Борис Фаусто
Португальцы прибыли в Бразилию в апреле 1500 г. в составе экспециции Педро Алвареса Кабрала. Столкнувшись с племенами индейцев, португальцы пытались привлечь их на свою сторону или уничтожить силой оружия.
До середины XVI века Бразилии отводилось скромное место в экспансионистских планах Португалии, которая стремилась развивать торговлю с востоком. Первая попытка колонизации Бразилии была предпринята королем Доном Жоао III посредством учреждения наследственных феодальных владений - капитаний. На атлантическом побережье страны появился целый ряд земельных владений, преимущественно закрепленных за представителями мелкопоместной знати из метрополии.
Эксперимент закончился неудачей по причине экономических проблем и постоянных набегов туземцев. По геополитическим соображениям Португалия сделала выбор в пользу централизованной системы правления, вошедшего в историю под названием Генерал-губернаторства, которое располагалось в г. Салвадор - нынешней столице штата Баия (1549 г.). Несмотря на это, власть генерал-губернаторов была сильно ограничена, поскольку им приходилось иметь дело с населением, рассеянным по обширным территориям.
Интерес Португалии к заморской колонии вновь обострился в результате истощения дальнейших возможностей эксплуатации плантаций сахарного тростника на островах атлантического побережья Африки. Это совпало с ростом потребления сахара в западной Европе. Производство сахара, налаженное на северо-востоке Бразилии (штаты Пернамбуку и Баия), стало основой бразильской экономики, ориентированной на экспорт продукции сельского хозяйства.
Экономика, основанная на производстве монокультуры, явилась причиной первых противоречий, возникших между производителями сахарного тростника и экспортерами продукции, которыми был отмечен весь колониальный период в истории Бразилии. В международной торговле португальцы сдали свои позиции голландским купцам, контролировавшим европейские рынки сбыта.
Успехи в области производства сахара напрямую зависели от решения проблемы привлечения рабочей силы. Попытки колонизаторов использовать труд порабощенных индейцев не увенчались успехом. В результате контактов с европейцами индейцы приобретали заболевания, приведшие к демографической катастрофе. Помимо этого, индейцы оказывали ожесточенное сопротивление, защищая свои земли. В свою очередь, церковь выступала против рабства, считая своей целю обращение индейцев в католическую веру. С 1570 года португальцы начинают завозить в Бразилию рабов-африканцев, ставших основной рабочей силой, эксплуатируемой колонизаторами. Торговля рабами превратилась в весьма прибыльное дело в колониальной Бразилии.
Территория Бразилии значительно расширилась в западном направлении благодаря многочисленным экспедициям бандейрантес, предпринятым на протяжении XVII века. Начав свой маршрут из района Сан-Паулу, эти первопроходцы организовали длительные экспедиции вглубь страны в поисках драгоценных металлов и самоцветов, попутно захватывая индейцев, которых обращали в рабство. В составе этих экспедиций было много индейцев, выполнявших приказы бандейрантес. Результатом этой экспансии стала денонсация Тордесильясского договора между Португалией и Испанией (1494 г.). В соответствии с Мадридским договором 1750 г. и договором Санто Ильдефонсо (1777) были установлены новые границы владений двух стран в Южной Америке.
Находка золота экспедициями бандейрантес в Минас-Жерайс вызвала настоящую погоню за драгоценными металлами в этом регионе колонии.Начиная с конца XVII века добыча золота и алмазов становится решающим фактором изменений в экономике. Производство сахара отошло на второй план, а добываемое золото оседало в руках англичан в силу того, что Португалия находилась в зависимом положении от Англии в торговых отошениях с этой страной.
С другой стороны, открытие золота повлекло за собой увеличение числа португальских иммигрантов. В погоню за золотом были вовлечены жители других районов колонии, что привело к значительному росту городского населения. Свидетельства о "золотой лихорадке" дошли до наших времен в названиях исторических городов штата Минас-Жерайс, включая самый известный из них Оуру Прету. Центр общественно-экономической жизни страны сместился в центральные и южные районы Бразилии. Одновременно с этим произошел перенос столицы страны из Салвадора в Рио-де-Жанейро.
Борьба против голландцев, оккупировавших штаты Баия и Пернамбуку в первой половине XVII века, социальное расслоение общества, проходившеее на фоне экономического кризиса, охватившего территорию Минас-Жерайс, явились основными факторами, которые способствовали формированию национального самосознания в среде креольской элиты и среди остального населения. Выступления против колониального владычества, вызванные региональными проблемами, возникали в Минас-Жерайс, Пернамбуку и других районах страны. В основе этих выступлений лежали либеральные требования лидеров, вдохновленных идеями французской революции и войны за независимость в Северной Америке.
