Специальности:08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (4. Управление инновациями и инвестиционной деятельностью) 08.00.13 -Математические и инструментальные методы экономики
Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата экономических наук
Москва
Работа выполнена в филиале ГОУВПО «Московский энергетический институт (технический университет)» в г. Смоленске на кафедре менеджмента и информационных технологий в экономике
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Гимаров Владимир Александрович
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Горшков Роман Константинович, кандидат экономических наук, доцент Битюцкий Сергей Яковлевич
Ведущая организация: Московская финансово-промышленная академия
Защита состоится “__26___” апреля_____2009 г. в____11.00____часов на заседании диссертационного совета К 212.157.02 при ГОУВПО «Московский энергетический институт (технический университет)» по адресу: 111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 14, ауд. Ж-200.
Отзыв на автореферат (в двух экземплярах, заверенных печатью) просим присылать по адресу: 111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 14, Ученый совет МЭИ
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МЭИ.
Автореферат разослан “_______”_________ 2007 г.
Ученый секретарь диссертационного совета К 212.157.02к.э.н., доцент И.Н. Петрушко
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. В настоящее время перед экономикой Российской Федерации остро стоит задача развития отраслей промышленности, осуществляющих глубокую переработку сырьевых ресурсов. К таким отраслям в первую очередь относится легкая промышленность, предприятия которой характеризуются достаточно быстрой оборачиваемостью вложенных средств.
В последние годы усиление конкуренции со стороны зарубежных производителей привело к сокращению доли отечественной продукции на российском рынке по некоторым номенклатурным группам до 30 - 35%, что, в свою очередь, негативно отразилось на предприятиях смежных отраслей, в первую очередь агропромышленного комплекса, химической промышленности, машиностроения. Однако повышение издержек зарубежных конкурентов из Турции и Китая и эффективные меры борьбы с «серым» импортом создают для российских производителей новые возможности по завоеванию рынка продукции для потребителей со средними доходами. О привлекательности рынка продукции легкой промышленности свидетельствует устойчивый рост его емкости в среднем на 4-5% за год, причем наибольшими темпами увеличивается спрос на продукции среднего ценового диапазона. Это также создает условия для развития российских предприятий, традиционно работающих на данном рыночном сегменте.
Очевидно, что данной возможностью смогут воспользоваться те предприятия легкой промышленности, которые на основе реализации эффективной корпоративной стратегии предложат отечественным потребителям продукцию требуемого качества по приемлемым ценам.
В тоже время, учитывая степень износа основных фондов (в 2005 г. этот показатель составил 32%) и коэффициент их выбытия (в 2005 г. - 37,2%), наметившийся рост инвестиций в отрасль не позволяет обеспечить требуемый уровень модернизации производства продукции легкой промышленности. Данное обстоятельство определяет необходимость повышения инвестиционной привлекательности отрасли.
Большой вклад в развитие теории и практики управления инвестициями внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как Алексахина Л.И., Анискин Ю.П., Бард В.С., Беренс В., Бланк И.А., Бочаров В.В., Бригхем Ю., Бруман Ю.С., Гапенски Л., Гитман Л. Дж., Джонк Н.Д., Епифанов В.А., Игонина Л.Л., Катасонов В.Ю., Ложникова А.В., Матиенко Н.Н., Поршнев А.Г., Румянцева Е.Е., Серов В.М., Ховранек П.М., Чуб Б.А. и др.
Вопросы повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности рассмотрены в работах таких ученых как Т.А. Берлова, А.А. Капкаева, В.В. Лебедев, Л.Н. Фомченка, Т.И. Фрадина, Л.А. Цветкова, И.А. Шамис, К.В. Щиборщ.
В трудах данных авторов показано, что в последние годы особое значение приобретает комплексный подход к повышению инвестиционной привлекательности промышленных предприятий на основе координации усилий всех участников инвестиционной деятельности в отрасли. Следует также отметить, что для оценки инвестиционной привлекательности отрасли либо отдельных предприятий используются математические модели экономических систем, использующие алгоритмы анализа статистической информации, рассмотренные в работах С.А. Айвазяна, Т. Андерсона, В.Н. Афанасьева, Дж. Бокса, В.Н. Буркова, Д.Е. Бэстенса, Г. Дженкинса, И.Н. Драгобытского, А.А.Емельянова, И.В. Зайцевского, А.Г. Ивахненко, А.Н. Колмогорова, М.Кэндэла, Ю.П. Лукашина, В.Л. Макарова, В.С. Мхитаряна, В.С. Пугачева, Р.Л. Раяцкаса, А.Ф.Тельнова, Е.М. Четыркина и др.
В качестве перспективного направления моделирования внешней среды промышленного предприятия в настоящее время часто рассматривают алгоритмы нечетко-логической (размытой) кластеризации объектов, предложенные в работах Л. Ангстенбергер, Н.А.Баумана, В.А. Гимарова, А.А. Дорофеюка, В.В.Круглова, В.П. Мешалкина.
Анализ работ в области управления инвестициями, а также математического моделирования инвестиционной среды промышленного предприятия показывают, что в существующий в настоящее время методический аппарат повышения инвестиционной привлекательности промышленных предприятий не в полной мере учитывает специфические особенности функционирования отрасли легкой промышленности в условиях глобализации экономики и в преддверии вступления России в ВТО. Учет указанных специфических особенностей определяет целесообразность использования для анализа инвестиционной привлекательности математических моделей инвестиционной среды, использующих модифицированные алгоритмы нечетко-логической (размытой) кластеризации.
В связи с этим, возникает актуальная научная задача разработки алгоритмов мониторинга и анализа инвестиционной среды, а также механизмов повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности, позволяющих учесть специфические особенности предприятий данной отрасли и динамические изменения внешних и внутренних факторов, вызванные вступлением Российской Федерации в ВТО.
Цель исследования заключается в разработке механизмов повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности, позволяющих учесть специфические особенности данной отрасли, а также алгоритмов мониторинга и размытого кластерного анализа инвестиционной среды и динамические изменения внешних и внутренних факторов, вызванные вступление Российской Федерации в ВТО, обеспечивающих развитие методического аппарата анализа, оценки, моделирования и прогнозирования инвестиционной деятельности в экономических системах.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи исследования:
Анализ современных подходов и методического аппарата для повышения эффективности управления инвестициями на предприятиях легкой промышленности в условиях глобализации. Определение роли инвестиций в повышении конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях вступления Российской Федерации в ВТО.
Анализ и обобщении мирового опыта повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности и отрасли в целом в условиях глобализации и регионализации мировой экономики.
Экономический анализ и определение основных тенденций развития легкой промышленности РФ и Смоленской области. Определение основных направлений повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности в современных условиях хозяйствования.
Выбор и обоснование целесообразности применения механизмов повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности, оказывающих комплексное влияние на показатели конкурентоспособности предприятий и отрасли в целом.
Разработка метода повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации, учитывающего динамические изменения факторов внешней и внутренней среды.
Разработка алгоритмов построения математической модели инвестиционной среды предприятия легкой промышленности, основанных на применении процедур размытой кластеризации субъектов инвестиционной деятельности и потребителей.
Разработка процедуры непрерывного мониторинга внешней инвестиционной среды предприятий легкой промышленности, которая позволяет оценивать изменение характеристик существующих основных групп потребителей, а также прогнозировать появлении новых целевых сегментов рынка.
Разработка архитектуры и режимов функционирования информационной системы поддержки принятия решений по управлению инвестициями, реализующей предложенные алгоритмы построения математической модели инвестиционной среды предприятия легкой промышленности.
Выработка практических рекомендации по применению предложенных механизмов и информационной системы поддержки принятия решений для повышения инвестиционной привлекательности предприятий Смоленской области.
Теоретической и методологической базой исследования являются теория рыночной экономики, методы экономического анализа, эконометрики и экономико-математического моделирования, системный подход к анализу экономических явлений и процессов, теория инвестиционного менеджмента, научные положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории управления инвестициями.
Информационной базой исследования являются данные Госкомстата РФ о состоянии отрасли легкой промышленности, статистические данные, отражающие мировой повышения инвестиционной привлекательности отраслей промышленности, законодательные и нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, связанные с тематикой диссертации, а также отчетные данные предприятий легкой промышленности Смоленской области.
Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором:
На основе анализа построенной модели «спрос-предложение» рынка продукции легкой промышленности выявлены и впервые классифицированы основные возможности и угрозы для стратегического развития предприятий отрасли в условиях глобализации экономики, показавшие возможность выпуска конкурентоспособной по цене продукции легкой промышленности в высокоразвитых странах. Это позволило определить основные подходы к повышению инвестиционной привлекательности легкой промышленности в условиях вступления Российской Федерации в ВТО, а также классифицировать основные показатели для оценки инвестиционной привлекательности предприятий данной отрасли.
