Исследовательская работа
Выполнил: ученик 11Б класса Григорьев Василий
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №43»
2004
Луна интересовала человека с древнейших времен. И, конечно же, не случайно – ведь Луна самое близкое небесное тело. История Луны интересна не только сама по себе, но и как часть общей проблемы происхождения Земли и влияния на нашу планету.
Всем известно, что человек – часть природы, поэтому он подчиняется общему влиянию законов Вселенной. Следовательно, человек должен испытывать влияние Луны, как и другие живые организмы. Литературные сведения на этот счет очень скудны и противоречивы, особенно мало внимания уделяется вопросу о влиянии Луны на интеллектуальную деятельность человека. В своей работе я попытаюсь разобраться в некоторых аспектах этого вопроса, а именно: существует ли взаимосвязь между фазами Луны и умственной деятельностью.
Но прежде необходимо кратко охарактеризовать объекты исследования.
Луна – спутник Земли, ближайшее к Земле небесное тело. Что мы сегодня знаем о Луне?
Радиус - 1738 км.
Возраст - 4,6 млрд. лет.
Полный оборот вокруг Земли она совершает за 27,3 суток.
Поверхность Луны составляет территорию Африки и Австралии вместе взятых.
Масса Луны в 81,53 раза меньше земной.
Средняя плотность равна 3,33 г/см(0,6 средней плотности Земли).
Расстояние Землёй и Луной - 384395 км (около 60 земных радиусов).
Средняя плотность Луны 3,34 г/см3.
Плотность Луны близка к плотности метеоритов хондритов, т.е. солнечного вещества, за исключением наиболее летучих его компонентов, таких, как водород и углерод. Плотность Луны близка и к плотности земной мантии. Значительно более высокая средняя плотность Земли (5,5 г/см3) в основном обусловлена плотным железным ядром. Низкая плотность Луны означает отсутствие у нее заметного железного ядра. Более того, момент инерции Луны свидетельствует о том, что это шар однородной плотности, покрытый анортозитовой (богатый кальцием полевой шпат) корой толщиной 60 км, что подтверждается сейсмическими данными.
Породы лунного грунта
Основными лунными породами являются:
1) морские базальты, более или менее богатые железом и титаном;
2) материковые базальты, богатые камнем, редкоземельными элементами и фосфором;
3) алюминиевые материковые базальты – возможный результат ударного плавления;
4) магматические породы, такие, как анортозиты, пироксениты и дуниты.
Луна движется вокруг Земли по сложной незамкнутой орбите, которую в первом приближении можно представить эллипсом с меняющимися элементами. Кроме земного притяжения, на движение Луны оказывает влияние также притяжение Солнца и других планет. Вследствие этого, а также из-за сжатия Земли в этом движении наблюдается ряд особенностей, называемых неравенствами лунного движения. Их изучение составляет одну из сложнейших задач небесной механики.
2.1.2. Фазы Луны.
В зависимости от расположения Луны по отношению к Земле и Солнцу выделяют 4 фазы Луны – различные формы видимой части Луны. Смена фаз Луны обусловлена переменами в условиях освещения Солнцем темного шара Луны при её движении по орбите. Каждый месяц Луна, двигаясь по орбите, проходит примерно между Солнцем и Землёй и обращена к нам своей тёмной стороной, в это время происходит новолуние. Через один - два дня после этого на западной части неба появляется узкий яркий серп «молодой» Луны. Остальная часть лунного диска бывает в это время слабо освещена Землёй, повёрнутой к Луне своим дневным полушарием; это слабое свечение Луны — так называемый пепельный свет Луны . Через 7 суток Луна отходит от Солнца на 90°; наступает первая четверть (см. рис.), когда освещена ровно половина диска Луны и терминатор, т. е. линия раздела светлой и тёмной стороны, становится прямой — диаметром лунного диска. В последующие дни терминатор становится выпуклым, вид Луны приближается к светлому кругу и через 14—15 суток наступает полнолуние. Затем западный край Луны начинает ущербляться; на 22-е сутки наблюдается последняя четверть, когда Луна опять видна полукругом, но на сей раз обращенным выпуклостью к востоку. Угловое расстояние Луны от Солнца уменьшается, она опять становится суживающимся серпом и через 291/2 суток вновь наступает новолуние. Промежуток между двумя последовательными новолуниями называется синодическим месяцем, имеющим среднюю продолжительность 29,53059 суток. Синодический месяц больше сидерического, так как Земля за это время проходит примерно 1/13 своей орбиты и Луна, чтобы вновь пройти между Землёй и Солнцем, должна пройти дополнительно ещё 1/13 часть своей орбиты, на что тратится немногим более 2 суток. Если новолуние случается вблизи одного из узлов лунной орбиты, происходит солнечное затмение, а полнолуние близ узла сопровождается лунным затмением. Легко наблюдаемая смена фаз Луны послужила основой для ряда календарных систем.
