Самые ранние архитектурные сооружения обеспечивали людям лишь частичную защиту. Шатер бедуина или вигвам индейца служили укрытием от солнца, ветра и дождя, но почти не спасали от холода; в своем иглу эскимос находил также прибежище от диких зверей.
Но человек стремится воплотить в формах архитектуры еще и свое стремление к прекрасному, свои идеи и надежды. Всякое произведение архитектуры является конструкцией, но не всякая конструкция становится произведением архитектуры.
У архитектуры есть три фундаментальных признака. Во-первых, сооружение должно отвечать своему назначению. Если под функциональностью понимать соответствие здания своему назначению, то, согласно формулировке теоретика функционализма Луиса Салливана, лучшие постройки всех времен были функциональны. Во-вторых, помимо утилитарных нужд, архитектура выражает духовные потребности человека, состоящие в создании и созерцании красивых, гармоничных образов. Третий критерий оценки архитектурного сооружения – его надежность.
Проекты зданий определяются, прежде всего, вкусами людей и духом времени.
Архитектура требует визуального единства, художественной целостности, сколько бы функций ни имело сооружение. Различные элементы должны соответствовать друг другу, а каждый элемент – целому. Внешний вид сооружения может давать некоторое представление о его интерьере. Так, фасад готического собора позволяет сделать вывод о его трехнефной или пятинефной структуре. Но возможен и иной подход: ничто в экстерьере церкви Мадлен в Париже не говорит о трех сводах, с помощью которых организовано ее внутреннее пространство.
Большинство сооружений состоит из нескольких помещений, и одна из задач архитектора – продумать коммуникационные связи между ними. Здание красиво и удобно, если у него оптимальные пропорции. Пропорции человеческого тела часто служили модулем при возведении сооружений. Чтобы передать ощущение “человеческой меры” крупной постройки, архитектор вводит промежуточные элементы – порталы дверей и обрамления окон, колонны и балюстрады, подчеркивающие масштаб сооружения; в этом заключается одна из функций декора в архитектуре.
Облик сооружения зависит и от строительного материала. В древних каменных постройках из-за непрочности камня приходилось ставить опоры очень близко одна к другой, поэтому при значительных размерах здания требовалось множество опор. Дерево и сталь, напротив, позволяют разместить опоры на достаточно большом расстоянии друг от друга; в сооружении, сделанном из этих материалов, ширина проемов может даже превышать высоту. Важны также такие свойства материалов, как легкость и податливость при обработке, текстура и цвет.
На архитектуру здания оказывают влияние особенности участка и климат местности. Открывающиеся виды, яркость солнечного света и преобладающее направление ветра – все эти факторы могут подчеркнуть достоинства постройки. На тех территориях, где выпадает много снега, кровли домов принято делать высокими и крутыми; для Средиземноморья, где часто идут дожди, а снега почти не бывает, характерны кровли с малым наклоном; в засушливых районах достаточно плоской кровли, защищающей от солнца. Холодный климат требует замкнутости здания, чтобы сохранить тепло; на юге нужно, прежде всего, обеспечить хорошую вентиляцию.
В доисторические времена древние египтяне заселили долину Нила. Скалы, окаймлявшие долину, служили им неиссякаемым источником строительного камня. Потребовались столетия, чтобы освоить трудоемкий процесс обработки каменных блоков. Однако прежде египтяне научились увеличивать прочность кирпича, который сушили на солнце, вставляя в него стебли папируса и лотоса – растений, в изобилии встречавшихся по берегам реки.
Для древних египтян жизнь после смерти, простирающаяся в вечность, была гораздо более значимой, чем земное существование. Поэтому и жилой дом и даже дворец (как в Телль-Эль-Амарне) могли сооружаться из непрочных материалов, но гробница и храм – только из камня.
Мастаба. Для достижения бессмертия требовалось сохранить не только душу умершего (с помощью молитв и жертвоприношений), но и его мумифицированное тело. В эпоху Древнего царства (2880–2250 до н.э.) был придуман способ сохранения мумии и возник тип гробницы, получивший название мастаба. В плане это простой прямоугольник, стены которого слегка наклонены внутрь, а кровля плоская. Наклонный коридор вел от кровли мастабы через толщу сооружения вниз, к погребальной камере. После погребения коридор полностью засыпали. Внутри мастабы располагался сердаб – узкая камера, где бессмертная душа усопшего (“Ка”) продолжала жить; считалось, что она питается изображенными на стенах яствами. Рядом находилась маленькая капелла с ложной дверью – узкая щель, ведущая в сердаб; стены капеллы покрывали фресками и барельефами со сценами из жизни умершего.
Пирамиды. Знать хоронили в мастабах, фараонов в грандиозных гробницах – пирамидах. Эти гигантские сооружения возводили, сплавляя каменные блоки на барках по Нилу и втаскивая их затем по наклонной плоскости наверх: один слой камней (более метра высотой) над другим. Пирамиды облицовывали известковыми плитами, пригнанными друг к другу столь плотно, что казалось, будто они сделаны из цельного камня. С северной стороны (пирамиды точно ориентированы по сторонам света) длинный коридор спускался через толщу камня к скальному основанию. От этого коридора другой поднимался вверх к погребальным камерам. После погребения коридоры засыпали камнями, чтобы обеспечить сохранность мумии. Почти в центре пирамиды была расположена царская камера с саркофагом, которая повторяла форму мастабы. В толще пирамиды могли находиться еще т.н. камера царицы и несколько других малых камер, которые должны были играть роль сердаба. Капелла располагалась в отдельном здании у подножия пирамиды.
Эти колоссальные гробницы стали символом вечности, свидетельством страстного стремления древних египтян к стабильности. В эпоху Среднего царства (2050–1700 до н.э.) фараонов хоронили в скальных гробницах в районе Бени-Хасан. Вход в погребальную капеллу украшал портик из двух шестнадцатигранных столбов; из капеллы к погребальной камере вел коридор. Как и в мастабах, сюжетами настенных рельефов и росписей служили сцены из повседневной жизни покойного, его семья и слуги. Сокровища, хранившиеся в мастабах, пирамидах и скальных гробницах, впоследствии притягивали грабителей.
Строители эпохи Нового царства (1600–1100 до н.э.) создали глубокие подземные гробницы Долины Царей. Галереи длиной до 46 м проникали в толщу скал у их подножия и вели в помещения, выполнявшие функции сердаба и погребальной камеры. Вход тщательно маскировался строительным мусором. Хорошо скрытая от “посторонних” глаз гробница Тутанхамона была обнаружена лордом Карнарвоном и Говардом Картером только в 20 в.
Храмы. Погребальная капелла существовала отдельно от самого погребения, задолго до создания гробниц Долины Царей. В Гизе храм Сфинкса был связан с Великой пирамидой закрытым переходом. В храме отесанные гранитные монолиты поддерживали каменную кровлю; центральный пролет был выше боковых, пропуская внутрь свет через боковые верхние окна.
К эпохе Нового царства храм уже приобрел каноническую форму. Аллея, по обе стороны которой выстроились сфинксы, вела к монументальному входу, оформленному в виде двух пилонов. По обе стороны от входных ворот возвышались гигантские статуи богов или правителей. Наружные фасады храма были покрыты рельефами, прославлявшими власть фараона и его победы. Единственный дверной проем, располагавшийся между пилонами, вел в залитый солнцем перистиль – внутренний двор, окруженный колоннадой. Пройдя перистиль и продолжая двигаться по центральной оси, можно было попасть в гипостиль – многоколонный зал, плоскую кровлю которого поддерживали тесно поставленные столбы; за ним находилось святилище со священной баркой фараона. Меньшие помещения вокруг святилища служили сокровищницами, складами и т.п. По мере движения от входа к святилищу потолок снижался, а пол повышался, словно сдавливая пространство. Поскольку окон не было, гипостиль освещался через двери, ведущие в него из перистиля, и до святилища доходил лишь слабый отсвет.
Такие храмы могли иметь колоссальные размеры, как храм Амона-Ра в Карнаке, где расстояние от первой пары пилонов до стены святилища более трехсот метров. Стремясь превзойти предшественников, фараоны пристраивали к комплексу все новые и новые пилоны и перистили. Колонны древнеегипетских храмов сохраняют свою преемственность от растительных форм: их цилиндрические стволы слегка сдавлены у основания, где ствол обегают раскрашенные рельефные изображения листьев. Капитель сначала расширяется, а затем сужается наподобие закрытых бутонов лотоса и папируса; рельеф и раскраска имитируют плотно сжатые лепестки цветка. У более высоких колонн центрального нефа гипостиля капителям придана колоколообразная форма раскрытых цветков тех же растений. В других случаях мы обнаруживаем еще более древнюю форму колонны в виде связки тростника, восходящую к эпохе Древнего царства. Росписи стен и колонн гипостильного зала обычно изображали растения в нижнем ярусе, людей за различными занятиями – во втором, летящих птиц – в третьем, и над всем этим – синее небо, усеянное звездами.
Привычные элементы храмовой архитектуры сохраняются и в таком комплексе, как поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, где внутренние помещения глубоко врезаны в скальный массив наподобие древних подземных гробниц. Здесь шестнадцатигранные колонны, по-видимому, ведущие свое происхождение от квадратных в плане опор храма Сфинкса, обрамляют перистиль. В Абу-Симбеле Рамсес II приказал высечь свой заупокойный храм в скале. Его фасад с гигантскими статуями фараона по сторонам от входа занял место пилонов, а гипостиль и святилище находятся в толще скалы. Важное место, которое занимали в зодчестве древних египтян погребальные сооружения, свидетельствует об огромной роли религии; мощь этих построек отразило страстное желание оставить о себе память.
Люди, населявшие долину Тигра и Евфрата, строили храмы со ступенчатыми башнями, или зиккуратами. Погребальные сооружения играли в их архитектуре гораздо меньшую роль, поскольку обитатели Месопотамии не связывали достижение бессмертия с сохранностью тела усопшего. В Двуречье было много глины, а камень и дерево приходилось доставлять издалека, поэтому здания возводили в основном из кирпича.
Зиккураты имели пирамидальную форму; их строили из высушенного на солнце кирпича; своим обликом они походили на библейскую Вавилонскую башню. Зиккурат, доминанта храмового комплекса, был точно ориентирован по сторонам света, однако, в отличие от египетской пирамиды, в нем не было внутренних помещений. На вершину зиккурата, через его семь ступеней вели рампы; там располагалось святилище божества. Каждая ступень была окрашена в свой цвет, и чем выше ьыла ступень, тем ярче был цвет.
Дворцы. Царские резиденции, в особенности дворцы ассирийских владык, имели сложную внутреннюю структуру. Дворец Саргона II в Хорсабаде был возведен на укрепленном основании и наряду с городскими стенами служил бастионом. Цитадель двадцатиметровой высоты была пронизана каналами со сводчатыми перекрытиями: по ним сточные воды выводились за пределы города. Сам дворец был одноэтажный, с множеством помещений, сгруппированных вокруг внутренних дворов. В одной его части располагались царские апартаменты, в другой – помещения для женщин; во дворце размещались также службы и храм правителя. Большинство помещений представляли собой узкие, наподобие коридоров, комнаты, разделенные толстыми стенами. Возможно, они были перекрыты простыми цилиндрическими сводами, размах которых был невелик из-за малой прочности использовавшегося в строительстве кирпича. Более крупные помещения, служившие парадными апартаментами, в плане близки к квадрату и, вероятно, имели балочное перекрытие.
Стены были украшены каменными барельефами, изображавшими монарха в битвах и на охоте. Камень, доставлявшийся издалека, использовали только для украшения. Многоцветные ткани служили завершающим аккордом в убранстве интерьеров. Крылатые быки и львы с человечьими головами охраняли вход во дворец, а облицовка из цветных глазурованных кирпичей сверкала под солнцем. Жители Вавилона использовали именно этот материал для украшения Ворот Иштар: на ярко-синем фоне представлены барельефные изображения фантастических животных. В эпоху Ахеменидов персы заимствовали этот тип декора вместе с крылатыми чудовищами и некоторыми другими элементами культуры Месопотамии. И все же в целом ассирийский дворец поражал более своими размерами и пышностью интерьеров, чем качеством архитектурной формы.
О существовании великой культуры на острове Крит узнали только в 19 в. Минойская культура, названная так по имени легендарного царя Крита Миноса, достигла расцвета во II тысячелетии до н.э. Своими размерами кносский дворец не уступал дворцу в Хорсабаде. Прямоугольный центральный двор окружен помещениями (парадными, жилыми и др.), из которых открывается великолепный вид на холмистый ландшафт. Царские апартаменты вытянуты вдоль одной оси и связаны друг с другом. Дворец имел несколько этажей, соединенных лестницами. Деревянные колонны на каменных базах сужались книзу, на их круглых подушкообразных капителях лежали балки потолка. Стены парадных помещений были покрыты фресками. В кносском дворце существовала система канализации. Дворец совсем не имел укреплений – очевидно, владыки Крита господствовали над морями и не опасались нападения с суши.
Дворцы, расположенные на материке, имели иной облик. К концу II тысячелетия до н.э. греки из Микен начали соперничать с критянами. Отголоски этой борьбы слышны и у Гомера, и в мифе о Тезее, победившем Минотавра. Греки сокрушили минойское царство и многое восприняли из его культуры. Во дворце в Тиринфе было помещение для мужчин – мегарон, состоявший из дворика, портика и главного зала, а также аналогично устроенная, но более скромная женская половина. Пара критских колонн украшала портик, и такие же колонны поддерживали кровлю главного зала. Многие детали декора также имеют своим источником критскую архитектуру, но есть и отличия. Более суровый климат требовал, чтобы в центре мегарона был устроен очаг. Кроме того, на материке дворец должен был служить крепостью. Так, в Тиринфе стены, сложенные из огромных, грубо обработанных каменных глыб, охватывали дворец по периметру. Подъездная дорога вела к мощно укрепленным воротам. В толще стен были устроены помещения типа коридоров, перекрытые ложными сводами, где, по-видимому, располагались склады.
В конце II тысячелетия до н.э. на Пелопоннесский полуостров пришли представители других греческих племен – дорийцы, ионийцы и эолийцы. Страна, в которой они оказались, изобиловала материалами – глиной, пригодной для обжига, деревом, но прежде всего камнем, от грубого известняка до тонкозернистого мрамора. На этих территориях с изрезанным морским берегом образовались города-государства, ревностно защищавшие свою независимость. Превыше всего граждане ставили процветание государства и повышение его благосостояния, возводя общественные здания и устанавливая статуи.
Храмы. Греки представляли своих богов антропоморфными существами, бессмертными и более могущественными, чем обычные мужчины и женщины, однако интересы, страсти и слабости богов носили вполне “человеческий” характер.
Будучи жилищем божества, храм должен был обладать ясной и рационально построенной формой. В его святилище, или целлу, можно было попасть с одной из торцевых сторон. Перед целлой находился вестибюль с двухколонным портиком. С другой стороны целлы этот портик уравновешивался еще одним двухколонным портиком. Это был простейший “храм в антах” (templum in antis), где выступы боковых стен (анты) ограждали вход. Более сложными архитектурными конструкциями обладали простиль, где перед храмом в антах ставился портик со свободностоящими колоннами, и амфипростиль, в котором такие портики располагались с обоих торцов. В более крупных храмах к одной из перечисленных архитектурных форм добавлялась колоннада, окружавшая здание с четырех сторон.
Одной из наиболее ранних известных нам храмовых построек был храм Геры в Олимпии, имевший. Он имел по 17 колонн на боковых фасадах и по 6 на торцевых; соотношение длины к ширине в этом храме было 3:1. Со временем греческие архитекторы, вероятно, сочли такую форму излишне вытянутой и начали уменьшать соотношение сторон: в афинском Парфеноне (середина 5 в. до н.э.) чуть более 2:1, при соотношении числа колонн 17:8. План храма стал, таким образом, более компактным.
Дорический ордер. При возведении храмов и колоннад греки обычно использовали три разновидности сочетания несущих и несомых частей здания – три т.н. архитектурные ордера: дорический, ионический и коринфский. В дорическом ордере заметно утончающиеся кверху колонны не имеют базы и ставятся прямо на каменное основание. Неглубокие желобки (каннелюры) проходят вдоль всего ствола колонны, подчеркивая ее вертикальную устремленность. Чуть ниже капители – самое узкое место ствола колонны – шейка, представляющая собой прорезающее каннелюры кольцо. Капитель состоит из расположенного над шейкой подушкообразного эхина и положенной на нее квадратной в плане плиты – абака. Архитрав – горизонтальную балку – нижний элемент трехчастного антаблемента, оставляли без украшений, чтобы яснее была выражена его работа в конструкции. Над архитравом находился фриз; его положение отвечало уровню балок, на которых лежала кровля храма. В дорическом ордере фриз образован чередованием триглифов – плит, соответствовавших торцам поперечных балок, и метоп – тонких каменных плит, занимающих промежутки между ними и не участвующих в работе конструкции; метопы принято было украшать скульптурными рельефами. Антаблемент был увенчан карнизом, нависающим над нижними частями здания подобно тому, как деревянная кровля всегда делалась нависающей над постройкой, чтобы во время дождя вода не попадала на стены и внутрь помещения. Над горизонтальным карнизом треугольное завершение – фронтон. Каждый элемент архитектуры храма выполняет свою роль, что подчеркивалось с помощью цвета (горизонтальные и вертикальные элементы иногда окрашивались в красный и синий цвета).
Такая система восходит к деревянной конструкции. Триглифы защищали торцы деревянных балок, удерживаясь на месте с помощью колышков, вбитых в маленькие полочки, которые располагались под и над триглифами. На месте храма Геры в Олимпии найдены только мраморные архитектурные детали и обломки, но известно, что первоначально колонны были деревянными, причем есть подтверждения тому, что замена дерева мрамором осуществлялась постепенно, по мере того, как деревянные части постройки сгнивали, утрачивая прочность. Однако довольно тяжелые пропорции самых древних мраморных колонн, сохранившихся до нашего времени, свидетельствуют о понимании их роли именно в работе каменной конструкции. Иначе говоря, когда деревянные колонны заменяли мраморными, использовали уже выработанные для камня пропорции.
Со временем пропорции греческих храмов становились все более изящными, а поколения архитекторов продолжали совершенствовать элементы дорического ордера. Первоначально толщина колонны у основания была лишь в четыре раза меньше ее высоты, но к 450 до н.э. это соотношение составило уже 1:5,5. Такое изменение пропорционального строя вместе с соответствующим облегчением антаблемента устранило излишнюю массивность, свойственную древнейшим постройкам, и придало зданиям грациозность и гармоническую соразмерность. Поначалу эхин был широко раскинут над стволом колонны, имея мягкий, несколько вялый контур; позднее его вынос стал меньше, а изгиб – более округлым и упругим. Точно так же шлифовалась каждая деталь, пока века экспериментирования не привели к утонченности и совершенству Парфенона.
Ионический ордер. Дорический ордер сложился на Пелопоннесе и в греческих колониях на Сицилии и в южной Италии. Ионический ордер получил наибольшее распространение в Малой Азии и на островах Эгейского моря. Ствол ионической колонны изначально был тоньше, чем ствол дорической колонны, что подтверждает ее происхождение от деревянной конструкции. Ионическая колонна имеет базу. Каннелюры глубже врезаны в ствол. С обеих сторон ионической капители выступают волюты, напоминающие частично развернутый свиток папируса, изображенный с торцевой стороны. У такой капители фасадная и задняя стороны отличаются от боковых, что не могло не вызвать определенных сложностей в решении углов сооружения. В угловой капители греки помещали волюты не на противоположных, а на смежных сторонах. В результате угловая волюта имела угловой выступ в сорок пять градусов. Ионический архитрав состоит из трех узких горизонтальных полос, которые часто украшали тонким невысоким рельефом, и не разбит на триглифы и метопы. Ионический ордер изящнее дорического и не производит свойственного последнему впечатления мощи. Греки считали дорический ордер мужским, а ионический – женским
Обе ветви развития, дорическая и ионическая, соединились в Афинах 5 в. до н.э. Афины располагались на границе между дорийскими и ионийскими землями, и уже в конце 6 в. в городе работали художники из обоих регионов. После победы, одержанной афинянами в греко-персидских войнах в 480 до н.э., под предводительством Перикла этот город-государство достиг своего наивысшего расцвета. Перикл стремился обеспечить культурное и художественное лидерство Афин в греческом мире и ради этого предпринял одну из самых амбициозных строительных программ в истории человечества, особенно если принять во внимание, что тогдашнее население Афин вместе с рабами насчитывало не более 300 000 человек.
Акрополь. Ядром строительной программы стал Акрополь, укрепленный выступ скалы. Во время греко-персидских войн персы разрушили находившиеся на скале древние храмы. В 447 до н.э. Иктин и Калликрат начали возводить на этом месте Парфенон, имевший по тем временам необычно большие 68 м) и обладавший удивительной целостностью, компактностью и´размеры (30 ясностью. В нем находилась двадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Афины Девы), покровительницы города, сделанная из золота и слоновой кости. Пропорции колонн и плана, тонкость прорисовки деталей и нюансы архитектурного решения – все свидетельствует о стремлении архитекторов достичь гармонии. Говоря о нюансах, мы имеем в виду, например, легкий наклон колонн внутрь, сообщающий силуэту еле уловимую пирамидальность формы и создающий ощущение ее почти органического роста; едва заметное смещение крайних колонн к углам, придающее им дополнительную силу и устойчивость; наконец, небольшой подъем всех горизонталей от краев сооружения к центру.
В другом храме, Эрехтейоне, почитали сразу два божества: древнего бога Эрехейя, погибшего, согласно легенде, от молнии Зевса, и Афину. С этим связана необычная форма его плана, представляющего собой простиль с одним ионическим портиком с южной и вторым, более крупным, с северной стороны. С западной стороны южной стены размещается портик кариатид, в котором антаблемент поддерживают шесть статуй девушек, поставленных вместо обычных колонн. Нерегулярность плана, асимметрия объема храма не характерны для греческой архитектуры.
Незавершенными остались Пропилеи – монументальный вход на Акрополь, созданный Мнесиклом и украшенный дорическими портиками с небольшими павильонами по бокам. Над выступом крепостной стены, перед Пропилеями и несколько правее их, находится маленький амфипростильный ионический храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы).
Коринфский ордер. К концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер, коринфский. Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам. По-видимому, этот ордер впервые был применен в храме Аполлона в Бассах. В усовершенствованном виде мы встречаем его в круглом храме в Эпидавре; в самом конце 4 в. до н.э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах.
Жилище. О греческом доме 6 и 5 вв. до н.э. известно мало. Мы знаем, что он имел весьма скромные размеры и простую конструкцию. Несколько помещений, где готовили, обедали, мылись и спали, окружали внутренний дворик, через который освещались комнаты. В парадных комнатах полы нередко украшали мозаикой; утварь, в особенности керамические вазы, отличались изысканностью форм и тонкостью росписи.
Римский гений более всего проявился в организации пространства. Для этого римляне обратились к новым конструкциям – арке и своду. Египтяне и греки тоже использовали арочные структуры, но делали это преимущественно в гражданских и подземных сооружениях. В Месопотамии сводчатые постройки встречались довольно часто, но непрочность высушенного на солнце кирпича препятствовала увеличению размеров сводов. В Риме возводили огромные своды из камня или, чаще, из бетона; связующим веществом служил вулканический пепел – пуццолана. Бетон заливали в деревянные формы – опалубку. Когда бетон застывал, формы удаляли, но поскольку их создание требовало немалых средств и времени, оптимальным решением было использование одних и тех же простейших структур. Если арка или свод возводились в камне, необходимо было сооружать временные деревянные конструкции-кружала, поддерживавшие свод до завершения работ. Применение стандартных форм и здесь оказалось более экономичным.
Именно в инженерно-строительном деле римляне достигли наивысших результатов. Римские дороги пронизали всю территорию огромной империи и были настолько хороши, что служили еще в течение многих веков после падения Рима. Водоснабжение городов империи осуществлялось через систему акведуков. По ним вода из дальних источников поступала в города; трубы проходили через ряды длинных аркад, обеспечивавших ровный пологий уклон водовода. И сейчас каменные арки акведука Аква Клавдия возвышаются в полях неподалеку от Рима. В испанской Сеговии глубокое ущелье пересекают две высокие аркады – одна на другой, а в южной Франции по тройной аркаде Пон дю Гар, построенной над речным потоком, вода попадает с гор в город Ним.
Храмы. При возведении храмов римляне использовали с некоторыми изменениями схемы, выработанные греками и этрусками. Архитектурная типология храма Юпитера Капитолийского в Риме с целлой и нависающей над ней кровлей, по-видимому, восходит к постройкам этрусков. К трем греческим ордерам римляне добавили тосканский, представляющий собой несколько упрощенную версию дорического, и композитный, в котором соединены черты ионического и коринфского ордеров. Римляне внесли и некоторые изменения в сами ордера, например у римских дорических колонн появились базы. В целом римские прямоугольные в плане храмы подобны греческим. Так, храм Фортуны Вирилис – это типичный простиль, а т.н. Мезон Карре в Ниме – псевдопериптер (целла во всю ширину храма, на боковых фасадах коринфские полуколонны приставлены к стене вплотную). Как и многие другие римские храмы, Мезон Карре поднят на платформу, или подиум, в него можно войти, поднявшись по лестнице, только со стороны одного из торцевых фасадов.
Совершенно иной облик у Пантеона. Этот круглый в плане храм увенчан полусферическим куполом диаметром 43 м. Изнутри в массивные стены цилиндра врезано семь ниш, внутрь ведет единственный дверной проем. Храм скомпонован так, что, если мысленно продолжить линию купола вниз, получится шар, касающийся пола храма в своей нижней точке. Через девятиметровое в диаметре отверстие в вершине купола Пантеона в здание проникает свет. Углубления-кессоны покрывают внутреннюю поверхность купола, и ритмический повтор их рядов подчеркивает логику работы бетонной конструкции. Пол и стены выложены плитами цветного мрамора. Полный взлет купола можно видеть только в интерьере, тогда как снаружи виден лишь самый его верх: нижняя часть утоплена в толщу цилиндра стен для погашения бокового распора. К цилиндру примыкает коринфский портик входа.
Постройки форумов. В римской архитектуре храмы занимали менее важное место, чем в греческой. Повседневная деятельность римлян протекала в правительственных, судебных и торговых зданиях форумов. Вдоль священной дороги римского форума веками строились храмы и базилики. На форум Траяна можно было попасть через триумфальную арку, за которой открывался обширный прямоугольной формы двор, окруженный колоннадой. В середине каждой из длинных сторон площади за колоннадой были устроены полукруглые помещения-экседры. Дальнюю сторону двора замыкала базилика Ульпия, в этом прямоугольном в плане здании с экседрами на обоих торцах находились биржа и суд. Пройдя базилику насквозь, можно было оказаться в следующем дворе, где установлена колоссальная колонна Траяна (единственная часть всего комплекса, сохранившаяся до наших дней) и храм Божественного Траяна. Полукруглое завершение – апсида храма является конечной точкой движения по главной оси форума. Перед нами образец чисто римской планировки с четко выраженной системой осей.
Базилики перекрывались стропильной деревянной кровлей или сводом. Стропильные перекрытия имелись у базилики Ульпия и у базилики Юлия, построенной Цезарем на римском форуме. Базилики имели прямоугольный план, их внутреннее пространство было разделено колоннадами на протяженные нефы. В них служители закона встречались со своими клиентами, а торговцы заключали сделки. Примером сводчатой базилики может служить базилика Максенция на римском форуме. Ее обширное внутреннее пространство было перекрыто тремя крестовыми сводами. Крестовый свод обладает рядом конструктивных преимуществ перед другими системами перекрытий – легко стыкуется с другими крестовыми или цилиндрическими сводами; в отличие от цилиндрического свода, опирающегося на боковые стены, нуждается только в четырех угловых опорах; если в здание, перекрытое цилиндрическим сводом, свет может поступать только с торцевых сторон, то постройка с крестовым сводом позволяет организовать освещение с любой или даже со всех четырех сторон. В базилике Максенция крестовые своды высоко подняты над боковыми нефами, перекрытыми цилиндрическими сводами. Базилика представляет собой крупнейшее сооружение на Форуме, но в своем нынешнем состоянии составляет лишь треть первоначальной структуры.
Театры и амфитеатры. Среди других форм римской архитектуры важное место занимали амфитеатры и театры. Почти 50 000 зрителей могли собраться в амфитеатре Флавия в Колизее, выстроенном неподалеку от форума, чтобы посмотреть на бои гладиаторов. Ряды зрительских мест поднимались ступенями от овальной арены, поддерживаемые сложной системой сводов; фасад, состоящий из трех рядов аркад, украшен ордерными элементами: приставными колоннами и пилястрами, вертикальные ряды которых перемежаются горизонталями антаблементов
Термы. Изобилие воды, доставляемой в римские города акведуками, способствовало сооружению роскошных бань (терм). В термах встречались с друзьями, обсуждали последние военные или политические новости, приятно проводили время. В термах Каракаллы имелись горячие, теплые и холодные бани, гардеробные, залы для физических упражнений и отдыха. План терм тоже основан на системе пересекающихся осей, расходящихся от главного объема к вспомогательным постройкам и внутреннему саду. Центральный зал перекрыт крестовыми сводами.
Триумфальные арки. По возвращении императоров из завоевательных походов в ознаменование одержанных ими побед возводились триумфальные арки. Однопролетная арка Тита поставлена на Священной дороге (Via Sacra) у входа на римский форум. В ее рельефах запечатлено покорение Иерусалима. Арка Константина, центральный пролет которой фланкирован арочными проемами меньшего размера, находится в стороне от форума. Ее колонны, помещенные на постаменты, создают ритмический акцент, но не несут никакой реальной нагрузки.
Жилые дома. В Помпеях, на много веков оказавшихся погребенными под слоем пепла, сохранилось много античных жилых построек. В домах поскромнее вестибюль вел в атрий – дворик, посреди которого был устроен маленький бассейн для сбора дождевой воды. Портики двора вели в жилые помещения и столовую. Напротив входа, за атрием, располагался таблинум, сердце дома, где хозяин принимал близких друзей и где поклонялись божествам домашнего очага – ларам и пенатам. В более роскошных домах устраивали еще один двор, окруженный колоннадой, и сад. В доме Веттиев вокруг атрия размещались службы и конторы, где хозяин встречался с клиентами, а вокруг более удаленного от входа и скрытого от посторонних глаз перистильного двора проходила жизнь семьи. Архитектура такого дома ориентирована на внутреннее пространство. Снаружи украшали только фасад. Иногда в нем проделывали несколько небольших окон, но часто их вообще не было, поскольку через атрий и перистильный двор в дом попадало достаточно света. Скульптура, мраморные рельефы и фрески украшали нарядные покои, во дворике нередко сооружали фонтаны.
Поздняя римская архитектура. Раздвигая границы покоренных земель, завоевывая Галлию, Испанию, Британию, Грецию, Северную Африку и страны Ближнего Востока, римские легионы несли с собой достижения римской цивилизации, в том числе характерные для Рима архитектурные формы. Акведуки и храмы, термы и театры распространились по всему средиземноморскому миру. Эпоха господства Рима длилась несколько столетий, но уже в 3 в. начался упадок империи. Изменился и характер римской архитектуры. Дворец Диоклетиана в Сплите на берегу Адриатического моря напоминает по своему устройству римский военный лагерь. С трех сторон он был окружен оборонительной стеной с башнями, а прямоугольник его плана разделен на четыре части улицами, пересекающимися под прямым углом. В архитектуре дворца Диоклетиана непреложные каноны нарушены. Колонны держат уже не горизонтальный архитрав, а арку. Часто колонны вообще играют сугубо декоративную роль: поставлены на выступающую из стены консоль и более не являются силовым звеном конструкции. Многие традиционные детали заменены новыми, трактованными более свободно элементами классического ордера. Такого рода трансформации ознаменовали начало нового этапа в развитии европейской архитектуры.
В 313 император Константин объявил христианство государственной религией, и перед архитекторами встала задача создания церковного здания.
Базилики. Из всех типов сооружений римской архитектуры христиане выбрали базиликальное здание. Обычно в состав раннехристианской базилики входил атрий, в центре которого помещалась купель для крещения. Портик, расположенный на противоположной от входа стороне атрия, вел в нартекс, или вестибюль, предварявший внутреннее пространство самой церкви – наос. В нартексе во время службы находились оглашенные – люди, готовившиеся принять крещение. Наос был разделен продольными рядами колонн на нечетное число нефов – чаще всего 3 или 5. Центральный неф был, как правило, выше и просторнее боковых. В пространстве нефов собиралась паства. В восточном конце главного нефа на возвышении размещалась священническая кафедра, с которой произносились проповеди. Позади солеи находилась полукруглая апсида, в центре которой устанавливался алтарь – святое святых христианского храма.
Базилика отличалась предельной простотой формы. Первые церковные здания имели деревянные стропильные перекрытия. Раннехристианские общины были бедны, и в церковном строительстве им приходилось довольствоваться самыми дешевыми материалами. Часто при возведении храмов использовали фрагменты старых построек, поэтому колоннада могла быть составлена из колонн, увенчанных разными капителями. Мраморные плиты пола образовывали орнаментальный рисунок. В апсиде и на стенах церкви сверкали мозаики. Когда на мозаичную декорацию не хватало средств, храм расписывали фресками. По контрасту с богато украшенным интерьером внешний облик церковных зданий был очень скромным, что отличало их от языческих храмов.
