Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с их таможенными режимами в порядке, предусмотренном Таможенным Кодексом РФ.
Таможенный режим –– это совокупность положений, определяющих статус перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств для таможенных целей. Право выбора таможенного режима предоставлено лицу, перемещающему товары. Это лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств.
Право выбора таможенного режима является одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, закрепленных в Таможенном Кодексе РФ. В целях таможенного регулирования товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов: основные(выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит), экономические(переработка товаров, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона), завершающие(реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства) и специальные(временный ввоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные таможенные режимы).
Цель данной курсовой работы –– рассмотреть содержание, порядок применения и условия помещения товаров под режимы переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления и переработки вне таможенной территории.
Понятие и порядок применения таможенных режимов
Таможенный режим является одним из основных и наиболее важных институтов таможенного права России. Это обусловлено тем, что в соответствии с Таможенным кодексом РФ все товары и транспортные средства перемещаются через границу Российской Федерации в строгом соответствии с заявленным таможенным режимом.
Предусмотренные ТК РФ таможенные режимы перемещения товаров представляют собой совокупность требований, обусловленных порядком таможенного оформления, контроля, уплаты таможенных пошлин, налогов, а также нахождения товаров в избранном режиме (ограничение нрав пользования и распоряжения товарами), включая требования но оформлению завершения действия таможенного режима.
Согласно подпункту 22 пункта 1 ст. 11 ТК РФ таможенный режим–таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
Однако не все таможенные режимы имеют определенный период действия и соответственно требования, предъявляемые к товарам в процессе нахождения под конкретным режимом. Существуют, например, режимы, которые почти не содержат каких-либо требований и ограничений при нахождении в них, так как товар после оформления выпускается в свободное обращение либо покидает таможенную территорию РФ, то есть "уходит" из-под таможенного контроля.
Вместе с тем ТК РФ предусмотрены общие условия применения таможенных режимов, которые должны соблюдаться вне зависимости от выбора конкретного режима. С точки зрения юридической техники такие условия имеют значение правовых принципов или институциональных принципов таможенного права (применительно к институту таможенных режимов).
К таким принципам в соответствии с главой 17 ТК РФ следует отнести:
— обязательность заявления таможенного режима — пункт 1 ст. 156 ТК РФ (любое перемещение товаров через таможенную границу возможно только в соответствии с одним из предусмотренных ТК РФ таможенным режимом);
— право выбора любого таможенного режима в соответствии с ТК РФ - пункт 2 ст. 156 ТК РФ (участник ВЭД самостоятельно выбирает таможенный режим, но при условии соблюдения всех его требований);
— право изменения выбранного таможенного режима на иной в соответствии с ТК РФ — пункт 2 ст. 156 ТК РФ (участник ВЭД вправе в любое время изменить избранный таможенный режим на иной, при условии соблюдения требований изменяемого и избираемого таможенных режимов);
— обязательность соблюдения условий и требований избранного таможенного режима — пункт 1 ст. 156 ТК РФ (в против ном случае возможно привлечение к ответственности, например, в соответствии со ст. 16.17 КРФоАП "Неисполнение требований таможенного режима экспорта", ст. 16.19 КРФоАП "Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами");
— разрешительный порядок выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом — ст. 157 ТК РФ (выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом возможен только после того, как таможенный орган проверит соблюдение декларантом всех условий, предусмотренных ТК РФ для помещения товара под избранный таможенный режим (ст. 159, 161 ТК РФ), а в отдельных случаях и требований таможенного органа о принятии мер по обеспечению уплаты таможенных платежей (ст. 160 ТК РФ);
— соблюдение запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные режимы — ст. 158 ТК РФ (запреты и ограничения, не носящие экономического характера а также требования, установленные в целях валютного контроля, обязаны соблюдаться лицами вне зависимости от заявленного таможенного режима);
– приостановление действия таможенного режима при изучении статуса товара — ст. 162 ТК РФ (в случае изъятия товара по делу о нарушении таможенных правил, например, в качестве вещественного доказательства, действие таможенного режима в отношении этого товара приостанавливается).
