Содержание работы
Вступление
1. Суть и значение хозяйственного контроля и его организация в Украине
2. Характеристика законодательных и нормативно-правовых актов, а также других источников информации для регулирования финансово-хозяйственного контроля в Украине
3. Виды и функции хозяйственного контроля
4. Государственное регулирование хозяйственного контроля
5. Организация внутрихозяйственного контроля на предприятии
Выводы и предложения
Список использованных источников
Приложения
Вступление
Формирование в Украине рыночных отношений и адекватных им принципов управления, развитие разнообразных форм собственности предопределяет необходимость нового осознания понятия "хозяйственный контроль", а также переосмысление форм его реализации в современных условиях. Хозяйственный контроль играет важную роль в обеспечении функционирования экономики любой страны. Он является сложной и многоуровневой системой, которая развивается согласно основным принципам функционирования экономических систем.
В рыночных условиях системная организация хозяйственного контроля приобретает особое значение: ему отведена регулятивная роль по отношению к экономическим процессам на всех уровнях ведения хозяйства. Новое методологическое восприятие хозяйственного контроля предусматривает разработку концепции его системной организации, которая реализует принцип гармонизации экономических интересов государства, предприятий, общества. Объективная потребность в усовершенствовании систем хозяйственного контроля на разных уровнях, поиск путей возможного их взаимодействия в современных условиях хозяйствования, а также потребность в пересмотре многих теоретических и практических положений предопределяет проведение обстоятельных исследований данного вопроса.
Методологически современную систему хозяйственного контроля след принимать как органическое единство его видов: государственного, внутрихозяйственного, аудиторского и общественного контроля.
Существенное значение в научных исследованиях теоретических аспектов хозяйственного контроля занимают труды ведущих отечественных научных работников: Ф. Бутинця, Я. Гончарука, Л. Кулаковской, О. Нетикши, В. Немченко, О. Петрик, А. Пшеничной, Л. Сударевой, В. Савчука, В. Хомутенко и других.
Вопросом организации ревизии и контроля посвящены работы Б. Усача, который раскрывает виды и формы контроля и уделяет особенное внимание методике проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций и приводит классификацию видов контроля и их основных функций. Проведенные исследования свидетельствуют о приобретении особой актуальности данного вопроса.
Главной целью написания данной курсовой работы является изучение хозяйственного контроля и его организации в Украине.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыта суть и значение хозяйственного контроля;
- проведен обзор законодательных, нормативно-правовых актов и других источников информации по хозяйственному контролю в Украине;
- изучены виды и функции хозяйственного контроля;
- изучен порядок государственного регулирования хозяйственного контроля;
- освоен порядок организации внутрихозяйственного контроля на предприятии.
Для решения вышеперечисленных задач в курсовой работе использованы следующие методы и приемы исследования: анализ и синтез, монографический метод, методы финансового анализа, графический и табличный приемы и другие.
1. Суть и значение хозяйственного контроля и его организация в Украине
Одним из основных вопросов контроля является определение его сущности. Контроль (от фр. controle - список, который ведется в двух экземплярах; здесь - повторное возвращение ранее рассмотренного вопроса, его проверка) означает проверку выполнения тех или других хозяйственных решений с целью установления их законности и экономической целесообразности.
Важным звеном единственной системы хозяйственного контроля является экономический контроль. Понятие "экономический" подчеркивает сферу распространения контрольных функций лишь на область экономики как совокупность производительных сил и производственных отношений общества, его базис.
Финансовый контроль - одна из форм управления финансами, особенная сфера контроля, обусловленная формированием и использованием финансовых ресурсов во всех структурных подразделениях экономики государства. Он предусматривает проверку хозяйственных и финансовых операций относительно их законности, экономической целесообразности и достижения позитивных конечных результатов работы. Сферой финансового контроля являются хозяйственные операции, осуществляемые с использованием денег, а в отдельных случаях и без них (например, бартерные соглашения).
Финансовый контроль охватывает такие показатели: выручка от реализации продукции и другие поступления, основные виды расходов, состояние оборотных средств, активов и пассивов баланса, рентабельность, финансовое состояние и платежеспособность предприятия, расчеты с бюджетом и по кредитными обязательствам, дебиторскую и кредиторскую задолженность и тому подобное.
Изучая состояние бухгалтерского финансового учета необходимо учитывать, что основным источником контроля является экономико-правовая структура финансов субъектов предпринимательской деятельности: пассив – откуда поступили деньги, и актив - куда они вложены (инвестированные). Детальному исследованию подлежат затраты и прибыли, то есть данные управленческого учета по центрам ответственности. Таким образом, суть финансово-хозяйственного контролю состоит в регуляции процесса воспроизводства в соответствии с действующим законодательством.