Предложны механизмы повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации, отличающиеся от известных комплексным характером влияния на показатели конкурентоспособности предприятий и отрасли в целом, что позволяет выработать рекомендации по координации деятельности государственных органов власти, предприятий и финансовых структур, направленной на повышение эффективности инвестиций в отрасли.
Разработан метод повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации, который в отличие от известных учитывает динамические изменения факторов внешней и внутренней среды, а также специфические особенности существующих и формирующихся групп потребителей.
Предложены алгоритмы построения математической модели инвестиционной среды предприятия легкой промышленности, которые в отличие от уже известных используют процедуры размытой кластеризации потребителей продукции легкой промышленности в условиях изменяющейся мировой экономической конъюнктуры, что позволяет на основе анализа результатов прогнозирования динамики кластерного поля субъектов инвестиционной деятельности принимать обоснованные решения по выбору рациональных механизмов повышения инвестиционной привлекательности данной отрасли.
Предложена процедура мониторинга инвестиционной среды предприятий легкой промышленности, которая, в отличие от известных, дает возможность прогнозировать появление новых и изменения емкости существующих устойчивых сегментов рынка продукции, что позволяет на основе выбора обоснованной маркетинговой стратегии повысить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли в условиях глобализации.
Объектом исследования являются предприятия легкой промышленности Российской Федерации, функционирующие в условиях ужесточения конкуренции вследствие глобализации экономики.
Предметом исследования является процесс управления инвестиционной
деятельностью в легкой промышленности.
Обоснованность и достоверность научных результатов, выводов и рекомендаций диссертации определяются корректным применением методов экономического анализа, экономико-математического моделирования, теории управления предприятиями и инвестиционного менеджмента. Выводы и предложения диссертационного исследования не противоречат известным теоретическим и практическим результатам, содержащимся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области управления инвестициями, математического моделирования экономических систем, а также экономики, организации и управления промышленными предприятиями.
Научная новизна работы состоит в обосновании механизмов и разработке метода повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации, позволяющие на основе прогнозирования учитывать динамические изменения факторов внешней и внутренней инвестиционной среды, а также специфические особенности существующих и формирующихся групп потребителей, что расширяет возможности органов государственной власти и отдельных предприятий по созданию привлекательного инвестиционного климата в легкой промышленности, а также построению и исследованию математических моделей для анализа отраслей народного хозяйства и предприятий.
Значение полученных результатов для теории и практики.
Предложенные в диссертации механизмы и метод повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации вносят вклад в теорию и практику управления инвестициями.
Разработанные алгоритмы построения математической модели инвестиционной среды предприятия легкой промышленности, которые используют процедуры размытой кластеризации, а также процедура мониторинга инвестиционной среды предприятий легкой промышленности вносят вклад в развитие математических и инструментальных методов экономики.
Сведения о реализации и целесообразности практического использования результатов.
Предложенные механизмы и метод повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности, а также реализующая их информационная система поддержки принятия решений по управлению инвестициями использованы ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» (г. Смоленск). Это позволило на основе обоснованного выбора маркетинговой стратегии, повысить инвестиционную привлекательность предприятия и на основе рационализации инвестиционного портфеля улучшить показатели эффективности его деятельности.
Теоретические и методические результаты диссертации используются в учебном процессе филиала Московского энергетического института (технического университета) в г. Смоленске.
Предложные механизмы и метод повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации могут быть практически использовании федеральными и региональными органами власти при разработке инвестиционных программ развития отрасли, а также отдельным предприятиями легкой промышленности для повышения эффективности инвестиционной деятельности.
Разработанная архитектура и режимы функционирования информационной системы поддержки принятия решений по управлению инвестициями создает предпосылки для ее широкого применения на предприятиях различных промышленных отраслей промышленности, существенно зависящих от ситуации на мировых рынках.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ общим объемом 12,3 п.л., в том числе лично автору принадлежит 4,4 п.л.
Структура и объем работы.
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 107 наименований и двух приложений. Диссертация содержит 171 страницу машинописного текста, 19 рисунков и 12 таблиц.
Содержание работы
Во введении обоснованы актуальность решаемой научной задачи, цель и отдельные задачи диссертации, определены предмет и объект исследования, обоснована научная новизна, изложена практическая значимость, приведены данные об апробации и публикациях по теме диссертации.
