Общественный контроль осуществляют в силу законодательства:
· Трудового кодекса Российской Федерации;
· федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами или другими представительными органами, уполномоченными коллективами организаций.
Законодательством предусмотрено право коллектива (профсоюзной организации) избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда организуются в соответствии с “Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива”, утверждёнными постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 года № 30.
Профсоюзные организации дополнительно могут использовать:
· «Положение о технической инспекции труда», утверждённое постановлением Исполкома ФНПР от 28 августа 2002 г. № 4-22;
· «Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда», утверждённое постановлением Исполкома ФНПР от 22 мая 2002 г. № 3-3;
· «Рекомендации по организации работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов организаций» - утверждённые постановлением президиума Совета Федерации профсоюзов Новосибирской области от 27 февраля 2003 г. № 22-4.
Коллектив (профсоюзная организация) предприятия имеет право избрать комиссию по охране труда.
Отраслевые профсоюзы и территориальные объединения профсоюзов могут создавать технические инспекции труда.
При осуществлении общественного контроля технические инспекторы труда профсоюзных организаций и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, избранные в организациях имеют право:
· осуществлять контроль за соблюдением работодателем законодательства по охране труда;
· проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
· принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· получать информацию о состоянии условий и охраны труда;
· предъявлять требования о приостановке работ при угрозе жизни и здоровью работников;
· выдавать работодателю обязательные к рассмотрению представления по устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда;
· контролировать выполнение коллективного договора в пунктах, где отражены вопросы условий и охраны труда, принимать участие при разработке нормативных актов по охране труда;
· обращаться в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях требований по охране труда, принимать участие в рассмотрении трудовых споров по охране труда.
Законодательство рекомендует работодателю:
· помочь в проведении выборов уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
· организовать обучение уполномоченных (доверенных) лиц по вопросам условий и охраны труда и др.
В соответствии с постановлением Совета Федерации профсоюзов Новосибирской области от 19 апреля 2001 года № 2-2 ставиться цель создать систему общественного контроля, включающую в себя четыре уровня:
· первый уровень – осуществляют уполномоченные по охране труда, избранные в коллективах подразделений организации;
· второй уровень – реализуют уполномоченные по охране труда профкомов организаций (или иных уполномоченных работниками представительных органов);
· третий уровень – возложен на технические инспекции членских организаций, входящих в Федерацию профсоюзов Новосибирской области (чаще по отраслевому признаку);
· четвертый уровень – осуществляет техническая инспекция труда Федерации профсоюзов Новосибирской области.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ssga.ru/