Христианский гуманитарно-экономический университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки 3 курса гуманитарного факультета
Тема: «САЙЕНТОЛОГИЯ»
Одесса- 2008г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
«Церковь Сайентологии».
Становление и организационная структура.
Философская доктрина и цели сайентологии
Дианетика как философская основа сайентологии
Учение и цели сайентологической организации
Опасность сайнтологической организации для личностии общества
Выводы
Литература
Введение
Вторая половина ХХ столетия во всей религиозной жизни мира ознаменовалась появлением новых религиозных культов, сект, организаций, отличающихся между собой по социальным, культурным и конфессионным характеристикам.
Новейшие религиозные движения являются постоянным элементом развития религии. Собственно историческая ретроспектива религиозной эволюции человечества может быть представлена как совокупность процессов зарождения, институализации (либо противление институализации) новых религиозных течений, их дифференциации, вознесения и упадка. Одновременно исследователи соглашаются, что определенные исторические периоды были отмечены значительно большим возникновением новых движений, нежели другие. Данное положение подтверждается ярким примером возникновения и быстрого распространения новейших религиозных течений второй половины ХХ века.
Появление новых религиозных и мистических объединений обусловлено изменениями мировоззренческих парадигм, кризисом традиционных религий, взаимовлиянием различных культовых миров, ожиданиями в конце века апокалипсических изменений. Гражданскую обеспокоенность во многих странах мира вызывает то, что в основе философии нетрадиционных сектантских образований достаточно ясно просматривается жажда власти, потребность господства как над членами секты, так и над целыми странами, на территории которых они разворачивают свою деятельность.
Основная цель данной работы дать развернутую характеристику Церкви сайентологии, которая признана большинством стран мира, как организация, представляющая угрозу непосредственно национальной безопасности государства, т.к. под ее влиянии попадают в основном элитарные слои общества, составляющие духовный и научный потенциал государства. Это обусловливает актуальность темы, что подтверждено многочисленными публикациями как в Украине, так и за рубежом по проблемам сойентологии.
Для достижения основной цели работы будут рассмотрены следующие вопросы:
становление и организационная структура сайентологической организации;
ее философская доктрина и цели;
опасности данной организации для личности и общества.
1.Церковь Сайентологии. Становление и организационная структура
Основатель Церкви сайентологии американец Лафайет Рональд Хаббард (1911-1986) начал свою карьеру как автор научно-фантастических романов. В начале второй мировой войны начинающий литератор был призван в военно-морские силы США и принимал участие в филиппинской компании. В 1944 году он был ранен; с тех пор для него началась новая жизнь. Как утверждает сам Хаббард, в результате тяжелого ранения в голову, он на долгое время потерял зрение, но со временем зрение вернулось к нему, а вместе с ним и душевный покой, благодаря созданной им самим чудесной и удивительной науке – дианетике. С этого момента начинается новая жизнь писателя. Рон увлекся «колдейством», подражая своему кумиру Амстеру Кроули. От него у сайентологов появился свой крест – имитация сатанинского.
В его записной книжке того времени появились гипнотические «откровения» типа «все люди – мои рабы». Его личные бумаги неопровержимо доказывают, что он сознательно симулировал, вызванные войной заболевания, чтобы добиться повышения пенсии. К этому времени Хаббард уже был наркоманом: у него развилась зависимость от барбитуратов, которые он начал принимать, когда болел язвой. Он остался наркоманом до конца жизни, даже став главой сайентологической организации по борьбе с наркоманией «Нарконон». Хотя дианетика утверждает, что ее последователи могут с легкостью расстаться с любым вредным пристрастием, Хаббард никогда даже не мог бросить курить. Его зависимость от табака была настолько велика, что он выкуривал более 80 сигарет в день.
В 1949 году, выступая на съезде писателей-фантастов в Нью-Джерси, Хаббард заявил: «Писать, чтобы получить пенс за слово, смешно. Если ты действительно хочешь получить миллион долларов, то лучший способ – это основать свою собственную религию».
Его книга «Дианетика: современная наука душевного здоровья», опубликованная в 1950 году, положила начало развития Сайентологической организации. Деньги, полученные от продажи книги, автор решил направить на основание новой организации «Дианетические исследования». Из этого фонда «душевной терапии» была создана в 1953 году «Церковь Сайентологии».
В настоящее время “Церковь Сайентологии” возглавляется Давидом Мискавиджом, является четко иерархированной организацией, разветвленной по всему миру и проявляющей активность во всех сферах жизни, включая бизнес, политику, культуру.
Дополнительно имеется ряд организаций, не включающих термин «Сайентология» в свое название, но те не менее являющихся частью Сайентологической организации, такие как, например, НАРКОНОН (Лечебная служба для наркоманов), или Комиссия по психиатрическому злоупотреблению правами человека, или Центр индивидуального и эффективного обучения.
Согласно ее собственной статистике она имеет 3 100 «церквей», «миссий» и филиалов в 107 странах мира и около 8 миллионов членов.
Ее организационный центр находиться в Лос-Анджелесе, а мозговой центр в Клиеруотере (штат Флорида). Ее европейская штаб-квартира находится в Копенгагене.
В России сайентологи появились в начале 90-х годов. В январе 1994 года легализировались, открыв гуманитарный центр Хабборда – а на самом деле церковь в Москве. Сейчас церковь находится практически на нелегальном положении, поскольку не прошла перерегистрации после принятия нового закона о религиозных организациях. Однако продолжает действовать, попирая законы Российской Федерации.
В Украине официально зарегистрированы ячейки этого неокульта в Харькове, Херсоне, Кременчуге. В Киеве также действуют две сайентологические ячейки. Одна из них действует как отделение общественной организации, арендуя помещения в различных учреждениях и учебных заведениях. Эта группа сайентологов проводит «тренинги» по усовершенствованию интеллектуальных возможностей. Другая ячейка не зарегистрирована, но его руководство не скрывает религиозной направленности характера деятельности. Замечено, что к последней сайентологической группе проявляют интерес представители различных мистических группирований.
2.Философская доктрина и цели сайентологии
2.1. Дианетика как философская основа сайентологии
Философской основой сайентологии (наукология, прикладная религиозная философия)) является дианетика (наука о машлении). В ней объединяются достижения науки с практикой психоанализа и элементами научной фантастики (пребывание душ на других планетах), буддизма (перевоплощение)1.
Основные положення дианетики были изложены Хаббардом в его работах: “ Дианетика: современная наука разумного здоровья”, “Динамика жизни” “Самоанализ», «Дианетика: эволюция науки». Столкнувшись с неприятием своей доктрины как науки учеными, Хаббард решил придать ей религиозную окраску.
Идеологическим догматом сайентологии является традиционная для многих культов доктрина «гибели мира» и возможности личного спасения лишь при условии присоединения к «правильному учению» сайентологов. Адептов привлекают с помощью специальных курсов и тестов, которые, якобы, помогают найти выходы из сложнейших ситуаций, а так же учат правильному поведению и манерам общения.
«Церковь сайентологии» в христианском понимании не является церковью, поскольку место Бога в ней занимает сам Хаббард и его «священное писание».
Как считают сойентологи, дианетика важна для каждого, кто желает приобрести знания об общении, а после этого применить их в жизни. Хаббарт утверждал, что она доступна для каждого, кто желает достичь в жизни чего-то большего, познакомиться с окружающим миром, проверить и усовершенствовать свои способности. Наказанием за разрушительные действия становится боль и смерть. Успехи повышают потенциал выживания в направлении к бесконечности. Неудачи снижают его в направлении смерти.
В «Дианетике» утверждается, что с ее помощью можно познать причину своих действий, понять источники детских страхов, выяснить, где припрятаны моменты боли и удовольствия. Некоторые вещи, которые открываются читателю, «должны поразить его, поскольку важнейшая информация сберегается не в памяти, а в инграмах, сложных для понимания… Читатель должен разыскать причины болезней и раскрыть в инограмах установки, которые диктуют линию поведения».
