И.А.Прокофьева, кандидат архитектуры В.Л.Хайт, член-корреспондент РААСН
В XIX веке архитектура Москвы обогатилась новым типом общественного сооружения - пассажем, основа которого - протяженное торгово-пешеходное пространство со светопрозрачным покрытием. Построенные по западным образцам, московские пассажи быстро, учитывая здешний климат, приобрели популярность и значительно обогатили как торговую, так и пешеходно-коммуникативную сеть центра города.
В связи с тем, что в XIX веке во всех крупных европейских городах исторические центры уже были осознаны как культурная ценность, новое строительство для современных функций в главных городских районах не должно было нарушать особенности их застройки, а органически включиться в нее, сделать ее более целесообразной. Этой задаче наиболее отвечал именно пассаж. Объединяя две (а иногда более) магистрали или площади, он представляет собой симметричную улицу, доступную только пешеходам и защищенную от непогоды. Фасады магазинов, выходящие в застекленный проход, симметричны и одинаковы на всем протяжении, что отличает пассаж от обычной коммерческой улицы.
Симметрия и регулярность, лежащие в основе архитектурно-планировочного решения пассажа, порождены господствовавшим в XIX веке мнением, что именно они придают парадность любому общественному сооружению.
Горожане называли пассаж "улицей, заключенной в стекло". Здесь можно было гулять, отдыхать в кафе или ресторане, делать покупки, назначать встречи с друзьями, просто укрыться от непогоды или использовать галерею пассажа для кратчайшего прохода из одного оживленного пункта к другому. В результате такой тип сооружения явился калейдоскопическим отражением всей полноты городской жизни.
Первый пассаж - Галери де Буа - был построен в 1788 году в Париже, во дворце Пале-Рояль. Однако он еще не имел стеклянного покрытия. Свет попадал в галерею через небольшие квадратные проемы, расположенные под самой крышей (принцип базиликального освещения). Сплошное стеклянное покрытие впервые появилось в 1808 году над парижским пассажем Делорм. К середине XIX века во французской столице насчитывалось уже более двадцати пассажей. Тогда же идею подхватили архитекторы других стран, причем они стремились превзойти парижан масштабами и грандиозностью и создать "свой собственный Пале-Рояль". За довольно короткий срок пассажи появились практически в каждой столице, став символом процветания и благополучия.
Галерея Витторио Эммануеле II, построенная в 1877 году в Милане, - одно из наиболее значительных сооружений этого типа. Ее проходы, соединив две центральные площади, открывались в городское пространство высокими арками, не имеющими дверей (которые в более суровом северном климате необходимы), и поэтому походили на парадные городские улицы.
В Москве с 1835 по 1913 год было построено десять торговых пассажей: Галерея Голицына (1835-1839), Солодовниковский (1862-1884), Александровский (около 1865), Джамгаровский (1870-1877), Алексеева (1873), Лубянский (1882-1885), Тверской (1887-1895), Верхние Торговые ряды (1889-1894), Петровский (1904-1906) и Голофтеевский (1912-1913).
Родоначальницей здесь можно считать Галерею Голицына, возникшую на месте проезда между улицами Петровкой и Неглинной. Это было двухэтажное здание с одним проходом, покрытым двухскатной стеклянной крышей, и двумя симметрично расположенными рядами магазинов.
В середине 70-х годов XIX века рядом с Галереей Голицына появились Солодовниковский и Александровский пассажи, которые образовали большой общественно-торговый комплекс с удобными коммуникациями.
Вскоре по соседству, на Кузнецком мосту, был возведен значительный Джамгаровский пассаж (архитектор А.Резанов). Он оказался вдвое выше окружающей застройки и поэтому многие годы являлся композиционной доминантой улицы. Сквозной проход, устроенный в 1879 году, превратился в одну из важнейших пешеходных артерий центра города.
Верхние Торговые ряды (архитектор А.Померанцев, инженер В.Шухов), расположенные на Красной площади, занимают особое место среди своих собратьев: это пример взаимодействия европейской традиции строительства пассажей и отечественной традиции строительства торговых рядов.
