СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная технологическая часть
1. Описание коммерческой деятельности предприятия
1.1 Государственная регистрация предприятия
1.2 Организационная структура управления предприятия
1.3 Анализ маркетинговой среды предприятия
1.4 Организация правовой работы на предприятии
1.5 Организация налогообложения на предприятии
2. Описание торгово-технологического процесса в магазине
2.1 Организация рабочего места продавца
2.2 Краткая характеристика ассортимента фарфорофаянсовой посуды и карамели
2.3 Организация закупочной работы
2.4 Особенности приёмки товаров
2.5 Подготовка товаров к продаже
2.6 Продажа товаров
2.7 Рекомендации покупателям
2.8 Организация работы в узле расчёта
2.9 Подготовка контрольно-кассовой машины к работе
2.10 Порядок работы на контрольно-кассовой машине
2.11 Техника безопасности при работе на контрольно-кассовой машине
2.12 Материальная ответственность в магазине
2.13 Инвентаризация товарно-материальных ценностей
3. Безопасные условия труда в магазине
4. Анализ экономических показателей
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Введение
Торговля как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства – удовлетворение разносторонних потребностей людей. Именно торговый бизнес, реализуя произведённую потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между предложением и спросом.
Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что было обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов.
В системе торгового обслуживания торговля занимает особое место. Она призвана обеспечивать повседневные потребности населения в пищевых продуктах и товарах непродовольственного назначения.
Прогрессивные методы торговли, в том числе самообслуживание, изменили взаимоотношения продавца и покупателя. Возросла роль продавцов в активной помощи покупателям при выборе товара. Работники магазина должны информировать покупателей о свойствах, качестве, питательной ценности продуктов, воспитывать вкусы потребителей, пропагандировать новые товары.
Торговля в настоящее время является крупной отраслью народного хозяйства, которая оказывает активное влияние на объём и структуру производства товаров, улучшение их ассортимента и повышения их качества.
Актуальность темы «Фарфоро-фаянсовая посуда» в том, что посуда является неотъемлемой частью жизни человека. Её применяют для приготовления и хранения пищи. Фарфоро-фаянсовую посуду часто используют в качестве подарка на праздник, такой подарок всегда актуален, так как он не только красив, но и всегда найдёт применение в быту. Декоративными тарелками можно украсить стену или подать ужин к столу в красивой супнице.
Карамель один из часто покупаемых товаров. Чай мы обязательно пьём с карамелью, часто угощаем ею своих гостей. Без карамели наша жизнь, наверное, не была бы такой сладкой, а карамель хоть и вкусовым качеством, но подслащивает её.
Цель:
1. На основе изучения коммерческой деятельности универсама «Мечта» и торгово-технологического процесса по продаже карамели и фарфоро-фаянсовой посуды разработать рекомендации по улучшению работы ООО «Мечта».
Задачи:
1. Изучить учебную литературу;
2.Изучить коммерческую деятельность универсама «Мечта»;
3. Проанализировать факторы, влияющие на прибыль магазина;
4. Изучить этапы торгово-технологического процесса по продаже карамели и фарфоро-фаянсовой посуды;
5. На основе полученных выводов разработать рекомендации по улучшению работы универсама «Мечта».
1. Описание коммерческой деятельности универсама «Мечта»
1.1 Государственная регистрация предприятия. Общие сведения о предприятии
В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации» от 08.08.2001г. №129-Ф.З. регулируются отношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при введении Единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый по средствам внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, и других сведений в соответствии с Федеральным законом.
После регистрации предприятия в соответствующих органах, ему выдаётся лицензия (Приложение-1) на осуществление своей деятельности.
В форме регистрации государство осуществляет контроль над предпринимательской деятельностью.
Универсам «Мечта» это общество с ограниченной ответственностью (ООО). Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) называется учреждённое одним или несколькими лицами общество, участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости своих вкладов в уставный капитал. Учреждается на основе учредительного договора и устава. В данном случае учредителями универсама «Мечта» являются его директор и частные предприниматели, которые арендуют площадь в этом магазине. В уставе ООО «Мечта» определено: фирменное название, предмет и цели деятельности, местонахождение, состав участников, размер уставного капитала.
Универсам работает с 9:00 до23:00, без перерыва и выходных. Такой график работы наиболее оптимален, так как позволяет совершать покупки в удобное для покупателей время.
Это значительно повышает объём продаж, следовательно, и общую прибыль магазина. Метод продажи в универсаме осуществляется традиционным методом (через прилавок) - товары непродовольственного характера и методом самообслуживания - продукты питания.
Каждый работник при поступлении на работу в универсам «Мечта», кроме трудового договора и договора о материальной ответственности, знакомится с должностной инструкцией (Приложение-2), которой указаны правила внутреннего распорядка: описание работы персонала, их обязанности, права, ответственность, цель работы, мероприятия, проводимые внутри предприятия.
Создание ООО «Мечта» утверждено в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 12.02.1999г. №14-Ф.З.
При регистрации универсама «Мечта» были предоставлены следующие документы:
1. Подписанное директором магазина заявление о государственной регистрации по форме утверждённой Правительством Р.Ф. В заявлении подтверждается, что предоставленные учредительные документы достоверны и соответствуют требованиям, что соблюдён порядок организационно-правовой формы, оплачен уставный капитал на момент регистрации, что при создании согласованы вопросы с соответствующими органами или органами местного самоуправления;
2. Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или другого документа в соответствии с законодательством Р.Ф.;
3. Учредительные документы (подлинники или копии);
4. Документ об оплате государственной пошлины;
5. Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанного учредителем в заявлении о государственной регистрации.
А в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от юридического лица по доверенности.
Моментом государственной регистрации признаётся внесение соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня выдаёт заявителю документ – лицензию. В течение 10 дней после регистрации организация должна встать на учёт в налоговом органе по месту её нахождения. Налоговый орган в течение 5 дней, после подачи документов, обязан поставить организацию на учёт, выдать соответствующее свидетельство и присвоить идентификационный налоговый номер, который организация указывает во всех документах. Организация – налогоплательщик включается в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
В течение 10 дней после государственной регистрации организация встаёт на учёт в органах государственных внебюджетных фондов в таком же порядке, как и в налоговом органе.
При постановке организации на учёт в налоговом органе и органах государственных внебюджетных фондов ей выдаётся свидетельство и соответствующие справки о постановке на учёт, необходимые для открытия расчётного счёта и других счётов в банке.
1.2 Организационная структура управления
Для достижения поставленных целей и выполнения соответствующих задач предприятие должно создать организационную структуру (организационную систему управления) предприятием. В самом общем смысле этого слова структура системы – это совокупность связей и отношений между её элементами. В свою очередь, организационная структура управления представляет собой совокупность подразделений и должностей, связанных отношениями и подчинением.
Организацию и управление работой предприятия осуществляет аппарат управления. Структура аппарата управления предприятием определяет состав и взаимосвязь его подразделений, а также характер возложенных на них функций. Поскольку разработка такой структуры связана с установлением перечня соответствующих подразделений и штата их работников, менеджер определяет взаимоотношения между ними, содержание и объём выполняемых ими работ, права и обязанности каждого работника.
