C распространением предпринимательства в России анализ финансовых результатов стал занимать одно из важных направлений в области бухгалтерского и управленческого учета деятельности предприятия.
Актуальность выбранной темы дипломного проекта определяется тем, что из-за недооценки систематических знаний о своих финансах многие российские компании теряют значительную часть доходов.
Для эффективного управления предприятиям необходимо знать, за счет чего формируются финансовые ресурсы, а так же какие факторы оказывают на них влияние. Менеджеры предприятия должны иметь информацию о размерах и структуре финансовых ресурсов предприятия, планировать направления их использования.
Одним из главных качественных показателей характеризующих финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий является прибыль. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа развития экономики является овладение руководителями и менеджерами современными методами управления формированием прибыли в процессе оперативной инвестиционной и финансовой деятельности субъектов рыночных отношений.
Без глубокого изучения прибыли и рентабельности невозможен научный подход к решению проблемы повышения эффективности хозяйствования, усиления материальной заинтересованности и ответственности руководителей специалистов и других работников предприятий в достижении высоких конечных финансовых результатов при наименьших затратах ресурсов.
Прибыль - важная и сложная экономическая категория, является денежным выражением стоимости прибавочного продукта созданного производительным трудом работников занятых в сфере производства и товарного обращения. Сумма прибыли и рентабельность являются основными показателями оценки конкурентоспособности организации или предприятия.
Увеличение прибыли, залог дальнейшего успешного функционирования организации на рынке.
Вместе с тем рост прибыли может быть вызван необоснованным увеличением цен, а также стремление любыми путями получить высокие доход, в ущерб потребителям.
В современным условиях, важным приоритетом субъектов и рынка является целенаправленная, взвешенная политика в защите интересов, преодоление убыточности, повышение эффективности хозяйствования, получение оптимальной прибыли с целью их дальнейшего развития и совершенствования предпринимательской деятельности.
Прибыль используется в предприятиях для развития материально-технической базы на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, поколении собственных оборотных средств, выплаты дивидендов акционерам, выплаты материального поощрения работников, обеспечение социального развития трудового коллектива и др.
Проблема повышения прибыли и рентабельности является актуальной для предприятий всех отраслей народного хозяйства России, не исключением является издательская деятельность.
Всё выше изложенное подчеркивает актуальность проблемы и определило выбор темы, цель и задачи дипломного проекта.
Цель дипломного проекта - изучив показатели прибыли и рентабельности деятельности производственного предприятия ООО «БРОНТЕКС» используя финансовую отчетность, применить их в финансовом анализе и планировании.
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте необходимо последовательно решить следующие основные задачи:
- рассмотреть понятие прибыли в системе рыночных отношений и необходимость её увеличения;
- раскрыть понятие рентабельности и методы её определения;
- изучить экономическую характеристику финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- провести исследование и дать оценку показателей прибыли и рентабельности ООО «БРОНТЕКС» за 2004-2006 гг.;
- выявить влияние отдельных факторов на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- разработать методы повышения прибыли и рентабельности ООО «БРОНТЕКС».
Объектом исследования дипломного проекта является Общество с ограниченной ответственностью «БРОНТЕКС» зарегистрированное как производственно-торговое предприятие в г. Химки, Московской области.
Предметом исследования - система показателей прибыли и рентабельности деятельности Общества.
При написании дипломного проекта изучена экономическая литература, в которой рассматриваются вопросы сущности и оценки прибыли и рентабельности.
В процессе исследования изучены новые методы факторного анализа показателей доходности предприятия и применение операционного рычага в управлении прибылью.
Практическая значимость выполненного дипломного проекта заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в ООО «БРОНТЕКС» для повышения прибыли и рентабельности.
1. Исследование современных методов расчета и анализа прибыли и рентабельности промышленного предприятия
1.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «БРОНТЕКС»
Общество с ограниченной ответственностью «БРОНТЕКС» зарегистрировано как производственно-торговое предприятие в г. Химки, Московской области. Компания производит широкий спектр продукции, при этом основными изделиями предприятия являются: кран газовый; затвор поворотный; клапан запорный; клапан обратный; фланец стальной.
Наличие собственного конструкторского бюро позволяет индивидуально подходить к специфике любого предприятия и в сжатые сроки разработать и изготовить новые изделия, соответствующие требованиям заказчика.
Главный корпус предприятия двухэтажный, третий этаж полуподвальный, общая площадь главного корпуса 996 кв. метров, В этом корпусе расположены участки 1, 2, 3, 4. В полуподвале - склад готовой продукции, склад запчастей, котельная установка.
Общество на 1 января 2006 г. в своем составе насчитывает 138 человека.
Организацию труда и заработной платы ООО «БРОНТЕКС» за 2005-2006 гг. представим в виде табл. 1.
Таблица 1
Организация труда и заработная плата
Показатель | Ед. измер. | 2005 | 2006 | Темп роста |
1. Среднесписочная численность ППП | чел | 175 | 132 | 75,4% |
2. Объем продукции в действующих оптовых ценах предприятия | т. руб. | 21048 | 35301 | 167,7% |
3. Фонд заработной платы всего персонала | т. руб. | 2705,6 | 2375,7 | 87,8% |
4. Среднегодовая выработка валовой продукции в действующих оптовых ценах предприятия | руб. | 120274 | 267432 | 222,3% |
Объем реализации продукции в оптовых ценах выполнен в сумме 24405 тыс.руб.
Объем выпуска товарной продукции составил в действующих оптовых ценах 35301 тыс.руб.
Товаров народного потребления в свободно отпускных ценах выпущено на сумму 1987 тыс.руб.
Поставлено продукции собственного производства на сумму 45084 тыс.руб.
