Рефетека.ру / Менеджмент

Учебное пособие: Основные требования к выпускным квалификационным работам

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Волгоградский государственный университет

Факультет управления и региональной экономики

Кафедра менеджмента

Акчурина И.Р., Мосейко В.О.


Основные требования к выпускным квалификационным работам

Методические рекомендации


Волгоград 2006

Методические рекомендации составлены на основании учебных планов по специальности «Менеджмент организации», утвержденных ректором ВолГУ, а также государственного образовательного стандарта по специальности «Менеджмент организации» (утвержден 17 марта 2000 г. № 234эк/сп).

Утверждены на заседании кафедры менеджмента «___» _______ 2006 г.

Одобрены учебно-методическим советом факультета управления и региональной экономики «___» _________ 2006 г.

Оглавление


введение

1. содержание основных этапов выполнения и разделов выпускной квалификационной работы

2. Оформление выпускной квалификационной работы

3. Дополнительная литература

приложение 1

приложение 2

приложение 3

приложение 4

приложение 5

приложение 6


введение


Методические рекомендации определяют деятельность студентов и профессорско-преподавательского состава кафедры менеджмента Волгоградского государственного университета при проведении исследований в рамках выпускных квалификационных работ и защиты полученных результатов исследований. Более подробно, с приведением многочисленных примеров, требования к содержанию, оформлению, процессуальным аспектам подготовки и защиты выпускных квалификационных работ студентов изложены в учебно-методическом пособии И.Р. Акчуриной, В.О. Мосейко «Выпускная квалификационная работа. Методические и процессуальные аспекты подготовки и защиты» (Волгоград, 2006).

Рекомендации, содержащиеся в источниках, приводимых в перечне дополнительной литературы (раздел 3), а также других методических материалах, освещающих вопросы выполнения ВКР, могут быть использованы студентами и преподавателями в части, не противоречащей настоящим методическим рекомендациям и упомянутому учебно-методическому пособию.

ВКР представляет собой законченное самостоятельное исследование студента, выполненное на творческой основе с использованием междисциплинарных знаний, полученных за предшествующие годы обучения. В этой связи к ВКР предъявляются такие требования, как:

– исследование проблемы, не получившей достаточного освещения в литературе (новая постановка известной проблемы) и обладающей бесспорной актуальностью;

– содержание элементов научного исследования;

– четкость построения и логическая последовательность изложения материала;

– использование экономико-математических методов и моделей;

– наличие убедительной аргументации, подкрепленной иллюстративно-аналитическим материалом (таблицами и рисунками);

– присутствие обоснованных рекомендаций и доказательных выводов;

– использование специализированных пакетов компьютерных программ.

Выполнение ВКР преследует цель демонстрации навыков теоретического и практического анализа проблем управления, разработки и расчета проекта совершенствования управления процессом или явлением, избранным в качестве объекта исследования.

В соответствии с указанной целью выделяются следующие задачи, решаемые студентом в процессе осуществления ВКР:

– обоснование актуальности выбранной темы, ее ценности и значения для управления объектом исследования;

– изучение теоретических положений, закрепленных в научных, законодательных, нормативно-методических, справочных источниках, а также статистических материалов по избранной теме;

– изложение собственной точки зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме исследования;

– сбор необходимого фактического материала для проведения анализа состояния объекта исследования;

– анализ совокупности условий функционирования объекта исследования, а также влияния факторов внутренней и внешней среды, воздействующих на процесс развития избранного объекта;

– формулирование выводов и разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования объекта исследования на основе проведенного анализа;

– расчет социально-экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий;

– оформление работы в соответствии с существующими нормативно-методическими требованиями.

Для контроля над процессом написания выпускной квалификационной работы, а также в целях оказания студенту-выпускнику теоретической и практической помощи, выпускающей кафедрой назначается научный руководитель ВКР.

Руководитель ВКР обязан:

совместно со студентом составить и выдать задание на выполнение ВКР;

оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на выполнение ВКР;

проводить консультации в соответствии с установленным планом-графиком;

по возможности рекомендовать студенту необходимую для проведения исследования литературу;

контролировать ход выполнения работы, сообщать заведующему кафедрой о грубых нарушениях установленной процедуры подготовки ВКР, серьезных проблемах в части теоретико-методического и практического аспектов исследования;

оказать помощь в подготовке ВКР к защите: разработке текста доклада и раздаточного материала;

составить отзыв о работе студента-выпускника в процессе исследования, осуществляемого в рамках ВКР, и привести заключение о возможности присвоения студенту по итогам защиты ВКР соответствующей квалификации (менеджер по специальности «Менеджмент организации»).

В обязанности студента-выпускника входит:

постоянное информирование научного руководителя о ходе подготовки ВКР;

инициативное консультирование по спорным и вызывающим затруднение вопросам;

извещение об отклонениях от утвержденного плана-графика;

самостоятельная работа по поиску источников информации, привлекаемых в процессе исследования и построения списка использованной литературы, а также формирования эмпирической базы исследования;

самостоятельное осмысление изучаемого материала, стремление к полноте раскрытия темы, формулирование и обоснование выводов и предложений;

самостоятельная реализация творческого подхода при разработке рекомендаций по совершенствованию функционирования избранного объекта исследования;

соблюдение требований относительно содержания, оформления и процедуры подготовки и защиты ВКР, в том числе сроков прохождения предзащиты, нормоконтроля, предоставления готовой ВКР на отзыв, рецензирование, допуск к защите;

заблаговременное предоставление научному руководителю промежуточных и окончательного варианта рукописи ВКР;

материально-техническое обеспечение процессов подготовки и защиты ВКР (набор, распечатка текста и раздаточного материала, переплет, подготовка презентации раздаточного материала в программной среде Power Point).

1. содержание основных этапов выполнения и разделов выпускной квалификационной работы


Процесс выполнения ВКР состоит из последовательности типовых этапов: выбор темы ВКР, разработка первоначального плана исследования, подготовка глав основной части ВКР, формирование введения и заключения к ВКР, подготовка доклада и раздаточного материала к защите ВКР, предварительная защита ВКР, нормоконтроль ВКР, подготовка отзыва и рецензии на ВКР, защита ВКР.

Выбор темы ВКР может осуществляться двумя путями:

1) тема работы выбирается из списка тем ВКР, рекомендованных выпускающей кафедрой (см. приложение 6); 2) имеется хорошо обдуманная идея, которая реализуется в выпускной работе по самостоятельно сформулированной теме. В последнем случае инициативная тема оценивается на предмет соответствия определенным критериям и утверждается заведующим выпускающей кафедры.

Выбор темы имеет документальное подтверждение: студентом на имя заведующего кафедрой подается заявление на закрепление темы установленного образца (см. приложение 1). В заявлении делается ссылка на эмпирическую базу исследования – приводится полное наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы, на материалах которого будет осуществлено исследование.

Если одна и та же тема выбрана многими студентами (более двух), то кафедра оставляет ее только за теми из них, которые наиболее аргументировано обосновали свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать иную тему ВКР.

После выбора темы наступает этап предварительного изучения проблемы в процессе подбора и ознакомления с основной литературой по теме. В итоге предварительного изучения проблемы составляется развернутый первоначальный план исследования (форма приведена в приложении 2), который в заданные сроки подается на рассмотрение научного руководителя.

После обсуждения рабочего плана с научным руководителем студент в установленные сроки заполняет типовую форму задания на разработку ВКР (см. приложение 3), которое подписывается научным руководителем, студентом и утверждается заведующим кафедрой.

Структурно ВКР содержит следующие разделы: титульный лист, оглавление, введение, теоретическая глава, аналитическая глава, проектная глава, заключение, список использованной литературы, приложения. Все перечисленные структурные элементы ВКР, за исключением приложений, являются обязательными. Общий объем ВКР (без учета приложений) должен находиться в пределах 80-100 страниц.

ВКР должна представлять собой законченное исследование, проведенное в соответствии с единой логикой. Главы и параграфы ВКР не могут содержать материал, не способствующий решению заявленных задач и цели. Кроме того содержание всех глав должно быть взаимоувязано.

Не используется в ВКР деление параграфов на более мелкие структурные элементы.

Никакой из разделов и параграфов ВКР не может завершаться рисунком, таблицей, перечислением каких-либо признаков. Единственной формой завершения параграфов и глав являются сформулированные выводы. Выводы должны быть краткими, из формулировок исключаются общие фразы, ничего не значащие слова.

Следует строго выдерживать стиль письменной речи ВКР, а именно: безличный монолог. С этой целью используются неопределенно-личные предложения и страдательный залог. Допускается изложение от третьего лица единственного лица и первого лица множественного числа. Особо следует подчеркнуть, что личное местоимение единственного числа первого лица (я), его склонения (моего, мне, мною), притяжательное местоимение (мой, моя, мое) и все его падежные формы (моего, моему, моим, о моем и т.д.) в тексте ВКР не употребляются.

Титульный лист оформляется строго в соответствии с образцом, представленным в приложении 4.

В разделе «Оглавление» последовательно перечисляются наименования всех структурных элементов ВКР и указываются номера страниц, на которых они помещены. Для удобства восприятия информации, заключенной в оглавлении работы, рекомендуется использовать различный абзацный отступ для заголовков разной степени рубрикации, наименования разделов писать прописными буквами, последнее слово каждого заголовка соединять с соответствующим номером страницы с помощью отточия.

Введение формируется в соответствии с канонической структурой, в которой не допускается исключение либо перестановка отдельных элементов. Заголовки подразделов введения даются в подбор к тексту и выделяются жирным шрифтом. Наименования подразделов введения: «Актуальность исследования», «Цели и задачи исследования», «Объект исследования», «Предмет исследования», «Теоретико-методическая основа исследования», «Информационная база исследования», «Структура и объем работы».

В теоретической главе производится исследование теоретических подходов к постановке и решению проблем в соответствии с тематикой ВКР. Обязательным условием формирования теоретического раздела ВКР служит использование критического анализа литературы по избранной теме. То есть не допустимо лишь пассивно пересказывать содержание работ, необходимо оценивать и сопоставлять наиболее важные положения, предпринимая попытки выявить общее и различия, присутствующие в разных работах, определить наиболее рациональную точку зрения по исследуемому предмету.

При написании теоретической главы обязательны библиографические ссылки на источник, из которого автором ВКР заимствованы материалы: общие положения, отдельные результаты, рисунки, цифровой материал. Правила оформления библиографических ссылок кратко представлены в разделе 2 настоящих методических рекомендаций.

Аналитическая глава содержит анализ действующей практики экономической деятельности, проведенный с использованием теоретических разработок первой главы. Обращение к действующей практике экономической деятельности предполагает, что объект исследования оценивается на основании эмпирической базы, то есть массивов экономико-статистической информации, характеризующих фактическое состояние конкретного хозяйствующего субъекта (организации, в том числе предприятия, или учреждения), а также динамику его развития в ретроспективе или перспективе.

Предпочтительно останавливать свой выбор на юридических лицах, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории г. Волгограда или Волгоградской области. Если для анализа избирается юридическое лицо, действующее на территории других субъектов Российской Федерации, студент обосновывает свой выбор в письменной форме в заявлении на имя заведующего выпускающей кафедрой, и, в случае убедительности доводов, получает разрешение заведующего.

Необходимо подчеркнуть, что во второй главе ВКР преимущественно должен быть представлен количественный анализ показателей, описывающих исследуемые параметры организации (предприятия) или учреждения.

В целях обоснования результатов аналитического исследования применяется широкий спектр методов статистического, экономического, финансового, инвестиционного анализа, экономико-математического моделирования.

Аналитические данные следует оценивать в динамике, как минимум за три последовательных периода. Верхняя граница временного диапазона, взятого для анализа, не может быть отдалена от текущей даты (года защиты ВКР) более, чем на два года.

Во второй главе ВКР должны присутствовать таблицы и рисунки (графики, диаграммы), систематизирующие цифровой материал, отображающие наиболее важные зависимости.

Для обработки и представления аналитических данных рекомендуется использовать табличный процессор Microsoft Excel, в том числе встроенный Мастер диаграмм, а также редактор формул Microsoft Equation.

В проектной главе студентом разрабатываются собственные предложения по повышению эффективности экономической и управленческой деятельности. Разработка проекта обязательно сопровождается расчетом его социально-экономической эффективности. В зависимости от содержания и направленности предлагаемых мероприятий используются различные методики оценки их эффективности, с которыми можно ознакомиться в специализированной литературе, перечисленной, в том числе в разделе 3 настоящих рекомендаций.

Качество социально-экономического обоснования проектных предложений учитывается в критериях аттестации защищаемой выпускной работы и оказывает существенное влияние на итоговую оценку ВКР.

Смысл подготовки заключения состоит в представлении обобщенной итоговой оценки исследования, проведенного в рамках ВКР, новых данных указанный раздел не содержит. Текст заключения ложится в основу подготовки доклада, представляемого на защите ВКР, в связи с чем работа над заключением выступает очень ответственным этапом в процессе выполнения ВКР. Как правило, в заключении выделяют три логических элемента: вводную часть, констатирующую часть и часть, определяющую перспективы последующих исследований.

Список использованной литературы служит для документального подтверждения и обоснования изложенного в ВКР материала, а также для упрощения поиска источников заимствованных сведений и цитат.

В список использованной литературы включают только те источники, которые были непосредственно использованы при написании ВКР и на которые есть библиографические ссылки в основном тексте работы. Ориентировочное количество источников в списке использованной литературы для ВКР колеблется от 65 до 80.

Этап подготовки текста доклада и раздаточного материала наступает после фактического завершения работы над текстовой частью ВКР. Текст доклада представляет собой дословное выступление студента-выпускника на защите ВКР. Раздаточный материал выполняет вспомогательную функцию, иллюстрируя положения доклада, выносимые на защиту. Установлено, что правильно подготовленный раздаточный материал позволяет сократить время, необходимое для доклада, на 20-30%.

Смысл подготовки доклада – в сжатом виде представить вниманию аттестационной комиссии основные результаты исследования, полученные лично студентом-выпускником в процессе выполнения ВКР. Время, предоставляемое студенту для доклада, ограничено 5-7 мин.

Раздаточный материал в обязательном порядке начинается с титульного листа, оформленного в соответствии с образцом (см. приложение 5) и содержит информацию в табличной форме либо в виде рисунков (схем, графиков, диаграмм). Включение в раздаточный материал собственно фрагментов текста не допустимо.

Общий объем раздаточного материала ограничивается 6-8 страницами. Скреплять листы необходимо с помощью пластикового скоросшивателя. Оформление элементов раздаточного материала должно соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлению соответствующих элементов ВКР (см. раздел 2 методических рекомендаций).

Текст доклада и раздаточный материал подлежат обязательному согласованию с научным руководителем ВКР в соответствии с установленным графиком.

Предварительная защита осуществляется в присутствии экспертной комиссии и в строгом соответствии с утвержденным графиком. Сведения о составе комиссий по предварительным защитам, конкретных датах проведения предзащит и распределении студентов по дням заседания комиссий вывешиваются на информационном стенде выпускающей кафедры к 15 апреля.

На рассмотрение экспертной комиссии представляются один отпечатанный, но не переплетенный экземпляр ВКР и один экземпляр раздаточного материала. Эксперты вправе задавать студенту любые вопросы по содержанию работы.

Окончательный вариант ВКР, со всеми изменениями и дополнениями, а также переработанный раздаточный материал и текст доклада должны быть представлены научному руководителю для заключительного контроля.

Этап нормоконтроля предназначен для установления соответствия оформления ВКР предъявляемым требованиям. Для прохождения нормоконтроля студентом-выпускником предоставляется не сшитый, но готовый к переплету экземпляр ВКР, в окончательной редакции, со всеми исправлениями, внесенными по итогам предзащиты.

В процессе проверки нормоконтролер вносит свои замечания, фиксируя их на обороте титульного листа ВКР и, при необходимости, по тексту ВКР. Проверенная ВКР возвращается студенту на доработку. При повторном прохождении нормоконтроля студент, помимо исправленного варианта работы, обязан предоставить листы ВКР с предыдущими замечаниями нормоконтролера.

Нормоконтролер ставит свою подпись на титульном листе ВКР только в случае полного соответствия представленной ВКР требованиям по оформлению выпускных квалификационных работ, раскрытых в настоящих методических рекомендациях1. Отсутствие на титульном листе визы нормоконтролера не позволяет допустить ВКР к последующим этапам подготовки к защите (отзыв, рецензирование) и собственно к защите.

ВКР, прошедшая процедуру нормоконтроля с положительным результатом, подлежит обязательному твердому («книжному») переплету. Цвет обложки может быть выбран по усмотрению студента-выпускника.

Этап подготовки отзыва научного руководителя наступает, когда переплетенная ВКР (прошедшая процедуры предзащиты и нормоконтроля с положительными результатами) предоставляется научному руководителю. В своем отзыве научный руководитель дает оценку прежде всего не выпускной квалификационной работы, а умений студента организовывать свой труд, и делает вывод об общем уровне подготовке выпускника. Отзыв научного руководителя составляется в произвольной форме. Общий объем отзыва научного руководителя составляет до двух страниц при стандартном форматировании текста. Отзыв составляется в одном экземпляре и подписывается с точным указанием ученой степени и ученого звания руководителя, места его работы и должности.

Этап внешнего рецензирования следует за подготовкой отзыва научного руководителя. К этому моменту ВКР должна быть переплетена, иметь на титульном листе визы научного руководителя, нормоконтролера, подпись студента.

Внешнее рецензирование имеет своей целью представить заключение, характеризующее качество выпускной квалификационной работы. Рецензия составляется в произвольной форме, однако рекомендуется придерживаться типовой структуры. В случае наличия в работе серьезных недостатков, рецензент перечисляет их в краткой форме. В заключительной части рецензии указывается соответствие ВКР предъявляемым требованиям, рекомендуемая оценка и возможность присвоения квалификации менеджер по специальности «Менеджер организации».

Общий объем рецензии может достигать двух страниц при стандартном форматировании текста. Рецензия составляется в одном экземпляре, подписывается с точным указанием места работы и должности рецензента, а также, при наличии, – ученой степени и ученого звания. Рецензия заверяется печатью организации либо учреждения по месту основной работы рецензента.

Этап защиты ВКР завершает процесс подготовки ВКР. Задача данного этапа – выявить уровень подготовки студента к профессиональной деятельности и принять решение о возможности присвоения выпускнику квалификации менеджера по специальности «Менеджмент организации» и выдачи государственного диплома.

Не позднее, чем за три календарных дня до предполагаемой защиты студент должен предоставить на выпускающую кафедру следующие документы: ВКР, в твердом переплете, со всеми необходимыми подписями (1 экз); утвержденное задание на ВКР (1 экз); отзыв научного руководителя (1 экз); рецензия (1 экз); электронную копию ВКР, раздаточного материала и доклада (1 экз) – в формате Word, в виде файлов с расширениями ". rtf", записанных на CD-R/RW-носитель.

Доклад (1 экз), раздаточный материал (6-8 экз), презентацию раздаточного материала, выполненную в среде Power Point (1 экз) студент должен иметь при себе в день защиты. Причем раздаточный материал предоставляется студентом каждому из членов ГАК (Государственной аттестационной комиссии) непосредственно перед началом защиты его ВКР.

Защита ВКР происходит на открытом заседании ГАК в строгом соответствии с утвержденным графиком. Сведения о составе ГАК, конкретных датах проведения защит и распределении студентов по дням заседания комиссий вывешиваются на информационном стенде выпускающей кафедры к 15 апреля.

Открытый характер заседания ГАК означает, что на нем могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать выпускную работу все желающие.

Студент-выпускник должен свободно ориентироваться в тексте доклада, с тем чтобы на защите избежать воспроизведения доклада методом сплошного чтения. На защите студенту следует излагать положения доклада большей частью по памяти, лишь в случае необходимости обращаясь к напечатанному тексту.

По ходу доклада студент использует мультимедийный проектор, что повышает наглядность представления защищаемых положений и позволяет докладчику вести повествование в более непринужденной форме. Соответственно, с помощью программного продукта Power Point студентом заблаговременно создается презентация, включающая слайд-копии таблиц и рисунков из раздаточного материала в заданной последовательности.

Вопросы, задаваемые выпускнику на защите, могут относиться к теме ВКР или специальным курсам, изучаемым в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по соответствующей специальности.

Предпочтительной является форма ответов на вопросы по мере их поступления. Однако при необходимости студент может записать формулировки всех вопросов и подготовить ответы на них за время оглашения отзыва и рецензии (2-3 мин). В процессе ответов на вопросы студент имеет право пользоваться раздаточным материалом и ВКР.

После окончания публичной защиты всех студентов, защищающихся в один день, проводится закрытое заседание ГАК. Оценка ВКР определяется открытым голосованием, простым большинством голосов. При равном числе голосов решающим является голос председателя ГАК. ВКР оценивается по 4-бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Результаты защиты объявляются студентам в тот же день. Диплом об окончании вуза и приложение к нему (выписка из зачетной ведомости) выдаются деканатом после оформления всех требуемых документов.

После защиты ВКР со всеми материалами сдается в архив вуза.

Студенту, не защитившему ВКР в установленный срок по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть продлен срок обучения и предоставлена возможность повторной защиты ВКР (в соответствии с новым заданием или после переработки) в следующем периоде работы ГАК, но не более чем на 1 год.


