Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии и педагогике. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека. Важный вклад в развитие теории самоактуализации принадлежит отечественным ученым.
В философско-методологическом и культурологическом аспектах теория самоактуализации развивается в работах Л.И. Антроповой, Л.Г. Брылевой, И.А. Витина, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухаметджанова.
И.А. Витин (1999) считает понятие «самоактуализация» центральным в современном научном гуманитарном знании. По его мнению, теория самоактуализации является одной из наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить (в известных пределах) проблему личности в современной общественной ситуации. В России значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности, включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности. Самоактуализация рассматривается И.А. Витиным как процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек делает своим.
И.А. Витин особо подчеркивает этические, психологические и педагогические аспекты самоактуализации. Нравственный идеал в этой теории ориентирует человека на достижение счастья в мире действительности через реализацию в конструктивной деятельности таких личностных качеств, как открытость; отношение к другим людям как ценности (а не цели); способность к диалогическому и полилогическому общению; способность самостоятельно ставить цели и достигать их. Эта теория направляет человека на непрерывную работу над собой, над развитием своих творческих способностей. На основе теории самоактуализации И.А. Витин предлагает модель перестройки системы образования с целью ориентации личности на нравственные и духовные ценности, идеалы соборности и всечеловечности.
Л.Г. Брылева (1998) рассматривает с культурологических позиций методологические проблемы самореализационной парадигмы в гуманистическом движении второй половины ХХ века. По ее мнению, самореализация личности – это оптимальный (наилучший из возможных) и целостный способ ее самоосуществления в совокупном континууме Культура - Социум. Л.Г. Брылева пролагает, что культурологическом плане исследования самореализация личности есть процесс и результат «опредмечивания», «овеществления», проявления Смыслов в Универсуме, развертывания и осуществления их, перехода-перевода их из Небытия в Бытие, обеспечивающее присутствие в мире Добра, Жизненности, Негэнтропии. Самоактуализация - это путь самораскрытия, ведущий в экзистенциальные глубины к Сущности человека, к его Сокровенному Ядру, где происходит его Встреча с Абсолютом.
Самореализация личности осуществляется через принадлежащие Культуре механизмы обмена свойств, явлений и состояний между Человеком и Миром. В этом процессе, через динамику развития, совершенствования, преображения раскрываются, развиваются, разворачиваются существенные для Человека и Мира свойства, стороны, взаимоотношения. Культура в этом процессе предстает Целокупным Человеческим Инобытием. С точки зрения культурологии самореализация личности и самоактуализация человека как целостности означает не только сущностную (эссенциальную) характеристику самоосуществления человека, но и определенную оптимальную технологию развертывания этой целостной сущности в Культуре.
Л.И. Антропова (1980), Н.Л. Кулик (1992) и К.Ч. Мухаметджанов (1992) рассматривает в философском аспекте самореализацию личности человека как источник, побуждающий к поиску Смысла Жизни и как фактор духовного роста. Н.Л. Кулик, прослеживая философские корни проблемы самоактуализации в отечественной культуре, приходит к выводу о том, что в философии Нового времени впервые эта проблема была поставлена Г. Сковородой, который считал возможным достижение истинно человеческого счастья только в труде по призванию, труде, соответствующем внутренней натуре человека, его склонностям и дарованиям. Н.Л. Кулик видит в самореализации реальный процесс превращения деятельностных характеристик человека, его сущностных сил в способ человеческого бытия, в «мир человека», в предметный мир человеческой культуры. Творческая самодеятельность человека в этом аспекте выступает как способ самоосуществления личности, как внутреннее содержание этой деятельности и единственно достойный человека и общества способ бытия.
В психологии и педагогике теорию самоактуализации развивают А.Г. Асмолов, П.И. Пидкасистый, В.И. Слободчиков, Л.М.Фридман и др.
П.И. Пидкасистый (1998) пишет, что в современной педагогике развитие человека рассматривается как процесс, детерминированный внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида, социальными ситуациями, представляющими собой особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий; мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении. «Первоисточником» активности человека он считает «те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития», которые человек переживает при необходимости найти и реализовать верное и эффективное решение в различных проблемных ситуациях своего жизненного пути.
В процессе обучения ребенок усваивает культуру тремя основными путями: (1) путем «стихийного воспитания» - через подражание в референтной группе, которой может быть не только семья, но и школа, кружок и т.п.; (2) планомерно, в соответствии с планами и целями, которые в процессе взаимодействия субъектов процесса воспитания задает воспитатель. В этом случае субъект-воспитатель, обладающий определенными знаниями и системой ценностей, порождает процесс передачи информации субъекту-воспитуемому, вызывая у него заинтересованность в обладании знаниями; (3) путем саморазвития и самовоспитания, «надстраиваемым» над освоенными более низкими уровнями на основе существенного уровня развития рефлексивного мышления. Этот путь осваивается в подростковом возрасте в ходе социализации, по мере того, как ученик хотя бы на время прекращает исполнять роль учащегося, полностью ведомого учителем.
П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман и М.Г. Гарунов (1999) пишут, что потенциальные возможности человека могут проявиться и реализоваться лишь при рациональной самоорганизации учебной деятельности, которая не связана прямо с уровнем развития познавательных способностей. Эффективная самоорганизация учебной деятельности заключается в умении автономно, без внешнего систематического контроля, помощи и стимуляции рационально организовать свою учебную деятельность. Этот уровень самоорганизации, основанный на способности к саморегуляции, ранее считался необходимым для успешного обучения в ВУЗе, однако в последние годы он становится необходимым в старших классах школы, а своего рода «педагогическая прививка», стимулирующая этот способ саморазвития и самообразования, необходима уже в подростковом возрасте. Сущность процесса самоактуализации в образовательном пространстве эти авторы видят в передаче, трансляции от воспитателей к воспитуемым способов, методов и путей, посредством которых человек может стать тем, кем он может стать.