Основными задачами хозяйственного контроля в соответствии с действующим законодательством являются:
- проверка соблюдения порядка реализации государственной политики контроля за использованием предприятиями средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, состояния учета и отчетность;
- принятие органами государственной контрольно-ревизионной службы обязательных к выполнению предприятиями решений по фактам нарушений финансовой дисциплины, нецелевого использования средств, неуплаты налогов, сборов (обязательных платежей), неналоговых платежей и сокрытия полученных прибылей;
- обращение органов государственной контрольно-ревизионной службы в интересах государства в суды и арбитражные суды;
- периодическое проведение плановых ревизий и проверок использования бюджетных средств и внебюджетных фондов, хранения имущества, однако не реже одного раза в течение 3-х лет;
- установление административной ответственности за несоблюдение порядка проведения операций с бюджетными средствами, нецелевое использование средств бюджетов и внебюджетных фондов, за невыполнение требований контрольных органов относительно устранения нарушений;
- осуществление финансового контроля контрольно-ревизионной службой и взаимодействия с органами налоговой службы, государственного казначейства, суда и прокуратуры с целью недопущения параллелизма и дублирования;
- систематическое информирование органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о фактах нарушений финансовой дисциплины и внесения предложений относительно обеспечения их устранение и привлечение виновных к ответственности .
В рыночных условиях ведения хозяйства контроль является важным фактором эффективного управления производственными и коммерческими структурами, осуществляемой для получения максимальной прибыли и выполнения обязательств перед государством относительно уплаты налогов.
Соответственно законодательным, нормативно-правовыми актами контролирующие органы наделены широкими правами. Это дает им возможность добиться полноты и качества контроля. Они имеют право не только исследовать документы, финансовую отчетность, но и проводить обследование, осуществлять контрольные обмерки выполненных работ, инвентаризации, анализировать технико-экономические показатели, делать выводы и вносить рекомендации относительно устранения обнаруженных негативных явлений и их предупреждение.
Система хозяйственного контроля состоит из следующих элементов:
- предмет;
-объект;
-субъект;
-сфера деятельности;
-принципы; процесс;
-метод (методика);
-техника и технология;
-механизм;
-сбор и обработка исходных данных (информация) для проведения контроля;
-результат;
-принятие решения по результатам контроля.
Важным условием реализации хозяйственного контроля являются финансовая информация бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности и обобщенные финансовые показатели, комплексно отражающие различные стороны хозяйственной деятельности.
Результатом хозяйственного контроля являются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), в которых достоверно отражена информация о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, обнаруженные в процессе проведения контроля отклонения от действующих норм и правил.
Принятие решения по результатам контроля производится субъектами управления и ставит перед собой цель устранения недостатков и нарушений, выявленных в процессе контроля.
2. Характеристика законодательных и нормативно-правовых актов, а также других источников информации для регулирования финансово-хозяйственного контроля в Украине
Государственный финансовый контроль в Украине основывается на Конституции Украины, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах Украины, законах и законодательных актах Украины и органов местного самоуправления.
Главной целью государственного финансового контроля В Украине является установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.
Важнейшая обязанность государственного финансового контроля в Украине состоит в обеспечении органов государственной власти и обществ всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных средств.
Контрольные функции Президента Украины в сфере финансовой деятельности выплывают из его статуса как главы государства и главы исполнительной власти в Украине. Президент Украины непосредственно осуществляет свои контрольные функции, например, когда он подписывает законы Украины о регуляции финансовой деятельности. В то же время необходимо отметить, что президентская ветка государственного контроля за финансами в Украине еще окончательно не сформировалась.
Верховная Рада Украины в соответствии со статьей 85 Конституции Украины осуществляет финансовый контроль в ходе рассмотрения проектов и утверждения Государственного бюджета Украины и отчетов о его выполнении, на специальных парламентских слушаниях Кабинета Министров Украины, которые именуются "днями правительства", в ходе экспертиз и заслушиваний Программ деятельности правительства, обсуждение и принятие специального финансового законодательства.
Особенными контрольными полномочиями наделенная Счетная палата Верховной Рады Украины. Голова, первый заместитель, заместитель, главные контролеры и секретарь Счетной палаты избираются на сессии Верховной Рады Украины тайным голосованием и считаются избранными на семь лет, если за это проголосовало большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. Полномочия Счетной палаты распространяются на Верховную Раду Украины, органы исполнительной власти, Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества и другие органы государства, созданные в соответствии с действующим законодательством Украины.
Содержанием финансово-хозяйственного контроля является хозяйственно-финансовая деятельность предприятий, хранение материальных ценностей и денежных средств, состояние учета и отчетности, законность действий должностных лиц. Основные задачи и цели финансово-хозяйственного контроля изложены в Законе Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине", Указе Президента Украины "О мероприятиях по повышению эффективности контрольно-ревизионной работы", инструктивно-нормативных положениях, разработанных Главным контрольно-ревизионным управлением и в других нормативно-правовых актах по вопросам контроля и ревизии.
Содержание финансово-хозяйственного контроля включает систему конкретных мероприятий, направленных на обеспечение рационального хозяйствования предпринимателей. Кроме того, содержание контроля предусматривает проверку выполнения планов экономического и социального развития, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращение непродуктивных затрат и потерь, укрепление партнерских связей, соблюдение хозяйственного и трудового законодательства, обеспечение сохранения ценностей, финансового состояния предприятия, конкурентоспособности его продукции на внутреннем и мировом рынках. Экономический контроль должен предотвращать банкротство предприятия.
Контроль призван проявлять все факты нарушения сметно-финансовой дисциплины, оказывать содействие режиму экономии и укреплению хозрасчета, снижению затрат и повышению рентабельности предприятий, выявлению и использованию резервов роста и повышение эффективности производства.
Законом Украины о государственной контрольно-ревизионной службе предусмотрено создание ее при Министерстве финансов Украины в составе Главного контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделах (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах.
Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах и государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, представления предложений относительно устранения обнаруженных недостатков и нарушений нормативных актов и предотвращения их в последующей деятельности.
Государственная контрольно-ревизионная служба имеет централизованную организационную структуру. Главное контрольно-ревизионное управление Украины возглавляет заместитель министра финансов Украины, который назначается Кабинетом Министров Украины. Руководителей региональных контрольно-ревизионных управлений и подразделов назначают высшие руководители за подчиненностью. Структурные подразделения контрольно-ревизионной службы являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы, расчетные и другие счета в банках.
Функции государственной контрольно-ревизионной службы заключаются в проведении ревизий и проверок финансовой деятельности, состояния сохранения средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах, предприятиях и организациях, которые содержатся за счет государственного бюджета. К ее функции также принадлежат проведения ревизий и проверок правильности расходования государственных средств на содержание местных органов государственной исполнительной власти, учреждений и организаций, которые действуют за рубежом и финансируются из государственного бюджета, контролируют полноту оприходования, использование и сохранность валютных средств, проверяют выполнение решений по результатам проведенных ревизий.
Важной функцией государственной контрольно-ревизионной службы является составление нормативно-методических документов относительно проведения контрольно-ревизионной работы, обобщения опыта этой работы и распространения его в контрольно-ревизионных подразделах.
Также, Исходным элементом правовой регламентации хозяйственного контроля выступают общие статусные законы относительно правовой регуляции органов исполнительной власти всех уровней - законы "О Кабинете Министров Украины", "О министерствах и других центральных органах исполнительной власти", "О местных государственных администрациях", в которых функция контроля, ее объем и пределы осуществления должны быть четко определены.
Закон "О Государственных налоговых администрациях" определил полномочия Государственных налоговых администраций по взысканию налогов и других обязательных платежей, осуществлению контроля за правильностью исчисления и уплаты этих платежей, и соблюдению налогового законодательства.
Особенная роль в осуществлении государственного финансового контроля принадлежит специализированным органам государственной исполнительной власти по управлению финансами, для которых самая финансовая деятельность является основной. Как уже отмечалось выше, эти органы созданы специально для осуществления финансового управления и составляют собой внутренне единственную подсистему финансово-кредитных органов.
Министерство финансов Украины является центральным специализированным органом государственной исполнительной власти по управлению финансами, а значит - и по контролю за движением и расходованием государственных финансовых ресурсов
Важное место в системе органов государственного финансового контроля занимает Национальный банк Украины. В первую очередь НБУ осуществляет наблюдение за деятельностью коммерческих банков, их отделений, филиалов, представительств по всей территории Украины. Это наблюдение направлено на обеспечение стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков путем уменьшения рисков в деятельности коммерческих банков. Содержание наблюдения определяется полномочиями, установленными НБУ Законом Украины "О банках и банковской деятельности".
В Украине до настоящего времени отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным финансовым контролем и основываются на двух подходах.
Первый подход отражает позицию ряда авторов, рассматривающих процесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую, иерархически, сверху донизу, выстроенную системную вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения — объединение всех контролирующих и даже надзорных органов в единый контрольный орган федерального подчинения, который либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре Украине [5, с. 61]
Усиление роли Счетной палаты как органа, осуществляющего функции контроля за бюджетным процессом, за целесообразностью и эффективностью расходования государственных средств и коммерческого применения государственной собственности является одним из основных постулатов этого подхода. Поэтому для полноценного выполнения названных функций рекомендуется принять ряд новых правообеспечивающих деятельность Счетной палаты решений.
По поводу построения системы государственного финансового контроля в Украине существует и другой подход, авторы которого активно выступают против создания жестко иерархической соподчиненной контрольной системы, возглавляемый единым государственным органом. Они считают, что "системность" вовсе не требует "монолитности", то есть многоуровневой соподчиненности по принципу иерархической замкнутости, не позволяющей мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. Системность при этом трактуется как наиболее рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации органов контроля, обеспечение координации деятельности контрольных органов в части научного и методического потенциала при сохранении их самостоятельного статуса.
В соответствии с рассматриваемой позицией структурная основа государственной системы контроля должна складываться, с одной стороны, из высших органов государственной власти и управления, наделенных Конституцией Украины и законодательно-нормативными актами в области государственного контроля. С другой стороны, ее составной частью могут стать специальные органы государственного контроля как ныне действующие, например. Департамент государственного финансового контроля Минфина Украины и вновь созданный — Комитет финансового мониторинга. Специальные органы государственного контроля должны осуществлять свою деятельность в конкретных областях, являясь либо самостоятельными центральными органами исполнительной власти, либо крупными специализированными подразделениями федеральных министерств. В рамках их полномочий возможно создание своих территориальных органов, делегирование им своих прав и функций.
Важно, чтобы контроль получил более конкретную регламентацию в локальных актах - о конкретных министерствах и ведомствах, их подчиненных звеньях. Причем такая регламентация не должна ограничиваться лишь ссылкой на необходимость осуществления контроля, а должна содержать его функциональные и процессуальные механизмы и определения последствий контролирования.
