Билет №8.
Аристотель: учение о форме и материи, понятие о сущности вещи.
Для А сущность вещи, общая вещь, эйдос вещи прибывает только в вещи и является неотъемлемой. Вещь вполне самобытна, и именно она обладает подлинным бытием и изучению подлежат как раз сами вещи. А интересует жизнь вещи. Для объяснения многообразия мира он использует категории материи и форм. А у Платона идея – это прообраз вещи, для А ейдос и форма означают единство вещи. Материя это «то, из чего» состоит. Материя существует в конкретной форме. Без формы материя лишь возможность вещи. Эта возможность становится действительностью только тогда, когда она оформлена. Этот момент
Билет №12
Особенности христианского мировоззрения.
Христианское мировоззрение стало доминирующим, во многом благодаря ряду социально сильных идей:
Идея равенства людей перед Богом, Идея спасения за праведно прожитую жизнь, Идея самостоятельной духовной жизни.
Христианство сформировало идеал человека. Это постулат о сыне Божьем. Сын – свидетельство о Боге на Земле.
Отличие Бога христианства:
1.Философские боги – высокий
Билет№13
Патристика и схоластика.
ПАТРИСТИКА – совокупность литературных произведений в пределах II-VIII вв. в которых сформулированы основные церковные догматы, тиологии и философия христианства. В пределах II-IV вв основным содержанием является апологетика святого писания. (защита христианства от язычников). V-VIII вв – устоявшаяся система догматов. К V в теологические толкования мира становятся тотальными.
Ветхий завет – I
Новый завет – II
Их толкования – II-v
Догматика – VI-VIII
Имена: Климент Александрийский, Ориген, Августин, Иоан Златоуст.
Климент: Философия – средство защиты с помощью рациональных понятий.
Ориген Александрийский: из философии греков следует взять рационализм, чтобы прояснить положительную религию. Правильное применение ф-и не вредит библии. Августин: разработка идей креационизма. Бог –
Билет №14.
Особенности возрожденческого мировоззрения.
Идет возрождение идеалов античности в части интереса к природе, человеку и гражданской жизни. В философии: на первый план выходят гуманисты, они и есть философы этого периода. Гуманистами они называют себя сами, желая подчеркнуть противоположность своего видения мира от видения мира схоластикой.
1.В эпоху В художники впервые были осознаны как интеллектуалы.
2.Диалектика христианской мифологии Николая Кузанского, он был координалом, епископом, из простой семьи. «Ученое незнание». Он придерживается отрицательной теологии (бог не может быть сведен ни к какому набору качеств, потому что он во всем). Он вводит понятие АБСОЛЮТА. Говоря об ученом незнании он говорит: истина не есть нечто противоположное заблуждению. Она не отделима от заблуждения. Меняется само понимание диалектики. В античные времена – искусство ведения
Билет №15
Гуманистическая концепция христианской философии Эразма Ротердамского.
Э.Ротер. его лучшее произведение «Похвала глупости», «О свободе воли», «Эпикуриец».
Основная идея философии Христа – идея этики. По его мнению философия Христа д.б. свободной игрой разума, а не исподвижной догматой. Вера в христ. догматы должна быть заменена любовью и милосердием. Он трактует христианство как завершение всех мировых религиозных поисков. Христианство должно вобрать в себя все то, что мудро, талантливо, человечно. В философии Христа мир должен пониматься как благой и прекрасный, данный людям для радости. Человек должен благодарить бога, что он живет, созерцает, размышляет. Эразм считает, что Христос эпикуреец.
Билет №10.
Особенности эллинистического мировоззрения. Эпикуреизм.
ЭЛЛИНИЗМ не означает национальной принадлежности. Конец IVв до н.э.-I в н.э. Эллины: Платон, Аристотель. Эллинизм – культурологическая характеристика той эпохи. Для историков Э.- влияние греческой культуры на страны востока (в связи с А.Македонским и римскими походами) Этим термином обозначаются духовные процессы смешения греческой и восточной религии. эллинство это слой людей, объединенных почитанием греческой культуры. В области философии не появляется оригинальных идей. Но идет классификация, копирование, критика греческих идей. В философской проблематике появляют
Билет №11.
Особенности эллинистического мировоззрения.
Стоицизм. Скептицизм.
ЭЛЛИНИЗМ не означает национальной принадлежности. Конец IVв до н.э.-I в н.э. Эллины: Платон, Аристотель. Эллинизм – культурологическая характеристика той эпохи. Для историков Э.- влияние греческой культуры на страны востока (в связи с А.Македонским и римскими походами) Этим термином обозначаются духовные процессы смешения греческой и восточной религии. эллинство это слой людей, объединенных почитанием греческой культуры. В области философии не появляется оригинальных идей. Но идет классификация, копирование, критика греческих идей. В философской проблематике появляются новые акценты, на задний план уходят вопросы политики, большой интерес к опыту, а не к теории.
СТОИЦИЗМ. (IIIв до н.э.)
Представители: Хрисипп, Сенека, Понеций, Марк Аврелий.
