Станислав Иевлев
С чего начинается изучение нового языка (или среды) программирования? С написания простенькой программы, выводящей на экран краткое приветствие типа "Hello World!". Например, для C это будет выглядеть приблизительно так:
main() {
printf("Hello World!n");
}
Показательно, но совершенно неинтересно. Программа, конечно, работает, приветствие свое пишет; но ведь для этого требуется целая операционная система! А что если хочется написать программку, для которой ничего не надо? Вставляем дискетку в компьютер, загружаемся с нее и ..."Hello World"! Можно даже прокричать это приветствие из защищенного режима... Сказано - сделано. С чего бы начать?.. Набраться знаний, конечно. Для этого очень хорошо полазить в исходниках Linux и Thix. Первая система всем хорошо знакома, вторая менее известна, но не менее полезна.
Подучились? Теперь займемся. Понятно, что первым делом надо написать загрузочный сектор для нашей мини-операционки (а ведь это будет именно мини-операционка!). Поскольку процессор грузится в 16-разрядном режиме, то для создания загрузочного сектора используется ассемблер и линковщик из пакета bin86. Можно, конечно, поискать еще что-нибудь, но оба наших примера используют именно его; и мы тоже пойдем по стопам учителей. Синтаксис этого ассемблера немного странноватый, совмещающий черты, характерные и для Intel и для AT&T, но после пары недель мучений можно привыкнуть.
Загрузочный сектор (boot.S)
Сознательно не буду приводить полных листингов программ. Так станут понятней основные идеи, да и вам будет намного приятней, если все напишете своими руками. Для начала определимся с основными константами.
START_HEAD = 0 - Головка привода, которою будем использовать.
START_TRACK = 0 - Дорожка, откуда начнем чтение.
START_SECTOR = 2 - Сектор, начиная с которого будем считывать наше ядрышко.
SYSSIZE = 10 - Размер ядра в секторах (каждый сектор содержит 512 байт)
FLOPPY_ID = 0 - Идентификатор привода. 0 - для первого, 1 - для второго
HEADS = 2 - Количество головок привода.
SECTORS = 18 - Количество дорожек на дискете. Для формата 1.44 МБ это количество равно 18.
В процессе загрузки будет происходить следующее. Загрузчик BIOS считает первый сектор дискеты, положит его по адресу 0000:0x7c00 и передаст туда управление. Мы его получим и - для начала - переместим себя пониже по адресу 0000:0x600, перейдем туда и спокойно продолжим работу. Собственно вся наша работа будет состоять из загрузки ядра (сектора 2 - 12 первой дорожки дискеты) по адресу 0x100:0000, переходу в защищенный режим и скачку на первые строки ядра. В связи с этим еще несколько констант:
BOOTSEG = 0x7c00 - Сюда поместит загрузочный сектор BIOS.
INITSEG = 0x600 - Сюда его переместим мы.
SYSSEG = 0x100 - А здесь приятно расположится наше ядро.
DATA_ARB = 0x92 - Определитель сегмента данных для дескриптора
CODE_ARB = 0x9A - Определитель сегмента кода для дескриптора.
Первым делом произведем перемещение самих себя в более приемлемое место.
cli
xor ax, ax
mov ss, ax
mov sp, #BOOTSEG
mov si, sp
mov ds, ax
mov es, ax
sti
cld
mov di, #INITSEG
mov cx, #0x100
repnz
movsw
jmpi go, #0
Теперь необходимо настроить как следует сегменты для данных (es, ds) и для стека. Неприятно, конечно, что все приходится делать вручную, но что поделаешь - ведь кроме нас и BIOS в памяти компьютера никого нет.
go:
mov ax, #0xF0
mov ss, ax
mov sp, ax
;Стек разместим как 0xF0:0xF0 = 0xFF0
mov ax, #0x60
;Сегменты для данных ES и DS зададим в 0x60
mov ds, ax
mov es, ax
Наконец, можно вывести победное приветствие. Пусть мир узнает, что мы смогли загрузиться! Поскольку у нас есть все-таки целый BIOS, воспользуемся готовой функцией 0x13 прерывания 0x10. Можно, конечно, его презреть и написать напрямую в видеопамять, но у нас каждый байт команды на счету, а байт таких всего 512. Потратим их лучше на что-нибудь более полезное.