Механизация производственных, процессов составляет 85,6%. Производственная площадь цехов составляет 900 кв.м.
За 2006 год на предприятии количество рабочих сдельщиков на производственных участках составило 75 человек.
Средний процент выполнения норм выработки рабочими сдельщиками за 2006 год составил 100%. Всего действует 580 норм, в том числа технически обоснованных 528 норм, что составляет 91,0%.
С целью выявления потерь рабочего времени, сокращения непроизводительных затрат и улучшения состояния нормирования труда проведено 16 хронометражных наблюдений с охватом рабочих 16 человек, 2 фотографии рабочего дня с охватом 75 человек.
Фактическая себестоимость за 2006 год составила 35196 тыс.руб., затраты на 1 рубль товарной продукции за отчетный период составили 99,75 копеек.
Процент нерациональных остатков за 2006 год составил 1,1% при плане 1,2%. Фактический расход сырья за 2006 год составил 168000 м² при плане 167000 м².
Мощность электроустановок, нагревательных приборов электроосвещения предприятия составляет 150 КВТ Час. Увеличение мощности не производилось. Неустановленного оборудования на 01.01.2007 г. на предприятии нет. В течение года штрафных санкций на перерасход воды и несоблюдение коэффициентов мощности нет. Снабжение запчастями было удовлетворительно.
В прошедшем 2006 г. в ООО «БРОНТЕКС» проводилась определенная работа по улучшению качества выпускаемой продукции.
Основные цели в области качества:
- удовлетворение современных и перспективных требований заказчика;
- увеличение конкурентоспособности продукции и услуг;
- расширение рынка сбыта продукции и услуг (Россия, страны СНГ).
Основные принципы достижения поставленных целей:
1. Уровень качества определяет потребитель. Именно потребитель желает получить продукцию по такой цене и такого качества, которые отвечают его потребностям, ожиданиям.
2. Качество продукции и услуг обеспечивается всеми сотрудниками предприятия в процессе повседневной деятельности. Улучшение качества — дело всех и каждого: от генерального директора до рядового сотрудника.
3. Высокое качество обеспечивается путем постоянного:
- совершенствования системы управления и менеджмента качества;
- повышения квалификации и обучения всех, работающих на предприятии;
- совершенствованием действующих и внедрением новых процессов, технологии и т.п.
Стабильное качество достигается посредством разработки и проведения мероприятий по оперативному устранению и предупреждению несоответствий на основе накопления и анализа достоверной и полной информации о деятельности предприятия.
Обеспечение качества поставок продукции и услуг посредством постоянной работы с поставщиками и взаимодействия с ними на основе взаимных интересов.
Приказом директора назначена комиссия по проверке качества, установлен "День качества", на каждом участке установлено бюро по качеству из квалифицированных специалистов.
Установлен лимит возврата на каждую операцию по всему ассортименту. Велся учет переделок, каждое нарушение в технологии обработки доводилось до исполнения, исполнителя и учитывалось при проведении итогов работы за месяц.
На весь ассортимент имеются образцы, утвержденные представителем заказчика.
За 2006 год компания не имела рекламаций за низкое качество выпускаемой продукции.
Подготовкой и повышением квалификации рабочих ООО «БРОНТЕКС» занимаются: мастер производственного обучения, мастера участков, специалисты. Особое значение в настоящее время приобретает повышение квалификации рабочих. Повышение квалификации способствует росту производительности труда, экономии сырья и материалов, улучшению качества выпускаемой продукции, росту технических навыков в работе. С этой целью проводится определенная работа по выявлению передового опыта рабочих.
Основными поставщиками сырья предприятию в 2005 году были следующие фирмы: ООО «Логос», ОАО "Трейд Металл", ОАО ''ИНТЕР".
Поставка сырья в течение всего отчетного периода производилась самовывозом.
Проведем анализ динамики основных технико-экономических показателей за последние 3 года представив полученные результата в виде табл. 2.
Таблица 2
Анализ динамики основных технико-экономических показателей за последние 2004-2006 года
ПОКАЗАТЕЛИ | Годы | |||||||||
2004 | 2005 | 2006 | ||||||||
Объем товарной продукции, тыс. руб. - в действующих ценах. - в сопоставимых ценах. Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. 2. Объем реализованной продукции, тыс. руб. - в действующих ценах. - в сопоставимых ценах. Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. 3. Прибыль до налогообложения (форма № 2) Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. 4. Рентабельность продаж. Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. 5. Стоимость ОПФ, тыс. руб. Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. 6. Прибыль от продаж, тыс. руб. Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. 7. Фондоотдача. Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. 8. Стоимость оборотных средств, тыс. руб. Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. 9. Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб. Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. 10. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. |
20372 22168 100 100 24485 25062 100 100 100 100 2,75 100 100 1209 100 100 -54 100 100 16,8 100 100 7884 100 100 20949 100 100 3,1 100 100 16697 |
21048 30791 103,3 103,3 23062 27273 94,2 94,2 33,9 33,9 0,82 29,8 29,8 1261 104 104 63 116 116 16,6 98,8 98,8 9524 121 121 20877 99,6 99,6 2,4 77 77 16510 |
35301 44463 167,7 173,3 50983 53100 221 208 139 47 0,25 30,4 9 1002 95,3 99,4 186 295 344 29,4 177 175 13384 140 170 35284 169 168 3,8 123 158 26486 |
|||||||
11. Материальные затраты, тыс. руб. Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. 12. Затраты на 1 рубль товарной продукции. 13. Материальность. 14. Численность ППП, чел. Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. 15. Затраты на оплату труда с отчислениями, тыс. руб. Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. 16. Среднегодовая з/п. на одного рабочего Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. 17. Производительность труда. Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. 18. Зарплатоемкость. 19. Количество потребителей электроэнергии Темпы роста в %, - к предыдущем году. - к базисному году. |
100 100 102,8 0,82 188 100 100 2386 100 100 1064,4 100 100 117,9 100 100 0,11 108,2 100 100 |
99 99 100,8 0,78 175 93 93 2706 113 113 1257,4 118 118 175,9 149 149 0,09 102,0 94,3 94,3 |
160 159 0,75 132 75 70 2376 118 134 1423,5 132 134 336,8 191 285 0,07 99,8 97,8 92,2 |
Показатель | Базисный период | Отчетный период | Абсолютное отклонение | Темп изменения, % | |||
тыс. руб. | удельный вес % | тыс. руб. | удельный вес % | тыс. руб. | удельный вес % | ||
Прибыль от продаж | |||||||
Сальдо от операционных доходов и расходов | |||||||
Сальдо внереализационных доходов и расходов | |||||||
Прибыль от обычных видов деятельности |
Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).
Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
объема продаж продукции (VРП);
структуры (УДi);
себестоимости (Зi);
уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится[28] .
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (табл. 4)
Таблица 4
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж
Показатель | Условия расчета | Порядок расчета | Сумма прибыли, тыс. руб. | |||
объем реализации | структура товарной продукции | цена | себестоимость | |||
План | План | План | План | План | ||
Усл1 | Факт | План | План | План | ||
Усл2 | Факт | Факт | План | План | ||
Усл3 | Факт | Факт | Факт | План | ||
Факт | Факт | Факт | Факт | Факт |
Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции
структуры товарной продукции
средних цен реализации
себестоимости реализуемой продукции
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка[29] .
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
(7)
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
(8)
Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель
(9)
где Riпл – плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид
(10)
Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж[30] . На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:
, (11)
где Цн и Цп – соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн – объем реализации продукции нового качества; VРПобщ – общий объем продаж i-го вида за отчетный период.
Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц.
Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:
(12)
Пример расчета влияния качества изделия на его среднюю цену реализации приведен в табл. 5.
Таблица 5
Расчет влияния качества изделия на его среднюю цену реализации
Сорт продукции | Цена за туб, тыс. руб. | Объем реализации, нат. изм. | Удельный вес сортов, % | Фактический объем продаж при плановой сортности, нат. изм. | Выручка от продаж, тыс. руб. | ||||
план | Факт | План | Факт | +,- | при фактической сортности | при плановой сортности | |||
I | 750 | 21600 | 25925 | 80 | 85 | +5 | 24400 | 19443750 | 18300000 |
II | 675 | 5400 | 4575 | 20 | 15 | -5 | 6100 | 3088125 | 4117500 |
Всего | - | 27000 | 30500 | 100 | 100 | - | 30500 | 22531875 | 22417500 |
Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,1296320 (30500:2700), то фактический объем продаж по I сорту в пересчете на плановую сортность равен 24400 ед. (21600 х 1,129630).
Полученные данные свидетельствует о том, что за счет повышения удельного веса продукции I и уменьшения II сорта выручки от ее реализации увеличилась на 114375 тыс.руб (22531875-22417500), а средняя цена единицы продукции - на 3,75 тыс.руб=[(+5 . 750)+(-5 . 675)] :100.
По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции.
Если на протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.
Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.
Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями[31] . При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.
Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.
Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами[32] . Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1-я показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2-я показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3-я показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 6)
Рис. 6. Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции
После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в социальную сферу (фонд социальной сферы), третья - на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.
Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.
В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.
Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли (Пч) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды (Кi).
Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна произведению двух факторов: Фi = Пч . Кi. Значит, для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного фактора анализа (табл. 6).
Таблица 6
Расчет влияния факторов первого уровня на размер отчислений в фонды предприятия
Вид фонда |
Сумма распределяемой прибыли, тыс. руб. |
Доля отчислений, % |
Сумма отчислений, тыс. руб. | Отклонение от плана | |||||
Всего | в том числе за счет | ||||||||
план | факт | план | факт | план | Факт | Пч | Котч | ||
Резервный | |||||||||
Накопления | |||||||||
Потребления | |||||||||
Социальной сферы |
Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножим на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд:
. (13)
Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.
Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.
Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.) [33] .
В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А)[34] .
МД=П+А, откуда П=МД-А (14)
С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.
Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).
Поскольку ,то (15)
Данная формула успешно применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.
При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции[35] :
(16)
где В - переменные затраты за единицу продукции.
Последняя формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.
Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.
В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при многономенклатурном производстве используется модель . (17)[36]
Средняя доля маржинального дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):
; (18)
После этого факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид
(19)
Она позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.
Методика анализа рентабельности по системе «директ-кост» будет осуществляться с использованием следующей факторной модели[37] :
(20)
Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель:
(21)
Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):
(22)
Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели[38] :
(23)
где Пб – балансовая сумма прибыли; ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала; - сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.
Аналогичным образом производится анализ рентабельности и в том случае, если коэффициент оборачиваемости капитала рассчитан не по дебетовому, а по кредитовому обороту сч.46, т.е. по выручке. Тогда факторная модель рентабельности инвестиционного капитала будет иметь вид
(24)
Преимущество рассмотренной методики анализа показателей прибыли рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе "директ-костинг", т.е. их группировки на постоянные и переменные.
Выводы по разделу
Рассмотрев общую характеристику деятельности предприятия Общества с ограниченной ответственностью «БРОНТЕКС» и определив экономическую сущность и факторы влияющие на величину прибыли и рентабельности в целях разработки управленческих решений на основе анализа и оценки прибыли и рентабельности промышленного предприятия на примере ООО проведем диагностику его деятельности за 2004-2006 гг.
ООО «БРОНТЕКС» за 2004-2006 гг.
2.1. Анализ прибыли ООО «БРОНТЕКС»
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются.
- систематический контроль за выполнением планов по реализации продукции и получением прибыли.
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты.
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.
- разработка мероприятий по использованию выявления резервов.
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные финансовой отчетности Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы бизнес-плана.
Проведем анализ изменения прибыли за 2 смежных года дает возможность дать обобщающую характеристику изменения размера прибыли в отчетном году по сравнению с предыдующим годом. На изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим годом оказывает влияние изменение цен и тарифов на материально-энергетические ресурсы, а также цен на готовую продукцию.
Для того чтобы исключить это влияние необходимо размер прибыли, полученный в отчетном году привести в сопоставимый вид, тесть исключить влияние изменения цен.
Для того чтобы сделать обобщенную характеристику изменения прибыли за 2 смежных года, необходимо составить следующую аналитическую табл. 7.
Таблица 7
Аналитическая таблица изменения прибыли ООО «БРОНТЕКС»
Показатели | Фактически за предыдущий год | Фактически за отчетный год | Темпы роста, % | ||
В действующих ценах | В ценах предыдущего года | В действующих ценах | В ценах предыдущего года | ||
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. Прибыль от продаж, тыс. руб. Удельный вес прибыли от продаж в прибыли до налогообложения, % |
53 63 119 |
74 1 86 251 |
85,1 213,9 251 |
140 295 |
115 115 |
Из данных представленных в табл. 7 видно, что прибыль до налогообложения и прибыль от продаж возросла. Наиболее быстро возросла прибыль от продаж, темп роста которой составляет 295% в действующей оценке и 115% в сопоставимой. На незначительный рост прибыли до налогообложения оказано влияние увеличение расходов от прочей деятельности.
Для того чтобы подробно рассмотреть причины изменения прибыли за отчетный период по сравнению с предыдущим годом необходимо произвести факторный анализ прибыли от продаж.
В первую очередь необходимо установить причины изменения прибыли от продаж в отчетном году.
Согласно Форме № 2 Приложения к балансу, прибыль в целом по предприятию формируется следующим образом.
Прибыль до налогообложения[39] .
Пдон/о = В - С - КР - УР + %ПОЛ - %УПЛ + ДрД + ПрД - ПрР + ВД - ВР (25)
где.
В – выручка от продаж
С – себестоимость реализованной продукции.
КР – коммерческие расходы.
УР – управление расходами.
%ПОЛ – процент к получению.
%УПЛ – процент к уплате.
ДрД – доходы от участия в других организациях.
ПрД – прочие операционные доходы
ПрР - прочие операционные расходы
ВД – внереализационные доходы
ВР – внереализационные расходы.
Для проведения анализа прибыли от продаж необходимо воспользоваться Формой № 2 приложения к балансу.
Для анализа можно составить следующую табл. 8.
Таблица 8
Аналитическая таблица прибыли от продаж ООО «БРОНТЕКС»
Показатели | За отчетный год |
За предыдущий год. |
Отклонения, ( + , - ) |
Уровень в % к выручке. | Отклонение в уровне, % | |||||
За отчетный год | За предыдущий год | |||||||||
1. Выручка от продаж (нетто) за минусом НДС, акцизов и др. 2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ 3. Коммерческие расходы 4. Управленческие расходы. |
50983 50797 |
23062 22999 |
+27921 +27798 |
100 99,6 |
100 99,7 |
-0,1 | ||||
5. Прибыль от продаж. 6. Проценты полученные 7. Проценты уплаченные. 8. Доходы от участия в других организациях. 9. Прочие операционные доходы. 10. Прочие операционные расходы. 11 Внереализационные доходы 12. Внереализационные расходы 13. Прибыль (убыток) до налогообложения. 14. Налог на прибыль. 15. Прибыль (убыток) от обычной деятельности. 16. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль/ убыток) отчетного года. |
186 112 74 -14 -46 |
63 2 118 -53 -60 -173 |
+123 -2 6 +46 127 |
0,4 0,2 0,1 0,03 0,09 |
0,3 0,009 0,5 0,2 0,3 0,75 |
+0,1 -0,009 -0,3 -0,1 -0,27 -0,66 |
Изделия | Предыдущий год | Отчетный год | ||||||||
Объем реализации, тыс. руб. | Удельный вес в итоге, % | Цена за единицу продукции, % | Себ-мость единицы изделия, руб. коп | Рентабельность, % | Объем реализации, тыс. руб. | Удельный вес в итоге, % | Цена за единицу продукции, % | Себ-мость единицы изделия, руб. коп | Рентабельность, % | |
1. Кран газовый 2. Затвор поворотный 3. Клапан запорный 4. Клапан обратный 5. Фланец стальной |
3684 24,8 21,7 1664,5 57,6 |
67 0,45 0,4 30,5 1,05 |
165,14 129,1 1,8 165 36 |
163,78 34 19 157 26,8 |
0,83 275 -45 5,25 -25 |
11480 3,3 364 1190,1 1945,6 |
76,58 0,02 2,4 8 13 |
180,08 126,2 180 167,71 241,24 |
177,7 42 230 214,7 238,6 |
1,33 200 -21 -22 1,01 |
Итого: | 54452,6 | 100 | 14983 | 100 |
На основании данных табл. 9 анализируем изменения, произошедшие в отчетном году, по уровню рентабельности отдельных изделий и их удельного веса. Наибольший удельный вес имеет кран газовый – 76,58, этот показатель имеет положительный рост по отношению к предыдущему году, так как спрос растет на это изделие. Рентабельность на это изделие растет немного. Отсюда следует что костюмы надо делать более рентабельными, для этого необходимо снижать себестоимость, материальные затраты и т.д. Самым не рентабельным является клапан обратный – 22%, что имеет отрицательную тенденцию, потому производство является не рентабельным.