В первой главе «Анализ современных подходов и методического аппарата для повышения эффективности управления инвестициями на предприятиях легкой промышленности в условиях глобализации экономики» определено значение инвестиции для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях усиления конкуренции, проведена классификация современных подходов к оценке инвестиционной привлекательности и управлению инвестициями промышленного предприятия, обоснована целесообразность учета тенденций изменения характеристик основных групп потребителей для оценки инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности.
Проведенный анализ показал, что важнейшим этапом процесса управления инвестициями в промышленности является этап анализа инвестиционной привлекательности отрасли и отдельных предприятий. При этом в основе большинства методик оценки инвестиционной привлекательной лежит модель движущих сил конкуренции М. Портера.
В диссертации показатели инвестиционной привлекательности предприятия предложено разделить на двенадцать больших групп: абсолютные (динамика объема производства, изменение доли рынка); технико-экономические (обновление, выбытие, физический и моральный износ основных фондов); финансовые (показатели прибыльности и оборачиваемости); инвестиционные (показатели рентабельности активов и эффективности непосредственно инвестиционной деятельности); кадровые (характеризующие кадровый потенциал); внешней среды (уровень конкуренции и государственной поддержки); организационные (устойчивость интеграционных связей с поставщиками, потребителями и партнерами); инновационные (способность предприятия к реализации и освоению инноваций); клиентские (степень соответствия деятельности предприятия изменяющейся структуре рынка), дивидендные (размер и динамика выплаты дивидендов) и показатели, характеризующие гудвил.
Анализ методического аппарата по оценке и формированию инвестиционной привлекательности отрасли и отдельных предприятий показывает, что существующие подходы не в полной мере учитывают необходимость постоянного мониторинга инвестиционной среды. В тоже время, инвестиционная привлекательность предприятия, как был показано в диссертации, в значительной мере зависит от степени ориентации его маркетинговой и инвестиционной деятельности на наиболее привлекательные рыночные сегменты, структура и характеристики которых динамически изменяется. Для решения указанной задачи целесообразно использовать модель инвестиционной среды, включающей процедуры непрерывного мониторинга, основанной на применении алгоритмов кластеризации.
Построение данной модели позволит решить две задачи. Во-первых, анализ кластерной структуры инвестиционной среды легкой промышленности в динамике позволит органам государственной и региональной власти выделить наиболее перспективные группы предприятий с целью рационализации механизмов формирования благоприятного инвестиционного климата. Результаты анализа данной кластерной модели в динамике также позволят крупным портфельным инвесторам выбрать группу предприятий, являющихся наиболее привлекательными с точки зрения эффективности инвестиций по сравнению с другими предприятиями отрасли.
Во-вторых, динамическая кластерная модель рынка продукции легкой промышленности позволяет на основе результатов прогноза ориентировать инвестиционную и маркетинговую деятельность предприятия на наиболее привлекательные рыночные сегменты.
Вторая глава «Определение механизмов и разработка метода повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации» посвящена анализу мирового опыта управления инвестициями в легкой промышленности, оценке современного состояния и тенденций развития легкой промышленности и Смоленской области, определение основных механизмов промышленности.
Результаты анализа показали, что за последние 10–15 лет в мировой легкой промышленности произошли серьезные изменения. В результате глобализации мировой экономики центр производства текстиля переместился из Европы и США в страны «третьего мира» – Юго-Восточную и Среднюю Азию, Южную Америку. За последнее десятилетие в Китае, Пакистане, Индии, Турции и других странах созданы десятки текстильных компаний с годовым оборотом около $500 млн. долларов и множество более мелких производителей, оснащенных самым современным оборудованием и выпускающих ассортимент из сотен видов тканей с тысячами вариантов отделки.
Сегодня в мире происходят два процесса, которые можно образно назвать – глобализация против регионализации. С одной стороны, факторы низких затрат способствовали передислокации производства тканей, и, в большей степени одежды, в страны третьего мира, так как производство швейной продукции требует гораздо меньших капитальных затрат и уровня подготовки кадров, чем для текстиля. С другой стороны, наблюдается регионализация, выражающаяся в создании зон беспошлинной торговли в рамках EC, NAFTA, ASEAN, MERCOSUR, способствующих интенсификации торговли между странами более близкими географически. Это позволяет сократить логистические издержки.
Многие зарубежные политики и экономисты осознают необходимость собственного производства текстиля и одежды, т.к. в эпоху автоматизации и повышения требований потребителей к качеству готовой продукции, выпуск конкурентоспособных по цене товаров легкой промышленности возможен и в высокоразвитых странах. При этом прибыльность производства указанной продукции может быть в данном случае даже выше, чем в странах третьего мира с их дешевой, но зачастую низкоквалифицированной рабочей силой, в ряде случаев не способной обслуживать гибкие автоматические производственные линии.
