Для понимания политического мировоззрения Тэтчер важно иметь в виду ее социальное происхождение. Она не принадлежит к традиционному британскому истеблишменту, а является выходцем из мелкой буржуазии, сохранив прочные симпатии к этой среде. Этим во многом объясняется тот факт, что важными элементами идеологической концепции тэтчеризма стали провозглашенный консерваторами возврат к "викторианским моральным ценностям", уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, примат права личности и т.д.1
Маргарет Робертс родилась 13 октября 1925 года в старинном городе Грэнтэме в графстве Линкольншир. Ее отец был бакалейщиком. Происхождение Маргарэт не было характерным для людей, занимавших посты в партии тори. Но именно отец, основные жизненные принципы которого опирались на трудолюбие, усердие и чувство гражданского долга, сыграл решающую роль в ее вознесении в политике. "Я почти всем обязана моему отцу", - признавалась впоследствии Маргарэт.2
С молоком матери она впитала дух викторианской Англии, но "уже с юношеских лет в ее жизнь вошло не только преклонение перед провинциальным укладом, но и стремление вырваться из него, выйти в "большую жизнь".3 Тогда же зарождается в ней интерес к политике, чему в немалой степени способствовала заметная роль отца в политической жизни своего городка в качестве одного из ведущих консервативных членов местного совета.
Семья Робертсов жила очень скромно. Маргарэт и ее старшая сестра Мьюриэл росли почти в спартанской обстановке. Впоследствии, когда Маргарэт стала премьер-министром, она скажет: "Именно то, чему я научилась в маленьком городке, в очень скромном доме, помогло мне победить на этих выборах".
С раннего возраста - уже в десять лет - Маргарэт принимала участие в избирательной кампании. Робертсы активно поддерживали кандидата от партии консерваторов. Маргарэт тогда выполняла роль связной, разносила документы Консервативной партии. Тем же она занималась и на местных выборах. Она сама впоследствии вспоминала, что именно в 30-е годы стала "приобщаться к политике" в связи с оккупацией Австрии Германией. "В те годы я начала разбираться в политике, вопросах войны и мира, подъема фашизма и угрозах силам демократии", - говорила она.1
Рано проснулся в ней интерес к публичным выступлениям. "Она гораздо раньше своих школьных подруг научилась излагать свои мысли, верно выбирать слова", - свидетельствовал ее друг детства. "Человек просто обязан говорить правильно", - сказала она отцу, обратясь к нему с просьбой об уплате уроков.2
Поступив на химический факультет Оксфордского университета, она активно включается в работу студенческой консервативной ассоциации. Если в Грэнтэме закладывался характер Тэтчер и определялись ее увлечения, то в Оксфорде она начала формироваться как политический деятель. К.Огден считает, что "Если бы М.Робертс не приняли в Оксфорд, все равно она почти наверняка стала бы политиком. Она была дочерью своего отца, и политика была у нее в крови. Но в этом случае путь к должности премьер-министра оказался бы для нее куда более крутым".3
Когда закончилась война, Маргарэт уже прошла половину обучения. Она много занималась самостоятельно, особенно химией, но было очевидно, что занятия этой наукой увлекают ее меньше, чем политика. В 1946 г. она стала президентом консервативной ассоциации Оксфордского университета. "С тех пор политика представляет главный интерес ее жизни, а профессия химика все менее удовлетворяет ее".1 Проработав около четырех лет на этом поприще без особых успехов, она выходит в 1951 г. замуж за состоятельного бизнесмена Дэниса Тэтчера. Это замужество, освободив от забот о хлебе насущном, позволяет ей быстро окончить второй, юридический, факультет того же университета с явным прицелом на политическую карьеру. Знаменательно, что этому не помешало даже рождение в 1953 г. близнецов (сына и дочери). В этой связи отметим, "...что на все хозяйственные заботы и на семейную жизнь, у нее остается ровно столько времени, чтобы не забыть, что у нее есть семья. Пожалуй, так было всю жизнь, начиная с детства".2
Тэтчер ни на что не променяла бы "... поздние вечерние часы, отданные работе в палате общин, или уик-энды, проведенные в избирательном округе, но ее и впрямь грызет сожаление, что она не сделала больше для своих детей. При всей своей жесткости она чутка и отлично сознает, что жизненные трудности ее детей - это часть цены, которую пришлось уплатить за одержимость работой и политический успех".3
После пяти лет адвокатуры, утвердив за собой репутацию активного и целеустремленного консерватора, она в 1959 г. избирается в парламент. Уже через два года она становится парламентским секретарем министерства социального страхования, а после поражения партии на выборах 1964 г. - "теневым министром", ответственным за пенсионную политику партии. С 1967 г. она входит в число ведущих "теневых министров". После победы партии на выборах 1970 г. назначается государственным секретарем (министром) по вопросам науки и образования, членом кабинета министров.
Таким образом, во-первых, Тэтчер росла под влиянием отца и усвоила его принципы. Во-вторых, с юношеских лет занималась политикой, и с поступлением в Оксфорд началась ее политическая карьера. В-третьих, Тэтчер всегда признавала приоритет общественных дел перед семейными. Но, говоря о становлении Тэтчер как премьера, нельзя забывать о той сложной социально-экономической обстановке, в какой оказалась Великобритания к 70-м годам. По мнению некоторых авторов именно этот кризис стал решающим в избрании Тэтчер лидером консерваторов. Поэтому остановимся на этом поподробнее.
В жизни политических деятелей бывают такие события, когда определяется вся их дальнейшая судьба, и они из рядовых политических фигур, делаются самыми влиятельными, а, может быть, и наиболее уважаемыми политиками. Для Маргарэт Тэтчер таким событием были выборы лидера консерваторов, когда все в Британии заговорили о ней.
Вопрос о политическом лидерстве в 70-х годах в Великобритании превратился в общенациональную проблему первостепенной важности. Страна переживала самые трудные времена. Великобритания стала в тот период " самым слабым звеном" в мировой капиталистической системе.1 Доля страны в мировом промышленном производстве сократилась после войны вдвое - с 10 до 5%. Британию обогнали не только Япония, но и ФРГ и Франция.
В этот же период перемены происходили в массовых общественных настроениях. Появилось ощущение опасно обострившейся социальной напряженности. Многие политики и комментаторы оценивали ситуацию как " национальный кризис доверия". Красноречивы названия некоторых книг, появившихся в середине 70-х годов: "Распад Британии", "Смерть Британской демократии".2
Условия благоприятствовали избранию на пост лидера партии радикально, четко формулирующего взгляды и в то же время нетрадиционного политика, отвечающего настроениям пришедшего в движение мелкобуржуазного актива партии. Таким лидером стала в 1975-г. Маргарэт Тэтчер.
"Можно с полной уверенностью утверждать, - считает С. Перегрудов, - что если б не проведенное за десять лет до этого изменение процедуры смены лидера у консерваторов, в результате которой был заметно расширен круг лиц, участвующих в его избрании... Тэтчер никогда не заняла бы этот пост".1
Как писал несколько лет спустя Ф. Пим, "...в обстановке неуверенности и сомнений того времени появилась личность, которая могла четко и убедительно сформулировать свою позицию... Точка зрения, которую она выражала, находила эмоциональный отклик в партии, а затем и в стране. Она предлагала нечто новое. Люди чувствовали, что по целому ряду вопросов было слишком много компромиссов, которые ухудшали дело. Они ощущали, что наши экономические и производственные проблемы так глубоки, что политика золотой середины не может их решить, и что требуется нечто более радикальное и определенное".2 Другие авторы считают, что Тэтчер просто "повезло" и что она оказалась на вершине политической пирамиды едва ли не по чистой случайности,3 поскольку никто из более авторитетных деятелей партии не осмелился тогда бросить вызов Э.Хиту, и она оказалась практически единственным его соперником в первом туре голосования, в ходе которого голоса были поделены не столько за нее, сколько против Хита. Однако, на мой взгляд, даже не сбрасывая со счетов элементов "везения", которые в той или иной степени присутствуют в любой успешной политической карьере, вряд ли есть основания сомневаться в том, что без наличия у Тэтчер тех качеств, которые в полной мере выявились позднее, никакая "случайность" не помогла бы.