Е.В. Андриенко, рассматривая самоактуализацию студентов педагогических ВУЗов и учителя в педагогической деятельности, выделяет три необходимых этапа формирования ее психологических предпосылок: информационный, актуализирующий и моделирующий. На информационном этапе формируется система знаний о психологических предпосылках, возможностях и препятствиях на пути самоактуализации студента, учителя. На актуализирующем этапе студенты в индивидуальном опыте и деятельности формируют систему компетентностей, обеспечивающих возможность реализации своих индивидуальных способностей в профессиональной деятельности. Моделирующий этап связан с освоением и закреплением на практике новых способов действий на основе творческого профессионального самоопределения и самопроявления.
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев (1995, 2000) рассматривают личность человека с философско-антропологической позиции как персонализированную, самоопределившуюся самость среди других, для других, и только таким образом – для себя. В этом смысле самоактуализация есть процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности и требует освоения им норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе. Понять свою самость в истинном, полном значении этого слова – значит усмотреть в ней идеальную, очевидно осмысленную необходимость бытия в мире действительности. Только осознание этой истинно духовной реальности позволяет человеку открыть свою субъективную реальность как проекцию самости.
На ранних этапах развития самость – это «поведенческих текст», который ребенок создает неосознанно, неумышленно, не ведая того, что он творит, не ведая творчества как состояния. «Читают» и толкуют этот текст взрослые, от которых ребенок и узнает о себе, о своей самости. Открытие возможности собственного авторства в творении «поведенческого текста» самости, а главное – обнаружение себя в качестве автора и главного героя – это и есть знаменитое открытие подростком своего «Я». С этого момента в жизни человека появляются особые типы кризисов развития – личностные кризисы, первым из которых является кризис подросткового возраста.
Г.А. Цукерман в работе «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов» (1994) интегрирует психологию и педагогику саморазвития. Она пытается определить тот момент, когда растущий, взрослеющий человек становится субъектом собственного развития и обнаруживает его в подростковом возрасте, когда человек начинает переживать момент встречи с самим собой, обнаруживает в своей жизни предмет практического преобразования, планирования и проектирования жизненного пути. Именно в этот момент, который религия считает вторым, а философия – экзистенциальным рождением души, - ребенок из объекта забот постепенно начинает превращаться в субъекта собственной жизни. В акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.) исследуются закономерности, тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление человеком своего творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности. Акме рассматривается как вершинная, предельная, пиковая точка в творческом саморазвитии человека, в которой наиболее полно проявляется его зрелость как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Под самоактуализацией в акмеологии понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные как в самом процессе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней, в процессе обучения, в том числе и школьного. В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма.
Новейшие тенденции в изучении самоактуализации связаны со смещением интереса исследователей на изучение предельных моментов самоактуализации, возникающих в тех случаях, когда позитивное решение в проблемно-конфликтной ситуации крайне затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных шаблонов поведения.
А.Г. Асмолов (2001) пишет о том, что поведение человека может быть понято только как история поведения, а психология личности – только как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. Развитие личности сопровождается переходом от формально-ролевого типа взаимоотношений с окружающими к личностно-смысловому типу взаимоотношений в контексте социально-исторического образа жизни. Этот переход осуществляется в проблемно-конфликтных ситуациях, позитивное разрешение которых крайне затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных шаблонов поведения. Такие ситуации неопределенности возникают не только при наличии внутренних и появлении внешних преград в жизнедеятельности человека, но и в результате постановки человеком перед самим собой сверхзадач. По каким бы причинам такая ситуация не возникла, она ставит человека перед проблемой выбора в неопределенной ситуации, что требует ориентировки личности в сложной системе смыслообразующих мотивов и личностных смыслов. Именно в ситуациях свободного выбора история развития личности становится историей отклоненных и сотворенных ею альтернатив (Б.Ф. Поршнев). С этих позиций А.Г. Асмолов подходит и к изучению феноменов самореализации и самоактуализации. Он пишет, что самоактуализация личности – это самоосуществление «иных культур», имеющее своим источником преобразование норм данной культуры и творение в ходе контакта с миром новых норм, то есть нормотворчество. В процессе самоактуализации рождаются интерсубъективные социальные миры.
Не отрицая того факта, что предпосылки к творческой и надситуативной активности формируются в процессе успешного решения человеком адаптационных проблем и основываются на высоком уровне овладения социальной и индивидуальной компетентностью, - отечественные психологи считают, что достижение вершин жизни, акме, требует от человека освоения им пятого, смыслового измерения мира действительности. В последние годы возрастает число практически ориентированных исследований по проблемам духовности, смысла жизни человека и вершин его профессиональной деятельности, акме, как цели процесса самоактуализации. Идеи теории самоактуализации сегодня широко развиваются и применяются в гуманистической и экзистенциальной психотерапии, акмеологии, педагогике, логопсихотерапии (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Д. Бьюдженталь, Н.Л. Карпова, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Ю.Б. Некрасова, В.А. Петровский, К. Роджерс, В. Франкл, В.Э. Чудновский и др.).
Вахромов Е.Е., кандидат психологических наук, сотрудник лаборатории исторической психологии личности Психологического института РАО. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии