Декан факультета физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент В.П. Красильников Российский государственный профессионально-педагогическогий университет, Екатеринбург
Народные игры и состязания всегда занимали особое место в традиционном физическом воспитании коренных малочисленных народов Севера. Об этом писали известные исследователи духовной и материальной культуры этих этносов: Ю.А. Абсалямов, А.Г. Базанов, В.Г. Богораз, Г.А. Василевич, В.Ф. Зуев, В.В. Леонтьев, Г.М. Меновщиков, Л.И. Певгова, А. Рейнсон-Правдин, Г. А. Старцев, Г.Ш. Шренк [1 - 4, 7, 16, 17, 22, 23, 26] и др. Необходимо отметить, что игры разных народов Севера внешне похожи в некоторых компонентах содержания, правилах игры, но в то же время имеют свои особенности, связанные с природно-климатическими условиями, с национальной физической культурой.
Статья подготовлена на основе материалов, полученных в результате экспедиций (проводимых с 1990 по 1993 г.) в места компактного проживания одного из древних народов Сибири - хантов (в Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа), а также изучения литературных и архивных материалов.
Легенды и былины, героические песни, сказки донесли до нашего времени сведения о том, что в древности у хантов существовали специальные площадки для игр и состязаний "Яхта-хар", на которых собирались помериться силой прославленные хантыйские богатыри. Часто в этих состязаниях принимали участие и "иноземные" силачи - представители других народов. Богатыри состязались в беге, стрельбе из лука, переламывании руками костей различных животных [19]. Так, в работе С.К. Патканова "Остяцкая былина про богатырей города Эмдера" [20] говорится о самобытном состязании хантов, в котором богатыри соревновались в разламывании руками высушенной бедренной кости коня.
Свидетельством того, что в играх и состязаниях хантов принимали участие не только мужчины, но и представительницы прекрасного пола, является эпизод сказки "Мойтнынг" [25]. Героиня этой сказки, участвуя в состязаниях по перетягиванию оленьего рога, веревочки, палочки, побеждает злого хозяина с помощью силы, ловкости и высоких нравственных качеств.
Некоторые данные о народных играх и состязаниях встречаются в сборнике "Мифы, предания, сказки хантов и манси"[18]. Например, в мифологической сказке "Мужчина Мось, рожденный из колена женщины" описываются некоторые элементы хантыйской борьбы. В предании "Леший" рассказывается о ритуальном обряде перед состязанием, некоторых основных приемах, с помощью которых можно уложить противника на лопатки.
В героическом сказании "Камень семпыр" достаточно хорошо показана древняя игра в каменный мяч - семпыр. Смысл этой игры в том, чтобы поймать брошенный мяч на лету руками и перебросить его кому-либо из игроков другой команды. О подобной игре в мяч рассказывается в героической песне "Подобно Осиновому Листу Верткий муж". Выстроившись в два ряда напротив друг друга, игроки ловят и метают каменные мячи носком или пяткой. Игра проходит на площадке, покрытой серебром или медью.
Некоторая информация о содержании, правилах игр и состязаний хантов содержится в работах известных исследователей Севера: Б. Городкова, Г. Дмитриева-Садовникова, В.Ф. Зуева, О. Финша и А. Брэма, И.Н. Шухова [5 - 7, 24, 28].
Анализ перечисленных работ позволил нам расширить представление об особенностях традиционных игр и состязаний хантов, проживающих в экстремальных климатических условиях, и одновременно сделать вывод о том, что исследования в области физической культуры, педагогики, этнопедагогики, психологии, этнографии не раскрывают полностью содержания, места и роли народных игр, состязаний хантов в их традиционной системе физического воспитания, а также этнопедагогических условий их применения.
В результате полевых этнопедагогических исследований нами было выявлено более ста народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений, которые мы классифицировали с учетом возрастных особенностей, промысловой деятельности, традиционного образа жизни.
Наша классификация состоит из четырех блоков: 1-й блок - игры детей от 1,5 до 6 лет, 2-й - от 6 до 10, 3-й - от 10 до 14; 4-й - игры, состязания, самобытные физические упражнения молодежи и взрослых.