Проявление последнего принципа может не ограничиваться только случаями возбуждения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушений таможенных правил). Так, например, согласно пункту 3 ст. 217 ТК РФ на таможенный склад в случаях, предусмотренных ТК РФ, могут быть помещены иностранные товары в целях приостановления действия таможенных режимов, не предусматривающих выпуска товаров для свободного обращения. Один из таких случаев указан в пункте 3 ст. 214 ТК РФ, где, в частности, отмечается. что действие таможенного режима временного ввоза приостанавливается при помещении временно ввезенных товаров на таможенный склад.
Выбор того или иного таможенного режима является прерогативой лица, перемещающего товары, и оказывает влияние как на возможность либо невозможность перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу Российской Федерации, так и на порядок производства их таможенного оформления и таможенного контроля, на размер и порядок уплаты таможенных платежей, а также определяет круг действий как вышеупомянутых лиц либо их представителей, так и круг действий таможенных органов и их должностных лиц в отношении таких товаров.
С его помощью определяются:
• порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения;
• условия нахождения товаров на либо вне таможенной территории Российской Федерации;
• права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенного режима;
• дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.
В целях структурирования правовых норм, регулирующих применение таможенных режимов, все таможенные режимы разделены законодателем на четыре самостоятельных группы.
Основные таможенные режимы:
– выпуск для внутреннего потребления;
– экспорт;
– международный таможенный транзит.
2. Экономические таможенные режимы:
– переработка товаров;
– временный ввоз;
– таможенный склад;
– свободная таможенная зона;
Завершающие таможенные режимы:
– реимпорт;
– реэкспорт;
–уничтожение;
– отказ в пользу государства.
Специальные таможенные режимы:
– временный ввоз;
– беспошлинная торговля;
– перемещение припасов;
– иные специальные таможенные режимы.
Каждый таможенный режим имеет свою определенную внутреннюю структуру, отражающую его содержание и представляющее собой совокупность условий, требований и ограничений, характерных именно для этого таможенного режима.
Сразу следует отметить, что такая группировка имеет значение только для целей нормотворчества, не оказывая никакого влияния на практические аспекты правоприменения.
Вместе с тем и с теоретической точки зрения сложно найти объяснение предложенному законодателем разделению таможенных режимов на группы.
Возможно, основные таможенные режимы рассматриваются в качестве таковых из-за частоты обращения к ним участников ВЭД. Экономические таможенные режимы объединены в соответствующую группу по хозяйственно-целевому применению (коммерческие, производственные цели). Завершающие таможенные режимы характеризуются окончанием таможенного контроля по завершению действия любого из них (см. пункт 1 ст. 360 ТК РФ). И, наконец, специальные таможенные режимы предусматривают узконаправленное (конкретно определенное) использование товаров, полностью освобожденных от уплаты таможенных платежей.
Однако, какие бы критерии ни лежали в основе законодательного разделения таможенных режимов на группы, для конкретного участника ВЭД любой избранный таможенный режим является единственным (ТК РФ не предусмотрена возможность выбора сразу двух и более таможенных режимов) и специальным (отличным от других режимов и применяемым для решения конкретных хозяйственных задач).
Переработка на таможенной территории
Переработка на таможенной территории — таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок.
В отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Режим переработки на таможенной территории регулируется следующими документами:
- ТК РФ (§ 1 главы 19 ТК РФ);
- приказ ГТК России от 21 августа 2003 г. № 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации".
И, кроме того, в соответствии с пунктом 4 ст. 174 ТК РФ постановлениями Правительства РФ могут:
— определяться случаи, когда переработка на таможенной территории не допускается в отношении определенных видов ввезенных товаров, если идентичные по описанию, качеству и техническим характеристикам товары производятся в Российской Федерации;
— устанавливаться количественные или стоимостные ограничения по допущению ввезенных товаров к проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей.
Учитывая возможные предметы таможенного оформления и контроля, содержание таможенного режима переработки на таможенной территории можно представить в виде схемы (рис.1), элементами которой будут выступать:
— ввезенные на таможенную территорию РФ товары, то есть товары, предназначенные для переработки (ввозимые иностранные товары или ввезенные иностранные товары, ранее помещенные под иной таможенный режим);
— продукты переработки (товарная продукция, полученная в результате переработки ввезенных товаров и являющаяся целью применения режима);
— отходы (товары, образовавшиеся в результате переработки ввезенных товаров и не являющиеся продуктами переработки);
— остатки (часть ввезенных на таможенную территорию товаров, не подвергшихся операциям по переработке).
