Загайнова С.К., Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии
Развитие отношений между участниками гражданского оборота предполагает добровольное исполнение принятых на себя обязательств. Лица, участвующие в отношениях частноправового характера, рассчитывают на добросовестное поведение своих контрагентов. Но в ряде случаев между участниками возникают разногласия, конфликты. «В этой связи важным является создание со стороны власти (государства) модели правового обеспечения цивилизованного разрешения конфликтов».[1]
Традиционным способом разрешения правовых конфликтов выступает правосудие. Вместе с тем в современном обществе вырабатываются и иные внесудебные формы защиты права, урегулирования правовых конфликтов, «что является более целесообразным в сфере гражданско-правовых отношений».[2] Необходимость развития альтернативных способов разрешения споров рассматривается как на уровне международного сообщества,[3] так и в нашем государстве. В соответствии с целевой программой развития судебной системы на 2007— 2011 гг.[4] предполагается внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, а также процедур медиации в качестве механизмов реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.
Данная внесудебная форма разрешения правового конфликта должна получить соответствующее развитие в российском правовом пространстве, поскольку имеет большие преимущества перед судебной формой. Она позволяет сохранить деловые, личностные отношения участников конфликта и после его разрешения, что конечно же оказывает положительное влияние на хорошую динамику развития гражданского оборота.
Применительно к современным российским реалиям следует отметить, что основным способом разрешения правового конфликта является судебная форма защиты нарушенного права. Для активного применения альтернативных способов разрешения правовых споров необходима не только заинтересованность государственных структур, но и желание самих хозяйствующих субъектов. Задача же науки гражданского процессуального и арбитражного процессуального права заключается в том, чтобы предложить модели действенных внесудебных способов урегулирования конфликтов, процедуры их применения, меры по возможности принудительного исполнения решения таких органов. В настоящее время этим вопросам в процессуальной науке уделяется немало внимания.[5]
Одна из отличительных черт судебной власти выражается в том, что результаты деятельности по обеспечению действующими прав, свобод и законных интересов находят свою объективизацию в судебных актах.
Судебные акты в первую очередь являются актами органов государственной власти. Как таковые они призваны упорядочивать существующие правоотношения и правопорядок в целом. Как отмечал известный русский ученый-процессуалист М. Малинин, одна из целей правосудия заключается в «разрешении споров и водворении спокойных правоотношений».[6] Судебные акты играют не последнюю роль в сохранении стабильности гражданского оборота в обществе. Упорядочивающий характер судебных актов заключается в том, что в рамках судебной процедуры рассмотрения и разрешения дела суды разрешают различного рода социальные конфликты: между отдельными членами общества, между ними и государством, конфликты, возникающие в любой сфере жизни и деятельности человека, урегулированной правом.[7]
В рамках гражданского и арбитражного процесса суд как орган государственной власти путем рассмотрения и разрешения гражданских дел способствует укреплению правопорядка (ст. 2 ГПК РФ), содействует становлению и развитию деловых партнерских отношений, формированию обычаев и этики делового оборота (п. 6 ст. 2 АПК РФ). Современные исследователи цивилистического процесса обращают на это внимание. Так, К.А. Лебедь, рассматривая сущность решения арбитражного суда, отмечает,что «поскольку осуществление субъективных прав и реализация правовых норм являются одним из важнейших условий динамичного и цивилизованного развития предпринимательства, можно утверждать, что решение арбитражного суда способствует формированию и поддержанию правопорядка в экономической деятельности. В свою очередь, стабильность экономического правового порядка обеспечивает последовательное развитие рыночного товарооборота, хозяйственной деятельности в целом».[8]
В современных условиях суд не только разрешает правовые споры между субъектами конкретных правоотношений, но также осуществляет контроль за деятельностью законодательной и исполнительной ветвей власти и их органов. Обеспечительная функция судебных актов по поддержанию стабильности гражданского оборота проявляется в двух сферах: во-первых, в рамках индивидуального правоприменения, когда в результате рассмотрения и разрешения отдельного дела суд упорядочивает конкретные правоотношения, которые являются предметом рассмотрения в суде; а во-вторых, когда суд осуществляет конституционный и административный контроль за деятельностью законодательной и исполнительной ветвей власти, чьи акты непосредственно регулируют сферу гражданского оборота.
