частично забытыми и существенно отделенными от сегодняшнего сознания.
Хотя специфические средства могут варьироваться от группы к группе, существует ряд общих тактических приемов, используемых многими НРД, чтобы добиться обращения. Некоторые из них включают:
Контроль времени и деятельности, то есть подчинение потенциальных новообращенных рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления. Такой график может включать: лекционный марафон, длительные заседания – встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания.
Возможные результаты: пониженная психологическая защита, уменьшившееся внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, при которых человек более подвержен внушению.
Информационный контроль: отсечение или клевета на внешние источники информации, такие как телевидение, радио; газеты, запреты на связь с людьми за пределами группы; навязывание к чтению обращенных литературы движения, записей и посещений лекций по основам движения; классифицирование определенной информации о НРД как "секретной" (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательстве требуются от новообращенных; на что уходят деньги); искажение ("Мы собираем деньги для детей, лишенных благоприятных условий") и неправда ("Никто из наших последователей не дает деньги лидеру", "Мы не верим, что наш гуру – Бог").
Возможные результаты: Информационный контроль мешает информированному принятию решений и, таким образом, затрудняет критическую оценку движения.
Манипуляция языком. Часто это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Например, в Миссии Божественного Света слово "знание" означает четыре методики медитации, которым учат в течение начального занятия, что предположительно дает человеку знание Бога; слово "разум" синонимично дурным мыслям и силам внутри людей, которые уводят их от Бога и от Истины; "мир" относится к тому, что находится за пределами Миссии Божественного Света и поэтому является непросвещенным.
Дополнительная тактика включает: использование особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка(ов) в разговор и пение; стремление прервать или переключить разговоры о деятельности за пределами движения, интересах и идеях; ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем.
Возможные результаты: Новообращенные чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с другими членами движения, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их повседневной речи, у них могут появиться затруднения в общении с людьми вне движения, которые не всегда могут этого понять. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет "мы-они", причем потенциальные новообращенные начинают больше отождествлять себя с движением и меньше – с остальным миром.
Отучивание от критического, рационального мышления. Например, некоторые движения отделываются от сомнений, критики и вопросов обращенных утверждениями типа "Все станет ясно со временем" или угрозами типа "В корне всякого сомнения Сатана", или увещеваниями вроде "Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности".
Возможные результаты: Новообращенные могут испытывать чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки НРД.
Обучение методикам, вызывающим транс. Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (глоссолалия, произнесение бессвязных и звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).
Возможные результаты: Эти методики, особенно если они раскрываются перед новообращенным в ходе напряженных особых церемоний посвящения, часто побуждают новичков чувствовать себя причастными особенным и/или божественным силам. Стимуляция трансов и тому подобное может быть очень действенно в подавлении сомнений и возрастании внушаемости к дальнейшим церемониям и методам укрепления веры. У некоторых особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим срывам.
Исповедальные сессии, во время которых новообращенным предлагается сообщать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых.
Возможные результаты: Новообращенные, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Они могут даже стать зависимыми от этой деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть движение, часто боятся, что оно может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.
Групповое воздействие, то есть предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда новообращенные соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки предписаниям движения.
Возможный результат: Вербуемые могут поддаться групповому воздействию, иногда даже несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, противоречащие верованиям и практике движения.
Предполагается, что многие НРД отдают отчет в том, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если их веру никак не поддерживать и ничем не подкреплять. Можно выделить известные способы и методы таких подкреплений.
Убедить обращенного придерживаться сурового стиля жизни, который отражает ценности движения. Многие НРД содержат своего рода общежития (“монастыри”, “ашрамы” и т. п.), где вся деятельность концентрируется вокруг целей движения. На членов движения может быть оказано неявное давление посредством обещаний более высокого статуса с целью понудить их жить в этих домах, например: "Гуру любит всех своих детей, но он особенно любит тех, кто присоединяется к его монашескому дому и посвящает ему всю свою жизнь».