Ввезенные на таможенную территорию товары
(ввозимые иностранные товары или ввезенные иностранные товары,
ранее помещенные под иной таможенный режим)
Производственный процесс Остатки
(операции по переработке)
Продукты переработки Отходы
Рис.1.Содержание таможенного режима переработки на таможенной территории.
Таможенный режим переработки на таможенной территории носит разрешительный характер. В данном случае речь идет не о решении таможенного органа о выпуске товара в соответствии с заявленным таможенным режимом, которое принимается, как правило, по результатам проверки таможенной декларации, а о разрешении на заявление таможенного режима, то есть разрешении на переработку товаров.
Разрешение на переработку товаров на таможенной территории может быть выдано только российскому лицу (Приказ ГТК России от 15 сентября 2003 г. № 1014 "О выдаче разрешения на переработку товаров на таможенной территории"). Причем заявитель режима или российское лицо, обратившееся в таможенный орган за получением разрешения, может и не являться непосредственным переработчиком ввозимых иностранных товаров.
Таким образом, иностранные товары могут ввозиться из-за рубежа на основании одного внешнеторгового контракта и далее передаваться на переработку другому российскому лицу в соответствии с отдельным "внутренним" договором.
Содержанием заявления заинтересованного российского лица на применение режима переработки на таможенной территории служит перечень необходимых реквизитов, к которым ТК РФ относит, в частности, сведения:
— о заявителе;
— о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров;
— о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках;
— об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения;
— о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров;
— о норме выхода продуктов переработки;
— о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;
— о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами;
— о сроке переработки товаров.
Статья 176 ТК РФ перечисляет четыре вида операций по переработке товаров, которые могут применяться, в том числе и в совокупности.
1. Собственно переработку или обработку товаров (ввозится сырьевой товар, из которого изготавливается товарная продукция, например, пошив костюма из ввезенного материала).
2. Изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров (ввозятся комплектующие, из которых изготавливается конечный продукт, например, автомобиль).
3. Ремонт товаров, в том числе их восстановление, замена составных частей, восстановление их потребительских свойств.
4. Переработку товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (операции, при которых осуществляется использование иностранных товаров, содействующих или облегчающих производство продуктов переработки, например, использование катализаторов, флюсов, электродов).
Основной сложностью при получении разрешения на переработку товаров выступает, как правило, возможность проведения таможенными органами идентификации.
В данном случае целью идентификации является установление факта применения ввозимых иностранных товаров для изготовления продуктов переработки.
Приемлемость заявленного заинтересованным лицом способа идентификации устанавливается таможенным органом с учетом характера товаров и совершаемых операций по переработке.
В пункте 1 ст. 175 ТК РФ предлагаются следующие способы идентификации:
— проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары;
— подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;
— сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки;
— использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров.
Одновременно с проведением идентификации для целей производства таможенного контроля требуется установление нормы выхода продуктов переработки, то есть количества или процентного содержания продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки определенного количества ввезенных товаров. Норма выхода продуктов переработки определяется заявителем по согласованию с таможенным органом.
Если операции по переработке товаров, имеющих практически постоянные характеристики, обычно осуществляются в соответствии с определенными техническими условиями и ведут к выпуску продуктов переработки неизменного качества, компетентными органами, уполномоченными Правительством РФ, устанавливаются стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2003 г. № 744 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, устанавливающих стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей" такими органами являются Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Порядок получения разрешения на переработку товаров на таможенной территории предусматривает как предварительное обращение в таможенный орган (до подачи таможенной декларации, например, до ввоза иностранных товаров на таможенную территорию РФ), так и подачу таможенной декларации, которая одновременно выступает и в качестве заявления на применение данного таможенного режима.
Применение таможенной декларации о помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории в качестве заявления на переработку товаров возможно, когда ввоз иностранных товаров и последующий вывоз продуктов их переработки сопровождается одновременным их предъявлением и декларированием одному таможенному органу, при соблюдении одного из следующих условий:
— целью переработки товаров являлся их ремонт (как на возмездной, так и на безвозмездной основе);
— таможенная стоимость товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, не превышает пятисот тысяч рублей;
— под таможенный режим переработки на таможенной территории помещаются остатки ранее ввезенных товаров для переработки.