Контролирующие функции за законодательной и исполнительной ветвями власти судебная власть в гражданском и арбитражном процессе проявляет в следующем.
1. В соответствии с действующим гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством суды общей юрисдикции, арбитражные суды наделены правом нормоконтроля за нормативными актами законодательной и исполнительной ветвей власти.
Так, если участники гражданского оборота полагают, что нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем он нарушает их права, законные интересы, то они вправе обратиться в соответствии с правилами подведомственности в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части (гл. 24 ГПК РФ, гл. 23 АПК РФ).
По итогам рассмотрения этой категории дел суды общей юрисдикции, арбитражные суды выносят судебные решения, которые в отличие от обычных актов правоприменения не носят индивидуального характера, а свое действие распространяют на неопределенный круг лиц.
Поэтому судебные решения по делам о признании недействующими нормативных правовых актов можно сравнить с судебным прецедентом.
Судебный прецедент — это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.[9]
Судебное решение, вынесенное в рамках судебного нормоконтроля, обладает общими признаками судебного прецедента: 1) выносится по итогам рассмотрения и разрешения конкретного дела; 2) распространяет свое действие не неопределенный круг лиц, имеет общий характер; 3) имеет обязательное действие, учитывается другими судьями при рассмотрении схожего дела. Если нормативный акт признан судом недействующим, то в рамках другого гражданского дела судьи не могут обосновывать свои судебные решения, определения, постановления ссылкой на этот нормативный акт.
Для того чтобы судебная власть могла эффективно реализовывать свои властные полномочия согласно теории разделения властей, ее судебные акты должны обладать такой же правовой природой, что и акты других ветвей власти. Именно наделение судебных актов качеством судебного прецедента уравнивает позицию судебной власти по отношению к другим ветвям. О необходимости фактического равновесия властей и наделения судебной власти правом на нормотворчество обращается внимание в научной литературе.[10]
2. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды принимают участие в конституционном контроле. Непосредственно конституционный контроль осуществляет Конституционный Суд РФ. Но если при рассмотрении конкретного гражданского дела у суда общей юрисдикции или арбитражного суда будут основания полагать, что подлежащий применению в конкретном деле федеральный закон, другой нормативный акт противоречит Конституции РФ, то они вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии применяемого нормативного акта Конституции РФ. Суды общей юрисдикции, так же как и арбитражные суды, являются субъектами обращения в Конституционный Суд РФ и таким образом принимают участие в осуществлении контроля за соответствием нормативных актов Конституции РФ.
Своеобразный конституционный контроль осуществляется судами и в том случае, когда суды не применяют закон, который они считают противоречащим Конституции РФ, и обосновывают свое решение ссылками на Конституцию РФ, как на акт прямого действия. В соответствии с п. 2 постановления Пленума от 31 октября 1995 г. № 8 Верховный Суд РФ обратил внимание, что Конституция РФ согласно ее ч. 1 ст. 15 имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.[11]
В соответствии со ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Такое судебное решение содействует развитию нормального гражданского оборота.
3. Регулирование гражданского оборота осуществляется не только нормами национального права, но и общепризнанными принципами и нормами международного права. Поэтому свои властные полномочия судебная власть по отношению к законодательной и исполнительной ветвям власти проявляет и в том, что суд вправе не применить национальное законодательство (федеральный закон, иной нормативный акт), если оно противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 11 ГПК РФ, ч. 4 ст. 13 АПК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены национальным законом, суд при рассмотрении и разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.
