Так уж сложилось, что Франция – признанная законодательница мод в области одежды и парфюмерии, кухни и виноделия. Не будем оспаривать это утверждение. Напротив, дополним его размышлениями о посуде. И отметим, что история крупнейших производителей французской посуды странным образом переплелась с историей страны.
Фарфоровая лихорадка охватила Европу еще в начале XVIII века, когда многие пытались раскрыть секрет и наладить производство благородной посуды. И хотя секрет китайского чуда - глины каолин - был вскоре раскрыт, на пути производства «твердого» фарфора оставалась маленькая «загвоздка»: никак не удавалось найти месторождения этого самого каолина. Более того, сам алхимик Иоганн Фридрих Бетгер, открывший в 1709 году формулу твердого фарфора и месторождение каолина в окрестностях родного городка Мейсен, клятвенно утверждал, что нигде больше в Европе таких месторождений нет и быть не может. Расстроенные немецкие аристократы потянулись в Мейсен.
Но не таковы были аристократы французские. Отставание от Германии в чем-либо казалось им недопустимым и оскорбительным. Их кухня сформировалась при дворах королей, вершивших судьбами Европы, и такая кухня требовала достойного обрамления. Поэтому французы, долго не раздумывая, наладили выпуск «мягкого» (фриттового) фарфора, внешне напоминающего венецианское молочное стекло. Для структуры этой разновидности керамики характерны низкая жароустойчивость и зернистость, хорошо заметная на изломе. Сырье для нее представляет собой смесь стекловидных веществ (фритт), содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы, толченый алебастр, гипс и глину.
Для массового производства изделий из «мягкого» фарфора в Венсенне в 1745 году была открыта первая фарфоровая мануфактура, находившаяся в ведении синдиката во главе с Орри де Фюльви. Сей господин сумел заручиться поддержкой короля, всего лишь убедив его, что производство «божественного фарфора» - занятие, достойное монарха, и, соответственно, уговорив короля стать пайщиком компании. Представьте, такое сотрудничество оказалось очень выгодным для компании, поскольку посуду для «королевской мануфактуры французского фарфора» проектировал придворный ювелир Дюплесси, а роспись и золочение были отданы в управление близкого ко двору талантливого мастера Башелье. В те годы наиболее модными красками считались подглазурная синяя и надглазурная бирюзового цвета, им господин Башелье и уделял основное внимание.
В 1756 году мануфактуру переводят в Севр, подальше от Парижа, где с началом Семилетней войны начались и народные бунты. В Севре из того же мягкого фарфора выпускаются изделия с декором, улучшающимся из года в год: обеденные, кофейные, чайные и шоколадные сервизы, табакерки, настольные украшения и корзинки для фруктов, шкатулки для драгоценностей, швейные баночки, корпусы для часов, вазы и подсвечники.
И тут произошло то, что почти сразу стало легендой. 15 августа 1769 года (день, в который родился Наполеон) некая мадам, жена аптекаря из городка Лимож, отправилась на реку стирать белье. Видимо, дела у аптекаря шли не ахти, поскольку женщина при стирке пользовалась песком. Внимание дамы привлек кусок глины, который придал белью "исключительный отбеливающий эффект".
Уже там, на реке рядом с полем Кло-де-Бар, в голове женщины родилась идея о маленьком мыловаренном заводике. Через пару часов аптекарь встал из-за стола и сказал так: "Это каолин! Мы миллионеры, дорогая!" Ну или приблизительно так...
Вскоре была построена первая керамическая фабрика, затем вторая, а уже в 1771 году некогда захолустный городок Лимож (центр Богом забытой области Лимузин) впервые называется «европейской столицей» фарфорового производства. Город стал центром притяжения величайших мастеров и художников, кузницей кадров керамического производства.
В течение следующего столетия Франция пережила четыре революции и два десятка переворотов, в ходе которых гнев народа, в первую очередь, обрушивался на фарфоровую посуду, почему-то названную «символом роскоши и социальной несправедливости». Одной из фабрик, стоявших у истоков производства фарфора и вынесшей все невзгоды, стала фабрика Arc International, крупнейший французский завод по производству посуды из стекла и хрусталя. История завода уходит своими корнями в 1815 год (год окончательного разгрома Наполеона и первой республики). В наши дни завод Arc International - это огромное производство, выпускающее около 5 миллионов изделий в год, которые экспортируются более чем в 160 стран мира.
Предприятие выпускает изделия из стекла и хрусталя под различными торговыми марками. Под маркой Luminarc производятся изделия для предприятий торговли. Среди «хрустальных» линеек стоит отметить посуду под брендом Cristal D 'Argues, при производстве которой добавляется 24 процента окиси свинца, серию Master Collection, рекомендованную для использования Союзом сомелье Франции (Union De la Sommellerie Fran-caise), коллекцию Dampierre с ажурной рифленой поверхностью, а также линейку Ose с бокалами, имеющими ромбические формы куполов.
А под маркой Агсогос производится огромный ассортимент ресторанной посуды из закаленного стекла: прозрачной, матовой, белой, кремовой, цветной и декорированной, отличающейся высоким качеством и устойчивостью к резкому изменению температуры и к механическим воздействиям. Ударопрочная посуда Агсогос устойчива к сколам и царапинам, используется в микроволновых печах и отмывается в посудомоечных машинах. В процессе производства каждое изделие закаливается: сначала стекло нагревается до высокой температуры, а затем резко охлаждается. Как результат на поверхности изделия образуется мощное (если можно применить это слово к стеклянной посуде) защитное покрытие. Сочетание классики и современности в дизайне, удобная форма и прочность изделий, а также относительная дешевизна делают посуду Агсогос очень востребованной в сетях ресторанов демократичного уровня.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://posudashop.ru