По нашим данным, народные игры хантов были основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства) [8, 12]. Игры для детей от 1,5 до 6 лет способствовали физическому и умственному развитию хантыйских детей, обучению их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам, психически закаливали. Как отмечает А.Г. Базанов [2], большинство игр детей этого возраста носит подражательный характер и не имеет правил. В этом возрастном периоде игры способствовали развитию навыков лазанья, ходьбы, бега, а также других движений. С помощью игр с традиционными игрушками дети не только развивались физически, но и познавали семейный быт. Детей постарше (от 3 до 6 лет), следуя опыту народной педагогики, ханты готовили к производственной деятельности взрослых. На этом этапе игры и игрушки уже в большей степени помогали детям осваивать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой, способствовали осознанию своего пола. В этот период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду женщины - хозяйки, будущей матери. Это куклы (акань) из дерева, ланк акань - из беличьих хвостов, ваз акань - из утиного клюва, маленькие люльки, маленькие чумы (ай-хот), отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки, игольницы, коробочки со швейными принадлежностями. Среди девочек сургутских хантов были широко распространены игры, направленные на овладение навыками ведения домашнего хозяйства: "Очаг (Рат хар)", "Игра в куклы (Пакилэли Анки-Ати)" и др. Мальчики играли луком и стрелами, маленькими лодками, нартами, моделями капканов, ловушек, частями рыболовецких сетей, упряжью для оленей и собак из кожи, сукна, тряпочек. В процессе игры дети изображали различные эпизоды процесса обработки рыбы, пойманной взрослыми, заменяя рыбу древесными гнилушками, "ловили" ее, связывали в связки, развешивали для сушки.
Суровые жизненные условия Севера и промысловая деятельность хантов требовали уже с 6 - 7-летнего возраста активного развития важнейших физических качеств и воспитания специфических двигательных навыков. С этого возраста дети уже всерьез привлекались к хозяйственной деятельности. Велось их специальное целенаправленное обучение промыслам, а основными средствами этого процесса были разнообразные игры.
От игр детей 1,5-5 лет игры 6 - 7-летних отличаются тем, что дети находятся на более высокой ступени игровой деятельности. Это период, когда дети начинают играть по правилам. Их игры становятся разнообразными по содержанию и организационным формам поведения. Все это связано с быстрым физическим и умственным развитием детей на данном этапе.
В возрасте 10 - 14 лет хантыйские дети уже начинают самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогают старшим в изготовлении ловушек и прочего охотничьего снаряжения. В связи с этим их игры все чаще имеют промысловую направленность, готовят к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствуют воспитанию всех физических качеств, специальных двигательных навыков, необходимых для самостоятельного ведения промыслов в дальнейшем.
Исследования показали, что у детей хантов в этом возрасте большой популярностью пользовались игры с бегом, прыжками, метаниями: "Кто из нас быстрее?", "Оленья упряжка", "Деревянная нога", "Прыжки через нарты", "Заячьи следы", "Выбей чурочку", "Игра с кольцом" и др.
К 14 - 15 годам хантыйские подростки становились практически полноценными промысловиками. В связи с этим существенно менялась роль народных игр, состязаний: требовалось уже не только развить физические качества и обучить навыкам промысловика, но и совершенствоваться в них дальше.
Народные игры, состязания в этом возрасте служили своеобразной подготовкой к промысловому сезону, разрядкой после тяжелой изнурительной работы в лесу, на реке ("Бег на подволоках", "Прыжки через лодки", "Прыжки с валиком", "Метание аркана на хорей", "Метание чурбана" и мн. др.). Игры промысловой направленности в это время отличаются большой физической нагрузкой, сложными правилами и рассчитаны на то, что игроки обладают определенными знаниями и навыками ведения охоты, рыболовства и оленеводства.
У хантов существовало много состязаний, в которых ребенок или взрослый должен показать находчивость, силу, ловкость, мужество и проявить стойкость в борьбе с соперником. После подвижных игр состязания фактически являлись как бы вторым этапом развития и совершенствования физических и психических качеств будущего промысловика. Наиболее распространенными и любимыми среди хантов были следующие виды состязаний: "Гонки на лодках (обласах)", "Борьба - Хон", "Перетягивание палки", "Перетягивание петли", "Борьба ногами", "Стрельба из лука" и др.
Исследования показали, что народная педагогика хантов не только выработала средства воспитания подрастающего поколения, но и параллельно сформировала систему этнопедагогических условий эффективного использования народных игр в этих целях.
В современной педагогике педагогические условия представляют собой специально создаваемую воспитателями среду, обстановку, в которой возникает и развивается то или иное педагогическое явление. Под этнопедагогич ескими условиями мы понимаем специально создаваемую среду, свойственную тому или иному этносу, в которой происходило воспитание детей и подростков посредством народных игр.
Результаты теоретического анализа и полевых этнопедагогических исследований позволили выделить и обосновать совокупность этнопедагогических условий, необходимых и достаточных для того, чтобы эффективно использовать народные игры в традиционном физическом воспитании хантов.