mov cx,#18
mov bp,#boot_msg
call write_message
Функция write_message выглядит следующим образом
write_message:
push bx
push ax
push cx
push dx
push cx
mov ah,#0x03
;прочитаем текущее положение курсора,
;дабы не выводить сообщения где попало.
xor bh,bh
int 0x10
pop cx
mov bx,#0x0007
;Параметры выводимых символов:
;видеостраница 0, атрибут 7 (серый на черном)
mov ax,#0x1301
;Выводим строку и сдвигаем курсор
int 0x10
pop dx
pop cx
pop ax
pop bx
ret
;А сообщение так
boot_msg:
.byte 13,10
.ascii "Booting data ..."
.byte 0
К этому времени на дисплее компьютера появится скромное "Booting data ...". Это в принципе не хуже, чем "Hello World", но давайте добьемся чуть большего. Перейдем в защищенный режим и выведем этот "Hello" уже из программы, написанной на C. Ядро 32-разрядное. Оно будет у нас размещаться отдельно от загрузочного сектора и собираться уже с помощью gcc и gas. Синтаксис ассемблера gas соответствует требованиям AT&T, так что тут все будет попроще. Но для начала нам нужно прочитать ядро. Опять воспользуемся готовой функцией 0x2 прерывания 0x13.
recalibrate:
mov ah, #0
mov dl, #FLOPPY_ID
int 0x13
;проведем реинициализацию дисковода.
jc recalibrate
call read_track
;вызов функции чтения ядра
jnc next_work
;если во время чтения не произошло
;ничего плохого, то работаем дальше
bad_read:
;если чтение произошло неудачно -
;выводим сообщение об ошибке
mov bp,#error_read_msg
mov cx,7
call write_message
inf1: jmp inf1
;и уходим в бесконечный цикл. Теперь
;нас спасет только ручная перезагрузка
Сама функция чтения предельно простая: долго и нудно заполняем параметры, а затем одним махом считываем ядро. Сложности начнутся, когда ядро перестанет помещаться в 17 секторах (то есть 8.5КБ); но это пока в будущем, а сейчас вполне достаточно такого молниеносного чтения
read_track:
pusha
push es
push ds
mov di, #SYSSEG
;Определяем
mov es, di
;адрес буфера для данных
xor bx, bx
mov ch, #START_TRACK
;дорожка 0
mov cl, #START_SECTOR
;начиная с сектора 2
mov dl, #FLOPPY_ID
mov dh, #START_HEAD
mov ah, #2
mov al, #SYSSIZE
;считать 10 секторов
int 0x13
pop ds
pop es
popa
ret
;Вот и все. Ядро успешно прочитано,
;и можно вывести еще одно радостное
;сообщение на экран.
next_work:
call kill_motor
;останавливаем привод дисковода
mov bp,#load_msg
;выводим сообщение
mov cx,#4
call write_message
;Вот содержимое сообщения
load_msg:
.ascii "done"
.byte 0
;А вот функция остановки двигателя привода.
kill_motor:
push dx
push ax
mov dx,#0x3f2
xor al,al
out dx,al
pop ax
pop dx
ret
На данный момент на экране выведено "Booting data ...done" и лампочка привода флоппи-дисков погашена. Все затихли и готовы к смертельному номеру - прыжку в защищенный режим. Для начала надо включить адресную линию A20. Это в точности означает, что мы будем использовать 32-разрядную адресацию к данным.
mov al, #0xD1
;команда записи для 8042
out #0x64, al
mov al, #0xDF
;включить A20
out #0x60, al
Выведем предупреждающее сообщение - о том, что переходим в защищенный режим. Пусть все знают, какие мы важные.
protected_mode:
mov bp,#loadp_msg
mov cx,#25
call write_message
Сообщение:
loadp_msg:
.byte 13,10
.ascii "Go to protected mode..."
