ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Общие цели и задачи государственных программ приватизации не учитывали особенностей предприятий отраслей оборонной промышленности (ООП). В то же время они составляют значительную долю научного, промышленного и кадрового потенциала страны. На предприятия ООП приходится также большой удельный вес производства наукоемкой, технически сложной гражданской продукции и непродовольственных товаров народного потребления. В 1994 г. оборонный комплекс произвел 80% общего объема выпуска указанной продукции в стране. Поэтому приватизация предприятий ООП преследовала цель не только сохранения, но и дальнейшего совершенствования их научно-технического и кадрового потенциала. Основные задачи приватизации в этой сфере включали:
- минимизацию затрат на производство и разработку вооружения (В) и военной техники (ВТ) с учетом требований военной доктрины и обеспечения на этой основе обороноспособности России;
- создание оптимальной структуры производства в ООП, соответствующей рыночным условиям;
- максимально эффективное использование кадрового, научно-технического и производственного потенциала ООП для достижения быстрейшей стабилизации социально-экономической ситуации в стране.
Приватизацию предприятий ООП предполагалось осуществлять исходя из следующих принципов:
- согласования интересов РФ, национально-государственных и административно-территориальных образований в рамках РФ;
-разграничения полномочий и функций при проведении приватизации между органами государственной власти и управления;
- приоритета трудовых коллективов при приватизации предприятий ООП для смягчения социальной напряженности и сохранения высокого научно-технического и производственного потенциала предприятий оборонного комплекса;
- оказания финансовой поддержки предприятиям, подвергшимся разгосударствлению и приватизации (создание специальных фондов поддержки предприятий, предоставление дополнительных льгот трудовым коллективам и т.д.).
На процесс приватизации предприятий ООП оказал влияние комплекс факторов. Во-первых, это действовавшая система управления оборонными предприятиями, основанная на жесткой централизации административных функций, существенно ограничивавшей их производственно-хозяйственную самостоятельность. Во-вторых, масштабность производства, что затрудняло выкуп имущества трудовыми коллективами; неравномерность размещения научно-технического и производственного потенциала оборонной промышленности в пределах России; диверсификация производства, проявляющаяся в структуре выпускаемой предприятиями продукции (В и ВТ, продукция двойного назначения, общегражданская продукция, непродовольственные товары народного потребления). В-третьих, наличие мобилизационных мощностей и резервов, значительно ограничивающих процесс разгосударствления и приватизации. В-четвертых, конверсия военного производства (изменение структуры выпускаемой продукции и статуса оборонного предприятий, расширение возможностей приватизации).
Необходимо также иметь в виду, что отсутствовали основополагающие законодательно-правовые документы, определяющие развитие ООП (законы об оборонном заказе, включая разработку программ вооружения, сохранения и развития мобилизационных мощностей, о статусе оборонного предприятия; согласованные решения с государствами - членами СНГ о совместном производстве В и ВТ), что затрудняло подготовку концепции и программ приватизации предприятий комплекса.
ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Начало разгосударствления собственности и приватизации в оборонном комплексе можно отнести к 1990-1992 гг., когда появились альтернативные формы собственности в рамках многоукладной социалистической экономки, а приватизация и разгосударствление собственности не были узаконены и осуществлялись в соответствии с отдельными решениями на уровне властных структур. В 1993-1994 гг. была реализована крупномасштабная программа приватизации, происходило наращивание критической массы количественных преобразований. 1995- 1996 годы - период глубокой структурной перестройки экономики ООП, в это время быстрыми темпами формируются холдинговые и акционерно-промышленные компании (АПК), финансово-промышленные группы (ФПГ), а также федеральные научные и научно-производственные центры.
Существенное ускорение процесса приватизации предприятий ООП наблюдалось после вступления в силу Указа президента РФ "О коммерциализации государственных предприятий с одновременным их преобразованием в акционерные общества открытого типа" (№721 от 1 июля 1992 г.).
Стихийная приватизация, происходившая в ряде отраслей народного хозяйства, не должно была распространяться на ООП, так как могла привести к их полному развалу. Однако только 19 августа 1993 г. был подписан Указ президента РФ № 1267 "Об особенностях приватизации и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности", а 11 декабря 1993 г. было принято постановление правительства РФ № 1285 "О предприятиях и организациях оборонных отраслей промышленности, не подлежащих приватизации в 1993-1994 годах, а также преобразуемых в акционерные общества", которые позволили перевести процесс приватизации в оборонном комплексе в цивилизованное русло, Этими документами предусматривалось:
- отступление для предприятий ООП от стандартных приватизационных процедур, предусмотренных государственной программой приватизации;
- составление перечня предприятий, находящихся в федеральной собственности и не подлежащих приватизации, по обязательствам которых отвечает государства (обеспечение выполнения оборонного заказа и оборонных НИКОР, гарантия соответствующей оплаты труда, сохранение государственной тайны, содержание мобилизационных мощностей и т.д.);
- установление порядка управления государственными пакетами акций оборонных предприятий и использования дивидендов по указанным акциям;
- закрепление вхождения оборонных предприятий и организаций в перечни предприятий: а) не подлежащих приватизации в 1993-1995 гг.; б) подлежащих приватизации на основе специально разработанных для них концепций; в) преобразуемых в акционерные общества с сохранением контрольного пакета акций на три года в федеральной собственности; г) преобразуемых в акционерные общества с закреплением "золотой акции" сроком действия 3 года за государством; д) приватизируемых без ограничений.
Темпы приватизации, особенно на начальной стадии, постоянно возрастали. Если в 1991-1992 гг. было приватизировано около 6,5% общего количества предприятий ООП, в 1993 г. - 25%, то в 1994 г. - 60%. В 1995 г. доля приватизированных предприятий ООП составила свыше 70 % общего их количества. Наиболее активно процесс приватизации проходил на предприятиях авиационной промышленности, радиопромышленности и электронной промышленности. В таблице 1 представлено распределение предприятий по способам приватизации на основе данных Госкомстата РФ.
Из таблицы видно, что наиболее распространенным способом приватизации в ООП является продажа акций акционерных обществ открытого типа.
Среди других способов приватизации в порядке убывания по итоговым данным использовались выкуп арендованного имущества, продажа предприятий на коммерческом конкурсе и продажа имущества (активов) действующих и ликвидированных предприятий и объектов. Необходимо также отметить, что в первом полугодии 1995 г. наряду с продажей акций акционерных обществ открытого типа предпочтение отдавалось также продаже имущества действующих и ликвидированных предприятий и объектов.
Проведенный анализ работы 46 акционерных обществ, сгруппированных в соответствии с их численностью и использованием первого или второго варианта предоставления льгот трудовым коллективам, а также сравнение групп государственных и приватизированных предприятий показали, что после приватизации в рассматриваемых акционерных обществах в 1994 г., в 1 и во 2 кварталах 1995 г. ухудшились результаты деятельности по сравнению с соответствующими периодами предыдущих лет.
Таблица 1
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И
НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ
(1992 - 1995 ГГ.)