В 2006 году предприятие увеличило выпуск стальных фланцев, что привело к увеличению рентабельности этого изделия с – 25% до 1,01%.
Анализ показателя общей рентабельности дает возможность определить эффективность использования имущества предприятия с точки зрения его прибыльности.
Для проведения факторного анализа необходимо воспользоваться следующими формулами[45] :
(34)
Е - стоимость оборотных средств.
F - стоимость основных средств.
Используя данную формулу и способ цепных подставок необходимо провести факторный анализ изменения рентабельности имущества в отчетном году по сравнению с предыдущим годом. При этом должно быть найдено влияние на изменения рентабельности имущества таких факторов как:
- материальность
- зарплатоемкость
- амортизациемкость
- фондоемкость.
- коэффициент закрепления оборотных средств.
Для анализа необходимо составить следующую аналитическую табл. 10.
Таблица 10
Аналитическая таблица расчетных коэффициентов деятельности
Показатели | Условные обозначения | Предыдущий год | Отчетный год |
Прибыль от продаж Стоимость основных производственных фондов Стоимость оборотных средств Выручка от продаж Материальные затраты Затраты на оплату труда, тыс. руб. Амортизация Рассчитываются материалоемкость. зарплатоемкость амортизациемкость фондоемкость 12. коэффициент закрепления оборотных средств |
П F E B M U A M/B U/B A/B F/B E/B |
63 1929 5502 23062 16510 2706 50 0,715 0,12 0,002 0,08 0,24 |
186 1870 7882 50983 26483 2376 53 0,52 0,05 0,001 0,04 0,15 |
Рентабельность имущества в отчетном году увеличилась на 174%.
Влияние материалоемкости.
В связи со снижением материалоемкости рентабельность имущества выросла на 61%.
Влияние зарплатоемкости.
В связи со снижением зарплатоемкости рентабельность имущества выросла на 21%.
Влияние амортизациемкости.
В связи со снижением амортизациемкости рентабельность имущества выросла на 0,36%.
Влияние фондоемкости.
В связи со снижением фондоемкости рентабельность имущества выросла на 19%
Влияние коэффициента закрепления оборотных средств.
Коэффициент закрепления оборотных средств оказал положительное влияние на рентабельность имущества.
Общее влияние всех показателей на рентабельность имущества:
В заключение анализа прибыли и рентабельности необходимо рассмотреть анализ системы показателей рентабельности. Эта система показателей представлена в табл. 11.
Таблица 11
Система показателей рентабельности деятельности
№ | Показатели | За отчетный период | За предыдущий период |
Отклонения (+/-) |
1 |
Рентабельность продаж. |
0,36 | 0,27 | +0,09 |
2 |
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности. |
0,36 | 0,48 | -0,12 |
3 |
Чистая рентабельность |
-0,09 | -0,75 | 0,66 |
4 |
Экономическая рентабельность |
0,47 | 2,3 | -1,83 |
5 |
Рентабельность собственного капитала |
5,86 | 0,20 | +5,66 |
6 |
Валовая рентабельность |
0,36 | 0,27 | 0,09 |
7 |
Затратоотдача. |
0,37 | 0,27 | 0,1 |
8 |
Рентабельность перманентного капитала |
-17,3 | -4,4 | -12,9 |
9 |
Коэффициент устойчивости экономического роста. |
-5,86 | -20,8 | 14,94 |
R1 – (рентабельность продаж) показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции (+0,09).
R2 – показывает уровень прибыли после выплаты налога. Уровень прибыли на 1 рубль уменьшился 0,48.
R3 – показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки.
R4 – показывает, эффективность использования всего имущества организации. Данный показатель уменьшился в отчетном году 1,83%.
R5 – показывает эффективность использования собственного капитала. В отчетном периоде уровень рентабельности возрос 5,86%.
R6 – показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки. На единицу выручки приходится 0,36% валовой прибыли.
R7 – показывает сколько прибыли от продажи приходится на 1000 руб. затрат. Увеличение прибыли от продажи произошло 0,37%.
R8 – показывает эффективность использования капитала вложенного в деятельность организации на длительный срок. Эффективность использования капитала уменьшилась в отчетном году 17,3%.
R9 – показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности. Собственный капитал в отчетном году уменьшился на 5,86%, уменьшение сократилось по сравнению с предыдущим годом.
Факторный анализ рентабельности имущества предприятия показал положительное влияние всех факторов на рентабельность.
2.3. Анализ деловой активности Общества
Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.
Деловую активность можно охарактеризовать как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации[46] .
Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов организации, который оценивается с помощью показателей оборачиваемости отдельных видов имущества и его общей величины и рентабельности средств организации и их источников.
В общем случае оборачиваемость средств, вложенных в имущество, оценивается следующими основными показателями: скорость оборота (количество оборотов, которое совершают за анализируемый период капитал предприятия или его составляющие) и период оборота – средний срок, за который совершается один оборот средств. Чем быстрее оборачиваются средства, тем больше продукции производит и продает организация при той же сумме капитала. Таким образом, основным эффектом ускорения оборачиваемости является увеличение продаж без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, так как после завершения оборота капитал возвращается с приращением в виде прибыли, ускорение оборачиваемости приводит к увеличению прибыли. С другой стороны, чем ниже скорость оборота активов, прежде всего, текущих (оборотных), тем больше потребность в финансировании. Внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия. Собственные источники увеличения капитала ограничены, в первую очередь, возможностью получения необходимой прибыли. Таким образом, управляя оборачиваемостью активов, организация получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников средств и повысить свою ликвидность.