Следует отметить, что Хаббард пытался придать своему «духовному детищу» черты философии новой супертехнологической цивилизации. Он утверждал, что с развитием науки и технологий людской биологический потенциал объективно будет уменьшаться, а потому человечество без достаточного автотренинга обречено на гибель. Видимо именно поэтому, основной акцент в дианетике делается на активное использование методов авестийской медицины, которая, как считал Хаббард, дает возможность мобилизовать энергетические и духовные возможности личности, влиять на глубины человеческой психики и поведения.
Хаббард с презрением относился к врачам и психоаналитикам, утверждая, что именно они своими действиями губят бессмертную человеческую душу. Вместо лечения больных, Хаббарт предлагал собственные методики выздоровления, которые составлялись из программ «очищения» (посещения сауны, бег и употребление витаминов) и тестирования на предмет определения «биологического потенциала личности».
Согласно учениям Хаббарда, все формы жизни действуют согласно принципам выживания. Динамический принцип существования – выживай. Динамика – это стремление к жизни, энергичность и устремленность в выживании, адаптации к условиям выживания. Всего существует восемь динамик. Первые четыре относятся к дианетике, а остальные к сайентологии.
Первая динамика – направленность человека на выживание ради самого себя и своих симбиотов. Симбиоты – все сущее и энергия, словом все то, что помогает выживать.
Вторая динамика – направленность человека на выживание через секс либо детей, что включает с одной стороны половой акт, а с другой – заботу о детях и их симбиоты.
Третья динамика – направленность человека на выживание через группы либо выживание самих групп и их симбиотов.
Четвертая динамика – направленность человека на выживание через все человечество.
Пятая динамика – направленность человека на выживание через все формы жизни, а также через мир животных и растений и направление к их выживанию.
Шестая динамика – направленность человека к выживанию всего физического мира и всех компонентов материи, энергии, пространства и времени.
Седьмая динамика – направленность человека на выживание через Дух, через единицу бессознательного, тетанов, демонов, духов, гоблинов и других подобных существ.
Восьмая динамика – направленность человека на выживание через Высшее Бытие, а точнее через бесконечность.
Хаббард вводит в свое учение много новых терминов (инграма, тетан, клир, преклир, одитор и др.) и дает им свое толкование.
Аберации включают в себя нерациональное или неадекватное поведениие, которое является последствием действия инграм. Инграма – неосознанное впечатление, содержащее физическую боль или болевые эмоции. Инграм накапливается и со временем переходит из опыта прошедших жизней.
Психосоматические болезни причиняются инграмами. Интеллект также угнетается инграмами, которые вводят в аналитический ум неправильно оцененную информацию.
Клир - человек без аберации, лишенный инграм. Переклир – человек, идущий путем клира.
Одитор – это человек, которого научили использовать дианетику, который разбирается в процессах и процедурах , связанных с усовершенствованием личности. Одитирование – очищение человека от инграм (с помощью одитора).
Кейс – общий термин для человека, продолжающего терапию. Этим словом обозначают его состояние. Кейс человека – это то, как он реагирует на окружающий мир.
Мозг человека – уникальный компьютер с оперативной (сознательной) и постоянной (бессознательной) памятью. С помощью специальной технологии, человек учится «понимать, чего он желает и как достичь желаемого», даже требовать желаемого поведения от других людей, т.е. «оперировать» чужим компьютерным мозгом.
Тетан – духовное существо, которое в человеке осуществляет связь с телом и после смерти оставляет его. Время жизни тетана – 3000 миллиардов лет. Объединяясь с телом, тетан попадает под универсальный закон бытия. Инграмы мешают тетану, который находится в центре мозга, «задают компьютеру плохую программу».
