Философией в России занимались и занимаются, но говорить о русской философии в том смысле, в каком говорят о французской, немецкой или английской, нельзя: национального философа, каким являются, например Декарт для французов, Кант для немцев, Бэкон для англичан, в России не было.
Философские науки - метафизика, логика, этика, психология, история философии и эстетика - развились у нас, как и на Западе, в связи, главным образом, с университетским преподаванием. С конца XVIII века все течения западноевропейской философской мысли отражались и в русской философской литературе; чем теснее становилась связь умственной жизни Запада с Россией, тем заметнее и влияние философии Запада на Россию. Область философской литературы в России до конца XVIII века еще весьма мало исследована. Первая книга, написанная киевскими философами - "Ифика иерополитика, или Философия нравоучительная преуподобления изъясненна к наставлению и пользе юным", Афанасия Миславского , архимандрита Печерского (Киев, 1712); первый писатель, проявивший своеобразное философское дарование - Г. Сковорода (1722 - 1794), в котором находят любопытное сочетание мистицизма с рационализмом. Сочинения его до сих пор еще не все могут быть изданы; хорошее издание их принадлежит профессору Багалею (Харьков, 1894); статьи о Сковороде написаны Г.П. Данилевским в "Украинской Старине" (Харьков, 1866) и профессором Зеленогорским , в "Вопросах Философии и Психологии" 1894 г. С открытием Московского университета началось светское преподавание философии; у нас водворилось вольфианство, господствовавшее в то время в Германии; в Россию были приглашаемы иностранные учителя или вводимы их учебники (например, Баумейстера, Винклера ). Вольфианство отразилось на сочинениях Д. Аничкова и А. Брянцева . Общество, однако, находилось всецело под влиянием французских энциклопедистов; популярно и талантливо написанные сочинения Дидро и Вольтера были гораздо более по плечу дилетантам из образованного общества, чем тяжеловесные и скучные учебники Вольфа . На смену французскому влиянию явился мистицизм, особенно в царствование Александра I . И в этом направлении, центром которого сделалась в Москве типография Лопухина , руководящая роль принадлежала иностранным писателям Сен Мартену и Якову Бэму (см. книгу Лонгинова : "Московские Мартинисты").
Влияние Канта сначала сказалось главным образом на университетском преподавании. Первый, кто возражал против учения Канта о пространстве и времени, был Осиповский, профессор Харьковского университета ("О пространстве и времени", Харьков, 1807). Шеллинг оказал влияние особенно на преподавание естественных наук или натурфилософии; первым русским шелллингианцем был профессор Медико-Хирургической академии в Санкт-Петербурге Данило Велланский . Его многочисленные сочинения и талантливые лекции (о которых рассказывает Н. Розанов , "Русский Вестник", 1867) производили значительное впечатление; теперь его сочинения имеют лишь исторический интерес. В Москве проповедником шеллингианства был профессор сельского хозяйства и физики М. Павлов (см. Е. Бобров , "Материалы к истории русской философии"). С общими философскими принципами Шеллинга знакомили публику и студентов А.И. Галич в Петербурге и И.И. Давыдов в Москве. Некоторое влияние Шеллинга можно заметить и на князе Одоевском , Н.И. Надеждине и И.М. Скворцове . Меньшее влияние оказала философия Фихте; все же это влияние можно проследить на О. Новицком (1806 - 1884) и И. Михневиче. Английская эмпирическая философия нашла представителя в лице протоиерея Ф.Ф. Сидонского , преподававшего философию в Петербургском университете после бесцветного А.А. Фишера .
Сочинение Сидонского "Введение в науку философии" (Санкт-Петербург, 1833) до сих пор сохраняет ценность. Значительнейшее влияние на русскую литературу имел Гегель: целый ряд писателей, начиная с Герцена и кончая Н.Н. Страховым , находились под большим или меньшим влиянием Гегеля. Славянофилы одинаково обязаны Шеллингу и Гегелю (см. И. Панов, "Славянофильство как философское учение", "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1880). Гегелианство имело блестящих представителей и в числе университетских представителей. (С.С. Гогоцкий , Б.Н. Чичерин , К. Неволин , П.Г. Редкин ). Вне университета в духе гегелианства писали: Е.В. Амфитеатров , отчасти Н.Г. Дебольский и В.В. Розанов ("О понимании", Москва, 1886). После падения гегелевской системы наступил период разочарования в философии и вместе с тем период господства материализма и позитивизма. Первым выразителем этого направления был у нас Н.Г. Чернышевский ; одновременно с ним писали М.А. Антонович и П.Л. Лавров . О позитивизме заговорили еще раньше В. Майков и В. Милютин . Главным представителем позитивизма следует считать Е.В. де-Роберти; отчасти к этому учению примыкают Н.К. Михайловской и В.В. Лесевич , в первый период его деятельности; впоследствии он стал сторонником неокантианства, в той форме, в которой его выразил Авенариус .
Упадок философии продолжался короткое время; начиная с 70-х годов интерес к философии на Западе и у нас постепенно возрастал и выразился в чрезвычайном разнообразии направлений. В России этому оживлению способствовал университетский устав 63-го года, благодаря которому появился целый ряд талантливых профессоров по кафедре философии. В это же время и в духовных академиях появляются крупные философские силы. Руководящая роль в этом оживлении философии принадлежала психологии; ей удобнее всего было сломить влияние материализма и ослабить значение позитивизма, в котором она не находила себе надлежащего места. Роль психологии первоначально критическая, с течением времени изменилась; на ней самой отразилось развитие методов естествознания и она постепенно стала экспериментальной наукой. Системы Лоце, Шопенгауэра и Гербарта послужили той почвой, на которой велась борьба с материализмом. Первым выступил против материализма П.Д. Юркевич , боровшийся с Н.Г. Чернышевским; за ним пошли М.И. Владиславлев ("Современные направления в науке о душе", 1866), Г. Струве ("Самостоятельное начало душевных явлений, психофизилогическое исследование", Москва, 1870) и К.Д. Кавелин ("Задачи психологии", 1872). Английской эмпирической психологии также принадлежала видная роль в реконструкции философских начал; представителем этого направления в России служит профессор Московского университета М.М. Троицкий (умер в 1899 г.), выступивший со строгой критикой немецкой идеалистической психологии ("Немецкая психология в текущем столетии", Москва, 1867) и с защитой английского эмпиризма ("Наука о духе", Москва, 1882); того же направления держатся А.И. Смирнов , профессор Казанской Духовной академии Снегирев ("Психология", 1892) и П.Ф. Каперев. Последователей Спенсера у нас весьма много; в первом периоде деятельности Н.Я. Грота влияние Спенсера очевидно. В области исторического исследования эволюционизм защищает профессор Н.И. Кареев ("Основные вопросы философии истории". Москва, 1883, III том, Санкт-Петербург, 1890). К эволюционистам следует причислить и Л.Е. Оболенского . Самый видный защитник новокантианства в России - профессор Санкт-Петербургского университета А.И. Введенский ("Опыт нового построения теории материи на принципах критической философии", Санкт-Петербург, 1888, а также его полемика с профессором М.И. Каринским ). Философское направление профессора Дерптского университета Тейхмюллера нашло исследователя в лице А.А. Козлова ("Свое Слово"), и профессора Казанского университета А. Боброва . Наиболее самостоятельные труды в области философской мысли принадлежат В.С. Соловьеву ("Критика отвлеченных начал", Москва, 1880; "Религиозные основы жизни", Москва, 1884; "Оправдание добра", Санкт-Петербург, 1897), защищающему идеалистическую философию, имеющую немало сходных черт с философией Баадера и Шеллинга. Влияние В.С. Соловьева сказалось на Л.М. Лопатине и князе С.Н. Трубецком . Кроме того здесь следует также упомянуть о трудах профессора Московской Духовной академии В.Д. Кудрявцеве (см. "Полное собрание сочинений Кудрявцева"). Хотя Кудрявцев и не отличается большой оригинальностью мысли, но защищаемый им трансцендентальный монотеизм представляет цельное, продуманное рационалистическое мировоззрение. Философская переводная литература приобретает у нас особое значение ввиду отсутствия национальной философии. В харьковском журнале "Вера и Разум" помещаются переводы классических философских произведений, например, Лейбница. Московское Психологическое общество, издающее журнал "Вопросы философии и психологии", в то же время издает выпусками разные классические труды по философии (например, перевод В.С. Соловьева "Пролегом. к метафизике Канта"). Первый философский журнал в России, "Философский трехмесячник", издавался в Киеве в 1885 - 86 годах. В "Трудах" Киевской и Московской Духовных академий издается по преимуществу патристическая литература. Из греческих философов Платон переведен Сидоровским (в конце XVIII столетия) и В.Н. Карповым , профессором Санкт-Петербургской духовной академии; новый перевод предпринят В.С. Соловьевым (т. I, Москва, 1899). Из сочинений Аристотеля "Политика" переведена Скворцовым (2 издания), "Аналитика первая" - Н.Н. Ланге , "Этика" и "Об истолковании" - Э.Л. Радловым , "О душе" - Снегиревым, "Категории" - Касторским , "Поэтика" - Захаровым . "Рассуждение о методе" Декарта переведено дважды: Скиадой (издано в Воронеже) и профессором Н.