Чин церемонии "вступления в совершеннолетие" иначе можно назвать. Данная церемония утвердилась в царствование Алексея Михайловича. Она связана с идеей преемственности власти в роде Романовых, ведь Романовым еще нужно было доказывать свои права на наследственную передачу власти, обосновывать эти права. Чин объявления наследника как раз служил выполнению этой цели.
Чин объявления наследника присущ празднику его совершеннолетия. В XVII в. человек считался совершеннолетним по достижении 15 лет. Согласно складывавшейся традиции объявление наследника происходило не в день его рождения, а в первый день года, в котором наследнику суждено стать совершеннолетним. В XVII в. год начинался с 1 сентября. Праздник Нового года еще называли День Симеона Летопроводца. По свидетельству врача царя Алексея Михайловича С. Коллинса, до совершеннолетия никому не дозволялось видеть наследника, кроме его воспитателей — дядек и некоторых прислужников. Правильнее эти сведения было бы трактовать как недопущение наследника к публичным церемониям. В царствование Алексея Михайловича церемония объявления наследника была произведена дважды: в отношении царевичей Алексея и Федора, 1 сентября 1667 г. и 1 сентября 1674 г. Второе объявление носило вынужденный характер, было вызвано смертью Алексея Алексеевича, и вступлением Федора Алексеевича в права наследника. Церемонии объявления Алексея и Федора идентичны. Разработкой данного церемониала занимались сам царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение.
В данной публикации приводится Чин объявления наследника Алексея Алексеевича. Текст Чина, традиционно для отечественной историографии, публикуется без перевода на современный русский язык.
Текст публикуется по: Полное собрание законов (ПСЗ). Т. 1, № 649. Предисловие, подготовка текста и комментарии Г.В. Талиной.
ОБНАРОДОВАНИЕ О ВСТУПЛЕНИИ В СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ ЦАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА И О БЫВШЕЙ ПО СЕМУ СЛУЧАЮ ЦЕРЕМОНИИ
О всемирной и сотворшейся в царствующем великом и преименитом граде Москве радости, сиречь, о возжеленном всему христианскому множеству объявлении благороднаго и благочестиваго великаго государя нашего царевича и великаго князя Алексея Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России, бывшем в лето от сотворения света 7176, а от воплощения Единосущного Безначальному Отцу Слова 1667 сентября в 1-й день:
Благоволением и благопоспешением всех благ виновнаго Отца и Сына и Святаго Духа в Троице славимаго Истинного Бога нашего и действием Всесвятыя Его благодати елеом святым на превысокий царский престол достолепно помазанный и венчанный христианский монарх и скипетродержатель великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя Руссии самодержец, в передней его царскаго величества, верхней каменной палате, в третий вышеявленного дня час изволил предстоящим пред ним его царскаго величества подданным царевичем: Грузинскому Николаю Давидовичу, Касимовскому Василью Арослановичу и сыну его Никифору Васильевичу, Сибирским Петру и Алексею Алексеевичам, и бояром, и окольничим, и думным людем свое царское прострети сицево слово:
Се прииде подобающее время, се приспе день и час лепотный, в он же нам, великому государю, лепо есть нашу царскаго величества мысль благую объявити во услышание всем вам, весте яко всемощною Всесильнаго всех Благодателя в Троице славимаго Бога благостию и действием его животодательным, имамы сына благоверного царевича и великаго князя Алексея Алексеевича во святей соборней апостольстей церкви в живоносной купели святым крещением порожденна и в нынешних царских чертозех предобрыми ученьми наощренна и в возраст приличествующий днем его приспевша, сего, наших царских чресл отрасли, тоюже велико даровитою благостию руководими, изволяем в настоящее лето, начальный день индикта, яко словесное непорочныя овчарни христовы чадо привести в соборную и апостольскую Всесвятейшия Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, честнаго и славнаго Ея Успения церковь и объявити всенародна святейшим вселенским кир Паисию, папе и патриарху великаго града Александрии и судии вселенскому, кир Макарию Божия града Антиохии и всего Востока патриарху (1), кир Иоасафу Московскому и всея Руссии патриарху, преосвященным митрополитам, архиепископам, епископам и всему Освященному собору и вам нашего царскаго величества подданным царевичам и сигклиту, бояром, окольничим, думным и ближним, и всяких чинов ратным и приказным, и всем всякаго чина и возраста людем, к сему убо с Вышняго помощию нашему царскаго величества простертому словеси и к вам подобающее ответословие предложить.
И великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу его царскаго величества подданные Грузинской, Касимовской и Сибирские царевичи, и бояре, и окольничие, и думные люди на его государском жалованье, что он великий государь пожаловал, изволил им о той всемирной радости свою царскаго величества мысль милостиво объявить, били челом; и Вседержителя всех Бога, во трех ипостасех словословимаго, всякия благия радости виновнаго, с радостными слезами о сем благодарили, а его царское величество со усердным желанием молили, чтоб он великий государь, по своему царскаго величества милосердому изволенью, пожаловал сына своего государева благовернаго царевича и великаго князя Алексея Алексеевича всенародному православному всякаго чина христианскому множеству в тот настоящий день индикта объявить изволил, а они сына его государева благовернаго государя царевича пресветлыя очи во объявлении всенародному множеству радостными душами со всяким благим усердием видети желают, моляще источника всех благ Бога, да подаст им великим государем многодетное, всеми благополученьми преисполненное, здравие и на враги победу.
И великий государь, его царское величество подданных своих царевичев и всей полаты тое благожелательное ответословие милостиво похвалив, изволил идтить к сыну своему государеву, благоверному царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу в хоромы, а ближние бояре их государскаго пришествия ожидали в той же передней полате, а бояре и окольничие и думные люди ожидали во святей Нерукотвореннаго Образа Спасителева церкви, что у великаго государя на сенях.
И егда великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, с его царскаго величества с сыном, с благоверным царевичем и великим князем Алексеем Алексеевичем, из его государевых царевичевых хором в свои царские полаты шол, и в то время по его царскаго величества повеленью, из вышепомянутыя Спасителевы церкви перед их царскаго величества персонами, Чудова монастыря архимандрит Иоаким нес чудотворную всемилостиваго Спаса икону, пред которою и в самыя царския полаты шли благолепно диаконы с кадилы и со свещами, священными одеждами украшены.
А из своих царских полат великий государь с своим государевым сыном с благоверным царевичем и великим князем Алексеем Алексеевичем, шол постельным крыльцом и лестницею подле Грановитыя полаты и рундуками в соборную и апостольскую Успения Пресвятыя Богородицы церковь.
А вышереченную Всемилостиваго Спаса икону в самую тую церковь несли пред их государскими персонами благочинно. А перед ними и за ними, великими государи, шли их государские ближние чины со изрядным уряждением, а путь их государской и до святыя соборныя церкви постлан был многоценными коврами, которой путь, идучи пред ними государи, кропили святою водою собора Благовещения Пресвятыя Богородицы два иереа. А платье на великом государе и на сыне его государском, благоверном царевиче, в то время было опашни червчатые суконные, нашивки и кружева жемчужны. А во время их государскаго до соборныя святыя церкви шествия, именем государя царевича, боярин князь Иван Петрович Пронской спрашивал о здоровье стольников, и стряпчих, и дворян московских, и всяких чинов людей. А вшед во святую соборную церковь, великий государь и сын его царскаго величества, благоверный государь царевич, целовали святыя иконы и цельбоносную Спасителя нашего Иисуса Христа ризу и чудоточивыя великих архиерарх Петра, Ионы и Филиппа Московских и всея России чудотворцев мощи, и изволили у святейших вселенских и у Московскаго Патриархов принять благословение. А в то время им, великим государем, певчие, дьяки и поддьяки пели многолетие. А по пеннии многолетия, со благословением святейший патриарх, во святей соборней апостольстей церкви, о здравии великих государей начали молебное пение, и со оным святым пением святейшие вселенстии и Московский патриархи и весь Освященный собор со святыми иконами и кресты шли пред церковь великаго Архистратига божия Михаила на место, идеже обычай на каждой год благодарное и молебное о новом лете славословие возсылати всех благ виновному Триипостаному Свету. А за святыми иконами и Животворящим Крестом шел благочестивый и христолюбивый великий государь и сын его царскаго величества, благоверный государь царевич, и пришед, стали на своем государском месте по своему царскому чину. А место их государское облачено было червчатым бархатом. А у соборныя великаго Архистратига Божия Михаила церкви, подле паперти, против государских мест и патриарших рундуков, устроен был рундук, и тот рундук и вся под действо уготовленная площадь постланы были многоценными коврами и на вышепомянутом рундуке на чудно украшенных налоях, поставлены были Честный и Животворящий Крест Господень и святыя иконы. А по правую сторону государских мест и по другую сторону патриарших рундуков, устроены были перила деревянныя писаны золотом и красками, а в них по обе стороны стояли митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, протопопы, иереи и весь церковной причет. А с правыя стороны государских мест стояли царевичи, и бояре, и окольничие, и думные и ближние люди. А на рундуках, что к соборным церквам, стояли стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и приказные и всяких чинов люди. А по другую сторону за перилами стояли полковники, и головы стрелецкие, и полуголовы в ратном платье. А на рундуке, что меж соборных церквей, стояли иноземцы полковники, и подполковники, и иных чинов начальные многие люди.
