Благополучие государства, его место в международном сообществе, влияние на
процессы, происходящие в мире, стабильность обстановки в государстве и вокруг
него определяется несколькими важными составляющими, такими, как:
1. Политика
2. Экономика
3. Военная мощь
В настоящий момент экономический фактор, который не в последнюю очередь зависит от уровня развития производства, в том числе от развития хозяйственных связей между производителями, играет едва ли не самую важную роль в обеспечении мощи государства и благосостояния его граждан.
1. Постановка проблемыВ ходе экономических преобразований в нашей стране сложилась ситуация, когда основная масса продуктов питания, продающихся на оптовых рынках и с прилавков магазинов, производятся за рубежом.
В рамках программы по поддержке отечественных производителей, а так же в целях создания новых рабочих мест в аграрном секторе и восстановления сельского хозяйства России разработан план мероприятий, составной частью которого является данный социологический опрос населения.
2. Цель исследованияЦелью данного исследования является выяснение специфических факторов и качеств продуктов питания, влияющих на спрос этих продуктов у покупателей—жителей России, а так же выработка практических рекомендаций для отечественных производителей продуктов питания.
3. Задачи исследованияЗадачей исследования является определение влияния на потребителя таких факторов, как цены, вкусовые качества, срок годности, удобства упаковки продуктов, и др., выделение среди множества факторов основных, преимущественно влияющих на спрос продуктов у покупателя.
4. Объект исследованияОбъектом исследования в нашей работе являются граждане России в возрасте от 18 лет, проживающие на территории Российской Федерации.
5. Единицы учета.Единицами учета в исследовании являются мужчины и женщины – жители России, проживающие на её территории, достигшие восемнадцатилетнего возраста.
Выборка будет производиться по территориальному принципу и с учетом плотности населения.
6. Предмет исследованияПредметом исследования является потребительская характеристика спроса на продукты питания, производимые на территории Российской Федерации и ввозимые из других стран.
7. Гипотезы исследованияГипотезами исследования является закономерность потребления продуктов питания
в зависимости от :
1.срока хранения
2. свойств упаковки
3. расфасовки
4. рекламы
5. производителя
6. трудностей в приготовлении
7. трудностей в хранении
8. вкусовых качеств
9. наличия консервантов
10. цены
11. пользы для здоровья (субъективной)
12. взаимозаменяемости
ГИПОТЕЗЫ | ИНДИКАТОРЫ | № ВОПРОСА |
зависимость от : | ||
срока хранения | 4, 12 | |
свойства упаковки | 7, 13, 28 | |
Расфасовки | 17, 27 | |
Рекламы | 8, 16, 23 | |
Производителя | 5, 22 | |
Трудностей в приго-товлении | 9, 20 | |
трудностей в хранении | 11, 21, 24 | |
вкусовых качеств | 6, 25 | |
9. наличия консервантов | 14, 19 | |
цены | 2, 10, 18 | |
пользы для здоровья (субъективной) | 3, 15 | |
взаимозаменяемости | 26 | |
общий вопрос | 1, 29, 30 |
Наш институт проводит опрос общественного мнения, целью которого является определить Ваши требования к продуктам питания. Результаты данного опроса будут использованы для улучшения качества и ассортимента пищевых продуктов, выпускаемых на территории России, а так же продуктов, ввозимых в настоящее время из других стран. Своими ответами на вопросы этой анкеты Вы будете способствовать развитию такой жизненно важной сферы деятельности российского государства, как снабжение Россиян дешёвыми и качественными продуктами питания.
Поскольку предлагаемая Вам анкета анонимна, указывать Ваш адрес и фамилию ненужно.
Коллектив нашего института заранее признателен Вам за ответы на вопросы, предложенные в этой анкете.
АНКЕТА1. Какие из приведенных ниже характеристик продуктов питания являются на Ваш взгляд наиболее важными:
*(отметьте крестиком не более трех позиций)
ЦЕНА | |
СРОК ХРАНЕНИЯ | |
ПОЛЬЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ | |
ВКУСОВЫЕ КАЧЕСТВА | |
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ | |
ОТСУТСТВИЕ ХИМИЧЕСКИХ ДОБАВОК | |
УПАКОВКА |
2. Как Вы считаете, в данный момент цены на продукты:
*( подчеркните 1 строку)
а) неоправдано высокие
б) вполне приемлемые
в) достаточно низкие
3. Какие из ниже перечисленных продуктов, по Вашему мнению, наиболее полезны для здоровья :
*( подчеркните 1 строку)
а) овощи, фрукты
б) хлебо-булочные изделия
в) продукты животного происхождения
4. Насколько Вас интересует срок хранения продуктов, которые Вы покупаете:
*( подчеркните 1 строку)
а) важно, чтобы хранились долго
б) желательно, чтобы хранились долго, но не обязательно
в) важно, чтобы хранился не менее 36 часов
5. У Вас есть возможность выбора между двумя одинаковыми по цене и количеству продуктами. В такой ситуации Вы предпочитаете:
*( подчеркните 1 строку)
а) продукт импортного производства
б) продукт отечественного производства
6. Как Вы считаете, влияет ли на вкусовые качества продукта наличие в нём консервантов:
*( подчеркните 1 строку)
а) да, влияет
б) нет, не влияет
7. Устраивает ли Вас упаковка отечественных продуктов:
*( подчеркните 1 строку)
а) да.
б) нет.
в) не всех.
8. Как Вы думаете нужна ли реклама продуктов питания:
*( подчеркните 1 строку)
а) да.
б) нет.
в) затрудняюсь ответить.
9. Как часто Вы покупаете полуфабрикаты:
*( подчеркните 1 строку)
а) часто
б) редко
в) не покупаю
10. Обычно Вы покупаете продукты:
*( подчеркните 1 строку)
а) оптом
б) в розницу
11. Вы покупаете продукты из расчета:
*( подчеркните 1 строку)
а) на один день
б) на три дня и более
в) по разному
12. Как Вы считаете, от чего, в большей степени, зависит срок хранения продуктов:
*( подчеркните 1 строку)
а) от качества продукта
б) от свойств упаковки
в) от соблюдения условий хранения
г) от наличия консервантов
13. Вы предпочитаете продукты, упакованные в:
*( подчеркните 1 строку)
а) бумагу, полиэтилен
б) упаковку и бутылки из пластмассы
в) стеклопосуду
14. Как, по Вашему, влияет наличие консервантов на вкусовые качества продукта:
*( подчеркните 1 строку)
а) улучшает
б) ухудшает
в) не влияет
15. В выборе продуктов Вы помимо всего прочего руководствуетесь:
*( подчеркните 1 строку)
а) пользой для здоровья
б) вкусовыми качествами
в) лёгкостью в приготовлении
16. Влияет ли реклама на Ваше решение купить тот или иной продукт:
*( подчеркните 1 строку)
а) да, влияет
б) нет, не влияет
17. Вы предпочитаете покупать одно и тоже количество продукта:
*( подчеркните 1 строку)
а) упакованным в одно целое
б) в мелкой расфасовке ( внарезку и т.п.)
18. При покупке продуктов Вы ориентируетесь прежде всего:
*( подчеркните 1 строку)
а) на цену
б) на качество
в) на что-то другое
*(впишите)_______________________________
19. Вы выбираете продукты :
*( подчеркните 1 строку)
а) хранящиеся долго и содержащие консерванты
б) с малым сроком хранения, без консервантов
20. Часто ли Вы готовите блюда, для приготовления которых требуется более 1,5 часов:
*( подчеркните 1 строку)
а) часто
б) редко
в) не готовлю таких блюд
21. Вам трудно хранить продукты, требующие:
*( подчеркните 1 строку)
а) низкой температуры
б) низкой влажности
в) хранить продукты не трудно
22. Вы предпочитаете продукты :
*( подчеркните 1 строку)
а) известных производителей
б) те, которые Вы покупаете уже долгое время
в) те, которые продаются в ближайшем к Вам магазине
23. Вы видите рекламу продуктов питания:
*(отметьте крестиком до трех позиций)
УТРОМ | |
ДНЕМ | |
ВЕЧЕРОМ |
24. Вы храните продукты животного происхождения:
*( подчеркните 1 строку)
а) в холодильнике
б) в другом месте
25. Как часто Вы пользуетесь приправами, соусами, пищевыми дабавками и др.:
*( подчеркните 1 строку)
а) часто
б) редко
в) не пользуюсь
26. Как Вы относитесь к широкому ассортименту однотипных продуктов:
*( подчеркните 1 строку)
а) положительно
б) отрицательно, потому что не знаю, что выбрать
в) важно, чтобы было необходимое
27. Вы покупаете шоколадные конфеты:
*( подчеркните 1 строку)
а) в коробке
б) россыпью
28. Обращаете ли Вы внимание на художественное оформление упаковки:
*( подчеркните 1 строку)
а) обращаю
б) не обращаю
в) не всегда
29. Укажите,пожалуйста, Ваш пол.
*( нужное подчеркните )
а) мужской
б) женский
30. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст.
*( нужное подчеркните )
а) от 18 до 30 лет
б) от 30 до 40 лет
в) от 40 до 50 лет
г) от 50 лет и старше
В нашей работе мы использовали типы шкал измерения вопросов.
ТИП ШКАЛЫ | № ВОПРОСА |
Неупорядоченная, альтернативная шкала наименований | 8,11,18,24,28 |
Дихотомическая, альтернативная шкала наименований | 5,6,10,16,17,19,24,27,29 |
Неупорядоченная, неальтернативная шкала наименований | 1,3,7,12,1315,21,22,26 |
Полностью упорядоченная (ранговая) шкала наименований | 2,4,9,14,20,23,25, |
Идеальная метрическая шкала | 30 |
ТИПЫ ВОПРОСОВ | № ВОПРОСА |
ПО СОДЕРЖАНИЮ:
1. О фактах поведения | 9,10,11,20,21,23, 24,25,27,28 |
1.1 О личности респондента | 29,30 |
2. О мнениях, суждениях, оценках | 1,2,3,4,5,6,7,8,12, 13,14,15,16,17,18, 19,22,26 |
ПО ФОРМЕ:
3. Полностью закрытые | 1—17,19-30 |
4. Не полностью закрытые | 18 |
5. Открытые | --- |
6. Линейные | 2—22, 24—30 |
7. Табличные | 1,23 |
8. Альтернативные | 2,3,4,7,8,9,11,12, 13,14,15,18,20,21, 22,25,26,28,30 |
8.1 Дихотомические | 5,6,10,16,17,19,24,27,29 |
9. Неальтернативные | 1,23 |
10. Ретроспективные | --- |
11. Проективные | --- |
12. Прямые | все, кроме 27 |
13. Косвенные | 27 |
14. Личные | 3-5,7,9-11,13,15-30 |
15. Безличные | 14,8,12,3,6,1,2 |
ПО ФУНКЦИЯМ:
16. Основные | 1-11,13-23,25-30 |
17. Неосновные | 12,24 |
18. Вводные | 1,2,3 |
19. Вопросы-фильтры | --- |
20. Контрольные | 15к1,18к1,22к1, 23к16,14к6 |