А. Любимовым , который снабдил перевод обширным комментарием. "Этика" Спинозы переводилась несколько раз (В.И. Модестовым и Иванцевым). Избранные сочинения Лейбница изданы Московским Психологическим обществом (3-й выпуск); "Теодицея" Лейбница появилась в переводе на страницах "Веры и Разума". "Опыт о человеческом разумении" Локка переведен Савиным (Москва, 1897). Сочинения Бэкона переведены господином Зибиковым, с предисловием профессора Pio. Канта переводили М.И. Владиславлев ("Критика чистого разума"), Смирнов ("Критика практического разума"); Скворцов перевел все три "Критики". Панаев перевел некоторые произведения Фихте, Чижов - "Эстетику" и "Логику" Гегеля, Е. Корш - "Микрокосм" Лоце. Переведены также "Система Логики" и "Философия Гамильтона" Дж. Ст. Милля. Всего больше появилось в России сочинений по логике, психологии и истории. Первая "История философии" принадлежит Галичу (Санкт-Петербург, 1819); за ней следует "История философии" архимандрита Гавриила (Казань, 1839). Зедергольм, перешедший в православие и принявший монашество, написал "Историю древней философии" (Москва, 1841). Сочинение профессора Новицкого: "Развитие древней философии в связи с религиозными представлениями" (1860 - 61) написано под влиянием Гегеля; некоторые его части до настоящего времени не потеряли своего значения. Е.В. Роберти , в сочинении "Прошедшее философии" (Москва, 1886 - 87), проводит позитивный взгляд на историю философии. Особенное внимание заслуживает обширное сочинение Б. Чичерина: "История политических учений". Н.М. Коркунов написал "Курс истории философии права" (Санкт-Петербург, 1897), в котором отведено значительное место русским законоведам-философам. Этот курс лучше курсов Пилянкевича и Бершадского . Н. Страхов перевел известное изложение новой философии Куно Фишера и "Историю материализма" Ф. Ланге. 3-й том Ибервега ("Новая философия"), переведен Я.Н. Колубовским (2-е изд., 1899), дополнившим его очень ценными сведениями о философии в России (глава эта переведена на немецкий язык и помещена в 104 томе "Zeitschrift fur Philosophie und philos. Kritik"). Курсы Вебера , Виндельбандта, Швеглера, Бауера, Фуллье, Льюиса тоже переведены. Особого упоминания заслуживает сочинение П.Г. Редкина: "Из лекций по истории философии права" (древняя философия до Аристотеля включительно). Монографии по истории философии: князя С. Трубецкого, "Метафизика в Древней Греции" (Москва, 1890); Гилярова-Платонова , Два сочинения о софистах (1888 - 91); М.М. Владиславлева, "Плотин" (Санкт-Петербург, 1868); Каринского, "Бесконечное" Анаксимандра" (Санкт-Петербург, 1890); Ю. Кулаковского , "Об Эпикуре и Лукреции"; А. Казанского, "Об Аристотеле" (Одесса, 1891); профессора Зеленогорского, "Об Аристотелевской психологии"; Эльпидинского, "О Плутархе" (Санкт-Петербург, 1893); И. Чистовича , "Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека" (Санкт-Петербург, 1891); Г.В. Малеванского, "Нравственные принципы и характеры древних греческих философов" (Киев, 1897); Бронзова , "Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности" (Санкт-Петербург, 1884); А. Садова , "Лактанций" (Санкт-Петербург, 1895); В.С. Серебреникова , "О Локке" (Санкт-Петербург, 1892); Н. Ланге, "История нравственных идей в XIX веке" (Санкт-Петербург, 1888); А. Козлова, "Генезис учения о пространстве и времени по Канту"; В. Соловьева, "Кризис западной философии" (против позитивистов, Москва, 1874); архимандрита Никанора, "Позитивная философия и сверхчувственное бытие" (Санкт-Петербург, 1875 - 1888); князя Д. Цертелева , "Философия Шопенгауэра" (Санкт-Петербург, 1880), его же, "О философском пессимизме"; Смирнова, "Беркли" (1873); его же, "История английской этики" (I том, Казань, 1880); С. Гогоцкий, "Философия XVII и XVIII века в сравнении с философией XIX века и отношение той и другой к образованию" (Киев, 1877 - 1884); В. Штейн, "Шопенгауэр" (Санкт-Петербург, 1887); А. Введенский, "Современное состояние философии в Германии и Франции" (Москва, 1894); М. Каринский, "Критический обзор последнего периода германской философии" (Санкт-Петербург, 1873); Я. Озе , "Персонализм и проективизм в метафизике Лотце" (Юрьев, 1896); В.А. Кожевников, "Философия чувства и веры в ее отношениях к литературе и рационализму XVIII века и к критической философии" (часть I, Москва, 1897). Из более старых сочинений по логике упоминания заслуживают книги Новицкого и Карпова. Логика Владиславлева (большое издание) имеет значение потому, что к ней приложена обстоятельная истории логики, начиная от Аристотеля до Дж. С. Милля - единственный в русской литературе обзор всей истории логики. Сочинения И. Лейкфельда касаются направлений в логике и развития индуктивной логики (1895). Ф.А. Зеленогорский написал: "О математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства" (Харьков, 1877). В своем "Учебнике логики" (Москва, 1885 - 1888) М.М. Троицкий следует английским образцам, главнейше Д.С. Миллю и Бэну. На философию он смотрит как на систему учений о началах науки, заканчиваемую учениями трансцендентными, т. е. переступающими пределы науки. В сочинении Н.Я. Грота: "К вопросу о реформе логики" (Лейпциг, 1882) логика рассматривается как теоретическое знание. Несмотря на ошибочность основной мысли автора - сведение логики к психологии, - в сочинении Грота имеются ценные психологические замечания. Самая замечательная русская книга по логике принадлежит М.И. Каринскому; это - "Классификация выводов" (Санкт-Петербург, 1880), представляющая совершенно оригинальную обработку предмета. На вывод автор смотрит как на перенесение одного из основных элементов готового суждения в другое суждение, на основании какого-либо отношения между остальными элементами суждения. Все выводы делятся на два класса: выводы, представляющее перенесение предиката с одного субъекта на другой и основывающиеся на сличении субъектов, и выводы, основывающиеся на сличении предикатов и представляющие перенесение субъекта. Взгляд свой Каринский обосновывает критикой силлогистического учения. Психологическая литература несколько богаче, чем логическая. Архимандрит Гавриил написал "Основания опытной психологии" (Санкт-Петербург, 1858). Опытным этот курс назван в том значении, в котором в 50-х годах понимали этот термин в применении к психологии, т. е. в смысле внутреннего опыта, самонаблюдения. Большим значением пользовалась книга К. Ушинского : "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (Санкт-Петербург, 1873). П. Каптерев , в "Педагогической психологии" (1877), придает значение английской психологии и подробно рассматривает физиологическую подкладку явлений. Экеблат, автор "Опыта обозрения и биологико-психологического исследования способностей человеческого духа" - шеллингианец; главная его забота - выяснение смысла разных видов душевной деятельности. Н. Грот написал "Психологию чувствований в ее истории и главных основах" (Санкт-Петербург, 1880). Историческая часть этой книги представляет несомненную ценность; в положительной части автор является зависимым от Спенсера. Общая мысль "Психологии" М. Владиславлева (Санкт-Петербург, 1881) состоит в том, что воле принадлежит главенство во всей психической области. В учении об ассоциациях есть правильные и тонкие замечания. В другом сочинении: "Современные направления в науке о душе" (Санкт-Петербург, 1866), Владиславлев дает подробный очерк истории психологии. М. Троицкому принадлежат два сочинения по психологии: "Немецкая психология в текущем столетии" (Москва, 1867; хорошее изложение английской психологии и пристрастная критика немецкой) и "Наука о душе" (Москва, 1882; психология в английском духе, с попыткой сведения психических явлений к ассоциациям). Третий выпуск "Трудов московского психологического общества" (Москва, 1889) содержит в себе статьи о свободе воли Н. Грота, Д.М. Лопатина, Н.В. Бугаева , С.С. Корсакова , А.А. Токарского , П.Е. Астафьева . Г. Челпанов , в сочинении: "Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности" (часть I), доказывает, что два измерения непосредственно даны в зрительном восприятии; а третье есть результат умозаключения. Сочинение Н.