Сергей Гипш
Электронный кошелек: мечта становится реальностью
Создание интерактивной «окружающей среды» в последние годы перестало быть привилегией научнофантастических романов. Теперь такую возможность обсуждают на страницах отчетов вполне серьезных аналитических агентств. Современные коммуникационные технологии покидают дома и офисы, устремляясь завоевывать улицы городов. Неудивительно, что сотовый телефон, являясь наиболее доступным, удобным и популярным средством связи, играет главную роль в этом процессе.
Возможность совершать и принимать звонки или выходить в Интернет практически из любой точки земного шара давно воспринимается всем нами как должное, хотя, по историческим меркам, появилась очень недавно. Можно предположить, что через некоторое время столь же привычной станет и оплата разнообразных товаров и услуг с помощью мобильного телефона, вне зависимости от времени и места совершения сделки. О том, какие предпосылки существуют для этого, и пойдет речь далее.
В первую очередь, возможность осуществления платежей с помощью мобильного терминала интересна абонентам сотовой связи, то есть нам с вами. Этот факт может показаться спорным, однако ему существует масса подтверждений.
Достаточно вспомнить про объем рынка мобильного контента, оцениваемый аналитиками в 7—10 миллиардов (!) долларов. Значительная часть транзакций, связанных с приобретением рингтонов, Java-игр и тому подобных продуктов, осуществляется с помощью платежных единиц, находящихся на внутреннем счете абонента сотовой связи. Такая система имеет два существенных недостатка: чрезвычайно ограниченную сферу применения и неясность юридического статуса используемых платежных единиц. Создание системы оплаты покупок с помощью мобильного телефона является одним из приоритетных направлений развития традиционных международных платежных систем. Главной причиной такого положения вещей является желание различных финансовых организаций и банковских учреждений использовать огромный потенциал быстро растущего рынка мобильной связи. В качестве примера можно привести активное участие таких объединений, как Visa и Master Card во множестве пилотных проектов, организованных для тестирования систем мобильных расчетов.
Несомненна заинтересованность в создании «мобильного кошелька» производителей телефонов и операторов сотовой связи. Первым это позволит увеличить объемы продаж мобильных устройств, а вторым — значительно расширить спектр предоставляемых услуг и оптимизировать уже существующие сервисы.
Интересы игроков рынка мобильной связи сосредоточились на технологии NFC (Near Field Communications), дающей возможность получить эффективный набор технических средств для создания, внедрения и обслуживания системы мобильных платежей. Сегодня именно эта технология выглядит наиболее перспективной основой для реализации как «мобильного кошелька», так и других интерактивных услуг.
Как следует из названия, технология NFC представляет собой систему беспроводной связи на коротком расстоянии. Установление связи происходит с помощью двух компонентов. В клиентское оборудование (сотовый телефон или другое переносное устройство) интегрируют специальную микросхему со встроенным радиопередатчиком, использующим систему радиочастотной идентификации. Этот чип часто называют RFID-тэгом. Подобные тэги, кстати, уже давно получили широкое распространение в других сферах. Они используются для учета товаров в супермаркетах, в системах автоматизированной оплаты парковки и даже в паспортах граждан США. Москвичам эта технология знакома по бесконтактным картам метро.
Для работы с тэгами используется второй компонент технологии NFC — так называемый «ридер». Он обеспечивает доступ к информации, сохраненной на тэге. Это могут быть данные о номере кредитной карты, балансе банковского счета или даже о наличии «электронного билета» на концерт.
Обмен информацией между тэгом и ридером или двумя тэгами в различных мобильных устройствах происходит на очень небольшом расстоянии (около 5 см). Во-первых, это увеличивает надежность системы, исключая возможность перехвата сигнала злоумышленником, а во-вторых, делает работу с системой психологически комфортной для пользователя.
Совершение покупки или оплату счета можно произвести, просто приблизив мобильный телефон к терминалу «ридера».
Скорость передачи данных с применением технологии беспроводной связи на коротком расстоянии составляет 424 Кбит/с (то есть 53 Кбайт/с, что в семь раз быстрее, чем при доступе к Интернету посредством Dial-up). При этом NFC полностью совместима с большинством других беспроводных технологий, таких как Bluetooth и Wi-Fi. На практике это означает, что после установки соединения дальнейший обмен данными можно вести по любому протоколу беспроводной связи, наиболее подходящему для решения конкретной задачи.
Главным аспектом технологии, вызывающим наибольший интерес у пользователей и разработчиков, является осуществление мобильных платежей. Спектр возможных способов применения NFC этим не ограничивается. В числе этих вариантов — создание электронных ключей, интерактивных рекламных плакатов, способных передать информацию о рекламируемом продукте в сотовый телефон, «умные» информационные таблички, виртуальные абонементы для проезда в общественном транспорте и многое другое.
