Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 2. Особенности системы физического воспитания Древней Греции……………………………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………….23
Список источников литературы………………………………………………...24
Введение
В деятельности современного человека всегда возникает немало проблем, для преодоления которых нужны немалые физические усилия. Значит, формирование действенной национальной системы физического воспитания требует изучения и творческого осмысления богатого наследства мировой, в том числе культуры Древней Греции.
Большое значение надлежащего физического развития детей предопределялось целиком реальными жизненными нуждами. Сила и выносливость, стойкость и ловкость в народе высоко ценят. Поэтому эти черты родители и наставники стремились воспитать у детей. Кроме того, люди давно заметили, что физическое воспитание неразрывно связано с другими сторонами формирование личности.
Эмпирическим путем древнегреческая педагогика пришла к выводу, что удачное продвижение физического развития ребенка оказывает содействие формированию таких важных черт, как настойчивость, отвага, решительность, честность, дисциплинированность, уверенность в своих возможностях, оптимизм, коллективизм, способность к преодолению трудности. Физически закаленный человек редко болеет, может стойко переносить холод и жару, погодное и жизненное ненастья, выдерживать продолжительную физическую нагрузку.
Поэтому в нашей работе мы рассмотрим систему физического воспитания Древней Греции, как педагогическую модель, в которой можно позаимствовать определенные организационные и теоретические элементы. Так как древнегреческая культура была одной из наиболее прогрессивных цивилизаций античности и заложила основы развития всех современных наук, искусства, политики и религии. Современная педагогика, равно как и спорт, во многом обязаны своим прототипам Древней Греции.
Глава 1. Предпосылки для формирования системы физического воспитания Древней Греции
Греческая философия рассматривала человеческое тело как храма ума и души, и поэтому физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, развитию интеллектуальной и духовной сферы.1
Мужчины Древней Греции собирались в гимназиях, центрах физической культуры того времени, не только для занятий спортом, но также для обсуждения искусства, литературы и философии. Они стремились найти равновесие между умом и физической силой, соединяя физические упражнения с интеллектуальными заданиями. Многочисленные греческие философы - Платон, Аристотель и поэт Гомер отстаивали значимость физического воспитания как способа укрепления организма и ума.
Исходя из этих воззрений, древние греки не отделяли систему физического воспитания от системы общей педагогики, умственного и духовного образования.
Физическая культура в древней Греции не был отделена от гражданского, религиозного, образовательного, социального, и морального начала.
Система физического воспитания была тесно связана с религиозными воззрениями древних греков. Проводившиеся спортивные состязания посвящались божествам древнегреческого пантеона, которые как полагалось, должны были даровать здоровье и силу их участникам.
Связь физической культуры с искусством заключалась в прославлении поэтами гимназий, спорта и победителей физических состязаний.
О том, что древние греки оставили значительный вклад в развитие спорта и физической культуры может сказать большое количество современной спортивной терминологии, берущей свое начало в античном государстве. Во многом необходимость отличной физической подготовки диктовалась постоянными войнами, проводимыми Древней Грецией и необходимостью крепкой армии и мужественного народа, способного дать отпор врагам. В последствии многие милитаристические государства попытаются наследовать модель спортивного воспитания древней Эллады.
Об эффективности системы физического воспитания можно судить по дошедшим до нас античным произведениям искусства. Изображенные на них тела атлетов и сейчас удивляют своей красотой и пропорциональностью.
Греки возводили сложные комплексы физического воспитания, известные как гимназии. Гимназия, первоначально была не только школой физического обучения, но и общеобразовательным учебным заведением. В системе образования выделялось три типа учителей: грамматист (grammatistes), тот кто преподавал чтение, письмо и другие академическое дисциплины; кифарист (кitharistes), являлся учителем музыки; и педотриб (paidotribes), бывший непосредственным преподавателем физической культуры. Таким образом, гимназия также была центром искусств, философии и литературы.
Педотрибы - учителя физической культуры не только разрабатывали программу обучения гимназистов, но и давали рекомендации взрослому населению, пользуясь большим авторитетом. К методике преподавания физического воспитания относились очень серьезно. Личные тренеры использовали индивидуальные упражнениями и режимы занятий для своих учеников и тех, кто это мог себе позволить.
До семи лет дети обеих статей воспитывались дома, в семьях. Потом мальчики вступали к школе, а девочки проводили все время в женской половине дома - гинекее. Здесь их учили читать, писать, играть на музыкальных инструментах, а главное - заниматься рукоделием. После брака в положении девушек практически ничего не изменялось: они переходили из одного гинекея в другой.