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Для определения деловой активности исследуемого предприятия рассчитаем и представим в виде табл. 12 основные показатели.
Таблица 12
Основные показатели для определения деловой активности
ООО "БРОНТЕКС"
Показатель | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | Норма |
1. Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) | 20,42 | 16,4 | 17,16 | 14,4 | Рост |
2.Оборачиваемость запасов (в оборотах) | 3,659 | 5,442 | 6,156 | 9,425 | Рост |
3. Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) | 0,095 | 0,097 | 0,112 | 0,087 | Снижение |
4. Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности | 0,05 | 0,061 | 0,058 | 0,069 | Рост |
5. Оборачиваемость собственного капитала | 4,61 | 4,99 | 4,87 | 5,39 | Рост |
6. Оборачиваемость совокупного капитала | 2,376 | 2,81 | 2,73 | 3,31 | Рост |
Анализируя рассчитанные показатели можно сделать вывод о неплохой деловой активности ООО «БРОНТЕКС».
Выводы по разделу
Проведенный в дипломном проекте анализ изменения прибыли и деловой активности показал:
- предприятие в отчетном году имеет прибыль от продаж 186 тыс.руб., что на 123 тыс.руб. выше прибыли предыдущего года;
- предприятием в 2006 году получена прибыль до налогообложения 74 тыс.руб. эта сумма выше, чем в предыдущем году т.к. в 2005 году был убыток 53 тыс.руб.;
- в 2006 году чистая прибыли на предприятии отсутствует т.к. предприятие сработало с убытком 46 тыс.руб., убыток образовался из-за выплат материальной помощи, ремонт медицинского пункта, пени и штрафов;
- проведя анализ рентабельности продаж видно, увеличение на 0,09%.
- возросла оборачиваемость запасов с 3,659 об. в 2003 г. до 9,425 об. в 2006 г.;
- упала оборачиваемость кредиторской задолженности с 0,095 до 0,087 за исследуемый период;
- увеличился коэффициент погашаемости дебиторской задолженности с 0,05 до 0,069;
- возросла оборачиваемость собственного капитала с 4,61 до 5,39;
- возросла оборачиваемость совокупного капитала с 2,376 до 3,31.
И наряду с этим, лишь единственный, из рассматриваемых показателей деловой активности, имеет отрицательную динамику:
- упала оборачиваемость средств в расчетах с 20,42 об. до 14,4 об.
Таким образом, основные показатели прибыли и деловой активности ООО «БРОНТЕКС» являются неплохими, но отрицательная динамика показателя деловой активности ставит вопрос о необходимости принятия мер по улучшению ситуации в данной области.
3.1. Внедрение методов планирования прибыли
По результатам анализа можно сделать следующие предложения:
Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь следует использовать резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции.
Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли.
Во вторых - снижение себестоимости также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Одним из факторов снижения себестоимости является увеличение объема выпускаемой продукции. Другими факторами являются:
- улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки;
- слаженная работа всех составляющих производственного процесса (основного, вспомогательного, обслуживающего производства);
- оптимизация потоковых процессов на предприятии.
В третьих - немаловажным фактором получения дополнительной прибыли является оптимизация структуры сбыта. При проведении данной оптимизации удельный вес продукции, реализуемой по договорным, более высоким ценам, должен увеличиться до своего максимального уровня, а в идеале – до 100%. Соответственно, доля продукции, реализуемой предприятием другим организациям по линии взаимозачетов по более низким ценам должна быть как можно ниже.
Целью планирования прибыли ООО «БРОНТЕКС» должно являться обеспечение роста ее размера и повышения рентабельности на основе увеличения оборота и улучшения его структуры, наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых результатов при обязательном сокращении потерь времени населения.
Экономической основой составления плана прибыли является:
- запланированный объем и структура оборота;
- задание на плановый период по приросту сети;
- изменения в организационной структуре, ставках, тарифах, уровнях торговых надбавок и наценок и других условий расчета.
При планировании прибыли можно использовать:
- прогноз рентабельности;
- анализ ликвидности баланса;
- оценку перекрытия ликвидности;
- регрессное определение минимального оборота.
При прогнозировании прибыли от реализации продукции (работ, услуг) используются среднегодовые темпы изменения рентабельности за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому периоду. При изменении условий формирования доходов и затрат предприятия это темпы корректируются. Сумму прибыли можно определять как произведение прибыли от реализации текущего года на спрогнозированный темп ее изменения в плановом году, или как произведение запланированного товарооборота на проектируемую рентабельность деленное на 100.
Оценивая возможный уровень рентабельности можно соизмерить величину прибыли с расходами и объемом товарооборота. Для этого определяют точку преломления прибыли и убытков или порог рентабельности. Эта точка характеризует такой объем оборота, когда нет убытков, но нет и прибыли. Определение критической точки может осуществляться расчетным или графическим способами.
Одним из вариантов анализа лимита рентабельности является оценка перекрытия ликвидности[47] . В этом случае издержки предприятия подразделяются на денежные расходы и те, которые с ними не связаны, например, амортизация. Точка пересечения кривой части стоимости, соответствующая денежным расходам с кривой оборота показывает величину минимального оборота, необходимого для сокращения ликвидности.
При помощи регрессионного распределения минимального оборота можно установить зависимость между плановой прибылью и товарооборотом и получить предельную прибыль.
На предстоящий период можно рассчитать и по источникам образования.
Так, прибыль от реализации товаров, работ и услуг определяется как разница между суммой валового дохода от реализации, рассчитанной на предстоящий период, и суммой издержек обращения.