Возможные результаты: Строгое следование стилю жизни движения служит укреплению преданности обращенного верованиям НРД. Кроме того, энергичные программы добывания средств, привлечения новых членов и другой ориентированной на движение деятельности истощает обращенных, оставляя им меньше времени или энергии на то, чтобы реализовать свои личные цели и планы, или не оставляя этого времени вовсе.
Обучение и чрезмерное использование методик, вызывающих транс, таких, как медитация, молитва, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках.
Возможные результаты: Подобные методики, сами по себе не вредны и не опасны при умеренном и хорошо контролируемом применении. Тревогу могут вызывать или избыточное их применение, или сомнительное умение правильно их применить. Это может иметь своим результатом: спутанность мыслей, чувств и сомнений; ослабленную интеллектуальную и критическую способность; изредка (чаще при уже существующем нервно-психическом заболевании) – психопатологические реакции и проявления.
Публичное заявление о верности, такое как: поощрение новых обращенных привлекать других (некоторые движения предлагают более высокий статус и другое вознаграждение преуспевающим в этом членам движения), делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности (например, договор на один миллиард лет верности, опробованный Р. Л. Хаббардом в Морконторе(3)).
Возможные результаты: Предполагается, что это возлагает на членов движения дополнительную ответственность и требует от него дополнительных усилий в том случае, если он все-таки решил покинуть движения. Это может вызывать тревогу и опасения, что за нарушения клятв и обещаний изменивший будет преследоваться движением или будет наказан.
Повторяющиеся угрозы санкций за уход, такие как: "Если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски"; или "твоя душа сгниет"; или "ты отправишься в ад"; или "пострадают твои родственники"; или "твоя жизнь будет в опасности".
Возможный результат: Весьма спорный пункт: если обращенный верит данным угрозам, то вряд ли он покинет движение по причине веры в то, что это действительно может случиться. Если же он уже не верит в то, что ему говорят, то его уход, скорее всего, будет безболезненным. Трудности могут возникнуть лишь тогда, когда обращенный продолжает верить в определенную парадигму НРД, однако не хочет больше связывать себя с данным движением, веру которого он, тем не менее, разделяет.
Пример (к сожалению, из уст того человека, который руководит Центром Реабилитации жертв нетрадиционных религий):
«Радиослушатель: Отец Олег, вот я хочу спросить вас, я верую в Кришну, но не отрицаю и Христа. Моя мама говорит, что если я не хожу в храм православный, то я погибну. Но ведь я верующий. Скажите, как я поступаю, правильно или нет?
Отец Олег: Вы поступаете неправильно, и если вы не вернетесь ко Христу, то вы погибнете. Вы ведь крещеный человек, как я понял, и ваш отход от Христа есть грех предательства».(10)
Обещание немедленного осуществления – мира, спасения, например, говоря обращенным, что если они "только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше" себя, они достигнут любого обещанного движением вознаграждения.
Возможные результаты: Некоторые обращенные, вероятно, действительно начинают прилагать больше усилий, и могут обвинять себя самих за то, что стараются недостаточно усердно.
Ограниченный доступ к внешним источникам информации или его отсутствие.
Возможный результат: Нет противоположных точек зрения, чтобы стимулировать критическое мышление. Могут укрепиться представления, что сомнения относительно движения отражают недостатки сомневающегося, но не группы.
Отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки.
Возможные результаты: Выбрав данное движения и погрузившись в него, обращенные становятся взаимозависимыми от движения в дружбе, близости и эмоциональной поддержке; могут усилиться чувства отчуждения, враждебности в отношении остального мира.
Контроль сексуальной близости и интимных отношений внутри движения; например, лидер может определять, стоит ли, когда и на ком жениться, нужно ли и когда иметь сексуальные отношения, детей, стерилизацию, аборты.