Глава 2. Особенности системы физического воспитания Древней Греции
Тем временем мальчики приобретали всестороннее интеллектуальное развитие, всячески совершенствуя культуру тела. Иногда мальчики 7-14 лет учились в частных школах грамматистов и кифаристив. Занятие проводили учителя, которых называли дидаскалами (от греческого слова «дидаско» - учу). В школах грамматистов учили писать, читать и считать. В школах кифаристив (музыки) ученикам кроме элементарной грамоты предоставляли литературное образование и эстетичное воспитание.
Обучение юношей в таком случае осуществлялось одновременно или последовательно - сначала в школе грамматистов, а потом - кифаристов. Эти школы были частными и платными.2
В школе - палестре подростки 14-16 лет занимались популярными на то время видами спорта, совершенствуя физическое состояние. С ними проводили беседы по политическим и моральным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре занимались наиболее известные граждане государства.
Юноши 17-18 лет из семей зажиточных аристократов воспитывались в самих гимназиях, изучали философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством и заниматься гимнастикой.
Юноши 18-20 лет готовились к военной службе в группах эфебий, где продлевалось их военно-физическое воспитание. Они изучали оружие, морское дело, фортификацию, военные уставы, законы государства, принимали участие в общественных праздниках и театральных спектаклях.
В общем, таким образом, в Афинах реализовывалась идея «калакагатии» - гармонического развития личности, в котором все содержание воспитания направлялось на достижение физического и духовного совершенства. Кроме того, наиболее способные юноши продолжали свое обучение еще почти 10 лет в академии, основанной Сократом для подготовки философов и крупных политиков.3
Сегодня известно имя одного из немногих известных древних педотрибов - Фарнака, сын Фарнака. С.О. Семенов-Зусер анализируя надпись в его честь пришел к заключению, что этот специалист был приглашенный из Синопы в Пантикапей по найму. Это может свидетельствовать о своеобразном обмене кадрами в области физической культуры уже во времена античности и важность телесного воспитания не только в самой Греции, но и за ее пределами, в тех государствах, которые переняли греческую методику преподавания физической культуры.4
Некоторые ученые допускают также, что руководители гимназий и палестр могли одновременно выступать предводителями эфебий, государственных организаций подготавливающих свободнорожденных юношей 18—20 лет к военной и гражданской службе.
Очевидно, должность работника гимназии была очень почетной. Об этом могут свидетельствовать археологические данные из греческой колонии Херсонеса. Отметим, что в городах Боспорского царства упоминания о гимнасиархах встречаются лишь среди должностных лиц культовых объединений - фиасов ІІ- ІІІ ст. н.е. Ни на одной из древних мраморных плит, найденных в Херсонесе, имена гимнасиархов не повторяются дважды, даже в надписях, которые датируются одним годом. Можно сделать вывод о выборности, а не наследственности данной должности и небольшую продолжительность пребывания гимнасиархов на данном посту. Тот факт, что в перечне должностных лиц членов религиозных союзов в римский период были найдены имена руководителей гимназий и палестр свидетельствует о роли системы физического воспитания в Древней Греции, традициях физической культуры и постоянной заботе о здоровье и надлежащем физическом состоянии молодого поколения.
В каждой гимназии находилась палестры - залы для занятия борьбой, боксом, бегом и другими видами спорта. Палестры могли существовать и отдельно, как заведения физической культуры, но не одна гимназия не строилась без палестры. Палестра была замкнутой колоннадой без крыши, внутри которой находился зал для упражнений. Поль в палестре был земляным. Вокруг этого зала помещались небольшие крытые комнаты для обмывания, отдыха, натирание маслом и песком, жертвоприношений и т.п.5
По прибытии в гимнасию или палестру спортсмены полностью раздевались. Лишившись защитного слоя одежды, они должны были по-особому ухаживать за кожей.
Готовясь к тренировке, спортсмен покрывал тело оливковым маслом, а затем посыпал его мелким песком. Смесь масла и песка помогала регулировать температуру тела, а также защищать от солнечных лучей и палки тренера, которой тренер бил атлета, если тот неправильно выполнял упражнение.
По окончании соревнования спортсмен брал свою лопаточку (strigil), имевшую форму изогнутой пластины, и соскребал с кожи пот, масло и песок. Заканчивалась процедура обмыванием тела водой с губкой. Необходимое для этих целей снаряжение было исключительно простым:
- сосуд, разновидность небольшой бутылки, часто глиняной, наполненный маслом;
- лопатка;
- губка.