Мировой опыт показывает, что формирование благоприятного инвестиционного климата в легкой промышленности возможно только на основе реализации механизмов государственной поддержки отрасли. Так, во многих странах государство не только предоставляет банкам необходимые гарантии по инвестиционным кредитам для предприятий легкой промышленности, но и погашают часть процентной. В результате, Доля отрасли легкой промышленности в общем объеме производства промышленной продукции в развитых странах, включая Германию, Францию, США, составляет около 6–8%, в Италии – 12%, в то время как в России в последние годы эта доля опустилась примерно до 1%. Такой объем производства товаров легкой промышленности в общем объеме производства позволяет развитым странам формировать до 20% бюджета за счет налогов и сборов от текстильной отрасли и производства одежды, а также обеспечивать наполнение внутреннего рынка на 75–85% продукцией собственного производства.
В диссертации проведен анализ современного состояния и тенденций развития легкой промышленности Российской Федерации и Смоленской области, результаты которого показали, что в 2006 г. отрасль развивалась достаточно динамично. В результате рост производства в среднем по отрасли составил примерно 10% (для сравнения – по обрабатывающим производствам в целом всего 4,5%), при этом, например, рост производства пальто верхних меховых составил 28%, чулочно-носочных изделий – 11%, постельного белья – 20%.
Проведенный анализ позволил определить основные механизмы повышения инвестиционной привлекательности отрасли и отдельных предприятий. Анализ построенной модели «спрос-предложение» рынка продукции легкой промышленности позволил выявить и классифицировать основные возможности и угрозы для стратегического развития предприятий отрасли в условиях глобализации экономики.
На рисунке 1 показаны механизмы повышения инвестиционной привлекательности отрасли легкой промышленности, которые могут быть реализованы на уровне государственного управления, стратегического управления отдельными предприятиями, а также в рамках совместной деятельности отечественных предприятий и государственных структур.
Рисунок 1 – Механизмы повышения инвестиционной привлекательности легкой промышленности
Из рисунка видно, что основные направления повышения инвестиционной привлекательности легкой промышленности, относящиеся непосредственно к сфере стратегического уровня управления предприятием, могут быть сформулированы следующим образом: реализация стратегии вертикальной интеграции «вперед», направленной на создание собственной сбытовой сети ;реализация стратегии вертикальной интеграции «назад», направленной на уменьшение зависимости от поставщиков сырья и материалов; повышение гибкости производственного оборудования на основе организации тесного взаимодействия с предприятиями машиностроения; интенсификация процессов исследования рынка и организация долговременного сотрудничества с дизайнерскими фирмами; использование для снижения относительных издержек эффекта масштаба производства.
Одним из таких механизмов воздействия на внутренний рынок продукции легкой промышленности со стороны государства является механизм таможенного регулирования, действие которого осуществляется в области регулирования импортных и экспортных пошлин на сырье, материалы и готовую продукцию, а также импорта оборудования для легкой промышленности.
В последние годы эффективность данного механизма не в полной мере соответствовала требованиям времени. Так, данные Таможенного комитета РФ даже по официальному импорту из КНР отличаются в 10 раз от данных соответствующих служб Китая. В тоже время, даже при существующих таможенных механизмах некоторые фирмы из Китая рассматривают возможность строительства текстильных и швейных фабрик на территории Смоленской области. В случае если данные механизмы будут реализованы в полном объеме, инвестиционная привлекательность отрасли резко возрастет.
Другим механизмом воздействия на внутренний рынок продукции легкой промышленности является регулирование импорта зарубежного оборудования. Следует отметить, что среди отраслей промышленности Смоленской области в последние годы легкая промышленность была одним из лидеров по показателям обновления основных фондов. Однако, учитывая степень износа основных фондов (в 2005 г. этот показатель составил 32%) и коэффициент их выбытия (в 2005 г. - 37,2%), наметившийся рост инвестиций в отрасль не позволяет обеспечить требуемый уровень модернизации производства.
Правительство РФ ввело временные льготные таможенные пошлины на оборудование для легкой промышленности, что, несомненно, положительно скажется на конкурентоспособности отечественной продукции. В тоже время, чрезмерное снижение указанных пошлин негативно влияет на деятельность российских машиностроительных предприятий.