Прибыль от операций с тарой устанавливается с ориентировкой на фактически сложившиеся результаты и с учетом предстоящих изменений в товарообороте, его объеме и структуре.
Прибыль от платных услуг, предоставленных покупателям (комплектование заказов, доставка товаров на дом и другое) определяется исходя их возможного объема таких услуг и цен на них[48] .
После определения плановых величин прибыли из отдельных источников составляется сводный план прибыли. Затем разрабатываются и утверждаются администрацией предприятия, с одобрения трудового коллектива, сметы расходования фонда накопления и фонда потребления.
Основными методами планирования в ООО «БРОНТЕКС» могут являться:
Метод прямого счета. Прибыль планируется на основе предварительно спрогнозированного валовых доходов и издержек обращения, как разница между ними. Сложность заключается в экономически обоснованном планировании этих исходных показателей валового дохода и издержек обращения. При планировании издержек обращения применяется постатейный расчет издержек обращения и планирования общего уровня с использованием математических методов корреляционной зависимости издержек, товарооборота.
Метод экстраполяции на основе анализа показателей динамики и рентабельности и факторного анализа прибыли, и на основе установления тесноты связей прибыли с соответствующими факторами с использованием математического уравнения гиперболы.
Аналитический метод применяется для планирования прибыли на промышленных предприятиях, применяемый при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравниваемой продукции в целом.
При планировании валового дохода необходим системный подход, то есть должна быть обеспечена взаимная увязка всех показателей плана предприятия[49] . Он строго увязывается с рассчитанными на плановый период объемом товарооборота и прибыли.
В процессе составления плана валового дохода вносят небольшие коррективы в плановую структуру товарооборота в целях повышения размера валового дохода, или пересматривается смета издержек обращения в целях изыскания возможностей по сокращению отдельных расходов для обеспечения рассчитанного размера прибыли.
Валовой доход предприятия исчисляется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютным показателем валового дохода является его сумма (размер), а относительным – уровень (процентное отношение суммы валового дохода к товарообороту).
Планируемая сумма прибыли находится в обратной зависимости от издержек обращения. Чем ниже издержки обращения, тем выше прибыль. Поэтому при планировании предприятия стремятся к получению оптимального размера издержек обращения.
Планируя издержки обращения, предприятие самостоятельно утверждает план и доводит его до структурных подразделений. Планирование издержек обращения имеет связь с прибылью, валовым доходом, оборотными средствами, банковскими кредитами.
При планировании руководствуются различными методами:
- с использованием технико-экономических нормативов.
- экономико-математическое моделирование.
Технико-экономические нормативы применяются при определении затрат труда, расходов на транспорт, на содержание помещений и инвентаря, расходов по таре и другое. Если требуется определить расходы по перевозке грузов, необходимо учесть объем грузооборота на норму тарифов за погрузоразгрузочные работы[50] .
Вариантные расчеты при выполнении плана издержек обращения делятся на несколько вариантов расчетов, в основу которых берутся прогрессивные нормативы, и следует выбрать оптимальный вариант.
Экономико-математическое моделирование осуществляется с помощью математических расчетов и персональных компьютеров. Устанавливаются определенные соотношения между объемом и структурой оборота и издержками обращения, транспортными расходами и другими затратами.
Экономико-математическое моделирование позволяет использовать в комплексе методы возможных и технологических расчетов.
План по издержкам обращения представляет собой смету расходов, в которой указана общая сумма расходов и общий уровень издержек обращения, а также сумму и уровень расходов по каждой статье издержек обращения.
3.2. Поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности
Увеличить прибыль ООО «БРОНТЕКС» возможно, предприняв ряд определенных мер:
1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.
2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости и увеличение прибыли предприятия может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.
Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.
4. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья, что для работы с природным материалом имеет важное значение; способов обработки сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат[51] .
5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.
3.3. Расчет эффективности возможной реализации предлагаемых мероприятий
Проведя анализ рентабельности отдельных изделий, выявили убыточные изделия: фланец стальной, клапан обратный.
Чтобы сделать их производство рентабельным необходимо провести ряд мероприятий.
Рассмотрим основные показатели выпускаемой продукции ООО «БРОНТЕКС» (табл. 13).
Таблица 13
Основные показатели выпускаемой продукции ООО «БРОНТЕКС»
Изделия | Объем реализации, тыс. руб. | Уд. вес в итоге, % | Цена за единицу продукции, руб. коп. | Себестоимость единицы продукции, руб. коп. | Рентабельность, % |
Кран газовый Затвор поворотный Клапан запорный Клапан обратный Фланец стальной |
11480 3,3 1945,6 364 1190,1 |
76,58 0,02 13 2,4 8 |
180,08 126,2 241,24 180 167,71 |
177,7 42 238,6 230 214,7 |
1,33 200 1,01 -21 -22 |
Итого: | 14983 | 100 |
Первое мероприятие будет направлено на увеличение рентабельности клапана обратного за счет увеличения цены за единицу изделия. Повышение цены на данное изделие повысит рентабельность предприятия, однако придется искать новых покупателей, новые точки сбыта для этого изделия.
Второе мероприятие направлено на увеличение рентабельности фланца стального, за счет снижения себестоимости единицы продукции.
Себестоимость можно снизить за счет поиска поставщиков более дешевого сырья или за счет снижения цеховых расходов.
Основные показатели выпускаемой продукции ООО «БРОНТЕКС» после реализации предложенных мероприятий представим в виде табл. 14.