Все эти предметы были соединены кольцом, которое атлет прикреплял к стене гимнасии или палестры.
Мальчиков также учили красивой походке, давали внешнюю выправку и манеры. Школы должны были открываться с восходом Солнца и закрываться при его заходе. Взрослым было запрещено посещать палестры, хотя впоследствии это запрещение на практике обходилось.
Еще в раннем возрасте детям мужского пола прививался дух борьбы и состязательности и делался акцент на подвижных физических играх (таблица 1).
Таблица 1
Система физического воспитания Древней Греции
Возраст | До 7 лет | 7-12 лет | 12-14 лет | 17-18 лет | 18-20 лет |
Виды занятий | Приучение детей к подвижным состязатель-ным играм | Обучение в школах кифаристов и грамматистов, свободные физические игры | Переход в палестры – гимнастичес-кие занятия, переход к пятиборью, кулачным боям и панкратиону | Учеба в гимназиях – углубленные занятия всеми популярными видами спорта, орхестрика и палестрика | Военная подготов-ка в эфебиях |
Семилетнего мальчика отдавали в школу, где его учили читать, писать и гимнастике. В 12-14 годовом возрасте мальчики переходили в гимнастическую школу - палестру, где на протяжении 2-х лет проходили специальный курс физического воспитания: учились бегать, прыгать, бороться, плавать, метать копье и диск. Бег, прыжки, подъем по обрывам верх, борьба и плавание - сначала без одежды, а потом с полным вооружением - широко практиковались.
Глава 3. Виды спорта, применявшиеся в системе физического воспитания Древней Греции
Физические занятия именовались орхестрикой и палестрикой. Первая носила характер спортивных игр и включала упражнения для развития ловкости и силы. В палестрику входили военно-прикладные виды спорта, большая часть которых представляла собой различные виды единоборств. Они включали пятиборье, (с бегом, прыжками, борьбой, метанием диска и копья), гимнастику, панкратион и кулачные бои. Тренировки проводились не хаотично, а в установленное время. Формировалась норма физических нагрузок, поочередно тренировались разливные группы мышц. Иногда имитировались некоторые экстремальные условия, например в ходе борьбы. По мере возмужания парней физические нагрузки увеличивались.6
Проводился ряд спортивных состязаний учащихся гимназий, палестр и эфебий, чаще всего прикрученных к религиозным праздникам. Гимнические (гимнастические) соревнования включали также пятиборье, бег, борьбу, кулачный бой и панкратион. Гиппические состязания состояли из конных забегов и конкурсов колесниц.
При занятиях бегом была популярной дистанция на стадию (192,27 метра). Дорожка была посыпана пластом песка, участники бежали группой и босиком. С 724 года к н.э. был включенный диаулос (дистанция - 384,54 м) - бег «на две длины стадиона», потом долихос (ок. 4,6 км.). Со временем и эту дистанцию увеличивали, доведя до 4,6км. Со временем появился домиходромос - бег на выносливость (дистанцию изменяли от 8 до 24 стадий), а еще через определенное время - ламнадермос - эстафетный бег, участники которого передавали друг другу горящий факел. Бег был основной дисциплиной подготовки воинов. В результатах к вниманию принималась, прежде всего, скорость. Но греки ценили и ловкость, и силу мышц.
Борьбу древние греки начали использовать для воспитания сильного, ловкого, выносливого и волевого человека. Борьба была частью системы физического воспитания детей, подростков и взрослых. Многие великие философы, поэты, государственные деятели и полководцы древней Греции были в свое время выдающимися борцами, принимали участие в Олимпийских соревнованиях. Впервые в программу Олимпийских Игр борьба была включена в 704 году к нашей эре. Соревнования борцов проводились обычно на открытой песчаной площадке и иногда с участием судьи, задачей которого было следить за поведением борцов на площадке и разнимать чересчур горячих участников состязаний. Греческий атлет Тесеус создал первые правила по борьбе, согласно которым выигрывал тот атлет, кто три раза смог бросить соперника на землю. На сегодня правила изменились, но классическая и грекоримская борьба продолжают оставаться эталоном использования человеческой силы тела и духа. 7
Соревновались древние и в метании диска и копий. Диски изготавливались из дерева, камня, железа, бронзы, нередко их украшали резьбой, изображениями птиц, животных или сценами спортивных соревнований. Вес диска составлял от 1,25 до 6,63 кг (ныне снаряд весит - 2 кг для мужнин и 1 кг - для женщин). Болельщики очень уважали метателей копья. Их охотно изображали и скульпторы.
Панкратион (от греческого слова - pankration - всеборье) - вид единоборства, представлявший собой соединение кулачного боя и борьбы в стойке и на земле.
В панкратионе разрешались удары кулаком, ногой, коленом, локтями, захваты, сжатия, выворачивание суставов. Запрещено было кусаться, царапаться и наносить удары по глазам. Не было ни весовых категорий (только разделение на возрастные группы), ни ограничения времени поединка. Исход борьбы решался не способностью одного из участников продолжать схватку или добровольное признание собственного поражения. В программу Олимпийских игр Древней Греции панкратион включен в 648 до н. э., вероятно, до этого времени этот вид единоборства не был широко известен. Наибольшей славой пользовались в Олимпии атлеты, одержавшие одновременно победу в панкратионе и кулачном бое. Такие победители заносились в особые списки. Во 2 в. до н. э., т. е. почти за тысячу лет существования Олимпийских игр, такой список состоял лишь из 9 имен. Жесткие условия проведения поединков приводили к большому количеству травм, угрожающих здоровью атлетов. По этой причине древнегреческая борьба панкратион не сохранилась до наших дней в первозданном виде.
Кулачный бой как спортивное единоборство возник еще на ранних степенях развития общества и в разных формах был распространен во все времена среди многих народов. Особенно популярным был кулачный бой в Древней Греции. Это подтверждается тем, что с 23-ей Олимпиады (688 г. до н.э.) он вошел в программу Олимпийских игр.
Литературные памятники, рисунки дают нам довольно полные сведения о правилах ведения кулачного боя в Греции, о методах тренировки бойцов. Для ведения боя кулаки бойцов обматывались мягкими ремнями из сыромятной кожи, которые защищали руки от повреждений подобно современным бинтам. Кулачные бои бойцы велели в испрямленной стойке. От них в основном требовалась ловкость.
Греки составляли пары по жребию, а не по весовым категориям. Время встречи не ограничивалось, и она продолжительная к тому момента, пока один из неприятелей не терял возможность вести бой дальше. Судьи (гелланодики) выбирались из лиц не младше 40 лет и должны были хорошо знать технику боя и условия соревнований. На всех рисунках кулачного боя гелланодик изображал с лозой, разветвленной на конце, прикосновеньем которой он вмешивался в действии бойцов.8
Если поединок кулачных боев затягивал, то с ведомости обоих соперников судья назначал - усиление. По жребию один из бойцов должен был, не прикрываясь, принять удар. Если выдерживал, то сам бил, и так далее к полной победе одного из соперников.
На тренировках бойцы защищали главу маской с наушниками, которая, вероятно, делалась из мягкой кожи.
Аналогом современного тренировочного мешка был корикос, сделанный из овечьей шкуры, которая выворачивалась руном вглубь, и наполненный финиковыми косточками. Подвешивался он на высоте головы и он служил бойцам для упражнений в ударах. Довольно распространенным упражнению было рытье земли и работа с мотыгой.
Не последнее место в системе физического воспитания Античной Греции занимала гимнастика. Она включала прыжки в длину, борьбу, тяжелую атлетику, плавание и метание диска и копья. Данная система применялась еще на Древнем Крите во времена правления короля Миноса. Позже гимнастика стала неотъемлемым видом спорта на первых Олимпийских Играх.
Название «гимнастика» происходит от греческого слова «gymnos», что буквально переводится как «нагой». В древней Греции атлеты мужского пола обучались и состязались обнаженными. Именно поэтому женщины были исключены из участия в Олимпийских Играх, не только, как непосредственные участницы, но также и как зрители. Также женщины не допускали по той причине, что Олимпийские игры посвящались древнегреческому богу Зевсу, поклонятся которому, могли только мужчины. Только одной женщине было разрешено наблюдать за зрелищем - жрице богини Деметры. С VІ ст. до н.э. допускаются женщины к участию в состязаниях на колесницах, но только в качестве собственниц коней и колесниц. Приз за победу получала владелица, а ездовой - ленту для обвязывания главы. В Спарте же все было наоборот. Гимнастика очень высоко ценилась в этом воинственном государстве и ей обучались как мальчики, так и девочки. Именно жена спартанского царя Агесилая Киниска в 288 году до нашей еры стала первой победительницей на Олимпийских играх в состязаниях на колеснице.