На современных предприятиях наиболее распространена иерархическая структура управления. И универсам «Мечта» не является исключением, так как там есть руководители, специалисты и исполнители, то есть подчинение нижестоящего уровня вышестоящему.
Разновидностью иерархического типа структуры в ООО «Мечта» является линейно-функциональный тип организационной структуры. Это один из наиболее распространённых вариантов организационного построения предприятий. Сущность данного типа структуры заключается в том, что руководство производством обеспечивается как линейным аппаратом, так и функциональными службами.
Основу линейно-функциональных структур составляет принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации: маркетинг, финансы, плановый, производство. По каждой из подсистем формируется иерархия служб, которая пронизывает организацию сверху донизу.
Результаты работы каждой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач.
Линейные руководители осуществляют непосредственное руководство производством, каждый из них выступает в качестве единоначальника в соответствующем производственном подразделении. Линейные руководители наделяются необходимыми правами и несут ответственность за конечные результаты деятельности подчинённых ими подразделений. Функциональные службы (отделы: плановый, труда и зарплаты, финансовый, бухгалтерия и др.) ведут необходимую подготовительную работу, осуществляют учёт и анализ деятельности предприятия, разрабатывают рекомендации по улучшению функционирования предприятия. На основании этих рекомендаций линейный аппарат принимает необходимые решения и отдаёт распоряжения, обеспечивающие выполнение соответствующих заданий. Персонал линейного аппарата и функциональных служб непосредственно не подчинён друг другу, однако имеет определённые взаимные обязательства по решению задач, стоящих пред предприятием. Линейные руководители отдают распоряжения и принимают решения при участии функциональных групп.
Преимущество этой системы в том, что идёт быстрая реакция и обратная связь в ответ на указания вышестоящего руководства, за счёт подразделений руководитель освобождается от решения социальных вопросов.
Плюсы структуры: освобождение линейных руководителей от несвойственных им функций обеспечения производства ресурсами, возможность координации действий линейными и функциональными подразделениями, высокая степень специализации структурных подразделений предприятия.
Минусы структуры: необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущих вопросов производства, экономики, кадров как с соответствующими функциональными службами, так и с высшим руководством; длинная цепь команд и, как следствие, искажение коммуникаций.
Стиль руководства в универсаме «Мечта» демократический. Этот стиль наиболее эффективный и характеризуется коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении задач и выборе исполнителей для их решения. Демократический стиль руководства предполагает взаимодействие. У руководителя и подчинённого в этом случае возникает чувство доверия и взаимопонимания. Управление происходит без грубого нажима, с учётом способностей людей, опыта и уважения их достоинства.
Линейно-функциональный тип организационной структуры
1.3 Маркетинговая среда предприятия
Рассмотрим маркетинговую среду универсама «Мечта».
Окружающая среда предприятия – это совокупность факторов, оказывающих влияние на маркетинговую деятельность фирмы.
Микросреда фирмы – это среда внутри предприятия, контролируемая им самим.
Состоит из:
1.Высшее руководство основных функциональных структур:
- директор;
- бухгалтерия: главный бухгалтер, бухгалтер, главный кассир;
- маркетолог;
- производство: хлебобулочных изделий и салатов.
2. Поставщики карамели: ОАО «Южуралкондитер», ОАО «Союз кондитеров; посуды: Южноуральский фарфоровый завод.
3. Посредники: Оптовая база (г. Челябинск ул. Карла Маркса 75) поставляет посуду, изделия из керамики, различные сувениры и подарочные наборы; Оптовый рынок (г. Челябинск Троицкое шоссе 43) поставляет бакалейные, кондитерские и другие товары.
4. Конкуренты: универсам «Незабудка»
5. Клиентура: жители района, в котором находится магазин; также клиентами универсама «Мечта» являются пациенты и их посетители Горбольницы №1, которая находится через дорогу.
Макросреда – это среда, представленная факторами, которые воздействуют на деятельность предприятия, но не могут управляться им.
Макросреду составляют следующие факторы:
- экономический фактор – магазин рассчитан для рядового потребителя, то есть цены в нём приемлемы и для покупателей со средним достатком;
- демографический фактор – ежедневно ООО «Мечта» посещает большое количество покупателей: семей с детьми, молодых и пожилых людей. Каждый из них может подобрать себе товар по вкусу и по цене, не ущемляя свой бюджет;
- социально-культурный – в магазине всегда можно купить товар для любого праздника, будь то пасха (куличи, яйца) или новый год (ёлочные украшения, сувениры). Для каждого праздника найдётся необходимый товар.
Последний вид маркетинговой среды – медиасреда.
Медиасреда – это любые группы лиц, проявляющие интерес к деятельности фирмы, способны влиять на достижение цели. Делится на:
внутренние контактные аудитории – продавцы, кассиры, бригадир, менеджер, товаровед;
местные контактные аудитории – местные жители;
финансовые круги – банки;
контактные аудитории государственных учреждений – пожарные, налоговая, Роспотребнадзор;
средства массовой информации (СМИ)
1.4 Организация правовой работы на предприятии. Трудовые отношения
Трудовое право является одной из важнейших отраслей российского права и представляет собой систему юридических норм, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с осуществлением трудовой деятельности.
Предмет трудового права является комплекс общественных отношений, закреплённых в ст. 1 Трудового кодекса РФ. Ядро предмета составляют трудовые отношения, возникающие при найме работодателем конкретного работника для выполнения трудовой функции.
Юридической базой трудового права является Конституция РФ, закрепляющая в ст. 37 право граждан России на труд и гарантии этого права.
Комплексным актом, регулирующим трудовые отношения, является новый Трудовой кодекс РФ. Кодекс был принят в декабре 2001 г. и введён в действие с 1 февраля 2002 г. В 2006 Трудовой кодекс снова потерпел изменения.
Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) впервые чётко определил цели и задачи трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ). Целями трудового законодательства являются:
установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
создание благоприятных условий труда;
защита прав и интересов работников и работодателей.
В качестве главной задачи трудового законодательства закреплена необходимость оптимального согласования интересов работника, работодателя и иных участников трудовых правоотношений.
Нормы трудового права содержатся и в иных федеральных законах: «О занятости населения в Российской Федерации», «О коллективных и договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности и др.
Основные принципы правового регулирования трудовых отношений (их 19) закреплены в Трудовом кодексе РФ (ст. 2). Среди них: свобода труда, защита от безработицы, социальное партнёрство, запрет на дискриминацию и на принудительный труд.
Трудовое законодательство – это совокупность нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.
Все нормативные акты, его составляющие, можно подразделить в зависимости от их юридической силы на законы и подзаконные акты.
Среди законов регулирующих трудовые отношения, прежде всего, следует назвать Декларацию прав и свобод человека и гражданина, где закрепляется право граждан на труд.
В регулировании трудовых отношений большое место занимают корпоративные (или локальные) нормативные акты. Эти акты разрабатываются и применяются на предприятии и распространяются на коллектив данного предприятия (Положение о приёме на работу, Положение о премиях, Правила внутреннего трудового распорядка).