Возможные результаты: У обращенных может развиться обезличенный или искаженный взгляд на сексуальность и половые сношения. Если же обращенный через определенное время покидает движение, он может быть фрустрированным теми поступками (чрезмерные половые связи, аборты и прочее), которые иногда не могут быть поправимы (СПИД, бесплодие, нежеланные дети и т. д.).
Постоянная исповедь.
Возможные результаты: Стыд и раскаяние в проступках с ритуалом прощения члена движением (или его лидерами) эмоционально сближает и способствует укреплению вовлеченности в движение и значимости своего участия в нем.
Некоторые исследователи проблематики реформирования мышления, в частности М. Лангоуни (M. Langone), приводят в доказательство существования реформирования мышления факт того, что некоторые НРД привлекают в свои ряды существенно больше (иногда десятикратно больше), чем некоторые другие, им подобные. Например, по результатам Лангоуни, статистические данные обращения к Церкви Объединения по сравнению с проповедником Билли Грехэмом, превосходят последнего в 15-30 раз. Более того, показывается, что изменения, произошедшие с новообращенными, имеют более стремительный и радикальный характер.(11) Эти данные являются доказательством тезиса существования и использования реформирования мышления некоторыми НРД. Другим важным аргументом является нередкие случаи предполагаемых посттравматических и психотических случаев по выходу из движения. Последнее не всегда правомерно утверждать, полагая, что травматический опыт получен от пребывания в НРД, а не на выходе из движения.
Факты, полученные Лангоуни, невозможно трактовать однозначно. Гораздо большее обращение к Церкви Объединения может быть следствием как изощренных приемов манипулирования сознанием, так и, в равной мере, более высокой активностью и деятельностью членов движения, стремящихся привлечь на свою сторону больше новых последователей. Важным фактом в данном случае является исследования, изучающие прямо противоположное явление, а именно – как много обращенных в дальнейшем покидает движение и велико ли число лиц, остающихся в НРД навсегда, или, по крайней мере, на многие годы.
Например, в статистических отчетах, исследующих покидающих вышеупомянутую Церковь Объединения, около 90% респондентов вообще не поддались на уговоры членов движения и отказались иметь с ними какое-либо дело. Около 8% продержались в роли постоянных членов Церкви больше недели, менее 4% продолжали быть членами общины спустя два года. По прошествии более длительного срока число тех, кто примкнул к движению, продолжало уменьшаться. С периода 1979 по середину 1980 года 999 человек из каждой тысячи успешно справлялись с воздействием на них различных приемов и техник убеждения, применяемых мунистами.(5)
Необходимо также учитывать, что в разные годы каждое из НРД может быть популярно в разной степени. Этого не учитывает статистическое исследование Лангоуни. В 1979 году мунистские семинары в Лондоне были гораздо более популярны, чем уже к концу 1980 года. Периодически в том или ином НРД бывает больше присоединившихся, нежели ушедших и в менее удачные для них годы количество покидающих движение может превышать количество новых адептов. СУБУД (Сусила Будхи Дхарма – следование Воле Бога), например, каждый год привлекал около 100 человек, и каждый год примерно столько же людей его покидали. Общее число членов на протяжении некоторого времени колебалось между 1200 и 1400.(5)
Некоторые движения (которые Пол Хилас называл «религиями субъекта»), претендующие на то, что они радикально меняют «стиль жизни» человека, действительно разработали ряд необычных методик воздействия на людей. Раньше люди не платили десятки тысяч рублей или сотни долларов, чтобы часами быть запертыми с другими «гостями» и знакомиться со всеми видами оскорблений для осознания своего истинного внутреннего потенциала. Вряд ли бы они делали это, если бы не думали, что предлагаемая им методика обратит их на путь истинный. Тем не менее, процесс обращения лишь в редких случаях носит необычный или дурной характер. Безусловно, это не означает, что не стоит беспокоиться о таких последствиях. С другой стороны, голословное утверждение, что «все культы» используют методы контроля над сознанием, является не только ложным, но и во многих случаях отвлекает внимание от гораздо более актуальных проблем.