И по совершении о новом лете подобающаго к Трисолнечному Свету моления и благодарения великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, и его царскаго величества сыну, благоверному государю, царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу, святейшие вселенские и Московский патриархи здравствовали. А поздравления речь от лица всего Освященнаго собора говорил греческим диалектом по письму святейший кир Паисий, папа и патриарх Александрийский и судия вселенский. А славянским языком ту речь великим государем объявлял преосвященный Павел митрополит Сарский и Подонский, по переводному письму. И по окончании той речи великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу и его царскаго величества благоверной супруге, великой государыне, благочестивой и христолюбивой царице и великой княгине Марии Ильиничне и их царскаго величества сыном, великим государем нашим царевичем, благоверному царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу, благоверному царевичу и великому князю Феодору Алексеевичу, благоверному царевичу и великому князю Симеону Алексеевичу, благоверному царевичу и великому князю Иоанну Алексеевичу, и государыням благоверным царевнам многолетие пели певчие дьяки зело благогласно, якож лепо, а потом великий государь, его царское величество, поздравлял святейшим патриархом. И по оном поздравлении великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, поздравлял сын его царскаго величества, благоверный государь царевич и великий князь Алексей Алексеевич, яко светлосиятельная луна, стояща пред пресветлым солнцем, отца своего государева, великаго монарха, изрядным благоукрашением словес мудрых возвеселил, и сигклита собрание и всенародное христианское множество извитием благословесия своего государскаго ко благодарению Божию подвиг.
Кто бо тогда от православных зряй благочестивую оную государскую ветвь, исполнену благоразумия плода пред лицем отца своего государева, сице превысочайшаго повелителя и монарха благочинно предстоящу и благоразумныя словеса, яко росу небесную каплющу, на славословие ко всех Зиждителю сердцем не обратился? Кто от разумия внимающих, видя пречеснейшаго великаго государя, христолюбивую его царскаго величества отрасль рождшему его так вельможнейшему обла-дателю сладкоточивые гласы произносяща и сими всех увеселяюща и радостному умилению не подвигся. Вси благоразумныи веселыя слезы по ланитома точаху и желательное благодарение к Народосодетелю и Всевидцу всех, Богу, о сем возсылаху.
И великий государь, его царское величество, выслушав сына своего государева, благовернаго государя царевича к своему царскому лицу премудрыя поздравления речи, изволил милостиво поздравлять сыну своему государеву, благоверному царевичу, и жалуючи его сына своего государева, целовал его царевичеву главу. И потом благоверный государь царевич поздравлял святейшим патриархом. И по оно по поздравлении великому государю, его царскому величеству, и сыну его государеву, благоверному государю царевичу, здравствовали царевичи Грузинской, Сибирские и Касимовской, и бояре, и окольничие, и думные и ближние люди, и всенародное всякаго чина и возраста множество; а речь им великим государем говорил боярин князь Никита Иванович Одоевской. И великий государь и сын его царскаго величества благоверный государь царевич жаловали, царевичем, и бояром, и окольничим, и думным и ближним людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и всяких чинов людем своим государским милостивым словом поздравляли ж. И потом царевичи и бояре, и окольничие, и думные и ближние люди здравствовали святейшим патриархом и всему Освященному собору, а речь говорил боярин князь Никита ж Иванович Одоевской. И святейшие патриархи царевичем, и бояром, и окольничем, и всему сигклиту, и всяких чинов людем поздравляли ж.
И по совершении того действа, великий государь и сын его царскаго величества государь царевич шли за Всемилостиваго Спаса образом в церковь Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещения, что у них государей на сенях. А святейшие патриархи со всем Освященным собором, за честными кресты и за святыми иконами шли в соборную Успения Пресвятыя Богородицы церковь; а из вышеявленныя Благовещения Пресвятыя Богородицы церкви великий государь и сын его царскаго величества благоверный государь царевич пришли в столовую избу и, пришед, велели Всемилостиваго Спаса всечестную икону поставить на уготованном месте и изволили сесть на своих государских местех, а царевичем, и бояром, и окольничим, и думным людем велели сесть по лавкам, и после того велели им придти к своим государским местом.