Как отмечает В. Петрик, - в теории Хаббарда нетрудно увидеть индуистский закон кармы, переведенный на язык информатики. Но карму (долг, который человек выплачивает причиненное им зло в предыдущей жизни) невозможно стереть, а программу в памяти компьютера стереть можно. Необходимо только знать технологию, которую разработали и «успешно» используют сайентологи.1
Сайентологи считают, что Рон Хабборд разработал единственный возможный путь к спасению. В Дианетике он дал способ «раскрытия неиспользуемых интеллектуальных способностей и гениальных возможностей». Он понимает человеческое здравомыслие, как банк данных, который единственный может решить все проблемы, если обеспечен полной и правильной информацией.
2.2. Цели и методы сайентологической организации
Целью Сайентологической организации является создание нового, по сайентологической модели человека и нового мироустройства, существующего исключительно по принципам сайентологии.
Необходимость полной трансформации общества по сайентологическому образу вытекает из аргумента, что мир в его настоящей форме обречен на уничтожение. Спасение возможно только через применение Хаббардовской технологии.
Сайентология, таким образом, претендует на роль окончательного арбитра и единственного пути спасения. Она эксплуатирует человеческий страх, чтобы продать людям свои курсы и тренировочные программы.
Большинство людей, обращающихся к сайентологам за помощью, находяться в душевном кризисе. Сайентологи умело разыскивают людей, попавших в беду, лживо обещают разрешение всех проблем. Их работа направлена на манипулирование людьми и развитию в них внушаемости.
Каждому потенциальному члену навязывается мысль, что сайентология может указать ему путь вступления в борьбу за свою жизнь. Одна из стимулирующих техник состоит в предложении пройти бесплатное личное тестирование, известное как Оксфордский анализ способностей и компетентности. Оно часто дает негативные результаты для человека, которого обрабатывает организация. Исследования специалистов свидетельствуют, что «…этот тест не имеет научного доверия и служит лишь для того, чтобы рекрутировать людей для прохождения сайентологических курсов. Таким образом, новый рекрут постепенно попадает в психологическую и финансовую зависимость от системы».
Заявление Сайентологии, что только она является единственным путем к спасению, идет рука об руку с требованием беспрекословного послушания от своих последователей и бесколебательным принятием сайентологических доктрин. Курсы общения и так называемый одитинг, являются методиками, разработанными для систематического внедрения некритического восприятия и подавления всякого независимого мышления.
Так одитор, при проведении терапии задает вопросы, но которые можно отвечать только «да», «нет», «не знаю». Одитирование проводится с помощью специальной машины, которая напоминает «детектор лжи» и, по утверждению сайентологов, регистрирует степень очищения от инграм.
Более того, хранятся письменные записи сессий одитинга, которые затем пропускают через аналитика, который систематически оценивает записи. Таким образом, информация о людях, которые ищут помощи, также как об их родственниках и друзьях, через записи становится полностью доступной для Сайентологической организации.
Процедура требует повторения и усложнения, а после ее прохождения человек становится клиром. При этом, если человек обладает значительной суммой денег, он может поступить на курсы «Действующего тетана». Например, во Франции для оказания одноразовой помощи очищения души, необходимо внести 400 франков. Лучше всего, конечно, пройти базовый курс терапии, состоящий из восьми сеансов. Каждый такой сеанс стоит 1000 франков. Кроме этого имеется еще и специальный «курс прослушивания Хаббарда», который гарантирует каждому «полное счастье». «Счастье» стоит еще 15500 франков. Методы сайентологии направлены на постепенное углубление человека в ирреальный мир, созданный фантастом Хаббардом. Фантастические романы Хаббарда стали основой мифологии сайентологов. При этом, эти же мифы превращаются в чувственные видения. По словам американского психиатра Дж. Г. Кларка, одитирование является разработанным способ доведения человека в степень контролированного транса.
Всем последователям «Церкви» строго запрещено общение с любым, кто противостоит идеям сайентологии. Сайентология не терпит критики в своих рядах. Хорошо продумана и всеобъемлющая система утверждения в ее рядах. Она предназначена для того, чтобы выявлять любые отклонения от сайентологических ориентиров и доктрин и любых препон на пути ее организационной экспансии. Решающим фактором в этом направлении, является обязанность каждого индивида писать так называемые информационные рапорты о замеченных ним фактов плохого исполнения своих обязанностей другими членами организации.