.byte 0
Пока у нас еще жив BIOS, запомним позицию курсора и сохраним ее в известном месте (0000:0x8000 ). Ядро позже заберет все данные и будет их использовать для вывода на экран победного сообщения.
save_cursor:
mov ah,#0x03
;читаем текущую позицию курсора
xor bh,bh
int 0x10
seg cs
mov [0x8000],dx
;сохраняем в специальном тайнике
Теперь внимание, запрещаем прерывания (нечего отвлекаться во время такой работы) и загружаем таблицу дескрипторов
cli
lgdt GDT_DESCRIPTOR
;загружаем описатель таблицы дескрипторов.
У нас таблица дескрипторов состоит из трех описателей: нулевой (всегда должен присутствовать), сегмента кода и сегмента данных.
align 4
.word 0
GDT_DESCRIPTOR: .word 3 * 8 - 1 ;
;размер таблицы дескрипторов
.long 0x600 + GDT
;местоположение таблицы дескрипторов
.align 2
GDT:
.long 0, 0
;Номер 0: пустой дескриптор
.word 0xFFFF, 0
;Номер 8: дескриптор кода
.byte 0, CODE_ARB, 0xC0, 0
.word 0xFFFF, 0
;Номер 0x10: дескриптор данных
.byte 0, DATA_ARB, 0xCF, 0
Переход в защищенный режим может происходить минимум двумя способами, но обе ОС, выбранные нами для примера (Linux и Thix) используют для совместимости с 286 процессором команду lmsw. Мы будем действовать тем же способом
mov ax, #1
lmsw ax
;прощай реальный режим. Мы теперь
;находимся в защищенном режиме.
jmpi 0x1000, 8
;Затяжной прыжок на 32-разрядное ядро.
Вот и вся работа загрузочного сектора – не мало, но и не много. Теперь с ним мы попрощаемся и направимся к ядру. В конце ассемблерного файла полезно добавить следующую инструкцию.
org 511
end_boot: .byte 0
В результате скомпилированный код будет занимать ровно 512 байт, что очень удобно для подготовки образа загрузочного диска.
Первые вздохи ядра (head.S)
Ядро, к сожалению, опять начнется с ассемблерного кода. Но теперь его будет совсем немного. Мы собственно зададим правильные значения сегментов для данных (ES, DS, FS, GS). Записав туда значение соответствующего дескриптора данных.
cld
cli
movl $(__KERNEL_DS),%eax
movl %ax,%ds
movl %ax,%es
movl %ax,%fs
movl %ax,%gs
Проверим, нормально ли включилась адресная линия A20 - простым тестом записи. Обнулим для чистоты эксперимента регистр флагов.
xorl %eax,%eax
1: incl %eax
movl %eax,0x000000
cmpl %eax,0x100000
je 1b
pushl $0
popfl
Вызовем долгожданную функцию, уже написанную на С: call SYMBOL_NAME(start_my_kernel). И больше нам тут делать нечего.
Поговорим на языке высокого уровня (start.c)
Вот теперь мы вернулись к тому, с чего начинали рассказ. Почти вернулись, потому что printf() теперь надо делать вручную. Поскольку готовых прерываний уже нет, то будем использовать прямую запись в видеопамять. Для любопытных - почти весь код этой части, с незначительными изменениями, позаимствован из части ядра Linux, осуществляющей распаковку (/arch/i386/boot/compressed/*). Для сборки вам потребуется дополнительно определить такие макросы как inb(), outb(), inb_p(), outb_p(). Готовые определения проще всего одолжить из любой версии Linux.
Теперь, дабы не путаться со встроенными в glibc функциями, отменим их определение
#undef memcpy
//Зададим несколько своих:
static void puts(const char *);
static char *vidmem = (char *)0xb8000; /*адрес видеопамяти*/
static int vidport; /*видеопорт*/
static int lines, cols; /*количество линий и строк на экран*/
static int curr_x,curr_y; /*текущее положение курсора*/
И начнем, наконец, писать код на языке высокого уровня... правда, с небольшими ассемблерными вставками.
/*функция перевода курсора в положение (x,y).