В последнее время важнейшим фактором повышения инвестиционной привлекательности предприятия является формирование и реализация кадрового потенциала. Отечественная легкая промышленность, начиная с 2000 г., всегда ощущала проблему в кадрах, в связи с этим механизм воспроизводства трудовых ресурсов для отрасли приобретает особую значимость. Потребность в квалифицированных кадрах в 2004 г. достигла уровня 40%, причем такой высокой потребности не испытывала в этом году ни одна из отраслей промышленности. В легкой промышленности самая высокая потребность в квалифицированных кадрах отмечалась в хлопчатобумажной (55%) и швейной (42%) подотраслях. Очевидно, что отечественным предприятиям и учебным заведениям без государственной поддержки данную проблему не решить. Специалисты Министерства труда сделали вывод о том, что обучение кадров непосредственно на предприятиях легкой промышленности не компенсирует недостатка квалифицированных работников на рынке труда.
Еще один механизм, который приобретает важное значение – это банковский механизм кредитования предприятий легкой промышленности. Это обусловлено определенными трудностями в получении долгосрочных кредитов, что, конечно, сдерживает процесс модернизации производства. Ситуацию осложняют также проблемы с возвратом НДС при закупке сырья за рубежом. Одним из путей решения данной проблемы может стать создание финансовых структур с участием крупных предприятий легкой промышленности.
В диссертации показано, что повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий легкой промышленности возможно только на основе комплексного использования рассмотренных выше механизмов.
Третья глава «Разработка математических моделей инвестиционной среды предприятия легкой промышленности» посвящена разработка метода повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации на основе учета изменений факторов внешней и внутренней среды, а также алгоритмов размытой кластеризации субъектов конкурентной среды в условиях появления новых групп потребителей.
В диссертации разработан метод повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации, который учитывает динамические изменения факторов внешней и внутренней среды, а также специфические особенности существующих и формирующихся групп потребителей. В основе реализации метода лежит построение и исследование динамической модели инвестиционной среды отрасли. В отличие от традиционных процедур анализа инвестиционной привлекательности отрасли и отдельных предприятий, процедура анализа указанной модели может быть использована как государственными структурами при выработке решений по повышению инвестиционной привлекательности отрасли в целом или отдельных особо значимых предприятий, так и самими предприятиями для обоснованного выбора маркетинговой стратегии. Ориентация маркетинговой и производственной деятельности предприятия на выявленные перспективные с точки зрения их развития новые рыночные сегменты, в свою очередь, способствует повышению его инвестиционной привлекательности.
Исходная модель инвестиционной среды строится следующим образом. Определяются характеристики объектов инвестиционной деятельности или потребителей, которые используются в рамках выбранной методики инвестиционного анализа. В результате каждый анализируемый объект может быть представлен как вектор
xk = (x1k, x2k, …, xnk)T,
где k – номер объекта в совокупности, n – число выбранных характеристик.
Далее каждый j-й кластер (j = 1,2,…, K) описывается нечетким продукционным правилом вида:
ЕСЛИ «xk – zj» ЕСТЬ «Aj(x)», ТО «хk» ЕСТЬ «кластер j»,
где Aj(x) – функция принадлежности (например, гауссова вида).
Построенная таким образом система нечетких продукционных правил позволяет относить объект к тому кластеру, значение функции принадлежности к которому больше, чем к другим, и при этом превышает заданное пороговое значение. Если последнее условие не выполняется, то считается, что данный объект образует новый кластер.
В диссертации предложен алгоритм выявление новых групп предприятий отрасли, которые характеризуются близостью характеристик инвестиционной привлекательности, а также групп потребителей продукции легкой промышленности, которые могут рассматриваться в качестве самостоятельного целевого сегмента.
Для того, что бы группа объектов могла быть объявлена новым кластером необходимо, что для каждого из них значение функции принадлежности к существующим кластерам было ниже порога, причем данные объекты должны располагаться достаточно близко друг к другу в пространстве признаков. Если сформированная указанным образом группа сопоставима по численности с уже существующими кластерами, то ее можно считать новым кластером. При определении размеров существующих кластеров учитываются только объекты х*, для которых значение функции принадлежности Aj(x*) ≥L.
Предложенный алгоритм выявления сливающихся групп предприятий отрасли или сегментов рынка (групп потребителей) включает следующие этапы.
1. Определение кластеров, размеры которых за период наблюдения увеличились по сравнению с их размерами в предыдущий период, т.е. выполняется неравенство:
Сj*(t) > Сj*(t – 1).
Определение близости каждой пары кластеров (i и j) из выделенного подмножества с использованием выражения:
.
