Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Принцип гражданственности в поэзии Н. А. Некрасова

Принцип гражданственности в поэзии Н. А. Некрасова

Лирика Н. А. Некрасова - новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, взгляды человека новой социальной эпохи - представителя демократических кругов.

Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.

Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение “Поэт и гражданин”. В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта- служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание “ликующей толпы” к его трагической судьбе:

...Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать...

Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные, но правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь-Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином, “высоком” назначении поэзии:

...С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Сатирическим пафосом проникнуто одно из самых известных стихотворений - “Размышление у парадного подъезда”. Владельцу роскошных палат, считавшему “жизнью завидной волокитство, обжорство, игру”, поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию-. Крестьяне в стихотворении забиты и покорны:

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: “Суди его Бог!”,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчеркнуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И музе я сказал: “Гляди!

Сестра твоя родная!”

Муза Некрасова — это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.

Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека, любящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу.

Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в формирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлиявшего на отмену крепостного права в России в 1861 году.

Своей Музе, своему призванию защитника народа Некрасов не изменил до конца жизни.

В стихотворении “Элегия”, написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - “страдания народа”

И что поэзия забыть ее должна, —

Не верьте, юноши! не стареет она.

Некрасов видел, что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически не изменилось, а значит и его “бой” за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт остался верен до конца.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Похожие работы:

  1. • Поэтическое новаторство Н. А. Некрасова
  2. • Своеобразие лирики Н.А. Некрасова
  3. • Поэзия Н. А. Некрасова
  4. • Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова
  5. • Лексические поля звукоинтонационных образов в поэзии Н.А ...
  6. • Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова
  7. • Стихотворение Н. А. Некрасова "Элегия"
  8. • Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова
  9. • Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова
  10. • Художественное своеобразие поэмы Н.А. Некрасова "Кому жить ...
  11. • Народ - герой поэмы А.Н. Некрасова "Кому на Руси жить ...
  12. • "Я лиру посвятил народу своему" ( по поэзии Н.А.Некрасова)
  13. • Лирический герой поэзии Н. А. Некрасова
  14. • Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю ...
  15. • "Последние песни" - завещание Н. А. Некрасова потомкам
  16. • Исповедальная поэма Н. А. Некрасова "Уныние" (1874 ...
  17. • Некрасов Николай Алексеевич
  18. • Становление демократической поэзии Н. А. Некрасова
  19. • Образ русской природы в лирике Н. А. Некрасова
Рефетека ру refoteka@gmail.com