Михайлов Михаил Ларионович
4(16).1.1829, Оренбург, - 3(15).8.1865, Кадая, ныне Читинской обл.
Русский поэт, революционный деятель. Родился в семье чиновника, отец которого был крепостным. Получил домашнее образование, учился в Петербургском университете (1846-48).
С 1845 печатал стихи и очерки в петербургских журналах; с начала 50-х гг. писал прозу в духе натуральной школы (повести "Адам Адамыч", "Кружевница", роман "ПерелЕтные птицы", 1854).
Сотрудничал в "Современнике" (с 1852) как поэт, критик, публицист: в статьях ("Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе", 1860, и др.) выступал с требованием гражданского равноправия для женщины. Сблизившись с кружком, который сложился вокруг Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского, Михайлов в 1860 вошЕл в состав редакции "Современника", возглавил отдел иностранной литературы. Тогда же начал нелегальную деятельность, участвовал в составлении (совместно с Н. В. Шелгуновым) и распространении революционных прокламаций молодому поколению", которую напечатал в Лондоне, в типографии А. И. Герцена. Осенью 1861 арестован; приговорЕн к 6 годам каторги и пожизненному поселению в Сибири.
В своей лирике и политической сатире Михайлов, поэт некрасовской школы, обращался к темам из народной жизни, развивал традиции поэзии декабристов и М. Ю. Лермонтова, звал к борьбе с произволом и насилием (стихотворения "Пятеро", "Памяти Добролюбова"). Некоторые его стихи, отмеченные агитационно-песенными интонациями, гражданской патетикой, стали революционными песнями ("Памяти Добролюбова", "Крепко, дружно вас в объятья..." и др.).
Выдающийся переводчик, Михайлов сделал достоянием русских читателей многие произведения прогрессивной поэзии мира (П. Ж. Беранже, А. Мицкевич, Г. Лонгфелло, Т. Гуд и др.). Его переводы "Песен Гейне" (1858) А. А. Блок считал "настоящими перлами поэзии" (Собрание соч., т. 11, 1934, с. 228).
Перу Михайлова принадлежит создание первой в истории мировой литературы пассеистической (обращенной в прошлое) утопии, изображавшей жизнь первобытного человека - повести "За пределами истории". Романы на ту же тему братьев Рани - "Хищник-гигант", "Борьба за огонь" - появились намного позднее. Это произведение Михайлова по новаторству стоит вровень с загадочной "Косморамой" Одоевского.