Михали Шиксентмихали, Роберт Кьюби
Живые существа, стремясь удовлетворить свои насущные потребности, зачастую подвергают свою жизнь смертельной опасности. В этом и состоит парадокс борьбы за выживание. Рыба заглатывает наживку ив следующее мгновение болтается на крючке. Мышь, влекомая запахом сыра, попадает в мышеловку. Но это обусловлено физиологической необходимостью. И только поведению человека нет разумного оправдания. Вовсе не для борьбы за выживание человек готов предаваться разрушительным соблазнам и порокам. Его не останавливает даже прямая угроза здоровью и жизни. К примеру, спиртное— в едь никто не заставляет его пить! Искушение, порой, сильнее доводов разума. Понять это и вовремя остановиться— вот одна из важнейших проблем существования вида homo sapiens.
Чрезмерное стремление к чему-либо не всегда физиологически оправдано. Азартные игры могут превратить человека в заядлого игрока, секс— стать навязчивой идеей… Но среди разных аспектов человеческой деятельности самое популярное времяпрепровождение— сидение у телевизора. Многие люди определяют свое отношение к ТВ как «любовь— ненависть», асам телевизор зовут «ящиком для болванов». Но при этом удобнее устраиваются всвоих креслах ина диванах ине выпускают из рук пульт дистанционного управления. Родители раздраженно ворчат на детей, которых не оторвать от экрана, но сами умалчивают освоих телепристрастиях. Даже исследователи ТВ зачастую смотрят все программы без разбору.
Перси Танненбаум (Percy Tannenbaum) из Калифорнийского университета вБеркли пишет: «Меня неизменно смущает тот факт, что даже во время интересной оживленной беседы, если рядом работает телевизор, янепременно поглядываю на экран. Это происходит помимо моей воли».
Десятилетиями ученые исследуют воздействие телевидения на человека. Особенно внимательно изучают связь между демонстрацией сцен жестокости на экране снасилием вреальной жизни. Пытаются понять, почему потребители информации предпочитают телевидение газетам ижурналам.
Термин «телезависимость» не очень точен ине дотягивает до смыслового, но всеже он отражает суть реального феномена. Психологи ипсихиатры формально определяют патологическую зависимость от чего-либо или кого-либо как расстройство, отклонение от нормы, которому соответствуют характерные признаки неадекватной реакции на раздражитель: огромное количество времени, уделяемого объекту зависимости; использование его чаще, чем обычно принято; стремление (либо многократные ибезуспешные попытки) сократить общение сним; отказ ради него от исполнения социальных, семейных ипрофессиональных обязанностей; жалобы на замкнутость иуход всебя при отказе от контактов сданным объектом зависимости. Ивсе эти критерии можно применить клюбителям подолгу сидеть утелеэкрана.
Это не значит, что смотреть телевизор плохо или вредно. Телевидение обучает, расширяет кругозор, развлекает, расслабляет, уводит от гнетущей действительности, позволяет наслаждаться прекрасным. Однако человек, понимающий, что надобы поменьше времени проводить уэкрана, зачастую ничего не может ссобой поделать. Адля того, чтобы иметь шансы на победу всхватке стелеманией, надо понять, как воздействует на нас телевидение.
Количество времени, которое мы проводим утелеэкрана, ужасает. Всреднем жители развитых промышленных городов каждый день тратят на это по три часа. Аэто— ровно половина всего свободного времени, если не считать сна имелких домашних дел. Следовательно, к75годам 9лет человек уже отдал телевидению. Кто-то объясняет это огромной любовью кТВ. Но почему тогда множество зрителей обеспокоено подобной страстью? Опросы Института Гэллапа 1992и 1999годов показали: по собственной оценке, слишком много сидят утелеэкрана двое из пяти взрослых исемеро из десяти подростков. Идругие исследования подтверждают, что телеманами считает себя приблизительно 10% взрослого населения.
Неудивительно, что реакции организма на ТВ истали предметом сугубо научного изучения. Спомощью электроэнцефалографа был проведен мониторинг волн головного мозга. Исследователи зафиксировали перемены электрической сопротивляемости кожи, изменение частоты сердцебиения во время, до ипосле просмотра телепередач. Опыты ставили не только встенах лабораторий, но ив естественной среде обитания, применив метод экспериментального моделирования. Телеман не только лежал дома на любимом диване перед телевизором, но иел, пил, спал, работал. Апри нем постоянно был бипер (устройство, принимающее звуковые сигналы), на который втечение недели 6–8раз всутки, поступали сигналы. Тут подопытный телезритель идолжен был на специальной карточке записать, что он вданный момент делает икак себя при этом чувствует.
Тот, кто смотрел телевизор, когда поступал сигнал, чувствовал себя расслабленно ипассивно. Энцефалограмма также демонстрировала ослабление ментальной стимуляции во время просмотра телепередач (чего никогда не наблюдалось при чтении!). Но самое удивительное: когда телевизор выключали, чувство релаксации пропадало, аощущение пассивности оставалось. Исследуемые зрители подтверждали, что ТВ каким-то образом поглощает их энергию, оставляя их опустошенными (опять-таки, вотличие от обычного чтения). Анастроение после просмотра остается прежним или незначительно ухудшается.
Зрители говорят, что, едва загорается телеэкран, они моментально расслабляются. Поэтому люди исвязывают ТВ сотдыхом иснятием напряжения. Причем, ощущение релаксации сохраняется на протяжении всего просмотра. Но стоит выключить «ящик»— итутже происходит «принудительное» возвращение вреальность со всеми ее проблемами.
Схожим образом действуют наркотики. Транквилизатор, покидающий организм слишком быстро, вызывает больше зависимости, чем тот, который выводится медленно. Точно также зритель не выключает идущую программу— подсознательно он понимает, что ощущение релаксации ослабнет, если экран погаснет. Чем чаще идольше смотришь, тем больше хочется смотреть.
Парадокс телевидения втом, что люди смотрят телевизор гораздо больше, чем планируют, хотя длительный просмотр менее продуктивен. Результаты телеопытов сприменением метода экспериментального моделирования вестественной среде обитания показывают: чем дольше люди сидят уэкрана, тем меньше радости они от этого получают. Телезависимые участники исследования— те, кто смотрит передачи более четырех часов всутки,— получают от этого меньше удовлетворения, чем те, кто уделяет просмотру телепрограмм менее двух часов. Вряде случаев удовольствие от передач телеманам портят приступы беспокойства ивины из-за непродуктивно потраченного времени. Ученые Японии, Великобритании иСоединенных Штатов обнаружили, что такое чувство вины гораздо чаще одолевает представителей среднего класса, чем более высокие слои населения.
Почемуже телевидение так привлекает нас? Частично это происходит из-за нашей биологической ориентировочной реакции. Впервые это понятие было описано физиологом Иваном Петровичем Павловым в1927году. Ориентировочная реакция— это наша инстинктивная визуальная или слуховая реакция на внезапный илиже неизвестный ранее раздражитель. Это врожденная восприимчивость кпотенциальной угрозе. Типичные проявления такой реакции— поворот глаз всторону источника раздражения, расширение кровеносных сосудов мозга, замедление сердечной деятельности исокращение кровеносных сосудов восновных группах мышц. Альфа-волны на несколько секунд блокируются, затем снова возвращаются кнормальному ритму, что определяется общим уровнем ментального раздражения. Мозг фокусируется на восприятии большей информации, атело находится всостоянии покоя.
В 1986году Байрон Ривз (Byron Reeves) из Стэнфордского университета, Эстер Торсон (Esther Thorson) из Миссурийского университета иих коллеги начали изучать влияние обычных телевизионных приемов на активацию ориентировочной реакции. Повышаютли зрительский интерес быстрая смена кадров, оригинальный монтаж, внезапные шумы? Наблюдая за деятельностью мозга зрителей, исследователи выяснили, что эти приемы могут подстегивать непроизвольные реакции иповышать зрительский интерес. Уникально не содержание, аформа подачи материала.
Отчасти ориентировочная реакция объясняет следующие замечания зрителей: «если телевизор работает, яне могу оторвать глаз от экрана», «мне не хотелосьбы смотреть телепрограммы по столько часов кряду, но яничего не могу ссобой поделать», «телевизор меня просто гипнотизирует». После того как Ривз иТорсон опубликовали результаты своих изысканий, ученые пошли еще дальше. Исследовательская группа Энни Лэнг (Annie Lang) из Индианского университета показала, что после воздействия внезапного раздражителя сердечная деятельность замедляется на 4–6секунд. Перегруженность рекламных имузыкальных роликов стилистическими приемами оказывает сильное ипостоянное действие на ориентировочную реакцию. Номинальная частота подачи этих приемов равна одной единице всекунду.
Влияютли аудиовизуальные образы на память? То есть, помнятли люди, что они смотрели? Эту проблему также исследовала группа Энни Лэнг. Участники одного из экспериментов смотрели программу, апотом заполняли анкету. Особенности съемки (одновременно несколькими камерами сразных точек) имонтажа положительно влияли на информационную память, приковывая внимание кэкрану. Вопределенном смысле схожий эффект производит частая смена кадров. Но если показатель частоты выше 10единиц в2минуты, эффект узнавания резко ослабевает.
Режиссеры образовательных программ для детей обнаружили, что телевизионные приемы помогают при обучении. Однако слишком быстрая смена кадров перегружает мозг. Основная цель музыкальных клипов ирекламных роликов, вкоторых используется резкая смена не связанных между собой сцен,— удержание внимания зрителя. Люди могут запомнить название продукции или музыкальной группы, адетали рекламы как таковой пропустить мимо ушей. Ориентировочная реакция ослабевает. Зрители по-прежнему прикованы кэкрану, но ощущают усталость, не получая взамен никакого психологического удовлетворения. Применение экспериментального моделирования висследованиях дает теже результаты.
Иногда иназвание продукции трудноуловимо. Сегодня многие ролики упоминают рекламируемый продукт косвенно, какбы вскользь. Часто за интересным сюжетом трудно уловить суть. Впоследствии невозможно вспомнить, окакой продукции шла речь. Ивсеже рекламодатели уверены— если им удалось завладеть вниманием зрителя, то, придя вмагазин, он непременно выберет их товар. Это, говоря образно, подсознание напомнит оглохшему от информационного шума телезрителю, что где-то он уже слышал это название, отчего-то он его знает.
Исследователи не говорят отом, что телевизор вообще смотреть нельзя. Но предостерегают от возможных проблем телеманьяков, не способных оторваться от экрана.
Метод экспериментального моделирования позволяет исследовать практически все сферы деятельности повседневной жизни человека— работу, еду, чтение, общение, занятия спортом ит. д.Нам было интересно, относятсяли телеманы кжизни также, как иобычные люди. Не возникаютли уних затруднения при общении сокружающими? Не чувствуютли они безразличие ксвоей работе? Результаты оказались поразительными. Заядлые телеманы, вне зависимости от возраста, ощущали беспокойство, тревогу, чувствовали себя более несчастными, чем обычные зрители, когда им нечего было делать иуж тем более, когда приходилось оставаться один на один ссобой.
Впоследствии Роберт Д. Макилрет (Robert D. McIlwraith) из университета вМанитобе занимался углубленным изучением телевизионных наркоманов. Он обнаружил, что они чаще других впадают втоску, бывают рассеянны, раздражены, им труднее концентрировать внимание. Пристрастие кТВ они объясняют желанием отвлечься от неприятных мыслей ичем-то заполнить свободное время. Другие исследования показали, что теленаркоманы реже участвуют вобщественных мероприятиях или вспортивных соревнованиях, зато чаще страдают ожирением, чем те, кто смотрит телевизор умеренно.
Возникает вопрос— какова взаимосвязь между двумя явлениями? Обращаютсяли люди кТВ от тоски иодиночества илиже длительный просмотр телепередач приводит их кэтому? Мы, как ибольшинство исследователей, считаем, что второе утверждение ближе кистине. Джером Л. иДороти Сингер (Jerome L. and Dorothy Singer) из Йельского университета предположили, что чрезмерное увлечение телепередачами мешает человеку концентрироваться, атакже снижает самоконтроль иповышает нетерпимость кобычным жизненным проволочкам. Более 25лет назад вуниверситете Британской Колумбии психолог Теннис М. Макбет Уильямс (Tannis M. MacBeth Williams) проводил исследования среди членов горной общины, вкоторой сначала не было телевидения, апотом появилось кабельное. Со временем увзрослых идетей стал понижаться творческий подход крешению житейских проблем, ослабевало стремление достичь намеченную цель.
Некоторые ученые видят четкую параллель между ТВ инаркотиками: заядлые телеманы, оторванные от любимого экрана, также испытывают нечто вроде симптомов абстиненции. Около сорока лет назад Гари Ф. Стейнеру (Gary F. Steiner) из Чикагского университета удалось собрать интересные воспоминания людей, укоторых сломался телевизор: «Вся семья ходила потерянная, как обезглавленные курицы».— «Это было ужасно. Мы ничего не делали— ни я, ни мой муж. Только разговаривали».— «Я все время плакала. Дети меня раздражали, мои нервы были на пределе. Япыталась заинтересовать их играми, но не смогла».