С целью благоустройства и повышения действенности их контрольной деятельности нужно законодательно установить принципы, которыми нужно руководствоваться при их создании, подведомственность и надел контрольными полномочиями. Все это целесообразно закрепить в специальном законодательном акте о контрольных инспекциях.
Как общий, так и специализирован внутренний контроль в сфере исполнительной власти нуждается в координации и упорядочивании системы контрольных органов. Координация контрольной деятельности в сфере государственного управления на уровне общегосударственного органа со специальным статусом сможет освободить объекты контроля от нерегулированных проверок и предоставит такому контролю комплексного характера.
С целью усиления информационно-аналитической функции контроля следует обязать соответствующие органы к обеспечению "прозрачности" своей деятельности, особенно той, которая представляет широкий интерес для граждан и является объектом государственного контроля.
Правовая регламентация осуществления государственного контроля в сфере исполнительной власти должна осуществляться преимущественно путем его нормирования в актах относительно соответствующих государственных органов.
3. Виды и функции хозяйственного контроля
Повышению эффективности функционирования финансовой системы и ее составляющих способствует финансово-хозяйственный контроль.
С одной стороны, финансово-хозяйственный контроль является отдельным типом в общей системе контроля, который охватывает административный, правовой, технический, экологический и другие специализированные типы контроля. С другой стороны, финансово-хозяйственный контроль является специализированным видом управленческой деятельности и отдельной сферой экономических знаний, связанной с изучением хозяйственных процессов и операций с позиции законности, достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспечения сохранения средств.
Объективной основой финансово-хозяйственного контроля является контрольная функция финансов, то есть органично присущее им свойство управлять путем наблюдения за формированием, распределением и использованием валового общественного продукта.
Сущность финансово-хозяйственного контроля заключается в комплексном, органично взаимосвязанном изучении законности хозяйственных и финансовых операций, и процессов на основе использования финансовой отчетности, бухгалтерского учета, нормативной и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля с целью обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов.
Объектом финансово-хозяйственного контроля распределительные и перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях экономической системы страны. В сферу финансово-хозяйственного контроля попадают практически все операции, связанные с движением хозяйственных средств и хозяйственной деятельностью.
Различают такие виды финансово-хозяйственного контроля: государственный, аудиторский и внутрихозяйственный. Эти виды финансового контроля выполняются в формах, которые определяются по определенным признакам:
- по времени осуществления выделяют предварительный, текущий и последующий контроль;
- по источникам данных, которые проверяются, - документальный и фактический;
- по методам выполнения - ревизию (комплексную или некомплексную), проверку, анализ и обследование.
Схематически классификация хозяйственного контроля приведена в Приложении. Рассмотрим некоторые из них.
Предварительный контроль - это форма финансово-хозяйственного контролю, который осуществляется до начала хозяйственных операций. К нему привлекаются почти все органы, которые выполняют контрольные функции. Четкая организация учета и предыдущего контроля способствует предотвращению злоупотреблением в использовании средств, товарно-материальных ценностей.
Текущий (оперативный) контроль, который сопровождает осуществление хозяйственных операций, способствует своевременному выявлению отклонений в финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта.
Последующий контроль (контроль за фактом) осуществляют после хозяйственных операций. С помощью такого контроля обнаруживают незаконное выполнение хозяйственных операций, а также виновных в этом. Цель контроля за фактом - возместить убытки, привлечь виновных к ответственности, создать условия, которые будут делать невозможным повторение злоупотреблений.
Документальный контроль значит, что проверяется достоверность, законность и хозяйственная необходимость хозяйственных операций на основании документов, в которых они отображены. Контроль осуществляется по форме и содержанию документов; путем встречных проверок достоверности бухгалтерских операций, зафиксированных в документах; взаимного контроля операций и документов; аналитическими и логическими приемами.
Фактический контроль заключается в проверке фактического наличия средств, основных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов, их соответствия данным бухгалтерского учета.
В Украине финансово-хозяйственный контроль выполняет такие основные функции: профилактическую, информационную и мобилизирующую.
В рыночной среде контролю подлежит вся хозяйственно-финансовая деятельность предприятия, который побуждает предпринимателей ответственно относиться к выполнению своих обязанностей. С другой стороны, ликвидируются условия, которые порождают бесхозяйственность. Контроль в этом случае призван обнаруживать подобные явления и способствовать их ликвидации, реализуя при этом профилактическую функцию.
Информационная функция заключается в том, что полученная во время контроля информация является основанием для принятия соответствующих решений и проведения корректирующих действий, благодаря которым обеспечивается нормальное функционирование, проверяемого объекта.
В процессе контроля обнаруживают не только недостатки, но и позитивные стороны деятельности. Последние как передовой опыт могут стать приобретением других субъектов ведения хозяйства, благодаря чему реализуется функция контроля, который мобилизирует.