Переезд португальского двора в Бразилию явился определяющим событием в судьбе колонии, которое привело, в конечном итоге, к провозглашению ее независимости. Когда армия Наполеона начала захватническую войну против Португалии, принц-регент, будущий Дон Жоао VI, переехал в 1808 году со всем своим двором в Рио-де-Жанейро, где объявил об "открытиии бразильских портов для торговли со всеми дружественными нациями". За время пребывания двора в Бразилии, длившегося с 1808 по 1812 г.г., колония была преобразована в метрополию. Португальская корона ввязалась в войну против независимости Уругвая, которая велась под командованием Артигаса.
С другой стороны, присутствие короля и продолжавшаяся урбанизация Рио-де-Жанейро способствовали повышению престижа монархии. С обострением соперничества между Бразилией и Португалией, вызванного отъездом в Европу короля Дона Жоао VI, политическая элита Рио-де-Жанейро совместно с принцем-регентом Доном Педро провозгласила независимость при сохранении монархии в стране. Процесс был осуществлен практически бескровно. Это явилось основным отличием процесса обретения независимости Бразилией от аналогичных процессов в испанских колониях Латинской Америки.
Монархия просуществовала в Бразилии с 1822 по 1889 г.г. В политическом плане этот период можно разделить на три этапа: с возведения на престол Дона Педро I до его отрешения в 1831 г.; период регентства, когда страной управляли регенты от имени несовершеннолетней дочери Дона Педро I; правление Дона Педро I с 1840 по 1889 г.г.
В XIX веке бразильская монархия проводила политику, ориентированную на латино-американский континент: Бразилия вмешалась в конфликт в районе Плата, выступала в качестве основного действующего лица в войне с Парагваем и участвовала в войне Тройственного Союза, крупнейшего вооруженного конфликта в Латинской Америке между странами региона.
Во внутренней пролитике самой серьезной проблемой оставалось рабство. В течение длительного времени Бразилия сопротивлялась давлению аболиционистов, но в конце-концов была вынуждена отменить работорговлю в 1840 году. После этого были приняты законы об освобождении рабов. Окончательно рабство в Бразилии было отменено в 1888 г., когда удалось практически решить проблему привлечения рабочей силы для сельского хозяйства страны, основу которого составляло в те годы производство кофе.
С середины XIX века, под влиянием увеличения потребления кофе в США и в Европе, наблюдается активный рост производства этой культуры, сконцентрированного в провинциях Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Кофе выращивался на крупных плантациях, на которых использовался труд рабов. По мере того, как становилось ясно, что дни рабовладения сочтены, плантаторы из Сан-Паулу брали на вооружение новую политику, основанную на привлечении иммигрантов, прибывавших, главным образом, из Италии и Испании. Таким образом, за исключением частных случаев, отмена рабства не повлекла за собой массовое разорение сельского хозяйства, основанного на производстве кофе.
Отмена рабовладения практически совпала с падением империи в 1889 г. Кризис монархии стал результатом разочарования в армейской среде и недовольства буржуазии, связанной с производством кофе. Монархия всегда относилась к армии как к второстепенному институту. Однако позиции армии значительно окрепли в результате войны с Парагваем. Вдохновленные новыми идеями военные открыто критиковали рабовладельческих строй и экономическую отсталость страны. Интересам производителей кофе отвечала децентрализация политической власти, сулившая свободу действий провинциям страны в политической и экономической сферах.
Падение монархии не сопровождалось крупными потрясениями и произошло в результате вооруженного восстания под предводительством Маршала Деодоро да Фонсека. Политическая элита торжествовала: сбылась ее мечта об установлении федеративной республики, закрепленной в Конституции 1891 г. Бывшие конституционные провинции были преобразованы в штаты и получили широкую автономию, в рамках которой могли самостоятельно привлекать зарубежные кредиты (жизненноважная необходимость для кофейных плантаторов) и формировать собственные вооруженные силы.
Характерной чертой первой республики, просуществовавшей с 1889 по 1930 г.г, была экспортно-ориентированная экономика, опиравшаяся на сельскохозяйственное производство, основу которого составляло производство кофе, а также контроль олигархическими группами государственной власти. Политическая элита представляла собой "клуб избранных", который раз в четыре года избирал президента страны. Основные рычаги власти находились в руках элит из Сан-Паулу, Минас-Жерайс и Рио-Гранде-ду-Сул. Результаты выборов фальсифицировались, поскольку в то время не было системы тайного голосования, явка избирателей была крайне низкой и не превышала 1-5% населения страны.
Кризис олигархической системы стал результатом отсутствия взаимопонимания между представителями политичекой элиты, а также недовольства военных, главным образом представителей среднего командного состава, так называемых "лейтенантов", которые являлись главными поборниками идей цетрализованной власти. В октябре 1930 года Жетулио Варгас стал во главе страны в результате революции, начатой в штате Рио-Гранде-ду-Сул. Его имя стало синонимом модернизации страны и нового стиля политического руководства, характеризовавшегося заменой "клубов избраннных" на "харизматическое президентское правление".
