Геннадий Сидоровнин, Кайзерслаутерн (Германия)
13 апреля - 143-я годовщина со дня рождения выдающегося государственного деятеля России.
Первый известный документ о роде Столыпиных датирован 1566 годом, когда «“Второй Титович Столыпин подписался на поручной записи бояр и дворян по кн[язю] Охлябинине”. Последовательная поколенная роспись (1-ое поколение) начинается с Григория Столыпина, жившего в конце 16 века» [ i]. По свидетельству известного русского писателя славянофила А. П. Аксакова, исследовавшего нисходящие ветви рода этого предка, «сын его Афонасий Григорьевич и внук Сильвестр Афонасьевич писались, как это видно из официальных документов, Муромскими городовыми дворянами. Последний из них, Сильвестр, за участие в войне с Польшей в 1654–1655 гг. был награжден поместьем в Муромском уезде. У внука этого Сильвестра Афонасьевича – Емельяна Семеновича, бывшего товарищем Пензенского воеводы, было два сына: секунд-майор Димитрий Емельянович и Пензенский предводитель дворянства Алексей Емельянович (родился в 1748 г., умер после 1810 г. – Г. С.). От брака последнего с Марией Афонасьевной Мещериновой было шесть сыновей. Александр, бывший адъютант генералиссимуса Суворова; Аркадий, друг Сперанского, женатый на дочери графа Николая Семеновича Мордвинова Вере Николаевне и умерший в звании сенатора в 1825 году; умерший в молодых годах Петр; Николай, генерал-лейтенант, убитый во время бунта в Севастополе в 1830 году; Афонасий, бывший Саратовский предводитель дворянства; Дмитрий, генерал-майор (родился в 1785 г., умер в 1826 г.) и пять дочерей, из которых старшая, Елизавета Алексеевна, была замужем за капитаном Преображенского полка Михаилом Васильевичем Арсеньевым и имела дочь Марию, которая вышла замуж за Юрия Петровича Лермонтова, отца нашего знаменитого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова» [ ii].
По документальным и литературным источникам, среди предков великого реформатора превалировали служилые – в старорусском понятии – люди, которые в течение многих веков яркой и драматичной отечественной истории строили российское государство и воевали за его интересы. Столыпины ХVIII–ХIХ вв. – офицеры, помещики, чиновники, общественные и государственные деятели, ярко проявили себя в ратных делах, в общественной жизни, науках, литературе и музыке.
Некоторые фигуры особенно примечательны, олицетворяют собой трагичные изломы русского прошлого. Например, дед будущего реформатора Дмитрий Алексеевич Столыпин (1785–1826), генерал-майор, артиллерист, участник кампании 1805–1807 гг., отличился под Аустерлицем, впоследствии стал военным теоретиком, автором многих книг и специальных статей. Как свидетельствует Лермонтовская энциклопедия, он «был близок с П. И. Пестелем, и его, как передового и просвещенного человека, декабристы прочили, наряду с братом Аркадием Алексеевичем, Н. С. Мордвиновым и М. М. Сперанским в состав Временного правительства» [ iii].
Выделяется также фигура Алексея Аркадьевича Столыпина (1816–1858) – двоюродного дяди М. Ю. Лермонтова, однополчанина и секунданта поэта, который изобразил своего друга в поэме «Монго» (прозвище А. А. в дружеском кругу) [ iv]. А. А. Столыпин, проявивший большую храбрость под Севастополем, был представлен к Георгиевскому кресту, но вскоре умер, оставив после себя память о дерзкой фронде самому Императору. По свидетельствам современников, этот отпрыск рода Столыпиных «считался самым красивым человеком России…». Говорят, что государь Николай Павлович, гордившийся своей внешностью, имел слабость ревновать к успехам Алексея Аркадьевича и не скрывал своей нелюбви к нему. По крайней мере, на его всеподданнейшем прошении о заграничном паспорте (в то время без Высочайшего разрешения нельзя было ездить за границу), государь собственноручно наложил совершенно исключительную резолюцию «никогда, некуда», наделавшую в свое время много шума [ v].
Величественное родовое древо Столыпиных, своими корнями уходящее в глубь русской истории, было опорной и созидательной частью ее. «Были Столыпины в ополчении Минина и Пожарского, среди чудо-богатырей Суворова, на Бородинском поле, среди защитников Крыма и Болгарии от турок» [ vi]. «Государево жалованье и поместья – были наградой за верную службу России, которая росла и ширилась на славу народу, на зависть и страх соседям, вражескими станами со всех сторон окружавшими и теснившими Русскую Землю» [ vii].