Вид: Человек разумный
Род: Человек
Семейство: Люди
Отряд: Приматы
Класс: Млекопитающие
Тип: Хордовые
Царство: Животные
Надцарство: Эукариоты
Империя: Клеточные
Человек сильно отличается от других обитающих на Земле животных, прежде всего, потому что он может мыслить. Особенностью человека является интеллект. Что же это такое?
Исследователи широко расходятся в определении интеллекта, и еще нет ни одного стандартного определения, с которым бы все согласились. Например, одни исследователи акцентируют внимание на том, что интеллект это способность к приобретению новых умений, другие же изучают социальные аспекты интеллекта.
Гарднер утверждал, что интеллект – не просто явление, состоящее из многообразных способностей, но наоборот: есть много различных видов интеллекта, каждый из которых важен по-своему и независим от других.
Работа Гарднера закончилась списком семи интеллектов:
Лингвистически-вербальный;
Логико-математический;
Пространственный – способность создавать в уме модель пространственного расположения предмета и использовать эту модель;
Музыкальный;
Корпусо-кинестетический – способность решать проблемы и придавать форму продукту, используя тело (как, например, делают танцоры);
Интерперсональный интеллект – способность понимать мотивы действий других людей и знать, как работать с людьми;
Интраперсональный интеллект – способность формировать правильную модель себя и использовать эту модель для успешного функционирования в обыденной жизни.
Многие психологи отмечают, что интеллект имеет многостороннюю структуру. Например, Сноу предлагает шесть аспектов интеллекта:
мышление, основанное на знании (использование организованного знания в целенаправленном мышлении);
понимание предполагает, что индивиды не только чувствуют и знают, они также знают, что они имеют вышеуказанный опыт;
приспособительная целенаправленная борьба (индивид может, приспосабливаясь, менять стратегии для использования силы и т.д.);
плавное аналитическое рассуждение (напр. узнавание различных сторон проблемы и интеграция информации);
мозговая игривость (не все проблемы даны, но индивиды могут создавать интересные цели, чтобы впоследствии их достигать);
идиосинкразическое обучение (люди отличаются не только от других и не только в том, как они решают проблемы, даже их подходы к проблемам могут варьироваться во времени).
Тесты это гораздо большее, чем простые показатели успеваемости в школе; они измеряют фундаментальные интеллектуальные способности.
В основе этих способностей лежит обобщенный фактор (обычно называемый «g»). Этот фактор – общее развитие интеллекта. Общее развитие интеллекта передается генетически.
Тесты для определения интеллекта впервые появились во Франции в 1881 году, когда было введено всеобщее образование, и возникла необходимость рационального распределения учеников по классам. Сейчас существует множество методик для определения различных аспектов мышления и интеллекта. Например, логический аспект математического мышления определяется с помощью методики “Числовые ряды”.
Она заключается в нахождении закономерностей построения числовых рядов. Тестируемому предлагается 7 числовых рядов.
24 21 19 18 15 13 - - 7 Шифр: 12 9
1 4 9 16 - - 49 64 81 100 25 36
16 17 15 18 14 19 - - 13 20
1 3 6 8 16 18 - - 76 78 36 36
7 16 9 5 21 16 9 - 4 13
2 4 8 10 20 22 - - 92 94 44 46
24 22 19 15 - - 10 4
В течении 5 минут тестируемый должен найти закономерность и вписать недостающие числа.
(в форме тезисов)
Известно, что смена фаз Луны оказывает влияние на жизнедеятельность организмов. Сейчас известны многочисленные подтверждения этому факту. Вот некоторые из них:
Смена фаз Луны оказывает влияние на рост садово-огородных культур, в частности, картофеля. В зависимости от того, в какой день был посажен картофель, урожай будет различным. Наиболее высокий урожай получен при посадке картофеля в фазу убывающей Луны, самый низкий – при посадке в полнолуние.
Различные фазы Луны по-разному влияют на жизнедеятельность пресноводных рыб. Например, отмечено, что смена фаз Луны сильно влияет не поведение, активность и клёв щуки.
Отмечено влияние фаз Луны на морские организмы. Доказательством может служить то, что моллюски и некоторые морские рыбы откладывают и оплодотворяют икру только в полнолуние.
Современная наука доказала влияние Луны на организм человека. Это влияние главным образом осуществляется посредством сильного гравитационного воздействия Луны на оболочку Земли (твердую и жидкую). В дни новолуний и полнолуний сильно меняются следующие физические параметры: влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля. Оказывается, даже небольшие изменения этих параметров оказывают влияние на человеческий организм.
План проведения эксперимента
В качестве оценки влияния фаз луны на интеллектуальную деятельность человека был выбран параметр – математические операции в уме двузначных и трёхзначных чисел (устный счёт/на время).
Эксперимент проводится в микрогруппе на членах моей семьи. Фазы луны определяются по отрывному календарю.
Перед испытуемым ставится задача: решить в уме как можно быстрее 10 примеров. Засекается время решения примера с момента его озвучивания, а также отмечается правильность решения.
Во избежание погрешности эксперимент проводится в одно и то же время (~20:00).
Время проведения эксперимента:
Убывающая Луна | Новолуние | Растущая Луна | Полнолуние | ||||||
с 29.09 по 13.10 | 14.10 | с 15.10 по 27.10 | 28.09 | ||||||
Результаты эксперимента приводятся в таблице. | |||||||||
Таблица 1 |
Время решения примера (сек.) с отметкой о правильности (+ -) | Фазы Луны | Новолуние (1 день) | +- |
+ - + - + + + + + + |
+ + + - + + + + + + |
* +/-– отношение числа правильных (+) ответов к неправильным (-). | ||
Результаты эксперимента по выявлению влияния фаз луны на интеллектуальную деятельность человека. | время |
10 5 4 1,5 5 4,5 5 7 2 3 |
4,7 |
4 4,5 3 1,5 3 1,5 3,5 2,5 5 4 |
3,3 | ||||
Убывающая Луна (15 дней) | +- |
114 123 105 132 87 114 123 123 114 132 |
13/2 141 123 123 123 123 141 123 123 141 |
||||||
время |
3,8 4,5 3,4 4,3 4,2 3,8 4,6 3,1 4,1 3,6 |
4,1 |
4,5 4,5 3,5 3,3 3,3 3,5 3,8 3,3 3,6 3,7 |
3,8 | |||||
Полнолуние (1 день) | +- |
+ + + + + + + + - + |
+ + + + + + - + + + |
||||||
время |
4 3 7 3 2 3 2 4 5 3 |
3,6 |
3 2 3 1,5 3 4 2 3 3 2 |
2,4 | |||||
Растущая Луна (13 дней) | +- * |
103 103 13 112 121 121 13 121 121 112 |
121 121 112 13 121 13 13 13 112 112 |
||||||
время |
2,8 2,9 3,3 2,4 2,7 3 3,2 3,2 3,3 2,7 |
2,9 |
2,5 3 2,8 2,7 2,3 2 3 2,5 2,9 2,7 |
2,6 | |||||
№ примера |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
среднее |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
среднее | |||||
№ испытуемого | №1 | №2 |