Петровский пассаж (архитектор С.Калугин), названный современниками произведением "стеклянной архитектуры", относится к числу сооружений, в которых воплотились все основные характерные градостроительные и композиционные идеи пассажа. В 1903 году на территории планируемого строительства насчитывалось 27 в основном каменных объектов. Появление на их месте большого здания с проходами, соединившими улицы Петровку и Неглинную, заметно улучшило общую картину застройки. В 1996 году Петровский пассаж был реконструирован и отреставрирован. К сожалению, впоследствии арендаторы во многом нарушили его планировочную структуру и отделку, в частности закрыли большинство столь важных поперечных связей между линиями.
Голофтеевский пассаж (архитектор И.Рерберг), возведенный из железобетона, стекла и металла на месте Галереи Голицына, - последнее сооружение этого типа, появившееся в Москве в начале ХХ века. К тому времени район улиц Петровка, Неглинная, Пушечная, Кузнецкий мост, объединенных сквозными пассажами, представлял собой крупный пешеходно-торговый узел Москвы, который мало в чем уступал подобным районам Парижа, Милана, Берлина.
Удобство и эффективность архитектуры "больших пространств", наиболее ярко представленной пассажами XIX-XX веков, - вне сомнения. Сегодня в градостроительстве наблюдается тенденция разделения транспортных и пешеходных территорий, создания комфортабельных пешеходных зон, отделенных от магистралей и защищенных от неблагоприятных погодных условий. В этом смысле архитектура "больших пространств" имеет широкие перспективы развития. В последние десятилетия почти все вновь строящиеся городские и большинство загородных торговых центров в зарубежных странах компонуются на основе пассажей (единичных, параллельных и пересекающихся) и их расширений в виде атриумов. В процессе реконструкции исторической застройки создаются целые системы пассажей, как, например, в Гамбурге. Здесь и пешеходные проходы, и мелкорозничная торговля, а на пересечениях и разветвлениях - места выступлений небольших эстрадных групп, детских коллективов, молодежных "тусовок".
Корпуса Центра международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами на Краснопресненской набережной соединены внутренними улицами, перекрытыми стеклянными сводами и раскрывающимися во внутренние же "площади" - атриум и просторные вестибюли. Плотность функций и пешеходных потоков современных городов настоятельно требует развития сети пешеходных трасс в дополнение к существующей уличной сети, что во многом может быть реализовано путем создания пассажей - особенно в условиях реконструкции. Не случайно пассажи играют все более заметную роль в структуре центра Москвы: галерея "Актер", полуподземный "Тверской пассаж" у западного входа станций метро "Пушкинская" и "Тверская"; фактически пассажами (без светопрозрачного покрытия и с односторонним размещением магазинов) являются многие подземные пешеходные переходы; пассажи организуют пространство торгово-рекреационного комплекса на Манежной площади; современными стеклянными переходами-пассажами стали торгово-пешеходный мост "Багратион", ведущий на территорию будущего делового центра Москва-сити, и пока не оборудованный в торгово-развлекательном отношении пешеходный мост - бывший железнодорожный, а ныне пешеходный Андреевский, передвинутый вниз по течению Москвы-реки и соединивший Фрунзенскую набережную с ЦПКиО имени Горького. Таким будет и передвинутый к Киевскому вокзалу Краснолужский мост.
Но это только начало. Следует основательно продумать использование и застройку значительной части московских дворов с организацией проходов через них в виде пассажей; ряд торговых улиц стоит перекрыть стеклянными сводами. Одним из первых шагов должно стать воссоздание Джамгаровского пассажа между старинными торговыми улицами Кузнецкий мост и Пушечной. Целесообразно восстановить исторические объем и структуру ЦУМа с вводом новых, частично уже запроектированных пассажей на месте Солодовниковского и Голофтеевского.
Пассажи в традиционных торгово-общественных зонах центра Москвы следует располагать в основном в направлении существующей цепочки проходных дворов: от площади Пушкина до Глинищевского переулка и дальше - до открытого двора, раскрывающегося аркой к памятнику Юрию Долгорукому. Перспективны традиционные пешеходные направления от Столешникова через Дмитровский переулок и Кузнецкий мост до Большого театра, от площади Революции до улицы Никольской, от Пятницкой до Ордынки и другие. Стоит превратить в пассаж часть застраиваемого внутреннего двора гостиницы "Москва".
Авторы считают, что обширная сеть пассажей, с активно освоенным подземным пространством, значительно обогатит функциональное содержание и архитектурный облик исторического центра Москвы; новые же торговые комплексы на окраинах необходимо изначально проектировать на основе пассажей-"моллов".
Как видим, перспективы у этих общественных сооружений - большие.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asm.rusk.ru/