Работа ведется через ввод/вывод в видеопорт*/
void gotoxy(int x, int y)
{
int pos;
pos = (x + cols * y) * 2;
outb_p(14, vidport);
outb_p(0xff & (pos >> 9), vidport+1);
outb_p(15, vidport);
outb_p(0xff & (pos >> 1), vidport+1);
}
/*функция прокручивания экрана. Работает,
используя прямую запись в видеопамять*/
static void scroll()
{
int i;
memcpy ( vidmem, vidmem + cols * 2, ( lines - 1 ) * cols * 2 );
for ( i = ( lines - 1 ) * cols * 2; i < lines * cols * 2; i += 2 )
vidmem[i] = ' ';
}
/*функция вывода строки на экран*/
static void puts(const char *s)
{
int x,y;
char c;
x = curr_x;
y = curr_y;
while ( ( c = *s++ ) != ' ' ) {
if ( c == 'n' ) {
x = 0;
if ( ++y >= lines ) {
scroll();
y--;
}
} else {
vidmem [ ( x + cols * y ) * 2 ] = c;
if ( ++x >= cols ) {
x = 0;
if ( ++y >= lines ) {
scroll();
y--;
}
}
}
}
gotoxy(x,y);
}
/*функция копирования из одной области памяти
в другую. Заменитель стандартной функции glibc */
void* memcpy(void* __dest, __const void* __src,
unsigned int __n)
{
int i;
char *d = (char *)__dest, *s = (char *)__src;
for (i=0;i<__n;i++) d[i] = s[i];
}
/*функция, издающая долгий и протяжный звук.
Использует только ввод/вывод в порты поэтому
очень полезна для отладки */
make_sound()
{
__asm__("
movb $0xB6, %alnt
outb %al, $0x43nt
movb $0x0D, %alnt
outb %al, $0x42nt
movb $0x11, %alnt
outb %al, $0x42nt
inb $0x61, %alnt
orb $3, %alnt
outb %al, $0x61nt
");
}
/*А вот и основная функция*/
int start_my_kernel()
{
/*задаются основные параметры */
vidmem = (char *) 0xb8000;
vidport = 0x3d4;
lines = 25;
cols = 80;
/*считываются предусмотрительно сохраненные
координаты курсора*/
curr_x=*(unsigned char *)(0x8000);
curr_y=*(unsigned char *)(0x8001);
/*выводится строка*/
puts("donen");
/*уходим в бесконечный цикл*/
while(1);
}
Вот и вывели мы этот "Hello World" на экран. Сколько проделано работы, а на экране только две строчки:
Booting data ...done
Go to proteсted mode ...done
А что – плохо?! Закричала новая операционная система. Мир с радостью воспринял ее. Кто знает, может быть - это новый Linux ?...
Подготовка загрузочного образа(floppy.img)
Теперь подготовим загрузочный образ нашей системки.Для начала соберем загрузочный сектор.
as86 -0 -a -o boot.o boot.S
ld86 -0 -s -o boot.img boot.o
Обрежем 32-битный заголовок и получим таким образом чистый двоичный код.
dd if=boot.img of=boot.bin bs=32 skip=1
Соберем ядро
gcc -traditional -c head.S -o head.o
gcc -O2 -DSTDC_HEADERS -c start.c
При компоновке НЕ ЗАБУДЬТЕ параметр "-T"! Он указывает, относительно какого смещения вести расчеты; в нашем случае, поскольку ядро грузится по адресy 0x1000, смещение соответствующее:
ld -m elf_i386 -Ttext 0x1000 -e startup_32 head.o start.o -o head.img
Отделим зерна от плевел, то есть чистый двоичный код от всяческих служебных заголовков и комментариев:
objcopy -O binary -R .note -R .comment -S head.img head.bin
И соединим воедино загрузочный сектор и ядро
cat boot.bin head.bin >floppy.img
Образ готов. Записываем на дискетку (заготовьте несколько для экспериментов, я прикончил три штуки), перезагружаем компьютер и наслаждаемся...
cat floppy.img >/dev/fd0
Ё-мое, что ж я сделал... :-[ ]
Здорово, правда? Приятно почувствовать себя будущим Торвальдсом, или кем-то еще. Первая тропка протоптана, можно смело идти вперед - дописывать и переписывать систему!... Описанная процедура пока что едина для множества операционных систем, будь то UNIX или Windows. Что напишете вы? ... не знает никто. Ведь это будет уже ваша система...
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://andrey.nnov.ru/