Кроме того, функциями контроля является проверка:
- выполнения Законов Украины, Указов Президента, постановлений Верховной Рады, Кабинета Министров и других нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
- полноты и своевременности поступления доходов в бюджет, целевого и расчетливого использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;
- законности и эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектами предпринимательской деятельности и предприятиями, которые находятся на государственном обеспечении;
- соблюдение размеров установленных штатов, ставок и фонда заработной платы;
- кассовой дисциплины и законности операций по счетам в банках;
- обеспечение полноты оприходования и законности расходования товарно-материальных ценностей;
- правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности;
- использования вычислительной (компьютерной) техники с целью повышения контрольных функций бухгалтерского учета в деле обеспечения эффективного использования общественной собственности и устранение условий, которые порождают искажение отчетных показателей и бесхозяйственность.
Функции контроля в обществе с рыночной экономикой находятся в содействии с деятельностью субъектов ведения хозяйства разных форм собственности с помощью экономических рычагов и стимулов (кредитование, инвестирование, налогообложение и тому подобное).
Финансово-хозяйственный контроль помогает государству осуществлять непрерывное наблюдение и проверку работы на объекте управления, устанавливать причины нарушения законодательства, следить за правильностью распределения и потребления общественного продукта и использование финансовых ресурсов. Функции финансово-хозяйственного контроля обусловливаются действием основного экономического закона общества и его интересов. Контроль является функцией управления общественными процессами.
4. Государственное регулирование хозяйственного контроля
Организация контроля нуждается в четком определении субъекта контроля. Он, как правило, определяется законодательством государства, нормативно-правовыми актами субъектов финансовой деятельности.
Субъектами финансового контроля выступают органы государственной власти в зависимости от уровня инициирования, а также институты независимого финансового контроля:
- в системе государственного финансового контроля - Счетная палата Украины, Министерство финансов Украины, Государственная контрольно-ревизионная служба Украины, Государственная таможенная служба Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственное казначейство Украины, Национальный банк Украины, региональные счетные палаты, Агентство по вопросам банкротства;
- в системе коммунального финансового контроля - контрольные комиссии, которые создаются представительскими органами местного самоуправления;
- в системе независимого финансового контроля - аудиторские фирмы, независимые аудиторы, временные контрольные группы, ревизионные комиссии.
Органы финансового контроля взаимодействуют с правоохранительными органами по вопросам осуществления финансового контроля на принципах самостоятельности в принятии решения, независимости в действиях. При условии нанесения государству убытков в больших размерах они передают материалы к правоохранительным органам.
При определении в законодательном порядке субъекта контроля определяется, соответственно, объект контроля.
Объектами финансового контроля являются денежные отношения, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Объектом финансового контроля являются также доходы и недвижимое имущество граждан Украины, доходы иностранных граждан в той части, в которой отмеченные лица выступают как налогоплательщики, других обязательных платежей.
Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, себестоимость, расходы производства.
Важнейшее место среди органов, которые проводят общегосударственный контроль, принадлежит Государственной налоговой администрации Украины и Государственной контрольно-ревизионной службе Украины.
Государственная налоговая администрация является центральным органом исполнительной власти, имеет статус министерства, состоит из Государственной налоговой администрации Украины, Государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым, областях, районах, городах и районах городов.
Главными задачами Государственной налоговой администрации Украины являются:
- контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты налогов, сборов, других обязательных платежей, установленных законодательством;
- принятие решений относительно наложения финансовых санкций и административных штрафов на нарушителей налогового законодательства и обеспечения их взыскания;
- защита интересов государства в судебных органах в делах, которые касаются уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;
- принятие нормативных и методических документов по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности для выполнения соответствующих законодательных актов.
Права, которыми пользуются государственные налоговые администрации:
1) осуществлять на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности проверки бухгалтерской и финансовой документации, связанной с начислением и уплатой налогов и сборов; получать от служебных лиц и граждан объяснения, справки по вопросам налогообложения;
2) получать бесплатно от предприятий, учреждений и организаций (включая банковские и финансовые), граждан справки про деятельность, полученные доходы, затраты, счета и другую информацию;
3) обследовать любые производственные, складские, торговые и прочие помещения субъектов хозяйствование независимо от форм собственности и граждан;
4) требовать от руководителей и других служебных лиц, предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан, которые проверяются, устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других платежах, про предпринимательскую деятельность;
5) приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по счетам в финансово-кредитных учреждениях;
6) изымать документы, которые свидетельствуют про утаивание (занижение) объектов налогообложения, неуплату налогов и платежей, а граждан -предпринимателей, которые нарушают порядок ведения предпринимательской деятельности – регистрационное свидетельство, патенты с последующей передачей материалов о нарушениях органам, которые выдали эти документы;
7) применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции;
8) взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды доначисленые по результатам проверок суммы налогов, платежей (суммы недоимки);
9) за несвоевременное выполнение банковскими и другими финансово-кредитными учреждениями распоряжений государственных налоговых администраций про неопровержимое взыскание налогов, взносов, сборов, а также поручений субъектов хозяйствования и граждан на оплату этих платежей взимать с указанных учреждений пеню за каждый день прострочки, в размерах, установленных действующим законодательством;
10) накладывать административные штрафы на конкретных должностных лиц, граждан, виновных в нарушениях действующего финансового законодательства.
Размеры административных штрафов устанавливаются в определенных количествах необлагаемых налогами минимумов доходов граждан в зависимости от характера нарушений;
11) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности;
12) в случае выявления злоупотреблений давать поручения органам государственной контрольно-ревизионной службы на проведение ревизий;
13) требовать от руководителей предприятий, учреждений, организаций, которые проверяются, проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств и расчетов; в нужных случаях опечатывать кассы, составы, архивы;
14) предоставлять информацию из Государственного реестра физических лиц – налогоплательщиков и других обязательных платежей другим государственным органам соответственно действующему законодательству.
Государственная контрольно-ревизионная служба Украины действует при Министерстве финансов Украины и ему подчиняется. Расходы на содержание этой службы финансируются из государственного бюджета.
Государственная контрольно-ревизионная служба состоит из Главного контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделов (отделов, групп) в районах, городах и районах городов.
Органы Государственной контрольно-ревизионной службы выполняют следующие функции:
1) организовывают работу контрольно-ревизионных подразделений на местах по проведению ревизий и проверок, обобщают следствия ревизий и проверок, в случаях, предусмотренных законодательством, сообщают о них органам законодательной и исполнительной власти;
2) проводят ревизии и проверки финансовой деятельности, состояния и сохранения средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах и других органах государственной исполнительной власти, в государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджета и из государственных валютных фондов;
3) проводят ревизии и проверки правильности расходования государственных средств на содержание местных органов государственной исполнительной власти, учреждений и организаций, которые действуют за границей и финансируются за счет государственного бюджета;
4) контролируют полноту оприходования, правильность расходования и сохранение валютных средств;
5) осуществляют контроль за устранением недостатков и нарушений, выявленных предшествующими ревизиями и проверками;
6) разрабатывают инструктивные и прочие нормативные акты о проведении ревизий и проверок;
7) осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью подчиненных контрольно-ревизионных подразделов; обобщают опыт проведения ревизий и проверок и распространяют его среди контрольно-ревизионных служб, разрабатывают предложения относительно усовершенствования контроля.
По инициативе государственной контрольно-ревизионной службы ревизия или проверка предприятия, учреждения, организации может проводиться не чаще чем один раз в год. Но по поручению правоохранительных органов ревизия или проверка может быть проведена в любое время.
Права государственных контрольно-ревизионных служб аналогичны тем, которыми пользуются налоговые администрации.
В 1997г. был принят закон "О Расчетной палате Верховной Рады Украины", согласно которому должна быть создана Расчетная палата как постоянно действующий орган государственного финансово-экономического контроля. Основными задачами палаты являются: контроль за своевременным выполнением Государственного бюджета, финансированием общегосударственных программ, заключением соглашений о государственных займах и кредитах; контроль за использованием золотого запаса, драгоценных металлов, камней; предоставления кредитов и осуществления операций по размещению золотого резерва и резерва в иностранной валюте. Палата осуществляет ревизии и проверки по финансовым вопросам в аппарате Верховного Совета, органах исполнительной власти, Национальном банке, в Фонде государственного имущества, других подчиненных Верховной Раде органах, а также на предприятиях и в организациях.
В современных условиях создания основ рыночного хозяйства особого значения приобретает аудиторский контроль.
В 1993 г. в Украине был принятый Закон "Об аудиторской деятельности", который определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности и направленный на создание системы независимого финансового контроля с целью защиты интересов собственника.
Закон определяет аудит как проверку публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации относительно финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствование с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам.
Аудит осуществляется независимыми лицами – аудиторами или аудиторскими фирмами. Аудиторские проверки могут проводиться по инициативе руководства или собственников, основателей, хозяйничающего субъекта. Кроме того, для определенного перечня предприятий и организаций действующим законодательством установлен обязательный аудит, в частности: банков, инвестиционных фондов, инвестиционных компаний, других небанковских финансовых учреждений, которые осуществляют привлечение средств граждан или привлечение или торговлю ценными бумагами (кроме операций по выпуску (эмиссии) собственных корпоративных прав), бирж, страховых компаний, кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Украине субъектами финансово-хозяйственного контроля выступают такие учреждения и организации как Счетная палата Украины, Министерство финансов Украины, Государственная контрольно-ревизионная служба Украины, Государственная таможенная служба Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственное казначейство Украины, Национальный банк Украины, региональные счетные палаты, Агентство по вопросам банкротства; контрольные комиссии, которые создаются представительскими органами местного самоуправления; аудиторские фирмы, независимые аудиторы, временные контрольные группы, ревизионные комиссии.
5. Организация внутрихозяйственного контроля на предприятии
Внутрихозяйственный контроль в условиях функционирования автоматизированной системы обработки информации организуется в интересах предприятия и с целью помочь ему эффективно выполнять свои функции.
Внутренний контроль предусматривает проверку соблюдения условий законодательных и нормативных актов по осуществленным хозяйственным операциям и оценку экономичности и эффективности операций, проведенных на предприятии. Он охватывает такие основные направления: контроль политики и метода управления предприятием, организационной структуры предприятия, реальности, полноты, расположения, точности, классификации учетных данных; проверку уровня достижения программных целей предприятия; проверку правильности формирования корреспонденции счета по хозяйственным операциям сопоставлениям всех операций со Справочником соответствия бухгалтерских проводок; проверку соответствия данных инвентаризации фактическим данным выборочной имитацией процесса инвентаризации и сверкой ее результатов с фактическими данными; проверку итоговых данных, установлением взаимосвязей между ними и получением необходимой информации об отклонении; выявление отклонений от установленных нормативных данных сверкам фактических расходов на производство из нормативно справочной информацией; выявление причин и виновников отклонений на основе базы знаний; подтверждение достоверности информации, которая содержится в бухгалтерской отчетности; оценку деятельности предприятия; моделирование учетного процесса с целью получения необходимой информации для управления предприятием; имитацию учетных данных для планирования и прогнозирования финансово хозяйственной деятельности предприятия.
Перед началом контроля следует уточнить степень автоматизации учетных, контрольных задач и технологию их решения. На основе полученных сведений составляют план проведения внутрихозяйственного контроля. В плане проведения контроля должны быть отраженные вопросы организации обследования операций, которые осуществляются на низовых звеньях управления. Этот процесс предусматривает 5 этапов, на каждом из которых проверяют:
1) правильность применения учетных номенклатур;
2) правильность вычисления учетных показателей;
3) полноту входной информации;
4) порядок контроля информации;
5) порядок коррекции НИИ.
Этап проверки правильности применения в первичных документах учетных номенклатур и анализа данных на соответствие выставленным требованиям особенно важный. Здесь контролируются законность составления первичных записей, их достоверность, точность и всесторонность. При одновременной выписке и отображении первичных документов на машинных носителях проверяются правильность и соответствие автоматически выписанного первичного документа. Кроме того, определяют маршрут заполнения первичных данных, порядок исправления ошибок и возобновления информации.
Особое внимание уделяется контролю процесса автоматизированной регистрации первичной информации. На этапе контроля правильности вычисления необходимых учетных показателей проверяется порядок расчета того или другого показателя. Это достигается сравнением фактических показателей и показателей, вычисленных имитацией данных с использованием информационного языка показателей учета, контроля и анализа. Уделяется внимание способу защиты информации от несанкционированного доступа.
На третьем этапе осуществляется контроль за правильностью расчетов. При этом проверяют полноту входящей информации пересмотром содержания информационной базы данных.
На четвертом этапе уделяется внимание методам контроля, которые применяются: контролю на значимость, проверке допустимости корреспонденции счетов, допустимости или наличия данных нормативно справочной информации, контролю итоговых сумм и т.п. При этом выясняется, какая именно действующая система используется для контроля, как осуществляется автоматизированный контроль с выдачей сообщений об имеющихся отклонениях на дисплей и печатное устройство.
Пятый этап контроля особенно важен, поскольку практика свидетельствует, что несвоевременная и неточная коррекция нормативно-справочной информации приводит к грубым нарушениям финансово-хозяйственной деятельности предприятия (неправильное начисление заработной платы, отчислений и перечислений налогов, занижения себестоимости продукции и тому подобное). Поэтому проверяются порядок, правильность, своевременность и законность коррекции нормативно-справочной информации. Дальше проверяется технологическая цепочка обработки данных с целью выяснить, не теряется ли информация на любом участке обработки данных, отвечают ли данные входящей информации данным исходной информации.
Организационное построение системы внутрихозяйственного контроля на разных предприятиях может иметь свои отличия и особенности. Не существует единственной унифицированной структуры внутрихозяйственного контроля, которая была бы приемлемой для любого субъекта ведения хозяйства и способствовала повышению эффективности его хозяйственной деятельности. Это предопределено тем, что на организационную структуру системы внутрихозяйственного контроля влияет ряд факторов, которые в сущности, является критериями ее построения.
Формирование и обеспечение действенной систем внутрихозяйственного контроля требует разработки, утверждения и внедрения в действие соответствующего регламентного обеспечения, которое будет определять основные критерии деятельности службы внутрихозяйственного контроля. При этом необходимо исходить из особенностей организационно-правовой формы ведения хозяйства предприятия, размера, специфики его деятельности но др. То есть для регламентного обеспечения системы внутрихозяйственного контроля разных субъектов ведения хозяйства присущи некоторые характерные положения.
Вместе с тем, должно быть обеспеченно единство цели, задач, принципов, требований относительно проведения контроля внутренними подразделами и должностными лицами. Отдельные требования к созданию и функционированию службы внутрихозяйственного контроля зафиксированы в действующих нормативно правовых документах. В частности, в Хозяйственном кодексе Украины отмечено, что одним из принципов деятельности производственного кооператива есть принцип контроля, и для его реализации формируется правление, наблюдательный совет и ревизионная комиссия. Наблюдательный совет предназначен для контроля за деятельностью исполнительного органа (дирекции, правления). Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Гражданским кодексом определенно организационные принципы внутрихозяйственного контроля общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества.
Однако в результате отсутствия единственного нормативного акта по вопросам внутрихозяйственного контроля невозможно полностью обеспечить соблюдение единства организационных и методических подходов. Кроме того, высокое качество внутрихозяйственного контроля может быть обеспечено за счет соблюдения регламентированных требований, принципов и процедур. В свою очередь, эффективность и целесообразность применения регламентного обеспечения зависит от его качественного содержания, четкости и логичности выписанных норм.
Таким образом, контроль играет важную роль в системе управления предприятием и его подразделами. Внутрихозяйственный контроль - это проверка соответствия фактических характеристик (процессов, деятельности, объектов) установленным требованиям (ограничением).