С самого начала у новообращенного путем искусных манипуляций вызывается чувство эйфории. Стремление к эйфорическому состоянию, вполне сравнимое с наркотической зависимостью, часто лишает членов организации сколь бы то ни было критического отношения к ней и внушая им мысли о всемирном тайном заговоре, существующем для уничтожении сайентологии. Отличительной чертой членов организации становится фанатизм – невосприимчивость к любым свидетельствам и доказательствам.. Большинство сайентологов. Сталкиваясь с критикой их движения закрывают глаза и затыкают уши.
Чтобы достичь цели в «клировании» планеты, члены Сайентологической организации призваны занимать ключевые позиции в обществе, бизнесе и политике. В 1979 году правящая верхушка Мирового института Сайентологического предпринимательства (WISE) отметила начало плановой инфильтрации в область бизнеса.
Задачей WISE является внедрение в область бизнеса стандартизированной Хаббардовской технологии управления.
Целью является внедрить в каждую компанию Хаббардовскую концепцию этики и разработанную им систему контроля.
В своей публикации «Что такое сайентология?» WISE описывает свою деятельность так: «Деятельность связана не только с чисто экономическим ростом и увеличением прибыли, но идет далеко за пределы этого: сайентологи видят WISE как важный инструмент расширения своей социальной и политической области…».
С 1979 года началось планомерное введение сайентологии в сферу экономики. Сайентологи обещают, что членство во Всемирном союзе сайентологических предприятий дает возможность улучшить условия труда с помощью применения технологии управления Хаббарда. На должностных лиц возложено задание ввести технологию Хаббарда на ведущих предприятиях своих стран и в другие объединения страны и правительства. При этом также предусматривается изменение общества на такое, к которому стремятся сайентологи. Так, рабочая группа Гамбургского МВД по вопросам сайентоологии установила, что в на одном из предприятий WISE, которое использует технология Хаббарда, признаются действительными лишь указания сайентологической организации. Вместе с тем, это предприятие связано с обязательством расширять сферу применения технологии Хаббарда и идеологии сайентологии. Кроме этого, в соответствующих лицензионных соглашениях предусматривается то, что сотрудники WISE обязаны регулярно платить налоги руководящему подразделению этого объединения.
Сайентологическая организация, ставя перед собой цель проникновения в экономику, так формулирует главный принцип действий: «Завоевывайте, все равно, каким образом, ключевые позиции, должность главы общества, женщин, начальника отдела кадров в фирме, руководителя большого оркестра, секретаря директора, советника профсоюза – любой ключевой позиции».
Независимо от этого посягательства сайентологов на власть, определены основные направления их деятельности в экономике – направленность на работу по обучению кадров и менеджеров и до консультаций по подбору окраски офисов и их стиля.
Торговля недвижимостью является на сегодня существенной сферой деятельности сайентологов, хотя их режим работы не соответствует общим правилам работы маклеров.
Согласно с требованием сайентологов, в руководстве предприятия статистика становится единственным критерием качества человека. Статистические данные являются, по сути, важным производственным инструментом. Ошибочность сайентологической идеи статистики состоит в том, что неблагоприятные статистические данные обвиняют отдельного человека, оставляя вне зоны внимания другие возможности производственного основания. Таким образом, для некоторых личностей возникает чрезвычайная необходимость улучшить свои статистические данные. Известны случаи, когда на предприятиях, руководимых сайентологами, сотрудники должны были в обязательном порядке принимать участие в занятиях сайентологов. В противном случае их увольняли.
Наряду с обычными личными делами сайентологи ведут досье о моральной стороне жизни сотрудников. На предприятиях создаются «отделы морали» и введена должность «офицера морали».
Товарищеские беседы превращаются в заполнение установок, указаний и записей в личные дела. Кроме этого, опросы и различные «проверки безопасности» могут привести к отрицанию всех условий жизни, а также стать причиной разглашения служебных производственных тайн. «Церковь сайентологии» имеет хорошо развитую службу безопасности и использует формы и методы государственной службы безопасности.