Хилас, проведя стандартный психологический тест (MMPI) до и после того, как 50 респондентов участвовали в семинаре по экзегезе, не обнаружил какого-либо статистически достоверного роста психических отклонений после семинара. Это исследование позволило ему заметить, что в то время как никто из респондентов ни в процессе, ни сразу после семинара не нуждался в психиатрической или терапевтической помощи, каждый год около 5% студентов отделения Религиозных Исследований его Университета прибегают к подобной помощи во время своих заключительных экзаменов.(5)
Не выдерживает критики также утверждение о том, что обращенный, покинувший движение, будет испытывать труднейший психологический и эмоциональный кризис. В Отчете Хилла Правительству Онтарио говорится, что:
«Лишь немногие люди… рассказывали только об отрицательных переживаниях. Большинство бывших членов, даже сильно разочаровавшихся в каких-то сторонах своего движения, были относительно здоровы и признавались, что пребывание в группе оказало на них некоторое положительное воздействие.
Большинство из тех, кому пришлось оказывать медицинскую помощь или чье психологическое состояние было близким к срыву, скорее всего, пережили личностный кризис еще до того, как присоединились к движению. По настоящему неустойчивыми оказались лишь немногие».(5)
В тех случаях, когда у членов движения обнаруживают психическое расстройство, нередко выясняется, что определенные проблемы были еще до прихода в движение, и оно едва ли могло повлиять на ситуацию. Иногда «утробная» атмосфера, в которой человек получает четкие указания, не принимая при этом самостоятельных решений, позволяет ему справиться с той ситуацией, в которой он, будучи представлен себе сам, оказывается бессильным. Есть свидетельства в пользу того, что после вступления в движение некоторым людям стало в ряде отношений легче жить (например, см. M. Galanter, J. Rabkin and A. Deutsch “The Moonies”, American Journal of Psychiatry, 1979 год)
Считается, что действия, предписываемые человеку, вступившему в НРД, вполне могут привести его к психическому заболеванию. Однако доказательств того, что члены большинства НРД страдают психическими расстройствами, более серьезными, чем их ровесники вне НРД, очень немного. Например, два исследователя из Медицинского Центра Калифорнийского Университета в Лос-Анжелесе протестировали 50 человек, которые были или являются членами какого-либо НРД, и сообщили, что:
«Степень осознания испытуемыми методами, которыми они подходят к своим проблемам или решают их, была различной, но неизменно находилась в пределах нормы.
В результате тестирования интеллектуального, личностного и психического состояния не выявлено никаких данных, которые дали бы основание предполагать, что кто-либо из испытуемых не в состоянии мыслить здраво или хотя бы ограничен в этой способности. При тестировании выявлено скорее то, что эта группа может считаться интеллектуально одаренной».(5)
В заключении можно сказать, что реформирование мышления существует скорее не как проблема, а как явление, которое, с приходом средств массовой информации, коммуникации и информатизации, а также, в значительной мере, психологии и естественнонаучных знаний, существует во всех сферах общества и НРД, использующие методы и приемы убеждения и привлечения – в этом случае не правило, и не исключение. Можно полагать, что разные движения могут использовать реформирование мышления по разному: от несущественного до вредоносного. Следует, однако, повторить, что методы трансформации сознания приносят сколь либо долговременный ущерб лишь весьма незначительному меньшинству. Чаще же всего НРД используют те приемы, которые скорее несколько искажают привычное мировоззрение и опыт, чем радикально изменяют сознание. Обращенные могут стать рассеянными или невнимательными к тем жизненным моментам, которые раньше казались им важными (например, гигиена, внешний вид, зарабатывание на жизнь, ответственность за данные обещания или взятые на себя обязательства). Подобная небрежность может беспокоить и раздражать людей, но друзья и родственники не должны думать, что это – симптомы физиологических или психологических изменений, которые кончаются серьезным нарушением дееспособности. Последнее встречается гораздо реже.
Содружество Евангелических Баптистских Церквей в Канаде, в ответ на просьбу правительства Онтарио определить свою позицию в отношении НРД в возможности создания нового закона контроля их деятельности, по ряду причин высказалось решительно против этого предложения, приведя следующие аргументы:
«Убеждение без физического воздействия широко распространено в нашем обществе. Мы сами прибегаем к нему в процессе евангелизации и обучения во всех евангелических церквах. Его используют политики… Правительство также пользуется им… Все родители используют его в процессе воспитания детей».
Институт изучения религий в Америке в 1983-1984 годах провел широкомасштабное исследование так называемого насилия, связанного с НРД. Вот результаты этого исследования:
«В подавляющем большинстве нетрадиционных религиозных объединений случаев насилия не наблюдалось. Большая часть обследуемых групп напоминает более близкие к нам и более укорененные общины традиционных Церквей: в них случилось один-два инцидента, но они нетипичны для их обычного образа жизни. То небольшое число нетрадиционных религиозных объединений, в истории взаимоотношений с обществом которых присутствовало насилие, скорее являются исключением из группы движений, именуемых обычно «культами».
Голландское Правительственное Исследование Новых Религиозных Движений делает вывод, что:
«…в целом новые религиозные движения не являются реальной угрозой психическому здоровью общества…»
и далее:
«…нет никаких доказательств того, …что новые религиозные движения непременно должны иметь серьезное патогенное воздействие на своих членов. Общепризнано, что бывшие члены нередко {заявляют} о наличии у них психических проблем, но эти последние а)как правило, не носят серьезного характера; б)не носят специфического характера и в)с одной стороны, обычно можно проследить их связь с проблемами, которые существовали до вступления в движение, а с другой стороны, это не более, чем трудности адаптации… Следовательно, на наш взгляд, нет нужды в каких-либо защитных мерах…»(5)
Комитет Всемирной Евангелизации в Лозанне провозгласил в своем отчете «Работа с исповедующими культы и мистицизм» (Reaching Cultists and Mystic) что:
«Существуют тысячи новых религиозных групп, несомненно, сатанинской природы Но, слава Богу, существуют также тысячи новых церковных движений, которыми, несмотря на их синкретизм, движет Святой Дух. Отличить, где кончается одно и начинается другое, может только Бог».
1.«Борьба против культового контроля над сознанием» (по книге Combatting Cult Mind Control, (Park St.Press by Steven Hassen)), Стивен Хассен, США, перевод Е. Волкова.
2.«Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе», Целикова В. В., Журнал практического психолога, №1, 1997 год.
3.«Капкан безграничной свободы: Сборник статей о сайентологии, дианетике и Л. Р. Хаббарде», под редакцией А. Л. Дворкина, Издательство Братства святителя Тихона, Москва, 1996 год.
4.«Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах», Е. Н. Волков, Журнал практического психолога, №3, 1996 год.
5.«Новые религиозные движения», Айлин Баркер, издательство Русского Христианского гуманитарного института, С.-Петербург, 1997 год.
6.«Основные модели контроля сознания (реформирования мышления)», Е. Н. Волков, Журнал практического психолога, №5, 1996 год.
7. «Овцы XX века», Л. Пшеничка, Московская правда, №28, воскресный выпуск.
8.«Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему)», Е. И. Волков, Журнал практического психолога, №2, 1996 год.
9. «Сайентологические процедуры вредны для здоровья», по материалам статьи Дж. Дагерти, “The Cult Observer”, №5, 1999 год.
10.«Секта: угроза и поиск защиты», Кривельская Н. В., фонд «Благовест», Москва, 1999 год.
11.«Существует ли контроль сознания («реформирование мышления»)? Теоретические и практические аспекты дискуссии», Е. И. Волков, опубликовано на сайте в сети интернет.
12.«Тоталитарные секты: открытая конференция», № 657, 1999 год. Раздел сайта: «Секты: проблемы и решения».
13.«Уроки сектоведения», А. Нежный, Московские Новости, 12.01.1999.