В процессе контроля собирается и анализируется необходимая информация, оказываются отклонения фактических показателей от установленных (плановых, стандартных) и их причины. Объект внутрихозяйственного контроля - это то, которое подлежит проверке. Субъект внутрихозяйственного контроля - это отдельная должностная личность, службы (отделы) или внутрихозяйственные подразделы предприятия, которые проверяют тот или другой объект.
Выводы и предложения
Таким образом, после изучения и изложения данной темы, можно сделать следующие выводы.
1) Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
2) Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
3) Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
4) Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
5) Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
6) Выделяют предварительный финансовый контроль, текущий (оперативный) финансовый контроль, Последующий финансовый контроль, контроль за финансовой деятельности.
Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.
Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственногоконтроля, так как контрольная деятельность в Украине пока малоэффективна.
В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.
При совершенствовании системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.
Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Украины такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в Украине.
Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению.
Список использованных источников
1. Закон України "Про аудиторську діяльність" від 22 квітня 1993р № 3125 (із змінами та доповненнями)
2. Закон України "Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні" від 16.07.1999 р. № 996 (із змінами та доповненнями)
3. Закон України "Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні" № 2939 – ХІІ від 26.01.93р. із змінами та доповненнями.
4. Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине" №509-XII от 04.12.1990г. (с изменениями и дополнениями)
5. Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения финансовых правонарушений, обеспечения эффективного использования бюджетных средств, государственного и коммунального имущества" №3201-IV от 15.12.2005г.
6. Інструкція про порядок вилучення і стягнення коштів, застосування фінансових санкцій за результатами ревізій і перевірок. Затверджена наказом Головного КРУ України від 12.01.1995 р. № 2.
7. Інструкція про проведення ревізій і перевірок державною контрольно-ревізійною службою в Україні. Затверджена наказом Головного КРУ України від 03.10.1997 р. № 121.
8. Наказ Головного контрольно-ревізійного управління України "Про затвердження Стандартів державного фінансового контролю за використанням бюджетних коштів, державного і комунального майна" від 9 серпня 2002 р. № 168 // Офіційний вісник України. — 2002. — № 38. - Ст. 1803
9. Аудит и ревизия. Под ред. А.Л. Бавдей, И.Н. Белый, Н.П. Дробышевский. Минск, "Мисанта", 1994. - 221 с.
10. Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства: Учебник. - М., 1992. - 368 с.: ил.
11. Білуха М.Т. Теорія фінансово-господарського контролю і аудиту Підручник. – Вища школа Київ 1996. - 320с.
12. Білуха М.Т. Теорія фінансово-господарського контролю і аудиту. — К.: Вища школа, 2004. — 364 с.
13. Бутинець Ф.Ф. Контроль і ревізія. Підручник. - Ж.:ЖІТІ, 2002 - 544с.
14. Бутинець Ф.Ф., Бардаш С.В., Малюга Н.М., Петренко Н. І. Контроль і ревізія: Підручник. — Житомир: ПП "Рута", 2000. — 509 с.
15. Вітвицька Н.С., Кузьмінська О.Е. Контроль і ревізія: Навчально-методичний поабник для самостійного вивчення дисципліни. —К.: КНЕУ, 2000. — 166 с.
16. Жила В.Г. Ревізія і аудит: Навч. посіб. — К.: МАУП, 1998. — 96 с.
17. Завгородний В.П., Савченко В.Я. Бухгалтерский учет, контроль и аудит в условиях рынка.-2-е изд. К.:Фирма "ДИ-КСИ", 2002.-832с.
18. Контроль і ревізія. Практикум: Навчальний посібник для студентів спеціальності 7.050106 "Облік і аудит"/ С.В. Бордаш, В.А. Дерій, Н.І. Петренко; за ред. Проф. Ф.Ф. Бутинця. – Житомир, ЖіТі, 2000. – 384с
19. Кужельный Н.В. Бухгалтерский учет и его контрольные функции. Практическое руководство. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 143с.
20. Немченко, В.В. Практичний курс внутрішнього аудиту: підручник / В.В. Немченко, В.П. Хомутенко, А.В. Хомутенко ; Одеська нац. академія харчових технологій, Одеський держ. економ. ун-т. - К. : ЦУЛ, 2008. - 240 с.
21. Павлюк В.В. Контроль і ревізія. Навчальний посібник рекомендовано МОН України, К: ізд-во ЦУЛ, 2006.-с.196
22. Петрик О.Л. Аудит: методологія і організація: Монографія. — К.: КНЕУ, 2003. — 260 с.
23. Пшенична, А.Ж. Аудит: навчальний посібник / А.Ж. Пшенична; Мін-во освіти і науки України, Полтавський ун-т споживчої кооперації України. - К.: ЦУЛ, 2008. - 320 с.
24. Романів М.В. Державний фінансовий контроль і аудит. Навчально- методичний посібник. К.: ТОВ "НІОС". 1998. - 224 с.
25. Сивульський М.І. Державний внутрішній фінансовий контроль в Україні: результати, проблеми та перспективи розвитку // Фінанси України, 2005, № 7. с. – 8 – 18
26. Усач Б.Ф. Контроль і ревізія: Підручник. – К.: Знання – Прес, 2002. – 253с.
Приложения
Классификация финансово-хозяйственного контроля по типам, видам и формам