На пути к лидерству было много препятствий, и еще одно из них состояло в том, что, по признанию самих женщин - членов английского парламента, в консервативной партии существовали серьезные предубеждения против женщин-политиков. Тэтчер, в этой связи, говорила: "...Абсурдно заявлять, что женщина не может руководить партией. Это странный и старомодный взгляд".1
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Консерваторы нуждались в кандидате, полном энергии. С Маргарэт Тэтчер консерваторы связывали возрождение своей партии, а также всей Англии. Выбор пал на Тэтчер именно потому, что она меньше всех из числа министров Хита была связана с ним, сего политикой. Она смело бросила ему вызов, в то время как остальные претенденты не проявили такого мужества. Такое же упорство и бескомпромиссность она проявит при выборах на пост премьер-министра. И, добившись этого поста, она наилучшим образом проявит свой политический талант. Поэтому, перейдем к рассмотрению политического портрета Тэтчер как премьер-министра.
К началу 1970 г. экономическое положение Англии сильно ухудшилось. Все более явственно звучал протест против разросшейся бюрократии и высоких налогов, против "хаоса влияний" и не результативности правительств. Падение жизненного уровня вызвало мощную волну забастовок, в результате которых многие отрасли английской промышленности были парализованы.
Здесь необходимо отметить, что "отличительная черта Тэтчер - настойчивость и даже бескомпромиссность в проведении своей линии. Сформировав политику, она стремится во что бы то ни стало, не отступая проводить ее в жизнь. Политическое значение такой линии она видит в том, что у широких слоев населения прививается уверенность в постоянстве основных установок тэтчеризма."1
Пассивность лейбористского кабинета Дж.Кэллагана (1976-1979гг.), не способного предложить эффективное средство для лечения затяжных недугов британской экономики, отчуждала от него все большее число рядовых избирателей. Маргарет Тэтчер на короткое время - до парламентских выборов - сумела перехватить у лейбористов знамя радикализма. "На отношения избирателей не мог не оказать влияния тот факт, что впервые, по словам английского исследователя Х.Стефенсона, "на нашей памяти, правая, а не левая партия. Призывала к осуществлению кардинальных изменений на основе решительной идеологической программы."2
В неудержимом стремлении к власти неоконсерваторы не гнушались запрещенными приемами политической борьбы. Так, еще в 1976 году Маргарет Тэтчер заявляла, что от лейбористов исходит "угроза социализма". И более того, что "лейбористская партия теперь руководствуется откровенно марксистской программой", ведет страну на порог "тоталитаризма".1 В мае 1979 года М. Тэтчер заняла кресло британского премьер-министра. На выборах в палату общин консерваторы опередили лейбористов на 70 депутатских мест. Во многом ей помогла "прорывная натура". Она "...ищет решение проблем в том же настроении духа, в каком рыцари-крестоносцы искали чаше Грааля. Для нее политические битвы - битвы принципов, битвы между силами света и тьмы, добра и зла, личностями и государством".2
"В своей работе она выдвигает на первый план простые, понятные каждому лозунги: сохранение законности и порядка, каждый получай, что заработал."3 Неоконсерватизм в толковании Тэтчер представлял для многих простых англичан не очередную политическую или философскую теорию, а близкую и понятную им духовную пищу, чуть ли не своего рода религию, призванную оздоровить общество, придать ему утраченный им динамизм, его способность к саморазвитию. "В немалой степени этому способствовала фразеология Тэтчер, стремление объяснить аудитории социально-экономические проблемы в терминах, понятных домашней хозяйке, причем нередко на собственном примере. Привнесение личностных моментов в политику вряд ли является следствием продуманной тактики завоевания доверия масс. Скорее это черта политического стиля Тэтчер проистекает из самого ее отношения к политике не только как к "работе", но и как к "любимому занятию". Недаром она так не любит распространяться о своей частной жизни, в которой для нее ценно прежде всего то, что помогает, а не препятствует реализации ее политических амбиций. И вряд ли она бывает неискренна, когда заявляет, что "работа" для нее более интересна, чем что либо другое.4
В многочисленных речах Тэтчер не найдется таких слов, как монетаризм, этатизм, кейнсианство, трудовые отношения и т.д. Вместо этого фигурируют гораздо более близкие широкой аудитории понятия типа "большое государство", "честно заработанные деньги", "жесткая экономия".
Необходимо, говоря о внутренней политике Тэтчер, затронуть вопрос о ее стиле работы. Она обладает многими качествами, которые, вне зависимости от ее политических позиций, характеризуют ее как незаурядного руководителя. " С ней интересно беседовать, она умеет концентрироваться на отдельно взятой проблеме", - пишет Л. Замятин.1
Резиденция премьера находится на Даунинг-стрит, 10. Обычно беседы проходят в голубом зале, на втором этаже, где у камина стоят два небольших дивана:: один - для хозяйки, другой - для гостей. "М. Тэтчер любит сидеть в уголке, опершись на небольшую подушечку, чуть склонив голову набок, она говорит тихим, хорошо поставленным голосом. Ей свойственны логичность, простота и ясность аргументации, свободное оперирование конкретными фактами."2 Некоторые журналисты считают, что у не хватает терпения выслушать мнение собеседника, с которым она не согласна. На мой же взгляд, она любит спор, но не любит терпеть поражения в нем.
В резиденции она обычно начинает смотреть бумаги за кофе в 6 часов утра и работает далеко заполночь. Ее с трудом убеждают отдохнуть летом, хотя бы неделю. Она умеет быстро восстанавливать свою психологическую и физическую форму. Она всегда элегантна, умеет себя преподнести с чувством собственного достоинства и подчеркнуть женственность.
"В большинстве случаев Тэтчер заранее приходит к тому или иному решению по разного рода вопросам и затем уже очень редко от него отказывается. Заседания кабинета проводятся регулярно, но далеко не все принципиальные вопросы выносятся на обсуждение. Когда же это происходит, премьер-министр видит свою задачу не в том, чтобы "председательствовать" и выслушивать разные точки зрения, а в конце "суммировать" преобладающее мнение (как это делало большинство ее предшественников), но в том, чтобы "вести" дискуссию, задавать тон разговору, добиваться сплочения участников заседания вокруг ее собственного мнения."1 Как пишет Ф. Пим "...премьер-министр имеет тенденцию считать, что она всегда права. Это оборачивается ее уверенностью в том, что она всегда может делать дело лучше, чем другие."2
Отметим еще один факт, раскрывающий ее политический стиль. Прекрасно понимая, что "потеря лица" или даже инициативы в парламенте грозит потерей влияния в стране, Тэтчер тщательнейшим образом готовится к его заседаниям. Вопросы, подлежащие обсуждению, в обязательном порядке рассматриваются на заседаниях кабинета министров. Особенно серьезно Тэтчер подготавливает ответы на вопросы премьер-министру, которым, согласно установленной процедуре, отводится значительное время. Во время самих дебатов она обычно демонстрирует свойственный ей наступательный и даже агрессивный напор, хотя нередко и сама оказывается под жестким обстрелом. Впрочем, качество Тэтчер-полемиста советские телезрители могли в полной мере оценить во время интервью, данного ею советским журналистам в ходе визита в нашу страну весной 1987 г.
Огромное преимущество Тэтчер перед ее политическими оппонентами и внутри, и вне собственной партии, конечно же состоит в том, что как партийный лидер и как премьер-министр она располагает мощными позициями и в партии, и в государстве и умело ими пользуется.
Изложив процесс избрания на пост премьер-министра, способы, стиль, условия ее работы, считаю обоснованным дальнейшее раскрытие политического портрета М.Тэтчер через ее внутреннюю и внешнюю политику.
3.1 Внутренняя политика Тэтчер
Отметим, что одна из основных заслуг Тэтчер внутри страны - перестройка. Тэтчер сама не без гордости заявляет, что она осуществила в стране перестройку, причем иногда употребляет это слово по-русски."1 Хотя конечная цель тэтчеровской перестройки, безусловно, в укреплении позиций правящих классов, ее практическое содержание -использование новых рычагов для рационализации и подъема британской экономики. Один из основных элементов тэтчеровской перестройки - приватизация обобществленного сектора. В ведение частного бизнеса переданы нефтедобывающая, газовая, авиационная, телекоммуникационная и многие другие отрасли. Практический смысл приватизации Тэтчер видит прежде всего в дерегламентации, в освобождении предприятий от "диктата государства", предоставлении им полной свободы действий на капиталистическом рынке, но вместе с тем и в перекладывании на них всей полноты ответственности за результаты своей деятельности.
Прежде всего, Тэтчер отказалась от старой модели государственного регулирования экономики и попыталась внедрить свою, новую. Она осуществляла децентрализацию управления экономикой, сокращала госаппарат. В годы ее правления центральные министерства сведены до минимума. Делая ставку на инициативных и самостоятельных граждан, Тэтчер заявила следующее: "Тот, кто готов работать больше других, должен получать самое большое вознаграждение и сохранять его после вычета налогов".2
Новая линия в экономической политике стала ответом британских консерваторов на выдвинутые современным этапом НТР проблемы, которые Тэтчер, надо признать, уловила быстрее своих политических конкурентов.
Способность Тэтчер апеллировать не только к разуму, материальным интересам, но и к чувствам, настроениям англичан, создала ей репутацию "популистского" лидера. Однако популизм Тэтчер этим далеко не исчерпывается, и ей менее всего подошла бы роль морализирующего проповедника. Недаром в одном из более интересных и глубоких исследований феномена тэтчеризма, ее популизм назван авторитарным.1 "Ее "патриотизм" реализуется через жесткое, неприязненное отношение к "цветной" эмиграции (чем, кстати, она снискала расположение шовинистически настроенной публики и смогла одновременно выбить почву из-под ног у такой откровенно реакционной расистской организации, как Национальный фронт). Хорошо известная ее приверженность к восстановлению смертной казни."2
Проведение своей жесткой политики требовало налаживания "по-своему" механизма принятия государственных решений и политические комментаторы, и ученые-политологи единодушно отмечают заметное возрастание роли премьер-министра и его аппарата в этом процессе, причем некоторые из них даже утверждают, что на смену "кабинетному управлению" в стране установилось или вот-вот установится "президентское правление."3 Хотя эта точка зрения подвергается достаточно обоснованной критике ,как не учитывающая всей совокупности механизмов государственного управления4, ее сторонники правы в том, что Тэтчер удалось резко снизить роль кабинета министров в качестве органа, обсуждающего основные вопросы государственной важности.
Параллельно с изменениями в высших эшелонах правительственной власти после избрания на второй срок премьерства Тэтчер основательно изменила и следующую ступень государственного управления - административный аппарат. Вновь назначались, по свидетельству "Sunday Times", "...способные, решительные и наделенные бойцовскими качествами лица, проявившие энтузиазм и готовность сделать то, что отвечает устремлениям премьер-министра".1
За годы правления М. Тэтчер подход к ирландскому вопросу изменился к лучшему. Хотя, надо отметить, "события в Северной Ирландии 60-80-х годов наглядно демонстрируют непрочность либерально-прогрессивных идей о том, что втягивание в мировую систему хозяйства, модернизация экономики и социального строя сами по себе ... не оправдали себя."2 В ольстерском вопросе отметим лишь, что "не королева, а премьер-министр встречала привозимые в Англию гробы. С платком в руке она часто лишь усилием воли сохраняет самообладание."3 Однако, когда дело касалось террористической ирландской организации ИРА, Тэтчер была сурова, на что имелись веские личные и государственные причины. Но и движение вперед пошло при ней более интенсивно: она направляла усилия на улучшение положения католиков в Северной Ирландии. Так, на строительство в Белфасте многоквартирных комплексов, заселенных в основном католиками, было затрачено 2 миллиарда долларов, что существенно улучшило жилищную проблему там.4
3.2 Политический портрет Тэтчер во внешних связях
"М Тэтчер, безусловно, стремится к поиску самостоятельной роли в формировании узловых аспектов отношений Запад-Восток. Она претендует, и не без оснований, на роль политического лидера Западной Европы.
Популярность Тэтчер весной и летом 1982 года достигла своего апогея, что во многом обусловило ее победу на выборах 1983 года. В результате конфликта с Аргентиной Тэтчер получила блестящую возможность добиться крупного успеха. После победы на Фолклендских островах Тэтчер стала героиней, считает К. Огстен. "Далеко от дома, сражаясь в исключительно неблагоприятных по первоначальной оценке условиях, Тэтчер и ее солдаты решительно отбили нашествие аргентинцев." Фолклендский конфликт продемонстрировал, что свой "решительный подход" Тэтчер не ограничивает сферой внутренней политики. Придя к власти, она взяла курс на укрепление военно-политического сотрудничества с США и НАТО. Общая сумма военных расходов за 1979-86 гг. выросла на 30%, и пот доле этих расходов в совокупном национальном продукту она к концу 80-х стояла на первом месте среди всех западноевропейских участников НАТО.1 Курс на "жесткое противостояние" с Советским Союзом и другими странами- участниками Варшавского договора последовательно выдерживался и в области политических отношений с этими государствами. Но Тэтчер сознавала жизненную необходимость выхода из "холодной войны" - тупика, в который чуть было не завела человечество гонка вооружений и конфронтация. Она, по словам авторов книги "Феномен Тэтчер" неожиданно для многих "после трудных (антикоммунистических) призывов начала сбавлять тон. По свидетельству одного из тех немногих лиц, которым пришлось бы "нажать кнопку", она ощутила "жесткую реальность такой возможности."2 Но подобные опасения не сделали Тэтчер сторонницей запрещения ядерного оружия.
П. Дженкинс характеризует, в этой связи, внешнеполитическое кредо Тэтчер как кредо "британского национализма". Именно этим кредо объясняет он ее нескончаемые трения с партнерами по ЕС, и ее стремление, оставаясь лояльным союзником США, сохранять свободу действий и даже критиковать некоторые их шаги (как это, в частности имело место в момент вторжения США в Гренаду в 1983 г. или во время американских санкций на поставку оборудования для советских газопроводов в связи с вводом войск в Афганистан.1
Но приверженность к "западноевропейскому союзу" и национализм сочетаются у Тэтчер с трезвой оценкой ситуации, с готовностью в случае необходимости вносить порой достаточно существенные поправки в намеченный курс. Так, Тэтчер проявила огромный интерес к визиту в Великобританию в 1984 году М.С. Горбачева. Главный вывод, который она сделала в ходе состоявшихся бесед и переговоров, - с такими людьми как, М. Горбачев, "...можно иметь дело".
Таким образом, во внешней политике М. Тэтчер искала контактов и возможного взаимодействия в мире. Это открывало перед Англией возможности повышения своего авторитета, влияния в мировых делах - при решении вопросов разоружения, региональных конфликтов, гуманитарных проблем. О том, что она намерена активно использовать эти возможности, свидетельствовал явный интерес к взаимодействию с СССР по таким проблемам, как ирано-иракский конфликт, намибийское ближневосточное урегулирование, положение в Ливане и др.
Исходя из вышесказанного, отметим, что по своему "политическому долголетию" М. Тэтчер пережила остальных лидеров западного мира. Это обстоятельство дало основание аппарату премьер-министра говорить о ней как о "самом опытном" руководителе стран запада. Но на мой взгляд, более бесспорным является то, что при ней, особенно после фолклендских событий, отмечаются повышение личной роли премьер-министра, и не только в процессе принятия внешнеполитических решений, но и в ходе их реализации, а также и во внутренней политике.
1 Замятин. Л. М. Тэтчеризм // Международная жизнь. 1989. №6 С.54.
2 www.britanica.com /search: Thatcher Margaret/
3 Jenkins P. Mrs. Thatchtr s Revolution. Lnd. 1987. p. 84
1 Попов В. И. Маргарэт Тэтчер: человек и политик (Взгляд советского дипломата). М., 1991. С.37.
2 Огдэн Крис. Мэгги. Интимный портрет женщины у власти // Иностранная литература. 1991 №4 С.150
3 Огдэн Крис. Мэгги. Интимный портрет женщины у власти // Иностранная литература. 1991 №4 С.151.
1 Перегрудов С. П. Маргарэт Тэтчер. // Вопросы истории 1988. №10 С.61.
2 Попов В. И. Премьер. // Неделя 1990 №48 С.15.
3 Огдэн Крис. Мэгги. Интимный портрет женщины у власти // Иностранная литература. 1991 №4 С.184.
1 Contemporary Record. 1987. №3, p.13.
2 Nairn T. The Break up of Britain., L., 1976; Haseler S. The Death of British Democracy. L., 1976
1 Перегрудов С. П. Маргарэт Тэтчер. // Вопросы истории 1988. №10 С.61.
2 Pim. F. The Politics of Concent. 1985. p.22.
3 СМ., напр., Kavanagh. D. Thatcherism and British Politics. Oxford. 1987. p.199.
1 Цит. по Попов В. И. Маргарэт Тэтчер: человек и политик (Взгляд советского дипломата). М., 1991. С.22.
1 Замятин. Л. М. Тэтчеризм // Международная жизнь. 1989. №6 С55.
2 Stephenson H. Mrs. Thatcher s First Year. L., 1980. р.19.
1 Thatcher. M., CCO News Service, 1976. 8 oktober.
2 М. Тэтчер в "Известиях" // Известия. 23 июля 1993. С.1.
3 Замятин. Л. М. Тэтчеризм // Международная жизнь. 1989. №6 С.57.
4 Перегрудов С. П. Маргарэт Тэтчер. // Вопросы истории 1988. №10 С.66.
1 Замятин. Л. М. Тэтчеризм // Международная жизнь. 1989. №6 С.55.
2 Там же.
1 Перегрудов С. П. Маргарэт Тэтчер. // Вопросы истории 1988. №10 С.76.
2 Pim. F. The Politics of Concent. 1985. pp, 33-34.
1 Замятин. Л. М. Тэтчеризм // Международная жизнь. 1989. №6 С.57.
2 Lewis. R. Margaret Thatcher: A personal and political biography. L. 1975. p.129.
1 The Politics of Thatcherism . Lnd. 1984. p.10.
2 Перегрудов С. П. Маргарэт Тэтчер. // Вопросы истории 1988. №10 С.69.
3 The British Prime Minister. Lnd. 1985. pp.126-127.
4 Political Institutions in Britain. Lnd. 1987. pp.9-18.
1 The Political Institutions in Britain. Lnd. 1987. p.5.
2 Орлова М. Е. Северная Ирландия: опыт преобразования в расколотом обществе. М., 1994 С.5.
3 Огдэн Крис. Мэгги. Интимный портрет женщины у власти // Иностранная литература. 1991 №4 С.190.
4 Орлова М. Е. Северная Ирландия: опыт преобразования в расколотом обществе. М., 1994 С.19.
1 Kavanagh. D. Thatcherism and British Politics. Oxford. 1987. p.213.
2 Young H., Sloman A. The Thatcherism Phenomenon. Lnd. 1986. p.105
1 Jenkins P. Mrs. Thatchtr s Revolution. Lnd. 1987. pp.289,310.