Кроме того, при рассмотрении и разрешении гражданских дел суды учитывают судебную практику Европейского судапо правам человека, в том числе вынесенные в отношении РФ постановления. Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ» в п. 11 указывает, что выполнение постановлений, касающихся Российской Федерации, предполагает в случае необходимости обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера, с тем чтобы предупредить повторение подобных нарушений. Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Если при судебном рассмотрении дела были выявлены обстоятельства, которые способствовали нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конвенцией, суд вправе вынести частное определение (или постановление), в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушения указанных прав и свобод, требующие принятия необходимых мер.[12]
Таким образом, суды общей юрисдикции, арбитражные суды применяют действующее российское законодательство в соответствии с практикой этого наднационального судебного органа.
4. Особое место в регулировании гражданского оборота имеют судебные акты, в которых суд дает правовую оценку тем ситуациям, которые не находят своего непосредственного регулирования в действующем законодательства, т. е. имеется определенный пробел. Такие пробелы устраняются судами посредством применения аналогии права, аналогии закона.
Применение судами аналогии права и аналогии закона производится в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение. В таком случае суд вынужден применять нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия права), а при отсутствии таких норм разрешать дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). В такой ситуации суды ставят себя на место органа, который должен издать соответствующую норму права, и как бы восполняют недостающее нормативное предписание исходя из смысла схожей правовой нормы или принимая во внимание общие начала и смысл законодательства. Правовое положение, сформулированное судом, является своеобразным ориентиром для совершенствования действующего законодательства, которые должны учитывать законодательная и исполнительная власть в своей деятельности.
Действующие ГПК РФ (ч. 3 ст. 11) и АПК РФ (ч. 6 ст. 13) предусматривают возможность применения нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении гражданских дел как по аналогии закона, так и по аналогии права. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК РФ в судах общей юрисдикции допускается применение по аналогии и гражданского процессуального права. Действующий АПК РФ не предусматривает возможность применения арбитражного процессуального права по аналогии, что нельзя признать обоснованным. Фактически арбитражные суды применяют арбитражное процессуальное законодательство по аналогии, в том числе Высший Арбитражный Суд РФ неоднократно использовал аналогию в своих рекомендациях. В частности, непосредственно вопрос о вынесении дополнительного судебного акта решен в действующем АПК РФ только в отношении судебного решения (ст. 178 АПК РФ). Однако Высший Арбитражный Суд РФ совершенно справедливо распространил действие данного способа устранения неполноты судебного акта и на постановления судов апелляционной, кассационной инстанций.[13]
5. В соответствии с концепцией разделения властей судебная власть сохраняет за собой право контроля за действиями (бездействиями) органов государственной власти, органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Данное конституционное положение находит свою реализацию в рамках гражданского и арбитражного процессов. Так, глава 25 ГПКРФ регулирует производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Глава 24 АПК РФ регулирует порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. В рамках этих судебных производств осуществляется судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и дается надлежащая правовая оценка этой деятельности.
Судебные акты, вынесенные в рамках данного вида судебного производства, устраняют из сферы правового регулирования те ненормативные акты, решения, действия (бездействия) органов исполнительной власти, которые противоречат существующему законодательству и мешают осуществлению нормального гражданского оборота.
Особый вклад в обеспечение стабильности гражданского оборота вносят судебные акты высших судебных инстанций (обзоры судебной практики, информационные письма, постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ). Данные судебные акты выносятся не при осуществлении судами правосудия, но в рамках судебного управления. Но эти указания формируют единство судебной практики, что положительно сказывается на обеспечении нормального функционирования гражданского оборота. Так, только за последнее время Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ вынес ряд постановлений, которые можно рассматривать как средства обеспечения нормального развития предпринимательской и иной экономической деятельности. Это и постановление от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»;[14] постановление от 12 октября 2006 г. № 55 «О применении судами обеспечительных мер»;[15] постановление от 22 июня 2006 г. № 24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям п. 2 ст. 1 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;[16] постановление от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения ФЗ «Об акционерных обществах»[17] и др.