Полученное разрешение таможенного органа на переработку товаров на таможенной территории действует в течение срока переработки товаров, который устанавливается исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для распоряжения продуктами переработки (отходами и остатками). То есть срок переработки товаров включает в себя:
— таможенное оформление товаров для переработки (иностранных товаров);
— осуществление операций по переработке товаров;
— таможенное оформление продуктов переработки, остатков и отходов.
Конкретный срок переработки товаров определяется заявителем режима по согласованию с таможенным органом. Предельный срок переработки товаров составляет два года. Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим, а при ввозе товаров отдельными товарными партиями — со дня помещения первой партии товаров. Продление предельного срока переработки товаров законом не предусмотрено. Вместе с тем пункты 5, 6 ст. 185 ТК РФ позволяют по запросу заинтересованного лица приостанавливать действие таможенного режима переработки на таможенной территории и, как следствие, приостанавливать течение срока переработки товаров.
Приостановление возможно при условии, что на период приостановления такого срока не будут проводиться операции по переработке товаров, а продукты переработки помещаются на таможенный склад или под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения. Пункт 5 ст. 179 ТК РФ допускает возможность передачи разрешения на применение таможенного режима переработки товаров на таможенной территории другому лицу. Такая передача допускается с письменного разрешения таможенного органа и при условии, что лицо, которому передается разрешение на переработку, обязуется соблюдать все требования и условия данного таможенного режима. Передача разрешения на переработку товаров на продляет срока переработки.
В соответствии с пунктом 1 ст. 181 ТК РФ выданное разрешение на переработку товаров может быть отозвано таможенным органом только на основании акта Правительства РФ, которым вводится запрет на помещение отдельных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Действие таможенного режима переработки товаров на таможенной территории завершается:
1) вывозом продуктов переработки с таможенной территории РФ (с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, но при соблюдении всех запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);
2) выпуском отходов переработки на таможенной территории РФ для свободного обращения, вывозом за пределы таможенной территории РФ либо уничтожением (в случае выпуска отходов для свободного обращения последние подлежат таможенному декларированию и обложению ввозной таможенной пошлиной и налогами);
3) вывозом остатков с таможенной территории РФ, помещением под режим переработки на таможенной территории, выпуском для свободного обращения на таможенной территории РФ (в случае выпуска остатков для свободного обращения последние подлежат таможенному декларированию и обложению ввозной таможенной пошлиной и налогами).
Допускается также завершение режима переработки на таможенной территории:
— вывозом ввезенных иностранных товаров в неизменном состоянии (реэкспорт);
— выпуском для свободного обращения на таможенной территории РФ продуктов переработки ввезенных иностранных товаров (с уплатой сумм ввозных таможенных пошлин и налогов, а также процентов с указанных сумм по ставкам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, как если бы в отношении указанных сумм была предоставлена отсрочка со дня помещения иностранных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории).
В качестве особенности применения таможенного режима переработки товаров на таможенной территории можно выделить так называемую эквивалентную компенсацию (ст. 186 ТК РФ).
Под эквивалентной компенсацией понимается возможность замены ввозимых иностранных товаров другими товарами, в том числе российскими, при совпадении их описания, качеств и технических характеристик.
Эквивалентная компенсация допускается с разрешения таможенного органа и может применяться до ввоза иностранных товаров для переработки.
Эквивалентные товары в таможенных целях имеют статус ввезенных товаров, а ввезенные, наоборот, — приобретают статус товаров, который имели эквивалентные товары. Например, ввозимый иностранный товар, заменяя эквивалентный российский, переходит в статус последнего. То же происходит и с продуктами переработки эквивалентных товаров, которые рассматриваются как продукты переработки ввезенных иностранных товаров.
Переработка для внутреннего потребления — таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.
В отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Рассматриваемому таможенному режиму посвящен § 2 главы 19 ТК РФ. И, кроме того, Правительством РФ устанавливается перечень товаров, в отношении которых допускается применение таможенного режима переработки для внутреннего потребления. Правительство РФ также вправе определять отдельные виды товаров и (или) продуктов их переработки, в отношении которых для целей исчисления таможенных пошлин могут применяться таможенная стоимость и (или) количество иностранных товаров при их помещении под таможенный режим переработки для внутреннего потребления. Данное полномочие Правительства РФ может быть реализовано в целях развития отраслей российской экономики и стимулирования импортозамещения на территории РФ инвестиционных товаров.