Проводились эксперименты ссемьями, которым предлагали на время (неделю, месяц) отказаться от телевизора. Многие согласившиеся витоге не выдерживали положенный срок ивыходили из эксперимента. Кое-кто даже бунтовал— на словах или на деле. Это не значит, что все требовали вернуть свои «телеящики», хотя были, конечно, итакие. Естественно, что вернуть людей, которые привыкли проводить большую часть своего свободного времени утелеэкрана, кнормальной жизни довольно сложно. Вконце исследования Чарльз Виник (Charles Winick) из Нью-Йоркского городского университета пришел ктакому заключению: «Самыми трудными для большинства испытуемых были первые три-четыре дня, даже для тех семей, где телевизор смотрели минимально игде люди занимались идругими делами. Более чем вполовине случаев вэти дни привычный семейный уклад нарушался, удомочадцев возникали трудности со свободным временем, наблюдались проявления беспокойства иагрессивности… Несемейные люди ощущали раздражение. Как правило, кначалу второй недели убольшинства проявлялась тенденция кадаптации».
Систематической статистики подобных случаев нет. Даже несмотря на то, что умногих зрителей ТВ действительно наблюдается зависимость от длительного просмотра передач, не все ученые готовы идти так далеко, чтобы называть эту привычку пагубной. В1998году Роберт Д. Макилрет сказал, что «вытеснение других видов деятельности просмотром телепередач может считаться социально значимым явлением, однако не является серьезным клиническим отклонением». Он добавил, что нельзя говоритьо«телезависимости», если семена телемании находят плодородную почву, то есть, если человек ранее страдал от депрессий исоциальных фобий. Однако существуетли формально диагноз «телезависимость» или нет, миллионы людей во всем мире не перестают чувствовать, что не могут без труда контролировать количество времени, проведенное ими утелеэкрана.
К компьютерным ивидеоиграм можно применить теже принципы, хотя исследований вэтой области проводилось значительно меньше. Игры развлекают иотвлекают от неприятной действительности. Игроки быстро усваивают, что, проводя время укомпьютера, они начинают лучше себя чувствовать (таким образом, они ипопадают взависимость). Существенным отличием компьютерного изображения от телевизионного видеоряда вданном случае является интерактивность.
Многие видео- икомпьютерные игры рассчитаны на постепенное повышение сложности— соответственно, растет иуровень игрока. Теннисисту или шахматисту иногда приходится месяцами подыскивать равного себе партнера, тогда как программные игры могут мгновенно предоставить достойного виртуального противника для оттачивания мастерства. Они доставляют психическое удовольствие— то, что мы называем «приливом». Этот «прилив» сопутствует совершенствованию мастерства влюбой сфере деятельности. Сдругой стороны, длительная активация ориентировочной реакции может сильно истощить нервную систему. Дети начинают жаловаться на усталость, головокружение итошноту, если играли слишком долго.
В 1997году был зарегистрирован самый экстремальный случай— вЯпонии были госпитализированы семьсот ребятишек. Почти всем им поставили диагноз «оптически стимулированный эпилептический удар». Стимулирован он был показом по японскому ТВ видеоигры о«покемонах». Подобные ударынастолько серьезны для здоровья, что сегодня компании-производители видео- икомпьютерной продукции обязаны всвоих инструкциях предостерегать потребителей овозможной опасности. Опрошенные нами родители отмечают, что быстрое мелькание на экране вызывает удетей затруднения при движении, даже если они поиграли не более пятнадцати минут. Однако многие ребята, не имеющие достаточного опыта ине обладающие самоконтролем (а часто ипросто оставленные без присмотра), продолжают играть, даже несмотря на эти симптомы.
Лэнг иШиам Сундар (Lang & Shyam Sundar) из университета штата Пенсильвания изучают проблему влияния интернета на человека. Участники их эксперимента отмечают, что когда перед ними появляются разные версии одного веб-сайта сразличным количеством ссылок, уних усиливается чувство контроля ивыбора. Но на определенном этапе информации становится так много, что от этого можно устать. Как ив случае свидеоиграми, способность интернет-сайтов удерживать внимание пользователя зависит от интерактивности, ане от стилистических приемов подачи материала.
Теперь многие придают виртуальному общению исключительно важное значение, считая его более интенсивным инасыщенным, чем традиционное личное. Проблема контроля времени, проведенного за компьютером или утелевизора, становится все более иболее актуальной. Телевизоры икомпьютеры теперь доступны каждому. Только интернет иТВ не должны отрывать учеловека значительную часть его свободного времени. Вмалых дозах телевидение помогает расслабиться иотвлечься от неприятностей. Но если увлечение им мешает человеку познавать новое ивести активный образ жизни— значит, наступает телезависимость. Ибудет очень непросто вырываться из ее мягких лап.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psychology.net.ru/