Основанием для возникновения трудовых отношений является приказ о приёме на работу.
Главными субъектами выступают работники – физические лица и работодатель – физическое либо юридическое лицо, вступившие в трудовые отношения.
Работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить нормальные условия труда, своевременно и в полном объёме выплачивать заработную плату.
Работник обязуется лично выполнять трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка в организации.
При поступлении на работу заключается трудовой договор, который выступает основной юридической формой реализации принципа свободы труда.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, которые берут на себя взаимные обязательства.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передаётся работнику, другой хранится у работодателя (ст. 324 ТК РФ).
Содержание трудового договора составляют условия, определяющие объём прав и обязанностей работника и работодателя, предусмотренных законодательством о труде и соглашением сторон: место работы (полное наименование организации, куда принимается работник), дата начала работы, срок договора, трудовая функция (наименование должности, специальности, профессии, на которую принимается работник), режим труда и отдыха, условия оплаты труда. Работнику при оформлении может быть представлен испытательный срок до трёх месяцев.
Трудовые договоры подразделяются на два вида в зависимости от срока действия. Первый вид – это трудовые договоры, заключённые на неопределённый сток. Второй вид – это срочные трудовые договора, заключённые на срок не более 5 лет, также договор может быть коллективным и индивидуальным.
При поступлении на работу в универсам «Мечта» был заключён трудовой договор (Приложение-3), в котором указаны трудовые права и обязанности работодателя и будущего работника.
1.5 Налогообложение
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Основной функцией налогов является обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С её помощью образуется центральный денежный фонд государства.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги. Главная обязанность налогоплательщика – уплачивать законно установленные налоги. Все остальные обязанности призваны лишь обеспечивать должный контроль за надлежащим выполнением ими обязанности своевременно и в полном объёме уплачивать налоги.
Налоговые органы и органы, осуществляющие налоговый контроль:
Министерство по налогам и сборам РФ и его территориальные подразделения;
Таможенные органы;
Органы налоговой полиции;
С универсама «Мечта» взимаются следующие виды налогов:
1. Налог на добавленную стоимость (НДС);
2. Акцизы;
3. Налог на прибыль предприятий;
4. Налог на доходы физических лиц;
5. Единый социальный налог (ЕСН);
6. Налог на имущество предприятий;
7. Налоги, поступающие в дорожные фонды;
8. Плата за землю.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).
НДС взимается с каждого акта продажи, на практике невозможно выявить добавленную стоимость, поэтому за объект обложения принимается весь оборот по реализации. Из НДС, полученного от покупателя, вычитается НДС, уплаченный поставщиком.
Добавленной стоимостью является разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимость материальных услуг, отнесённых на себестоимость и издержки обращения. Учитывается увеличение стоимости на всех стадиях производства товаров (работ, услуг), налог вносится по мере их реализации.
НДС автоматически приплюсовывается к цене реализации и компенсируется посредством увеличения розничной цены товаров. Налог уплачивается конечным потребителем при покупке товара (работ, услуг), а также на различных стадиях производства и реализации товаров.
Плательщиками данного налога являются:
организации – юридические лица;
индивидуальные предприниматели – физические лица;
лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товара через таможенную границу РФ.
Объектом налогообложения признаётся операция по продаже товаров, услуг, работ.
Налоговая база НДС – это выручка в денежной форме, определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
Налоговая ставка для НДС:
1. 10% - отечественные детские товары, продукты первой необходимости;
2. 18% - остальные товары, все услуги и работы.
Сумма налога исчисляется отдельно по каждой подлежащей налогообложению операции как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Общая сумма подлежащего уплате налога образуется путём сложения сумм налога, исчисленных по каждой операции, по итогам каждого налогового периода, с учётом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Налоговый период устанавливается как календарный месяц.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур (Приложение-4). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счёте-фактуре.
Счёт-фактура – это типовой платёжный документ, выписываемый поставщиком на каждую партию отгруженной или проданной продукции, а также за выполненные работы и услуги.
Поставщики регистрируют счета-фактуры в книге продаж, а магазин в книге покупок.
2. Описание торгово-технологического процесса в магазине
2.1 Организация рабочего места продавца
Под рабочим местом продавца понимают часть площади торгового зала, предназначенная для работы продавца и оснащённая специальным оборудованием для размещения, а также выкладки и продажи товаров.
На рабочем месте осуществляются показ, выбор, консультация, расчёт и упаковка, а также оказание различных услуг.
Большое значение при организации рабочего места продавца имеет подбор инвентаря, инструментария и правильное размещение товаров. Всё оборудование рабочего места должно обеспечивать применение наиболее удобных, современных приёмов и скорость в работе, использование прогрессивных форм.
Организовать рабочее место контролёра-кассира и планировать всю зону расчётных узлов нужно таким образом, чтобы покупатели не задерживались в ней, а пустые корзины и тележки быстрее перемещались в отведённое место.
Наглядная выкладка товаров, широкая информация о ценах на товары, их качестве, назначении облегчают покупателю выбор товара. Продавец меньше отвлекается для консультации покупателей и ответов на их вопросы.
При размещении карамели учитывают частоту её спроса, наиболее ходовые виды из ассортимента должны находиться ближе к продавцу. Карамель размещают по ценам и поставщикам-производителям, за каждым видом закрепляют постоянное место. При выкладке карамели соблюдаются правила товарного соседства.
Фарфоро-фаянсовую посуду выкладывают на горках, полках пристенных шкафов, на прилавках и столах с учётом назначения, формы, размера и цвета изделия. На рабочем месте продавца должна быть бумага, шпагат и пакеты для упаковки посуды.
Правильно оборудованное рабочее место продавца повышает культуру обслуживания, сокращает потери времени, создаёт удобства при отпуске товаров, повышает производительность труда, снижает физическую нагрузку, создаёт возможность более эффективно использовать техническую оснащённость магазина, увеличивать пропускную способность, более рационально использовать площадь магазина.
В течение рабочего дня на рабочем месте должны поддерживаться чистота и порядок. Нужно своевременно снимать с витрин образцы распроданных товаров и выставлять образцы вновь поступивших. Инструменты и упаковочный материал должны всегда лежать под рукой у продавца.
Продавец должен быть внимателен и любезен, оказывать помощь покупателям в упаковке товаров, быть опрятным, аккуратно одетым в форменную одежду, причёсанным.
Обязательным условием деятельности продавца является соблюдение санитарных правил и норм. Они охватывают все аспекты деятельности розничного предприятия и непосредственно влияют на планировочное решение магазинов, организацию торгово-технологического процесса, обслуживание покупателей, определяют условия и организацию труда работников магазина.
2.2 Краткая характеристика ассортимента фарфоро-фаянсовой посуды и карамели
Ассортимент фарфоро-фаянсовой посуды (Приложение-5)
Группа | Ассортимент | Характеристика |
Столовая посуда | блюда | овальной и круглой формы, плоские и глубокие, для рыбных и мясных закусок |
подливочники | порционные и общего пользования, без поддона и с ним (на тарелочке) | |
салатники | 4х угольная форма или овальная, порционные и общего пользования | |
селёдочницы | различной формы, порционные и общего пользования | |
сухарницы (хлебницы) | могут быть ажурные | |
тарелки а. обеденные б. подтарельник в. детская глубокая г. плоская д. десертная е. пирожковая |
глубокие для первого блюда плоская тарелка 240 мм диаметр 200 мм для второго, 200 мм диаметр 175-180 мм диаметр 150 мм |
|
мелкие изделия: солонки, горчичницы, перечницы, хреницы |
изделия для специй, иногда продаются в наборе | |
Чайно-Кофейная посуда |
чайная пара а. обычная б. полуаппетитные в. аппетитные г. подарочные д. детские пары е. кофейные |
ёмкость 200-250 смі ёмкость 300-350 смі ёмкость 400 см сложные по фасону и декору, ёмкость 500-575 смі ёмкость 110-170 смі ёмкость 40-60 смі |
чайники а. для заварки б. для кипятка |
более толстые стенки и дно, ёмкость 250-800 смі 1,5-3,5 литра |
|
бокалы | разного фасона, ёмкость до 600 смі | |
кружки | цилиндрическая форма, до 500 смі | |
пиалы | без ручки, ёмкость 250-450 смі | |
кисэ | большая пиала, ёмкость 900-1200 смі | |
маслёнки | овальной, шарообразной, конической формы с крышкой | |
кофейники | вытянутая форма, отсутствие внутри сетки | |
сливочники | со сливом без крышки | |
молочники | с крышкой или без крышки | |
Комплектные изделия | «Эгоист» | набор для одного человека |
«Тэт-а-тэт» | набор для двоих | |
Наборы | 6-12 персон | |
Сервизы: столовые, чайные, кофейные, чайно-кофейные |
на 6 или 12 персон | |
Гарнитуры | на 6-12 персон |
Ассортимент и классификация карамели
Карамель – это кондитерское изделие, изготовляемое из карамельной массы с начинкой или без неё.
Сырьём для производства карамели является сахар, патока, шоколад, орехи, молоко, жиры, мёд, вина, ликёры, ароматические вещества, пищевые кислоты, красители и другое.
Характеристика | Виды карамели | Ассортимент |
Леденцовая карамель – готовят из карамельной массы без начинки |
Отформованная |
«Мятная», «Взлётная», «Дюшес», «Барбарис» |
Фигурная карамель на палочке, завёрнутая | «Чупа-чупс» | |
Монпансье леденцовое |
«Мятный горошек», «Цветной горошек», «Миндалик» |
|
Соломка (в виде трубочек) | ||
Карамель с начинкой – состоит из оболочки и начинки |
фруктово-ягодная начинка |
«Груша», «Яблоко», «Слива», «Малина» |
медовая начинка |
«Медок», «Пчёлка», «Золотой улей» |
|
помадная начинка |
«Мечта», «Привет», «Лимонная» |
|
молочная начинка | «Клубника со сливками», «Му-Му» | |
молочно-помадная начинка |
«Майская», «Онега», «Фонарик» |
|
ликёрная начинка | «Ромовая», «Ликёрная», «Арктика» | |
желейная начинка | «Москва», «Белка» | |
масляно-сахарная начинка | «Снежок», «Свежесть», «Полярная» | |
марципановая начинка | «Дубок», «Фантазия», «Утро» | |
ореховая начинка | «Рачки», «Чайка», «Байкал», «Орешек» | |
шоколадно-ореховая начинка | «Дубок», «Гусиные лапки», «Бон-бон» | |
сбивная начинка | «Лакомка», «Улыбка», «Янтарь» | |
кукурузная начинка | «Шахтёрская», «Херсонская» | |
Карамель с двойными начинками | «Ереванская», «Куколка», «Кармен» | |
Мягкая карамель – выпускают глазированной шоколадом. |
«Шарада», «Дружба», «Загадка» |
Поставщики карамели
Поставщик | Ассортимент | Цена за 1кг, руб. |
ОАО «Южуралкондитер», ул. Дарвина 2 |
«Ивушка» «Клубника со сливками» «Рачки Добрячки» «Лимонная» «Мечта» «Дубок» |
54-00 54-00 62-00 52-00 55-00 52-00 |
ОАО «Союз кондитеров», ул. Дарвина 16 |
«Гусиные лапки» «Молочная» «Пташка» «Барбарис» «Му-Му» |
78-00 57-00 56-00 46-00 61-00 |
Оптовая база «Орбита» |
«Снежок» «Абрикос» «Сливочная» «Дюшес» «Взлётная» «Неженка» |
55-00 50-00 56-00 46-00 48-00 55-00 |
2.3 Организация закупочной работы
Организация рационального и эффективного товароснабжения магазинов является одной из важнейших задач розничных торговых организаций.
Товароснабжение – это комплекс коммерческих технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли: закупка, доставка, приёмка и хранение, подготовка и продажа.
Снабжение должно быть плановым, ритмичным и бесперебойным. Это обеспечивает универсаму широкий и устойчивый ассортимент товаров, соблюдение норм товарных запасов, правильную организацию труда работников магазина и т.д.
Сроки, частота завоза, размер партий определяются графиками, которые составляют и согласовывают между собой магазин и поставщики.
Планомерность и ритмичность товароснабжения достигаются составлением графиков завоза и установлением строгого контроля за их выполнением.
Товароснабжение розничной сети является сложным процессом. Оно включает выбор источников поступления товаров, определение поставщиков, подача предварительных заказов на поставку товаров.
Важное экономическое значение имеет выбор поставщиков, наиболее близко расположенных к магазину. Это даёт возможность рационально использовать транспорт, сохранять количество и качество товаров, устанавливать прямые связи с поставщиками.
Основными поставщиками карамели в универсам «Мечта» являются кондитерские фабрики, расположенные в городе Челябинске. Это ОАО «Южуралкондитер», ул. Дарвина 12 и ОАО «Союз кондитеров», ул. Дарвина 46.
Заказы на поставку товаров осуществляются на основании договора поставки (Приложение-6) и оформления заявок (Приложение-7) для поставки товаров с указанием развёрнутого ассортимента, количества, качества товаров и сроков поставки.
2.4 Особенности приёмки фарфоро-фаянсовой посуды по качеству и количеству
Приёмку по качеству фарфоро-фаянсовой посуды проводят в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Особое внимание уделяют внешнему виду (термической стойкости, белизне, прочности, просвечиваемости и водопоглащению). Для определения указанных показателей от каждой партии товара отбирают 1% одинаковых изделий, но не менее 10 штук. Ёмкость изделий определяют, заполняя их водой из мерного цилиндра.
В соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми к посуде, черепок фарфоровой и фаянсовой посуды должен быть белым, равномерно покрытым глазурью. Требуется, чтобы рисунок был выполнен тщательно, без помарок, сборок. Незаглазурованные места, следы от подставок должны быть отшлифованы, отполированы. Не допускаются деформации, выбоины, щербины, цек (мелкие трещины). Изд6елия должны быть устойчивы на поверхности, крышки должны плотно, без зазоров прилегать к борту. Ручки и носики не должны отламываться при нагрузках, в два-три раза превышающих массу воды, полностью заполняющей объём воды.
В зависимости от внешнего вида, физико-технических показателей, характера и количества дефектов посуду из фарфора делят на 1 и 2 сорта. Фаянсовую посуду на сорта не делят.
Если при проверке были получены неудовлетворительные результаты хотя бы по одному из физико-технических показателей, изделия переводят в пониженный сорт или в брак.
Приёмку по количеству осуществляют материально-ответственные лица. Приёмка фарфоро-фаянсовой посуды начинается с сопоставления количества поступивших товаров с данными, указанными в транспортных и сопроводительных документах (товарная накладная, Приложение-8). Отсутствие сопроводительных документов не приостанавливает приёмку. В этом случае фактическое наличие товара оформляют актом. При этом проверяют также состояние тары, упаковки, наличие и правильность маркировочных знаков, целостность пломб.
Особенности приёмки карамели по качеству и количеству
Принимают карамель по качеству и количеству материально-ответственные лица. При этом проверяют, как правило, весь товар.
Качество карамели в магазине определяют органолептическим методом (по внешнему виду, вкусу, запаху, цвету, консистенции). В необходимых случаях образцы карамели отправляют на анализ в лабораторию.
Вкус и аромат должны быть ясно выраженными и соответствовать данному наименованию карамели, без посторонних привкусов и запахов. Фруктовые и фруктово-ягодные начинки без подгорелого привкуса. Начинки, содержащие жир (ореховые, молочные, масляно-сахарные и др.) без салистого прогорклого вкуса;
Внешний вид карамели должен быть красивым;
Форма правильная, соответствующая данному виду изделия, без деформации, перекоса швов. Монпасье и фигурная карамель должны быть чётко отформованы;
Цвет должен соответствовать наименованию карамели, чистый, окраска равномерная, без пятен;
Поверхность сухая, нелипкая, без трещин, открытых швов и следов начинки.
При приёмке карамели по количеству проверяют состояние тары и упаковки. Пересчитывают товарные места, определяют вес БРУТТО, затем пересчитывают товарные единицы и определяют вес НЕТТО, сверка фактического наличия товаров с сопроводительными документами (проверка правильности оформления, соответствие фактического наличия товаров).
2.5 Подготовка к продаже фарфоро-фаянсовой посуды и карамели
Подготовка к продаже имеет большое значение для рациональной организации технического процесса в магазине, для повышения культуры торгового обслуживания.
Карамель освобождают от внешней тары, выкладывают в витрины, горки, стеллажи. На каждый вид товара оформляется ценник. Изделия отпускаются покупателям с помощью специального инвентаря. Образующуюся крошку или лом передают по актам промышленным предприятиям для переработки.
Фарфоровую и фаянсовую посуду тщательно протирают, осматривают и, простукивая тонкой палочкой или карандашом, убеждаются в отсутствии трещин в изделии, проверяют комплектность сервизов, наборов, гарнитуров.
Товары в магазине хранят в специальных помещениях (складах, подсобных помещениях), соблюдая температуру воздуха, влажность, сроки хранения, защиту от прямых солнечных лучей. Помещения должны быть чистыми, периодически проветриваться. Также необходимо пересматривать товар, проводить дезинфекцию помещений.
В универсаме «Мечта» большая часть товаров храниться в отделах, а остальной запас товаров в складских помещениях. На складе товары хранятся на стеллажах, полках. Товары размещаются на определённых местах, соблюдается товарное соседство. Складские помещения хорошо проветриваются, содержатся в чистоте.
Фарфоро-фаянсовая посуда должна храниться в закрытых сухих помещениях на стеллажах.
Карамель хранят при температуре 18-22 градуса при относительной влажности воздуха 75%, без начинки до 3х месяцев, с начинкой – 1 месяц.
2.6 Продажа фарфоро-фаянсовой посуды и карамели
Процесс продажи товаров – основной, завершающий этап доведения товаров до покупателей. Он зависит от метода продажи, ассортимента товаров и покупательского спроса. Правильно организованный процесс продажи товаров позволяет повысить уровень торгового обслуживания, достигнуть высокой экономической эффективности торговли.
Продавцу фарфоро-фаянсовой посуды необходимо знать её ассортимент, который весьма широк, особенности изделий, их свойства, назначение, эстетические качества, способы применения и использования.
При продаже посуды продавец должен хорошо ориентироваться в разнообразном потребительском назначении отдельных изделий, а также в их декоративной и художественной ценности. Известно, что многие виды изделий приобретают для подарков. Показывая отдельные изделия, продавец должен обратить внимание на форму, цвет, материал, особенность отделки и украшения предмета.
При отпуске посуды продавец проверяет целостность каждого изделия, слегка постукивая по нему специальной палочкой или карандашом. При упаковке каждый предмет должен быть переложен бумагой и завёрнут. Отдельные предметы упаковывают в общий пакет и перевязывают шпагатом.
В торговом зале на прилавках и витринах должны быть выставлены образцы всех имеющихся в продаже видов карамели, снабжённые чётко заполненными ценниками.
Карамель продают в предварительно расфасованном виде, а, также взвешивая в присутствии покупателя. Нерасфасованную карамель отпускают в чистой таре (пакеты) с обязательным применением совков. Продавец обязан следить за качеством и изымать из продажи деформированную и слипшуюся карамель. Лом сдают по акту на переработку.
Диалог с покупателем по продаже фарфоро-фаянсовой посуды:
Про-ц: Добрый день, я могу вам чем-то помочь.
Пок-ль: Да, мне нужна чайная пара, в подарок.
Про-ц: Могу предложить вам такую фарфоровую пару с красивым тюльпаном, есть ещё вот такая пара, но она сделана из более тонкого фарфора, поэтому и цена её ниже, да и рисунок не такой ажурный как у той пары.
Пок-ль: Да мне нравится первая пара, я её беру. У вас есть, во что её завернуть.
Про-ц: Я могу упаковать её в такую вот красивую коробочку с бантиком, я думаю должно влезть.
Пок-ль: Да, хорошо.
Про-ц: С вас сто десять рублей за чайную пару и двенадцать за упаковку, итого с вас сто двадцать два рубля ровно. Ваша сдача двадцать восемь рублей. Спасибо за покупку. До свидания.
Пок-ль: Всего доброго.
Диалог с покупателем по продаже карамели:
Про-ц: Здравствуйте. Вам помочь?
Пок-ль: Здравствуйте. Да мне нужна карамель, чтоб начинка у неё была не слишком сладкая. Может быть карамель «Яблоко» или «Снежок».
Про-ц: Нет, вы знаете у карамели «Яблоко» фруктово-ягодная начинка, поэтому вам она, я думаю, не подойдёт. Карамель «Снежок» не подойдёт, потому что у неё масляно-сахарная начинка, вы понимаете, название говорит само за себя – масляно-сахарная. Могу предложить вам карамель с молочной начинкой, она не такая сладкая, это: «Неженка», «Пташка», или карамель Му-Му». Есть карамель с ореховой начинкой: «Рачки», «Байкал», «Орешек». У этой карамели очень вкусная, но не слишком сладкая. Я думаю вам должно понравиться.