Как верно отмечалось, от отца к сыну в роде Столыпиных передавались культура, понимание долга, традиции и стремление следовать им…
СРЕДИ ПОТОМКОВ Столыпиных, занесенных в родовые дворянские книги по Пензенской и Саратовской губерниям, – представители высшего русского дворянства – из гражданских и военных сановников, образованных людей, причастных к литературе. По семейным преданиям, их предок отставной капитан Даниил Александрович Столыпин (1728–1773) растерзан пугачевцами в Краснослободске Пензенской губернии.
Помимо прямого родства с замечательным русским поэтом Лермонтовым, с которым в детстве дружил отец будущего премьер-министра России, здесь можно упомянуть и его дядю Дмитрия Аркадьевича Столыпина – писателя-аграрника, последователя Огюста Конта и уже названного ранее деда реформатора – Дмитрия Алексеевича Столыпина, тоже писателя, автора популярных исторических книг. Это обстоятельство дает некоторое объяснение как несомненным литературным дарованиям самого П. А. Столыпина, проявившимся в его удивительно точной и образной речи, так и его великолепным ораторским способностям.
Скупые свидетельства о женщинах рода Столыпиных говорят об их образованности, самоотверженности. Случается, они не расстаются с мужьями даже на поле брани, где становятся санитарками. Свои стихи им посвящают Лермонтов и Рылеев.
ГЕРБ РОДА Столыпиных: «в щите, имеющем в верхней половине красное поле, а в нижней – голубое, изображен одноглавый серебряный орел, держащий в правой лапе свившегося змея, а в левой – серебряную подкову, с золотым крестом. Щит держат два единорога. Под щитом девиз: “DEO SPES MEA” (Бог – надежда наша – лат.). Высочайше утвержден и внесен в X часть “Общего Гербовника”» (фото 1).
ОТЕЦ БУДУЩЕГО РЕФОРМАТОРА – Аркадий Дмитриевич Столыпин, герой Севастополя, генерал-адъютант и оберкамергер, был знаком с выдающимися людьми своего времени, состоял в дружбе с графом Л. Н. Толстым, с которым сошелся на Кавказе. Судьба военного человека заставляла часто менять место жительства и среду обитания: большей частью они определялись положением на западных и южных границах России. Потому в разные годы своей военной жизни он был и генерал-губернатором Восточной Румелии (ныне Молдовы) – в период русско-турецкой войны, и «наказным атаманом Уральского казачьего войска. Того самого, что в 1580 году взяло штурмом столицу ногайцев Сарайчик, а двумя годами спустя привело под руку русского царя сибирское ханство Кучума. Тем самым была поставлена точка в исторической миссии освобождения Руси от татаро-монгольских завоевателей.
Интересно отметить, что Аркадий Дмитриевич Столыпин отдал много сил благоустройству Яицкого (Уральского) городка. Благодаря его стараниям он был застроен каменными домами, пополнился мощеными улицами. За все эти дела и реформы казаки даже окрестили Столыпина-старшего “Петром Великим Уральского казачества…”.
Очевидно, страсть к реформаторству, к преобразованиям была наследственной в роде Столыпиных. Как наследственным было и большое личное мужество, которое отличало как отца, так и сына…» [ viii].
Кстати сказать, Уральск, этот некогда важнейший русский форпост, оставшийся ныне за пределами российских границ, и сейчас хранит следы тех перемен. Так, в старой части города можно увидеть остатки парка с ротондой, в центре которой некогда находился бюст российского самодержца. Старожилы Уральска до сих пор именуют этот парк и ротонду столыпинскими – очевидное признание заслуг человека, волей которого в этом пыльном и неустроенном городке появился оазис, где можно было укрыться в нещадный зной или ненастье.
По чрезвычайно скудным сведениям известно лишь то, что в первом браке Аркадия Дмитриевича Столыпина с Екатериной Адриановной Устиновой в 1846 году рождается сын Дмитрий [ ix]. Это подтверждается также данными Ежегодника Российского дворянства (С.-Петербург, 1900 г.) и Родословной справкой (которая имеется в распоряжении КЦ [ x] и приведена в приложении № 2). Однако мать при родах скончалась.
Вторым браком А. Д. Столыпин был женат на княжне Наталье Михайловне Горчаковой – матери будущего премьер-министра, принадлежавшей к славному и древнему роду, ведущему «отсчет от русского святого – князя Михаила Черниговского, замученного в Орде в 1246 году “за твердое стояние за православную веру” (мощи его покоятся в Архангельском соборе Московского Кремля). Правнук мученика – князь Иван Титович Козельский принял фамилию Горчаковых уже в XVI веке. В дальнейшем встречаем в истории Дмитрия Петровича Горчакова – писателя, противника сентиментализма. Сын его, Михаил Дмитриевич, руководил обороной Севастополя в Крымскую войну в самые трудные месяцы этой эпопеи. Наконец, дед Петра Аркадьевича Столыпина по матери – Александр Михайлович Горчаков – министр иностранных дел, знакомец Бисмарка, с 1870 года – канцлер России, в юности – друг другого нашего великого поэта, убитого тоже на дуэли, – Александра Сергеевича Пушкина…» [ xi].
«Таким образом, в Петре Аркадьевиче Столыпине соединилась кровь старинного весьма почтенного дворянского рода Столыпиных и княжеская кровь Рюриковны. Если кровь может говорить в важные минуты жизни, то она могла направить его политическую деятельность, очевидно, только на путь, обоснованный на историческом укладе русской жизни. А кровь в нем действительно сказывалась, и он поступал всегда и во всем, как должен поступать истинный сын России, как дворянин русский в лучшем смысле этого слова» [ xii].
Эта же мысль о глубинной связи мировоззрения, поступков и действий П. А. Столыпина с жизненным путем и устремлениями его замечательных предков высказана как многими людьми, лично знавшими его, жившими с ним в одно время, так и более поздними исследователями, учеными, публицистами – вплоть до нашего времени. И в этом единодушии – подтверждение силы и стойкости наследственных черт, если эти черты, эти свойства не забиты скверной атмосферой и дурным воспитанием, но получили своевременно поддержку в благотворной среде, как это было в традиции рода Столыпиных.
Из имений, расположенных в Казанской, Ковенской, Нижегородской, Пензенской и Саратовской губерниях, особое предпочтение Столыпины отдавали Колноберже, что находилось недалеко от Ковно (ныне Каунас). По свидетельству дочери реформатора Марии Петровны Бок, «Колноберже было получено дедом моим, Аркадием Дмитриевичем Столыпиным, за карточный долг от родственника Кушелева» [ xiii]. Желая жить рядом с полюбившимся имением, отец семейства после ухода в отставку купил себе в Вильно (ныне Вильнюс) дом, где семья проводила зимнее время.
Таким образом, можно сказать, что родители П. А. Столыпина – представители провинциального дворянского класса, лишенного «многих отрицательных черт высшего столичного общества» [ xiv].
[ i] Лермонтовская энциклопедия. Москва, 1981. С. 553–554.
[ ii] Аксаков А. П. Высший подвиг. Санкт-Петербург: изд-во Всероссийского национального клуба, 1912. С. 9–10.
[ iii] Лермонтовская энциклопедия. Москва, 1981. С. 552.
[ iv] Там же. С. 549.
[ v] Столыпин А. П. Средниково (из семейной хроники) // Столица и усадьба. 1914. № 1. С. 3.
[ vi] Столыпин. Жизнь и смерть / Сост. А. Серебренников, Г. Сидоровнин. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1991. С. 36.
[ vii] Маевский Вл. Борец за благо России. Мадрид, 1962. С. 3.
[ viii] Столыпин. Жизнь и смерть / Сост. А. Серебренников, Г. Сидоровнин. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1991. С. 15–16.
[ ix] Семенов В. Н. Саратов дворянский. Неопубликованная рукопись. С. 124–125.
[ x] Архив Саратовского Культурного центра им. П. А. Столыпина.
[ xi] Столыпин. Жизнь и смерть / Сост. А. Серебренников, Г. Сидоровнин. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1991. С. 36–37.
[ xii] Аксаков А. П. Высший подвиг. Санкт-Петербург: изд-во Всероссийского национального клуба, 1912. С. 10.
[ xiii] Бок М. П. Воспоминания о моем отце П. А. Столыпине. М.: Современник, 1992. С. 19.
[ xiv] Маевский Вл. Борец за благо России. Мадрид, 1962. С. 4.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pravaya.ru/