Таким образом, судебные акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов, выносимые как в рамках осуществления правосудия, так и в рамках судебного управления, направлены на разрешение определенного правового конфликта, что, в свою очередь, непосредственно влияет на обеспечение стабильности отношений в гражданском обороте и имеет превентивное значение для предупреждения возможных правовых конфликтов в будущем.
[1] Кузбагаров А.Н. Примирение сторон по конфликтам частноправового характера. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2006. С. 18.
[2] Носырева Е.И. Альтернативное разрешение споров в США. М., 2005. С. 6.
[3] См., напр.: Рекомендации Комитета министров государствам-членам Совета Европы относительно путей облегчения доступа к правосудию от 14 мая 1981 г. R (81)7 // Российская юстиция. 1997. № 7. С. 8.
[4] Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы на 2007—2011 годы» // СЗ РФ. 2006. № 41. Ст. 4248.
[5] См., напр.: Носырева Е.И. Альтернативное разрешение споров в США. М., 2005; Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. М., 1999; Медиация в нотариальной практике (Альтернативные способы разрешения конфликтов) / Петер Фар [и др.]; отв. ред. Катарина Грефин фон Шлиффен и Бернд Вегманн: пер. с нем. С.С. Трушникова. М., 2005; Кузбагаров А.Н. Примирение сторон по частноправовым конфликтам как социально-правовое явление в гражданском и арбитражном процессах. СПб., 2006; Носырева Е.И. Альтернативное разрешение гражданско-правовых споров в США. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Воронеж, 2001; Брыжинский А.А. Альтернативное разрешение правовых споров и конфликтов в России. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саранск, 2005; Захарьящева И.Ю. Примирительные процедуры в арбитражном процессуальном законодательстве РФ (концептуальные основы и перспективы развития). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005; Царегородцева Е.А. Способы оптимизации гражданского судопроизводства. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006; Давыденко Д.Л. Мировое соглашение и примирительные процедуры в арбитражном, гражданском и третейском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 10; Турышева Н.В. Примирительные процедуры и мировое соглашение в гражданском процессе зарубежных стран // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. № 3. 1996; Херсонцев А.И. Альтернативное разрешение споров: проблемы правового регулирования и европейский опыт // Российский юридический журнал. 2003. № 3; Решетникова И.В. Перспективы развития посредничества в российском праве // Российский юридический журнал. 2005. № 1; Медведев И., Трушников С., Ярков В. Некоторые проблемы интернационализации цивилистического процесса и гражданских юрисдикций в России // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. № 1, и др.
[6] Малинин М. Теория гражданского процесса. Одесса, 1881. С. 17—18. Цит. по: Виноградова Е.А. Фундаментальные положения гражданского процессуального права. // Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства. Теория и практика. Сборник научных статей. Краснодар — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. С. 27.
[7] Абросимова Е.Б. Судебная власть в РоссийскойФедерации: система и принципы. М., 2002. С. 11.
[8] Лебедь К.А. Решение арбитражного суда. М., 2005. С. 16.
[9] Рене Д. Основные правовые системы современности. М., 1976. С. 301.
[10] См., напр.: Решетникова И.В. Доказательственное право в российском гражданском судопроизводстве. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1997. С. 26; Ярков В.В. Юридические факты в механизме реализации норм гражданского процессуального права. Екатеринбург, 1992. С. 173—174; Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1987. С. 189 и др.
[11] БВС РФ. 1996. № 1.
[12] БВС РФ. 2003. № 12.
[13] См.: п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 19 июня 1997 г. № 11 «О применении Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел в апелляционной инстанции» // Вестник ВАС РФ. 1997. № 12; п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 24 сентября 1999 г. № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» // Вестник ВАС РФ. 1999. № 11.
[14] Экономика и жизнь. 2006. № 43.
[15] Экономика и жизнь. 2006. № 47.
[16] Вестник ВАС РФ. 2006. № 8.
[17] Вестник ВАС РФ. 2004. № 1.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.lawfirm.ru/