Таможенный режим переработки товаров для внутреннего потребления имеет ряд схожих черт с режимом переработки на таможенной территории. То есть при наличии соответствующего разрешения таможенного органа иностранные товары подвергаются на таможенной территории РФ операциям по переработке, в результате которых появляются продукты переработки, отходы и, возможно, не использованные в производственном процессе остатки. Таким образом, применяются те же понятия и та же, предложенная выше, схема.
Значительные отличия просматриваются в условиях и требованиях режима переработки для внутреннего потребления.
1. Под таможенный режим переработки для внутреннего потребления могут помещаться только товары, перечень которых определен Правительством РФ.
2. Возможные операции по переработке товаров ограничиваются только двумя видами операций:
— собственно переработка или обработка товаров;
— изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров.
3. Переработка товаров возможна при одновременном соблюдении следующих условий:
— наличие возможности идентификации товаров для переработки в продуктах переработки (требования идентификации аналогичны требованиям режима переработки на таможенной территории);
— суммы таможенных пошлин, подлежащие уплате в отношении продуктов переработки, должны быть ниже сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате, если бы товары для переработки (ввезенные иностранные товары) выпускались в свободное обращение;
— продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
4. Предельный срок переработки товаров и, соответственно, срок действия разрешения не может превышать одного года (исчисление начала течения срока переработки аналогично режиму переработки на таможенной территории).
5. Разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления может быть получено только до подачи таможенной декларации с заявляемым режимом переработки.
5. Лицо, получившее разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления (заявитель режима) должно непосредственно осуществлять операции по переработке товаров.
6. Выданное разрешение на переработку товаров передаче другому лицу не подлежит.
7. Таможенный режим переработки для внутреннего потребления завершается выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применимым к продуктам переработки. При этом учитывается страна происхождения иностранных товаров для переработки.
Таможенная стоимость и количество продуктов переработки определяются на день их заявления к выпуску для свободного обращения, если иное не установлено Правительством РФ.
Переработка вне таможенной территории — таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории РФ для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Вывозимые с таможенной территории РФ товары для переработки освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин. К таким товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При вывозе товаров для переработки вне таможенной территории освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов не производятся.
Положения таможенного режима переработки вне таможенной территории содержатся в § 3 главы 19 ТК РФ. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 ст. 198 ТК РФ Правительство РФ, исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей, вправе:
— определять случаи, когда в отношении определенных видов товаров применение режима не допускается;
— устанавливать количественные или стоимостные ограничения по допущению товаров к проведению операций по переработке вне таможенной территории.
Порядок таможенного декларирования товаров, помещаемых под таможенный режим переработки вне таможенной территории, установлен приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. № 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации".
Как правило, декларированию товаров в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории должно предшествовать получение разрешения на применение режима.
В отдельных случаях, если товары вывозятся одной товарной партией, законодатель допускает использование таможенной декларации в качестве заявления на применение таможенного режима переработки вне таможенной территории при выполнении одного из условий, а именно:
— целью переработки товаров вне таможенной территории является их ремонт, в том числе осуществляемый на возмездной основе;
— таможенная стоимость вывозимых для переработки товаров не превышает 500 тысяч рублей.
В качестве вывозимых товаров для переработки вне таможенной территории используются в основном российские товары.
Однако если целью переработки служит ремонт товаров, то допускается помещение под таможенный режим переработки вне таможенной территории иностранных товаров, но не всех, а только тех, которые были ранее условно выпущены на таможенной территории РФ с предоставлением так называемых целевых льгот по уплате таможенных платежей (например, технологическое оборудование, ввезенное в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями).
Предельный срок применения таможенного режима переработки вне таможенной территории совпадает со сроком действия разрешения на применение режима и составляет два года. Данное разрешение передаче другому лицу не подлежит.
Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки вне таможенной территории, а при вывозе товаров отдельными товарными партиями — со дня помещения первой партии товаров.