Первое условие эффективного использования народных игр - это реализация в педагогическом процессе духовного потенциала носителей традиционных знаний о содержании, правилах игр, передаваемых от одного поколения к другому. По сведениям информаторов *, в каждом хантыйском селении находились добровольные наставники и судьи разнообразных игр и состязаний. Обычно это были представители старшего поколения (старики, родители), но часто любители игр встречались и среди молодежи, и, как показали наши исследования, эту любовь к игре они сохранили до самой глубокой старости.
Второе условие - системный охват народными играми разнообразных сфер жизнедеятельности хантов (промыслы, школа, домашнее хозяйство, быт, праздники и т.д.). Так, например, охотники после удачной охоты на лебедя, медведя, перед открытием охотничьего сезона состязались в перетягивании палки, веревки, в прыжках в высоту и длину. Рыбаки состязались и играли в различные игры после ледохода (май), во время плетения морд для ловли рыбы, после строительства водозабора. Оленеводы соперничали в метании арканов (тынзянов), в прыжках через нарты, в перетягивании веревки, перед тем как уйти на весенние маршруты с оленями (март), и осенью, когда пригоняли стада оленей с гор. У хантов был и еще ряд причин, в связи с которыми устраивались игры и состязания. Это работа в лесу, заготовка дров, сбор кедровых шишек, вечерний досуг, священные праздники. Организаторами и инициаторами этих мероприятий обычно были любители сразиться в силе, быстроте, ловкости и выносливости.
Третье условие - использование традиционной технологии организации игровой деятельности (организация и руководство игрой старшими, постепенное усложнение правил, содержания игр и увеличение нагрузки на организм детей и подростков; проведение игр в условиях, приближенных к природе и промысловой деятельности). У хантов существовала система самобытных приемов обучения и воспитания детей посредством игр и упражнений. Так, например, детей шурышкарских хантов вначале учили метать тынзяны на колышки, на носки нарт, на укороченный хорей, и только по мере развития силы, ловкости родители подключали их к метанию арканов на настоящий хорей, постепенно увеличивая расстояние до цели. Казымские ханты обучали детей управлению лодкой вначале на специально изготовленных моделях долбленок (лодок), а по мере развития навыков у мальчиков и девочек им все чаще доверяли управление настоящей лодкой.
Необходимо отметить, что почти все игры детей хантов проводились на открытом воздухе, в лесу, у реки. Это, несомненно, способствовало их закалке и укрепляло организм.
Четвертое условие - применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря для игр и состязаний, спортивного оборудования), сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов.
Инвентарь для игр, состязаний изготавливался хантами из природных материалов (дерева, камня, кожи, шерсти, кости и т.д.), что было удобно и достаточно экономно, а также всегда находилось под рукой. Инвентарь ханты бережно хранили в специальных мешочках (камешки, косточки) или в ящичках (игральные палочки). Очень часто инвентарь мастерили во время работы. Например, кольца для игры "Кусы" казымские ханты делали во время плетения морд для рыбной ловли, диски для игры "Корки мэнру санрам" сургутские ханты мастерили во время работ по заготовке дров в лесу. Иногда в качестве инвентаря использовались те или иные части орудий для рыбной ловли или хозяйственной деятельности. Так, шурышкарские ханты использовали для игры "Кусы" металлические грузила от рыболовецких сетей и шесты для их просушки, а ваховские ханты прыгали в высоту с помощью шестов (хореев) для управления оленями во время езды на нартах.
Ханты обычно играли на ровных, расчищенных площадках возле домов. Здесь практиковалось проведение таких игр, как "Сёл (Городки)", "Догонялки (Пэнкинат)" и др. На песчаных берегах рек, больших лесных полянах ханты состязались в метании мяча, в стрельбе из лука на дальность полета стрелы, в метании сосновых шишек, стрелы-лопатки и пр. В зимнее время для гонок на охотничьих лыжах ханты использовали окраины деревень, бегали по глубокому снегу. Очень часто играли на речном льду, предварительно очистив его от снега, иногда - на дороге, в загоне для оленей, а в некоторые игры могли играть и в помещении ("Нёрэм ими (Болотная женщина)".
По сведениям, полученным от информаторов, иногда игры, состязания хантов начинались или заканчивались традиционными ритуалами. Так, сургутские ханты перед борьбой на Медвежьем празднике избирали самого сильного борца - Лэкэл анки, которого обязательно должны были победить все участники состязаний. Кроме того, все мужчины - участники борьбы надевали на голову женские платки, прикрывая ими глаза. Еще один священный ритуал традиционно исполнялся после состязаний на многовесельных лодках в с. Ванзеват, где в конце соревнования в лодке победителей устраивалось жертвоприношение.
Приведенные материалы позволяют прийти к выводу, что основными средствами физического воспитания хантов являлись исторически сложившиеся игры, состязания. Широкой популярностью среди хантов пользовались: борьба, стрельба из лука, метание и толкание камней и других предметов, разновидности гонок на охотничьих лыжах, лодках, поднятие и перенос тяжестей, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, прыжки через обласа и т.д.
Народные игры, состязания в каждом возрастном периоде развития хантов имели свою психолого -педагогическую направленность и значение. Они не только были направлены на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, высокой нравственности, а также прекрасно подготавливали детей к промысловой, хозяйственной деятельности в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Народная педагогика хантов выработала средства и параллельно с этим сформировала систему этнопедагогических условий эффективного использования народных игр в целях воспитания подрастающего поколения. Изложенное позволяет считать, что использование народных игр, состязаний при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только хантов, но и других народов Севера и в целом России.
1. Абсалямов Г.Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа: Канд. дис. М., 1962. - 210 с.
2. Базанов А.Г., Певгова Л.В. Игры малых народностей Севера//Сборник музея антропологии и этнографии АН СССР. - М.Л.: Изд-во АН СССР, 1949, т. II, с. 237 - 254.
3. Богораз В.Г. Игры малых народностей Севера // Сб. музея антропологии и этнографии АН СССР. М., 1949, т.11. - 43 с.
4. Василевич Г. Игры тунгусов // Этнограф-исследователь. 1927, № 1, с. 31 - 34.
5. Городков Б. Поездка в Салымский край // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1913, вып. 21, с. 39.
6. Дмитриев-Садовников Г. Лук Ваховских остяков и охота с ним // Ежегодник Тобольского губ. музея. Тобольск, 1914, вып. 2, с. 13-14.
7. Зуев В.Ф. Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов Остяков и Самоедов (1771-1772). - М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1947, с. 53.
8. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург, 2002. - 120 с.
9. Красильников В.П. Народные подвижные игры и состязания как средство социализации детей коренных народов Сибири //Материалы Второй научно-практ. конф. 28 мая 2002 г. СоИн РГППУ. Екатеринбург, 2002, с. 103-106.
10. Красильников В.П. Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта для Урало-Сибирского региона //Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тез. докл. конф., Москва 13-14 марта 2003 г. М., 2003. - 234 с.
11. Красильников В.П. Роль традиционных игр в физическом воспитании подрастающего поколения хантов // Проблемы физического воспитания школьников Сахалинской обл.: Тез. докл. научно-практ. конф. Хабаровск 18-20 апреля 1993 г. Хабаровск, 1993, с. 17-19.
12. Красильников В.П. Традиционные средства физического воспитания хантов // Седьмые Виноградовские чтения: Тез. докл. научно-практ. конф. Екатеринбург, 14-17 июня 1993 г. Екатеринбург, 1993, с. 257-259.
13. Красильников В.П. Фольклор и национальные традиции физического воспитания детей у народов Сибири // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность. Челябинск, 1998, с. 160-161.
14. Красильников В.П. Теория и история традиционных игр коренных народов Северного Урала и Сибири. Межвуз. сб. науч. тр.: Социальная работа на Урале. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2002, вып. 2, с. 100-112.
15. Красильников В.П. Этнопедагогические условия эффективного использования народных игр традиционного физического воспитания хантов: Автореф. канд. дис. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994.- 18 с.
16. Леонтьев В.В. Национальные игры чукчей // На Севере Дальнем (литературно-художественный альманах). - Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1960, с. 123 - 127.
17. Меновщиков Г.А. Эскимосы: научно-попул. историко-этнографический очерк об азиатских эскимосах. Магадан, 1959, с. 103-107.
18. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., 1990. - 470 с.
19. Патканов С.К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина. СПб., 1891, вып. 3, 4, с. 78.
20. Патканов С.К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдэра // Живая старина. СПб., 1899, вып. 2, с. 92-97.
21. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1895, с. 19.
22. Рейнсон-Правдин А. Игра и игрушка детей народов Обского Севера: Канд. дис. М.- Л., 1944 -1945. - 156 с.
23. Старцев Г. Остяки. - Л.: Прибой, 1928. - 56 с.
24. Финш О., Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь. - М.: Тип. Лаврова и К°, 1882. - 484 с.
25. Чучелина Т. Золотой город (хантыйские сказки). - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1969. - 24 с.
26. Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. СПб., 1903, т. 3. - 392 с.
27. Шульц Л. Краткое сообщение об экскурсии на реку Салым Сургутского уезда // Ежегодник Тоб. губ. музея. Тобольск. 1913, вып. 21, с. 14.
28. Шухов И.Н. Река Казым и ее обитатели // Ежегодник Тоб. губ. музея. 1915, вып. 26, с. 37 - 56.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru