1. Дайте определение понятию «финансы». Сравните понятия «финансы» и «деньги». Что понимают под финансами в экономическом, материальном и правовом смыслах?
Финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.
Финансы и деньги – различные стороны экономики (элементы экономики). Несмотря на близость их определения сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и выполняемой роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости, то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансы не охватывают всех денежных отношений являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды (финансовые ресурсы) государства , его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений. В то же время финансы и деньги взаимодействуют между собой , переходят из одного качества в другое.
По материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемых для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.
Сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций.
2. Сравните общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования финансового права, гражданского права, налогового права, административного права. Сформулируйте свое мнение о месте финансового права в системе российского права.
Финансовое право это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации своих задач.
Финансовая деятельность государства и органов и органов местного самоуправления требует правовой урегулированности возникающие в процессе ее осуществления отношений: четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности. В этом заключается предназначение финансового права.
В финансовых отношениях, являющихся предметов финансового права, можно выделить следующие группы:
Между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями, с другой стороны, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств. Между Российской федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно – территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны. Между финансово – кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами, с другой, - в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).
Финансово-правовые нормы- это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характера именно для данной отрасли права.
3. Перечислите нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, возникающие на уровне РФ, Новосибирской области (или вашего региона), муниципального образования.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов – нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово – правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) организаций и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плетельщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.
Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой – либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе законодательного нормативного финансово – правового акта государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, имеющему в собственности жилой дом, извещение об уплате налога, которое и является индивидуальным финансово – правовым актом. Таким образом, индивидуальные финансово – правовые акты – это акты применения норм права. Принятие их – необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово – правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.
По юридической природе финансово правовые акты делятся на:
а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые соответствующими представительными органами государственной власти: федеральные и субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
б) подзаконные, т.е. акты всех других государственных органов и органов местного самоуправления, основанные на законе и принятые во исполнение закона ( например, на основе Закона от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» Правительство РФ принимает постановления о ставках таможенных пошлин). Все они имеют определенную форму (указы, постановления, приказы и т.д)
Такое подразделение финансово – правовых актов конкретизируется в классификацию по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Консультацией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово – правовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.)Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово – правовые акты финансовых органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово – правовым актам. Приказы могут содержать нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансовые органы, издают многочисленные индивидуальные финансово- правовые акты, издают многочисленные индивидуальные финансово – правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких – либо действий и т.д)
Характерной особенностью финансово – правовых актов является наличие среди них большой группы финансово – плановых актов своим содержанием.
Финансово плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются плановыми по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.
К финансово – плановым акта относятся:
а) основной финансовый план государства – федеральный бюджет РФ, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;
б) бюджеты государственных и муниципальных и внебюджетных фондов;
в) финансово – кредитные и кассовые планы банков;
г) финансовые планы страховых организаций;
д) финансовые планы и сметы министерства, ведомств, других органов государственного управления и органов местного самоуправления;
е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
ж) сметы бюджетных учреждений.
Финансово – плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения – министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансовый – плановый акт регулирует финансовые отношения и называет юридические последствия, как финансово – правовой акт.
4. Изучив ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», определите состав счетной палаты, ее задачи, круг субъектов, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, формы проведения контрольной деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совета Федерации и Государственная дума образует Счетную палату РФ, которая выделяется своим значением и правовым статусом среди специальных контрольных органов. Состав, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным Законом. К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половина состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя Председателя счетной палаты и также половину состава ее аудиторов ( п.»и» ч. 1 ст. 102 и п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).
Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ, В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью (ст. 1 Закона).
Деятельность Счетной палаты направлены не проведение контрольно – аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:
- Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово – кредитных учреждениях России;
- Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.
особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов, а именно за : управлением и обслуживанием государственного долга; законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций; эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
В области функционирования банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно – финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ (ст.16 и 19 Закона).
В отношении государственной собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом ( в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами федеральной собственности).
Закон определяет круг субъектов, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты. В него входят:
а) все государственные органы и учреждения, органы управления федеральными внебюджетными фондами;
б) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово – кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от их видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
в) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управление ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ;
Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральными бюджетом, внебюджетными фондами и федеральной собственностью.
Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата вправе проводить ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, - передает соответствующие материалы и правоохранительные органы. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).
5. Что означает принцип единства бюджетной системы?
Принцип единства бюджетной системы заключается в том, что несмотря на самостоятельность каждого из бюджета в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровне по линии дохода и расходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов, участье бюджетов разных уровне и финансирования совместных программ, оказания финансовой поддержке бюджетам нижестоящих уровней. В результате складываются межбюджетные отношения, осуществляемые органами государственной власти и местного самоуправления разных уровней (гл.16 БК РФ)
Законодательство определяет организационно – правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы. К ним относятся: ее единая правовая база; использования единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а так же статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты согласованные принципы бюджетного процесса; единая денежная система.
Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социальной экономической, финансовой, в том числе бюджетной и налоговой политики в стране.
БК РФ 1998 г (ст.29) указывает и на другие проявления и гарантии единства бюджетной системы – единство форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования и расходов бюджетов всех уровней и ведение бухгалтерского учета.
Самостоятельность бюджетов ( ст.31 БК РФ) обеспечивается правом самостоятельного утверждения бюджета каждого уровня соответствующими представительными органами власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов над расходами и экономии по расходам.
6. Изучив ст.62, 63 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (вступил в силу с 1 января 2006 г.), определите, в какой форме может быть оказана финансовая помощь местным бюджетам из бюджетов других уровней.
При недостаточности средств для сбалансирования местных бюджетов, им передают из бюджетов субъектов РФ дотации, субвенции, ссуды по решению представительных органов власти субъектов Федерации, оказывается помощь из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
Субвенции – бюджетные средства , предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субвенции могут быть текущие и инвестиционные. К текущим - относятся субвенции, направленные на финансирование текущих расходов. К инвестиционным - относятся субвенции, направляемые на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством.
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной основе для покрытия текущих расходов.
Право на получение из вышестоящих бюджетов финансовых ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
За местными бюджетами закреплены местные налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ. К другим доходам приватизации и реализации муниципального имущества;
- не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;
- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая в аренду нежилых помещений и муниципальных земель;
- не менее 50% налога на имущество предприятий;
- налог с доходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
- доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
- штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;
- государственная пошлина.
В целях оказания финансовой поддержки также создаются6 в федеральном – бюджете Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, а в бюджетах субъектов РФ, а в бюджетах субъектов Федерации – фонды финансовой поддержки муниципальных образований ( ст.139 БК РФ). В федеральном бюджете на 2002г., помимо Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, созданы: Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов (ст. 48,54,55,57,58 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год»).
Следует иметь в виду: средства, полученные в форме финансовой поддержки бюджетами, становятся их доходами, а для бюджетов, выделивших средства, - это расходы.
7. Дайте определение понятиям «дефицит бюджета», «профицит бюджета». Какие правовые последствия предусмотрены Бюджетным кодексом РФ в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом?
Дефицит- это превышение расходов над доходами, обострение противоречий при распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность доходов в намеченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др.
Согласно законодательству, помимо упомянутых бюджетов составляется консолидированный бюджет , т.е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории ( ст. 6 БК РФ). Он используется для расчетов и анализа. Составляется консолидированный бюджет субъектов РФ (совокупность бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований) и консолидированный бюджет РФ, объединяющий федеральный бюджет и свод бюджетов РФ ( ст. 15,16 БК РФ). В результате консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты, от федерального до местных, действующих на территории страны.
8. Изучив Бюджетный кодекс РФ, определите, что такое экономическая классификация расходов бюджетов. Какие виды расходов выделены в составе расходов федерального бюджета в зависимости от их экономического содержания?
Состав расходов бюджетной системы значительно изменился в связи с проведением экономических реформ в стране. Нацеленность на переход к рыночным отношениям и приватизация большого числа предприятий обусловили снижение уровня бюджетного финансирования отраслей экономики. Ассигнования на социально – культурные мероприятия и науку хотя и занимают заметный удельный вес в расходах бюджетной системы, однако в условиях кризисных явлений в экономике они не только не обеспечили необходимой финансовой базы роста от других расходов. Между тем возросли расходы бюджетной системы на содержание государственного аппарата.
Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления. Это расходы на:
- содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов;
- оборону и безопасность страны;
- финансирование отраслей экономики;
- охрану окружающей природной среды;
- социально – культурную сферу;
- науку;
- международную деятельность.
Подробная конкретизация видов расходов бюджетной системы определена в нормах БК РФ и федеральном законе «О бюджетной классификации», в соответствии с которыми ежегодно утверждаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления суммы расходов каждого из бюджетов.
В законе выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации расходов бюджетов.
В функциональной классификации содержаться группы расходов на государственное управление и местное самоуправление, на судебную власть, национальную оборону, образование, здравоохранение и т.д., отражающие функции государства.
Экономическая классификация – это группировка бюджетных расходов по их экономическому содержанию. В ней выделяются текущие расходы и капитальные расходы.( ст. 66 БК РФ)
К текущим расходам относятся, обеспечивающие текущее финансирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики.(ст. 68 БК РФ)
Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, расширенное производство, проведение капитального ремонта. При осуществлении этих расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований. (ст. 67 БК РФ)
9. Дайте определение понятию «государственный долг субъекта РФ». Какие требования к предельному объему государственного долга субъекта РФ установлены в Бюджетном кодексе РФ?
Государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по погашенным долговым обязательствам и невыполненным по ним процентам.
Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг, представляющий собой сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.
Муниципальный внутренний долг соответственно представляет собой общую сумму задолженности муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Государственный долг РФ определяется в БК РФ как долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг как субъекта РФ определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а долг субъекта РФ – соответственно всем имуществом субъекта РФ , составляющим казну субъекта РФ.
10. Изучив Бюджетный кодекс РФ, дайте определение понятию «государственные заимствования РФ». Охарактеризуйте государственные внешние и государственные внутренние заимствования РФ (укажите их цели, определите отличия между этими видами заимствований).
Государственные заимствования РФ- это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками ( ст. 89 БК РФ)
Законодательство определяет государственные внешние заимствование РФ как займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внутренние заимствования РФ – это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.