В ранних базиликах 4–5 вв. вход находился с восточной стороны здания, а апсида с западной. Во время богослужения священник, пребывая перед алтарем, смотрел на восток, стоя лицом к пастве. Позднее характер службы изменился, священник и паства вместе обращали свой взор к востоку, и пастырь оказался стоящим спиной к собравшимся. В римской церкви Сан Лоренцо фуори ле Мура первоначальная апсида находилась с западной стороны, позже построили новую церковь, апсида которой была расположена по касательной по отношению к старой; впоследствии обе апсиды были разобраны, и старая церковь, оказавшаяся с восточной стороны стала приделом новой. В Средние века вошло в традицию устраивать вход с запада, а святая святых – алтарь – с востока.
Помимо базиликальных христиане возводили и центрические постройки. В этом случае алтарь помещался в центральной части крестообразного или круглого в плане зала, окруженного галереей. Примером такого здания может служить римская церковь Сан Стефано Ротонда. Как и первые базилики, она перекрыта простой деревянной кровлей. Однако более органичным для центрической композиции является купольное перекрытие, которое было реализовано в мавзолее Санта Костанца в Риме; галерея этого здания перекрыта цилиндрическим сводом.
Оба архитектурных типа распространены в восточном Средиземноморье, Сирии и Палестине. Храм Симеона Столпника в Калаат-Семане представлял собой комплекс, состоявший из четырех базилик, располагавшихся вокруг восьмиугольного в плане центрального двора, где стоял знаменитый столп. В Турманине фасад базилики был фланкирован башнями. Нехватка дерева в этих местах заставляла строителей сооружать перекрытия из каменных плит, положенных поверх конструкции из поставленных поперек главного нефа арок.
Архитектура Византии. Примерно до конца 8 в. восточная часть Римской империи со столицей в Константинополе оставалась главной хранительницей традиций европейской цивилизации.
Главную проблему ранневизантийской архитектуры обычно формулируют следующим образом: как поставить купол Пантеона на базилику Максенция? Чтобы перекрыть куполом обширное пространство, византийцы придумали т.н. паруса. Паруса представляют собой треугольные фрагменты сферической поверхности, нижний угол которых продолжается внизу опорным столбом, а верхняя дуга составляет часть окружности, лежавшей в основании купола. Это изобретение, известное еще со времен поздней античности, сделало возможным возведение базилики с одним или несколькими куполами. Храм св. Софии Константинопольской был сооружен в 532–537 по проекту архитекторов Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Неф храма перекрыт куполом на парусах, к которому с востока и запада примыкают полукупола; с южной и северной сторон купол опирается на широкие арки, часть нагрузки переносится на мощные контрфорсы, приставленные к стене снаружи. Боковые нефы с галереями окружают центральный зал. Как и в раннехристианских базиликах, пышность интерьера здесь резко контрастирует со скромностью наружных стен.
Заказчиком храма св. Софии и нескольких церковных построек в Равенне был император Юстиниан. В равеннской церкви Сан Витале купол на парусах покоится на восьми столбах. Центральный объем храма, имеющего в плане восьмигранник, окружают сводчатые галереи.
Примерно через полтора века после расцвета при Юстиниане Восточная церковь оказалась ареной иконоборческих споров: запрет на создание священных образов нанес огромный урон византийскому изобразительному искусству: новые иконы не писались, а старые разрушались. В архитектуре положение было лучше (запреты ее не коснулись), но общая ситуация не способствовала размаху строительной деятельности. В 9 – первой половине 11 вв. при Македонской династии наблюдается художественное возрождение. Широкое распространение получил архитектурный тип крестово-купольного храма и, в частности, такая его разновидность, как храм на четырех колоннках (или храм типа вписанного креста). Центральный купол возводится на пересечении рукавов креста, перекрытых цилиндрическими сводами, над углами квадрата обычно устраиваются маленькие крестовые своды. Такие здания имели, как правило, небольшие размеры. Пример церковной постройки этого типа дает Храм Малой Митрополии в Афинах (12 в.). Центральный купол на барабане высоко поднят над массивом сооружения, а ленты рельефов и скульптурных вставок оживляют поверхность наружных стен.
В эту эпоху был построен собор Сан Марко в Венеции. Его план представляет собой т.н. греческий крест (четырехконечный, равносторонний). Такой была композиция возведенного Юстинианом храма св. Апостолов в Константинополе. Интерьер и фасад Сан Марко богато украшены мраморной инкрустацией и мозаиками.
Средневизантийский период истории и культуры завершается захватом Константинополя крестоносцами – участниками 4-го крестового похода – в 1204. После этого потрясения Византия так и не смогла полностью восстановить свои силы, но в 13–14 вв. на Балканах было построено немало церквей. Обычно они невелики по размерам и при небольших различиях в плане, как правило, имеют купол, поднятый на высокий барабан, так что здание кажется похожим на башенку. В 1453 Константинополь был захвачен турками и его тысячелетняя история закончилась. В течение тысячи лет влияние византийской культуры распространялось на огромной территории, и 1453 не стал моментом ее гибели; начался новый период в истории существования византийской культуры, называемый поствизантийским, когда художественные импульсы, источником которых было некогда искусство Константинополя, получили свое развитие на Балканах, Кипре, в России.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ancient.ru/