Выбор пары кластеров с максимальным значением L ij и проверка превышения им порога L min . При превышении порога кластеры считаются объединившимися.
Данная процедура повторяется для оставшихся пар кластеров из подмножества, выделенного в п. 1 алгоритма.
На практике слияние двух или более рыночных сегментов позволяет предприятию легкой промышленности выбрать инвестиционную и маркетинговую стратегию, ориентированную уже на вновь образовывающийся сегмент.
В диссертации предложена процедура мониторинга инвестиционной среды предприятий легкой промышленности, которая предполагает использование для фиксации изменения кластерного поля временных окон двух типов: фиксированной и переменной длины. При этом показано, что окна переменной длины целесообразно использовать, когда выявлены, в частности, быстрые перемещения центров кластеров или быстрые изменения их геометрических размеров.
В четвертой главе «Результаты практического применения разработанных механизма и инструментальных средств для повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности Смоленской области» рассмотрены архитектура информационно-аналитической системы поддержки принятия решений (СППР) по повышению инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности, методика построения и использования данной системы, а также результаты практического применения разработанных механизма и инструментальных средств для повышения инвестиционной привлекательности ЗАО «Смоленская чулочная фабрика».
В диссертации предложена структура информационно-аналитической системы поддержки принятия решений по повышению инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности, реализующая предложенные методы и алгоритмы. Хранилище данных указанной системы было организовано на основе реляционной СУБД Oracle.
Анализ вариантов интеграции разработанной системы в состав используемой автоматизированной системы управления предприятием (АСУП) показал, что предпочтительным в большинстве случаев является вариант использования СППР в качестве надстройки к АСУП.
Основные результаты диссертации были практически использована в ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» - крупнейшего производителя чулочно-носочных изделий в Российской Федерации.
Экономический анализ деятельности предприятия показал, что, несмотря на устойчивое финансовое состояние, показатели рентабельности в 2005 г. существенно ухудшились (рис. 2). Это в значительной степени было вызвано снижением инвестиционной привлекательности в 2003 , что не позволило привлечь необходимый для модернизации производства объем инвестиционных ресурсов.
Рисунок.2 – Показатели рентабельности ЗАО «Смоленская чулочная ф-ка»
Анализ целесообразности применения рассмотренных в диссертации механизмов повышения инвестиционной привлекательности позволил выбрать рациональный вариант стратегии вертикальной интеграции «вперед», заключающейся в развитии собственной сбытовой сети. Для успешной реализации данной стратегии было принято решение о покупке пакета акций КБ «Смоленский банк».
В конце 2005 г. на предприятии была внедрена предложенная в диссертации информационно-аналитической системы поддержки принятия решений по повышению инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности. Применение данной системы позволило выделить и спрогнозировать динамику развития новых перспективных рыночных сегментов. Ориентация инвестиционной и маркетинговой деятельности предприятия на данные сегменты (одним из которых является молодежь с доходами выше среднего уровня) позволило в 2006 г. увеличить рентабельность активов на 4,5%, а рентабельность собственного капитала на 3,6%.
В заключении приведены основные результаты работы, выводы и предложения.
В приложениях представлены результаты финансово-экономического анализа деятельности ЗАО «Смоленская чулочная фабрика » и справка о реализации результатов диссертации.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Проведен анализ современных подходов и методического аппарата для повышения эффективности управления инвестициями на предприятиях легкой промышленности в условиях глобализации, результаты которого позволили обосновать ведущую роль инвестиций в повышении конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях вступления Российской Федерации в ВТО.
Обобщен и проанализирован мировой опыта повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности и отрасли в целом в условиях глобализации и регионализации мировой экономики, что позволило обосновать основные направления совместной деятельности государственных структур и предприятий по формированию благоприятного инвестиционного климата в отрасли.
На основе анализа построенной модели «спрос-предложение» рынка продукции легкой промышленности выявлены и классифицированы основные возможности и угрозы для стратегического развития предприятий отрасли в условиях глобализации экономики, показавшие возможность выпуска конкурентоспособной по цене продукции легкой промышленности в высокоразвитых странах.
Предложны механизмы повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации, отличающиеся от известных комплексным характером их влияния на показатели конкурентоспособности предприятий и отрасли в целом.
Разработан метод повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации, который учитывает динамические изменения факторов внешней и внутренней среды, а также специфические особенности существующих и формирующихся групп потребителей.
Предложены алгоритмы построения математической модели инвестиционной среды предприятия легкой промышленности, которые используют процедуры размытой кластеризации потребителей продукции легкой промышленности в условиях изменяющейся мировой экономической конъюнктуры.
Предложена процедура мониторинга инвестиционной среды предприятий легкой промышленности, которая позволяет прогнозировать появление новых и изменения емкости существующих устойчивых сегментов рынка продукции, что дает возможность на основе выбора обоснованной маркетинговой стратегии повысить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли в условиях глобализации.
Предложенные механизмы и метод повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности, а также реализующая их информационная система поддержки принятия решений по управлению инвестициями использованы ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» (г. Смоленск). Это позволило на основе обоснованного выбора маркетинговой стратегии, повысить инвестиционную привлекательность предприятия и на основе рационализации инвестиционного портфеля улучшить показатели эффективности его деятельности.
Теоретические и методические результаты диссертации используются в учебном процессе филиала Московского энергетического института (технического университета) в г. Смоленске.
Доказано, что предложные механизмы и метод повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации могут быть практически использовании федеральными и региональными органами власти при разработке инвестиционных программ развития отрасли, а также отдельным предприятиями легкой промышленности для повышения эффективности инвестиционной деятельности.
Показано, что разработанная архитектура и режимы функционирования информационной системы поддержки принятия решений по управлению инвестициями создает предпосылки для ее широкого применения на предприятиях различных промышленных отраслей промышленности, существенно зависящих от ситуации на мировых рынках.
Основные работы, опубликованные по теме диссертации
Тютюнник А.А. Повышение конкурентоспособности легкой промышленности на основе интеграции с нефтехимическими предприятиями // Нефтегазовое дело. - 2007. - №5. – Т.1. С. 28-32
Тютюнник А.А., Мешалкин В.П., Дли М.И. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации экономики // Менеджмент в России и за рубежом – 2007- №3 - С. 13-17
Тютюнник А.А., Дли М.И., Гимаров В.А. Механизмы повышения инвестиционной привлекательности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации (монография) – Смоленск: Из-во «ЦНТИ» - 2006 – 156 с.
Пыхтина И.Н., Тютюнник А.А., Фомченкова Л.В. Стохастические модели величин рыночного спроса различного вида // Математические методы в технике и технологиях: Сб. тр. XIII Межд.. науч. конф. Т.4. Секции 6, 9. – Смоленск: СФМЭИ - 2001 – С. 213
Пыхтина И.Н., Тютюнник А.А., Фомченкова Л.В. Стохастическое моделирование величин рыночного спроса в электроэнергетике // Информационные технологии, энергетика и экономика: Тез.докл. науч.-техн. конф. Т.1. – Смоленск: СФМЭИ – 2001- С.214-215.
Пыхтина И.Н., Тютюнник А.А. Формирование политики ценообразования с учетом географического расположения рынка // Информационные технологии, энергетика и экономика: Мат. докл. межрег. науч.-техн. конф. Т.4./ - Смоленск: СФМЭИ, - 2004 – С. 100 -101
Пыхтина И.Н., Тютюнник А.А. Повышение конкурентоспособности производственно-хозяйственной организации на основе логистического подхода к ценообразованию // Информационные технологии, энергетика и экономика: Мат. докл. межрег. науч.-техн. конф. Т.4./ - Смоленск: СФМЭИ, - 2004 – С. 101 -102
Тютюнник А.А. Разработка методики сбалансированной системы оценочных показателей для предприятий легкой промышленности //Радиотехника, электротехника и энергетика: Тез. докл. XI межд. науч.-техн. конф. Т.2./ - М.:МЭИ - 2005 – С. 464
Тютюнник А.А. Разработка управленческих мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности льноводства в Смоленской области // Радиотехника, электротехника и энергетика: Тез. докл. XI межд. науч.-техн. конф. Т.2./ - М.: МЭИ – 2005 – С. 465
Пыхтина И.Н., Тютюнник А.А. Возможности развития регионального рынка на этапе вступления России в ВТО // Информационные технологии, энергетика и экономика: Сб. тр. межрег. науч.-техн. конф. Т.3 ./ - Смоленск: СФМЭИ, - 2006 – С. 211 -212.
Тютюнник А.А., Зайцева В.В., Дли М.И. Нечетко-логический метод кластеризации объектов инвестиционной деятельности // Методы и алгоритмы прикладной математики в технике, медицине и экономике: Мат. межд. науч.-практ. конф – Новочеркасск: НПО «Темп» - 2007 – С. 32-41.