Как и в предыдущих режимах переработки (на таможенной территории и для внутреннего потребления), одним из условий помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории является возможность идентификации таможенными органами вывезенных товаров в продуктах переработки. Однако, в отличие от ранее рассмотренных режимов переработки на таможенной территории и для внутреннего потребления, допускаются два дополнительных способа идентификации вывезенных товаров в продуктах переработки:
— документальное подтверждение, свидетельствующее, что операциями по переработке товаров подвергались вывезенные товары;
— иные способы идентификации, предполагающие использование современных технологий.
В соответствии со ст. 200 ТК РФ использование таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории ограничивается тремя видами операций по переработке:
— собственно переработкой и обработкой товаров;
— изготовлением новых товаров, в том числе монтажом, сборкой или разборкой товаров;
— ремонтом товаров, в том числе их восстановлением, заменой составных частей, восстановлением потребительских свойств.
Для целей производства таможенного контроля при выдаче разрешения на применение режима переработки вне таможенной территории требуется определение нормы выхода продуктов переработки.
Под нормой выхода продуктов переработки понимается количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки определенного количества вывезенных товаров. Норма выхода продуктов переработки определяется декларантом по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров. Конкретное описание, качество и общее количество продуктов переработки окончательно устанавливаются после согласования нормы выхода продуктов переработки.
Как правило, завершается таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории обратным ввозом продуктов переработки на таможенную территорию РФ и их таможенным оформлением.
На основании ст. 207 ТК РФ к продуктам переработки, ввозимым на таможенную территорию РФ, применяется полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Полное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей в отношении продуктов переработки возможно только при условии, что операциями по переработке вывезенных товаров был гарантийный (безвозмездный) ремонт. Вместе с тем, если устраняемый дефект (причина ремонта) учитывался при первоначальном ввозе товаров для свободного обращения на таможенной территории РФ, полного освобождения от уплаты таможенных платежей не предоставляется. Во всех иных случаях продукты переработки ввозятся в РФ с частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Частичное освобождение применяется только к ввозной таможенной пошлине и налогу на добавленную стоимость. Акцизы в отношении продуктов переработки подлежат уплате в полном объеме, за исключением случая, когда операцией по переработке товаров является ремонт вывезенных товаров.
Порядок частичного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин предусматривает следующий подход.
Для адвалорных (стоимостных) ставок таможенной пошлины:
— применение в качестве налоговой базы стоимость операций по переработке товаров, если стоимость таких операций подтверждена документально;
— уменьшение таможенной стоимости ввозимых продуктов переработки на сумму таможенной стоимости ранее вывезенных товаров для переработки, если отсутствуют документы, подтверждающие стоимость операций по переработке товаров.
Для специфических (устанавливаемых в евро за единицу ввозимого товара) ставок таможенной пошлины:
— уменьшение подлежащей уплате в отношении продуктов переработки суммы ввозной таможенной пошлины на сумму ввозной таможенной пошлины, которая подлежала бы уплате в отношении вывезенных товаров для переработки, если бы последние изначально ввозились в РФ для свободного обращения.
Частичное освобождение от уплаты ввозного налога на добавленную стоимость в отношении продуктов переработки предусматривает применение в качестве налоговой базы (таможенной стоимости товара):
— стоимость операций по переработке товаров, если такая стоимость подтверждается документально;
— разность между таможенной стоимостью ввозимых продуктов переработки и таможенной стоимостью ранее вывезенных товаров для переработки, если отсутствуют документы, подтверждающие стоимость операций по переработке товаров.
В соответствии с пунктом 4 ст. 207 ТК РФ полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при ввозе продуктов переработки не применяется:
— если продукты переработки ввозятся на таможенную территорию РФ по истечении установленного срока переработки (срока действия разрешения на переработку товаров вне таможенной территории);
— если ввоз на таможенную территорию РФ продуктов переработки осуществляется в количестве, превышающем установленные стандартные нормы выхода продуктов переработки (см. пункт 4 ст. 202 ТК РФ);
— в иных случаях несоблюдения требований и условий применения таможенного режима переработки вне таможенной территории (например, в случае переработки товаров, ранее ввезенных в РФ с предоставлением льгот по таможенным платежам, с применением операций по переработке, отличных от ремонта товаров, - пункт 3 ст. 198 ТК РФ).
Таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории также может быть завершен помещением продуктов переработки или вывезенных товаров для переработки под иные таможенные режимы. Например, обратным ввозом товаров для переработки в режиме реимпорта или оформлением вывезенных для переработки товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта (если вывезенные товары или продукты их переработки не подлежат обязательному обратному ввозу в РФ).
В режиме переработки товаров вне таможенной территории на основании ст. 206 ТК РФ допускается замена продуктов переработки иностранными товарами при условии, что:
— иностранные товары совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с продуктами переработки — операцией по переработке вне таможенной территории является ремонт. Замена продуктов переработки иностранными товарами (ввоз иностранных товаров) может допускаться до вывоза российских товаров на переработку. Таким образом, в отличие от эквивалентной компенсации, применяемой в режиме переработки на таможенной территории, таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории допускает замену не товаров для переработки, а продуктов переработки.
Как показывает практика, применительно к таможенному режиму переработки вне таможенной территории российские товары преимущественно вывозятся с целью ремонта. При этом преобладает переработка в странах дальнего зарубежья (Германия, США, Финляндия, Китай, Корея). Переработка в странах СНГ составляет менее половины от общего объема вывозимых товаров и осуществляется в большинстве случаев на Украине, также в странах Балтии, что объясняется наличием старых производственно-хозяйственных связей. Из российских товаров для переработки вывозятся, например, металлопродукция (сырье, полуфабрикаты, заготовки).В свою очередь, результаты переработки представлены продукцией машиностроения, приборостроения, станкостроения.
Под таможенные режимы переработки на таможенной территории и для внутреннего потребления (до 1 января 2004 г. данный таможенный режим имел название переработки под таможенным контролем) помещаются товары в целях:
— ремонта (СНГ, страны Балтии);
— пошива одежды (заказчики и поставщики сырья: Великобритания, Германия, Италия);
— изготовления товарной продукции из комплектующих компонентов;
— сборка (заказчики: Великобритания, Германия, Корея);
— переработки сырья в металлургии, для химической и лесной промышленности.
Заключение
Таможенные режимы переработки товаров на определенном этапе предполагают перемещение товаров через таможенную границу РФ. Такое перемещение может быть осуществлено как до переработки, так и после нее, а также до и после определенных операций.
Таможенные режимы переработки имеют общие черты. Во-первых, помещение товаров под эти режимы допускается только с разрешения таможенного органа на основании заявления заинтересованного лица. Во-вторых, как правило, переработка допускается, если таможенные органы могут идентифицировать товары, помещаемые под данные режимы в продуктах переработки. В-третьих, для названных режимов к общим операциям по переработке относятся: собственно переработка или обработка, а также изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка, разборка. К операциям по переработке не могут относиться упаковка, расфасовка и сортировка товаров; добыча полезных ископаемых; охота и рыболовство; подготовка товаров к продаже и транспортировке; копирование и размножение; получение электрической, тепловой и других видов энергии и другие действия. В-четвертых, данные режимы предполагают полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, подвергаемых переработке.
Таможенные режимы переработки предполагают в качестве одного из требований соблюдение определенных сроков, которые определяются субъектом ВЭД по согласованию с таможенным органом. При переработке на таможенной территории и вне ее такой срок не может превышать двух лет, а для внутреннего потребления — одного года.
1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. –– М., 1993 г.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005 г.
3. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе».–– М., 1993 г.
4. Козырин А. Н. Комментарии к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». - М.: 1997 г.
5. Приказ ГТК РФ от 16 сентября 2003 г. № 1022 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».
6. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2003 г.
7. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник.– М.: ИКД «Зерцало-М», 2004 г.
8. Козарин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. Учебник. – М.: Фирма «СПАРК», 2000 г.
9. Тимошенко И.В. Таможенное право России. Ростов нД.: «Феникс», 2003 г.
10. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Уч-к.–– М.: ЮРИСТЪ, 2004 г.
11. Давыдов Я.В. Таможенное право: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2004 г.
12. Жинкин С.А. Теория государства и права. Конспект Лекций. Изд. 2-е. – Ростов нД.: «Феникс», 2003 г.
13. Попович О.М., Тихомирова Ю.С. Таможенное право: Учеб. Пособие для вузов. –– М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004 г.
14. Демченко А. А. Организация и управление в системе таможенных органов: Курс лекций. — М.: РИО РТА, 2000 г.