Члены сайентологической организации различными способами привлекаются к сотрудничеству. Их деятельностиь может состоять в пропаганде сайентологического курса, изготовления и продаже брошюр и другой продукции, а также других различных услуг. Наиболее часто сайентологи мотивируют указанные услуги с точки зрения религии и альтруизма, подобно тому как они предоставлялись бы представителями христианских общин. Однако сегодня известно, что последователи «великого» Рона Хаббарда уже только в России разорили не одну тысячу людей, оставив их без денег, квартир, машин.
В 60-х годах в Америке, а позднее во Франции и Германии прошли ряд процессов по обвинению саентологов в уклонении от уплаты налогов и противоправной деятельности в области экономики.
3.Опасность сайентологической организации для личности и общества
Любые сообщества, организации, изначально выводящие свою деятельность за рамки ее регулирования нормами национального законодательства, нарушают суверенное право государств в отношении осуществления социального контроля. Социальный контроль в понимании специалистов аналогичен общественной безопасности. Последней считается создание относительно безопасных условий, при которых отдельные физические и юридические лица могут заниматься своей повседневной деятельностью, не боясь насилия или запугивания. Другими словами, граждане должны беспрепятственно пользоваться правом на жизнь и распоряжаться своим имуществом без страха насильственных действий со стороны третьих лиц. В этом контексте функционирование тоталитарных организаций в обществе может иметь глубокое социальное влияние.
Большинство новых религиозных движений объединены основополагающим принципом тоталитаризма – жесткой внутренней консолидацией структуры.
Так, как уже отмечалось выше, в основу сайентологических организаций Хаббард ввел военное устройство с его силовыми основами. В организации была создана репрессивная единица – «Гардиан офис». Именно функционирование последней дало повод исследователям современных культов обвинить Хаббарда в создании тоталитарной международной корпорации мафиозного типа.
В 1974г. проповедников учения уличили в планировании ими операции по проникновению в правительственные учреждения США с целью кражи секретных документов Вооруженных Сил, флота, ЦРУ и Судебной палаты (так называемая операция «Белоснежка»)1.
Приобретенный заемный капитал многих новых религиозных движений активно инфильтруется в легальные отрасли экономики. За счет рабского труда рядовых адептов, шантажа, использования неприемлемых методов конкуренции, лидеры новейших псевдорелигий стремятся достичь командных позиций в мировой экономике. Процесс вливания капиталов культовыми структурами в экономику разных стран приобретает транснациональный характер. Неослабевающая погоня за прибылью сайентологической организации выражена в собственных словах Хабборда: «Делайте деньги – делайте больше денег – заставляйте других людей работать так, чтобы делать деньги».
Такое положение вызывает беспокойство во многих странах.
Обеспокоены и психологи многих стран, столкнувшиеся с проблемой вовлечения клиентов в так называемые деструктивные культы, доктрины которых вызывают девиантное поведение.
По мнению ученых (академик Иванов В., кандидат медицинских наук Сорокин В.) для групп, практикующих деструктивный культ в той или иной степени характерно психологическое насилие над личностью своих членов.
Под психологическим насилием подразумеваются методы, посредством которых с личностью обращаются скорее как с объектом для манипулирования, чем как с субъектом, чье сознание, автономия, идентичность и достоинство должны быть уважаемы.
Контроль сознания может осуществляться путем интенсивной идеологической обработки, формирования у последователей чувства избранности и элитарности, наличие особой лексики, использование трансовых техник, обмана и манипуляции, подавления индивидуальности, стимуляции чувства вины, психологического давления, подотчетности руководителям организации во всем (в т.ч. и в личной жизни), нетерпимости к критике.
Контроль окружения достигается путем исключения наличия свободного времени, ограничения или полного запрета доступа к некультовым источникам информации.
