Б.А. Макаров, политолог, Москва
В пакете федеральных законов, регулирующем избирательное право России, до сих пор отсутствуют два важнейших правовых механизма.
Первый механизм - досрочный отзыв избирателями депутатов различного уровня и иных лиц, занимающих государственные должности в результате победы на выборах. Отсутствие такого механизма нарушает процесс непрерывного контроля за их работой. Отзыв - это процедура, позволяющая избирателям с помощью голосования отстранять от должности избранных или назначенных должностных лиц. Досрочные выборы должностного лица в связи с отзывом, как и референдумы, являются одной из форм «прямой демократии». При отсутствии закрепленного законом механизма досрочного отзыва лиц, занимающих выборные должности в законодательных, исполнительных и представительных органах власти, контроль избирателей за их работой является не постоянным, а периодическим. Период контроля зависит от срока полномочий гражданина, занимающего выборную должность. Правом досрочного отзыва лица, занявшего свою должность в результате победы на выборах, могут наделяться либо все зарегистрированные избиратели, либо избиратели, принимавшие участие в последних выборах, либо только те избиратели, которые голосовали на выборах за кандидата, одержавшего победу на выборах. Такой механизм позволяет каждому рядовому избирателю в любой определенный законом момент времени отозвать свой голос, отданный на выборах за конкретного президента, депутата, сенатора, конгрессмена, губернатора, мэра и т.д. Голосование по отзыву должностного лица, не оправдавшего доверия избирателей, оказавшегося нечестным, безответственным или некомпетентным, является важным «предохранительным клапаном» демократического государства. По своей сути отзыв лиц, занимающих государственные посты, является отменой результатов предыдущих выборов. Такая практика несет в себе возможность злоупотреблений и может создать атмосферу нестабильности в избираемых органах власти. Таким образом, процедура отзыва не должна быть чрезмерно простой с точки зрения ее практического осуществления, также она не должна допускать возможность чересчур частого ее применения. Но в то же время процедура отзыва в ряде случаев является жизненно необходимой для страны, региона, города и т.д. Например, осенью 2005 года средства массовой информации сообщали, что оппозиционные депутаты законодательного собрания (парламента) Свердловской области бойкотировали его заседания, в результате чего было невозможно утвердить бюджет области на 2006 год. Отсутствие утвержденного бюджета могло парализовать всю экономическую жизнь региона. Поэтому, процедура отзыва может быть инициирована как в отношении одного должностного лица, так и в отношении коллективного органа. Например, в некоторых землях ФРГ, существует специфический институт голосования (референдума) о досрочном роспуске парламента. Это тоже специфическая разновидность отзыва.
Второй механизм - оценка итогов деятельности лиц, занимавших выборные должности.
В последние годы избирательные компании во многие органы власти часто проходят по одному и тому же сценарию. На один и тот же выборный пост претендует добрый десяток кандидатов, часто даже непонятно откуда появившихся. Все кандидаты обещают избирателям “золотые горы’ и “молочные реки с кисельными берегами”. Иногда одному из этой когорты кандидатов (далеко не самому достойному) удается сладкими речами усыпить бдительность избирателя и по итогам выборов занять высокую должность. В течение всего срока пребывания на этом посту этот горе - руководитель занят только одним. Сам, с помощью своих близких и дальних родственников, друзей-приятелей и прочей сомнительной публики обеспечивает безбедную жизнь для себя, своих детей, внуков, родственников и т.д. Затем, пробыв несколько лет на “хлебной” должности, тихо и незаметно покидает свой высокий пост. А избиратели лишены возможности даже путем референдума, высказать свое мнение об итогах работы такого горе-руководителя или досрочно отозвать его с выборного поста. Народу предоставлено только одно право: безмолвствовать!!!
Внедрение механизма - оценки итогов деятельности выборного лица предоставит каждому избирателю право дать свою оценку итогам деятельности любого лица, занимавшего в течение определенного времени выборную должность. Оценка итогов деятельности осуществляется путем проведения референдума с одним вопросом: как вы оцениваете итоги деятельности гражданина Х на выборном посту в течение определенного срока? Референдум совмещается с очередными или досрочными выборами. Он проводится в любом случае, независимо от того, выставляет гражданин Х свою кандидатуру на очередных выборах на следующий срок или нет. Референдум проводится даже в случае смерти этого лица, досрочного ухода в отставку или в случае отстранения от должности и т.д.
Оценки выставляются по принятой в России пятибалльной или иной шкале. Например, по бинарной шкале – два варианта ответа “ДА” или “НЕТ”. В последнем случае затраты на проведение будут ничтожны, а результаты даже при использовании бумажных бюллетеней и ручного подсчета голосов могут быть установлены практически мгновенно.
Можно привести следующие доводы в пользу проведения такого референдума:
1. Деятельность президента оценивает не бог, не абстрактная история и нанятые историки, а конкретный народ, в конкретное время.
2. Каждый уходящий в отставку президент будет стремиться поднять свой абсолютный рейтинг, для того, чтобы записать свое имя в историю в позитивном свете, войти в историю со знаком плюс.
3. По Конституции России президент не может избираться более чем на два срока подряд, но если оценки, полученные в ходе референдума высокие, то он может“автоматически” зачисляться в кадровый резерв страны. И может быть востребован во время следующих выборов.
4. Граждане России, выбирая президента, (губернатора, мэра и т.д.) оказывают им большое доверие и связывают с их успешной деятельностью на этих высоких выборных постах надежды на улучшение своей жизни. Поэтому, если мы действительно живем в демократическом обществе, то избиратели должны иметь право дать хотя бы моральную оценку итогам деятельности руководителя любого уровня на выборном посту.
5. Полученные на таком референдуме хорошие оценки и будут являться самыми надежными гарантиями для уходящих в отставку президентов и других должностных лиц. Гарантиями гораздо более надежными, чем высосанный из пальца федеральный закон "О гарантиях президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи".
6. С помощью таких опросов-референдумов можно оценивать итоги работы губернаторов, мэров, глав администрации и т.д.
Представляется целесообразным внести в закон “О выборах Президента РФ” статью об обязательной оценке итогов деятельности гражданина на этом посту. Аналогичную запись внести в закон “Об основных гарантиях избирательных прав …” и в федеральный конституционный закон “О референдуме РФ”.
Если итоги работы любого руководителя, занимающего выборный пост, будут оцениваться на всенародном референдуме страны, региона, города, района и т.д., то можно ожидать, что количество желающих идти во власть только для того, чтобы поправить свое материальное благосостояние (покрасоваться на экранах телевизоров, заняться политическим туризмом и т.д.), резко сократится.
Эту идею можно довести до математической формулы. Например, после проведения итогового референдума платить бывшему Президенту РФ ежемесячное денежное вознаграждение Y в зависимости от средней оценки X
Y=Z×((X-1)/P)n (1)
В формуле (1) обозначено:
Z-ежемесячное денежное вознаграждение, получаемое гражданином во время нахождения на посту Президента РФ;
X- среднеарифметическая оценка, полученная на итоговом референдуме;
n - показатель степени, может быть подобран эмпирическим путем ;
P- порог, выбираемый в интервале от 2 до 3.
Очевидно, что величина Y должна ежегодно увеличиваться на коэффициент инфляции в стране.
Если гражданин находился на посту президента два срока подряд, то в зачет идут только оценки, полученные по итогам второго срока, а величина n может быть равна длительности второго срока. В случае смерти гражданина денежное вознаграждение выплачивается его наследникам, кроме случаев, когда они будут признаны судом виновниками его гибели.
При этом можно законодательно ввести следующие дополнительные меры поощрения уходящих в отставку президентов.
Если средняя оценка итогового референдума равна или превысит 4 балла (либо деятельность президента одобрили более 50% зарегистрированных избирателей), то бывшему Президенту ежемесячное вознаграждение Y выплачивается пожизненно и присваивается почетное звание “Народный (или почетный) президент России”. Кроме того, денежное вознаграждение ежегодно увеличивается на коэффициент инфляции в стране. В качестве поощрения за высокие оценки, через четыре года он может в качестве кандидата принять участие в очередных президентских выборах по упрощенной процедуре. Ему достаточно просто написать заявление в Центральную Избирательную Комиссии РФ. Эту правовую норму можно ввести путем внесения соответствующей поправки в федеральный закон “О выборах президента Российской Федерации”. При таких высоких оценках бывший президент может быть отмечен высшей государственной наградой, а на его родине можно установить бронзовый бюст, ему могут быть предоставлены и другие пожизненные привилегии.
Если оценка больше 3,5 балла и меньше или равна 4 баллам (либо его деятельность одобрили более 45% зарегистрированных избирателей), то:
2.1 Уходящему в отставку президенту присваивается почетное звание “Заслуженный президент России”.
2.2 В случае, если бывший президент достиг пенсионного возраста или уходит на пенсию по болезни, ему пожизненно выплачивается пенсия в размере Y рублей, ежегодно увеличиваемая на коэффициент инфляции в стране.
2.3 Если бывший президент не достиг пенсионного возраста, то ему первые n лет выплачивается ежемесячное вознаграждение в сумме Y рублей, вторые n лет в сумме 0,5Y, а затем каждый месяц по 0,25Y рублей до выхода на пенсию. После выхода на пенсию (по возрасту или по болезни) назначается пенсия в размере Y рублей, увеличенная на коэффициент инфляции в стране за эти годы.
3. Если полученная Президентом оценка больше или равна 3 баллам и меньше или равна 3,5 баллам (либо его деятельность одобрили 40% избирателей), то:
3.1 в случае, если гражданин не достиг пенсионного возраста, ему первые n лет ежемесячно выплачивается сумма Y рублей, а вторые и последующие n лет сумма 0,25Y рублей. Эти выплаты производятся вплоть до выхода на пенсию и также корректируются с учетом инфляции.
3.2 При выходе на пенсию ежемесячно выплачивается сумма Y рублей, ежегодно увеличиваемая на коэффициент инфляции.
4. В случае, если Президент получает оценку ниже 3 баллов, то ему вплоть до выхода на пенсию ежемесячно выплачивается сумма 0,25Y рублей, а при выходе на пенсию ежемесячная сумма 0,5Y рублей, ежегодно корректируемая на коэффициент инфляции. Хотя в этом случае можно и уменьшить сумму выплат.
Референдум считается действительным, если в нем приняли участие не менее 50% имеющих право голоса избирателей.
Разумеется, конкретный механизм и суммы выплат могут быть скорректированы в каждом конкретном случае, но введение даже такого простейшего математического механизма дает в руки избирателю новый оригинальный рычаг воздействия на власть. Такой механизм народовластия хорошо согласуется с концепцией “суверенной демократии”. Де-факто, в конце своей деятельности на посту президента страны, политик будет сдавать своеобразный выпускной экзамен, а “оценку” ему будет ставить народ. Подобный формальный способ также может использоваться и на уровне регионов (губернаторы), городов и районов (мэры и главы администраций).
Крайне желательно проведение такого референдума в случае, когда действующий “президент” выставляет свою кандидатуру на второй срок. В этом случае использование такого института непосредственной демократии будет являться дополнительным механизмом защиты от фальсификации итогов выборов в пользу “старого президента”. Если результаты, показанные действующим президентом на выборах, будут сильно отличаться от результатов референдума, это будет косвенным свидетельством их фальсификации.
Может быть, целесообразно проводить референдум по оценке итогов деятельности “старого” президента до объявления очередных выборов “нового” президента РФ. При этом очередные выборы нового президента назначаются только в случае “низкой” оценки полученной действующим президентом на референдуме. Действительно, если более 50% избирателей, имеющих право голоса, довольны работой “старого” президента, то зачем стране “новый”? Среди прочего, введение такой законодательной нормы, позволит избежать значительных материальных и финансовых затрат, связанных с проведением выборов Президента России.
Идея оценивать итоги работы президента РФ с помощью опроса-референдума была озвучена еще перед прошлыми общефедеральными выборами в 2002 году. Официально “Власть” никак на нее не отреагировала, но меры приняла практически молниеносно. Сделано это было путем внесения поправки в пункт 3 статьи 7, а затем в статью 6 пункт 5 Федерального Конституционного Закона “О референдуме РФ”. Первая из этих поправок гласит, что референдум не проводится в последний год полномочий президента РФ, а второй блок поправок гласит, что на референдум не могут выноситься вопросы “о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации”. Эти поправки ставят крест на возможности проведения референдума, оценивающего качество и итоги работы гражданина на посту Президента России. То есть Президент РФ – гарант Конституции, высшее должностное лицо страны, поспешил, окружить себя “псевдоправовым”, законодательным забором, надежно закрывающим его от гласного, прямого, морального суда народа страны. Такое поведение не может не вызывать удивления, учитывая, что периодически публикуемые результаты опроса общественного мнения показывают, что деятельность Путина В.В. на посту президента одобряет от 60 до 90% граждан страны. С таким заоблачным рейтингом бояться простого референдума? Для внедрения в политическую практику страны механизма итогового референдума нужны только политическая воля, гражданское мужество и наличие такого божественного дара как совесть. Если, конечно, на месте совести, “хрен” не вырос.
И последнее. Периодически раздаются призывы увеличить срок полномочий Президента России. Увеличение срока полномочий президента РФ с 4 до 5-7 лет возможно, если избирателю было бы предоставлено право и законодательный механизм досрочного отзыва президента РФ. Или, например, была бы принята законодательная норма, предусматривающая проведение референдума о доверии президенту РФ каждые 2-3 года, или был бы задействован иной новый механизм (механизмы) контроля граждан за “Властью”. Опыт российской истории учит, что любая власть “развращает” ее носителей, а абсолютная власть “развращает” абсолютно. Одной из основных причин разгула терроризма в России фактически является коррумпированность и полная бесконтрольность вертикали нашей “Власти”.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/