И пожаловал великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, для своей царскаго величества и всемирныя радости объявления сына своего государева, благовернаго царевича и великаго князя Алексея Алексеевича, своим государским жалованьем к прежним денежным окладом придачею: бояром по сту рублев, окольничим по семидесят рублев, кравчему семдесят рублев, казначею, постельничему и думным дворяном по шестидесят рублев, печатнику пятдесят пять рублев, думным дьяком по пятидесят рублев, стряпчему с ключем и ловчему по пятидесят по пяти рублев, стольником комнатным поместнаго окладу по сту по тридцати чети, денег по пятнадцати рублев, стольником же и стряпчим, и дворяном московским, и жильцом поместнаго окладу по сту четвертей, денег по двенадцати рублев, полковником рейтарским, и драгунским, и солдатским, и полковником же и головам московских стрельцов против той же статьи, кто в каком чину в Розряде в списку написан. Дьяком по пятидесят четвертей, денег по девяти рублев. Городовым дворяном и детем боярским выборным по пятидесят четвертей, денег по девяти рублев, дворовым по семидесят четвертей, денег по семи рублев, городовым по пятидесят четвертей, денег по пяти рублев. Полуполковником и полуголовам и иных нижних чинов начальным людем и рейтаром, кто в которых московских чинех и в городовых списках в которых статьях написаны.
А из столовой избы, великий государь и сын его царскаго величества благоверный государь царевич, шли за иконою Всемилостиваго Спаса в соборную нерукотвореннаго Его образа церковь, из той святыя церкви в свои государския хоромы. А во время их государскаго от Благовещения Пресвятая Богородицы церкви и до столовой и до их государских хором шествия перед ними, великими государи, пели их государские певчие дьяки канони Воскресению великаго Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, что поется в самый светлосиятельный день живоносныя Пасхи, зело благочинно и сладкопесненно. А из хором великий государь ходил в соборную и апостольскую Успения Пресвятыя Богородицы церковь и слушал святыя и божественныя литургии. И по совершении божественныя литургии шел в свои государевы хоромы, и пришед за переграду, пожаловал царевичев, и бояр, и окольничих, и думных и ближних людей, велел им быть у себя государя у стола. И сентября в 1 же числе, у великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, был стол во Грановитой палате. А у великаго государя у стола были святейшие вселенские патриархи, папа и патриарх кир Паиссий Александрийский и судья вселенский, кир Макарий патриарх Антиохийский и всего Востока, кир Иоасаф Московский и всея России, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумны, и соборные протопопы и священники. У стола ж были царевичи: Грузинской Михайло Давыдович, Касимовской Василий Арасланович и сын его Федор Васильевич, Сибирские Петр да Алексей Алексеевичи. А бояре и окольничие, и думные и ближние люди были у стола все без мест. У стола ж были дворяне, и полковники, и головы стрелецкие и иных чинов ратные люди.
У государева стола стояли: кравчий князь Петр Семенович Урусов, стольник Дмитрий Никитич сын Наумов. Про великаго государя вина наряжал стольник Михайло Иванов сын Морозов. Пить наливал стольник Иван Васильев сын Бутурлин. За поставцом сидел боярин и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово. В столы сказывали стольники князь Василий, да князь Андрей князь Ивановы дети Хилковы.
Царевичей подчивал стольник князь Юрий княж Иванов сын Шаховской.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Особенность церемоний царского двора данного времени заключается в участии в них наряду с Московским патриархом также и вселенских патриархов — Александрийского и Антиохийского. Привлекать вселенских патриархов к делам Русской Церкви стали в период проведения церковной реформы грекофильского образца, осуществлявшейся государством и патриархом Никоном. После Церковного собора 1654 г., закрепившего ряд обрядовых нововведений, патриарх Никон обратился с письмом к Константинопольскому патриарху Паисию, в котором просил высказать мнение о спорных обрядовых делах. Паисий ответил, но его ответа пришлось ждать довольно долго. Тогда нетерпеливый Никон принял приехавшего за милостыней в Москву Антиохийского патриарха Макария и с его помощью провел новый Церковный собор 1655 г. Еще большую роль вселенские патриархи сыграли в "деле" самого Никона. Александрийский и Антиохийский патриархи участвовали в суде над Никоном в 1666 г., встав при этом на сторону государства и царя Алексея Михайловича. После этого и закрепилось правило проводить практически все дворцовые мероприятия с их участием.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru