Марина Захарова
Развитие технологий во всех областях нашей многогранной жизни привело к появлению множества приспособлений, которыми мы пользуемся в быту и на работе, усовершенствованию способов коммуникации, универсализации сознания. Вместе с этим человечество все еще живет потреблением. Однако мы поднялись на новый уровень потребления, это потребление не только материальное, но и потребление услуг и информации. Во многом это определяется тем, что называют “информационное общество” именно здесь мы начинаем говорить об информации как о качественно новом ресурсе, который является основой всею остального.
Многие технические новшества, предопределенные научно-техническим прогрессом, с которым всегда было связано политическое и социальное устройство, привели нас в постиндустриальную эпоху, где властвуют свои законы, а теперь и в реальность информационного общества, где информация как таковая и доступ к ней, стали приоритетными элементами, ресурсами, за которые идет борьба.
Отметим тот факт, что именно информация является основой рекламы и социальной рекламы в частности. Рекламируя, мы, прежде всего, доносим до потребителя то основное, что мы можем и должны передать посредством информации. В последнее время социальная реклама становится все более популярной и в России, однако, несмотря на это наша страна отстает в этом отношении от западных стран.
Социальная реклама становится областью различных исследований, обсуждается на всевозможных конференциях. В данном направлении проводятся конкурсы, фестивали, конференции и семинары, происходит обмен опытом с зарубежными партнерами и коллегами. Но вместе с тем, эта тема продолжает оставаться довольно слабо разработанной и весьма скупо представленной в литературе.
В России, при общем отставании, информационные структуры и информационная насыщенность развиваются быстрее, чем другие отрасли. Возможно, общая заинтересованность поможет развивать тему социальной рекламы не только в теории, но и на практике. При этом огромную роль продолжают играть СМИ, которые в век информатизации получают новые возможности. Печать, радио, телевидение, Интернет - все используется при работе с социальными проектами, тем более, если идет речь об использовании социальной рекламы как инструмента в политических кампаниях, в работе третьего сектора, с бизнесом и другими институтами.
Итак, несомненно, социальная реклама становится не только популярным, но и важным элементом современной жизни.
На данный момент социальная эволюция человечества поднялась на новый уровень, который называется информационным обществом. Именно с этим понятием ассоциируется следующий этап развития, будущее, где любая сфера жизни становится элементом, предопределенным характеристиками информационной эпохи.
Об информационном обществе пишется и говорится сегодня очень много. Сразу хотелось бы подчеркнуть два момента. Первое. Несомненно, информационное общество имеет свои преимущества и свои издержки, которые необходимо анализировать и разрабатывать стратегии смягчения негативных последствий. Но в это же время бессмысленно пытаться остановить процесс развития информационного общества, как иногда пытаются делать, акцентируя внимание на отрицательных последствиях и моральных аспектах. Зачастую авторы, считающие несостоятельной идею позитивности “информационного общества”, критикуют идеологов “информационного общества”. По их мнению, планета захламлена информацией не меньше, чем отходами индустрии, нанесшими непоправимый ущерб природной среде. Информация стала самым дешевым продуктом жизнедеятельности человечества, а информационный тоталитаризм стал мощнейшим средством идеологического обмана и закабаления миллиардов людей. В мутном потоке того, что называют информацией, говорят они, основную массу образует дезинформация, псевдокультура, средства моральной деградации человечества. Второе. При всем различии подходов и точек зрения, можно говорить о том, что информационное общество не является принципиально новым и не меняет сути современного мира. Мир эволюционирует, но не претерпевает при этом качественных изменений. Другая группа рассматривает информационное общество как новый этап в развитии мира, в том числе и политического мира. В этом случае и те, и другие видят в информационном обществе положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, доступ к информации, возможность развития и саморазвития и т.п., с другой - поляризация мира, его раскол по новому основанию на тех, кто владеет новыми технологиями и в результате имеет более высокий уровень жизни, и на тех, кто по разным причинам, такого доступа к новым технологиям не имеет и вынужден жить в нищете, либо вести борьбу за выживание.
Как уже отмечалось, информация, несомненно, является одним из основных ресурсов нашего времени. С этим, а также с научно-техническим прогрессом связаны многие изменения и нововведения во всех областях нашей жизни, в том числе и в рекламе. Это верно по отношению к современному пониманию рекламы. У каждого свои основания и цели, но в нашем случае реклама плотно вошла в сознание людей и сопровождает нас во всем. Так сегодня говорят не только о рекламе как таковой, но и ее проявлениях, ее использовании в разных сферах общества.
Существует огромное количество определений рекламы. Например: реклама - публичное оповещение фирмой потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы. Или: реклама - форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг на язык нужд и потребностей покупателей. Реклама товаров предполагает использование специфических художественных, технических и психологических приемов с целью формирования и стимулирования спроса и продаж. Так или иначе, но существует латинский аналог Reclame - выкрикиваю. По законодательству РФ реклама -распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана поддерживать интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Теперь подробнее обратимся к социальной рекламе, рекламе нематериальных общественно-значимых ценностей, идей, рекламы, призывающей решать общечеловеческие проблемы.
Если мы обратимся к статье 18 федеральною закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ "О рекламе", то убедимся, что социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей.
В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
Осуществляемая на безвозмездной основе деятельность юридических и физических лиц но производству и распространению социальной рекламы, передаче своего имущества, в том числе денежных средств, другим юридическим и физическим лицам для производства и распространения социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и пользуется предусмотренными законодательством льготами.
Рекламораспространители - организации средств массовой информации обязаны осуществлять размещение социальной рекламы, представленной рекламодателем, в Пределах пяти процентов эфирного времени (основной печатной площади) в год, исшшьзуемого в пределах, установленных для рекламы законодательством Российской Федерации о рекламе.
Рекламораспространители, не являющиеся организациями средств массовой информации, обязаны осуществлять размещение социальной рекламы в пределах пяти годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению рекламы.
Рекламопроизводители обязаны предоставлять услуги по производству социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема производства ими рекламы.
Условия, касающиеся времени размещения и средств распространения социальной рекламы, предложенные рекламодателем, являются обязательными для рекламораспространителя, если рекламодатель обращается к рекламораспространителю не позднее, чем за месяц до предполагаемого срока распространения социальной рекламы.
Оплата производства, размещения и распространения социальной рекламы производится на основании договора.
В последние годы интерес к социальной рекламе в России возрос, об этом говорит не только наличие вопроса социальной рекламы в федеральном законе, вместе с законодателями и властью социальной рекламой заинтересовались представители бизнеса, третьего сектора, политические деятели. Элементы социальной рекламы как некоммерческой, общественной используются в качестве инструментов и в политическом рекламировании, и в коммерческом и т.д.
Такая ситуация возможна благодаря тому, что у социальной рекламы, политической и рекламы как таковой есть не только различия, но и общие черты, о которых можно было бы писать очень долго.
Итак, если говорить о видах рекламы и социальной рекламы, то они определяются, прежде всего, тем, что они рекламируют. Так можно было бы выделить рекламу торговой марки или бренда, рекламу фирму (имиджевая), потребительскую рекламу, информационные споты и т.д. (по основанию), а в социальной рекламе - собственно социальная, общественная, некоммерческая, а также смежные области, где зачастую используется социальная реклама и их можно было бы назвать рекламой с элементами псевдорекламы - политическая, бизнес и социальная.
Вместе с тем и у рекламы в привычном для всех понимании, и у социальной рекламы во многом одинаковые средства и носители, инструменты. К ним можно отнести
-Пресса (газеты, журналы - рекламные модули, тексты, информационные заметки - так называемая текстовая реклама, информационно-рекламные вкладыши, приложения)
-Полиграфическая (печатная - книги, справочники, буклеты, листовки)
-Реклама в электронных СМИ (на радио и телевидении - ролики, споты, передачи, спонсорство)
-Наружная реклама (частично выделяется отдельно, например транспорт, к тому же пилоны, билборды, растяжки, лайтбоксы, неоновая, вывески, указатели, оформление зданий и.т.д.)
- Реклама в сети Интернет (баннеры, сами сайты, текстовая реклама, почтовые рассылки, конференции, чаты, форумы, доски объявлений, дискуссионные листы)
- Реклама в сотовых сетях (SMS-рассылки, инфо-справочники)
- Почтовые рассылки
- Рекламное оформление транспорта
- Проведение различных акций и мероприятий (пример праздник “МК”, конферентщи, сессии, конкурсы, семинары, фестивали, выставки и ,т,д.)
- Информационное спонсорство (во всех видах и на всех носителях)
- Нетрадиционные виды рекламы (часть из них выделена выше, а также оформление пунктов продаж, сувениры, надувная реклама, шары, на билетах и выписках, и многое другое)
- Методы PR (хотя PR включаег в себя рекламу и следовательно выше описанные пункты).
Так или иначе, социальная реклама по определению может использовать все вышеперечисленное в своих целях.
Конечно же, у социальной рекламы в отличие от собственно рекламы свои цели и задачи. К которым можно отнести:
- поощрение тех, кто хочет получить информацию
- популяризировать социальную проблему, заявить, проинформировать о ней
- способствовать изменению поведенческих моделей
- объяснить общественности все возможные точки зрения по данной теме, научить, рассказать все возможные последствия
- создать положительное общественное мнение по определенному вопросу, по сообщаемому социальному течению
- напомнить о проблеме, стимулировать очередное участие в ее решении.
На современном этапе развития при работе, как с обычной рекламой, так и с социальной рекламой, вместо понимания законов рынка нужны несколько иные качества, новые методы и новые мозги — мозги творческош, думающего рекламиста и просвещенного рекламодателя. Сегодня необходима реклама, которая является конкурентоспособной, которая умеет поднимать продажи, запускать новые товары или проекты, обеспечивать победу, внедрять социальную идею. Сегодня необходимо чувствовать и мыслить по рекламному.
Рассмотрев некоторую теоретическую часть, ниже представляется возможным перейти к описанию одного из примеров проведения социальной рекламы.
В 1997-98 годах международная медицинская гуманитарная организация "Врачи без фаниц" (MSF) впервые осуществила массовую информационную кампанию по профилактике ВИЧ/СПИДа в Москве. Кампания проводилась на высоком профессиональном уровне с использованием инструментов социального маркетинга, таких как рекламные ролики на телевидении, наружная реклама и информационные буклеты. Успех ее был подтвержден проведенным социологическим исследованием. Для продолжения подобной работы в России была приглашена российская некоммерческая организация - Некоммерческое партнерство поддержки гражданских инициатив "Фокус".
С июня 1998 года "Фокус" совместно с "Врачами без Границ" при полной поддержке министерства здравоохранения РФ начал осуществлять подготовку к новой полномасштабной информационно-образовательной кампании по предупреждению СПИДа среди молодежи России. Перед организаторами стояла задача учесть все преимущества и недостатки предыдущей кампании (Безопасный секс - мой выбор) и продолжить на новом уровне просветительскую работу с молодежью.
История работы по профилактике СПИДа в Европе показала, что профилактика СПИДа более эффективна, когда она включена в более широкий контекст - кампания по пропаганде безопасного секса также включает предупреждение 3111111 и нежелательной беременности через пропаганду безопасного сексуального поведения и использования презервативов.
В такой форме СПИД в меньшей степени воспринимается как нечто порочное и неприличное, и возможные результаты кампании служат сразу трем целям: профилактике СПИДа, ЗППП и нежелательной беременности.
Предстояло передать молодежи информацию о том, как можно предупредить смертельно опасное заболевание и убедить молодых людей ответственно подходить к своему здоровью. Важно было составить сообщение в открытой, дружеской форме, без использования пугающих образов. По опыту кампаний в Москве, а также по опыту многочисленных кампаний, проведенных в Европейских странах, было очевидно, что пугающая информация, хотя и приводит к появлению беспокойства у людей на первом этапе, затем вытесняется из сознания. Человек не может долго мотивировать себя отрицательными побуждениями, он непроизвольно вытесняет эту информацию, успокаивая себя "объяснениями" - "это ко мне не относится" или "уж я-то никогда не заражусь". Положительные стимулы гораздо дольше способны поддерживать социально адекватные модели поведения.
Учитывая все это, были разработаны содержание рекламного послания и текст информационного буклета, которые затем были переданы в рекламное агентство "Универ Студия", группа кампаний Видео Интернешнл в виде технического задания для создания видео-ролика и дизайна рекламных материалов. Результаты совместной работы были представлены на пресс-конференции.
Несмотря на то, что представители "Фокуса" имели определенные знания и опыт в проведении общественных кампаний, необходимо было еще многому научиться. В той огромной работе, которая была проделана от начала совместной деятельности по проекту, участники постоянно опирались на дружескую поддержку и профессиональные советы коллег из MSF. Они помогли организовать сбор средств на поддержку кампании, выбрать компетентное и ответственное рекламное агентство, провести все необходимые исследования, выверить тексты и многое другое. К тому же ими была оказана финансовая поддержка. Успешной работе способствовала атмосфера взаимною уважения и благодаря такому проекту, в России появилась организация, способная самостоятельно проводить подобные кампании на высоком международном уровне.
Итак, в заключении хотелось бы отметить, мы постоянно слышим слово “информация”: век информации, информационные технологии, кто владеет информацией, тот владеет всем. При этом на основании информации принимается решение, т.е. информация — это сырье для принятия решения. Настолько же важно решение, которое принимается на основании информации, распространяемой рекламой. В этом случае — решения сложные системные, которые требуют массы фактов.
Социальную рекламу, как впрочем, и просто рекламу можно уподобить айсбергу, где львиная доля успеха зависит от подводной части, которую не все и не всегда замечают. При работе с проектами социальной рекламы мы сталкиваемся с различными вопросами, от которых зависит результат. Так в каждом отдельном случае важен свой набор составляющих, вид и специфика данного проекта социальной рекламы.
Итак, мы рассмотрели то, как и какую роль играет информация как основа рекламы, некоторые различия и общие черты рекламы и социальной рекламы, виды, средства, инструменты, цели и задачи социальной рекламы. Показательна трактовка и работа с социальной рекламой в законе. И, наконец, мы увидели то, каким образом проходила одна из кампаний, являющихся социальной рекламой, целью которой стало не только привлечение внимания к проблеме СПИДа, но и возможность помочь нуждающимся людям.
1. http://www.advert.ru
2. http://www.futurerussia.ru/conf/
3. http://www.ieie.nsc.ru
4. http://www.intra.rfbr.ru/pub/vestnik/v_99/2_1/
5. http://www.reklamainfo.ru
6. http://www.safelove.trainet.org
7. http://www.terminator.ru
8. Закон о рекламе