2. Оформление выпускной квалификационной работы


Работа выполняется с помощью компьютерной техники, печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) и только в черно-белом варианте (в том числе и иллюстративный материал). Соблюдаются следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Размер абзацного отступа – 1,25 мм.

Применяется шрифт Times New Roman Cyr 14-го кегля, межстрочный интервал – полуторный. Не допускается подчеркивание и выделение текста полужирным шрифтом или курсивом.

Выпускная квалификационная работа печатается в строго последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые и иллюстративные вставки, помещаемые на отдельных страницах, переносы текста, таблиц и рисунков с образованием белых полей (пропусков), превышающих установленный полуторный межстрочный интервал.

Работа должна иметь сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа и заканчивая последним листом приложений. Число, обозначающее порядковый номер страницы, располагается в середине верхнего поля страницы. Исключение составляет титульный лист, порядковый номер которого (первый) не проставляется.

Заголовки разделов и параграфов ВКР пишутся полужирным шрифтом, не содержат переносов в словах и точки в конце. Расстояние между заголовком и текстом, а также между заголовками составляет 3 межстрочных интервала. Расстояние между строками одного заголовка соответствует одинарному межстрочному интервалу. Заголовок не должен быть последней строкой на странице, непосредственно за ним должен следовать текст, а не таблица или рисунок. Заголовки разделов работы пишутся прописными буквами и центрируются относительно боковых полей страницы. Соответствующие разделы всегда начинаются с новой страницы. Заголовки параграфов пишутся строчными буквами, начинаясь с абзацного отступа. В выпускной квалификационной работе используется сплошной принцип построения глав, то есть параграфы не начинают с новой страницы. Нумерации подлежат только заголовки глав и параграфов. Данная нумерация представлена арабскими цифрами с точкой и носит иерархический характер.

В выпускных квалификационных работах используются затекстовые библиографические ссылки, представленные порядковым номером упомянутого источника согласно списку использованной литературы, заключенным в квадратные скобки.

Ссылки на иллюстративный материал и структурные элементы собственной работы пишутся без значка «№» и сокращенно. Исключение составляют ссылки на приложения, они не сокращаются. Если порядковый номер не упоминается, отмеченные слова также пишутся без сокращения. Ссылки делаются на каждый элемент иллюстративного материала и предшествуют ему.

Несколько иначе оформляются ссылки на формулы. В этом случае номер формулы помещают в круглые скобки, а само слово «формула» сокращению не подлежит.

Подстрочные ссылки печатают внизу страницы, шрифтом 10-го кегля, с использованием одинарного межстрочного интервала, и отделяют от основного текста сплошной чертой. Обозначаются сноски арабскими цифрами, имеющими последовательную нумерацию в пределах одной страницы. Знак сноски ставится перед знаками препинания, исключения составляют вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие.

Формулы располагают на отдельных строках. Знаки препинания в конце формул и в тексте перед ними ставят согласно правилам пунктуации. Формулы, следующие одна за другой, отделяют запятой, которую помещают непосредственно за формулой и до ее номера. Первую строку пояснения к формуле начинают со слова «где» без двоеточия. Значение каждого символа дают с новой строки в порядке следования в формуле. Строки пояснения отделяют точной с запятой, в конце последней ставят точку.

Формулы должны иметь сквозную нумерацию, представленную арабскими числами в круглых скобках. Порядковые номера формул располагают у правого края страницы.

Таблицы могут содержать цифровой либо текстовый материал. Любая таблица должна включать следующие обязательные элементы: обозначение, название, шапку, основную часть. Обозначение таблицы производится словом «Таблица», выравниваемым по правому полю страницы без точки в конце. Строкой ниже располагается название таблицы, которое центрируется относительно страницы, пишется строчными буквами без точки в конце.

Все таблицы в ВКР подлежат последовательной нумерации, рекомендуется использовать иерархический принцип, указывая сначала номер главы, в которой находится таблица, а затем, через точку, порядковый номер таблицы в пределах данной главы, после которого точка уже не ставится.

В целях удобства размещения и восприятия информации в табличной форме допустимо уменьшать размер шрифта до 10-13 кегля, а также межстрочный интервал до одинарного. В этих случаях обозначение и название таблицы пишется так же мелким шрифтом, но не менее 12 кегля. Необходимо отметить, что тип и начертание шрифта должны быть сохранены: Times New Roman без выделения жирным, курсивом или подчеркиванием.

В случае включения в ВКР табличных данных, ранее опубликованных в других источниках, под таблицей указывается ссылка на источник цитирования (с указанием конкретной страницы) с использованием правил библиографического описания документа.

Наиболее часто встречающимися в ВКР видами рисунков являются: графики, диаграммы, блок-схемы. Подпись к рисунку размещают под ним, и центрируют ее относительно боковых полей страницы. Подпись состоит из таких обязательных элементов, как сокращенное слово «Рис. »; порядковый номер иллюстрации, который указывается без значка «№» и после которого ставится точка; тематический заголовок, который характеризует изображаемое в наиболее краткой форме и после которого точка не ставится.

Нумерация рисунков и, при необходимости, ссылка на источник цитирования производится аналогично оформлению соответствующих элементов таблиц. При создании рисунков также допускается уменьшение шрифта и межстрочного интервала, при сохранении иллюстративности представления данных и соблюдении тех же требований, что в отношении таблиц.

В ВКР не может присутствовать иного иллюстративно-аналитического материала, кроме таблиц и рисунков.

В приложения к основному тексту ВКР выносится материал, имеющий дополнительное значение. Приложения не ограничиваются по объему, вместе с тем они не являются обязательным элементом ВКР, соответственно, не учитываются в общем объеме ВКР.

Приложения оформляются как продолжение ВКР на ее последних страницах после списка использованной литературы. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста ВКР. В оглавлении работы приложения отражают в виде самостоятельной рубрики «Приложения» без указания названия отдельных его элементов.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «приложение» прописными буквами. При наличии в ВКР более одного приложения они последовательно нумеруются арабскими цифрами без значка «№» и точки в конце.

Список использованной литературы должен быть составлен в соответствии с правилами библиографического описания документа. В выпускных квалификационных работах объектом библиографического описания может являться: документ в целом (книга, брошюра); составная часть документа (статья в журнале / газете / сборнике статей); Интернет-источник; нормативно-правовой и правоприменительный акты.

При составлении библиографического описания документа в целом обязательными элементами описания являются заголовок описания; область заглавия и подзаголовочных данных; область издания; область выходных данных; область количественной характеристики.

Первое слово каждой области библиографического описания начинают с прописной буквы, все остальные слова начинают со строчной буквы. Разделяют библиографические области посредством точки и тире.

Заголовок описания содержит фамилии и инициалы авторов в последовательности, данной в издании, через запятую. Инициалы авторов приводятся после их фамилий. Заголовок описания используется в случае написания произведения группой лиц до трех человек включительно.

Область заглавия содержит: название произведения; его подзаголовок; сведения о виде, жанре, назначении произведения; общее количество томов, номер тома (части); сведения о языке оригинала; сведения об ответственности. Основное заглавие приводится в том же виде, в котором оно дано в произведении: в той же последовательности и с теми же знаками препинания. Подзаголовок отделяется от заголовка точкой. Остальные подзаголовочные данные (за исключением сведений об ответственности) разделяют двоеточием. Сведения об ответственности начинаются после косой черты: « / » – и состоят из инициалов и фамилий лиц и наименования организаций вместе со словами, уточняющими категорию их участия в создании произведения.

Область издания содержит сведения о повторности издания и его отличии от предыдущего.

Область выходных данных содержит: место издания (город); наименование издательства; год издания.

Область количественной характеристики содержит сведения об общем объеме произведения в страницах.

При библиографическом описании составной части документа идентифицирующим источником будет являться многотомное и сериальное, в том числе периодическое, издание, а также однотомные издания. К элементам библиографического описания в данном случае относятся: сведения о составной части документа; сведения об идентифицирующем документе; сведения о местоположении составной части в документе.

Сведения о составной части документа включают фамилии и инициалы авторов, а также название составной части документа (статьи), отделенные друг от друга точкой.

Сведения об идентифицирующем документе начинаются после двойной косой черты: « // » - и включают: области заглавия, издания и выходных данных (для однотомных, многотомных и сериальных изданий); название документа (для периодических изданий).

Сведения о местоположении составной части в документе, как правило, содержат указание: на номер тома или выпуска, диапазон страниц – для многотомных и сериальных изданий; на год, номер или дату в формате «число (цифрами) месяц (прописью, сокращенно)", диапазон страниц – для периодических изданий; на диапазон страниц – для однотомных изданий.

Группы сведений отделяются друг от друга точкой и тире: «. -». Если составная часть документа помещена в двух и более номерах (выпусках, томах) идентифицирующего документа, то сведения о ее местоположении в каждом из номеров (выпусков, томов), отделяют точкой с запятой.

Специфика библиографического описания документа из Интернет-источника состоит в том, что описание содержит всего три области: заголовок описания, область заглавия, состоящую из наименования документа, и «выходные данные» - полную Интернет-ссылку, отделенную от предыдущих сведений двойной косой чертой: « // ». В библиографическом описании документа из Интернет-источника не должно присутствовать гиперссылок ввиду их отличного форматирования по сравнению с требованиями к оформлению ВКР.

Общее правило составления библиографического описания нормативно-правовых и правоприменительных актов Российской Федерации и ее субъектов заключается в их размещении под заглавием (названием) документа. При этом библиографическое описание включает: сведения о нормативно-правовом акте2; сведения об источнике опубликования либо размещения НПА; сведения о местоположении НПА в источнике опубликования.

Сведения о нормативно-правовом акте содержат область заглавия и подзаголовочных данных. Область заглавия представлена названием НПА в строгом соответствии с официальным текстом. Подзаголовочные данные начинаются после косой черты и содержат: сведения о форме НПА, государственном органе, издавшем НПА, с указанием категории его участия в создании НПА, дате издания и регистрационном номере НПА.

Если формулировка названия НПА не позволяет указать на категорию участия государственного органа в создании НПА, то подзаголовочные данные начинаются после двоеточия с указания формы НПА.

Сведения об источнике опубликования либо размещения НПА начинаются после двойной косой черты: « // », – за исключением ситуации, когда приводится ссылка не на составную часть документа, а на документ в целом. В этом случае сведения об источнике начинаются после точки и тире: «. –». Библиографическое описание НПА должно содержать ссылку на источник опубликования / размещения полного текста НПА, а не только изменений и дополнений к нему.

Необходимо заметить, что при использовании ссылки на компьютерные справочные правовые системы, их наименование приводится в соответствии с зарегистрированными торговыми марками.

Сведения о местоположении НПА в источнике опубликования содержат указание на диапазон страниц либо статью, если в роли источника выступает специализированный сборник НПА.

Список источников литературы в выпускной квалификационной работе должен быть упорядочен. При составлении списка использованной литературы выделяется три главных раздела, формируемых по видам включаемых в них изданий: нормативно-правовые и правоприменительные акты; прочие источники, опубликованные на русском языке; иностранная литература.

Внутри первого раздела записи располагают по убыванию юридической силы. Акты одинаковой юридической силы располагаются в обратном хронологическом порядке: от наиболее свежих юридических актов к актам с более ранней датой издания. Внутри второго и третьего разделов используется алфавитный способ упорядочения литературных источников. Суть этого способа состоит в том, что фамилии авторов и заголовки работ (если автор не указан) размещаются по алфавиту.

Необходимо подчеркнуть, что список использованной литературы имеет единую сквозную нумерацию, проходящую через все разделы.


3. Дополнительная литература


ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. – 47 с.

ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 1993. – 18 с.

Акчурина И.Р., Мосейко В.О. Выпускная квалификационная работа. Методические и процессуальные аспекты подготовки и защиты: учебно-методическое пособие. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – 83 с.

Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 416 с.

Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 768 с.

Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 424 с.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты: практическое пособие для студентов-магистрантов. – М.: Ось-89, 1997. – 304 с.

Кузнецов И.Н. Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК Дашков и Ко, 2006. – 452 с.

Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК Дашков и Ко, 2006. – 460 с.

Менеджмент: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: учебное пособие / под общ. ред.Э.М. Короткова и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 286 с.

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.

Томас Р. Количественный анализ хозяйственных операций и управленческих решений: учебник / пер. с англ.; науч. ред. к. э. н.В.М. Матвеева. – М.: Дело и сервис, 2003. – 432 с.

Уваров А.А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: практические советы по подготовке и защите. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Дело и сервис, 2001. – 112 с.

Хачатрян С.Р., Пинегина М.В., Буянов В.П. Методы и модели решения экономических задач: учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.

Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: учеб. пособие / под ред.М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 656 с.

приложение 1


Бланк заявления на закрепление темы ВКР

Зав. кафедрой менеджмента

____________________________________

студента (-ки) группы ________________

____________________________________

Заявление

Прошу утвердить мне тему выпускной квалификационной работы ____

_____________________________________________________________

наименование темы ВКР

_____________________________________________________________

с указанием организационно-правовой формы анализируемого предприятия

_____________________________________________________________

и города, в котором находится предприятие

В качестве руководителя ВКР прошу утвердить ____________________

_____________________________________________________________

фамилия, имя, отчество; ученая степень, ученое звание,

_____________________________________________________________

должность и место работы

«____»____________20___ г. Подпись студента (-ки) ______________

СОГЛАСОВАНО

Научный руководитель:

________________________________

ФИО,

________________________________

ученая степень, ученое звание

________________________________

подпись

«____» _____________ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Заведующий кафедрой:

д. э. н., профессор Мосейко В.О.

________________________________

подпись

«____» _____________ 20___ г.


приложение 2

Форма представления плана ВКР

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»

Кафедра менеджмента

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель выпускной

квалификационной работы

___________________________________

ученая степень, ученое звание ФИО

«_____» _________________ 20___ г.

ПЛАН

выпускной квалификационной работы на тему: «________________________ __________________________________________________________________» студента (-ки) гр. _________ ______________________________.

ФИО

Введение.

1. Название первой главы.

1.1. Название первого параграфа первой главы.

1.2. Название второго параграфа первой главы.

1.3. Название третьего параграфа первой главы.

2. Название второй главы.

2.1. Название первого параграфа второй главы.

2.2. Название второго параграфа второй главы.

2.3. Название третьего параграфа второй главы.

3. Название третьей главы.

3.1. Название первого параграфа третьей главы.

3.2. Название второго параграфа третьей главы.

3.3. Название третьего параграфа третьей главы.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

«_____» ____________ 20___ г. Студент (-ка): __________________

подпись


приложение 3


Бланк задания на ВКР

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»

Кафедра менеджмента

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой _________________

_____________________________

«_____» _______________ 20___ г.

ЗАДАНИЕ

на выпускную квалификационную работу

студенту (-ке) гр. _________ ______________________________.

ФИО

Тема ВКР: «___________________________________________________ _______________________________________________________________», - закреплена приказом ректора от «____»____________ 20___ г. №____.

Целевая установка: ____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Эмпирическая база исследования: _______________________________.

Основные вопросы, подлежащие исследованию в ВКР:

1. ________________________________________________________________

_______________________________________________________________.

2. ________________________________________________________________

_______________________________________________________________.

3. ________________________________________________________________

_______________________________________________________________.

Срок предоставления законченной работы: «___»_________ 20___ г.

Задание выдал:

«___»_________ 20___ г., научный руководитель________________________ _________________________________________________________________.

ученая степень, ученое звание ФИО, подпись

Задание получил:

«___»_________ 20___ г., студент (-ка) ________________________________

подпись


приложение 4


Образец оформления титульного листа ВКР

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»

Факультет управления и региональной экономики

Кафедра менеджмента

Основные требования к выпускным квалификационным работамПаули Ольга Александровна

Формирование системы качества гостиничных услуг

с учетом региональных особенностей

(на примере ОАО «ВАО Волгоград-Интурист»)

Выпускная квалификационная работа

по специальности ____________ «Менеджмент организации»

код специальности


______________________

подпись

«____» _____________ 20___ г.

Научный руководитель:

к. э. н., ст. преподаватель

Акчурина Ильсия Рафаилевна

______________________

подпись

«____» _____________ 20___ г.

Нормоконтролер:

к. э. н., доцент Кайль Я.Я.

______________________

подпись

«____» _____________ 20___ г.

Заведующий кафедрой:

д. э. н., профессор Мосейко В.О.

Протокол заседания кафедры от «____» __________ 20____ г. № ____

Волгоград

2007 г.


приложение 5


Образец оформления титульного листа раздаточного материала к

докладу по результатам ВКР

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»

Кафедра менеджмента

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

к докладу по результатам выпускной квалификационной работы на тему:

Формирование системы качества гостиничных услуг

с учетом региональных особенностей

(на примере ОАО «ВАО Волгоград-Интурист»)

Выполнил:

студент (-ка) гр. МТ-011

Паули Ольга Александровна

Научный руководитель:

к. э. н., ст. преподаватель

кафедры менеджмента

Акчурина Ильсия Рафаилевна

Волгоград

2007 г.

приложение 6


Примерный перечень тем ВКР:

Инновационный менеджмент.

Анализ и совершенствование инновационной деятельности в организации (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Формирование условий для осуществления научно-исследовательских разработок (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Разработка системы управления венчурной компанией (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Проектирование новой продукции (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Обоснование программы внедрения нового товара на рынок (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Менеджмент.

Анализ и совершенствование методов управления предприятием малого / среднего бизнеса (на примере конкретного предприятия).

Обоснование рекомендаций по совершенствованию системы контроля в организации (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Разработка информационного обеспечения процесса управления промышленным предприятием (на примере конкретного предприятия).

Проектирование оптимальной организационной структуры управления (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Обоснование рекомендаций по рационализации технологии управления организацией (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Условия и инструменты повышения эффективности мотивационного процесса на предприятии на современном этапе развития региональной экономики (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Стратегический менеджмент.

Проектирование системы стратегического планирования на предприятии (на примере конкретного предприятия).

Формирование стратегии деятельности организации (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Разработка программы по управлению развитием предприятием (на примере конкретного предприятия).

Обоснование внедрения программы лояльности потребителей на предприятии индустрии туризма (на примере конкретного предприятия).

Разработка системы конкурентных преимуществ предприятия в среднесрочной перспективе (на примере конкретного предприятия).

Определение ключевых компетенций и конкурентных возможностей организации (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Разработка проекта диверсификации деятельности компании (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Управление качеством.

Формирование системы качества гостиничных услуг с учетом региональных особенностей (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Критерии потребительского выбора в процессе оценки качества товара (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Разработка плана тактических мероприятий по повышению качества обслуживания (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Обоснование путей повышения эффективности работы службы управления качеством продукции (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Методы предупреждения брака и защиты потребителя от дефектной продукции (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Обоснование рекомендаций по рационализации сервисного обслуживания потребителя (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Управление персоналом.

Формирование программ обучения сотрудников в финансово-кредитных учреждениях (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Обоснование внедрения элементов коуч-менеджмента в организации (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Обоснование рекомендаций по рационализации процессов подбора и отбора персонала (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Определение принципов управления персоналом организации (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Обоснование направлений профессионального развития сотрудников (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Разработка программы развития персонала как средство повышения конкурентоспособности предприятия (на примере конкретного предприятия).

Критерии и показатели эффективности работы кадровой службы предприятия (на примере конкретного предприятия).

Обоснование рекомендаций по рационализации процесса аттестации персонала на предприятиях гостинично-туристического бизнеса (на примере конкретного предприятия).

Управленческие решения.

Разработка системы принятия управленческих решений на промышленном предприятии (на примере конкретного предприятия).

Определение стиля и методов принятия управленческих решений (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Разработка управленческого решения в условиях неопределенности и риска (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Факторы эффективности управленческого решения (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Методы совершенствования технологии принятия управленческого решения (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).

Разработка управленческого решения с учетом этического компонента (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения).


1 Подробнее требования к оформлению выпускной квалификационной работы приведены в учебно-методическом пособии И.Р. Акчуриной, В.О. Мосейко «Выпускная квалификационная работа. Методические и процессуальные аспекты подготовки и защиты» (Волгоград, 2006).

2 В силу единства правил библиографического описания далее речь пойдет о наиболее распространенной группе юридических актов – НПА (здесь и далее – нормативно-правовых актов).

Похожие работы:

  1. • Методические рекомендации по выполнению выпускной ...
  2. • Административно-процессуальное право
  3. • Современный урок математики, требования к нему
  4. • Разработка проекта технических условий на ...
  5. • Маркетинг физической культуры и спорта
  6. • Экономика физической культуры и спорта
  7. • Выпускная квалификационная работа. Методические указания ...
  8. • Практические основы по управлению продвижением ...
  9. • Анализ путей совершенствования кадрового состава
  10. • Развитие конкурентной среды потребительского рынка ...
  11. • Особенности бухучета в бюджетных организациях
  12. • Совершенствование управления муниципальным ...
  13. • Совершенствование коммерческой деятельности ...
  14. • Деятельность пресс-служб и применение PR-технологий ...
  15. • Документационное обеспечение процессов лицензирования ...
  16. • Инвестиционный проект по замене оборудования цеха ...
  17. • Формирование имиджа муниципальных служащих
  18. • 1C: Бухгалтерия
  19. • Совершенствование системы регулирования ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com