Основная забота: как жить правильно. У них очень много идей антологического порядка, взятых у Платона и Аристотеля. Они признают: «бога перводвигателя» и др. Материя – есть дьявол из-за ее постности, слепости. Логос пытается воплотиться в материю, но она сопротивляется. Логос это разум. Сопротивление логоса и материи – судьба вещей. Ваша судьба – стихия сочетания логоса и материи. Как жить? Принять свою судьбу и нести ее с достоинством.
ся новые акценты, на задний план уходят вопросы политики, большой интерес к опыту, а не к теории.
ЭПИКУРЕИЗМ – нейтральное в этом периоде. Последователи: Лукреций Кар. Исходные позиции – эпикур по убеждению наследник атомистов. Он говорит о большой свободе атомов. Он вошел в историю тем, что проповедовал отдельную жизненную позицию, первичная реальность – отдельный человек, и общество – вторично. Счастье отдельного человека фундаментально для общества. «Живи скрытно» - девиз Эпикура, т.е. не зависеть от внешних обстоятельств. Главная задача – отрешиться от страха и жить внутренней жизнью, быть самодостаточным. Нужно отрешиться от страха богов, смерти. В самом человеке есть уже все.
Свобода человека в принятии своей судьбы, это главное в стоицизме. Именно они говорят о несправедливости рабства с точки зрения гуманистической. Именно для них характерно: бесстрастия и независимость от внешних обстоятельств.
СКЕПТИЦИЗМ (IIIв до н.э.)
Представители: Перрон, Тимон.
Они вошли в культуру как сильные гносиологи (теоретики познания). Знание- это копия материальной стороны вещи. Эта копия создается нашими чувствами. Теоретическое знание – это конструкция нашего ума, и у нас никогда нет уверенности в том, что теоретическая конструкция нашего ума не всегда совпадает с объективным знанием. Они были заняты развернутой аргументацией субъективности нашего знания. Они спорят с Аристотелем. Скептики не являются агностиками, они утверждают, что истина – это процесс ее поиска. Их девиз: «Эпохе» (воздержись от суждений). Сами скептики своих предшествен ников называют догматиками.
Десять тропов:
1.На разнообразие живых существ
2.На разнице между людьми
3.На различном устройстве органов чувств
4.На окружающих условиях
5.На положениях, промежутках и местностях
6.На примесях
7.На соотношении величин
8.На относительности
9.На постоянной или редкой встречаемости
10.на способах суждения.
перехода возможности в действитель ность А называет ЭНТЕЛЕХИЯ – полнота осуществления вещи (вещь в ее полном развитии). А различает материю 1-ю и последнюю. Если нет материи вне формы, то изучать сущность вещей надо в самой вещи.
Изучать сущность вещи:
Нужно изучать «то, из чего» (материальную причину вещей)
--- форму вещей.
Движущая причина вещей.
Целевая причина вещи.
Под целью у А имеется ввиду состояние вещи на определенной стадии ее развития. Знание вещей – знание причины вещи, это мышление о вещах. Рассуждение о:
Субстанции, о количестве, месте, t, положении, состоянии, действии.
уровень абстракции. (некий абсолютный бог).
2.Античные боги – им нет дела до человека. Отношения торговли с ними.
3.Христианский бог – предполагает только личное отношение (я-ты)
Принципы христианства:
1.принцип монотеизма
2.--- креационизма (творение из ничего)
3. --- приоритета веры перед знаниями
4.--- выведения мирового порядка из божественного разума.
5.--- транстендентности бога (потусторонность)
независимый от мира абсолют.
Идея провиденциолизма – характерная черта средневекового мировоззрения.
СХОЛАСТИКА (от греч. Школа, беседа). Заинтересована в единой идеологии государства. Схоластика обсуждает такие вопросы, что и отцы церкви. Основная задача – рационализировать теологию. Схоластика – более спокойное, логически выверенное сухое пережевывание этих же мыслей. Наиболее значимая фигура – Фома Аквинский. Его идея: провозглашен ие преимущества теологии над философией (веры над знанием). Он дает католическое переосмысление Аристотеля.
ПОЗДНЯЯ СХОЛАСТИКА – характериз. движением и разграничением сфер веры и разума. Это идет внутри самой теологии. И это – начало конца подчиненности философии теологии. Последователи: Уильям Оккам: последовательный номиналист Продолжение разграничения сферы веры и знания. От положительного знания надо отсечь все недокозательное.
спора, в средние века – умение при помощи понятий доказать существование веры, в возрождение – совпадение противоположностей (умение видеть предмет в его возможностях).
3.Понтеизм (бог повсюду, всебожие) Прежде всего П формируется в пределах натурфилософии (умозрительные рассуждения о природе). Дж.Бруно на него оказало влияние открытия Коперника и идеи Кузанского. По его утверждению: бог полностью совпадает с миром и исчерпыва ется этим миром. У Бруно силно выражена мысль, характерная для всего возрождения: понимание бога как художника, творца всяких форм. Его работа: «о бесконечности вселенной и мирах»
4. Гуманизм. Гуманистическая концепция христианской философии Эразма Ротердамского. Возрожденческий гуманизм связан с признанием земного самоутвер ждения личности. Гуманизм связан с превознесением свободомысля щего сознания и светского индивидуализма.