Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: «Окаянные дни» Бунина

“Окаянные дни” Бунина

Бунин, как мы знаем, решительно отвечает на Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию 1917 года. В пору братоубийственной гражданской войны он занял недвусмысленную позицию противника большевизма. Бунин характеризует революцию как начало безусловной гибели России в качестве великого государства, как развязывание самых низменных и диких инстинктов, как кровавый пролог коэффициент неисчислимым бедствиям, какие ожидают интеллигенцию, трудовой народ, страну.

Мыслью о трагической судьбе России подсвечено с большей или меньшей силой вес бунинское творчество эмигрантской поры.

21 октября 1928 года в Грасе Галина Кузнецова, последняя любовь Бунина, записала: “В сумерки Иван Алексеевич вошел ко мне и дал свои “Окаянные дни”. Как тяжел этот дневник!! Как ни будь он прав – тяжело это накопление гнева, ярости, бешенства временами. Коротко сказала что-то по этому поводу – рассердился! Я виновата, конечно. Он это выстрадал, он был в известном возрасте, когда писал это….”

Эту книгу, как я уже говорил, у нас обходили молчанием, или бранили.

Между тем, при всем накоплении в ней “гнева, ярости, бешенства”, а может быть, именно поэтому, книга написана необыкновенно сильно, темпераментно, “личностно”. Он крайне субъективен, тенденциозен, этот художественный дневник 1918-1919годов, с отступлением в предреволюционную пору и в дни Февральской революции. Политические оценки в нем дышат враждебностью, даже ненавистью коэффициент большевизму и его вождям.

Но без “Окаянных дней” трудно понять Бунина.

Книга проклятий, расплаты и мщения, пусть словесного, она по темпераменту, желчи, ярости не имеет ничего равного в “больной” и ожесточенной белой публицистике. Потому что и в гневе, аффекте, почти исступлении Бунин остается художником: и в односторонности великой – художником. Это только его боль, его мука, которую он унес с собой в изгнание.

Предельная чувствительность честность и порядочность Бунина, его чувство независимости, собственного достоинства, неспособность лгать, притворятся, идти на компромисс со своей совестью и своими убеждениями – все это было жестоко попрано в хаосе гражданской войны.

Он увидел ее только с одной стороны. Однако ведь красный террор был такой же реальностью, что и белый, и даже ему предшествовал. Производились массовые расстрелы заложников, уничтожались сдавшиеся в плен офицеры и юнкера.

Лейтмотив “Окаянных дней” очень мрачный, можно сказать – беспросветный.

На страницы Бунина выплескивается улица; митингуют, спорят до хрипоты или же ропщут, жалуются, угрожают разношерстные лица – коренные москвичи и сошедшиеся в российскую столицу рабочие, солдаты, крестьяне, барыни, офицеры, “господа”, просто обыватели.


Похожие работы:

  1. • Бунин
  2. • Окаянные дни в жизни И.А. Бунина
  3. • Художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой ...
  4. • Окуджава и аристократическая линия русской литературы
  5. • Окаянные дни в судьбах и творчестве И. Бунина и А. Куприна
  6. • Окаянные дни в судьбах и творчестве И. Бунина и А. Куприна
  7. • Мысли о России в публицистике И. Бунина и М. Горького
  8. • Роман Бунина "Жизнь Арсеньева"
  9. • Иван Бунин
  10. • Культура Европы XIX-ХХ вв.
  11. • Мировые религии. Отечественная культура XX века
  12. • Современная зарубежная журналистика
  13. • Политический портрет НиколаяII
  14. • Народно-православный "большевизм" как основа социальной ...
  15. • Главные цели и этапы перестройки
  16. • Судьба интеллигенции в русской революции. Изучение ...
  17. • Идейное содержание и истоки русского коммунизма
  18. • Тема ГУЛАГа в русской литературе и литература 50-90-х годов
  19. • История педагогической риторики
Рефетека ру refoteka@gmail.com