Н. Ланге: "Психологические исследования, закона перцепции, теория волевого внимания" (Одесса, 1893) - до настоящего времени единственный у нас труд по экспериментальной психологии, имеющий несомненную ценность. Много психологического материала содержит в себе книга Д. Дриля : "Малолетние преступники" (Москва, 1884 - 90). Наконец, упоминания заслуживают "Теория волевых представлений" (Санкт-Петербург, 1892) Т. Соловьева, и работы М. Манасеиной : "О сознании" (Москва, 1886) и "Сон, как треть жизни человека" (Санкт-Петербург, 1892), с богатыми библиографическими указаниями. Сочинений по эстетике на русском языке немного (о первых попытках по эстетике см. статью Колубовского в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1890). Одно из первых по времени сочинений принадлежит А. Галичу: "Опыт науки изящного" (Санкт-Петербург, 1825). Историю эстетики Галич делит на три периода; третий период - полного владычества разума - открыт Платоном, продолжен Лессингом, Гердером, Шлегелем и другими; в духе этих писателей и сочинена эстетика Галича. В сочинениях Розберга "О развитии изящного в искусствах и особенно в словесности" (Дерпт, 1839) заметно влияние Гегеля. В 1854 г. А. Никитенко на акте Санкт-Петербургского университета произнес речь "О начале изящного в науке". Год спустя появилось известное сочинение Чернышевского: "Эстетические отношения искусства к действительности", а также его разбор перевода: (Б. Ордынского ) "Эстетики" Аристотеля. В 1878 г. Вл. Виллямович издал "Психофизиологические основания эстетики" (Санкт-Петербург). Самое заглавие показывает направление труда; красота сводится к понятию пользы и наслаждения. Некоторые метафизические начала эстетики излагает В.С. Соловьев ("Красота в природе", "Смысл искусства", "Смысл любви", в "Вопросах Философии и Психологии", 1889 - 94). В.А. Гольцев написал "Об искусстве. Критическая заметка" (Москва, 1890). Подробный курс эстетики принадлежит А.И. Смирнову ("Эстетика как наука о прекрасном в природе и искусстве. Физиологические и психологические основания и законы красоты и их приложение по эстетической теории музыки и живописи", Казань, 1894). Точка зрения его характеризуется следующими словами: "эстетические чувства относятся к разряду удовольствий и страданий; следовательно, какими бы особенностями ни отличались наши чувства изящества и красоты, они должны подчиняться общим законам удовольствий и страданий". В сочинении Боброва: "О понятии искусства" (Юрьев, 1894) к сфере эстетики применяется принцип философии Тейхмюллера. Упоминания заслуживает еще работа Л. Саккетти: "Из области эстетики и музыки" (Санкт-Петербург, 1896). Большое внимание обратила на себя статья Л.Н. Толстого "Об искусстве" ("Вопросы Философии и Психологии" 1898 и отдельно). Точка зрения Толстого имеет некоторое сходство со взглядами, которые высказывает Гюйо в своих трудах по эстетике. По истории этики (кроме переводных сочинений, вроде Иодля) имеется книга М. Олесницкого : "История нравственности и нравственных учений" (часть I, Киев, 1882). А. Мальцев , в "Нравственной философии утилитаризма" (Санкт-Петербург, 1879), дает исторический обзор утилитарной нравственности, начиная от софистов и Аристиппа и кончая Спенсером, а затем критический разбор основных начал нравственной философии утилитаризма. О сочинении А.И. Смирнова по английской этике упомянуто выше. А. Куницыну принадлежит сочинение "Право естественное" (Москва, 1878), Мокиевскому - "Ценность жизни" (Санкт-Петербург, 1884), Н.М. Минскому - "При свете совести" (Санкт-Петербург, 1890), Н.Г. Добольскому - "О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности" (Санкт-Петербург, 1886). Счастье, по Дебольскому, есть соединение наименьшей возможной меры страдания с наибольшей возможной мерой положительного удовольствия. В сочинении Вл. С. Соловьева: "Оправдание добра. Нравственная философия" (Санкт-Петербург, 1897) разбираются первичные данные нравственности - аскетическое начало, жалость и религиозное начало. Корень всякой нравственности - в религиозном начале. Иван Попов ("Естественный нравственный закон", Сергиев Посад, 1897) задается вопросом о том, в каких свойствах человеческой природы коренится нравственный закон, понимаемый в смысле внутреннего побуждения к добру. Дав нечто вроде феноменологии нравственных явлений, на основании их исторических форм, автор замечает, что нравственность вытекает из основного стремления человеческого духа к гармонии, порядку, единству. - Сведения о русских философских трудах можно найти в упомянутых в тексте сочинениях архимандрита Гавриила и Я.Н. Колубовского; сверх того см. "Материалы для истории философии в России" в "Вопросах философии и психологии"); А. Введенский, "Судьба русской философии" (там же) и статьи М. Филиппова о русской философии (в "Научном Обозрении") и Е. Бобров. "Материалы к истории русской философии" (в "Казанских Университетских Известиях").
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rulex.ru/