Многие виды спорта сформировались именно из древнегреческой и спартанской гимнастики: бокс, тяжелая атлетика, борьба. А древнегреческий врач Гален написал научный труд, именуемый «Caracalla» и представляющий собой теорию терапевтической гимнастики. 9
Большое значение в целях сохранения здоровья Гиппократ придавал именно гимнастике. Он писал: «гимнастика, физические упражнения, утренняя и вечерняя зарядка, должны войти в повседневную жизнь каждого кто хочет и стремится к трудоспособности, здоровому состоянию здоровья, полноценной и радостной жизни». Причем он считал, что лечебная гимнастика должна носить строго индивидуальный характер. В своих книгах Гиппократ детально описал применение лечебной гимнастики при болезнях легких, сердца, обмена веществ и в хирургии.
Археологические раскопки, проведенные Греции, а также архивные источники, свидетельствуют, что в Древней Греции был довольно популярны и командные виды спорта, например, футбол. Так, он упоминается во всемирно известной «Одиссее» Гомера. Эта игра была составной частью спартанского воспитания юношей, поскольку требовала от ее участников проявления силы и элементов борьбы. В Греции игры с мячом имела три названий: «Файнинда», «Гарпацион», «Епискурос». Однако, только в первых двух видах игр задачами игроков (что составляли две команды по 15 человек в каждой) было овладеть мячом, сохранить его под контролем своей команды и провести в определенное место или ворота ногами. Из литературных источников известно, что Софокл, Александр Македонский – ученик Аристотеля, Дионисий также были знакомы с игрой в футбол, существует немало упоминаний, согласно которым в древней Греции в гимназиях, помимо палестр, существовали специальные площадки для игр с мячом, которые организовывал и проводил отдельный учитель. Это был действенное средство физической закалки не только воинов, но и оздоровления всей наций.10
Гиппические состязания включали гонки колесниц и скачки. Точно не установлено, когда и где начали устраивать гонки на колесницах как спортивное состязание. Вероятно, этим гонкам столько же лет, сколько и самим колесницам. По изображениям на керамике нам известно, что такое развлечение существовало уже в Микенах, но первое литературное упоминание о колесничных гонках принадлежит Гомеру - они описаны в двадцать третьей книге «Илиады».
В древних Олимпиадах, как и в других Всегреческих играх, было два вида колесничных гонок (по числу лошадей в упряжке): на колесницах-четвернях («тетрипон») и на парных колесницах («синорис»). Кроме количества лошадей, эти виды гонок ничем не отличались. Впервые гонки на колесницах как вид состязания были введены на Олимпиадах в 680 году до н. э. (на самом деле, конечно, Олимпийские игры начались не с них).11
Гонка начиналась с торжественного въезда на Гипподром, в то время как глашатай объявлял имена наездников и владельцев. Гипподром в Олимпии имел до 600 метров в длину и до 200 метров в ширину, в одном заезде могли участвовать до 60 колесниц (хотя обычно их было гораздо меньше). Ипподром был устроен перед холмом, на котором могли стоя разместиться до 10 000 зрителей. Гонка состояла из 12 кругов по ипподрому, с резкими разворотами вокруг столба на каждом конце.
Применялись различные механические устройства, например, стартовые ворота («гисплекс»), опускавшиеся для старта гонки. Согласно Павзанию (греческий географ II века н. э.), эти ворота были изобретены архитектором Клеотом. Ворота были расположены уступом и открывались последовательно, начиная с дальних от середины ипподрома дорожек. Колесница из первых открытых ворот начинала разгоняться, а когда она равнялась со следующими воротами, они тоже открывались, давая старт очередной колеснице, и так далее. Когда открывались последние ворота, все колесницы находились примерно на одной линии, но имели разную скорость.
В отличие от остальных Олимпийских состязаний, колесничие не соревновались обнажёнными. Возможно, так делалось ради безопасности - аварии случались нередко, да и пыли немало поднималось из-под копыт и колёс. Гоночные колесницы были сделаны по подобию боевых колесниц (которые к тому времени уже не использовались в битвах) - деревянная повозка с двумя колёсами, открытая сзади. Колесничий стоял на ногах, но сама повозка не имела никаких рессор и устанавливалась прямо на оси, так что езда была тряская.
Гонки колесниц уступали в престижности «стадиону» (соревнования по бегу), но все же считались более важными, чем другие конные состязания, например, верховые скачки, которые были вскоре исключены из Олимпийских игр.
Гонки колесниц входили в программу соревнований и других игр в Древней Греции, а на Всеафинских играх в Афинах они были важнейшим состязанием. Здесь победитель гонок на четвернях получал 140 амфор оливкового масла, чрезвычайно дорогостоящий приз. Это было больше, чем атлету могло понадобиться за всю его карьеру, и значительная часть приза, вероятно, продавалась другим атлетам.
Глава 4. Спортивнее состязания, как часть системы физического воспитания
Во время обучения и после его окончания большинство свободных граждан Древней Греции принимали участие в различных спортивных состязаниях. Они являлись продолжением всеобъемлющей системы физического воспитания. Главными являлись Олимпийские игры. Древние греки сложили множество легенд об их происхождении.
Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и раздоров, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: возобновить забытые Олимпийские игры. Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых бы устанавливалось священное перемирие - экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх.
Реальность этого факта подтверждает древнегреческий историк Павсаний, который писал, что еще во II в. н.э. медный диск, на котором был начертан устав перемирия, заключенный между Ифитом и Ликургом, хранился в одном из храмов Олимпии.
Интересны детали этого предания: по предположениям ученых Ифит и Ликург жили примерно в IX в. до н.э., т. е. раньше официальных сроков учреждения Олимпийских игр. Но и они лишь возобновили проведение игр. Значит, состязания в Олимпии проводились и раньше. Надо полагать, что в долине Алфея задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали им национальное значение. История нуждается в достоверной точке отсчета. Такой точкой стал первый памятник, поставленный в Олимпии победителю состязаний. Поэтому 776 г. до н.э., когда Корэб из Элиды опередил всех соперников в беге на один стадий, официально считается годом начала проведения Олимпийских игр.12
Соревнования продолжались приблизительно пять дней. Первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом - бегом на один стадий. Затем программа стала расширяться: были введены состязания в беге на два стадия, бег на 24 стадия, бег с вооружением, затем появились пятиборье – пентатлон (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), борьба и кулачный бой, скачки на колесницах. С 632 г. до н.э. в Игры стали включаться соревнования для детей.
Как бы не расширялась программа Олимпийских игр, самым почитаемым оставался бег на один стадий. Победителю в стадиодроме предоставлялось право зажечь огонь на алтаре Зевса, он становился главным героем Игр.
Существовали три критерия участия в Играх: участник должен был быть мужского пола, греком и свободным человеком. Женщины, рабы и иностранные граждане исключались.
Спортсмены не были профессионалами. Несмотря на то, что большинство из них принадлежали к богатым семьям, некоторые спортсмены происходили из менее обеспеченных слоев населения. С течением времени ситуация изменилась и большинство спортсменов стали профессионалами. После завоевания Греции Римом в 146 г. до н.э. римлянам было позволено присоединиться к греческим спортсменам. Позднее круг участников был расширен за счет спортсменов иностранного происхождения после предоставления римского гражданства всем жителям провинций во время 248 Олимпиады (213 г. н.э).
Место проведения
соревнования
состояло из
священной
зоны, Алтис,
обнесенной
стеной, и светской,
нерелигиозной
зоны. В
священной зоне
находились
храмы, включая
храм, посвященный
Зевсу, алтари,
на которых
происходили
жертвоприношения,
и сокровищницы,
воздвигнутые
городами-государствами,
где хранились
дорогие подношения
(например, вазы
и статуи).
Светская
зона находилась
за пределами
ограничительной
стены. Там
располагались
такие спортивные
строения как
гимнасия и
палестра, стадион
и ипподром,
плюс все здания,
где осуществлялись
руководство
Играми и прием
важных гостей.13
Только священники и сотрудники, присматривавшие за храмом, жили в Олимпии. Во время проведения соревнований атмосфера была очень разной. Кроме спортсменов и зрителей к месту соревнований стекались многочисленные купцы: количество людей, присутствовавших на Олимпийских играх, оценивается числом превышающим 40 000.
Главной наградой победителю Олимпийский игр - олимпионику служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а особо выдающимся воздвигались памятники. Но это было, так сказать, моральное поощрение. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.
Возвращение
победителя
к себе на родину
превращалось
в подлинно
триумфальное
шествие; все
жители радостно
его приветствовали.
Имена
соотечественников,
ставших победителями
Олимпийских
и других состязаний,
увековечивались
в гимназиях
и храмах. Кропотливо
велся учет их
достижений.
На примере
выдающихся
атлетов воспитывалась
молодежь. Некоторые
из них почитались
наравне с богами.
Из сохранившихся
записей известно,
что атлет Феаген
добился 1300 побед
на различных
соревнованиях.
Леонид из Родоса
двенадцать
раз становился
олимпийским
чемпионом в
беге на один
и два стадия
и в беге с вооружением
в течение четырех
Олимпиад.
Но
самым
прославленным
атлетом Древней
Греции является
Милон Кротонский.
В 540 г. до н.э. в возрасте
14 лет он становится
олимпийским
победителем
в борьбе. Затем
он был увенчан
олимпийским
венком еще
шесть раз. Кроме
того Милон
много раз побеждал
на Пифийских,
Истмийских
и Немийских
играх. О его
невиданной
физической
силе и ловкости
слагались
легенды. Неслучайно
историки долго
спорили являлся
ли Милон Кротонский
реальной личностью
или представляет
собой мифический
персонаж.
Однако
многочисленные
источники
подтверждают,
что он реально
существовал.
Интересно, что
Милон учился
в школе Пифагора,
где получил
не только физическую,
но и общеобразовательную
подготовку.
Поэтому он
сыграл большую
роль в политической
жизни своей
родной общины.
Во время войны
с Сибарисом
Милон был избран
полководцем.
Он не только
руководил
войском, но и,
как утверждают
современники,
заменял целое
подразделение.
Таким образом,
Милон Кротонский
являлся древнегреческим
идеалом гармонически
развитой личности.
И, как всякий
идеал, он постепенно
обрастал мифами
и легендами.
Так историк
и географ Страбон
описывает, что
во время занятий
у Пифагора
Милон случайно
свалил колонну
дома. Чтобы
предотвратить
катастрофу,
он сам стал на
место колонны
и до тех пор
поддерживал
свод здания,
пока все не
покинули его.14
Достоверность этого факта вызывает сомнения, но эта и другие легенды подтверждают, какой любовью и уважением окружались выдающиеся атлеты Древней Греции и, на каком уровне находилась пропаганда физического воспитания.
Смеяться над проигравшими запрещалось. Некоторые спортсмены не всегда соблюдали клятву и делали попытку выиграть соревнование, используя запрещенные приемы. За эту форму обмана следовало наказание и нечестные спортсмены должны были платить штраф. Эти деньги шли на возведение статуй Зевса, известных под названием «Заны».
Проведение Олимпийских игр с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э., т. е.
сохранение традиции организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции.
Атлеты этого периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой - общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания.
Игры, проводившиеся в Олимпии, привели к возникновению Панэллинских игр, которые также включали:
- Игры в Дельфах (Пифийские игры)
- Игры в Коринфе (Древнегреческие народные празднества)
- Игры в Немее (Немейские игры).
Все четыре из Панэллинских игр наследовали организацию и принципы Олимпийских игр и никогда не проводились в течение одного года.
Кроме Панэллинских
игр в Олимпии
крупные соревнования
проводились
в Афинах. Они
известны под
названием
Панафинейских
игр.
Эти
Игры были частью
Великой Панафинеи,
самого большого
праздника в
Афинах, который
проводился
каждые четыре
года в честь
богини Афины.
Повсюду в Греции
и колониях
проводились
местные соревнования,
одни из которых
известны больше,
другие - меньше.
Каждый город
придавал большое
значение их
организации.
15
Устав Панэллинских игр и большого числа местных соревнований является иллюстрацией важности физических упражнений и духа соревнования
в обществе Античной Греции.
Несмотря на то, что женщины не допускались к участию в Олимпийских играх, все же они занимались спортом. В Олимпии для девушек проводились Игры, носившие название Герайя, в честь богини Геры, жены Зевса. Эти соревнования проводились каждые четыре года и состояли из состязания в беге.
Призы, присуждавшиеся на местных соревнованиях, были более материальными. Победителю часто вручали амфору, наполненную оливковым маслом. В те времена оливковое масло ценилось очень высоко и стоило больших денег. Другие сокровища, такие как бронзовые треноги (большие вазы на трех ножках), бронзовые щиты или серебряные кубки, также вручались в качестве призов.
Несмотря на это престиж Панэллинских игр оставался незыблемым. Скромная корона из листьев была наивысшей наградой в греческом мире, так как она гарантировала его владельцу почет и уважение всех жителей.
Со временем Олимпийские Игры пришли в упадок из-за ряда причин, но были возрождены спустя века, как универсальное средство поощрения людей всего Мира к гармоничному физическому развитию.
Заключение
Проделав данную работу, мною были сделаны выводы, что система физического воспитания Древней Греции была гармоничной и многоплановой. Она тесно переплеталась с интеллектуальным и духовным развитием и должна была способствовать всестороннему развитию личности, укреплять в народе дух единства.
Основой для ее формирования стала сложна мировоззренческая система античности, что не разделяли мифологию, религию и социальные институты, а также дух борьбы, обусловленный постоянной военной угрозой в Древней Греции, природными условиями и слабостью ее сырьевой базы.
Физическое воспитание включало в себя дошкольные физические упражнения в виде игр и многоступенчатые физические программы в ходе обучения в палестрах и гимназиях - полидисциплинарных учебных заведениях Древней Греции. Завещающим этапом являлась воинская подготовка юношей в эфебиях. Кроме того, культ физического воспитания поддерживался всевозможными спортивными состязаниями, среди которых главное место занимали Олимпийские игры.
С точки зрения современной педагогики многие элементы системы физического воспитания Древней Греции можно спешно использовать сегодня. Во-первых, это возможность внедрения спортивных игровых занятий в дошкольных учреждениях. Во-вторых, сбалансирование преподавание научных и физических дисциплин в общеобразовательных школах. Устаревшую систему физических нормативов можно пересмотреть и заменить оценки свободными тренировками и соревнованиями на уроках физкультуры. Состязательность лучшая мотивация для подростков. Она может способствовать зарождения нового культа физической выносливости и силы в сочетании с интеллектуальностью и духовным развитием молодежи.
Список источников литературы
1. Суриков И. Древняя Греция: история и культура. - М.: Астрель, 2005. - 192 с.
2. А.-И. Марру. История воспитания в античности (Греция). - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998. - 425 с.
3. Пискунов А.И., Кларин В.М., Плохова М.Г. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие. Изд. 3-е, испр., доп. - М.:Творческий центр Сфера, 2007. - 490 с.
4. Семенов-Зусер С.А. Физическая культура и зрелища в древне-греческих колониях северного Причерноморья. - Харьков, 1940. – 44 с.
5. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 312 с.
6. Гик. Е., Гупало Е. Популярная история спорта. - Академия, 2007. - 448 с.
7. Шулика Ю.А., Косухин В.М. Греко-римская борьба для начинающих. - М.: Феникс, 2006. - 236 с.
8. Атилов А.А. Бокс для начинающих. История бокса. - М.: Феникс, 2007. - 224 с.
9. Журавина М.,Л., Меньшикова Н.К. Гимнастика. - М.: академия, 2001. - 448 с.
10. Барсук О.Л., Кудрейко А.И. Страницы футбольной летописи. - Минск: Полымя, 1987. - 155с.
11. Марков. М. История конницы. - М.: Кучково поле, 2007.- 472 с.
12. Финк Г. Древняя Греция. - М.: Мир книги, 2007. - 48 с.
13. Дубенюк Н., Бакал Н.С., Безверхий С.П. Большая Олимпийская энциклопедия. - М.: Эксмо, 2009. - 592 с.
14. Базунов А., Базунов Б. Кумиры стадионов Эллады. - М.: Советский спорт, 2004. - 372 с.
15. Брабич В., Плетнева Г. Зрелища Древнего Мира. - М.: Искусство, 1971г. - 80с.
1 Суриков И. Древняя Греция: история и культура. – М.: Астрель, 2005. – 192 с.
2 А.-И. Марру. История воспитания в античности (Греция). – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998. – 425 с.
3 Пискунов А.И., Кларин В.М., Плохова М.Г. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие. Изд. 3-е, испр., доп. – М.:Творческий центр Сфера, 2007. – 490 с.
4 Семенов-Зусер С.А. Физическая культура и зрелища в древне-греческих колониях северного Причерноморья. – Харьков, 1940. – 44 с.
5 Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. - 312 с.
6 Гик. Е., Гупало Е. Популярная история спорта. – Академия, 2007. – 448 с.
7 Шулика Ю.А., Косухин В.М. Греко-римская борьба для начинающих. – М.: Феникс, 2006. – 236 с.
8 Атилов А.А. Бокс для начинающих. История бокса. – М.: Феникс, 2007. – 224 с.
9 Журавина М.,Л., Меньшикова Н.К. Гимнастика. – М.: академия, 2001. – 448 с.
10 Барсук О.Л., Кудрейко А.И. Страницы футбольной летописи. - Минск: Полымя, 1987. - 155с.
11 Марков. М. История конницы. – М.: Кучково поле, 2007.- 472 с.
12 Финк Г. Древняя Греция. – М.: Мир книги, 2007. – 48 с.
13 Дубенюк Н., Бакал Н.С., Безверхий С.П. Большая Олимпийская энциклопедия. – М.: Эксмо, 2009. – 592 с.
14 Базунов А., Базунов Б. Кумиры стадионов Эллады. – М.: Советский спорт, 2004. – 372 с.
15 Брабич В., Плетнева Г. Зрелища Древнего Мира. – М.: Искусство, 1971г. - 80с.