Пок-ль: Взвесьте мне, пожалуйста, триста грамм «Пташки», триста грамм карамели «Му-Му» и триста грамм карамели «Рачки».
Про-ц: Что-нибудь ещё?
Пок-ль: Нет, всё, спасибо.
Про-ц: С вас пятьдесят три рубля семьдесят копеек. Ваши шестьдесят рублей. Возьмите, пожалуйста, сдачу: шесть рублей тридцать копеек. Спасибо за покупку. До свидания
Пок-ль: Спасибо, до свидания.
2.7 Рекомендации покупателям
В России история фарфора ведётся с середины 18 века. В 1746 году Д.И. Виноградов самостоятельно разработал технологию его производства. Обладая особой спецификой, изделия из этого материала в то же время включали в себя элементы живописи, архитектуры, скульптуры. Их популярность была необычайно высока, и очень скоро они стали неотъемлемой частью дворянского быта. Сегодня ценятся стиль, качество и хороший вкус, и фарфор опять в центре внимания.
В России насчитывается 17 фарфоро-фаянсовых заводов. В десятку лучших входит Южноуральский фарфоровый завод. Его продукция хорошо известна и пользуется спросом на Урале и в Сибири, в Средней Азии и центральной России, в районах Крайнего Севера и Дальнего востока.
21 января в Челябинске Уральским торговым домом «Логика» открыт специализированный магазин «Южноуральский фарфор». Здесь вы сможете познакомиться с лучшими произведениями южно-уральских мастеров, оценить преимущество и красоту сервизов с романтическими названиями «Мария», «Византия», «Тет-а-тет», подобрать элегантную чайную пару в подарок или оригинальный набор посуды на каждый день.
Даже самые хрупкие фарфоровые изделия будут радовать необычайно долго, если правильно за ними ухаживать:
Перед употреблением фарфоровую посуду нужно положить на несколько минут в холодную воду, а затем прополоскать в горячей воде. Мыть её желательно тёплой водой с мылом и ополаскивать холодной. Горячая может разрушить глазурь, смыть позолоту.
Если сервиз потемнел, протереть его питьевой содой или солью с уксусом. Сода прекрасно удаляет пятна от чая и кофе на чашках.
2.8 Организация работы в узле расчёта
Организация расчётов с покупателями в магазине зависит от применяемого метода продажи товаров. В магазине самообслуживания расчёт производится через кассы, установленные при выходе из торгового зала. Контролёр-кассир проверяет отобранные покупателями товары и печатает чек.
Расчётные узлы должны быть оснащены высокопроизводительным кассовым оборудованием, обеспечивающим безопасность работы на нём и обслуживание покупателей без переналадки в течение рабочего дня. Кассовые машины должны быть размещены таким образом, чтобы контролёры-кассиры были обращены лицом к потоку выходящих из зала покупателей, при этом проход для покупателей должен находиться слева от контролёра-кассира.
Применяемые в магазинах самообслуживания корзины для отбора товаров также должны быть стандартными. При этом они должны быть лёгкими, прочными, гигиеничными. Конструкция корзин должна обеспечивать возможность складывать их одна в другую при хранении.
Процесс продажи в магазине самообслуживания организуется следующим образом.
При входе в магазин покупатель берёт инвентарную корзину или тележку для отбора товаров и проходит в торговый зал, ориентируясь в нём с помощью различных средств «немой справки». Отобрав товар, покупатель проходит в зону расчёта. При расчёте покупатель ставит инвентарную корзину с отобранными товарами на кассовый прилавок. Контролёр-кассир проверяет их цену и стоимость, перекладывает товар в пустую корзину, постоянно находящуюся на кассовом прилавке, регистрирует на кассовой машине стоимость покупки, чётко называет её стоимость и сумму полученных денег, которые кладёт на виду у покупателя, выдаёт сдачу и чек, после окончательного расчёта кладёт полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
В кассах постоянно должна быть разменная монета для расчёта с покупателями. Предлагать покупателю вместо сдачи какие-либо товары не разрешается.
2.9 Подготовка контрольно-кассовой машины АМС 110К к работе
Подготовку контрольно-кассовой машины АМС 110К к работе начинает кассир, приходя на работу за 20-25 минут до открытия магазина. Получив у главного кассира кассовую ленту, первоначальную сумму для выдачи сдачи (под роспись в книге учёта принятых и выданных кассиром денег), ключ от денежного ящика; кассир включает машину в электросеть.
Перед включением кассовой машины в сеть проверяется (осматривается) исправность электровилки, шнура питания, заземления. Кассовая машина подключается к сети электровилкой. На индикаторе высвечивается «подождите», набираем дату – итог – время – итог – пароль – итог.
Вместе со старшим кассиром необходимо проверить состояние регистров машины на начало смены и оформить соответствующие документы. Получают Х-отчёт, чтобы убедиться в нулевых показаниях счётчика. Кассир и старший кассир подписывают полученный Х-отчёт, оформляют начало контрольной ленты. Контрольная лента должна обязательно применяться и правильно оформляться на начало и окончание каждой рабочей смены. После снятия показаний на конце ленты должны быть: число, время начала работы, тип и номер кассовой машины, показания секционных (и других суммирующих) и контрольных счётчиков.
2.10 Порядок работы на контрольно-кассовой машине
Покупатель должен иметь возможность наблюдать, какие данные вводятся кассиром в машину и каков результат расчёта (цена товара, стоимость покупки, сумма сдачи). Наглядность расчёта обеспечивается наличием индикатора (сервисное табло для покупателя) и соблюдением правил ведения расчёта кассиром. Кассир обязан: чётко назвать сумму полученных денег и положить их на виду у покупателя; напечатать чек на контрольно-кассовой машине; объявить общую стоимость покупок; назвать сумму сдачи и выдать её вместе с чеком, при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно; после окончания расчёта положить деньги в денежный ящик.
После окончания рабочей смены кассир подготавливает денежную выручку – раскладывает наличные деньги по купюрам, а монеты – по их достоинству. Составляет кассовый отчёт и сдаёт выручку вместе с кассовым отчётом по приходному кассовому ордеру (Приложение-9)старшему кассиру. Выемка денежных средств из главной кассы на канцелярские и другие затраты производится по расходному кассовому ордеру (Приложение-10).
В присутствии старшего кассира получают Х-отчёт (z-отчёт на АМС 110К не делается), сравнивают фактическую выручку с суммой ГРОСС на Х-отчёте (недостатки кассир обязан возместить, излишки поступают в пользу магазина). Оформляют контрольную ленту на конец рабочего дня, записывая на ней дату, свою подпись и подпись старшего кассира. Делается запись в книге кассира-операциониста (Приложение-11) и скрепляется подписями кассира и старшего кассира. Отключают кассовую машину от электросети и убирают рабочее место.
2.11 Техника безопасности при работе на контрольно-кассовой машине
1. К работе на машине допускаются лица, прошедшие обучение, инструктаж, аттестацию согласно требованиям Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ) и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТБ);
2. Рабочее место кассира должно быть оборудовано розеткой с заземляющим контактом, которая устанавливается вблизи машины, и быть легко доступным;
3. Запрещается проводить техническое обслуживание машины, включенной в сети электропитания;
4. Перед включе6ием машины необходимо осмотреть вилку и шнур питания и убедиться в исправности;
5. Запрещается оставлять включенную машину без присмотра;
6. Запрещается работа на кассовой машине при снятом кожухе;
7. При работе с машиной необходимо принимать меры, исключающие удары и падения машины;
8. Запрещается у5кладка машины на любую поверхность в перевёрнутом виде с опорой на индикатор покупателя;
9. При окончании работы, в перерывах или случаях остановки по другим причинам машина должна быть отключена от электропитания;
10. В случае возникновения отказа необходимо немедленно отключить машину от сети;
11. Не допускается вмешательство в работу машины после её пуска до окончания рабочего цикла;
12. Не следует допускать к работе на машине лиц, незнакомых с правилами работы и техники безопасности.
2.12 Материальная ответственность в магазине
Материальная ответственность – это обязанность возместить причинённый ущерб, который произошёл в результате каких-либо действий, либо бездействий, повлёкших за собой ущерб.
Лица, на которых возлагается материальная ответственность (МО) называются материально-ответственные лица (МОЛ). К ним относятся: продавец, кассир, старший кассир, кладовщик, бригадир (заведующая, зав. секцией).
В универсаме «Мечта» применяется два вида материальной ответственности:
1) Ограниченная, т.е. если потери произошли не по вине материально-ответственного лица. Возлагается на не МОЛ, наступает с момента, если вина доказана;
2) Полная, т.е. потери полностью возмещает МОЛ, так как произошли по его вине. Наступает с момента подписания договора о материальной ответственности, поразовой доверенности, по решению судебно-следственных органов.
Формы материальной ответственности в магазине:
1. Индивидуальная, на одного работника возлагается полная материальная ответственность, наступает с момента подписания договора о материальной ответственности. Работник обязуется предоставлять отчётность о движении товаро-материальных ценностей и денежных средств, переданных под отчёт; Ущерб не взыскивается с материально-ответственного лица, если эти потери произошли не по его вине и были оформлены актом в установленном порядке ив установленный срок;
2. Бригадная, возлагается на коллектив от трёх до тридцати человек. Бригада принимает на себя полную материальную ответственность за все, переданные ей под отчёт товаро-материальных ценности (товары, тара, материалы). Недостачу члены бригады возмещают пропорционально тарифной ставке, получаемой ими из заработной платы и фактически проработанному времени. В случае кражи (хищения) товаров или других ценностей, порчи или гибели, бригада освобождается от возмещения ущерба, если он произошёл не по вине бригады, или установлен непосредственный виновник кражи или порчи ценностей.
Недостача может быть установлена только в результате Инвентаризации (ревизии); недостача, выявленная в результате самопроверки бригады, возмещению не подлежит.
Товарный отчёт (Приложение-12) – это сводный документ, в котором отражаются остатки и движение товаров за отчётный период, предназначен для отчитывания материально-ответственного лица перед бухгалтерией.
Техника составления товарного отчёта состоит из следующих этапов:
Указывается наименование магазина, отдела, секции, фамилия и инициалы материально-ответственного лица, лимит,
Ставится номер отчёта и период, за который он составляется (нумерация ведётся со времени последней инвентаризации);
Записывают остаток товара на начало товарного периода (в предыдущем отчёте это остаток на конец отчётного периода). Если на начало отчётного периода проводилась инвентаризация, то эти данные берутся из инвентаризационных описей;
Проверяются во всех приходных и расходных документах: цена количество, сумма;
Подсчитывается и проставляется сумма прихода и расхода;
Выводится остаток на конец отчётного периода – остаток на конец = Остаток на начало + Приход – Расход: Ок=Он+П-Р
Заполняется прописью число приходных и расходных документов, приложенных к отчёту:
- отчёт составляется в 2х экземплярах (под копирку) с приложением всех документов;
- подписывает бригадир и члены комиссии поочерёдно;
- первый экземпляр сдаётся в бухгалтерию, второй подписывается бухгалтером и возвращается материально-ответственному лицу;
- бухгалтер проверяет отчёт и если находит ошибки, ставит в известность МОЛ, который подписывает отчёт, если согласны с исправлениями остальные члены комиссии и бригадир.
2.13 Инвентаризация товарно-материальных ценностей (ТМЦ)
Инвентаризация – это установление фактического наличия товаров и сравнение полученных данных с отчётными (остаток на конец в товарном отчёте).
Порядок проведения инвентаризации:
1. Председатель комиссии предъявляет продавцам распоряжение и отдел тут же прекращает работу (обслуживаются последние покупатели, имеющие чеки на руках);
2. Устанавливается фактическое наличие денежных средств в кассе на момент инвентаризации;
3. Бригадир составляет товарный отчёт и выводит документальный остаток товаров на момент инвентаризации;
4. Проверка весоизмерительного оборудования (точность установки, сроки клеймения);
5. Берётся подписка №1 материально-ответственного лица перед началом инвентаризации;
6. Подготовка отдела к инвентаризации: группировка товаров по видам, сортам и ценам. Заполняют инвентаризационную опись;
7. Инвентаризационная опись (Приложение-13) заполняется в 3х экземплярах, первый ведёт бригадир, второй и третий под копирку один из членов комиссии. Каждая страница сверяется, расхождения уточняются;
8. Подсчёт товаров производится только в порядке их размещения. Не допускается беспорядочного перехода от одних товаров к другим с целью не записать один и тот же товар дважды или возможен пропуск. Запрещается ограничиваться подсчётом товарных мест без проверки внутри содержимого;
9. Одновременно товар вносится в опись акта, каждый товар записывается отдельной строкой;
10. Оформление описей: число порядковых номеров и количество натуральных единиц записываются цифрами и прописью каждой страницы и описью в целом;
11. Берётся подписка №2 по окончании инвентаризации.
На испорченные товары составляются акты о порче, бое, ломе; на тару составляется отдельная опись.
Результаты инвентаризации могут быть:
предварительные, выводится членами комиссии сразу же после окончания инвентаризации;
окончательные, выводятся бухгалтерией в течение 3х дней, в случае недостачи начисляется естественная убыль, потери в самообслуживании. Бухгалтерия составляет акт по форме №27.
Цели инвентаризации:
1) Контроль над сохранностью и состоянием товаров, тары, денежных средств;
2) Контроль работы материально-ответственного лица.
Задачи инвентаризации:
Проверка сохранности товарно-материальных ценностей;
Выявление товаров, непользующихся спросом (малоходовые, залежалые);
Проверка условий хранения: температурный режим, товарное соседство, исправность холодильного и торгового оборудования;
Установление товарных потерь, которые не подлежат списанию в текущем порядке;
Проверка отчётности материально-ответственного лица (правильность ведения документации, выявление ошибок в учёте).
3. Безопасные условия труда в магазине
Для безопасной деятельности предприятия необходимо соблюдать безопасные условия труда для работников, а также санитарно-гигиенические требования.
Территория торгового предприятия должна быть чистой, ровной, хорошо освещённой, иметь необходимые проходы и проезды. Дороги и проходы должны быть, как правило, прямолинейными, иметь твёрдое покрытие, зимой должны быть очищены от снега и льда, посыпаны песком.
Стены и потолки всех внутренних помещений должны быть оштукатурены, побелены. Стены помещений для хранения продовольственных товаров облицовывают плиткой. Полы должны быть плотными, ровными, нескользкими, не иметь выбоин.
Устройство порогов в помещениях, кроме моечных, туалетных комнат, не допускается.
С целью соблюдения санитарно-гигиенических требований в магазинах оборудуются гардеробные, душевые, умывальные комнаты.
Для защиты от переохлаждения в магазинах устраивают тамбуры и тепловые завесы при входе, на рабочих местах оборудуют напольные деревянные стеллажи. Для вентиляции используют вентиляторы, калориферы, устройства для забора наружного воздуха, воздуховоды, кондиционеры.
В помещениях холодильных установок в обязательном порядке устраивается помимо приточно-вытяжной аварийная вентиляция, которая действует по принципу вытяжной и включается дистанционно как в самих помещениях, так и снаружи.
Все работающие агрегаты и механизмы не должны создавать шума и вибрации, превышающих нормы. С целью снижения шума и вибрации механизмы устанавливают на амортизаторах и плавающих фундаментах, помещения облицовывают звукопоглощающими материалами, концентрируют и изолируют наиболее шумные работы в определённом месте, обеспечивают высококачественный монтаж и ремонт оборудования.
Особенно важно обеспечивать электробезопасность работ путём обеспечения высококачественной изоляции проводов, устройства защитного заземления и зануления установок, применения плавких предохранителей и автоматических выключателей, индивидуальных средств защиты от электротока.
Большое значение имеет соблюдение условий безопасности работы на складе при укладке ящиков, коробок, мешков, которые необходимо укладывать вперевязку с обеспечением устойчивости рядов грузов и соблюдением норм нагрузки на один квадратный метр пола. При перемещении бочек, тары-оборудования необходимо, чтобы груз находился впереди грузчика. При накате бочек на весы используют трамплины, бочкоподъёмники.
Бутылки и другую посуду необходимо переносить только в исправной таре; вскрывать её соответствующим инструментом; вскрыв тару, немедленно удалить из досок торчащие гвозди, концы металлической окантовки загнуть внутрь стенок; укладывать тару и товары в устойчивые штабеля нужно не выше 2 м; для работы на высоте использовать исправные стремянки.
Требования к санитарному режиму на торговом предприятии:
Один раз в месяц должен проводиться санитарный день (покупатели должны быть извещены об этом за 5 дней);
Ежедневно по окончании работы должна проводиться влажная уборка с применением моющих средств, разрешённых органами госсанэпидслужбы;
Уборочный инвентарь, моющие и дезинфицирующие средства должны быть промарктрованны и храниться в специально выделенном помещении (где не допускается хранение пищевых продуктов);
Уборочный инвентарь для туалетных комнат и спецодежда – храниться изолированно от инвентаря других помещений;
Осветительные приборы, арматура и окна – протираться по мере загрязнения, но не реже одного раза в месяц.
4. Экономическая часть
Анализ экономических показателей универсама «Мечта» за 2006 год.
Товарооборот – это процесс продвижения товаров от производителей к потребителям посредством актов купли-продажи.
Валовый доход – это выручка от реализации товаров и услуг за минусом их покупной стоимости.
Издержки обращения – это расходы магазина, связанные с доведением товара от производителя до потребителя. Планируются в сумме в % к товарообороту и классифицируются по статьям.
Уровень издержек обращения – это отношение суммы издержек обращения к товарообороту.
Прибыль – это превышение доходов над расходами.
№ | Показатели | План | Факт | % | Отклонения (+;-) |
1. | Товарооборот | 2300000 | 23560940 | 102 |
+560940 |
2. | Валовый доход | 5962962 | 6108391 | 102 | +145429 |
3. | Издержки обращения | 441700 | 452473 | 102 |
+10773 |
4. |
Уровень издержек обращения |
1,9 | 1,9 | - | - |
5. | Прибыль | 5521262 | 5655918 | 102 | +133956 |
6. | Рентабельность | 24,0 | 24,0 | 100 | - |
Вывод: План по товарообороту универсама «Мечта» за 2006 год выполнен на 102%, что составило 23 млн. рублей. Фактически товарооборот составил 23 млн. 560 тыс. 940 рублей. Расхождения с планом на 560 тыс. 940 рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью моей письменной экзаменационной работы было изучение коммерческой деятельности универсама « Мечта» и торгово-технологического процесса по продаже фарфоро-фаянсовой посуды и карамели.
Основываясь на полученной информации, мною сделан следующий вывод: универсам « Мечта» является высоко торгово-технологичным предприятием, которое с каждым годом совершенствуется согласно технологическому процессу и экономическому положению в стране.
ООО «Мечта» является конкурентоспособным предприятием, на рынке торговли оно не уступает любым другим крупным торговым предприятиям (гипермаркетам, супермаркетам), а где-то и превышает их, за счет правильного и рационального использования торговой площади магазина, денежных средств и ресурсов, а также огромного ассортимента, имеющегося в универсаме.
В универсаме «Мечта» работают квалифицированные работники, которые отлично знают ассортимент товара в своём отделе и непременно помогут сделать вам нужную покупку. Дадут рекомендации по эксплуатации и уходу, а также, при каких условиях их можно применять и где их можно использовать.
В общем, универсам «Мечта» - рентабельное торговое предприятие, у которого высокий товарооборот, что позволяет ему получать прибыль, превышающую расходы магазина. А для благополучия торгового предприятия это является основным показателем, которой позволяет универсаму существовать на рынке торговли.
Но для дальнейшего процветания и благополучного существования, привлечения новых и закрепления старых покупателей нужно вести карточки постоянного клиента, по которым предоставлялась скидка при покупке товара, где бы действовала следующая система: чем больше сумма покупки, тем больше скидка для клиента.
Напоследок желаю универсаму «Мечта» благополучия на рынке торговли, расширения ассортимента товара, ввода новых видов товаров, введения новых прогрессивных форм продажи и оплаты, а также новых покупателей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев Н.С. Товароведение хозяйственных товаров. – М.: Издательский центр «Экономика», 1977.
Барышев А.Ф. Маркетинг – 2-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Брагин Л.А. Технология розничной торговли. – М.: Издательский центр «Академа», 2004.
Драчёва Е.А., Юликов Л.И. Менеджмент, 2-е издание. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Кузнецова С.В., Новикова А.М., Прохорова Н.Г. Бакалейные, кондитерские, хлебобулочные товары. – М.: Издательский центр «Экономика», 1983.
Неверов А.Н., Чалых Т.И. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Никитченко Л.И. Контрольно-кассовые машины. – М.: Издательский центр «Академа», 2002.
Новикова А.М., Голубкина Т.С. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. – М.: Издательский центр «Академа»,2003.
Скворцов О.В., Скворцова Н.О. Налоги и налогообложение. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М.: Издательский центр «Академа», 2004.