Культовая зависимость состоит в том, что все прежние социальные и духовные связи разрываются, либо уходят на другой план. Новое религиозное движение становится единственной реальностью человека. Культовая зависимость может выражаться в обожествлении лидера, фанатизме, побуждении к раскрытию конфиденциальной информации, в материальной зависимости от организации, а также в опасении оставить группу по причине возможности преследования, шантажа и нанесения вреда со стороны сообщества, исповедующего деструктивный культ.
Владимир Иванов объясняет: «Став членом морской команды (члены сайентологической организации носят а-ля военно-морскую форму), вы отрекаетесь от своих гражданских прав. Отныне требуется декларировать, что вас больше не интересует личная собственность, как-то квартира, машина, постоянный заработок, пенсия. При этом вы постоянно должны быть веселым и целеустремленным. Вы поступаете на обеспечение «церкви», носите униформу и живете в общежитии и трудитесь на благо спасения планеты, учитесь понимать сайентологов, тем самым зарабатывая себе услуги – курсы собеседования».
Мало кому удается понять, что он обманут раньше чем через несколько лет. Поначалу собеседование оставляет очень благоприятное впечатление – интересуются твоей личностью, проблемами, окружают вниманием и заботой. К тому же как любая психотерапия, собеседования могут помочь решить какую-нибудь локальную личностную проблему.
Но когда, наконец, человек осознает. Что превратился в раба, оказывается: социальные связи растеряны, родственники относятся с подозрением, профессиональная квалификация утрачена (члены сайентологической организации работают та где велят наставники). Начать новую жизнь нелегко.
В книге Джона Ричи «Таинственный мир культов» приводятся цифры времени, необходимого человеку, покинувшего культ деструктивного направления, чтобы полностью освободиться от его психического влияния: бывшему кришнаиту – не меньше 11 месяцев, бывшему муниту – 16 месяцев, а для бывшего сайентолога, процесс реабилитации может длиться – от 25,5 месяцев до 13 лет.
Выводы
Таким образом, рассматриваемая нами организация «Церковь сайентологии» относится к новейшим религиозным движениям.
По мнению большинства исследователей, данное движение является деструктивным, тоталитарным объединением, поскольку содержит в себе элементы экономической преступности и психотеррор в отношении своих членов.
Целью сайентологической организации является создание нового по сайентологической модели человека и нового мироустройства, существующего по принципам сайентологии. Основными задачами – занятие ведущих постов в политике, экономике и бизнесе.
Философской основой сайентологии является придуманная ее основателем Роном Хаббардом – дианетика, околонаучная философия, вобравшая в себя авестийскую медицину и философские и религиозные основы восточных учений.
Идеологическим догматом сайентологов, как и у многих культовых организаций является доктрина «гибели мира» и возможность личного спасения только через принятие «правильного учения» сайентологов.
«Церковь сайентологии» в христианском понимании не является церковью, поскольку место Бога в ней занимает сам Хаббард и его «священное писание».
Во многих странах мира саентология признана деструктивным движением, посягающим на права и свободы граждан и политическую и экономическую безопасность государства.
Литература
Дорошенко А., Овсій О. Тоталітарні секти: нова міжнародна загроза //Політика і час.-1998.-№11-12.-С.45-54.
Єленський В. Новітні релігійні рухи – зони занепокоєння //Людина і світ.- 2000.-№8.-С.2- 10.
Колосовская С. Хаббардизация всей страны //Смена.-1996.-№1.-С.89-93.
Константинова О. Капкан сайенологов //Семья.-2003.-№17.-С.10-11.
Нотле К. Вовк в овечій шкурі //Віче.-1997.-№2.-С.51-54.
Петрик В.М. та ін. Нетрадиційні релігії та містичні об’єднання України.-К., 2000.-233с.
Петрик В. Церква сайєнтології //Людина і світ.- 2000.-№4.-С.39-44.
Проблема новітніх рухів в Європарламенті //Людина і світ.-1998.-№8.
“Секти” і “культи” у Західній Європі: проблеми правового регулювання //Людина і світ.-1997.-№10.
Ушакова Ю. Сайентология – новая песня старый мотив //Новая Эвропа.-1997.-№11.