Привлекательность специального правового режима СЭЗ для потенциального инвестора заключается, прежде всего, в льготном налогообложении, которое согласно ст. 16 Закона «О свободных экономических зонах» устанавливается Президентом Республики Беларусь либо по его поручению - Советом Министров Республики Беларусь.
Налоги, уплачиваемые на территории СЭЗ, зачисляются в доходы республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджет СЭЗ в соответствии с положением о СЭЗ.
Контроль за соблюдением налогового законодательства резидентами СЭЗ осуществляется налоговыми органами Республики Беларусь. [2]
Конкретные условия налогообложения (ставки налогов и особенности льготного налогообложения) отражены в п. 1.10 - 1.14 Указа Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь».
Так, организации, являющиеся резидентами СЭЗ Республики Беларусь, уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки, установленной законодательством, налог на доходы, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог за использование природных ресурсов (экологический налог), земельный налог (или арендную плату за землю), государственные и патентные пошлины, лицензионные и регистрационные сборы, оффшорный сбор, гербовый сбор, сбор за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств, местные налоги и сборы, вносят плату за организацию переработки отходов и платежи за другое вредное воздействие на окружающую среду в соответствии с законодательством Республики Беларусь, производят отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, государственный фонд содействия занятости, выполняют обязанности налоговых агентов. [4]
Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли.
При этом необходимо отметить, что указанные льготы распространяются на реализацию резидентами СЭЗ товаров (работ, услуг) собственного производства.
Налог на добавленную стоимость, исчисляемый по ставкам, установленным законодательством Республики Беларусь, за исключением ставки 10 (9,09) процентов, уплачивается организациями, являющимися резидентами СЭЗ, в размере 50 процентов от подлежащей уплате суммы указанного налога с оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, кроме ряда установленных случаев. [4]
Рассматривая вопрос о таможенных льготах, отметим, что СЭЗ может рассматриваться как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны.
При ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются.
При ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров. [2]
При вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ, за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. В отношении товаров, не происходящих с территории СЭЗ, взимание налогов, таможенных платежей и применение мер экономической политики при их вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. [2]
Конкретные вопросы таможенного оформления в СЭЗ отражены в п 1.6 - 1.9 Указа «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь».
Более системно порядок предоставления льгот отражен в нормативных актах, регулирующих деятельность конкретных СЭЗ: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 10.09.2002 № 86 «Об утверждении Инструкции об особенностях налогообложения резидентов свободных экономических зон "Могилев" и "Гродноинвест"», Приказ Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 19.11.1998 № 165 «Об утверждении Методические указания Государственного налогового комитета Республики Беларусь об особенностях налогообложения резидентов свободной экономической зоны "Минск"» и т.д.
Таким образом, льготный порядок налогообложения резидентов СЭЗ выражается, во-первых, в установлении ограниченного исчерпывающего перечня уплачиваемых ими налогов и сборов, во-вторых, в предоставлении по ряду налогов преференций по сравнению с общереспубликанским налоговым режимом. Кроме того, для резидентов СЭЗ действительны льготы, предусмотренные налоговым законодательством Республики Беларусь для обычных субъектов хозяйствования.
В отношении таможенных льгот, отметим, что СЭЗ может рассматриваться как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/