Таблица 14
Основные показатели выпускаемой продукции ООО «БРОНТЕКС» после реализации предложенных мероприятий
Изделия | Объем реализации, тыс. руб. | Уд. Вес в итоге, % | Цена за единицу продукции, руб, коп. | Себестоимость единицы продукции, руб. коп. | Рентабельность, % |
Кран газовый Затвор поворотный Клапан запорный Клапан обратный Фланец стальной |
11480 3,3 1945,6 364 1190,1 |
76,58 0,02 13 8 13 |
180,08 126,2 241,24 280 167,71 |
177,7 42 238,6 230 164 |
1,33 200 1,01 1,21 1,02 |
Итого: | 14983 | 100 |
Рентабельность клапана обратного с (-21%) повысилась до 1,21% за счет увеличения цены за единицу изделия.
Рентабельность фланца стального с (-22%) увеличилась до 1,02% за счет снижения себестоимости единицы продукции.
Для улучшения финансовых результатов можно предложить:
- провести мероприятия по улучшению прибыли;
- добиться увеличение прибыли от продаж за счет снижения себестоимости;
- необходимо снижать материальные затраты за счет сырья, а именно находить аналогичное сырье по более низким ценам;
- увеличивать рост прибыли для увеличения роста рентабельности продаж;
- более грамотно вести бухгалтерский учет;
- расширять ассортимент продукции, повышая качество производимой продукции, налаживать сбытовую службу на предприятии;
- повышать производительность труда, избегать простоев.
Выводы по разделу
На основании проделанной работы можно сделать следующие предложения:
Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли.
Во-вторых снижение себестоимости также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Как описывалось в предыдущем пункте, одним из факторов снижения себестоимости является увеличение объема выпускаемой продукции. Другими факторами являются:
улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки;
слаженная работа всех составляющих производственного процесса (основного, вспомогательного, обслуживающего производства);
оптимизация потоковых процессов на предприятии.
В третьих немаловажным фактором получения дополнительной прибыли является оптимизация структуры сбыта. При проведении данной оптимизации удельный вес продукции, реализуемой по договорным, более высоким ценам, должен увеличиться до своего максимального уровня, а в идеале – до 100%. Соответственно, доля продукции, реализуемой предприятием другим организациям по линии взаимозачетов по более низким ценам должна быть как можно ниже.
Главная цель производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.
Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами.
Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия.
Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся:
- природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др. (внешние факторы);
- изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы);
- повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др. (интенсивные);
- снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др. (внепроизводственные факторы).
В дипломном проекте проведен анализ показателей прибыли и рентабельности ООО «БРОНТЕКС» позволяющий заключить:
- прибыль от продаж и прибыль до налогообложения в 2006 году увеличилась за счет повышения объема реализованной продукции, выручки от продаж;
- увеличение себестоимости продукции уменьшила размер прибыли;
- удельный вес прибыли от продаж в прибыли до налогообложения составляет более 100%;
- рентабельность продаж в отчетном году изменилась за счет увеличения себестоимости;
- рентабельность отдельных изделий на предприятии является отрицательной. Наибольшее количество изделий не рентабельно, так как себестоимость продукции высока.
Для устранения выявленных проблем в ходе выполнения дипломного проекта руководству ООО «БРОНТЕКС» предложен ряд мероприятий.
Практическая реализация предложенных мероприятий позволит устранить выявленные проблемы, повысить прибыльность и рентабельность деятельности Общества обеспечив его дальнейшее успешное функционирование.
Азрилиян А.Н., Азрилиян О.М., Калашникова Е.В. и др. Большой экономический словарь: 24. 8 тыс. терминов, М: Институт новой экономики, 2002.
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий. / Под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина и М.С. Сапрыкина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
Бланк И.А. Управление прибылью. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2002.
Богатин Ю.В., Швандар В.А. Производство прибыли. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
Браун С.Дж., Крицмен М.П. «Количественные методы финансового анализа», - М.: ИНФРА-М, 1996.
Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада, Лтд, 1997.
Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: Изд.дом «Дашков и Ко», 2004.
Ворст Й., Ревентлоу У. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 2003.
Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2001.
Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2001.
Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2004.
Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: «Финансы и статистика», 2002.
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2001.
Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – Минск.: Высшая школа, 2005.
Курс экономического анализа. / Под ред. Баканова Н.И., Шеремета А.Д.. – М.: Финансы и статистика, 1994.
Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
Медведев О.В. Анализ доходности предприятия // Бухгалтерский учет. - 2003. - №5.
Микульчик А.А. Оценка риска неполучения прибыли в условиях нестабильности рынка // Экономика и производство, 2002, №3.
Нидлз Б., Андерсон Х. Принципы бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2003.
Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. Технико-экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий. - М.: Машиностроение, 1994.
Портер М. Конкуренция. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М., 2003.
Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. - М.: Перспектива, 2003.
Росс С, Вестрефилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов. – М.: «Лаборатория базовых знаний», 2000.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 5-е изд. доп. и перераб. - Минск: ООО "Новое знание", 2002.
Савчук В.П. Финансовый менеджмент предприятий: практические вопросы с анализом деловых ситуаций. – Киев: Издательский дом «Максимум», 2001.
Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Сотникова Л.В. О формировании финансовых результатов. // Бухгалтерский учет, 2004, № 5.
Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента. - Мн.: Интерпресссервис, Экоперспектива, 2002.
Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Поукока и А.Х. Тейлора. – М.: Инфра-М, 2003.
Финансовый бизнес - план. Под ред. Попова В.М. - М.: Финансы и статистика, 2002.
Финансы. / Под редакцией Ковалевой А.М. - М.: Статистика, 2000.
Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Хелферт Э. Техника финансового анализа. - М.: ЮНИТИ, 2001.
Хендриксен Э. С. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 1997.
Холт Р. Планирование инвестиций. - М.: Дело, 1998.
Чернов В.А. Финансовая политика организации. Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Чернов В.А. Экономический анализ. Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Шеремет В.В., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М, 2001.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 2003.