Технология беспроводной связи на коротком расстоянии была зарегистрирована в качестве международного стандарта в конце 2003 года. Несколько месяцев спустя для продвижения NFC на рынке потребительской электроники компании NXP Semiconductors, Nokia и Sony основали организацию под названием NFC Forum. Сейчас членами этой организации также являются такие представители мобильной индустрии, как Samsung, Panasonic и NEC, платежные системы Master Card и Visa и даже мировой лидер в области программного обеспечения — корпорация Microsoft.
Следующим этапом развития «мобильного кошелька» стало тестирование технологии NFC.
Широкомасштабные пилотные проекты были запущены в разных странах мира. Среди них — система мобильных платежей в Малайзии, организованная компаниями Nokia и Visa в 2006 г.; «интерактивная окружающая среда», созданная оператором мобильной связи Orange в сотрудничестве с Philips во французском городе Канны; система оплаты за проезд в общественном транспорте в немецком Ханау. Ряд проектов был реализован компаниями Motorola и Master Card в США.
С 2005 года в Японии уже на постоянной основе (а не в качестве пилотного проекта) действует система оплаты товаров и услуг, созданная крупнейшим оператором мобильной связи NTT DoCoMo. С ее помощью мобильный телефон «может» оплатить счет в кафе, проезд в такси или получить наличные в банкомате. Япония на сегодняшний день обладает наиболее развитой инфраструктурой, необходимой для осуществления мобильных платежей.
За время проведения исследований данной технологии был выпущен целый ряд моделей мобильных телефонов, оборудованных RFID-тэгом. Как правило, это были модифицированные версии ранее выпущенных моделей. Среди наиболее заметных — Nokia 3220 c прошивкой Nokia NFC и Foma N901iC от компании NEC. Недавно компанией Nokia был представлен еще один телефон с поддержкой NFC — Nokia 6131, который позиционируется как массовая модель, актуальная в свете появления общедоступных NFC-услуг в ближайшем будущем.
Несмотря на очевидный интерес к технологии NFC, демонстрируемый большинством участников рынка, система мобильных платежей пока не получила широкого коммерческого распространения. По прогнозам агентства ABI Research, к 2010 году 23% продаваемых телефонов будут оборудованы NFC-модулем. Исследования этой компании указывают на то, что определяющим фактором для широкого внедрения NFC-сервисов будет степень их востребованности операторами мобильной связи.
Условием, выдвинутым многими поставщиками услуг связи в обмен на свою поддержку технологии беспроводной связи на коротком расстоянии, стало требование хранения данных. Сюда входят данные о производимых пользователем транзакциях, реквизитах кредитных карточек и прочей финансовой информации на SIM-карте, а не в памяти телефона. Такая мера должна усложнить абонентам процесс миграции к другому оператору и усилить степень контроля поставщика услуг связи над предоставляемым комплексом услуг.
Позиция операторов мобильной связи вызвала оживленную дискуссию между представителями компаний, принимающих участие в разработке стандарта NFC. Альтернативный вариант технологии, не включающий «привязку» RFID-модуля к SIM-карте, был предложен компанией NXP Semiconductors. Однако ее предложения не нашли поддержки среди поставщиков услуг связи и недавно компания была вынуждена отказаться от своего подхода. Таким образом, появления окончательного стандарта NFC для мобильных телефонов можно ожидать уже к началу лета.
По словам специалистов, между созданием стандарта и поступлением в продажу устройств, поддерживающих этот стандарт, должно пройти как минимум несколько месяцев. Поскольку уже выработана общая точка зрения на то, какими должны быть NFC-устройства, их появления на рынке можно ожидать, ориентировочно, во II квартале 2008 года. Некоторые скептики отодвигают этот срок еще дальше. По их мнению, коммерческий запуск системы мобильных платежей невозможен без предварительного создания соответствующей инфраструктуры, а этот процесс может потребовать не менее полугода. Следовательно, начало широкого предоставления услуг, основанных на беспроводной связи на коротком расстоянии, возможно не ранее начала 2009 года.
Следует ожидать, что NFC-сервисы уже в самое ближайшее время должны стать доступными широкому потребителю. По непроверенным данным, запуск первой в Европе системы оплаты товаров и услуг с помощью мобильного телефона планируется во Франции в конце этого года. Местная компания-производитель мобильных телефонов Sagem уже заявила о своей готовности обеспечить к этому времени необходимое количество терминалов, поддерживающих технологию NFC. Исследования показывают, что «сотовый кошелек» хорошо воспринимается пользователями в самых разных странах, рынки которых обладают своей спецификой. Успешное внедрение этого сервиса в Европе может стать предвестником появления подобной системы расчетов и в нашей стране.
Мобильные компьютеры, № 7/81 2007