Варгас руководил страной в качестве председателя Временного правительства (1930-1934); президента, избранного Конгрессом (1934-1937) и диктатора в период Нового государства (Estado Novo) в 1937-1945 г.г. Был переизбран президентом страны в 1951 году, но не успел завершить срок своих полномочий, покончив жизнь самоубийством в 1954 году.
Бразилия одна из первых в мире испытала на себе влияние кризиса 1929 года. Сжигая излишки производства кофе, страна проводила политику развития промышленности. Становление национальной промышленности облегчалось наличием рабочей силы внутри страны, которая компенсировала снижение иммигации из-за рубежа. Варгас не стал менять условия сельского труда. Однако по его иницативе был принят целый ряд законов, гарантировавших существенные привилегии городским рабочим, включая стабильную занятость, право на отпуск и т.д. Одновременно он поставил деятельность профсоюзов под жесткий контроль государства.
Отставка Варгаса в 1945 году была вызвана рядом международных факторов. Несмотря на колебания во внешней политике, правительство Бразилии склонилось, в конечном итоге, к союзу с союзниками по антигитлеровской коалиции. Бразилия направила экспедиционный корпус в Европу, который сражался в Италии. Борьба за демократию на внешнем фронте, проходившая на фоне ужесточения диктатуры внутри страны, сыграла роль мобилизующего фактора для объединения представителей среднего класса (включая студентов и журналистов) на борьбу против Варгаса. Помимо всего прочего проводимая Варгасом популистская политика сделала его персоной нон-грата в руководстве Вооруженными Силами страны.
Популярность Варгаса можно замерить по успеху на выборах 1950 года. Тем не менее, его националистская политика, приведшая к установлению в стране нефтяной монополии (Петробраз) и стимулировавшая вступление трудящихся в профсоюзы, вызвала волну протестов против его правления, во главе которых стояли представители Вооруженных Сил и среднего класса. Не выдержав обвинений в построении "профсоюзной республики" в союзе с Пероном, Варгас покончил жизнь самоубийством.
Существуют, по меньшей мере, два важных момента, которые характеризуют период между самоубийством Варгаса до установления военной диктатуры в 1964 году. В экономичесом плане президентство Жуселино Кубичека (1956-1960), чье имя связано со строительством новой столицы Бразилиа, отмечено переходом от националистской политики к курсу на развитие страны, составным элементом которого являлся рост экономики, основанный на привлечении иностранных инвестиций. Самым наглядным примером этого курса явилось создание автомобилестроительной промышленности в Бразилии.
В политическом плане неожиданная отставка Жанио Куадруса, сменившего Жуселино Кубичека на посту президента, привела к дестабилизации в стране, завершившейся государственным переворотом в апреле-мае 1964 года. Ликвидация демократического строя проходила на фоне радикализации позиций правых и левых политических сил, а также роста выступлений общественных движений страны. Свою лепту в демонтаж популистского альянса с государством внес организованный рабочий класс и местная буржуазия.
Установившийся в Бразилии режим авторитарного правления имел некоторые характерные особенности. Во-первых, в стране не было единоличной диктатуры: генералы сменяли друг друга на посту главы государства, пребывая у власти в течение строго отмеренных сроков. Во-вторых, несмотря на отмену политических свобод и на царившее беззаконие, в стране продолжал работать парламент в рамках узаконенной двухпартийной системы.
На фоне роста доходов и увеличения государственного долга набирал силу процесс модернизации страны, который стал особенно заметным в области телекоммуникаций, в финансовом секторе и диверсификации экспортной номенклатуры.
Кризис авторитаризма был обусловлен целым рядом факторов, наиоболее значительными из которых стали экономический кризис, кризис налоговой системы, требования установления демократического строя, которые выдвигали представители различных слоев общества, становившегося все более активным и многоплановым.
Процесс перехода к демократии был долгим и он стал возможен благодаря соглашению, заключенному между политическими силами, стоявшими на стороне военного режима, и умеренной оппозицией. Избрание Танкредо Невиса президентом Бразилии коллегией выборщиков Национального Конгресса (1984 г.) можно считать отправной точкой процесса демократизации страны.
Бразилия пережила драматический момент смерти Танкредо Невиса, который так и не успел вступить в должность, правление вице-президента Жозе Сарнея, а также первые за последние 30 лет прямые выборы главы государства, на которых победил Фернандо Коллор. "Импичмент" Коллора, обвиненного в коррупции, явился негативным моментом, который, тем не менее, обозначил тенденцию к изменению политических традиций к лучшему.
Нынешний президент Фернандо Энрике Кардозо последовательно проводит политику ограничения инфляции (План Реал) и государственных реформ, сталкиваясь, порой, с серьезными социальными проблемами, которые не имеют решения в среднесрочной перспективе.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.countries.ru/